Научная статья на тему 'Преемственность организационной работы в условиях учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры»'

Преемственность организационной работы в условиях учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / образовательная среда / физкультурно-оздоровительная работа / организационно-педагогические условия / учебно-научно-исследовательской лаборатория / physical culture / educational environment / physical education and health work / organizational and pedagogical conditions / educational and research laboratory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Иванович Супрунов, Василий Георгиевич Тюкин

Описываются теоретические и практические аспекты преемственности организационной работы в условиях учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры» Алтайского государственного педагогического университета. Рассматриваются особенности содержания организационно-педагогических условий развития учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры» в образовательной среде Алтайского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Иванович Супрунов, Василий Георгиевич Тюкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of organizational work in the conditions of the educational, scientific and research laboratory «Health-improving types of physical culture»

This scientific article describes the theoretical and practical aspects of the continuity of organizational work in the conditions of the educational and research laboratory «Health-improving types of physical culture» of the Altai State Pedagogical University. The features of the content of organizational and pedagogical conditions for the development of the educational, scientific and research laboratory «Health-improving types of physical culture» in the educational environment of the Altai State Pedagogical University are considered.

Текст научной работы на тему «Преемственность организационной работы в условиях учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры»»

Научная статья УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-127-130 EDN: https://elibrary.ru/teevcg NIION: 2018-0077-2/24-466 MOSURED: 77/27-024-2024-02-665

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Преемственность организационной работы в условиях учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры»

Сергей Иванович Супрунов1, Василий Георгиевич Тюкин2

1 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

Аннотация. Описываются теоретические и практические аспекты преемственности организационной работы в условиях учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры» Алтайского государственного педагогического университета. Рассматриваются особенности содержания организационно-педагогических условий развития учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры» в образовательной среде Алтайского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: физическая культура, образовательная среда, физкультурно-оздоровительная работа, организационно-педагогические условия, учебно-научно-исследовательской лаборатория

Для цитирования: Супрунов С. И., Тюкин В. Г. Преемственность организационной работы в условиях учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры» // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 127-130. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-127-130. EDN: TEEVCG.

Original article

Continuity of organizational work in the conditions of the educational, scientific and research laboratory «Health-improving types of physical culture»

Sergey I. Suprunov1, Vasily G. Tyukin2

1 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Barnaulsky Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

Abstract. This scientific article describes the theoretical and practical aspects of the continuity of organizational work in the conditions of the educational and research laboratory «Health-improving types of physical culture» of the Altai State Pedagogical University. The features of the content of organizational and pedagogical conditions for the development of the educational, scientific and research laboratory «Health-improving types of physical culture» in the educational environment of the Altai State Pedagogical University are considered.

Keywords: physical culture, educational environment, physical education and health work, organizational and pedagogical conditions, educational and research laboratory

For citation: Suprunov S. I., Tyukin V. G. Continuity of organizational work in the conditions of the educational, scientific and research laboratory «Health-improving types of physical culture». Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):127-130. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-127-130. EDN: TEEVCG.

Формирование потребностей в физическом и психическом здоровье и стремление к здоровому образу жизни в целом являются определяющим в физическом воспитании студентов. Чтобы процесс формирования этих потребностей был эффективным, он должен

быть осознанным. Анализу данного положения и была посвящена настоящая работа, в которой изучались организационно-педагогические условия спортивно-оздоровительной деятельности во внеучебное время на примере развития лаборатории «Оздоровительные

© Супрунов С. И., Тюкин В. Г., 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

127

виды физической культуры» (ОВФК) при кафедре гимнастики института физической культуры и спорта в образовательной среде Алтайского государственного педагогического университета [1; 2; 3].

Лаборатория «Оздоровительные виды физической культуры» начала свою работу как инициативная группа при кафедре гимнастики. Современные системы физических упражнений или «нетрадиционные виды гимнастики» были использованы и апробированы в лаборатории и применены на практике.

В университете построен спортивный комплекс с футбольным полем, резинобитумной беговой дорожкой, легкоатлетическими секторами и площадками для ручных игр, 50-метровый стрелковый тир, два спортивных зала - игровой и гимнастический, лыжная база на 150 пар лыж, тренажерное помещение размером в 170 м2 с 21 тренажером, 10 различными устройствами и 15 массажерами.

Коллективом сотрудников университета создано несколько типов спортивных тренажеров, обеспечивающих развитие всех групп мышц, суставов, связочного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Необходимость создания спортивных тренажеров возникла в связи с тем, что в университете стало поступать немало юношей и девушек с искривлением позвоночника, плоскостопием, ожирением, физически ослабленных. Несмотря на хорошую организацию физического воспитания (в лаборатории проводятся основные и факультативные занятия, круглосуточно работают секции по многим видам спорта: лыжная, легкоатлетическая, секции биатлона, баскетбола, волейбола, стрельбы и т. п., проводятся занятия во время большого перерыва, физкультурная пауза), этого оказалось недостаточно: нужен был индивидуальный подход к каждому студенту, страдающему каким-либо заболеванием. Выход из положения мы увидели в применении тренажеров для развития мышечной системы, укрепления суставов, связочного аппарата и т. д.

Сначала осторожно включали занятия на тренажерах в процесс общей физической подготовки. Результаты оказались неплохими: студенты и курсанты становились координированнее, физически крепче. Конструированием тренажеров, укрепляющих здоровье, способствующих бодрому настроению, занялись и преподаватели, и обучающиеся. Было организовано общественное конструкторское бюро, оборудован специальный тренажерный зал [7].

Создалась благоприятная ситуация для индивидуального подхода к студентам с ослабленным здоровьем, особенно отнесенным к специальной медицинской группе, разумеется, под контролем врача университета и врачей городского физкультурного диспансера [4].

Применение тренажеров в секционной работе дало большой эффект. Так, биатлонисты университета стали победителями российских соревнований по этому виду спорта среди высших учебных заведений.

Созданными тренажерами пользуются не только студенты университета: многие из них переданы городскому врачебно-физкультурному диспансеру, по-

128 РЕйДОООЮДЬ

ликлинике, профилакторию, отделению травматологии и успешно применяются там в лечебных целях.

Использование тренажеров в учебном процессе и во внеучебной работе способствует улучшению качества обучения. На 1-м курсе хорошие оценки по физическому воспитанию имеют 40 % студентов, на 2-м -60 %, на 3-м - 75 %, на 4-м - 86 %. Некоторые группы 4-го курса имеют 100 % хороших и отличных оценок. Все выпускники университета, отнесенные к основной медицинской группе, значкисты ГТО, спортсмены-разрядники, большинство из них - судьи по спорту или инструкторы-общественники. В университете значительно сократилось количество случаев простудных заболеваний. 100 % студентов-юношей идут на службу в ряды Российской Армии [5].

Получив в университете хорошую школу физической подготовки, его выпускники являются пропагандистами занятий физкультурой и спортом в профессиональной деятельности.

Особенно охотно студенты занимаются на тренажере «Спортивные качели», который обеспечивает ОФП как спортсменов-разрядников, так и лиц с ослабленным здоровьем, а также способствует подготовке к сдаче норм комплекса ГТО. На нем можно выполнять более 50 упражнений, причем в работу вовлекаются практически все группы мышц, что позволяет развивать силовые качества, выносливость, ловкость, совершенствовать вестибулярный аппарат. Тренажер, выполнен в основном из некондиционных труб [6].

Устройство содержит установленные на основании опоры и шарнирно смонтированную между ними на горизонтальной оси раму с грузами по одну сторону оси и рукояткой для хвата по другую. Рама снабжена перекладиной и связана с горизонтальной осью через шарнирные четырехзвенники, один из шарниров каждого из которых смонтирован на оси, а противоположная шарниру одна из сторон каждого четырехз-венника выполнена как одно целое с соответствующей стороной рамы. Грузы закреплены между смежными с рамой одноименными сторонами четырехзвенников. Рама имеет зазор с основанием при вертикальном ее положении. Стороны четырехзвенников, несущих грузы, связаны между собой осями. Грузы установлены на осях. На оси опоры смонтирован фрикционный тормоз.

Размер основания тренажера - 655х625 мм., высота до горизонтальной оси - 900 мм., длина перекладины -1965 мм.

Примерный комплекс упражнений:

I. Упражнение для мышц, приводящих руку к туловищу, грудных, лопаток, широчайшей мышцы спины, дельтовидной.

И.п. - стоя лицом к тренажеру, вытянутыми руками держась за перекладину, сделать шаг назад.

I. - навалиться на перекладину, опуская руки и согнувшись в позвоночнике, ногу приставить; 2. - и.п.

II. Упражнение для мышц, приводящих руки к туловищу, широчайших, грудных, поворачивающих лопатки, сгибателей рук, мышц живота.

SCIENCES

И.п. - стоя спиной к тренажеру, вытянутыми руками держаться за перекладину.

1. - навалиться на перекладину, опуская руки и согнувшись в позвоночнике; 2. - и.п.

III. Упражнение для мышц-сгибателей рук, широчайшей мышцы спины, сводящих лопатки, задних пучков трапециевидной мышцы.

И.п. - стоя лицом к тренажеру с противоположной его стороны, руками держаться за перекладину.

1. - навалиться на перекладину, опуская руки, согнувшись в позвоночнике; 2. - и.п.

IV. Упражнение для мышц, приводящих руки к туловищу, широчайшей, грудных, поворачивающих лопатки, сгибателей рук, живота.

И.п. - сидя на плинте спиной к тренажеру, вытянутыми руками держаться за перекладину.

1. - навалиться на перекладину, опустив руки вниз; 2. - и.п.

V. Упражнение для мышц рук и плечевого пояса.

И.п. - сидя на плинте (лицом к тренажеру), руками

держаться за стойки перекладины.

1. - навалиться руками на стойки, опустить руки вниз; 2. - и.п.

VI. Упражнение для мышц рук, лучезапястных суставов, коленных суставов.

И.п. - сидя на плинте лицом к тренажеру, руками держаться за насечки вращающейся трубы, ноги поставить на рычаг хвата и рамы.

1. - руками вращать трубу (предварительно определив нагрузку фрикционным тормозом), одновременно ногами посылать груз вперед; 2. - и.п.

VII. Упражнение для мышц-сгибателей рук (бицепсов) и предплечий, мышц, сводящих лопатки, задних пучков дельтовидных, широчайшей мышцы спины, живота.

И.п. - лежа на спине ногами к тренажеру, руками держаться за стойки перекладины.

1. - подняться вверх; 2. - и.п.

VIII. Упражнение для мышц рук, плечевого пояса, спины, ног, брюшного пресса.

И.п. - лежа на спине, поставить ноги на горизонтальную ось, руками держаться за поручни стоек.

1. - подняться вверх; 2. - и.п.

IX. Упражнение для мышц ног, живота, рук.

И.п. - лежа на спине лицом к тренажеру, руками держаться за поручни стоек, ноги поставить на перекладину.

1. - опустить ноги вниз; 2. - и.п.

Комплекс упражнений для развития мышц рук; ног, спины, плечевого пояса, двигательного центра и вестибулярного аппарата, а также для укрепления и развития коленных, голеностопных, локтевых, лучезапястных, плечевых суставов и позвоночника.

1-е упражнение.

И.п. - стоя лицом к тренажеру. Руками держаться за насечки вращающейся трубы (предварительно фрикционным тормозом установив нагрузку), вращая ее в положение на себя и от себя.

2-е упражнение.

И.п. - стоя, руками держаться за горизонтальную ось. В беге вращать груз-валик.

3-е упражнение.

И.п. - стоя с противоположной стороны тренажера, вытянутыми руками держаться за перекладину.

1. - навалиться на перекладину до положения лежа; 2. - вытолкнуться в и.п.

4-е упражнение.

И.п. - стоя, вытянутыми руками держаться за перекладину.

1. - навалиться на перекладину до уровня живота; 2 - вытолкнуться, перелетев на другую сторону тренажера.

5-е упражнение.

И.п. - стоя, вытянутыми руками держаться за перекладину.

1. - навалиться на перекладину до касания пола; 2. - и.п.

6-е упражнение.

И.п. - стоя на горизонтальной оси, держаться за перекладину.

1. - наклониться до касания пола; 2. - вернуться в и.п.

7-е упражнение.

И.п. - сидя на горизонтальной оси, руками держаться за перекладину.

1. - наклониться к противоположной стороне тренажера; 2. - вернуться в и.п.

8-е упражнение.

И.п. - стоя лицом к тренажеру, руками взяться за рукоятку нижнего хвата, согнув ноги.

1. - выпрямить ноги, поднять груз; 2. - и.п.

9-е упражнение.

И.п. - стоя спиной к тренажеру. Руками взяться за перекладину, навалиться на нее до уровня живота, затем оттолкнуться и перелететь на противоположную сторону.

10-е упражнение.

И.и. - стоя лицом к тренажеру, ноги поставить на рукоятку нижнего хвата, руками держаться за насечки вращающейся трубы. Сгибая ноги в коленных суставах, раскачиваться, как на качелях.

Нагрузка комплекса дозируется по заданному количеству раз в каждом упражнении. Спортивный тренажер прост и очень удобен в обращении. Упражнения на нем выполняются по обе стороны. Одновременно могут заниматься от одного до четырех человек.

Легко дозируются нагрузки: по одну сторону рычаг более длинный и нагрузка меньше, по другую - рычаг короче, нагрузка больше. Для увеличения нагрузки можно произвести замену грузов-валиков. Дозируется нагрузка и фрикционным тормозом. В парных упражнениях один из занимающихся встает на рукоятку нижнего хвата, руками держась за поручни, другой, взявшись руками за верхнюю перекладину (верхний хват), поднимает его.

Тренажер без груза имеет небольшой вес. Его можно разместить в коридорах, залах и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СКИЕ НАУКИ 129

Он полностью разбирается, даже перекладина отделяется от нижнего рычага хвата. Упражнения можно выполнять и без перекладины (с помощью ручек).

Опыт показал, что при использовании тренажера «Спортивные качели» быстро формируется мощный мышечный корсет, увеличивается работоспособность мышц, суставов и связочного аппарата.

Высокую оценку ему дали медицинские работники отделения травматологии физкультурного диспансера и кабинетов лечебной физкультуры, а также методисты производственной гимнастики.

В настоящее время общественное конструкторское бюро работает над новыми видами тренировочных устройств, основная задача которых подготовка к сдаче норм комплекса ГТО и профилактика различных заболеваний.

Список источников

1. Шадрин А. Н., Баянкин О. В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориенти-рованном обучении студентов института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 129-131.

2. Евтеев В. И., Супрунов С. И. Некоторые аспекты управления учебным процессом на факультете физической культуры // Педагогический университетский вестник Алтая. 1999. № 1. С. 305-306.

3. Супрунов С. И. Организация занятий физической культурой с учетом потребности студентов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 46-49.

4. Воробьева О. И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.

5. Попова Н. В., Баянкин О. В. Использование инновационно-технических средств обучения студентов Института физической культуры и спорта // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2 (18). С. 81-86.

6. Попова Н. В. Князева Ю. А. Организационные особенности проведения занятий по физической куль-

туре в процессе здоровьесберегающего пространства высшего учебного заведения // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-1. С. 79-82.

7. Красилов О. В., Хромов В. А., Мананников С. В. К вопросу о профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел МВД России // Вестник экономической безопасности.2020. № 1. С. 337-339.

References

1. Shadrin A. N., Bayankin O. V. The use of innovative technologies in competence-oriented training of students of the Institute of Physical Culture and Sports // The world of science, culture, education. 2015. No. 3 (52). Р. 129-131.

2. Evteev V I., Suprunov S. I. Some aspects of educational process management at the Faculty of Physical Culture // Pedagogical University Bulletin of Altai. 1999. No. 1. Р. 305-306.

3. Suprunov S. I. Organization of physical culture classes taking into account the needs of students // Trends in the development of science and education. 2019. No. 507. Р. 46-49.

4. Vorobyeva O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports // Current scientific research in the modern world. 2020. No. 2-6 (58). Р. 49-53.

5. Popova N. V, Bayankin O. V. The use of innovative and technical means of teaching students of the Institute of Physical Culture and Sports // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2019. No. 2 (18). Р. 81-86.

6. Popova N. V Knyazeva Yu. A. Organizational features of conducting physical culture classes in the process of health-saving space of a higher educational institution // Trends in the development of science and education. 2019. No. 47-1. Р. 79-82.

7. Krasilov O. V., Khromov V. A., Manannikov S. V. On the issue of professional training of employees of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of Economic Security.2020. No. 1. Р. 337-339.

Информация об авторах

С. И. Супрунов - доцент кафедры гимнастики Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент;

В. Г. Тюкин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России, доцент.

Information about the authors

S. I. Suprunov - Associate Professor of the Department of Gymnastics of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

V. G. Tyukin - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Training, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024. 130 PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.