Научная статья на тему 'Педагогическая и просветительская деятельность И. С. Морева: к вопросу становления и развития специального музыкального образования в Казани'

Педагогическая и просветительская деятельность И. С. Морева: к вопросу становления и развития специального музыкального образования в Казани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДИКА / MUSIC / CHORUS ART / PEDAGOGICS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марабаева Ю. А.

В статье освещается и анализируется концертно-просветительская и педагогическая деятельность И.С. Морева. Авторами подробно рассматривается работа И.С. Морева с различными хоровыми коллективами Казани; также в статье впервые изложены его методические рекомендации и программы музыкальных предметов для начальных и средних учебных заведений. В заключении приводятся основные цели и задачи, сформулированные И.С. Моревым, способствующие успешному развитию музыкальных навыков учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers and analyses pedagogic and enlightening I.S.Morev activities. Authors closely study proceedings of I.S.Morev with various chorus groups of Kazan; as well the article expounds for the first time methodic recommendation and programs of musicale subjects for elementary and secondary schools. In conclusion the main aims and objectives contributed to the successful development of musical skills of students are set forth by I.S. Morev

Текст научной работы на тему «Педагогическая и просветительская деятельность И. С. Морева: к вопросу становления и развития специального музыкального образования в Казани»

Ю. А. Марабаева

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И. С. МОРЕВА: К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ

Ключевые слова: музыка, хоровое искусство, педагогика, методика.

В статье освещается и анализируется концертно-просветительская и педагогическая деятельность И.С. Морева. Авторами подробно рассматривается работа И.С. Морева с различными хоровыми коллективами Казани; также в статье впервые изложены его методические рекомендации и программы музыкальных предметов для начальных и средних учебных заведений. В заключении приводятся основные цели и задачи, сформулированные И.С. Моревым, способствующие успешному развитию музыкальных навыков учащихся.

Key words: music, chorus art, pedagogics, strategy.

The article covers and analyses pedagogic and enlightening I.SMorev activities. Authors closely study proceedings of

I.SMorev with various chorus groups of Kazan; as well the article expounds for the first time methodic recommendation and programs of musicale subjects for elementary and secondary schools. In conclusion the main aims and objectives contributed to the successful development of musical skills of students are set forth by I.S. Morev.

На сегодняшний день в отечественной музыкальной педагогике и музыкознании особую актуальность приобрело систематическое изучение истории музыкальной культуры многочисленных российских городов, педагогической и

просветительской деятельности известных музыкально-общественных деятелей отдельных регионов. Исследование и осмысление исторического прошлого может быть полезным в современных условиях, когда в нашей стране происходят сложные процессы культурного преобразования.

Иван Семенович Морев (1862 - 1933) родился в Твери в семье священнослужителя. В 1889 г. он окончил полный курс Петроградской Духовной академии по первому разряду. Его педагогическая карьера началась очень рано - будучи студентом академии, он начал работать преподавателем церковного пения в церковно-приходских школах в Петрограде. Сразу же после окончания академии приехал в Казань и активно включился в концертную жизнь города, выступая с академическими хорами. Одновременно с концертной деятельностью он читал лекции по методике дошкольного и школьного хорового пения в средних и высших учебных заведениях. Также он вел занятия по литургии и гомилетике в Казанской Духовной семинарии. С 1898 по 1901 гг. по приглашению Казанского Епархиального училищного совета преподавал церковное пение для учителей одноклассных церковно-приходских школ. По инициативе И.С. Морева в Казани были впервые организованы курсы пения для учителей этих школ. С 1902 по 1906 гг. И.С. Морев работал преподавателем церковного пения в Казанском Родионовском институте благородных девиц (КРИБД). С 1920 г. он преподавал в инструкторском хоровом классе в Высшей восточной музыкальной школе (ВВМШ), а с 1921 г. работал руководителем хорового класса в Восточной консерватории. С 1923 г. вел хоровой класс в

Восточном музыкальном техникуме (ВМТ) и класс пения в Казанском опытном педагогическом техникуме. Заслуги И.С. Морева были высоко оценены современниками, он был пожалован орденом Св. Станислава II и III степени и Св. Анны II и III степени [1, 88].

До Октябрьской революции И.С. Морев часто выступал с концертами духовной музыки на различных концертных площадках Казани. Сохранилась программа выступления И.С. Морева с архиерейским хором в зале Дворянского собрания в марте 1904 г. В концерте прозвучали произведения А.А. Архангельского, А. Львова, Г.Я. Ломакина и др. 13 декабря 1916 г. И.С. Морев выступил в качестве дирижера сводных хоров Николо-Вешняковской церкви, воспитанниц Окружного и Епархиального училища и учащихся Духовной семинарии в духовнопатриотическом концерте. Сводным хором были исполнены произведения А.А. Архангельского, А.Д. Кастальского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, П.Г. Чеснокова и др.

Заслуживает отдельного внимания работа И.С. Морева с хором Богоявленского собора. В хоре Морева пели юноши и девушки - студенты высших учебных заведений Казани, с хорошими голосами и владеющие музыкальной грамотой. Желающие петь в хоре Богоявленского собора проходили строгий отбор - Морев принимал в свой хор только с поставленными голосами, подбирал хоровые партии исходя от тембральных особенностей каждого хориста. Выступления хора отличались глубоким проникновением в стилистику исполняемого произведения, точным интонированием и артистичностью. Сохранилась рецензия в «Русской Музыкальной Газете» на выступление регента И.С. Морева с хором Богоявленского собора, где корреспондент писал, что «он искусно и без всяких вычур управляет хором» [2, 841]. Выступления с хором Богоявленского собора принесло большую

популярность И.С. Мореву. Слава о нем, как о выдающемся регенте распространилась за пределы города.

Сохранились свидетельства о тесном творческом сотрудничестве И.С. Морева с Казанским университетом. Большой общественный резонанс получили совместные выступления хора Богоявленского собора с хором университетской Крестовоздвиженской церкви. 12 марта 1906 г.

объединенный хор Богоявленской и Крестовоздвиженской церкви выступил в концерте-лекции на тему «Христианство и социализм» прочитанной профессором университета А.В. Смирновым. В этом концерте были исполнены духовные произведения А.А. Веделя «Благослови душу мою господи», «На реках Вавилонских», «Свете тихий».

Хор Богоявленского собора под управлением И. С. Морева ежегодно выступал на

благотворительных концертах в Великопостную неделю. Эти концерты проходили при полных залах и вызывали огромный интерес у слушателей. Интерес публики объяснялся, прежде всего, высокой культурой исполнения, которая поддерживалась составом хора и его руководителем, сделавшим хоровое искусство одним из самых любимых форм исполнительства у казанских слушателей.

Однако не все нововведения, принятые И.С. Моревым были положительно восприняты современниками. Некоторые критики упрекали его (как казалось на тот момент) за чрезмерно эмоциональную трактовку церковных произведений, включение сочинений С.В. Рахманинова, А.Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского и других композиторов в программу духовных концертов. И.С. Морев, следуя Петербургской традиции, заменил в хоре голоса мальчиков - дисканты и альты женскими голосами, что явилось причиной дискуссий в музыкальной общественности Казани.

Однако недоброжелательная критика не повлияла на дальнейшую творческую судьбу И.С. Морева, а наоборот, дала толчок к расширению сферы его деятельности на музыкальном поприще. Он начал работать со светскими коллективами. 9 февраля 1914

г. в зале Дворянского собрания состоялось его выступление с хором музыкального училища. На концерте были исполнены произведения А.П. Бородина (хор поселян из оперы «Князь Игорь»), И.С. Танеева («Восход солнца», «Звезды»), А.Т.

Гречанинова («Несжатая полоса», «Туда, где лес шумит», «Север и юг», «Солнце и месяц», «Осень»), М.В. Анцева («Море и утес») и др. Это выступление И. С. Морева вызвало большой общественный резонанс. На страницах газет появились заметки, где корреспонденты вели дискуссии о церковной и светской музыке, возможности регента дирижировать коллективом, исполняющим светскую музыку и т. д. Несмотря на разные диспуты, творческая деятельность И. С. Морева получила широкое признание. О нем заговорили как о выдающемся дирижере. 21 марта 1913 г. в Казани большим показательным концертом был широко отмечен 25-

летний юбилей педагогической и дирижерской деятельности И. С. Морева. В программе концерта прозвучала духовная музыка. В зале Дворянского собрания казанская публика прослушала произведения А.А. Архангельского «Боже, во имя Твое спаси мя», «Ныне отпущаеши», «Ныне силы небесныя», Д.С. Бортнянского «Да воскреснет Бог», А.Т. Гречанинова «Волною морскою», «К Богородице прилежно», А.В. Никольского «Егда славнии», «Благообразный Иосиф», А. Д. Кастальского «Кресту твоему поклонимся Владыка», Н. Н. Толстякова «Благослови душе», П.И. Турчанинова «Да молчит», П.Г. Чеснокова «Ныне отпущаеши», «Господи

воззвах», Д.Н. Шведова «Достойно есть». Концерт прошел с большим успехом. Отзывы о концерте появились в казанской прессе. Корреспондент одного из столичных журналов писал: «Хор Морева для провинции большая редкость. Хор состоит из тридцати человек, но его голоса, строй, ритм и художественное исполнение заслуживают большего внимания. И. С. Морев является несомненным в своем деле художником» [3, 73]. В это же время в журнале «Музыка и пение» (1913, № 11) появилась статья А.А. Игнатьева «Иван С. Морев», где автор отмечает выдающиеся заслуги И.С. Морева в развитии хорового искусства в Казани и музыкального просвещения горожан.

После Октябрьской революции И.С. Морев активно включился в общественную жизнь города. Он читал лекции по хоровому пению на музыкальнопедагогических курсах, открытых в Казани в 1919 г. В 1920 г. принял предложение В.М. Айонова вести инструкторский хоровой класс в ВВМШ, совмещая эту работу с педагогической деятельностью во второй учительской семинарии. Его работа в учительской семинарии была положительно оценена современниками о чем свидетельствуют рецензии в периодической печати того времени. Педагогическими итогами работы И.С. Морева в семинарии были концерты его воспитанников. Так, 2 марта 1919 г. во второй учительской семинарии состоялся концерт учащихся под управлением И.С. Морева. Задачей концерта являлось знакомство учащихся с русской народной песней и произведениями русских композиторов. Перед слушателями были исполнены народные песни в обработке Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова «Не летай соловей», «Гуленьки», «Я на камушке сижу», В.И. Ребикова «Ручеек», Ипполитова-Иванова «Грузинская колыбельная песня» и т. д. Также слушателям были представлены русские народные песни в гармонизации А.А. Архангелького, Яичкова и Ярошенко. Больше всего слушателям понравилось исполнение народной песни «Белолица, круглолица» в гармонизации Ярошенко под аккомпанемент оркестра балалаек и фортепиано. По свидетельству корреспондента журнала «Вестник Просвещения» концерт этот «... должен быть отмеченным, как по замыслу, так и по исполнению, он выделялся из обычных ученических концертов серьезностью и цельностью своей программы и стройным художественным исполнением. Располагая таким

опытным руководителем и талантливым преподавателем, каким является И.С. Морев, вторая учительская семинария идет впереди многих учебных заведений Казани в деле музыкального образования учащихся» [4, 51].

В советский период исполнительская деятельность И.С. Морева приобрела небывалый размах. Он создал большой хоровой коллектив, состоящий из 400 - 450 человек с которым вел непрерывную концертную деятельность. В хоре пели учащиеся музыкального и художественного училища и студенты других вузов. Этот коллектив пользовался огромной популярностью у казанских слушателей. Хор исполнял актуальные для того времени произведения на революционную тематику и лучшие образцы русской музыкальной литературы. Так, на сцене Городского театра хор исполнил «Интернационал» и «Весну» А.Т. Гречанинова [5]. Часто хор Морева выступал на концертах-митингах в саду «Рабочий отдых», устраиваемых культурнопросветительным отделом. Корреспондент газеты «Знамя революции» писал: «Заслуженный успех выпал на долю хора под управлением И. С. Морева, исполнившего шесть произведений. Уважаемый регент каждый номер препровождал толковым разъяснением, что весьма нравится публике и заставляет ее еще с большим вниманием слушать исполнение. «Дубинушка» П.Г. Чеснокова имела большой успех, также как и «Серебрясь переливами звездных ночей» Богрецова» [6]. Далее корреспондент отмечал положительное влияние концертов хоровой музыки на демократическую часть населения и т. д. Особенно полюбилось горожанам исполнение хором «Дубинушки» П.Г. Чеснокова. В одной из рецензий того времени читаем: «Исполнение «Дубинушки» П.Г. Чеснокова только лишний раз подчеркнуло, что казанская публика в лице Морева имеет дирижера «милостию Божией». Исполнение вызвало гром аплодисментов...» [7].

Отдельного внимания заслуживает деятельность И.С. Морева в разработке программы музыкальных предметов в Единой трудовой школе (ЕТШ). Он считал, что главной целью ЕТШ служит всестороннее гармоничное развитие личности человека. Он утверждал, что наряду с наукой, лучшим средством к достижению указанной цели служит искусство, из всех видов которого самым доступным и близким для народа всегда были и будут пение и музыка. Являясь сильнейшим фактором в эстетическом воспитании подрастающего поколения, пение и музыка оказывают в то же время самое благотворное влияние и на все остальные, как духовные, так и физические силы человека. И.С. Морев писал, что «правильно поставленные занятия хоровым пением не только воспитывают

художественный вкус и удовлетворяют морально-

эстетические запросы, но также положительно действуют на ум, память и воображение; изощряют внимание и уравновешивают различные темпераменты; без тени какого-либо насилия

дисциплинируют и подчиняют индивидуальные

стремления и волю исполнителей намерениям и воле

единого руководителя; возбуждают активность, самодеятельность и творческую инициативу всех участвующих в совместной и любимой ансамблевой работе (в хоре или оркестре); повышают мускульную двигательную энергию, укрепляют дыхательный и голосовой аппарат и, вообще, самым благотворным образом влияют на весь организм человека и состояние его здоровья» [8, 30].

На страницах журнала «Трудовая школа» он рассуждал о постановке преподавания музыки и пения в ЕТШ, считая это «делом жизненнонеобходимым». Он говорил, что «школа должна дать своим питомцам надлежащее музыкальное образование и развить в них художественный вкус». Центральной задачей в подборке учебного материала он считал прохождение старинных русских народных песен «ставя на первый план живое, практическое изучение русских народных песен и знакомя с ними общественность, исполняя их на музыкальных вечерах и концертах». Наряду с прохождением народных песен И. С. Морев рекомендовал включать в учебные программы детские и игровые песни. И.С. Морев считал, что хоровое пение есть самостоятельное художественное занятие, требующее серьезного отношения и продолжительной вокальнотехнической и музыкальной подготовки. Стремление учащихся к хоровому пению в учебных заведениях на тот период, исчерпывалось, за немногими счастливыми исключениями, заучиванием под скрипку или фортепиано нескольких простых хоровых пьесок, часто не в самой лучшей аранжировке, без определенного плана или системы. Хоры в учебных заведениях того времени имели довольно пестрый и случайный состав и обслуживали почти исключительно узко - практические цели такие как: юбилейные праздники, елки и т. п.

Вначале 20-х гг. в школах предмету «Пение» не уделялось должного внимания, а хоровому пению, как особому роду музыкального исполнения в школах не учили вовсе, вследствие чего на тот момент в Поволжье практически не было учащихся, умеющих профессионально петь в хоровом коллективе. В виду названных причин, множество

высокохудожественных произведений русской и западноевропейской хоровой классической литературы, даже переложения и обработки русских народных песен, оставались неизвестными ни широкой публике, ни самим учащимся. И. С. Морев считал хоровое пение «самым совершенным родом музыкального исполнения» и хотел сделать его в ЕТШ самостоятельным предметом. Ему принадлежит прогрессивная идея создания кроме обычных классных хоров, большого сводного коллектива из учащихся разных классов нескольких учебных заведений, обладающих хорошими голосами, своего рода «художественную капеллу, преследующую более высокие, по сравнению с классным хоровым пением, эстетические цели». Также он считал желательным участие в этом хоре, как преподавателей, так и родителей и родственников учащихся, обладающих хорошими вокальными данными и знанием нотной грамоты. В репертуар

данного хора должны были войти, прежде всего, русские народные песни в лучших переложениях и обработках П.И. Чайковского, А.П. Бородина, М.А. Балакирева, П.Г. Чеснокова и других композиторов, а затем и хоровые произведения отечественной и западной литературы. Участие в таком коллективе учащихся школ, учительских семинарий и педагогических институтов способствовало в дальнейшем организации уже самими участниками хора новых хоровых коллективов и тем самым содействовало популяризации хорового искусства. И. С. Морев радел за музыкальное просвещение народа посредством знакомства его с высокопрофессиональным хоровым искусством. Он писал, что «правильно организованные и жизнеспособные народно-певческие хоры не должны быть счастливым уделом какой-либо одной губернии, а широкой сетью раскинуться по всему необъятному пространству русской земли поддерживая пением дух общения в гражданах, соединяя чувства граждан в одно общее чувство - чувство дружбы, любви взаимной и любви к одному общему и целому Отечеству. Ибо хоровое пение есть единственное искусство, которое соединяет волю каждого отдельного лица в одну общую волю, посредством выполнения общего всем дела» [9, 39].

В середине 20-х гг. И.С. Морев работал в Казанском эксперементально-педагогическом

техникуме, где преподавал пение и занимался методической работой. Сохранилась программа по пению, составленная им для студентов 1 - 3 курсов техникума, которая содержала в себе рекомендации по постановке голоса, краткие сведения по элементарной теории музыки, самостоятельной работе учащихся и перечень рекомендуемой методической литературы. Программа составлена по принципу дальнейшего усложнения целей и задач обучения, развития технических и практических навыков учащихся. В свою программу И. С. Морев включил раздел «работа с хором», навыки по организации детских хоровых коллективов и педагогической практике.

Программа 1 курса состояла из следующих пунктов:

1. Коллективная постановка голоса. Условия правильного пения. Положение корпуса, головы, рта, языка при пении. Грудобрюшное дыхание при пении. Атака и удерживание звука. Работа с голосом на гласных и согласных звуках. Дикция. Нюансировка и филирование звука. Мажорные и минорные звукоряды. Двухголосное исполнение интервалов и гаммообразных упражнений. Исполнение мелодий в виде вокализов, детских и народных песен, нетрудных пьес с соблюдением знаков нюансировки.

2. Краткие сведения по элементарной теории

музыки.

3. Практическая работа учащихся.

4. Самостоятельная работа учащихся: пение сольфеджио, разучивание детских, революционных и народных песен и т. д. на основе пройденного в классе материала.

Учебные пособия: С.Орлов. «Уроки школьного

хорового пения», «Школьный сборник русских

народных песен», составленный музыкально-

этнографической комиссией, сборники народных песен Гречанинова, Дзбановского, Ребикова, Яичкова и др.

Программа для 2-го курса включала в себя:

1. Технические упражнения по дальнейшему воспитанию и развитию певческого голоса и музыкального слуха.

2. Гаммы - мажорные и минорные до 7-ми

знаков включительно. Родство тональностей.

Хроматическая гамма. Транспонирование. Интервалы и их обращения. Консонансы и диссонансы. Разрешение диссонансов.

3. Художественные упражнения (пение двух и трехголосных хоров с сопровождением фортепиано и а саре11а).

4. Самостоятельная работа учащихся на основе пройденного материала по разным разделам сольфеджио, элементарной теории музыки; разучивание народных песен и хоровых произведений.

Рекомендуемая методическая литература. Учебные пособия: Г.П. Чесноков «Элементарная теория

музыки», М. Климов «Первоначальное сольфеджио» (1923 г.), сборники песен Дзбановского, Лядова, Ребикова, Яичкова и др.

Программа для 3-го курса содержала в себе:

1. Технические упражнения по дальнейшему воспитанию правильного певческого голоса и музыкального слуха.

2. Повторение мажорных и минорных гамм. Доминантсептаккорд и его обращения. Нонаккорд. Мелизмы (нюансы исполнения). Знаки сокращения нотного письма.

3. Организация хорового коллектива.

4. Краткие методические указания о

преподавании пения в дошкольных учреждениях и школе I ступени.

5. Чтение вокальной художественной

литературы, а также сборников детских песен; работа с хором.

6. Самостоятельная работа: повторение

важнейших разделов элементарной теории музыки, двухголосное и трехголосное сольфеджио;

разучивание вокальных произведений, изучение сборников песен для детей дошкольного и школьного возраста; практика в организации и руководстве хором.

Учебные пособия: Г.П. Чесноков «Элементарная теория музыки», М. Климов «Первоначальное сольфеджио» (1923 г.), Сборник Дзбановского,

«Новые гусельники» (1924 г.), «Новый сборник игр с пением» (1924 г.), «Сто двадцать песен для детей дошкольного возраста» (1924 г.), Н. Преображенский «Песни труда и революции», хоры Глиэра и др. [10].

Анализ вышеизложенной программы позволяет сделать вывод, что методика И.С. Морева ставила своей целью комплексное музыкальное воспитание - учащиеся изучали хоровое пение одновременно с сольфеджио, теорией музыки и

практикой. Этот метод является прогрессивным и в наше время, так как в методике музыкальной педагогики уже давно была доказана эффективность одновременного прохождения предметов по специальности (вокал, хор, фортепиано, скрипка и т.

д.) и знаний по элементарной теории музыки, сольфеджио и т. д. Также нужно отметить, что программа И.С. Морева способствовала «направленности процесса обучения на всестороннее и гармоническое развитие личности студентов» [11].

На основе многолетнего опыта преподавания в учебных заведениях Казани, И.С. Моревым сформулированы основные цели и задачи в обучении пению:

• развитие музыкально-технических

способностей, прежде всего, таких как голос и художественный вкус;

• воспитание художественного вкуса учащихся посредством знакомства с древнерусским песенным творчеством;

• ознакомление учащихся с теорией и историей музыки для того, чтобы они могли не только осознанно слушать и понимать музыку, но и самостоятельно изучать и исполнять вокальные произведения средней трудности;

• организация показательного хора из более способных учащихся для исполнения лучших

произведений русской и зарубежной литературы и эстетическое воспитание учащихся и слушателей.

И.С. Морев внес огромный вклад в развитие хоровой культуры в Казани. Его педагогическая и концертно-просветительская деятельность

способствовала становлению профессионального музыкального образования в Поволжье.

Литература

1. НА РТ. (Нац. арх. Республики Татарстан) Ф. Р-80 (Казанский Родионовский институт благородных девиц). Оп. 1. Ед. хр. 2328. Л. 88.

2. Русская Музыкальная Газета. - 1897. - Май, июнь.

3. Хоровое и регентское дело. - 1913. - №4, апрель

4. Бюллетени отдела Народного образования Казанского совета рабочих, Красноармейских и Крестьянских депутатов (Трудовая школа). - 1919. - №7 и 8, март.

5. Знамя революции. - 1919. - 3 мая.

6. Знамя революции - 1919. - 3 августа.

8. Бюллетени отдела Народного образования Казанского совета рабочих, Красноармейских и Крестьянских депутатов (Трудовая школа). - 1919. - №5 и 6, февраль.

10. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. Р-285. Оп. 1. Ед. хр.127. Л.135, 135 об., 159, 159 об.

11. Вестник Казан. технол. ун-та.: рец. науч. журн. / -Казань: КНИТУ, 2011, №24.

© Ю. А. Марабаева - асп. каф. искусств народов Поволжья, отделения искусств Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.