Научная статья
УДК 378.6:34; ББК 74.48+67.401.133.1 NIION: 2018-0077-3/22-192
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-150-153 MOSURED: 77/27-024-2022-03-391
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Диагностика специальной подготовленности студентов-спортсменов
Сергей Владимирович Мананников1, Оксана Игоревна Воробьева2, Тагир Шамшидович Казбеков3
1 Барнаульский юридический институт МВД России, Алтайский край, Барнаул, Россия, [email protected]
2 Алтайский государственний педагогический университет, Алтайский край, Барнаул, Россия,
3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассмотрен теоретический практический аспект проблемы диагностики специальной подготовленности студентов-спортсменов. Проанализирована одна из важнейших проблем спортивной тренировки - управление специальной функциональной подготовленностью студентов-спортсменов. Рассмотрено рациональное управление подготовкой студентов-спортсменов, предполагающее разработку средств и методов их тренировки и диагностики. В работе исследовались: динамика функционирования организма квалифицированных студентов-спортсменов в условиях спортивных поединков; возможности определения величины индивидуальной велоэргометрической нагрузки; влияние дополнительных заданий по специализированным двигательным реагированиям в процессе выполнения модельных физических нагрузок на динамику ЧСС квалифицированных студентов-спортсменов. Исследование выполнено в четыре этапа. Таким образом, проведенное исследование показало, рассчитанные и экспериментально проверенные уравнения регрессии позволяют задавать в тренировочных условиях требуемые уровни мощности физической нагрузки для вывода организма студентов-спортсменов на необходимый модельный уровень функционирования в зависимости от задач подготовки и диагностики. Диагностический комплекс и предлагаемая методика моделирования нагрузки могут быть использованы для программированной функциональной тренировки и для контроля специальной функциональной подготовленности студентов-спортсменов.
Ключевые слова: диагностика, специальная подготовленность, велоэргометрическая нагрузка, соревновательная деятельность, модельные физические нагрузки, субкритическая нагрузка критическая нагрузка, надкритическая нагрузка
Для цитирования: Мананников С. В., Воробьева О. И., Казбеков Т. Ш. Диагностика специальной подготовленности студентов-спортсменов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 150-153. https://doi. 0^/10.24412/2658-638Х-2022-3-150-153.
Sergei V. Manannikov1, Oksana I. Vorobieva2, Tagir Sh. Kazbekov3
1 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Altai Territory, Barnaul, Russia, [email protected]
2 Altai State Pedagogical University, Altai Territory, Barnaul, Russia, [email protected]
3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article considers the theoretical practical aspect of the problem of diagnosing the special preparedness of students-athletes. One of the most important problems of sports training is analyzed - the management of special functional readiness of student-athletes. The rational management of the training of student-athletes, which involves the development of means and methods for their training and diagnostics, is considered. The work investigated: the dynamics of the functioning of the organism of qualified student-athletes in the conditions of sports fights; the possibility of determining the value of an individual bicycle ergometric load; the influence of additional tasks on specialized motor responses in the process of fulfilling model physical loads on the dynamics of the heart rate of qualified student-athletes. The study was carried out in four stages. Thus, the study showed that the calculated and experimentally verified regression equations allow setting the required levels of physical load power in training conditions to bring the body of student-athletes to the required model level of functioning, depending on the tasks of training and diagnostics. The diagnostic complex and the
© Мананников С. В., Воробьева О. И., Казбеков Т. Ш., 2022
Original article
Diagnostics of special education of students-athletes
150
PEDAGOGICAL SCIENCES
proposed method of load modeling can be used for programmed functional training and for monitoring the special functional readiness of student athletes.
Keywords: diagnostics, special readiness, bicycle ergometric load, competitive activity, model physical loads, subcriti-cal load, critical load, supercritical load
For citation: Manannikov S. V., Vorobieva O. I., Kazbekov T. Sh. Diagnostics of special education of students-athletes // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):150-153. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8X-2022-3 -150-153.
Одна из важнейших проблем спортивной тренировки - управление специальной функциональной подготовленностью студентов-спортсменов. Рациональное управление подготовкой студентов-спортсменов предполагает разработку средств и методов их тренировки и диагностики.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) является интегральным показателем функционального состояния человека [5]. На динамику ЧСС в процессе двигательной деятельности оказывают влияние как физическая нагрузка, так и напряженность психической сферы спортсмена [6].
В работе исследовались: динамика функционирования организма квалифицированных студентов-спортсменов в условиях спортивных поединков; возможности определения величины индивидуальной велоэргометри-ческой нагрузки, необходимой для выхода на модельные уровни соревновательной деятельности; влияние дополнительных заданий по специализированным двигательным реагированиям в процессе выполнения модельных физических нагрузок на динамику ЧСС квалифицированных студентов-спортсменов.
Исследование выполнено в четыре этапа. На первом - изучалась динамика функционального состояния 20 квалифицированных студентов-спортсменов в соревновательных условиях (101 бой). На втором - поисковый эксперимент по определению величины индивидуальной велоэргометрической нагрузки, необходимой для вывода организма спортсмена на модельные уровни функционирования, проведенный в конце общеподготовительного периода с участием 14 км/с и 11 м/с по в возрасте 18-24 лет. Третий - констатирующий эксперимент. Те же испытуемые выполняли ступенчатую нагрузку на велоэргометре типа ВЭ-02 с таким расчетом, чтобы ее мощность выводила их на выявленные в поисковом эксперименте 1-й и 2-й модельные уровни функционирования сердечно-сосудистой системы (ССС) в соревнованиях. Частота педалирования составляла 60 об/мин, продолжительность работы на каждой ступени 4 мин. Между 1-й и 2-й ступенями нагрузки испытуемые отдыхали 3 мин сидя на велоэргометре [8]. Регистрация ЧСС во всех исследованиях осуществлялась радиотелеметриической системой «Спорт-4».
В процессе выполнения каждой ступени нагрузки с 61-й по 180-ю с испытуемым предъявлялся комплексный тест по реагированию на зрительный сигнал, апробированный и традиционно применяемый при оценке уровня специальной подготовленности студентов-спортсменов высшей квалификаций [2]. На экране индикации электронного реакциометра «Диагностик-2» [7] по 10 раз возникали сигналы, требующие простого
и дизъюнктивно-дифференцировочного реагирования, а также реагирования на движущуюся метку, предвосхищая момент пересечения ею срединной линии (РДО). Исследования проводились без помех и с визуальной помехой в виде дополнительной метки другой формы [3]. Четвертый этап - 6 испытуемых прошли повторное обследование по описанной методике через 3 месяца в середине специально подготовительного этапа подготовительного периода тренировки.
ЧСС в естественных условиях соревновательных поединков студентов-спортсменов варьировала в широком диапазоне (110-190 уд/мин). Вместе с тем в большинстве боев (50,2 %) она находилась в пределах (146-165 уд/мин). Данную зону соревновательной реакции ССС мы условно назвали «критической». В поединках со слабыми противниками и в малозначимых в турнирном отношении боях, характеризующихся невысокой двигательной активностью (28 % боев), ЧСС была < 146 уд/мин («субкритическая» зона). Во встречах с равными или более сильными противниками и при высокой турнирной значимости боя пульс выходит в «надкритическую» зону - >165 уд/мин.
Установлено, что двигательная активность студентов-спортсменов во 2-й и 3-й зонах функционирования ССС достоверных различий не имела. Таким образом, выход ЧСС в «надкритическую» зону обусловлен, не столько физической нагрузкой, сколько психической напряженностью боя, что согласуется с данными литературы [4].
Материалы второго этапа исследований обработаны методом пошагового регрессионного анализа (табл. 1).
Таблица 1
Зависимость мощности нагрузки от модельного уровня ЧСС, массы тела и росто-весового показателя у квалифицированных студентов-спортсменов (П= 25)
Уравнения регрессии a R F d
N = 0,293+1-0,1477Х1 + +0,8893X2 - 0,0174Х3 1,86 0,973 154,4 0,95
N2 =0,0822X1+ 1,8844X2+ +0,1337Х3 - 4,112 4,76 0,960 105,3 0,92
Примечание. N - мощность нагрузки (Вт), необходимой для выхода на модельный уровень ЧСС (116-145 уд/мин); N - мощность нагрузки (Вт), необходимой для выхода на модельный уровень ЧСС (146-165 уд/мин); Х1 - модельный уровень ЧСС (уд/30 с); Х2 - вес испытуемого; Х3 - росто-весовой показатель.
Из таблицы 1 следует, что введенные в уравнения регрессии показатели на 92 % для N и 95 % для N обуслов-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 151
ливают вариации физической нагрузки, необходимой для вывода испытуемых на модельный уровень функционирования ЧСС. Рассчитанные по уравнениям регрессии индивидуальные величины мощности нагрузки позволяют выводить функционирование ССС в необходимую модельную зону и осуществлять направленную функциональную тренировку спортсменов [1].
Результаты исследования влияния дополнительных заданий по специализированным реагированиям на фоне физических нагрузок, моделирующих функ-
циональные сдвиги ЧСС в условиях соревновательной деятельности (третий этап), свидетельствуют о том, что при субкритических нагрузках дополнительные задания в первые 60 с их предъявления вызывали учащения пульса (табл. 2, 3). В последующие 60 с происходила его стабилизация или снижение. После прекращения дополнительных заданий, несмотря на накапливающееся утомление вследствие продолжающейся физической нагрузки, ЧСС имела выраженную тенденцию к снижению.
Таблица 2
Динамика ЧСС при выполнении дополнительных заданий по специализированным реагированиям на фоне
модельных физических нагрузок (п=25)
Статистические величины f i f 2 f 3 f 4 f 5 f 6 f 7 f 8 f 9 f10 fii f 1 2 f13 f 1 4 f 1 5 f16
Х 53,3 57,6 59,8 61,4 61,0 61,3 60,4 58,7 61,2 68,8 73,9 76,1 77,3 78,4 78,1 77,8
а 4,4 3,9 4,1 4,6 5,1 ' 4,6 4,6 4,4 6,1 3,9 4,4 3,6 3,6 3,9 4,4 3,9
mx 0,8 0,7 0,7 0,8 0,9 0,8 0,8 0,8 1,1 0,7 0,8 0,6 0,6 0,7 0,8 0,7
Примечание. ЧСС, определенная по 30-секундным отрезкам, при субкритической и критической 16) физических нагрузках. При критической нагрузке динамика ЧСС носила иной характер. В первые 30 с предъявления дополнитель-
ных заданий по реагированиям ЧСС резко возрастала, а в последующие 90 с продолжала плавно нарастать. Таким образом, при более высокой физической нагрузке дополнительные задания приводили к более выраженному увеличению ЧСС. Несмотря на значительную величину критической нагрузки и накапливающееся к концу ступени утомление, ЧСС после выполнения дополнительных заданий снижалась.
Установленная закономерность динамики ЧСС при выполнении модельных физических нагрузок свидетельствует о том, что предъявление дополнительных заданий повышает уровень психической напряженности. Это подтверждается не только однонаправленным увеличением ЧСС при совмещении
специализированных реагирований с педалированием, но и однонаправленным ее снижением после окончания реагирования, несмотря на продолжающуюся физическую нагрузку.
Исследование динамики ЧСС у одних и тех же испытуемых на разных этапах подготовительного периода (табл. 3) показало, что с ростом тренированности реакция ССС на предъявляемые модельные нагрузки менее выражена. Существенно также отличается динамика ЧСС при субкритической нагрузке. В конце общеподготовительного этапа подготовительного периода дополнительные задания приводили к резко выраженному увеличению ЧСС, а в середине специально-подготовительного этапа - лишь к незначительному.
Таблица 3
Динамика ЧСС при выполнении дополнительных заданий по специализированным реагированиям на фоне
модельных физических нагрузок (п=6)
Этапы подготовительного периода Статистические велиины f 1 f 2 f 3 f 4 f 5 f 6 f 7 f 8 f 9 f10 f11 f 1 2 f13 f 1 4 f 1 5 f16
Конец общеподготовительного этапа Х 1 57,3 60,3 62,8 66,7 65,0 64,5 64,0 61,7 64,2 71,5 77,5 79,7 81,0 82,3 81,8 80,8
а1 6,7 6,3 5,1 5,5 5,5 5,1 5,9 5,5 7,1 5,1 4,7 3,6 4,3 4,7 5,9 6,3
mx, 2,7 2,6 2,1 2,3 2,3 2,1 2,4 2,3 2,9 2,1 1,9 1,5 1,8 1,9 2,4 2,6
Середина спе-циально-под-готови-тельного этапа Х 2 52,8 56,8 57,8 58,8 58,8 58,8 58,2 57,5 58,7 67,2 72,5 75,0 76,0 77,5 77,2 76,8
а2 5,5 3,9 3,9 5,5 5,1 5,1 4,7 5,5 5,1 4,7 4,3 2,8 2,8 2,8 3,9 3,9
mx2 2,3 1,6 1,6 2,3 2,1 2,1 1,9 2,3 2,1 1,9 1,8 1,1 1,1 1,1 1,6 1,6
Примечание. ЧСС, определенная по 30-секундным отрезкам, при субкритической (f 8) и критической (f9 ) физических нагрузках.
Полученные данные свидетельствуют о том, что результаты лабораторного тестирования адекватно отражают изменение тренированности квалифицированных студентов-спортсменов. Выводы:
1. Функциональная активность соревновательной деятельности студентов-спортсменов может быть дифференцирована (по показателям ЧСС)
152 PEDAGOGICAL
на три зоны: 1) субкритическая (ЧСС до 145 уд/ мин); 2) критическая (146-165 уд/мин); 3) надкритическая (более 165 уд/мин). При этом динамика функциональной активности организма спортсмена обусловливается: для 1-й зоны - преимущественно двигательной активностью; для 2-й - высоким уровнем как двигательной активности, так и психической напряженности; для 3-й - максимальным психиче-
БС^СЕв
7. Попова Н. В., Мананников С. В., Князева Ю. А. Воспитание нравственных качеств у спортсменов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 147-150.
8. Супрунов С. И. Организация занятий физической культурой с учетом потребностей студентов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 46-49.
ским напряжением соревновательной деятельности студента-спортсмена.
2. Рассчитанные и экспериментально проверенные уравнения регрессии позволяют задавать в тренировочных условиях требуемые уровни мощности физической нагрузки для вывода организма студентов-спортсменов на необходимый модельный уровень функционирования в зависимости от задач подготовки и диагностики.
3. Диагностический комплекс (велоэргометр, ре-акциометр, регистратор ЧСС) и предлагаемая методика моделирования нагрузки могут быть использованы для программированной функциональной тренировки и для контроля специальной функциональной подготовленности студентов-спортсменов.
Библиографический список
1. Воробьева О. И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.
2. Князев С. А., Корнаушенко А. В. Влияние самостоятельного выбора вида спорта на физическую подготовленность курсантов Барнаульского юридического института // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 181-184.
3. Красилов О. В., Хромов В. А., Мананников С. В. Здоровый образ жизни. Современный подход привлечения населения для занятий физической культурой. Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 337-340.
4. Малиновский А. В., Юркин Д. В., Платонов В. Н. Самостоятельная деятельность спортсменов в процессе обучения // Психология ипедагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 179-182.
5. Платонов В. Н., Прохорова Е. А. Адаптация к условиям Сибири тренировочного процесса триатлонистов // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 2. С. 124-126.
6. Попова Н. В. К разработке должных норм физической подготовленности студенческой молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 12. С. 50-55.
Дополнительная информация об авторах
С. В. Мананников - старший преподаватель кафедры физической подготовки;
О. И. Воробьева - старший преподаватель кафедры спортивных игр;
Т. Ш. Казбеков - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки.
Additional information about the authors
S. V. Manannikov -Senior Lecturer, Department of Physical Training;
O. I. Vorobieva - Senior Lecturer, Department of Sports Games;
T. Sh. Kazbekov - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 04.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.
The article was submitted 30.03.2022; approved after reviewing 04.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 153
Bibliographic list
1. Vorobyeva O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports // Actual scientific research in the modern world. 2020. No. 2-6 (58). PP. 49-53.
2. Knyazev S. A., Kornaushenko A. V. Influence of an independent choice of a sport on the physical fitness of cadets of the Barnaul Law Institute // World of Science, Culture, Education. 2019. No. 3 (76). PP. 181-184.
3. Krasilov O. V., Khromov V. A., Manannikov S. V. Healthy lifestyle. A modern approach to attracting the population for physical education // Bulletin of economic security. 2020. № 2. PP. 337-340.
4. Malinovsky A. V, Yurkin D. V, Platonov V. N. Independent activity of athletes in the learning process // Psychology and pedagogy of service activities. 2021. No. 3. PP. 179-182.
5. Platonov V. N., Prokhorova E. A. Adaptation to the conditions of Siberia of the training process of triathletes // Pedagogical education in Altai. 2021. No. 2. PP. 124-126.
6. Popova N. V Towards the development of due standards of student youth physical fitness. Izvestiya of the Tula State University. Physical Culture. Sport. 2020. No. 12. PP. 50-55.
7. Popova N. V., Manannikov S. V., Knyazeva Yu. A. Education of moral qualities in athletes // Psychology and Pedagogy of Service Activities. 2021. No. 1. PP. 147-150.
8. Suprunov S. I. Organization of physical culture classes taking into account the needs of students // Trends in the development of science and education. 2019. No. 50-7. PP. 46-49.