Научная статья на тему 'Преемственность профессиональной музыкальной подготовки и просветительской деятельности в эстетическом воспитании в татарстане (начало XX века)'

Преемственность профессиональной музыкальной подготовки и просветительской деятельности в эстетическом воспитании в татарстане (начало XX века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность профессиональной музыкальной подготовки и просветительской деятельности в эстетическом воспитании в татарстане (начало XX века)»

преемственность профессиональной музыкальной подготовки и просветительской деятельности в эстетическом воспитании в татарстане (начало xx века)

Е.М.Талишникова, зав. кафедрой Казанского государственного финансово-экономического института, кандидат педагогических наук

Формирование и развитие личности требуют координации педагогических действий, непрерывности и преемственности воспитательного воздействия. Эстетическое воспитание - не простой, стихийно протекающий процесс, а постоянное, целенаправленное и качественное расширение и обогащение знаний человека в области литературы, живописи, музыки и искусства; создание условий со стороны общества и его педагогических социумов для совершенствования и самосовершенствования творческих задатков и способностей личности; для развития ее эстетических взглядов, вкусов, эмоций, чувств, потребностей, эмоциональных отношений; для включения в активную творческую деятельность. Эстетическое воспитание может быть правильно понято и проанализировано лишь при рассмотрении его в конкретных исторических условиях и связях. Исследуя эволюцию эстетического воспитания в Татарстане, мы ставим задачу проанализировать исторический период начала XX века на основе выявления его преемственных связей, под которыми понимаем связи между различными этапами развития с частичным повторением положительных элементов старого, их качественным обновлением, но уже на более высокой стадии при переходе к новому состоянию. Преемственность рассматривается как закономерное явление специально управляемых процессов, обеспечивающих поступательный, прогрессивный характер развития и играющих большую роль во всех областях социальной практики: в развитии науки, культуры, образования, воспитания. При осуществлении преемст-

венности имеют место три измерения: прошлое, настоящее и будущее, причем будущее указывает на перспективность развития, предполагающую связь с последующим успешным освоением нового на основе старого.

Остановимся на анализе одного из измерений преемственности, характеризуемого как «прошлое», с тем, чтобы в последующем выявить «настоящий» характер одного из аспектов эстетического воспитания - музыкального. Исторический анализ эволюции процесса эстетического воздействия свидетельствует, что оно осуществлялось по нескольким направлениям: музыка, изобразительное искусство, литература, театр, объединения по эстетическим интересам.

Большое эмоциональное воздействие на становление эстетических взглядов в жизни молодежи Казанской губернии начала XX века оказывало музыкальное воспитание.

Например, в Казанском уезде в 77 земских училищах в первой половине 1902 года пению обучались 1671 мальчик и 760 девочек, а во второй половине уже соответственно - 1425 и 669, [1, с.З]. Музыкальное воспитание предусматривало: 1) поэтапное введение нотного пения; 2) фольклорный этап -«пение из народных песен»; 3) действенный этап - прогулки и игры в лесу, где «пением собирались целые толпы народа». Результатом этого было воспитание эстетических чувств и достижение общего развития учеников [2, с.4]. Документальным закреплением данных «этапов» музыкального воспитания стало в 1911 году решение Общеземского

не-

деи-

-КИХ -КОЙ

чу-

в

■ по-569, трение ал -йст-есу, лпы :пи-•:же---4]. ных старого

съезда по народному образованию, которое гласило: учителя народных школ «должны по возможности обладать столь ценными в учительском деле навыками пения, музыки» [3,с. 2-3].

Инородческая школа 1905 года, по мнению учителя Ядринского уезда Гурия Иванова, не «поставлена еще как следует: часто она не понимает своего главного назначения - воспитания народа. Одним из лучших воспитательных средств является, без сомнения, пение» [4, с.З], причем исполнение русских песен «желательно и полезно» сочетать с лучшими инородными песнями, тем более, что «они весьма скоро усваиваются и поются детьми с большим интересом» [4, с.4]. Основоположником музыкального воспитания нерусского населения был В.М. Айонов (в прошлом оперный певец и военный капельмейстер). Позднее, в 1918 году, он открыл музыкальную школу «Студия свободных искусств», где в первое время обучались 114 татар, 48 чувашей, 31 мари и 6 удмуртов [5, с.70].

В начале века в Казани было много частных преподавателей музыки, которые не только давали музыкальное воспитание, но и устраивали публичные показы своих достижений - например, постановку опер. Так, силами учеников школы пения М.Л.Генжиан в 1902 году были поставлены опера «Онегин», отрывки из «Риголетто» и «Жизни за царя» [6, с.4]. В Родионовском институте благородных девиц в том же году силами воспитанниц состоялась премьера оперы В.Ю.Валуа «Принц Лелио» (был приглашен оркестр, которым дирижировал Р.А.Гуммерт) [7, с.90]. В 1905 году в помещении Козмодемьянского городского трехклассного училища прошел спектакль по музыкальной пьесе «Жизнь за царя» (переделка одноименной оперы М.Глинки), исполнителями которой были ученики этого училища, в антрактах также исполнившие несколько «песен Чайковского» [8, с.5].

При Богоявленском соборе действовал хор духовной музыки под управлением Б.С.Морева. Так, в 1906 году «Казанский телеграф» анонсировал духовный концерт, на котором все песнопения исполнял хор Богоявленской и Университетской церквей при участии любителей церковного пения под управлением известного в Казани знатока духовной музыки Б.С.Морева. Программа концерта включала 15 номеров известных русских композиторов [9].

В 1915 году в Казани возникает большое певческое общество, целью которого, наряду с устройством концертов, являлось поднятие интереса и распространение народной русской песни в особенности инородческих песен в частности. Общество практиковало направление специалистов по селам различных губерний для сбора народных песен [10].

В Казанской Татарской Учительской Школе (КТУШ), основанной еще в XIX веке, большое внимание уделялось эстетическому воспитанию, в частности, музыкальной подготовке. С первых дней существования школы воспитанникам (будущим учителям) разрешалось играть на музыкальных инструментах, петь и плясать (хотя исламом это было запрещено). В 1909-1910 учебном году нескольким ученикам КТУШ «было разрешено брать уроки в музыкальном училище Гуммерта», а в следующем учебном году в школе был создан свой «маленький оркестр», в 1913-1914 учебном году организуется музыкальный кружок, целью которого была профессиональная подготовка учащихся [7].

Народный энтузиазм послерево-лнщионного периода в республике по подъему художественной культуры своей был характерен для многих учителей, преподавателей, работников просвещения, партийных работников. Стремление наиболее полно раскрыть способности учащихся, приблизить

музыкальную культуру к народу было отражено в протоколах заседаний Казанской Губернской Коллегии Отдела Народного Образования, датированных 1918 годом, где рассматривались общие вопросы музыкальной подготовки, ходатайства о приобретении музыкальных инструментов для кружков, детских садов; назначения на должности преподавателей музыки и т.д. [11]. Гражданин поселка Шихран Кашинский, назначенный на должность преподавателя пения и музыки Музыкально-Волжской Студии (1919-1920 г.г.), считал, что "в душе народной заложено много поэзии, и это свойство народа создает громадные психологические возможности широкой деятельности в смысле его художественного развития". Кашинский подчеркивал, что перед народом открылись бы "замечательные дали и богатые перспективы", если бы музыка стала его достоянием [12].

Профессиональная музыкальная подготовка начинается в Казани в 1919 году с открытия музыкальных школ 1 и 2 ступени, целью которых было обучение музыкальной грамоте. Одна из школ находилась на улице Чернышевского (ныне Кремлевская), в ее пограмму помимо музыкальной грамоты входило хоровое пение, слушание музыки, постановка голоса, знакомство с инструментами (скрипка, рояль). С аналогичной программой была создана и школа Крестовникова [13].

С открытием в 1920 году Центральной Восточной Музыкальной Школы (ЦВМШ) профессиональная подготовка приобретает более высокий уровень. ЦВМШ становится музыкальным заведением с тремя ступенями обучения. На первой ступени учащиеся изучали музыкальную грамоту, на второй - происходило развитие и усовершенствование их музыкальной грамотности, третья ступень давала профессиональное музыкальное образование, готовила специалистов.

Одной из эстетико-просветительских целей музыкальной школы "разработка местного музыкального творчества" [14]. Так, в 1921 году Восточная музыкальная школа занималась собиранием и обработкой народных мотивов, в результате чего издан труд профессора этой школы Никольского "История народной музыки у народностей Поволжья" и выпущен сборник татарских песен, собранных и "гармонизированных" преподавателем Прохоровым. Кроме того, здесь повышали свою квалификацию учителя и учащиеся из кантонов республики, для которых был открыт интернат и два филиала отделения ЦВМШ: в татарской Забулачной части города - мусульманские педагогические курсы, и на Арском поле - Кря-шенская Семинария [14]. Для организации концертной деятельности, показательных выступлений и для просветительской работы при школе имелся концертный зал на 250 мест. Таким образом, многоэтапная профессиональная подготовка органично сочеталась с музыкальным просветительством как важным элементом эстетического воспитания.

О преемственности музыкального воспитания свидетельствует рассмотрение вопросов о самостоятельном изучении музыки руководителями детских садов в целях постановки в дошкольных учреждениях музыкального воспитания и об открытии в кантонах Татарской республики музыкальных школ: в 1920 году в Арске была открыта музыкальная школа [14]; в 1921 году в Чистопольской музыкальной школе обучалось 165 учащихся, число преподавателей составляло 10 человек. Помимо музыкальной подготовки в школе велась просветительская музыкальная, воспитательная работа: были даны «исторический концерт» памяти Глинки и серия семейных вечеров; в дни праздников устраивались концерты, было создано пять струнных оркестров и два музы-

.^ного зассмот-шм

¡.ИМИ

3 до-эго 1*н£тонах

г голу в

хколе

[ зге^ода-j: утгмо эелась «естита-

I :ерия ZH5ÎK0B '-•-11Н0

музы-

кальных кружка [15]. Для показательной школы-семилетки в городе Чистополе было построено новое здание с просторными помещениями, где проводились в форме собеседования клубные занятия по музыке и литературе [16].

Анализ архивных материалов, монографий, газетных статей, посвященных периоду 1917-1940 годов, свидетельствует, что в республике, большое внимание уделялось музыкальному просветительству. Известный в Казани педагог-музыкант Р.Гуммерт в докладной записке по поводу открытия в Казани Народной Консерватории писал о необходимости "распространять музыку в народ и этим самым поднять на надлежающую высоту его духовную жизнь". Важнейшей формой музыкальной подготовки он считал народную песню, а именно "хоровое пение как основу всеобщего музыкального развития народных масс". Для получения специального музыкального образования (обучение инструментальной музыке) было рекомендовано: 1) "на первое место ставить оркестр, а также игру на оркестровых инструментах (преимущественно струнных и духовых), на фортепиано (рояль или пианино)", которое "по своему исключительному устройству представляет суррогат оркестра"; 2) изучение истории музыки, истории искусства, эстетики и прочее [17]. .

К 1932 году в районах Казани работало три начальных музыкальных школы, где обучалось 185 детей, в т.ч. 78 татар. Музыкальные школы готовили кадры для высшей ступени музыкального образования, их деятельность была направлена на развитие национальной музыкальной татарской культуры как важного фактора эстетического воспитания в республике [18]. В структуру музыкальной подготовки входила музыкально-просветительная работа, которая осуществлялась весьма сложно: во-первых, музыку воспринима-

ли как забаву, во-вторых, в музыкальные школы шла совершенно неподготовленная молодежь, но тем не менее имевшая колоссальное желание учиться, в-третьих, наблюдалась тенденция к «европеизированию» местной музыки, в-четвертых, не уделялось должного внимания детальному изучению народной музыки [14]. Вследствие этого была поставлена задача повышения качества музыкальной подготовки как важного средства эстетического воспитания молодежи. Для этого предлагалось два направления. Первое - уделять внимание изучению и исследованию ритмики, строя мелодии, формы и анализа текста песни народов Поволжья, восточных мелодий, главным образом татар. Параллельно этому следовало изучать языки и музыку Поволжья, этнографию тюркских племен, перекладывать народные песни для пения под аккомпанемент рояля, для хора и симфонического оркестра. Второе направление - воспитание детей в дошкольном и школьном возрасте на народной песне. Для подготовки педагогов, хорошо знающих татарскую народную музыку, была создана Центральная Высшая Восточная Музыкальная школа [14].

Для популяризации музыки в Казани было создано Товарищество любителей игры на цитре и других музыкальных инструментах [19], налажен выпуск нот татарской национальной музыки для широкого распространения [20, с.З], организовывались концерты, лекции, работа кружков. Кроме того, общепринятой практикой стали концерты народной музыки, после которых читались лекции о развитии татарской народной музыки, с иллюстрациями на рояле, а артистами Татарского Академического театра и учащимися музыкального и театрального техникумов исполнялись народные мелодии и танцы [21].

Для объединения и контроля за профессиональными и самодеятельными

музыкальными начинаниями в 1930 году предлагалось создать в Казани центр -общество «Музыка - массам». Необходимость в таком координирующем центре была обусловлена тем, что Казань нуждалась в плановом и систематическом музыкальном обслуживании населения [22]. Позднее, в 1931 году, штаб внешкольной работы организовал новую эффективную форму музыкальной подготовки - «всетатарскую пятидневку музыки пионера и школьника», в рамках которой проводились выступления школьных коллективов в цехах, на рабочих окраинах - массовые карнавалы, вечера-смотры, детские оркестровые, хоровые, музыкальные выставки-передвижки [23].

Таким образом, в начале века большое внимание уделялось распространению народного пения, пения «инородных песен»; организации хоровой духовной музыки, созданию певческих обществ, обществ любителей церковного пения, шла подготовка учителей пения и музыки, процветала деятельность частных преподавателей музыки. Были созданы музыкальные школы, училище Гуммерта, Студия свободного искусства, различные музыкальные общества. Велась просветительская работа, которая заключалась в публичных музыкальных показах, постановках опер и музыкальных спектаклей в музыкальных школах и студиях, в КТУШ. Кроме того, можно сделать вывод, что увлечение народным и хоровым пением было характерно для двух временных периодов

- до революции и после нее. Культурная революция преемственно подняла музыкальное воспитание, профессиональную и просветительскую музыкальную подготовку на новую ступень. Так, музыкальное образование централизованно находилось в ведении Отдела народного образования, появился лозунг: «музыка

- достояние народа». Музыкальное образование стало охватывать всю территорию республики - было образовано не-

сколько музыкальных школ не только в Казани, но и в кантонах республики, что явилось новым этапом в преемственном развитии этого важного аспекта эстетического воспитания.

С созданием Центральной Восточной Музыкальной Школы появилась возможность готовить квалифицированные кадры, осуществлять повышение квалификации, организовывать мусульманские педагогические курсы, проводить клубные занятия по музыке. Музыкальная подготовка становится методически обоснованной: изучение ритмики, строя мелодии, анализ текстов песен, сбор и обработка песен народов Поволжья наряду с изучением языка и музыки Поволжья, этнографии тюркских племен. Музыкальное просветительство этого периода поднимается на качественно новую ступень своего развития: внимание к национальному музыкальному творчеству, развитие национальной музыкальной татарской культуры.

Использованные источники

1. Из доклада по народному образованию//Волжский Вестник. 1902,-№203.

2. Коновалов В.В.Школьные вопросы//Казанская газета. - 1905. - №10.

3. Общеземский съезд по народному образованию //Казанская газета, - 1911.-№40.

4. Народная образование // Казанская газета. - 1905. - № 19.

5. Вайда-Сайдашева. Г.К. Звуки времени. - Казань: Таткнигоиздат, 1991. - 126 с.

6. Волжский Вестник. -1902,- № 3.

7. Кантор Г.М. Начало-профессионально-музыкального образования в Казани и его связи с оперным театром и любительским музицированием // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания: Ученые записки Казан.пед.ин-та. Вып. 82,-Казань: КГПИ, 1970. - С.88-01.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.