2017. - № 3. - С. 60-62.
REFERENCES
1. Imelbaeva, E.I. and Borisov, A.V. (2020), "Assessment of physical fitness of students of MBOU secondary school No. 44 when fulfilling the requirements of the GTO complex based on the online technology "AS VFSK GTO", "Improvement of the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and improvement of various categories of the population.": materials of the XIX All-Russian scientific-practical conference with international participation, Surgut, pp. 358-366.
2. Lyakh, V.I., Zdanevich, A.A. (2012), A comprehensive program ofphysical education for students. 1-11 grades. Programs for teachers, Enlightenment, Moscow.
3. Official Internet portal of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (2022), "GTO standards", available at : https://www.gto.ru/norms, (accessed 11 February 2022).
4. Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Decree No 3081-r of November 24, 2020, available at : https://docs.cntd.ru/document/566430492 (accessed 11.02.2022).
5. Chekulaev, N.N. and Butskina T.I. (2014), "Age-related changes in the motor abilities of schoolchildren 7-17 years old in the city of Khabarovsk", "Physical culture and sport in modern society": materials of the All-Russian scientific-practical conference, Managing editor S.S. Dobrovolsky, pp. 232236.
6. Schurov, A.G., Alekseev, S.V., Popova, E.V. and Starolavnikova O.V. (2017), "Physical fitness of schoolchildren in a large metropolis", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 60-62.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.02.2022
УДК 796.56
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
Анна Михайловна Яблонских, соискатель, Уральский государственный университет
физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
В статье представлено обоснование методики развития специальной выносливости спортс-менов-ориентировщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства (ССМ). Описаны этапы разработки данной методики; соотношение объемов циклической нагрузки для спортсменов-ориентировщиков; распределение беговой нагрузки направленной на развитие общей и специальной выносливости в годичном цикле тренировки на период апробации данной методики развития. Особенностью разработанной методики развития специальной выносливости спортсменов-ориентировщиков на этапе ССМ, является система подготовки с увеличенным временем на специальную физическую подготовку в годичном цикле тренировки, с использованием средств йоги, им-пульсно-сенсорной тренировки и дыхательных упражнений, направленных на восстановление. Дан анализ результатов физической и физиологической подготовленности спортсменов-ориентировщиков после апробации методики.
Ключевые слова: спортсмены-ориентировщики, спортивное ориентирование, специальная выносливость, физическая подготовленность, методика развития специальной выносливости, им-пульсно-сенсорная тренировка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p464-469
SUBSTANTIATION OF THE METHOD FOR THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE AMONG THE ATHLETES-ORIENTEERS
Anna Mikhailovna Yablonskikh, the applicant, Ural State University of Physical Culture,
Chelyabinsk
Abstract
The article presents the substantiation of the methodology for the development of special endurance of orienteers at the stage of improving sportsmanship. The stages of development of this technique are described; ratio of cyclic load volumes for orienteers; distribution of the running load aimed at the development of general and special endurance in the annual cycle of training for the period of approbation of this development methodology. A feature of the developed methodology for the development of special endurance of orienteers at the stage of improving sportsmanship is a training system with an increased time for special physical training in a yearly cycle of training, using yoga, impulse-sensory training and breathing exercises aimed at recovery. An analysis of the results of physical and physiological readiness of orienteers after testing the methodology is given.
Keywords: orienteering athletes, orienteering, special endurance, physical readiness, methods of special endurance development.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие выносливости носит двухэтапный характер. Сначала необходимо достичь высокого уровня общей выносливости, которая является условием для дальнейшего развития специальной выносливости. Также процесс развития общей выносливости (ОВ) служит естественным продолжением повышения уровня общей физической подготовки (ОФП). Большой объем тренировочной работы создает высокий уровень общей выносливости, на базе которой развивается специальная выносливость, необходимая для выполнения спортивных задач [2, с. 169].
В спортивном ориентировании выбор критерия эффективности выполнения специфической нагрузки проявляется в умении спортсмена-ориентировщика во время длительных физических нагрузок, на фоне утомления выполнять умственную работу и быстро принимать решения [1, 4]. В связи с этим, проблема сопряженности физической, технической и интеллектуальной подготовки в данном виде спорта достаточно сложна, так как успешность выступлений в соревнованиях существенным образом зависит от уровня развития кислородно-транспортной системы, навыков работы с компасом и картой, типа мышления, быстроты протекания мыслительных процессов, зрительной памяти, от объема, концентрации, переключения внимания и других факторов [4, с. 596]. Поэтому основной проблемой подготовки в этом и аналогичных видах спорта является разработка методов и методических приемов сопряженного развития физических, технических и интеллектуальных качеств.
В связи с увеличением физических нагрузок, продиктованных ростом требований к спортивным результатам спортсменов, обозначилась необходимость поиска новых методик, направленных не только на развитие физических качеств, но и восстановительных мероприятий для реализации комплексного подхода в тренировочном процессе.
На первом этапе разработки методики был проведен анализ соревновательной деятельности и физической подготовленности групп на этапе совершенствования спортивного мастерства (ССМ), исследованы методики подготовки спортсменов в спортивном ориентировании, получены количественные и временные модельные характеристики физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков.
На втором этапе разработки методики, ориентируясь на даты главных соревнований, спланирован годичный макроцикл по периодам и этапам, структура мезо- и микроциклов, установлены их объемы и виды нагрузок. Определены методы, средства и формы контроля тренировочного процесса.
Третий этап разработки методики заключался в ее практической апробации, контроле ожидаемых результатов и коррекции.
Особенностью разработанной методики развития специальной выносливости спортсменов-ориентировщиков на этапе ССМ, является система подготовки с увеличенным временем на специальную физическую подготовку в годичном цикле тренировки, с использованием средств йоги, импульсно-сенсорной тренировки и дыхательных упраж-
нений, направленных на восстановление.
Годичный цикл тренировок спланирован от общего объема беговой нагрузки спортсменов-ориентировщиков 2500 км в год, на базе общепринятой структуры годового макроцикла спортивной подготовки спортсменов-ориентировщиков, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Структура годового макроцикла спортивной подготовки спортсменов-ориентировщиков_
Периоды годичного цикла тренировки (52 недель) Переходный — октябрь-ноябрь (5 недель)
ОФП - развитие аэробных возможностей
Специально-подготовительный период — ноябрь-апрель (24 недели)
I. Общеподготовительный этап - конец ноября - январь (10 недель): общая подготовка с элементами специальной подготовки. II. Специально-подготовительный этап - февраль - середина марта (7 недель): специальная подготовка с элементами общей подготовки. III. Предсоревновательный этап - март - конец апреля (7 недель): специальная подготовка.
Соревновательный — май — сентябрь (23 недели)
Спортивная подготовка направлена на сохранение спортивной формы, подключаются восстановительные микроциклы (7-10 дней), психологическая подготовка
Распределение объема циклической (беговой) нагрузки в годичном цикле спортивной подготовки спортсменов-ориентировщиков, в стандартном соотношении использовалось в контрольной группе (КГ). В экспериментальной группе 1 (ЭГ-1) и экспериментальной группе 2 (ЭГ-2) изменено соотношение циклической нагрузки, увеличив процентное соотношение в пользу специальной выносливости.
Соотношение объемов циклической нагрузки для спортсменов-ориентировщиков юношей (для девушек на 20% меньше объем бега) КГ, ЭГ-1 и ЭГ-2 представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Соотношение объемов циклической нагрузки в годичном цикле подготовки спортсменов-ориентировщиков юношей на этапе ССМ в КГ, ЭГ-1, ЭГ-2_
Вид выносливости Для КГ Для ЭГ-1 и ЭГ-2
Общая выносливость (ОВ) < АнП, 140-150 уд/мин 80-70% (1875 км) 68% (1700 км)
Специальная выносливость (СВ1) Аэ-АнП, 160-170 уд/мин 10% (250 км) 12% (300 км)
Спец. выносливость (СВ2) в близи АнП, 160-180 или 180-190 уд/мин 8-17% (325 км) 17% (425 км)
Максимальная выносливость (МВ), 180-190 или 190-200 уд/мин 2-3% (50 км) 3% (75 км)
Распределение беговой нагрузки направленной на развитие общей и специальной выносливости в годичном цикле тренировки на период апробации методики развития специальной выносливости у спортсменов-ориентировщиков, представлено в таблице 3.
Таблица 3 - Распределение беговой нагрузки в годичном цикле тренировки спортсменов-ориентировщиков (1р - КМС)__
Этап Переходный Специально-подготовительный Соревновательный
нагрузка окт нояб дек янв фев март апр май июнь июль авг сен
ОВ (км) 210 220 210 200 220 110 100 60 75 75 70 150
СВ1 (км) - - 20 30 20 40 40 60 60 20 - 10
СВ2 (км) - - - - - 60 70 70 65 80 80 -
МВ (км) - - - - - - - - 10 25 25 15
Средства ОВ применялись в течение всего годичного цикла: равномерный кроссовый бег, длительный кроссовый бег, бег с короткими ускорениями, ритмовые пробежки по типу фартлек, лыжная тренировка, беговые и прыжковые упражнения и др.
Средства СВ1 обеспечивают плавный переход от средств ОВ к СВ2, применяются в специально-подготовительном периоде и в начале соревновательного: интервальный бег, бег по пересеченной местности, бег в гору, длинные ускорения.
Средства СВ2 - вторая половина специально-подготовительного и соревновательный период: бег и прыжки в гору, горный бег, участие в соревнованиях на лыжах (один раз в 3-4 недели) для поддержания соревновательных качеств, длительный непрерывный
бег (переменный, фартлек, темповый), бег по мягкому грунту (песок, снег), соревнования.
Средства МВ (зона высоких скоростей с кислородным потреблением, близким к максимальному) - соревновательный период, совпадает с главными соревнованиями: бег прерывными методами с оптимальными интервалами отдыха в интенсивном режиме (повторный, интервальный) приближен к соревновательному бегу, барьерный бег, собственно соревнования.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются на протяжении всего годичного цикла подготовки, перед каждой тренировкой. ОРУ для развития мышц спины, брюшного пресса, силы мышц стопы применялись следующие средства: маховые движения рук и ног, вращательные движения (рук и ног, головы, туловища), наклоны - сидя и стоя. Спортивные и подвижные игры (игровая тренировка) применяются на протяжении всего годичного цикла: футбол, баскетбол, волейбол, тактическая игра «Переход через границу», разновидности игр - «баши» и «догонялки».
В ЭГ-1 в качестве средства ОРУ включены упражнения из комплекса хатха-йоги и джива-мукти йоги один раз в неделю продолжительностью 100 минут, на протяжении всего годичного цикла. Преимущественно использовались асаны на растяжку, скручивание, для развития эластичности связок, силовые асаны для укрепления мышц туловища, ног и рук, динамические асаны с ритмичным дыханием. Комплекс обязательно включал в себя дыхательную гимнастику «пранаяма» (10 минут) и ментальную тренировку на концентрацию внимания «медитация» (20 минут).
В ЭГ-2 в качестве восстанавливающего средства мы использовали метод импульс -но-сенсорной тренировки (ИСТ) на протяжении всего годичного цикла тренировки.
«Импульсно-сенсорная тренировка - метод психофизиологического аутовоздей-ствия, направленный на произвольное управление саморегуляторными процессами организма человека, повышение его адаптационных (резервных) возможностей и уровня здоровья путем изменения характера внешнего дыхания, тонуса скелетных мышц и концентрации внимания тренирующегося на тех или иных частях своего тела (органах) при вдохах и выдохах» [3, с. 7]. Метод ИСТ применялся в качестве средства восстановления в тренировках с интенсивной физической нагрузкой, а также как средство когнитивной тренировки.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе МБУ «СШ «ЧТЗ»» г. Челябинска и ГБУДО «ОДЮСШ». В исследовании принимали участие юноши и девушки 15-16 лет, занимающиеся беговым спортивным ориентированием. Участники эксперимента имеют 1-й разряд и КМС.
Для определения уровня физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков использовался комплекс нормативных тестов на основании Федерального стандарта по виду спорта спортивное ориентирование и комплекса общепринятых нормативов по общей и специальной физической подготовке: быстрота и скоростные качества - бег на 30 м с ходу и 100 м со старта; общая выносливость - бег на время для юношей 1500 м и 1000 м для девушек; специальная выносливость - бег на время 5000 м для юношей и 3000 м для девушек; скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места.
Для определения физиологических функций организма использовались тесты: ЧСС - проба Руфье-Диксона для определения физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы; проба Штанге - задержка дыхания на вдохе; проба Генча - задержка дыхания на выдохе для определения показателей общего уровня тренированности спортсмена и определения способности организма переносить кислородное голодание.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты применения методики развития специальной выносливости спортсме-нов-ориентировщиков на этапе ССМ демонстрируют улучшение в показателях физической подготовленности спортсменов в экспериментальных группах, представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 - Сравнительный анализ показателей физической подготовленности спортсме-нов-ориентировщиков юношей (Ю) ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ после апробации методики_
ЭГ-1 ЭГ-2 КГ Р Р Р
Ю (п=6) Ю (п=6) Ю (п=6) ЭГ-1 и ЭГ-2 ЭГ-1 и КГ ЭГ-2 и КГ
Прыжок в дл. с места (см) 214,16±13,57 214,16±13,19 199,20±9,17 >0,05 <0,05 <0,05
1500 м (мин) 5,02±0,24 5,01±0,25 5,27±0,11 >0,05 <0,05 <0,05
5000м (мин) 20,00±0,40 19,84±0,40 20,73±0,41 >0,05 <0,05 <0,05
30 м с ходу (сек) 3,99±0,15 3,98±0,15 4,19±0,16 >0,05 <0,05 <0,05
100 м со старта (сек) 13,96±0,28 13,95±0,26 14,29±0,21 >0,05 <0,05 <0,05
Таблица 5 - Сравнительный анализ показателей физической подготовленности спортсме-нов-ориентировщиков девушек (Д) ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ после апробации методики_
ЭГ-1 ЭГ-2 КГ Р Р Р
Ю (п=6) Ю (п=6) Ю (п=6) ЭГ-1 и ЭГ-2 ЭГ-1 и КГ ЭГ-2 и КГ
Прыжок в дл. с места (см) 193,66±13,44 185,83±6,3 178,33±5,16 >0,05 <0,05 <0,05
1500 м (мин) 3,83±0,32 3,79±0,33 4,13±0,07 >0,05 <0,05 <0,05
5000м (мин) 12,73±0,42 12,77±0,67 13,49±0,41 >0,05 <0,05 <0,05
30 м с ходу (сек) 4,25±0,20 4,27±0,16 4,51±0,19 >0,05 <0,05 <0,05
100 м со старта (сек) 15,31±0,27 15,41±0,23 15,71±0,21 >0,05 <0,05 <0,05
Прыжок в длину с места демонстрирует статистически значимое увеличение показателя и в ЭГ-1, и в ЭГ-2, у юношей и у девушек, по отношению к контрольным группам, с достоверностью р<0,05.
Результаты бега на специальную и общую выносливость, как у юношей (1500 и 5000 м), так и у девушек (1000 и 3000 м) ЭГ-1 и ЭГ-2 демонстрируют улучшение показателей с достоверностью р<0,05, по отношению к КГ.
Прирост в показателях скоростных качеств и быстроты (тесты 30 м с ходу и 100 м со старта), также отмечен в обеих экспериментальных группах у юношей и девушек с достоверностью р<0,05 по отношению к КГ.
Улучшение показателя ЧСС по пробе Руфье-Диксона (таблицы 6, 7) со статистической значимостью демонстрирует группа девушек в ЭГ-2, где применялась ИСТ, по отношению к КГ. У юношей ЭГ-1, как и у девушек ЭГ-2 показатель ЧСС улучшился с уровня «хорошо» до уровня «отлично». В КГ юношей и девушек показатель ЧСС по пробе Руфье-Диксона, также находится на уровне «хорошо». Однако если смотреть по темпам прироста показатели в экспериментальных группах увеличились значительно больше. В ЭГ-1 юноши и девушки демонстрируют прирост 26,1% и 14,7% соответственно, в ЭГ-2 21,8% и 23%, в КГ 13% и 7,6%.
Таблица 6 - Сравнительный анализ показателей физиологических функций спортсменов-ориентировщиков юношей (Ю) ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ после апробации методики_
ЭГ-1 ЭГ-2 КГ Р Р Р
Ю (п=6) Ю (п=6) Ю (п=6) ЭГ-1 и ЭГ-2 ЭГ-1 и КГ ЭГ-2 и КГ
ЧСС (баллы) 2,96±0,23 3,05±0,39 3,23±0,43 >0,05 >0,05 >0,05
Проба Штанге (сек) 58,47±3,66 57,66±2,84 53,33±3,64 >0,05 <0,05 <0,05
Проба Генча (сек) 40,14±4,05 38,83±2,07 35,42±2,60 >0,05 <0,05 <0,05
Таблица 7 - Сравнительный анализ показателей физиологических функций спортсменов-
ориентировщиков девушек (Д) ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ после апробации методики
ЭГ-1 Ю (п=6) ЭГ-2 Ю (п=6) КГ Ю (п=6) Р ЭГ-1 и ЭГ-2 Р ЭГ-1 и КГ Р ЭГ-2 и КГ
ЧСС (баллы) 3,15±0,39 2,96±0,29 3,55±0,35 >0,05 >0,05 <0,05
Проба Штанге (сек) 56,83±3,29 56,96±2,69 52,10±3,84 >0,05 <0,05 <0,05
ЭГ-1 Ю (n=6) ЭГ-2 Ю (n=6) КГ Ю (n=6) p ЭГ-1 и ЭГ-2 p ЭГ-1 и КГ p ЭГ-2 и КГ
Проба Генча (сек) 38,58±2,98 39,62±2,15 34,83±2,51 >0,05 <0,05 <0,05
Статистически значимый прирост (p<0,05) в показателях пробы Штанге и пробы Генча (таблица 5) отмечается в ЭГ-1 и ЭГ-2, как у юношей, так и у девушек в сравнении с КГ юношей и девушек. Данный тест определяет показатель общего уровня тренированности спортсмена и способности организма переносить кислородное голодание (таблицы 6, 7).
ВЫВОДЫ
Эффективность применения методики развития специальной выносливости подтверждена педагогическим экспериментом в показателях физической и функциональной подготовленности. Особенностью методики является система подготовки с увеличенным временем на специальную физическую подготовку в годичном цикле тренировки, с использованием средств йоги, импульсно-сенсорной тренировки и дыхательных упражнений, направленных на восстановление.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данильченкова, О.Е. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию спортсменов 12-14 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Данильченкова Ольга Егоровна. - Малаховка, 2010. - 25 с.
2. Попов, В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов / В.Б. Попов. -Изд. 2-е, стереотипное. - Москва : Человек, 2011. - 224 с.
3. Юрданов, В.С. Импульсно-сенсорная тренировка и саморегуляция организма человека / В.С. Юрданов. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1989. - 176 с.
4. Physiological and cognitive demands of orienteering : a systematic review / M.M. Batista, A.C. Paludo, J.N. Gula, P.H. Pauli, M.P. Tartaruga // Sport Sciences for Health. - 2020. - No. 16. - P. 591600.
REFERENCES
1. Danilchenkova, O.E. (2010), Optimization of the educational and training process in orienteering for athletes aged 12-14, dissertation, Malakhovka.
2. Popov, V.B. (2011), 555 special exercises in the preparation of athletes, 2nd ed., Man, Moscow.
3. Yurdanov, V. S. (1989), Impulse-sensory training and self-regulation of the human body, Buryat. book. publishing house, Ulan-Ude.
4. Batista, M.M., Paludo, A.C., Gula, J.N., Pauli, P.H. and Tartaruga M.P. (2020), "Physiological and cognitive demands of orienteering: a systematic review", Sport Sciences for Health, No. 16, pp. 591600.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.02.2022
УДК 376.2
КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА И ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ
Дмитрий Владимирович Яковенко, кандидат педагогических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород
Аннотация
В настоящее время отмечается негативная тенденция роста числа детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности с патологиями осанки. Од-