Научная статья на тему 'Современный взгляд на некоторые проблемы детско-юношеского спорта'

Современный взгляд на некоторые проблемы детско-юношеского спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1920
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье детей и подростков / гармоничное развитие ребенка / индекс здоровья / акселерация / «биологический» возраст ребенка / медицинское обеспечение детского и юношеского спорта / health of children and adolescents / harmonious development of the child / health index / acceleration / the «biological» age of the child / medical provision of children's and youth sports

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С Ю. Золичева, А В. Тарасов, О И. Беличенко, А В. Смоленский

В статье рассматриваются принципы отбора детей для занятий спортом и особенности построения тренировочного процесса у юных спортсменов. Здоровье детей и подростков является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. Ведь именно здоровье подрастающего поколения определяет будущее страны, Однако мониторинг состояния здоровья детского населения, особенно учащихся, выявляет стойкую тенденцию ухудшения его показателей: Именно в детском и подростковом возрасте закладываются основы здоровья и физического развития человека, а приобретенные в этом периоде нарушения в здоровье оказываются наиболее стойкими. Известно что регулярные занятия физическими упражнениями особенно важны в процессе роста и формирования организма Однако в связи с ранней спортивной специализацией и широким использованием больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок проблемы медицинского обеспечения детского и юношеского спорта становятся все более актуальными. В процессе подготовки юных спортсменов должны быть решены оздоровительные, воспитательные и спортивные задачи. Именно в периоде роста и формирования организма, как в никаком другом, требуется строго индивидуальный подход тренера и врача к юным спортсменам.. Это объясняется большими различиями в темпах и продолжительности отдельных этапов роста и созревания (общего и полового) . Разнообразность, постепенность и достаточный интерес ребенка к занятиям, рациональное сочетание разносторонних и специальных упражнений обеспечат сохранение и укрепление здоровья, правильное развитие, последующее спортивное совершенствование и долголетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С Ю. Золичева, А В. Тарасов, О И. Беличенко, А В. Смоленский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VIEW OF SOME CHILDREN AND YOUTH SPORTS PROBLEMS

The article deals with the principles of selecting children for sports and the features of building a training process for young athletes. The health of children and adolescents is one of the most urgent problems of modern medicine. Indeed, it is the health of the younger generation that determines the future of the country. However, the monitoring of the health status of children, especially students, reveals a persistent tendency to worsen its indicators. It is in childhood and adolescence that the foundations of human health and physical development are laid, and the health disorders acquired in this period are the most persistent. It is known that regular exercise is especially important in the process of growth and formation of the body. However, in connection with the early sports specialization and extensive use of large in terms of volume and intensity of training loads, the problems of medical provision of children's and youth sports are becoming more urgent. In the process of training young athletes should be resolved health, educational and sporting tasks. It is during the period of growth and formation of the organism, as in no other, that a strictly individual approach of the trainer and doctor to young athletes is required. This is due to large differences in the pace and duration of individual stages of growth and maturation (general and sexual). The variety, gradualness and sufficient interest of the child to study, the rational combination of versatile and special exercises will ensure the preservation and strengthening of health, proper development, subsequent sporting improvement and longevity.

Текст научной работы на тему «Современный взгляд на некоторые проблемы детско-юношеского спорта»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2018 - V. 25, № 3 - P. 76-82

УДК: 796.034-053.63-79 DOI: 10.24411/1609-2163-2018-16100

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА С.Ю. ЗОЛИЧЕВА, А.В. ТАРАСОВ, О.И. БЕЛИЧЕНКО, А.В. СМОЛЕНСКИЙ

ГБОУВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Сиреневый бульвар, д. 4, г. Москва, 105122, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются принципы отбора детей для занятий спортом и особенности построения тренировочного процесса у юных спортсменов. Здоровье детей и подростков является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. Ведь именно здоровье подрастающего поколения определяет будущее страны, Однако мониторинг состояния здоровья детского населения, особенно учащихся, выявляет стойкую тенденцию ухудшения его показателей: Именно в детском и подростковом возрасте закладываются основы здоровья и физического развития человека, а приобретенные в этом периоде нарушения в здоровье оказываются наиболее стойкими. Известно что регулярные занятия физическими упражнениями особенно важны в процессе роста и формирования организма Однако в связи с ранней спортивной специализацией и широким использованием больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок проблемы медицинского обеспечения детского и юношеского спорта становятся все более актуальными. В процессе подготовки юных спортсменов должны быть решены оздоровительные, воспитательные и спортивные задачи. Именно в периоде роста и формирования организма, как в никаком другем, требуется строго индивидуальный подход тренера и врача к юным спортсменам.. Это объясняется большими различиями в темпах и продолжительности отдельных этапов роста и созревания (общего и полового) . Разнообразность, постепенность и достаточный интерес ребенка к занятиям, рациональное сочетание разносторонних и специальных упражнений обеспечат сохранение и укрепление здоровья, правильное развитие, последующее спортивное совершенствование и долголетие.

Ключевые слова: здоровье детей и подростков, гармоничное развитие ребенка, индекс здоровья, акселерация, «биологический» возраст ребенка, медицинское обеспечение детского и юношеского спорта.

Здоровье детей и подростков является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. Ведь именно здоровье подрастающего поколения определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-

экономического развития государства [1-4,6,8].

Однако мониторинг состояния здоровья детского населения, особенно учащихся, выявляет стойкую тенденцию ухудшения его показателей: уменьшается удельный вес здоровых школьников, в процессе обучения одновременно увеличиваются хроническихе формы заболеваний, снижается индекс здоровья [4,7-9,12].

Несмотря на пристальное внимание со стороны государства к вопросам оздоровления подрастающего поколения, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, количество здоровых детей снизижается. Как свидетельствует статистика, распростра-

ненность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет ежегодно увеличивается на 4-5% [4,8,11,12].

Здоровыми можно назвать всего лишь 10% от общего количества учеников, а остальные 90% имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. Статистические данные показывают, что в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков.

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья учащихся, в первую очередь, относятся:

- несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях,

- неполноценное питание школьников,

- несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.

Кроме того, объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. На здоровье также отрицательно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85% [5,10,12].

Все это в сочетании оказывает негативное воздействие на развивающийся организм.

Регулярные занятия физическими упражнениями особенно важны в процессе роста и формирования организма. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются основы здоровья и физического развития человека, а приобретенные в этом периоде нарушения в здоровье оказываются наиболее стойкими.

Интерес к спорту у детей и подростков очень велик. Чем раньше ребенок начинает заниматься спортом, тем эффективнее физическое воздействие его на организм. Тренировка ускоряет физиологическую и психологическую зрелость ребенка, способствует развитию адаптационных механизмов, укреплению здоровья, разностороннему физическому и умственному развитию, повышению сопротивляемости и иммунологической реактивности.

В последние годы изменились и взгляды на раннюю спортивную специализацию. Доказано, что при полноценном отборе, квалифицированном врачебно-педагогическом контроле (с учетом особенностей вида спорта и требований, предъявляемых к организму) занятие спортом, несомненно, приносят пользу. Тренировки с элементами специализации стимулируют разностороннее развитие и формирование организма, но лишь при соблюдении важного условия - чем младше возраст начинающего спортсмена, тем больший удельный вес в его подготовке должны занимать различные, соответствующие возрасту средства общефизической подготовки, игры и тем меньше специальные, свойственные конкретному виду спорта упражнения. Только разнообразность, постепенность и достаточный интерес ребенка к занятиям, рациональное сочетание разносторонних и специальных упражнений обеспечат сохранение и укрепление здоровья, правильное развитие, последующее спортивное совершенствование и долголетие [13].

В настоящее время в связи с ранней спор-

тивной специализацией и широким использованием больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок проблемы медицинского обеспечения детского и юношеского спорта становятся все более актуальными [15].

Однако при работе с юными спортсменами, далеко не всегда учитываются особенности течения (и соответственно диагностики) ряда заболеваний детского возраста, роль в этом наследственной предрасположенности, факторов пре- и постнатального периодов, реактивности организма, иммунитета и т. п.

Непрерывно растущий организм ребенка, в отличие от уже сформировавшегося взрослого, отличается рядом морфологических, функциональных и адаптационных особенностей, и если недооценить этот фактор, то можно не только затормозить рост спортивных результатов, но и привести к серьезным нарушениям здоровья и физического развития [13,14].

Необходимо учитывать, что растущий организм развивается индивидуально. Часто физическое и умственное созревание, функциональная зрелость двигательного аппарата и внутренних органов, общее состояние организма, все что характеризует «биологический» возраст ребенка, не согласуется с паспортным возрастом, опережая его, или, наоборот отставая [10, 13, 16].

В процессе подготовки юных спортсменов должны быть решены оздоровительные, воспитательные и спортивные задачи. Для обеспечения достаточного эффекта тренировки детей и подростков следует учитывать следующие особенности их организма:

- возрастные особенности;

- динамику возрастного развития;

- динамику развития основных физических качеств;

- особенности периода полового созревания;

- индивидуальные особенности ребенка .

На этой основе должны строиться отбор,

тренировка, режим и врачебно-педагогический контроль. При этом необходимо учитывать, что хотя тренированный юный организм очень пластичен и способен выдерживать значительные нагрузки, но грубое вмешательство в законы развития может привести к весьма неблагоприятным последствиям, затормозить, а порой и сделать вообще невозможным дальнейшее спортивное совершенствование.

Актуальным до настоящего времени остает-

ся вопрос, в каком возрасте следует привлекать детей к занятиям спортом. В ответе на него у специалистов нет единого мнения. Сегодня существуют разработанные Минздравом России рекомендации по возрастным срокам для начала занятий различными видами спорта.

У детей адаптация к физическим нагрузкам менее эффективна, чем у взрослого человека, - менее экономичная и более напряженная деятельность кровообращения, дыхания и вегетативных систем; увеличение минутного объема крови, в основном за счет возрастания частоты сердечных сокращений, а не ударного объема; менее экономный расход энергии; больший кислородный долг при меньшей возможности его удовлетворения; более частые нарушения сердечного ритма и сократительной способности миокарда; меньшая способность к мобилизации функции при больших и особенно предельных нагрузках; более медленное течение процессов восстановления. У них часто обнаруживаются атипические реакции (особенно дистоническая, ступенчатая, гипертоническая) на физическую нагрузку.

Формирование организма у юных спортсменов происходит быстрее, чем у детей, не занимающихся спортом, с меньшим числом отклонений. По всем параметрам физического развития и подготовленности юные спортсмены имеют существенные преимущества перед учащимися, занимающимися только по школьной программе.

Акселерация проявляется не только более быстрыми темпами увеличения размеров тела, но и более ранним половым созреванием. Однако это не сопровождается соответствующим уровнем психологической зрелости. Кроме того, у части школьников отмечается более частая заболеваемость, неустойчивость, ранимость и другие изменения психики. Различают гармоничную (равномерную) зрелость различных звеньев двигательного аппарата и внутренних органов (без дефектов и дисгармонии, большой годовой прирост, большие возможности органов и систем, более быстрое развитие качеств) и негармоничную (неравномерное развитие отдельных показателей физического развития, несоответствие росту развитие сердца и других внутренних органов, частая заболеваемость, ранимость, неустойчивость работоспособности и другое) акселерацию. Поэтому стремление преподавателей ряда видов спорта (в первую очередь баскетбол, волейбол, прыж-

ки и др.) включать таких спортсменов в команды не всегда оправданно, и они должны в каждом отдельном случае консультироваться с врачом.

Ретардация - замедление роста и физического развития также неоднозначны. Кроме того, необходимо помнит, что это явление может быть временным, в дальнейшем такой ребенок или подросток может по всем показателям не только догнать, но и перегнать своих сверстников.

Как уже отмечалось, организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегреванию, переохлаждению и др.) и хуже переносят физические нагрузки, особенно длительные (бег, кроссы и др.). Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию ребенка, и наоборот, ранняя специализация (интенсивные нагрузки в одном виде спорта), достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

В периоде роста и формирования организма, как в никаком другем, требуется строго ин-дивидуальый подход тренера и врача к юным спортсменам. Это объясняется большими различиями в темпах и продолжительности отдельных этапов роста и созревания (общего и полового), сопровождающихся различиями в их состоянии здоровья, функциональных и психологических особенностей, переносимости нагрузок, быстроты восстановления и двигательной одаренности и др. Стандартный подход в подборе нагрузок, их объема и интенсивности, способа общения с подопечными, режима труда, тренировки и отдыха, методов восстановления и т. д. не только снижает эффективность тренировки, но и может привести к перегрузке, нервным срывам, потере интереса к тренировке и, в конце концов, к уходу перспективного ребенка из спорта.

Следует помнить, что индивидуальные особенности - это сочетание и взаимообусловленность генетических и средовых факторов (условия и образ жизни, характерные различные воздействия в течение жизни, отношения с людьми, заболевания и пр.), в то время как генетические особенности влияют на здоровье человека, тип телосложения, внешность, при-

вычки, характер, способности, двигательную и умственную одаренность и многое другое. К генетическим факторам в определенной мере можно отнести длину тела, состав мышечных волокон, аэробные возможности, максимальное потребление кислорода, склонность к определенным видам заболеваний (гемофилия, гипертония, атеросклероз, онкология и др.). Масса тела, вегетативные функции, реакция на нагрузку, тренированность, восстановление и т. д., которые, скорее всего, зависят от воздействия среды. Поэтому врачу и тренеру надо хорошо знать родителей и семью ребенка, уровень их физического и умственного развития, отношение к спорту, выявить имевшиеся заболевания в семье и у ближайших родственников, причины смерти и ранние смерти в семье. Такую информацию можно получить в ходе личных беседах, путем заполнения анкеты и другими способами.

Но необходимо иметь в виду, что высокие спортивные результаты достигнутые в юном возрасте - это отнюдь не физиологическая закономерность, а в первую очередь результат таланта, генетической одаренности, и очень сильного характера, высочайшей психологической устойчивости. Однако, к сожалению, такие результаты очень редко бывают стабиль -ными, а учитывая те физические нагрузки, которые испытывает неокрепший организм для их достижения - вряд ли способствуют укреплению здоровья ребенка. На одном из последних международных конгрессов по спортивной медицине в целой серии докладов, посвященных данной проблеме, было убедительно показано, что форсированное достижение раннего спортивного результата с применением высоких нагрузок не только не будет устойчивым, но и ведет к перегрузке, нарушениям здоровья и, в конце концов, к раннему уходу из спорта. Только постепенное, осторожное наращивание нагрузок обеспечивает здоровье, высокую тренированность и устойчивый результат. И не случайно вспыхнувшие в раннем возрасте «звездочки» далеко не всегда становятся в дальнейшем звездами большого спорта. Недавним примером может служить спортивная судьба фигуристки Юлии Лепницкой, которая в 15 лет стала Олимпийской чемпионкой Сочи, а в 19 - уже завершила свою карьеру, так и не показав других выдающихся достижений. То есть высокие результаты юных отнюдь не являются решающими для прогноза его дости-

жений в будущем.

В заключение можно еще раз подчеркнуть, что главным в тренировке спортсменов младших возрастов должна быть разносторонность, эмоциональность, преимущественно игровая форма, введение элементов специализации в соответствии с периодами и темпами формирования организма и только затем взрослыми закономерностями развития физических качеств.

До достижения должного совершенствования вегетативных функций и потребления кислорода, а тем самым достаточной готовности к аэробной работе, ребенок лучше адаптируется к кратковременным эмоциональным нагрузкам с переключениями. При длительной работе дети быстрее устают, у них чаще регистрируются признаки перегрузки и снижения интереса к занятиям.

Раньше всего полезно начинать упражнения на быстроту, технику, гибкость, подвижность в суставах, координацию.

К факторам риска в тренировке юных спортсменов можно отнести:

- нагрузки, не соответствующие возрасту и уровню подготовленности;

- узкоспециализированную тренировку на ранних этапах спортивной специализации;

- одностороннюю раннюю спортивную специализацию, которая неизбежно усиливает неравномерное развитие, появление различных дефектов и отклонений;

- использование упражнений, усиливающих неравномерное развитие мышц и возникновение различных деформаций (мышцы еще слабо фиксируют позвоночник, связочный аппарат очень эластичен, что при раннем и чрезмерном использовании силовых и статических упражнений могут оказаться небезвредными);

- чрезмерное утомление на занятиях и отсутствие должного восстановления;

- одностороннее развитие двигательной сферы (усиливает отставание развития вегетативных систем);

- форсированную и неритмичную тренировку со стремлением к раннему достижению высоких результатов;

- неправильные тренировки в период активного полового созревания;

- отсутствие заинтересованности и мотивации;

- совместную тренировку с взрослыми спортсменами;

- недооценку значения биологического

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2018 - V. 25, № 3 - P. 76-82

возраста;

- монотонность;

- нарушения режима жизни, питания, отдыха;

- отсутствие регулярного контроля или не-

учет в тренировке его результатов;

- отсутствие или снижения интереса к занятиям;

- отсутствие психологической разгрузки; неправильный отбор.

MODERN VIEW OF SOME CHILDREN AND YOUTH SPORTS PROBLEMS

S.YU. ZOLICHEVA, A.V. TARASOV, O.I. BELICHENKO, A.V. SMOLENSKY

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Sirenevy Boulevard, 4, Moscow, 105122, Russia

Abstract. The article deals with the principles of selecting children for sports and the features of building a training process for young athletes. The health of children and adolescents is one of the most urgent problems of modern medicine. Indeed, it is the health of the younger generation that determines the future of the country. However, the monitoring of the health status of children, especially students, reveals a persistent tendency to worsen its indicators. It is in childhood and adolescence that the foundations of human health and physical development are laid, and the health disorders acquired in this period are the most persistent. It is known that regular exercise is especially important in the process of growth and formation of the body. However, in connection with the early sports specialization and extensive use of large in terms of volume and intensity of training loads, the problems of medical provision of children's and youth sports are becoming more urgent. In the process of training young athletes should be resolved health, educational and sporting tasks. It is during the period of growth and formation of the organism, as in no other, that a strictly individual approach of the trainer and doctor to young athletes is required. This is due to large differences in the pace and duration of individual stages of growth and maturation (general and sexual). The variety, gradualness and sufficient interest of the child to study, the rational combination of versatile and special exercises will ensure the preservation and strengthening of health, proper development, subsequent sporting improvement and longevity.

Key words: health of children and adolescents, harmonious development of the child, health index, acceleration, the «biological» age of the child, medical provision of children's and youth sports.

Литература

1. Аветисян Л.Р., Кочарова С.Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. 2001. № 1. С. 48-49.

References

1. Avetisyan LP, Kocharova SG. Izuchenie vliyaniya povyshennoj uchebnoj nagruzki na sostoyanie zdo-rov'ya uchashchihsya [The study of the impact of increased workload on the health of students]. Gigiena i sanitariya. 2001;1:48-9. Russian.

2. Адамова М.В., Ловицкий В.Д. Педагогические проблемы здоровья и медицинские задачи в педагогике // Объединенный научный журнал. 2002. № 10. С. 32-34.

2. Adamova MV, Lovickij VD. Pedagogicheskie problemy zdorov'ya i medicinskie zadachi v pedago-gike [Pedagogical health problems and medical problems in pedagogy]. Ob"edinennyj nauchnyj zhurnal. 2002;10:32-4. Russian.

3. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. М.: Союз педиатров России, 2009. 188 с.

4. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: МГПИ, 2008. 222 с.

3. Baranov AA, Lapin YUE. Gosudarstvennaya poli-tika v oblasti ohrany zdorov'ya detej: voprosy teorii i praktika [State policy in the field of children's health: theory and practice]. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2009. Russian.

4. Bezrukih MM. Zdorov'esberegayushchaya shkola [Health saving school]. Moscow: MGPI; 2008. Russian.

5. ВОЗ. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. Женева: ВОЗ, 2004.

6. Детская спортивная медицина: учеб. пособие / под ред. Т.Г. Авдеевой, И.И. Бахраха. Изд. 4-е, испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 319 с.

7. Здоровье подростков и школьников. URL: http://www.cdc.gov/ nccdphp/dash/ Дата обращения: 10.10.2012.

8. Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г.Г. [и др.] / под ред. акад. РАМН А.А. Баранова, проф. В.Р. Кучмы. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. 159 с.

9. Золичева С.Ю., Мозжухина Е.А. Мониторинг состояния здоровья детей и подростков и медицинские аспекты коррекции «индекса здоровья» // Материалы международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты здорового образа жизни». Одесса, 2016. С. 70-79.

10. Золичева С.Ю., Тарасов А.В., Беличенко О.И. Физическая культура и спорт как основа здорового образа жизни подрастающего поколения // Материалы 2-й международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты здорового образа жизни». Одесса, 2017. С. 249-252.

11. Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». URL: http://www.worklib.ru/ Дата обращения: 04.11.2012.

12. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: метод. рекомендации / Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. [и др.]. М.: Минздравсоцразви-тия России, 2006. 47 с.

5. VOZ. Global'naya strategiya po pitaniyu, fizi-cheskoj aktivnosti i zdorov'yu [WHO. Global strategy on nutrition, physical activity and health]. ZHeneva: VOZ; 2004. Russian.

6. Detskaya sportivnaya medicina: uchebnoe poso-bie. Pod redakciej T.G. Avdeevoj, I.I. Bahraha. Izdanie 4, ispravlennoe i dopolnennoe [Children's sports medicine: textbook. Edited by T. G. Avdeeva, I. I. Bakhrakh. Edition 4, amended and supplemented]. Rostov n/D: Feniks; 2007. Russian.

7. Zdorov'e podrostkov i shkol'nikov [Health of adolescents and schoolchildren]. URL: http://www.cdc.gov/ nccdphp/dash/. Russian.

8. Onishchenko GG, et al. Zdorovye deti Rossii v XXI veke. pod redakciej akademika RAMN A.A. Bara-nova, professora V.R. Kuchmy [Healthy children of Russia in the XXI century. under the editorship of RAMS academician A. A. Baranov, Professor V. R. Kuchma]. Moscow: Federal'nyj centr Gossanehpidnadzora Minzdrava Rossii; 2000. Russian.

9. Zolicheva SYU, Mozzhuhina EA. Monitoring sostoyaniya zdorov'ya detej i podrostkov i medicinskie aspekty korrekcii «indeksa zdorov'ya». Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Teoreticheskie i prakticheskie aspekty zdorovogo obraza zhizni» [Monitoring of the health status of children and adolescents and medical aspects of the correction of the "health index". Materials of the international scientific and practical conference " Theoretical and practical aspects of a healthy lifestyle»]. Odessa; 2016. Russian.

10. Zolicheva SYU, Tarasov AV, Belichenko OI. Fizi-cheskaya kul'tura i sport kak osnova zdorovogo obra-za zhizni podrastayushchego pokoleniya. Materialy 2-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Teoreticheskie i prakticheskie aspekty zdorovogo obraza zhizni» [Physical culture and sport as the basis of healthy lifestyle of the younger generation. Materials of the 2nd international scientific-practical conference " Theoretical and practical aspects of a healthy lifestyle»]. Odessa; 2017. Russian.

11. Ministry of health order № 621 dated 30.12.2003 "On the comprehensive evaluation of the health status of children". URL: http://www.worklib.ru/ date accessed: 04.11.2012. Russian.

12. Baranov AA, Kuchma VR, Suhareva LM, et al. Provedenie monitoringa sostoyaniya zdorov'ya detej i podrostkov i organizaciya ih ozdorovleniya: metod. Rekomendacii [Monitoring the health of children and adolescents and the organization of their health: method. Recommendations]. Moscow: Minzdravsocraz-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2018 - V. 25, № 3 - P. 76-82

13. Тихвинский С.В., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991.

14. Смоленский А.В., Михайлова А.В., Беличенко О.И. Спортивная медицина: учебник для студ. учреждений высш. образования; под ред. А.В. Смоленского. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 320 с.

vitiya Rossii; 2006. Russian.

13. Tihvinskij SV, Hrushchev SV. Detskaya sportiv-naya medicina [Children's sports medicine]. Moscow: Medicina; 1991. Russian.

14. Smolenskij AV, Mihajlova AV, Belichenko OI. Sportivnaya medicina: uchebnik dlya stud. uchrezh-denij vyssh. Obrazovaniya. Pod redakciej A.V. Smo-lenskogo [Sports medicine: textbook for students. institutions higher. Educations. Edited by A. V. Smo-lensky.]. Moscow: Izdatel'skij centr «Akademiya»; 2015. Russian.

15. Справочник детского спортивного врача: клинические аспекты. М.: Советский спорт, 2008. С. 440.

15. Spravochnik detskogo sportivnogo vracha: klini-cheskie aspekty [Handbook of children's sports physician: clinical aspects]. Moscow: Sovetskij sport; 2008. Russian.

16. Физиология развития ребенка: руковод. по возрастной физиологии: учеб. пособие: рекомен. ред.-издат. советом Рос. акад. образования / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер; Рос. акад. образования Москов. психолого-соц. ин-т. - М.: МПСИ - Воронеж: МОДЭК, 2010. 767 с.

16. Fiziologiya razvitiya rebenka: rukovod. po vozrast-noj fiziologii: ucheb. posobie: rekomen. red.-izdat. sove-tom Ros. akad. Obrazovaniya. pod red. M.M. Bezrukih, D.A. Farber; Ros. akad. obrazovaniya Moskov. psiholo-go-soc. in-t [Physiology of child development: guide. on age physiology: studies. benefit: recommended. ed. -published. the Council Grew. Acad. Educations. ed. by M. M. Bezrukikh, D. A. Farber; ROS. Acad. education Muscovites. psycho-social. in-T.]. Moscow: MPSI - Voronezh: MODEHK; 2010. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.