Научная статья на тему 'Преемственность как базовый принцип обучения в системе непрерывного образования'

Преемственность как базовый принцип обучения в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Татьяна Викторовна

В статье раскрывается одна из закономерных основ развития научного и учебного познания. Преемственность в системе непрерывного образования определяет сущностную «связь» педагогических процессов и явлений между всеми ее звеньями. Феномен преемственности рассматривается как организованная педагогическая деятельность, с помощью которой создаются условия для разрешения диалектических противоречий перехода из одних условий в другие, объективно-субъективного преобразования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность как базовый принцип обучения в системе непрерывного образования»

Материально-техническое оснащение во многих вузах не соответствует государственным нормам и не позволяет улучшить учебно-тренировочный процесс и рост спортивного мастерства. Из-за отсутствия средств и необходимого спортивного инвентаря ухудшилась спортивно-массовая и оздоровительная работа среди студентов.

Вместе с тем сотрудниками кафедр физического воспитания вузов города, ежегодно проводится свыше 212 внутривузовских спортивно-массовых мероприятий с охватом более 15718 человек. Интересно и содержательно проводятся соревнования в техническом, аграрном, педагогическом университетах, медицинской, автодорожной и физкультурной академий, институте сервиса и т.д. Однако на низком организационном уровне проведены финальные соревнования по футболу - ответственный СибГАФК.

В финальной части студенческой спартакиады приняло участие свыше 3500 студентов.

Отрадно отметить, что сегодня положительно решается вопрос улучшения спортивной базы в вузах. Планируется строительство спортивных сооружений в ОмГУ (бассейн, спортзал), в аграрном университете-лыжный центр, в ОГМА - теплый корпус на 40 мест в оздоровительном лагере «Смена», для круглогодичной работы, СибАДА - теннисные корты в оздоровительном лагере, ОмГУПС - проводит реконструкцию спортивных сооружений.

Вопросы о состоянии спортивно-массовой и оздоровительной работы со студентами ежегодно рассматривались на советах факультетов, ректоратах, ученых советах вузов.

Т. В. САВЧЕНКО

Омский государственный технический университет

УДК 371+378

Преемственность является одной из закономерных основ педагогической деятельности в системе непрерывного образования.

Принцип преемственности носит общенаучный характер и выступает в качестве одной из сторон отрицание отрицания закона диалектического и исторического материализма. Методологические и теоретические предпосылки для разработки преемственности исходят из закономерностей диалектического и исторического материализма, развития природы и общества (о всеобщей связи и взаимообусловленности в природе и обществе, о переходе количественных изменений в качестве, о протекании эволюционных процессов, понятии скачка и др.).

В общем плане принцип преемственности в обучении выступает в двух аспектах - методологическом и общедидактическом.

Определяя преемственность как методологический принцип, Э.А.Баллер пишет: «Преемственность-связь

Вместе с тем необходимо отметить, что вопросам состояния здоровья и физической подготовленности не уделяется должного внимания. В целях улучшения спортивно-массовой и оздоровительной работы среди студентов необходимо решение следующих проблем:

- обеспечение выполнения требований Госстандарта в части реализации приказа Министерства образования РФ №1025 от 01.12.99 г. и приказа № 2715/227/166/19 от 16.07.02 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;

- улучшение материально-технической базы (строительство и реконструкция спортивных и тренажерных залов, лыжных баз и т.д.);

- приобретение спортивного инвентаря;

- организация работы профилакториев и студенческих оздоровительных лагерей;

- организация студенческих спортивных союзов «Буревестник»;

- обязательное ежегодное проведение медицинских осмотров в начале учебного года;

- усовершенствовать гигиеническое образование и воспитание студентов.

ДРОБОТ Владимир Иванович, член научно-методического совета по физической культуре Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, председатель методического совета заведующих кафедрами физического воспитания вузов г. Омска, заслуженный работник физической культуры и спорта РФ, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и здоровья.

между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы. Преемственность выступает как одна из важнейших сторон отрицание отрицания закона».

Являясь всеобщим законом развития действительности, закон отрицание отрицания выступает как закон познания, закон развития научного и учебного знания. Познать процесс в его развитии - значит, раскрыть его объективные тенденции, смену старого новым, обнаружить общую направленность происходящих в нем изменений. Следовательно, преемственность развития объективной действительности определяет и преемственность в развитии как научного, так и учебного познания.

В качестве общедидактического принципа, преемственность раскрывает общую направленность и сущность развития основных компонентов процесса обучения (со-

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЕТСЯ ОДНА ИЗ ЗАКОНОМЕРНЫХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО И УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩНОСТНУЮ «СВЯЗЬ» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ МЕЖДУ ВСЕМИ ЕЕ ЗВЕНЬЯМИ. ФЕНОМЕН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОЙ СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПЕРЕХОДА ИЗ ОДНИХ УСЛОВИЙ В ДРУГИЕ, ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

держания, методов, форм и средств) и по отношению к принципу систематичности и последовательности является категорией более высокого порядка.

Поиск и реализация преемственных связей ведут к достижению высокой целостности образования. «Вся история образования в этой связи может быть представлена как противоречивое, непоследовательное, но все же неуклонное восхождение к его целостности. Эта ожидаемая целостность должна быть заложена в самом проекте образовательной системы, в целях образования, в составе, в структуре его содержания, в технологиях педагогической деятельности».

Специфика преемственности в системе школа-вуз, на наш взгляд, состоит в том, что устремленность старшеклассников к обоснованному жизненному самоопределению должно преобразовываться у студента в качестве специалиста, востребованного обществом. В этой связи преемственность может рассматриваться как организационная педагогическая деятельность, с помощью которого создаются условия для разрешения диалектических противоречий перехода из одних условий в другие, объективно-субъективного преобразования личности на основе целенаправленного развития внутренней позиции.

Закономерный характер проявляется в такой взаимосвязи старого опыта (ученик) с новым (студент) и нового опыта со старым, когда возникающие диалектические противоречия разрешаются на основе системной организации учебно-воспитательного процесса смежных учебных заведений (школа-вуз). Имеется ввиду особое взаимодействие педагогических систем, когда новое обогащает старое. Цель взаимодействия в том, чтобы переход от одной ступени обучения к другой для объекта (субъекта) образовательной деятельности был наиболее естественным и безболезненным, позволял ему успешно преодолевать неизбежные трудности. В условиях непрерывного образования такая деятельность выходит за рамки традиционного поиска «своего» абитуриента. В условиях реализации принципа преемственности «своим» становится каждый выпускник учебного заведения, функционирующего в системе «школа-вуз». Созидательная польза принципа преемственности довузовской подготовки в том, что положительное взаимодействие настоящего, прошлого и будущего в развитии личности интенсифицируют разнообразные - нравственные, интеллектуальные, психические, физические - возможности человека. Преемственность как закономерность отражает необходимую, существенную, повторяющуюся, устойчивую связь явлений в педагогической деятельности, преобразующей учащегося из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект, то есть такого учащегося, который целенаправленно и активно реализует установки того или иного института непрерывного образования. В этом противоречии - суть педагогической деятельности.

Преемственность мы рассматриваем и как принцип, определяющий систему, структуру, порядок взаимосвязи педагогической явлений. Данный принцип реализуется в технологии преемственности, то есть в формах, методах, приемах деятельности, устанавливающей взаимосвязи дискретных компонентов. Таким образом, в узком смысле процесс преемственности можно обозначить как последовательный порядок педагогических акций, восполняющих перерыв постепенности между различными ступенями образования. В широком - эти акции включаются в общий контекст педагогической работы. В этом случае любой учебно-воспитательный процесс осуществляет принцип преемственности во всем своем объеме.

Преемственность подготовки старших классов к обучению в вузе представляет собой единство последовательных этапов работы с учащимися старших классов, абитуриентами, студентами. В такой синхронности заключается профилактика разрыва между целостным педагогическим процессом с одной стороны и развитием лич-

ности, ее социальным заказом - с другой. В рассогласованности этих сторон кроется причина стрессовых состояний, дезактивированности обучаемых.

Внутренняя позиция личности является важным звеном в процессе перехода личности от одного статуса к другому и, следовательно, из одного внутреннего состояния в другое. Именно внутренняя позиция становится одной из важных характеристик личности в объективно возникающих ситуациях.

Контролем за качеством знаний выступают зачеты и экзамены. Нередко первокурсники, не готовые к таким изменениям в учебной деятельности, пребывают в состоянии иллюзии легкости обучения в вузе (особенно это характерно для первого семестра). Роль преемственности при подготовки учащихся старших классов к обучению в вузе в таких ситуациях очевидна. .

Преемственность в педагогике общеобразовательной и профессиональной школы (преемственность в обучении и воспитании) должна не только снимать старое, но и предварительно - обогащать его. «Это необходимо для того, - отмечает Г.Н. Александров,- чтобы переход от старого к новому был для объектов обучения и воспитания более естественным и плодотворным и оперативнее переводил их на каждой новой ступени непрерывного образования из объектов учебно-воспитательного процесса в его сознательных и активных субъектов».

Здесь высказана чрезвычайно важная мысль о том, что в системе преемственности обучения и воспитания личность учащегося - не только объект целенаправленного воздействия педагога с целью стимулирования у обучаемых познавательных потребностей, но и субъект социального действия учебно-познавательной деятельности.

Реализация преемственности в становлении личности учащегося во многом зависит от ряда детерминант, важнейшими из которых являются функциональные механизмы психики, опыт личности, формулирование мотива-ционно-волевой сферы, характер учебно-производительной деятельности, воспитание обобщенных типологических свойств, качество целенаправленного воздействия на личность со стороны педагога.

В ситуации изменившихся условий обучения студенты-первокурсники сталкиваются, прежде всего, с новой системой установок и требований и оказываются перед необходимостью быть внутренне готовым адекватно реагировать на внешние воздействия. Такая внутренняя готовность ответного реагирования, отражающая потребности, стремления и ожидания личности, составляет существо внутренних позиций личности. Благодаря этому человек становится не только объектом внешних воздействий, но и субъектом своих отношений к ним, субъектом деятельности, что позволяет обрести ему психологическую устойчивость в отношениях с самим собой и со средой.

Логика преемственности раскрывает диалектику формирования внутренней позиции личности в изменяющихся ситуациях и условия разрешения возникающих при этом внешних и внутренних противоречий. Объктивно-субъ-ективное преобразование личности в логике преемственности выступает основным источником изучения и преобразования педагогической реальности.

Субъект реального самоопределения - выпускник школы, став абитуриентом, оказывается в ситуации главным образом объекта вузовских установок и требований, в связи с предстоящими конкурсными экзаменами. Затем они становятся субъектом осуществления профессионального выбора, где снова оказывается в ситуации объекта вузовских норм и правил учебного процесса и ему вновь предстоит стать субъектом новой социальной роли.

Содержание понятия «субъект учебно-воспитательного процесса» С.М. Годник раскрывает по следующим позициям: осознания и принятия учащимся цели, установок учебно-воспитательного процесса на настоящем и предстоящем этапах обучения; овладение основными процес-

сами интеллектуального труда; умение организовывать личный бюджет времени при выполнении учебных заданий; самовоспитание; самообразование; достижение высокой успеваемости; активная позиция в выполнении функции социальной роли; преодоление трудностей; удовлетворенность расширившимися интеллектуальными и профессиональными возможностями; перспектива роста и самоутверждения.

При подготовке старшеклассников к обучению в системе высшего образования можно выделить ряд этапов преемственности:

1. Адаптация учащихся к школе, абитуриента к конкурсной ситуации, студента к вузу.

Цель подготовки - разрешение противоречий между состоявшимся переходом в новый статус, в новые условия обучения и продолжающейся подготовкой к новой ситуации обучения.

2. Становление абитуриента, студента как личности, предполагающей изменение свойств и качеств учащихся, соответствующих новой социальной роли. Цель подготовки - разрешение противоречий между требованиями к абитуриенту как субъекту самоопределения и теми знаниями, которые являются результатом школьной подготовки; в вузе - между требованиями к студенту и предшествующими качествами личности, сформировавшимися в школе.

3. Становление старшеклассника абитуриентом, абитуриента - студентом.

Цель подготовки - разрешение противоречий между особенностями новой и предшествующей социальной ситуацией развития личности.

При этом необходимо отметить, что каждый этап подготовки преемственно включает в себя содержание предыдущих этапов, но в то же время каждый этап содержит ряд компонентов в соответствии с последовательностью системного развития: возникновение, становление, зрелость, преобразование.

Таким образом, преемственность представляется в виде целостного процесса подготовки на уровне старших классов, абитуриентов, младших курсов вузов. В качестве движущих сил учебно-воспитательного процесса представляется возможным, на наш взгляд, выделить ряд условий для его успешного осуществления.

1. Первое условие организации разнообразных форм сотрудничества школы и вуза. Составление вариативных

В. Г. ПУЗИКОВ

Омский государственный педагогический университет

УДК 377.001.76

Учись и познавай! В превратностях судьбы Познания судьбы - одно твое спасенье. Кто знания щитом себя вооружил, Тот в шуме бытия не знает треволненья.

Насир Хосюв (Иран)

Краткий этимологический словарь русского языка описывает слово знать, как старославянское индоевропейского характера от знати в значении отличить, от-

преемственных учебных планов, программ, что создает возможность корректировки содержания процессов, обучение и воспитание, его обогащение исходя из принципа преемственности, последовательности, научности, практической направленности.

2. Второе условие - согласование, обеспечение взаимосвязи цели подготовки учащихся на различных этапах становления. Возможность своевременной и качественной диагностики профессиональной подготовки с учетом индивидуальных проблем.

3. Организация сотрудничества при взаимодействии педагога и ученика в целостном педагогическом процессе.

4. Организация учебно-поисковой деятельности различных форм самостоятельной работы учащихся (учебные диалоги, дискуссии, метод проектов и др.)

5. Активизация теоретического и продуктивного мышления, активное применение в старших классов и на младших курсах вуза.

6. Развитие мотивации и учений познавательных интересов учащихся, стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками и студентами.

7. Создание благоприятной среды для развития способностей. Необходимо, прежде всего, раскрыть субъектный опыт каждого ученика, а он разнообразный, уникальный в своем содержании, иметь разные источники возникновения.

8. Широкое привлечение старшеклассников и студентов к научно-исследовательской работе.

9. Реализация сквозного принципа преподавания школьных и вузовских учебных дисциплин на основе преемственных программ.

Наряду с преемственностью в системе образования происходит интеграционные процессы. Интеграция проявляется в системе школьного образования как усиление универсальности процесса. Преемственность обогащает содержание, формы и методы целостного педагогического процесса, предопределяет характер связей между этапами образования молодого человека и позволяет предвидеть логику его дальнейшего развития.

САВЧЕНКО Татьяна Викторовна, старший преподаватель кафедры психологии труда и организационной психологии.

метить. Согласно современным представлениям знание бывает теоретическое и эмпирическое (опытное), обыденное (повседневное), паранаучное и научное. Знание есть результат процесса познания человеком объективной реальности, совокупность информации о различных областях этой реальности.

По О. Конту, наше знание проходит последовательно через три разные теоретические состояния (стадии) -«три фазиса умственного развития человечества»: 1) тео-

ИЗМЕНЕНИЕ АКЦЕНТА НА РОЛЬ ЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ_

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЕТСЯ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД КИЗМЕНЕНИЮ РОЛИ ЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.