Научная статья на тему 'Воспитание специальной выносливости у ориентировщиков в группах спортивной специализации'

Воспитание специальной выносливости у ориентировщиков в группах спортивной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / СПОРТСМЕН-ОРИЕНТИРОВЩИК / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / МЕТОД / БЕГ / ORIENTEERING / ORIENTEERING ATHLETE / TRAINING PROCESS / SPECIAL ENDURANCE / METHOD / RUNNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даянова Марина Александровна, Коробейникова Елена Ивановна

В статье рассматриваются методические особенности развития выносливости у спортсменов ориентировщиков, как фактор, лимитирующий высокие спортивные результаты в ориентировании на местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даянова Марина Александровна, Коробейникова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF SPECIAL ENDURANCE AT ORIENTEERS IN GROUPS OF SPORTS SPECIALIZATION

The article considers the methodological features of endurance development in orienteering athletes as a factor limiting high sports results in orienteering.

Текст научной работы на тему «Воспитание специальной выносливости у ориентировщиков в группах спортивной специализации»

УДК 796.56

ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОРИЕНТИРОВЩИКОВ В ГРУППАХ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

EDUCATION OF SPECIAL ENDURANCE AT ORIENTEERS IN GROUPS OF SPORTS SPECIALIZATION

Даянова Марина Александровна

кандидат биологических наук, доцент кафедра «Теории и методики обучения физической культуре и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Dayanova Marina Aleksandrovna candidate of biological Sciences, associate Professor department «Theories and methods of physical educationculture and life safety»,

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Коробейникова Елена Ивановна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna

senior lecturer Department «Physical culture» Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются методические особенности развития выносливости у спортсменов-ориентировщиков, как фактор, лимитирующий высокие спортивные результаты в ориентировании на местности.

Abstract. The article considers the methodological features of endurance development in orienteering athletes as a factor limiting high sports results in orienteering.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, спортсмен-ориентиров-щик, тренировочный процесс, специальная выносливость, метод, бег.

Keywords: orienteering, orienteering athlete, training process, special endurance, method, running.

Спортивное ориентирование - это передвижение на местности с помощью карты и компаса (участники должны пройти контрольные пункты). Оно приводит в движение не только мышцы, но и мозг. Спортивное ориентирование бегом характеризуется высокими физическими нагрузками и напряженной мыслительной деятельностью. В этом виде спорта на современном этапе наблюдается тенденция интенсификации учебно-тренировочного процесса и совершенствования правил

соревнований. Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании предопределяет деятельность в экстремальных условиях природной среды тем, что дистанции в заданном направлении преодолеваются при постоянном возникновении как стандартных, так и нестандартных ситуаций на местности с различным рельефом; различной степенью зале-сенности, неравномерностью растительного покрова; различной развитостью сети дорог, троп; и др. В связи с этим, подготовленность спортсменов к процессу освоения тренировочных нагрузок больших объемов и соревновательной напряженной деятельности, приобретают существенное значение. Немаловажная роль принадлежит вопросам, связанным с развитием специальной и общей выносливости, как характерного спортсмену физического качества и специальной психической работоспособности.

Наиболее перспективным путем интенсификации тренировочного процесса и повышения его результативности в спортивном ориентировании является учет взаимосвязи основных параметров тренировочного процесса с закономерностями метаболического обеспечения мышечной деятельности.

Сочетание умственных и физических нагрузок на фоне положительных эмоций в непрерывно изменяющихся внешних условиях в ориентировании на местности от спортсменов-ориентировщиков требует умения логически мыслить при больших физических нагрузках, оценивать и принимать решения в складывающихся ситуациях четко, точно и быстро. Неоспорим тот факт, что у ориентировщиков в процессе общения с природой формируются не только такие ценные качества как наблюдательность, выносливость, сила воли, умение ориентироваться в сложной обстановке, но происходит развитие и совершенствование различных двигательных и вегетативных функций организма.

В теории и методике спортивного ориентирования процессу развития специальной выносливости принадлежит одно из наиболее важных мест, так как именно она оказывает влияние на результаты соревнований.

Спортивное ориентирование развивается согласно двум отчетливо видимым тенденциям:

- развитие массовых, оздоровительной направленности форм занятий;

- повышение мастерства спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации и совершенствование системы их подготовки.

Многосторонность подготовки спортсменов-ориентировщиков - физической, технико-тактической, психологической - в зависимости друг с другом создает успешность соревновательной деятельности. Большое количество показателей в каждом из вышеуказанных разделов подготовки взаимозависимо, и существенное влияние на результат соревновательной деятельности может оказывать отставание хотя бы в одном из них. Исходя из этого, можно утверждать, что одной из важнейших задач спортсмена и тренера в тренировочном процессе - добиться устойчивого равновесия между этими сторонами подготовки, а также доведение их до автоматизма.

Преимущественное проявление выносливости относит спортивное ориентирование к циклическим видам спорта. Несмотря на общее с кроссовым легкоатлетическим бегом, существуют и принципиальные отличия:

- выраженная неравномерность бега (от быстрых ускорений до полных остановок);

- бег в ориентировании на местности выступает как вспомогательное средство [2].

Рассматривая тренировочную деятельность ориентировщиков, можно увидеть выполнение большого объема длительного и продолжительного бега в аэробном режиме, что объединяет ее тренировочной деятельностью бегунов на длинные дистанции. Выносливость можно определить как лимитирующее физическое качество, обуславливающее достижение значительных результатов в ориентировании. При этом следует отметить, что в процессе тренировок необходима разносторонняя физическая подготовка, требующая применения высоких по объему тренировочных нагрузок [2]. Добиться максимального развития выносливости достаточно сложно из-за того, что в одном занятии происходит одновременное совершенствование разных, часто отрицательно взаимодействующих, энергетических механизмов. Поэтому необходимо избирательно воздействовать на каждый из них, добиваясь максимально возможного -эффекта, и таким образом, избирательно совершенствовать тот или иной вид выносливости. В ориентировании много различных приемов в самых разнообразных условиях, предъявляющих к выносливости самые высо -чайшие требования. Эффективным средством развития специальной выносливости, являются специально-подготовительные упражнения, т.е. определенные упражнения в данном виде спорта. Выполнение их может быть в затрудненных, осложненных, облегченных и обычных условиях, они максимально приближены к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, также используются специфические соревновательные упражнения, общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные, соревновательные и игровые упражнения. При этом основными требованиями ко всем упражнениям являются: достаточно длительное их выполнение, относительно полная мобилизация возможностей организма, достижение выраженного утомления.

В процессе развития выносливости применяются самые разнообразные по характеру и продолжительности упражнения, заимствованные из различных циклических и ациклических видов спорта, спортивных игр, упражнения на силовых тренажерах. Эффективность различных упражнений во многом зависит от таких компонентов, как продолжительность, интенсивность работы, и характер пауз, отдыха между упражнениями, общее количество повторений, серий. Используя тот или иной метод для развития выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки [8]. Основным упражнением, чисто аэробной направленности, является кроссовый бег, продолжительность которого колеблется от 15 до 60 минут. Рельеф дистанции и интенсивность бега подбираются таким

образом, чтобы ЧСС ориентировщиков в упражнениях не превышала 150 уд/мин.

Наиболее эффективной, при совершенствовании аэробных возможностей, является не длительная работа умеренной интенсивности, а работа в виде кратковременных повторений с высокой, но не максимальной интенсивностью и разделенная небольшими интервалами отдыха. Для увеличения аэробных возможностей организма с помощью длительной ходьбы, бега, передвижения на лыжах, езды на велосипеде и других движений естественного циклического характера, особенно широко пользуются методами слитного упражнения с умеренной нагрузкой и переменной интенсивности.

Режим выполнения упражнений для развития общей и специальной выносливости условно подразделяют на непрерывный и «прерывный» (дискретный). При непрерывном режиме используются равномерный, переменный, контрольный и соревновательный методы тренировки, при дискретном - интервальный, повторный и повторно-переменный. Каждый из них имеет свои особенности [7].

Выполнение упражнений в соревновательной форме предполагается соревновательным методом как способ активизации деятельности занимающихся, как вариант стимулирования их интереса, как настрой занимающихся на выигрыш, на высокий результат в каком-то физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.

Игровой метод развивает выносливость в ходе игры, где постоянно изменяются ситуации, моменты, эмоциональность. В игре происходит формирование инициативы, самостоятельности, творчества, импровиза -ционный характер действий в игре оказывает содействие выбору разнообразности в способах достижения цели - победы, выигрыша [8].

В слитной «круговой тренировке» и интервальной самостоятельно приобретаются знания, формируются физические качества, совершенствуются отдельные умения и различные навыки [6].

Большинство видов специальной выносливости, в значительной мере, обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью [9].

При тренировке во многих циклических видах спорта эффективен равномерный метод, характеризующийся выполнением непрерывной работы с мало меняющейся интенсивностью. Этим методом развивают аэробные способности в различных видах спорта, в которых выполняются циклические однократно-равномерные упражнения малой и умеренной мощности (продолжительность 15-60 мин, ЧСС - 130-160 уд/мин.). Например: кроссы, пробежки. Тренеру и спортсмену необходимы знания физиологических и психологических основ непрерывного бега для успешного и грамотного использования равномерного метода втренировочном процессе [1].

Выполнение непрерывной работы с изменением интенсивности от слабой до максимальной характеризует переменный метод - развивается

аэробная и анаэробная производительность. Один из распространенных вариантов этого метода - фартлек, или «игра скорости», заключающийся в пробегании достаточно больших дистанций (от 3 до 1 5 км) с переменной скоростью. Смена скорости от медленной до соревновательной составляет базовую основу для повышения тренированности. Нагрузки длительного характера улучшают работу сердечно-сосудистой системы [7]. Исключителен психологический эффект фартлека при занятиях на местности с меняющимся рельефом. Как часть тренировочной программы этот метод применяется представителями многих циклических видов спорта. Особенно он рекомендуется на начальном этапе подготовки при развитии общей выносливости. Организм работает в смешанном аэробно-анаэробном режиме. В связи с этим, колебания скоростей или интенсивности упражнений не должны быть большими, чтобы не нарушался преимущественно аэробный характер нагрузки [2, с.59]. Переменный непрерывный метод предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости, и рекомендуется для подготовленных физически людей, наиболее квалифицированных спортсменов. Этот метод дает возможность развития аэробных возможностей организма, его способности переносить гипоксические (недостаток кислорода) состояния и кислородные «долги», периодически появляющиеся в ходе выполнения ускорений и устраняемые при последующем снижении интенсивности выполнения упражнения, занимающиеся учатся «терпеть», т.е. формирует волевые качества у спортсмена. Этот вариант переменного метода в тренировочном процессе спортсменов-ориентировщиков имеет свои плюсы и минусы:

1) преимущества фартлека:

- обеспечивается естественная смена напряжения и отдыха;

- воспитываются самостоятельные, думающие бегуны;

- лесная болотистая почва уменьшает болевые ощущения в ногах;

- бег по мягкой незнакомой местности вырабатывает короткий эластичный эффективный шаг (что особенно важно для ориентиров-щика).

2) недостатки фартлека:

- сложно наблюдать и контролировать тренировку;

- свободный характер фартлека создает определенные трудности для спортсменов, не обладающих хорошими волевыми качествами.

Различные варианты фартлека применяются в подготовительном пе -риоде подготовки спортсменов-ориентировщиков для развития выносливости в качестве тестов для оценки уровня выносливости занимающихся. Следует отметить, что в соревновательном периоде этот метод наиболее эффективен как средство сохранения выносливости во время активного физического отдыха и восстановления психического равновесия [1, с.60].

Используемый в ациклических и циклических видах спорта (плавание, лыжи, бег и др.) - интервальный метод очень популярен и занимает большое место в подготовке, как многих легкоатлетов, так и ориентировщиков. В. Гершлер, тренер экс - рекордсмена мира в беге на 400

и 800 м Р. Харбига и олимпийского чемпиона Ж. Бартеля, совместно с доктором Г. Рейнделем разработал методику, получившую название контрольно-интервальной, которая направлена на развитие максимальных возможностей сердечно-сосудистой системы [2]:

- увеличение путем разминки частоты сердечных сокращений до 120 уд/мин;

- пробегание 150-200 м с заданным усилием, подняв пульс до 170180 уд/мин;

- медленный бег трусцой до снижения пульса до 120-135 уд/мин.

Время снижения пульса не должно превышать 90 сек. В. Гершлер

считает, что основное развитие сердца происходит во время паузы, при которой ударный объем его достигает наибольшей величины. Этот максимальный ударный объем стимулирует увеличение сердечной мышцы. Пауза свыше 90 сек. приводит к перераспределению крови в кровеносных сосудах и ухудшает состояние организма при последующих повторениях упражнения. Сторонники интервального метода утверждают, что он повышает возможности сердца почти вдвое быстрее, чем путем пробегания длинных дистанций или с помощью фартлека.

В настоящее время объем работы, выполняемый интервальным методом, увеличен многими тренерами и спортсменами. Оптимальная форма тренировки на выносливость такая, что координация движений и функциональная настройка всех систем организма происходят на фоне нарастающего утомления. Это очень важно с точки зрения психологической подготовки спортсмена к стрессовым ситуациям, возникаю -щим во время соревнований. Все большую разницу между тренировочной и соревновательной скоростями можно наблюдать при тренировке бегунов на средние и длинные дистанции, которые используют продолжительный непрерывный бег. Возросли соревновательные скорости бега на длинные дистанции, на что влияет как увеличение объема нагрузки, выполняемой непрерывным методом, так и повышение интенсивности бега, возможные при интервальной и повторной тренировках [4].

Интервальный метод в трактовке сегодняшнего дня характеризуется соревновательными объемами и интенсивностью. Отдых между повторными пробежками отдельных отрезков дистанции сокращается от полного до частичного. Интервальный метод тренировки принято использовать в предсоревновательном и соревновательном периодах для развития скоростной выносливости ориентировщика. При этом широко практикуется, наряду с отрезками 200-1000 м, бег на 2000-5000 м с соревновательной скоростью. Такое интенсивное средство воздействия на организм требует тщательного контроля за результатами его применения: неверно проведенная интервальная тренировка гораздо быстрее, чем какой-либо другой метод, может привести к психическому и физическому истощению. Необходимо внимательно следить за самочувствием спортсмена, его желанием продолжать или прекратить тренировку. Для ориентировщика интервальный метод очень хорош в сочетании с тренировкой, во время которой решаются технические и тактические задачи, что превращает ее в игру, а не в монотонное упражнение. Для снятия утомления большое

значение имеет место, где тренируются ориентировщики: живописный горный ландшафт или равнина на берегу лесного озера, песчаный пляж и т.п., способствующие более эффективному воздействию тренировочных нагрузок на спортсмена.

Повторно-переменный метод заключается в повторении работы с определенной переменной интенсивностью через промежутки времени, в течение которых организм полностью восстанавливается (пульс 90) и спортсмен вновь может проделать такую же работу. Этот метод применяют перед началом тренировок повторным методом, так как он легче переносится, ибо выполнить тренировку переменной интенсивности про -ще, чем повторить ее с максимальной интенсивностью. Во время такой тренировки развивается в основном аэробная производительность организма тренирующегося, от соревновательного до полуторного возможно выполнение объема нагрузки.

Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и характеризуется повторным прохождением заданной дистанции с максимальной или предельной интенсивностью. Отдых между прохождением отрезков с уменьшением частоты пульса до 120-130 уд/мин. Иногда повторную работу выполняют сериями (3x1000 м + 3х1000 м) с полным отдыхом между ними. Объем нагрузки-от малого (5х400 м) до соревновательного (например, 3x5 км, 6x2 км). Повторный метод предъявляет повышенные требования к подготовке спортсмена и применяется после объемной тренировки равномерным и переменным методами на втором этапе подготовительного и в соревновательном периодах, рекомендуется спортсменам высших разрядов.

В качестве примера комплексной тренировки приведем «польскую беговую игру», разработанную в начале 60-х годов польским специалистом легкой атлетики Я. Мулеком. В ней, как положительный фактор в закладке фундамента подготовки, используются природные условия -своеобразное сочетание с «беговым» туризмом: все тренировочные занятия в лесу, в горах, на морском побережье и т.п. Основной ценностью правильно проведенной тренировки, вызывающей удовольствие у спорт -сменов, выступает большой объем выполненной работы значительной интенсивности, и как следствие - отсутствие чрезмерного психического напряжения. В дальнейшем отдельные составные части беговой игры могут использоваться как самостоятельные методы тренировки в недельном цикле [5].

Планирование тренировочного процесса стало успешным вследствие значительных достижений в области физиологии, что позволяет грамотно и правильно определять тренировочные нагрузки. Именно благодаря бурному прогрессу в этой области спортивной науки возник такой эффективный метод скоростно-силовой подготовки и повышения выносливости, как круговой. Круговой метод (тренировка) - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая последовательное, поточное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования таких физических качеств как силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм -

скоростной силы, силовой выносливости и скоростной выносливости. Возможность строгой индивидуализации нагрузок в зависимости от воз -раста и уровня подготовленности спортсмена является одним из его достоинств. Круговой метод предполагает наличие комплекса тщательно подобранных простых упражнений, последовательно выполняемых занимающимися. Спортсмен переходит от одного упражнения к другому, не испытывая утомления, что достижимо правильным чередованием нагрузок на различные группы мышц; нагрузок, наиболее соответствующих возможностям и уровню подготовленности тренирующихся. В подготовке ориентировщиков круговой метод применяется в зависимости от целей, организационных условий, состава занимающихся. Можно рекомендовать следующие типы круговых тренировок с преимущественной направленностью:

- на развитие силы;

- на развитие выносливости (упражнение выполняется в течение 1-2 мин., затем следует интервал 30-60 сек.; 8-10 упражнений на каждом пункте);

- на развитие скоростных качеств (выполняются 3 серии/круга).

Учитывается общее время выполнения задания, и фиксируется время

промежуточных серий. Каждый спортсмен стремится осуществить установленную программу с максимальной скоростью. По мере роста тренированности время, затрачиваемое на определенный комплекс, умень-шается.

Успешное преодоление соревновательных дистанций на сложной по рельефу местности, довольно длинных дистанций предполагает обладание такими физическими качествами, как скорость и сила, безусловно, необходима и выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовки спортсменов - ориентировщиков [3]. Результаты проведенных многочисленных исследований показали необходимость развития и совершенствования такого физического качества, как выносливость, с целью обеспечения гармоничного физического развития, укрепления здоровья и создания основы для будущих спортивных достижений. Выносливость является одним из важнейших физических качеств, необходимых спортсменам - ориентировщикам для участия в различного рода соревнованиях.

Таким образом, результат спортсмена-ориентировщика в соревнованиях складывается из множества различных взаимовлияющих факторов которые совместно взаимодействуют друг с другом, где выносливость является лимитирующим фактором._

Литература

1. Балыбердин О. А. Фартлек - метод развития выносливости // Физическая культура в школе. 2010. № 4. С. 59-61.

2. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика. М. : Физкультура и спорт, 2006. 525 с.

3. Захарьева Н. Н. Спортивная физиология: курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101, 032102. М. :

Физическая культура, 2012. 282 с.

4. Казанцев С. А. К вопросу о соотношении понятий: физическая, техническая, психологическая подготовка в спортивном ориентировании // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2013. № 11(105). С. 5456.

5. Константинов Ю. С., Глаголева О. Л. Методика обучения : уроки ориентирования : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2018. 329 с.

6. Куликова А. С. Планирование и организация занятий спортивным ориентированием в старшем школьном возрасте // Актуальные проблемы науки и образования. Саратов, 2017. С. 35-36.

7. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник. М. : Советский спорт, 2010. 320 с.

8. Семенчукова Г. А., Каргаполов В. П. Тесты текущего контроля специальной подготовленности юных ориентировщиков : метод. рекомендации. Хабаровск, 1999. 12 с.

9. Травин Ю. Г. Гудыма С. А. Выносливость, методы ее развития и контроля : метод. рекомендации для слушателей ФПК и студентов ГЦОЛИФКа / Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры. М., 1991. 35 с.

References

1. Balyberdin O. A. Fartlek - metod razvitiya vynoslivosti [Fartlek-method of endurance development]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture in school, 2010, no.4, pp.59-61.

2. Barchukov I. S. Fizicheskaya kul'tura i sport: Metodologiya, teoriya, praktika [Physical culture and sport: Methodology, theory, practice]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 2006, 525 p.

3. Zakharieva N. N. Sportivnaya fiziologiya: kurs lektsiy [Sports physiology: course of lectures]. Moscow, Physical culture Publ., 2012, 282 p.

4. Kazantsev S. A. K voprosu o sootnoshenii ponyatiy: fizicheskaya, tekhnicheskaya, psikhologicheskaya podgotovka v sportivnom orientirovanii [On the question of the correlation of concepts: physical, technical, psychological training in orienteering]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2013, no. 11(105), pp.54-56.

5. Konstantinov Yu. S., Glagoleva O. L. Metodika obucheniya : uroki orientirovaniya [Methods of teaching : lessons orienteering]. 2nd ed. Moscow, YURAYT Publ., 2018, 329 p.

6. Kulikova A. S. Planirovanie i organizatsiya zanyatiy sportivnym orientirovaniem v starshem shkol'nom vozraste [Planning and organization of sports orienteering in high school age]. Aktual'nye problemy nauki i obrazovaniya [Actual problems of science and education]. Saratov, 2017, pp.35-36.

7. Kuramshin Yu. F. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. Moscow, Soviet sport Publ., 2010, 320 p.

8. Semenchukova G. A., Kargapolov V. P. Testy tekushchego kontrolya spetsial'noy podgotovlennosti yunykh orientirovshchikov [Tests of current control of special preparedness of young orienteers]. Khabarovsk, 1999, 12 p.

9. Travin Yu. G., Gudyma S. A. Vynoslivost', metody ee razvitiya i kontrolya [Endurance, methods of development and control]. Moscow, 1991, 35 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.