Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ПОСТЕПЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ПОСТЕПЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ПОСТЕПЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Разницын Виталий Александрович, Князева Юлия Алексеевна

Раскрывается теоретический и практический аспект совершенствования положений дидактического принципа последовательности и постепенности в физических упражнениях. Рассматриваются конкретизация и усовершенствования отдельных положений дидактического принципа последовательности и постепенности в физических упражнениях. Методика исследований строилась на поэтапном и расчлененном изучении механических воздействий на организм человека в виде: а) передвижения частей тела относительно опоры; б) деформации всего тела - смещения одних его частей относительно других. Результаты исследований показали вклад механических колебаний и смещений отдельных частей тела в общую физиологическую реакцию организма и развитие центрально-нервного утомления человека. Проведенная телеметрическая регистрация ускорений (G) головы позволила систематизировать часть средств и методов тренировки спортсмена. Разработанные методические рекомендации апробированы в практике работы по физическому воспитанию студентов Алтайского государственного педагогического университета и Алтайского государственного аграрного университета. Таким образом, можно заключить, что в процессе тренировочной и соревновательной деятельности необходим учет статических воздействий, возникающих в ходе упражнений, что поможет более точно регламентировать нагрузки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROVISIONS OF THE DIDACTIC PRINCIPLE OF CONSISTENCY AND GRADUALNESS IN PHYSICAL EXERCISES

This scientific article reveals the theoretical and practical aspect of improving the provisions of the didactic principle of consistency and gradualness in physical exercises. The concretization and improvements of certain provisions of the didactic principle of consistency and gradualness in physical exercises are considered. The research methodology was based on a step-by-step and dissected study of mechanical effects on the human body in the form of: a) movement of body parts relative to the support; b) deformation of the whole body - displacement of some of its parts relative to others. The research results have shown the contribution of mechanical vibrations and displacements of individual body parts to the overall physiological response of the body and the development of central nervous fatigue of a person. The conducted telemetric registration of accelerations (G) of the head made it possible to systematize part of the means and methods of training the athlete. The developed methodological recommendations have been tested in the practice of physical education of students of the Altai State Pedagogical University and the Altai State Agrarian University. Thus, it can be concluded that in the process of training and competitive activities, it is necessary to take into account the static effects that occur during exercises, which will help to regulate the loads of athletes more accurately.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ПОСТЕПЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ»

Научная статья

УДК 378.6:34; ББК 74.48+67.401.133.1 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-188-192 NIION: 2018-0077-3/22-201 MOSURED: 77/27-024-2022-03-400

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Совершенствование положений дидактического принципа последовательности и постепенности в физических упражнениях

Наталья Владимировна Попова1, Виталий Александрович Разницын2, Юлия Алексеевна Князева3

1 Алтайский государственный педагогический университет, Алтайский край, Барнаул, Россия,

natalie-barnaul77@bk.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, vit76r@mail.ru

3 Алтайский государственный аграрный университет, Алтайский край, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

Аннотация. Раскрывается теоретический и практический аспект совершенствования положений дидактического принципа последовательности и постепенности в физических упражнениях. Рассматриваются конкретизация и усовершенствования отдельных положений дидактического принципа последовательности и постепенности в физических упражнениях. Методика исследований строилась на поэтапном и расчлененном изучении механических воздействий на организм человека в виде: а) передвижения частей тела относительно опоры; б) деформации всего тела - смещения одних его частей относительно других. Результаты исследований показали вклад механических колебаний и смещений отдельных частей тела в общую физиологическую реакцию организма и развитие центрально-нервного утомления человека. Проведенная телеметрическая регистрация ускорений (G) головы позволила систематизировать часть средств и методов тренировки спортсмена. Разработанные методические рекомендации апробированы в практике работы по физическому воспитанию студентов Алтайского государственного педагогического университета и Алтайского государственного аграрного университета. Таким образом, можно заключить, что в процессе тренировочной и соревновательной деятельности необходим учет статических воздействий, возникающих в ходе упражнений, что поможет более точно регламентировать нагрузки спортсменов.

Ключевые слова: совершенствование, дидактические принципы последовательности и постепенности в физических упражнениях, средства и методы тренировки

Для цитирования: Попова Н. В., Разницын В. А., Князева Ю. А. Совершенствование положений дидактического принципа последовательности и постепенности в физических упражнениях // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 188-192. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-188-192.

Original article

Improving the provisions of the didactic principle of consistency and gradualness in physical exercises

Natalia V. Popova1, Vitaly A. Raznitsyn2, Yulia A. Knyazeva3

1 Altai State Pedagogical University, Altai Territory, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', vit76r@mail.ru

3 Altai State Agrarian University, Altai Krai, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

Abstract. This scientific article reveals the theoretical and practical aspect of improving the provisions of the didactic principle of consistency and gradualness in physical exercises. The concretization and improvements of certain provisions of the didactic principle of consistency and gradualness in physical exercises are considered. The research methodology was based on a step-by-step and dissected study of mechanical effects on the human body in the form of: a) movement of body parts relative to the support; b) deformation of the whole body - displacement of some of its parts relative to others. The research results have shown the contribution of mechanical vibrations and displacements of individual body parts to the overall physiological response of the body and the development of central nervous fatigue of a person. The conducted telemetric registration of accelerations (G) of the head made it possible to systematize part of the means and methods of

© Попова Н. В., Разницын В. А., Князева Ю. А., 2022

188 PEDAGOGICAL SCIENCES

training the athlete. The developed methodological recommendations have been tested in the practice of physical education of students of the Altai State Pedagogical University and the Altai State Agrarian University. Thus, it can be concluded that in the process of training and competitive activities, it is necessary to take into account the static effects that occur during exercises, which will help to regulate the loads of athletes more accurately.

Keywords: improvement, didactic principles of consistency and gradualness in physical exercises, means and methods of training

For citation: Popova N. V., Raznitsyn V A., Knyazeva Yu. A. Improving the provisions of the didactic principle of consistency and gradualness in physical exercises // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):188-192. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-188-192.

В условиях дальнейшего развития массовых форм физической культуры остро встает вопрос о совершенствовании положений дидактического принципа последовательности и постепенности в физическом воспитании. Однако в доступных изданиях [4] чаще предлагается набор средств и методов, чем строгая, дидактически обоснованная последовательность и постепенность физических упражнений.

Цель данной работы - конкретизировать и усовершенствовать отдельные положения дидактического принципа последовательности и постепенности в физических упражнениях.

Методика исследований строилась на поэтапном и расчлененном изучении механических воздействий на организм человека в виде: а) передвижения частей тела относительно опоры; б) деформации всего тела -смещения одних его частей относительно других.

Специальное устройство [2] моделировало механические, навязанные пассивные колебания головы, аналогичные тем, которые встречаются в процессе выполнения физических упражнений. Другим устройством [8] осуществляли навязанные пассивные механические колебания туловища, при этом голова испытуемого оставалась неподвижной.

На специальной горизонтальной площадке в покое проводились статические испытания тела человека: растяжение, сжатие, изгиб, кручение, вдавливание, где использовались воздействия грузов 20 и 40 кг [3]. В естественных видах двигательной деятельности осуществлялась трехплоскостная телеметрическая регистрация ускорений головы с одновременной записью ЧСС [1].

Результаты исследований показали вклад, или долю, механических колебаний и смещений отдельных частей тела в общую физиологическую реакцию организма и развитие центрально-нервного утомления человека.

Так, при пассивных колебаниях головы с частотой 1,5 Гц в течение 1 мин. наблюдалось рассогласование вестибулярной и зрительной (глазодвигательной) сенсорных систем. Реакция вестибулярной сенсорной системы (по показателям ЧСС) выявила выраженное увеличение частоты сердцебиений до 180 уд/мин и более. Одновременно у испытуемых увеличивались латентные периоды глазодвигательных реакций в среднем с 294 до 459 мс.

Исследования показали, что колебания головы существенно влияют на развитие утомления спортсмена [6]. Чем выше частота колебаний и кумуляция ме-

ханических смещений головы, тем выше утомление спортсмена, и наоборот. Пассивные навязанные колебания тела при неподвижной голове осуществлялись с углом наклона до 10° от горизонтали, в положении лежа, с частотой 2 Гц в течение 2-3 мин. Колебания тела вызвали у новичков повышение ЧСС и АД больше, чем у разрядников: у новичков до нагрузки 70-75 уд/ мин и 110/70 мм рт. ст., после нагрузки 100-110 уд/мин и 140/80 мм рт. ст.; у разрядников соответственно 66-72 и 90-94 уд/мин; 100/60 и 130/50 мм рт. см.

Наибольшие изменения наблюдались у испытуемых, имеющих избыточный вес на 20-25 кг и более. ЧСС у них после колебания туловища поднялась с 78-84 до 126-132 уд/мин, а АД возросло с 120/70 до 160/80 мм рт. см.

Исследованиями показана необходимость повышения устойчивости внутренних органов к различным механическим воздействиям на тело человека. Статические испытания тела 6 человек (вес от 68 до 75 кг, возраст от 17 до 24 лет) позволили оценить влияние деформации тела (смещение одних его частей относительно других) на реакцию ЧСС и АД. Было показано, что чем больше вес воздействующих на тело грузов, тем выше реакция организма спортсмена. Если груз 20 кг приводил к увеличению ЧСС на 2-10 уд/мин по отношению к уровню покоя, то вовремя 5-минутного приложения грузов 40 кг в испытаниях (сжатии, изгибе и вдавливании) ЧСС увеличивалась с исходного уровня 72-74 до 94- 96 уд/мин после окончания опытов. Во время растяжения и кручения с воздействием грузов 40 кг ЧСС возрастала соответственно с 74 до 88 уд/мин в среднем.

Аналогичная картина наблюдалась при измерении АД. Под воздействием груза 20 <кг в течение всех видов статических испытаний тела АД изменилось незначительно: с 110/70 (в покое) до 120/50-120/60 мм рт. ст. после окончания исследований. Приложение груза весом 40 кг вызвало наибольшие изменения АД в статических испытаниях тела: сжатии, изгибе и вдавливании. АД в покое составило 100/70-110/70, а после опытов увеличилось до 140/60-140/90 мм рт. ст.

Можно заключить, что в процессе тренировочной и соревновательной деятельности необходим учет статических воздействий, возникающих в ходе упражнений, что поможет более точно регламентировать нагрузки спортсменов.

Проведенная телеметрическая регистрация ускорений головы позволила систематизировать часть средств и методов тренировки спортсмена (табл. 1).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

189

Таблица 1

1. Группа упражнений:

Лежа на спине, движения руками, ногами Работа на велоэргометре Уклоны, нырки боксера на месте Повороты, перемещения тела на месте Удары боксера без перчаток на месте - до 0,05-0,1 - до 0,5-0,1 - до 0,1-0,2 - до 0,1-0,2 - до 0,3-0,5

2. Группа упражнений:

Ходьба Бег Бег приставным шагом Удары боксера с передвижением без противника Защитные движения боксера с шагами Бой боксера с «тенью» (условным противником) - до 0,3-2,9 - до 0,3-3,1 - до 2,1-2,5 - до 0,9-2,2 - до 0,8-1,4 - до 0,3-2,4

3. Группа упражнений:

Упражнения со скакалкой Защиты боксера от ударов в туловище Защиты боксера от ударов в голову Воздействие встречного удара противника в защиту подставка Удары боксера в перчатках: по мягкой подушке по жесткой подушке Удар боксера забинтованным кулаком без перчатки по жесткой подушке Игра в баскетбол Гарвардский степ-тест - до 0,6-5,3 - до 0,5-1,2 - до 0,5-3,1 - до 0,8-4,8 - до 0,3-1,1 - до 1,8-3,2 - до 2,2-3,6 - до 0,2-4,1 - до 0,5-4,8

4. Группа упражнений:

Прыжки в высоту с разбега Прыжки в длину с разбега Вольный бой боксеров Бой боксеров без маски Бой боксеров в маске Удары футболиста головой по мячу - до 1,2-9,2 - до 1,4-8,9 - до 0,3-9,2 - до 25,0 - до 17,5 - до 8,1-12,4

К перечисленному выше необходимо добавить, что пределы переносимости ударных ускорений подразделяются на зоны, где: зона добровольной переносимости продольных ускорений - до 10-15 G, поперечных ускорений - до 20-30 G и зоны выраженных травм - свыше 30 G.

Предлагаемая систематизация средств указывает на необходимость учитывать механические воздействия на голову и при этом постепенно и последовательно готовить организм спортсмена к возрастающим величинам различного рода ускорений. Весьма необходим такой учет и при производственной деятельности человека [5].

Таким образом, наиболее чувствительна к механическим воздействиям голова, которая при любой двигательной деятельности испытывает колебания и смещения, а также связанные с ними ускорения, кумуляция которых приводит к различной степени центрально нервного утомления человека. Динамические и статические механические воздействия на туловище и вну-

тренние органы при их суммации вызывают вегетативные сдвиги, что способствует увеличению утомления спортсмена.

Совершенно очевидно, что тренеру в своей практической деятельности необходимо оценивать физические нагрузки, разделяя их на энергетический и информативный компоненты. Энергетический компонент можно характеризовать по той части ЧСС, которая соответствует кислородной стоимости спортивной нагрузки, адекватной по потреблению кислорода лабораторной работе. Оценка информативного компонента тренировочной нагрузки может проводиться по величине вегетативных реакций (например, по ЧСС), превышающей величину таких же реакций при адекватной по кислородной стоимости вело эргометрической лабораторной работе.

Как показали исследования, информативный компонент нагрузки может оцениваться по суммарным колебаниям головы, а также по уровню статических воздействий на тело спортсмена. Для преподавателя такое подразделение физических нагрузок с энергетическим и информативным компонентами позволит правильно распределить и ранжировать используемые средства в свете дидактического принципа последовательности и постепенности.

Выбор внешней биомеханической структуры упражнений является одним из первоначальных положений при реализации дидактического принципа последовательности и постепенности. Тренер-преподаватель обязан предварительно спланировать биомеханическую структуру двигательных действий (движения головой, туловищем, конечностями, их сочетание), определить возможную сумму предполагаемых механических воздействий, чтобы по ним предварительно оценить, а в дальнейшем скорректировать общее центрально нервное утомление занимающихся.

Внешняя биомеханическая структура движений и внутренняя реакция организма спортсмена находятся в тесной взаимосвязи. Отсюда реакция организма будет зависеть от биомеханической структуры движений и последовательности приложения механических: воздействий на различные части тела человека. Необходимо учитывать следующее: а) при двигательной деятельности возникает утомление, которое нарастает быстрее, если голова смещается больше, чем туловище и конечности. Нормирование двигательной деятельности первоначально осуществляется по суммарной оценке колебаний головы, а потом туловища, а также кумуляции испытываемых ими ускорений; б) трудности для организма спортсмена повышаются постепенно, если энергетический компонент предшествует информативному компоненту нагрузки; в) равномерные движения, должны предшествовать движениям с ускорениями; г) необходимо постепенно повышать устойчивость сенсорных систем, центрально нервных реакций к механическим воздействиям двигательной деятельности человека. В дальнейшем проводится учет продолжительности, интенсивности упражнения, характера отдыха, числа повторений и координационной сложности выполняе-

мого движения [7]. Тренировки должны планироваться с учетом постепенного увеличения энергозатрат спортсмена

Таким образом, реализация принципа последовательности в физическом воспитании основывается на следующих положениях.

1. На начальном этапе занимающийся выполняет какой-то объем пассивных (с чьей-то помощью) движений в такой последовательности: лежа, сидя, стоя. При этом пассивные двигательные действия, например, массаж, выполняют при неподвижной голове, постепенно увеличивая сначала смещения туловища, а потом головы.

2. Активные упражнения первоначально применяются при неподвижных голове и туловище в последовательности: лежа, сидя, стоя.

3. В дальнейшем используемые средства ранжируют в той же последовательности (лежа, сидя, стоя), постепенно увеличивая сначала колебания и смещения туловища, а потом головы. При этом равномерные движения предшествуют упражнениям с ускорениями, а средства со статическими напряжениями используют после выполнения динамических двигательных действий. Постепенность и последовательность увеличения нагрузки будет соблюдаться, если активные действия чередуются с пассивными, а упражнения с информативным компонентом сменяются движениями с энергетическим компонентом нагрузки.

Все это позволяет нормировать двигательную деятельность таким образом, чтобы утомление занимающихся нарастало постепенно. Удобным средством контроля служит ЧСС, которая на начальной стадии повышается под влиянием упражнений с энергетическим компонентом нагрузки, где не было колебаний головы или же они были минимальными (например, лежа: движения конечностями; сидя: вращение рук; стоя: движения руками). При повышении ЧСС до 130-150 уд/мин уменьшаются реактивность и чувствительность сердечно-сосудистой системы к механическим колебаниям головы, к раздражению вестибулярной сенсорной системы. В этих условиях занимающиеся приступают к упражнениям с информативным компонентом нагрузки, где необходимы смещения головы и кумуляция испытываемых ею ускорений.

Отдельные положения дидактического принципа последовательности и постепенности необходимо конкретизировать в обучении технике, тактике, классификации упражнений и других аспектах тренировки спортсмена.

Разработанные методические рекомендации апробированы в практике работы по физическому воспитанию студентов Алтайского государственного педагогического университета и Алтайского государственного аграрного университета.

Библиографический список

1. Баянкин О. В., Старостина Л. Д. Формирование интереса к урокам физической культуры у сельских школьников // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 2. С. 51-56.

2. Воробьева О. И., Куличевский И. О. Методика обучения приему нападающего удара у школьников 7 класса на основе системно-деятельностного подхода // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 2. С. 61-63.

3. Жданов В. В. Двигательный состав технико-тактических действий избранных эпизодов поединков самбистов высокой квалификации (борьба в стойке) // В книге: Молодежь - Барнаулу. Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых ; гл. ред. Ю.В. Анохин. 2020. С. 457.

4. Попова Н. В., Супрунов С. И. Организация занятий физической культурой с учетом потребностей студентов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 46-49.

5. Супрунов С. И., Князева Ю. А. Организационные особенности проведения занятий по физической культуре в процессе здоровье сберегающего пространства высшего учебного заведения // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-1. С. 79-82.

6. Тюкин В. Г. Специальная направленность в развитии двигательных способностей как эффективный путь воспитания надежности в действиях будущих специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 52.

7. Тюкин С. Г. Двигательно-координационная тренировка самбистов на этапе начальной подготовки // В книге: Молодежь - Барнаулу. Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых ; гл. ред. Ю. В. Анохин. 2020. С. 475.

8. Шеенко Е. И., Балакин Ю. П., Клочков Р. В., Воробьева О. И. О необходимости коррекции физической подготовки будущих сотрудников полиции на основе моделирования экстремальных ситуаций профессионального характера // Право и образование. 2021. № 11. С. 86-94.

Bibliographic list

1. Bayankin O. V, Starostina L. D. Formation of interest in physical education lessons among rural schoolchildren // Pedagogical education in Altai. 2021. No. 2. РР. 51-56.

2. Vorobieva O. I., Kulichevsky I. O. Methods of teaching the attacking blow to schoolchildren of the 7th grade based on a system-activity approach // Pedagogical education in Altai. 2021. No. 2. РР. 61-63.

3. Zhdanov V V. Motor composition of technical and tactical actions of selected episodes of highly qualified sambo wrestlers fights (stand wrestling) // In the book: Youth - Barnaul. Materials of the XXI city scientific-practical conference of young scientists. Chief editor Yu. V Anokhin. 2020. Р. 457.

4. Popova N. V., Suprunov S. I. Organization of physical culture classes taking into account the needs of students // Trends in the development of science and education. 2019. No. 50-7. РР. 46-49.

5. Suprunov S. I., Knyazeva Yu. A. Organizational features of conducting physical education classes in the process of health-saving space of a higher educational

СКИЕ НАУКИ 191

institution. Trends in the development of science and education. 2019. No. 47-1. PP. 79-82.

6. Tyukin V. G. Special orientation in the development of motor abilities as an effective way of educating reliability in the actions of future specialists // Modern problems of science and education. 2021. No. 6. P. 52.

7. Tyukin S. G. Motor-coordination training of sambists at the stage of initial training // In the book:

Youth - Barnaul. Materials of the XXI city scientific-practical conference of young scientists. Chief editor Yu. V. Anokhin. 2020. P. 475.

8. Sheenko E. I., Balakin Yu. P., Klochkov R. V., Vorobieva O. I. On the need to correct the physical training of future police officers based on modeling extreme situations of a professional nature // Law and Education. 2021. No. 11. PP. 86-94.

Дополнительная информация об авторах

Н. В. Попова - доцент кафедры теоретических основ физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент;

В. А. Разницын - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

Ю. А. Князева - старший преподаватель кафедры физического воспитания Алтайского государственного аграрного университета.

Additional information about the authors

N. V. Popova - Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, candidate of pedagogical sciences, associate professor;

V. A. Raznitsyn - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, candidate of pedagogical sciences;

Yu. A. Knyazeva - Senior Lecturer, Department of Physical Education, Altai State Agrarian University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.06.2022; одобрена после рецензирования 19.08.2022; принята к публикации 29.08.2022.

The article was submitted 30.06.2022; approved after reviewing 19.08.2022; accepted for publication 29.08.2022.

Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОПЕРАТИВНО-

РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

г

Психология оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Обеспечение законности и правопорядка» / под науч. ред. В. Л. Цветкова, Н. А. Кузьмина; под общ. ред. И. Б. Лебедева, А. Ю. Федотова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2023. 391 с. ISBN 978-5-238-03631-1

Учебное пособие включает систему основных понятий психологии оперативно-розыскной деятельности, рекомендации эффективного самоопределения в ситуациях взаимодействия с лицами, представляющими оперативный интерес, а также основы психотехники решения профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел. Его содержание соответствует рабочим программам учебной дисциплины для обучающихся по специальностям 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка».

Для курсантов, слушателей, студентов, преподавателей образовательных организаций, практических работников и всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.