Научная статья на тему 'Преемственность англиканской церкви до реформации в XVI в. и после реформации, с очерком нынешнего состояния этой церкви: четыре лекции, читанные прочитанные для православных преимущественно слушателей в доме обер-прокурора Св. Синода в С.-Петербурге'

Преемственность англиканской церкви до реформации в XVI в. и после реформации, с очерком нынешнего состояния этой церкви: четыре лекции, читанные прочитанные для православных преимущественно слушателей в доме обер-прокурора Св. Синода в С.-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — В Ф. Пуллер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность англиканской церкви до реформации в XVI в. и после реформации, с очерком нынешнего состояния этой церкви: четыре лекции, читанные прочитанные для православных преимущественно слушателей в доме обер-прокурора Св. Синода в С.-Петербурге»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.Ф. Пуллер

Преемственность англиканской церкви до реформации в XVI в.

и после реформации, с очерком нынешнего состояния этой церкви:

четыре лекции, читанные прочитанные для православных преимущественно слушателей в доме обер-прокурора Св. Синода в С.-Петербурге

Опубликовано:

Христианское чтение. 1913. № 10. С. 1239-1258.

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Преемственность англійской церкви до реформаціи въ XVI в. и послѣ реформаціи, съ очеркомъ нынѣшняго состоянія этой церкви.

(Четыре лекціи, прочитанныя для православныхъ преимущественно слушателей въ домѣ оберъ-прокурора Св. Синода въ С.-Петербургѣ) *).

^ РУИЕ р.-католическіе писатели допускали и истори-Жжр ческій фактъ посвященія Паркера въ Ламбетѣ и то, что Барлоу был'ь несомнѣнно дѣйствительно посвященій нымъ епископомъ, но доказывали, что посвященіе Пар-

[ кера было недѣйствительно. Они утверждали, что чинъ, по которому было совершено посвященіе, былъ непригоденъ для этой цѣли; или что англійская церковь во время реформаціи и послѣ реформаціи не имѣла намѣренія сохранить у себя и впредь три степени іерархіи, епископскую, пресвитерскую и діаконскую, установленныя Христомъ; или, наконецъ, что епископы, посвящавшіе Паркера, имѣли нѣкоторое скрытое намѣреніе, повреждавшее и лишавшее силы все, что они дѣлали при посвященіи. Эти возраженія нельзя разобрать, какъ слѣдуетъ, въ одной лекціи, а можно только въ книгѣ, и они очень обстоятельно разобраны нашими англиканскими богословами во многихъ книгахъ, гдѣ на нихъ данъ полный и удовлетворительный отвѣтъ. Я могу назвать книгу, написанную на латинскомъ языкѣ Эдвардомъ Денни (Edward Denny) и Томасомъ А. Лэси (Thomas А. Lacey) и изданную въ 1895 г. подъ заглавіемъ: „De Hierarchia Anglicana Dissertatio Apologetic-a“.

*) Окончаніе. См. сентябрь.

Я нахожу, нто профессоръ Василій Соколовъ въ своей превосходной книгѣ, на которую я уже ссылался, разобралъ вполнѣ научно и основательно всѣ эти возраженія. Онъ доказываетъ, что запись о посвященіи Паркера въ его регистрѣ, сохранившемся въ Ламбетѣ, есть подлинный документъ того времени, точно описывающій это важное событіе. Онъ доказываетъ, что Барлоу былъ дѣйствительно посвященный епископъ. Онъ доказываетъ, что противъ дѣйствительности посвященія Паркера или послѣдующихъ епископскихъ посвященій въ англійской церкви нельзя возражать на основаніи недостатка надлежащаго намѣренія. Наконецъ, онъ доказываетъ, что англиканскій чинъ посвященія въ той формѣ, какую онъ имѣлъ при Елизаветѣ и двухъ ея ближайшихъ преемникахъ, Іаковѣ I и Карлѣ I, а равно въ пересмотрѣнной и исправленной формѣ, какую получилъ при Карлѣ II и какую съ тѣхъ поръ сохранялъ до настоящаго времени, достаточенъ для дѣйствительнаго сообщенія посвящаемому по этому чину дара Духа Святаго на служеніе и дѣло епископа.

Я уже цитировалъ, кажется, въ одной изъ лекцій одно мѣсто изъ книги ироф. Соколова, гдѣ онъ послѣ длиннаго ряда ученыхъ доказательствъ говоритъ: „Приведенными выдержками, мы думаемъ, можно удовольствоваться; онѣ съ достаточною убѣдительностію показываютъ, что англиканскіе богословы XVII, XVIII и XIX столѣтій до послѣднихъ дней ясно высказывали и высказываютъ то ученіе о божественномъ установленіи и благодатномъ значеніи іерархіи, которое ихъ церковь всегда выражала въ своихъ вѣроизложеніяхъ“ 1).

Единственнымъ основаніемъ, заставляющимъ, невидимому, профессора Соколова колебаться высказать заключеніе, что англиканскія посвященія несомнѣнно дѣйствительны, является форма изложенія 25-го члена религіи. Онъ думаетъ, что въ этомъ членѣ рѣшительно утверждается, что таинствъ только два, и что священство, принадлежащее къ пяти другимъ, не должно считаться таинствомъ. Вопросъ о числѣ таинствъ зависитъ отъ того, какъ опредѣляется слово „таинство“. Каѳолическая церковь въ цѣломъ никогда этого слова авторитетно не опредѣляла. Св. отцы употребляли это слово въ прило-

Въ переиод Ь ВиркОека стр. 30 [7>. А. Соколовъ, Іерархія англиканской епископальной церкни. Серг. Hoc. 1897, стр. 251].

/Кеніи ко многимъ священнымъ вещамъ,—и перечислить всѣ вещи, которыя они называли таинствами, почти невозможно. Я думаю, что ихъ оказалось бы сорокъ или пятьдесятъ. Изъ этого большаго числа таинствъ св. отцы выдѣляли два, необходимыя для всѣхъ, желающихъ жить христіанскою жизнію, именно крещеніе и св. евхаристію. Въ XII в. Петръ Ломбардъ первый объединилъ въ одну группу семь обрядовъ, которые потомъ въ теченіе среднихъ вѣковъ обычно назывались таинствами. Но эта группировка, бывшая совершеннымъ новшествомъ, никогда никакимъ вселенскимъ соборомъ не была сдѣлана обязательною для церкви. Можетъ быть, это очень приличная группировка, но тѣ, кто приняли ее, сдѣлали это потому, что считали ее приличною, по ихъ собственному частному сужденію. Я не имѣю ничего сказать противъ нихъ. Но англійская церковь въ ХУІ в. не особенно преклонялась передъ схоластиками, старавшимися всѣми силами поддержать на совершенно гниломъ основаніи чрезмѣрныя притязанія папства. Англійская церковь отъ схоластиковъ аппеллировала къ св. отцамъ и къ св. писанію и предпочла возстановить для себя патристическій способъ выраженія относительно таинствъ. Она не пыталась сдѣлать этотъ способъ выраженія обязательнымъ для другихъ, но возстановила его для себя самой и для своихъ собственныхъ чадъ. Такъ же, какъ и св. отцы, она употребляла слово „таинство“ и въ широкомъ смыслѣ и въ узкомъ. Когда она употребляла его въ узкомъ смыслѣ, она ограничивала его, какъ и св. отцы, двумя необходимыми таинствами, единственными, объ установленіи которыхъ говорится въ Евангеліи. Въ ея фразеологіи эти два таинства были единственными таинствами Евангелія. Нигдѣ въ своихъ вѣроизложеніяхъ она никогда не утверждала въ безусловной формѣ, что таинствъ только два. Она всегда поясняетъ (qualifies) это положеніе. Она говоритъ, что два только таинства всеобще необходимы для спасенія, или что два только установлены самимъ Христомъ, или что два только суть таинства Евангелія. Она провозглашаетъ, что есть и другія таинства, но говоритъ, что эти другія не имѣютъ природы таинствъ, одинаковой съ крещеніемъ и св. евхаристіей, нотомучто они не необходимы для всѣхъ желающихъ жить христіанскою жизнію, и объ установленіи ихъ Христомъ ничего не говорится въ Евангеліи, слѣдовательно, они не суть таинства Евангелія. Они могутъ быть таинствами апостолъ-

скими, могутъ быть таинствами, подающими благодать, но они не входятъ въ ту избранную группу, которую св. отцы выдѣляли изъ всѣхъ другихъ таинствъ, какъ такія два таинства, изъ которыхъ устроена церковь *), и которыя были прообразованы водою и кровію, истекшими изъ бока Христова. Между 25-мъ членомъ и другими вѣроизложеніями англійской церкви нѣтъ никакого противорѣчія. Признано уже, что другія вѣроизложенія свидѣтельствуютъ о томъ, что священство есть установленіе, подающее благодать. Оно есть такое установленіе, которое не только сообщаетъ авторитетъ и власть, но сообщаетъ также и Св. Духа, чтобы сдѣлать посвященнаго способнымъ правильно употреблять свой авторитетъ. 25-й членъ не отрицаетъ этого и не утверждаетъ. Онъ не имѣетъ въ виду давать полное описаніе дѣйствія таинствъ. Его цѣль только провозгласить то патриетическое ученіе, что два таинства занимаютъ мѣсто гораздо выше прочихъ.

Если когда иибудь впослѣдствіи наступитъ счастливый моментъ, когда русская и англійская церковь почувствуютъ, что пришло время обсудить сообща, есть ли какія нибѵдь дѣйствительныя препятствія къ взаимному общенію ихъ между собою, какъ церквей-сестеръ, я вполнѣ допускаю, что русская церковь будетъ имѣть право спросить англійскую церковь, признаетъ ли она, что посвященіе есть благодатное установленіе, сообщающее посвящаемымъ даръ Св. Духа. И я вполнѣ увѣренъ, что англійская церковь отвѣтитъ на это утвердительно. Если бы она отказалась отвѣтить утвердительно, она должна была бы разорвать свои чины посвященія и анаѳематствовать всѣхъ своихъ великихъ богослововъ. Но, вполнѣ допуская, что русская церковь имѣла бы право удостовѣриться, что англійская церковь признаетъ посвященіе проводникомъ (channel) не только оффиціальной власти, но и божественной благодати, я не могу допустить, чтобы русская церковь имѣла право требовать отъ англійской церкви

*) Въ Большомъ катихизисѣ святой каѳолической апостольской православной церкви, переведенномъ д-ромъ Дж. Т. Секкомбомъ (J.T.Seccombe) съ греческаго изданія, вышедшаго въ Аѳинахъ въ 1857 г. съ одобреніемъ греческаго священнаго синода и получившаго потомъ письменное одобреніе антіохійскаго патріарха, на стр. 26 говорится: „наша церковь имѣетъ семь таинствъ: крещеніе, миропомазаніе и up. Два пзъ нихъ, крещеніе и евхаристія, или причащеніе,—суть главныя и отличительныя таинства Новаго Завѣта“.

обѣщанія отказаться отъ патристическаго употребленія слова „таинство“ и отъ патристическаго способа группировки нѣкоторыхъ таинствъ и принять вмѣсто того новый способъ употребленія слово „таинство“ и новый способъ группировки и счисленія таинствъ, изобрѣтенные въ XII в. латинскимъ схоластикомъ Петромъ Ломбардомъ. Если бы впослѣдствіи вселенскій соборъ, признаваемый за таковой, далъ новымъ способамъ Петра Ломбарда свою высокую санкцію, тогда дѣло было бы другое. Тогда нашъ долгъ былъ бы подчиниться опредѣленію собора. Но пока этого нѣтъ, нельзя принятіе способовъ Петра Ломбарда дѣлать условіемъ общенія между церквами.

Л остановился на этомъ предметѣ нѣсколько дольше потому, что здѣсь, кажется, лежитъ единственная причина, заставляющая профессора Соколова колебаться признать дѣйствительность нашихъ англійскихъ посвященій. И я надѣюсь, что я въ духѣ миролюбія и въ мирныхъ выраженіяхъ доказалъ, что для его колебанія нѣтъ твердаго основанія.

Если будетъ признано, что англійская церковь во время разрыва съ римскою при Генрихѣ YIII и Елизаветѣ удержала свое исповѣданіе каѳолической вѣры, однажды навсегда преданной святымъ, и дѣйствительную іерархію, то отсюда слѣдуетъ, что она сохранила не только легальную преемственность съ своимъ собственнымъ прошлымъ до разрыва съ Римомъ, но сохранила также и духовную преемственность. Безъ сомнѣнія она опустила многое, что основывалось на папскихъ притязаніяхъ, и что она считала вреднымъ или по крайней мѣрѣ нежелательнымъ; но она всегда содержала и, я вполнѣ увѣренъ, сохранила все, что имѣло божественное установленіе, и что, согласно намѣренію Божію, должно было всегда соблюдаться и преподаваться въ Его церкви. Поэтому она всегда вѣрила, что она есть истинная и живая вѣтвь единой, святой, каѳолической и апостольской церкви, которая основана на камнѣ апостольства и истинной вѣры, и которой врата адовы никогда не одолѣютъ.

ГЛАВА IY.

Очеркъ нынѣшняго состоянія англійской церкви.

Повторю въ главныхъ чертахъ то, что я старался вамъ

Начало англійской церкви положено было въ 597 г., когда св. Августинъ кэнтѳрбѳрійскій и его спутники, посланные изъ Рима папою св. Григоріемъ великимъ, начали проповѣ дывать евангеліе въ кентскомъ королевствѣ, области, расположенной въ юго-восточномъ углу Англіи. Св. Августинъ основалъ здѣсь кэнтерберійскую каѳедру, которая съ тѣхъ поръ всегда была первенствующею каѳедрою англійской церкви.

Сѣверная и центральная части Англіи были просвѣщены евангеліемъ кельтскими миссіонерами изъ крупнаго монашескаго центра на островѣ Іона. Но въ 664 г. рѣшено было объединить южную и сѣверную церкви подъ митрополичьей властію кэнтерберійскаго архіепископа.

Болѣе пяти вѣковъ англійская церковь, хотя и находилась въ общеніи съ папою, мало имѣла дѣла съ нимъ. Но въ теченіе четырехъ вѣковъ, слѣдовавшихъ за смертію Генриха I (113о), въ Англіи принимались за подлинные документы первыхъ трехъ вѣковъ подложныя декреталіи, и результатомъ этого было то, что папа успѣлъ значительно расширить свою власть надъ англійскою церковью.

Такое положеніе вещей продолжалось до 1534 г., когда кэнтерберійскій и іоркскій провинціальные синоды издалисино дальныя деклараціи, заявлявшія, что присвоенная себѣ папою власть въ Англіи не имѣетъ для себя основанія въ св. пиеаніи. Четыре года спустя, въ 1538 г., папа Павелъ III издалъ буллу, низлагавшую короля Генриха VIII съ престола и отлучавшую всѣхъ англичанъ, которые стали бы послѣ этого признавать его своимъ королемъ. Церковь и нація не обратили на эту буллу никакого вниманія, и епископы и священники продолжали приносить св. жертву и совершать таинства, совершенно не считаясь съ папскимъ интердиктомъ.

Съ 1538 г. и до настоящаго времени, за исключеніемъ нѣсколькихъ лѣтъ царствованія королевы Маріи, между англійскою и римскою церквами не было взаимообщенія. Но никакой новой церкви основано не было. Старая англійская церковь продолжала существовать безъ всякаго перерыва въ своей легальной или духовной преемственности. Она продолжала исповѣдывать каѳолическую вѣру, однажды навсегда преданную святымъ. Она сохранила непрерывное апостольское преемство своего евященнослужешя, и, по великой милости Божіей, нынѣ исполнена духовной жизни и силы.

Я не хочу сказать, что исторія англійской церкви представляетъ непрерывное проявленіе сильной жизни. Были въ ней времена гоненій, напр. при Оливерѣ Кромвеллѣ, когда епископы и почти все приходское духовенство были изгнаны изъ своихъ епархій и приходовъ, и церквами завладѣли кальвинисты-диссентеры. Эта тираннія продолжалась семнадцать лѣтъ, съ 1643 до 1660 г. За это время едва ли совершалась публично дѣйствительная евхаристія, а въ большей части приходовъ прекратилось и совершеніе крещенія. Были, однако, и славныя мученичества. Сначала пострадалъ архіепископъ кэн-терберійскій д-ръ Лоодъ (Laud), а потомъ король Карлъ. Оба умерли за свою преданность каѳолической вѣрѣ и каѳолическому устройству церкви; множество священниковъ было лишено имущества и жило въ бѣдности, а иногда и въ изгнаніи.

Наконецъ тираннія кончилась. Король Карлъ II, жившій въ изгнаніи, былъ возстановленъ на престолѣ своихъ предковъ; церкви снова возвращено было ея положеніе въ странѣ; епископы опять получили свои діоцезы, а приходское духовенство возвратилось въ свои приходы.

Въ XVIII в. послѣ смерти королевы Анны великобританскую и ирландскую корону унаслѣдовали нѣмецкіе короли изъ лютеранскаго Ганновера, не знавшіе каѳолическихъ принциповъ англійской церкви, и подъ дѣйствіемъ разныхъ причинъ церковь, казалось, впала на время въ состояніе нѣкотораго оцѣпенѣнія. Впрочемъ, это явленіе свойственно было не одной Англіи. Подобное же состояніе вещей наблюдалось въ теченіе значительной части XVIII в. почти во всѣхъ странахъ Европы. Но въ Англіи среди общаго мрака были и свѣтлыя точки. Достаточно упомянуть для примѣра Вильсона, епископа содорскаго и мэнскаго, Бэтлера (Butler) епископа дургамскаго, и Вилльяма Лоу (William Law).

Во второй половинѣ XVIII в. положеніе дѣлъ измѣнилось кл> лучшему. Такъ называемое евангелическое движеніе, хотя оно и страдало недостаткомъ богословскаго знанія и слабымъ пониманіемъ церковныхъ началъ, имѣло благословенный Богомъ успѣхъ въ своихъ практическихъ стремленіяхъ поднять благочестіе, призвать грѣшниковъ къ покаянію, основывать миссіи среди язычниковъ и оказывать помощь великимъ филантропическимъ предпріятіямъ, въ родѣ того, которое разрѣшилось сначала отмѣною торговли невольны-

ками, а потомъ и полнымъ освобожденіемъ всѣхъ невольниковъ въ предѣлахъ британской имперіи. На вознагражденіе рабовладѣльцевъ за понесенный убытокъ англійскій парламентъ отпустилъ 20.000.000 фунтовъ стерл., т. е. 200 милліоновъ рублей.

Законъ объ освобожденіи невольниковъ былъ принятъ парламентомъ въ августѣ 1833 г. А въ іюлѣ 1833 г. въ Англіи началось другое большое религіозное движеніе, извѣстное подъ именемъ то каѳолическаго, то оксфордскаго, то трактарьян-скаго. Послѣднее названіе дано было ему потому, что первымъ дѣломъ лицъ, вызвавшихъ его, было изданіе ряда трактатовъ подъ заглавіемъ: „Tracts for the Times“ съ цѣлію обновить въ памяти членовъ церкви каѳолическія начала, исповѣдуемыя англійскою церковью, но отступившія нѣсколько на задній планъ во время застоя (the sleepy times) въ XVIII в. и оставленныя на заднемъ же планѣ евангеликами.

Я прошу васъ замѣтить точнѣе слова, которыя я употребилъ для выраженія моей послѣдней мысли. Не слѣдуетъ думать, что въ XVIII в. произведено было какое нибудь измѣненіе въ вѣроизложеніяхъ (the doctrinal formularies) англійской церкви, или въ ея „Книгѣ Молитвъ“, или въ ея іерархическомъ устройствѣ. Ничего измѣнено не было; но почти все выполнялось небрежно и неудовлетворительно. Вѣра и любовь, казалось, у большинства охладѣли, и даже тамъ, гдѣ, какъ у евангеликовъ, было дѣйствительное возрожденіе духовной жизни, мало значенія придавалось корпоративной жизни церкви и таинственнымъ проводникамъ благодати, ввѣреннымъ ея храненію.

Теперь въ Оксфордѣ это новое движеніе стало заявлять себя. Люди начали совсѣмъ по новому интересоваться церковью, какъ богоустановленнымъ и богоустроеннымъ обществомъ, и этотъ вновь пробудившійся интересъ распространялся па все, что связано съ церковью, на ея таинства, ея богослуженіе; ея апостольское священство, ея исторію, ея преданія, ея вѣроизложенія, ея • литературу, ея синоды«, ея каноническіе законы, ея богословіе, догматическое, нравственное, аскетическое или мистическое. Творенія сзз. отцовъ стали изучаться такъ, какъ не изучались со времени смерти королевы Анны. Издавались вновь сочиненія великихъ богослововъ XVII в. Изъ университета движеніе скоро распро-

страншіось на приходское духовенство, городское и сельское, и на мірянъ. Строились новыя церкви; возстановлялись и украшались старыя; прилагались большія старанія къ тому, чтобы общественное богослуженіе сдѣлать торжественнымъ и красивымъ; число дѣтей, приводимыхъ для конфирмаціи, значительно увеличилось, и во многихъ мѣстахъ ихъ стали гораздо тщательнѣе, чѣмъ до оксфордскаго движенія, подготовлять духовно и интеллектуально къ принятію этого таинства; возродилась монашеская жизнь сначала среди женщинъ, а потомъ и среди мужчинъ; организованы были въ болѣе широкихъ размѣрахъ и съ большими силами миссіи среди язычниковъ, и для наблюденія за ними посвящены были миссіонерскіе епископы; а главное,—чрезвычайно участилось совершеніе св. евхаристіи, такъ что въ большей части церквей оиа совершалась въ каждый воскресный и праздничный день, а во многихъ церквахъ и ежедневно. Казалось, исполнялось пророческое видѣніе пророка Іезекіиля, и духъ Господень входилъ въ сухія кости, и онѣ оживали и становились на ноги, воинство весьма великое.

Вамъ, можетъ быть, будетъ интересно и поможетъ составить представленіе о теперешнемъ положеніи вещей въ англійской церкви, если я войду въ нѣкоторыя подробности относительно нѣкоторыхъ пунктовъ, только что бѣгло упомянутыхъ мною. Я сказалъ, что во многихъ мѣстахъ дѣтей стали тщательно приготовлять духовно и интеллектуально къ принятію таинства конфирмаціи. Духовное приготовленіе состоитъ въ тщательномъ наставленіи о покаяніи, о мерзости грѣха, о необходимости самоиспытанія, сокрушенія и исправленія жизни; часто наставляемый доводится до желанія исповѣдаться священнику и получить разрѣшеніе, прежде чѣмъ предстать передъ еиископомъ и получить печать Духа Святаго въ таинствѣ конфирмаціи.

Исповѣдь передъ священникомъ съ цѣлію получить разрѣшеніе практикуется не только во время приготовленія къ конфирмаціи, но и во многихъ другихъ случаяхъ. Многіе исповѣдаются каждый мѣсяцъ или черезъ каждые 15 дней или даже еще чаще. Другіе исповѣдаются передъ большими праздниками: Рождествомъ Христовымъ, Пасхою и Пятидесятницей. Иные же только тогда, когда впадаютъ въ тяжкій грѣхъ, гнетущій ихъ совѣсть и удерживающій ихъ отъ причащеніи.

Не подлежитъ никакому сомнѣнію, что практика исповѣди чрезвычайно распространилась въ англійской церкви за послѣднія восемьдесятъ лѣтъ. Во время застоя церковной жизни въ XVIII в. она очень ослабѣла. Но что она была широко распространена до XVIII в., на это имѣется много доказательствъ. Въ XVII в. епископы, производя разслѣдованіе о религіозномъ состояніи приходовъ въ ихъ епархіяхъ, имѣли обыкновеніе предлагать церковнымъ попечителямъ (the Churchwardens) такого рода вопросы: „Увѣщеваетъ ли священникъ (Minister) скорбящихъ и смущающихся открыть печаль свою, чтобы получить чрезъ священника благодѣяніе разрѣшенія“. Также: „Не открывалъ ли священникъ, вопреки канону 113-му, тайно повѣренныхъ ему такимъ образомъ преступленій и проступковъ“. Въ состоявшей въ общеніи съ англійскою церковью церкви ирландской существовалъ канонъ, предписывавшій всякій разъ передъ совершеніемъ евхаристіи наканунѣ послѣ, полудня звонить въ колоколъ, чтобы прихожане, желающіе исповѣдаться передъ причащеніемъ, знали, что священникъ готовъ принять ихъ на исповѣдь. Этотъ канонъ изданъ былъ въ 1634 г. *).

Одною изъ самыхъ популярныхъ книгъ для благочестиваго чтенія (books of devotion) среди членовъ англійской церкви была въ прежнее время „Practice of Piety“ („Практика благочестія“), составленная Льюисомъ Бэйли (Lewis Bayly), бывшимъ съ 1616 до 1632 г. епископомъ бангорскимъ. Въ 1714 г. она вышла уже 51 изданіемъ, а съ тѣхъ поръ было еще по крайней мѣрѣ 21 изданіе, а, можетъ быть, и болѣе, такъ что всего вышло до крайней мѣрѣ 72 изданія. Цѣлый отдѣлъ въ этой книгѣ посвященъ исповѣди и разрѣшенію. Я приведу изъ этого отдѣла слѣдующее мѣсто: „И такъ, если какой нибудь грѣхъ смущаетъ твою совѣсть, исповѣдай его служителю Божію, попроси у него совѣта, и, если истинно раскаиваешься, прими отъ него разрѣшеніе. И тогда не сомнѣвайся in foro conscientiae, что твои грѣхи такъ же истинно отпущены тебѣ на землѣ, какъ если бы ты услышалъ самого Христа in foro judicii, объявляющаго, что они отпущены тебѣ на небѣ“.

Многіе другіе англійскіе авторы благочестивыхъ книгъ въ XVII в. говорятъ объ этомъ предметѣ такъ же, какъ и

') См. XIX канонъ дублинскаго синода этого года (Wilkins, Concilia, IV, 501).

епископъ Льюисъ Бэйли. Я могу назвать епископа Іеремію Тэйлора (Jeremy Taylor), епископа Козина (Cosin), епископа Вильсона (Wilson) и друг. Но я нисколько не сомнѣваюсь, что въ настоящее время практика исповѣди въ Англіи и вообще въ англиканскомъ исповѣданіи распространена гораздо болѣе, чѣмъ въ Англіи въ ХУІІ в.

Перейду теперь къ другому предмету, къ возрожденію въ англійской церкви монашеской жизни. Въ средніе вѣка Англія была покрыта монастырями и другими монашескими учрежденіями (houses), большею частію мужскими, хотя было довольно много и женскихъ. Всѣ они, числомъ болѣе шести сотъ, были закрыты королемъ Генрихомъ ѴТІІ. Нѣкоторые изъ нихъ были возстановлены вновь въ видѣ каѳедральныхъ или коллѳгіатскихъ церквей съ капитуломъ изъ мірскихъ канониковъ и деканомъ для служенія въ нихъ; но остальные почти всѣ прекратили совершенно существованіе, имущество ихъ было конфисковано хищнымъ королемъ и большею частію роздано въ даръ его жаднымъ придворнымъ. Такимъ образомъ на три столѣтія монашеская жизнь во всѣхъ ея формахъ была совершенно задавлена въ англійской церкви, не какимъ нибудь дѣйствіемъ церкви, а святотатственнымъ актомъ тирана-короля. *

Однимъ изъ результатовъ оксфордскаго движенія было возвращеніе нашей церкви этой посвященной бѣдности, цѣломудрію и послушанію жизни, которой она была такъ злостно лишена.

Въ день Троицы 1841 г. миссъ Мэріанъ Хьюзъ (Marian Hughes) во время совершенія евхаристіи въ церкви св. Маріи въ Оксфордѣ приняла обѣтъ дѣвства. Теперь, спустя 71 годъ, эта лэди еще жива и въ глубокой старости управляетъ еще въ качествѣ матери-начальницы основаннымъ ею 60 лѣтъ тому назадъ монастыремъ св. Троицы въ Оксфордѣ *).

Съ теченіемъ времени въ разныхъ частяхъ Англіи, въ Соединенныхъ Штатахъ Америки, въ Канадѣ, въ Южной Африкѣ, въ Дѳнтральйой Африкѣ, въ Индіи и въ другихъ странахъ основаны были другія женскія монашескія общины, такъ что теперь должны быть тысячи монашествующихъ женщинъ англиканскаго исповѣданія, посвященныхъ Богу съ обѣтами бѣдности, цѣломудрія и послушанія. * 83

0 Послѣ того, какъ эти слова были написаны, достопочтенная лэди, названная здѣсь, о Господѣ почила. Requiescat. in pace.

83

Возрожденіе монашеской жизни среди мужчинъ началось позднѣе, чѣмъ среди женщинъ. Старѣйшее изъ существующихъ мужскихъ монашескихъ обществъ—это „ Общество св. Евангелиста Іоанна“, къ которому я имѣю честь принадлежать. Оно основано 47 лѣтъ тому назадъ, т. е. въ 1865 г., о. Бенсономъ, священникомъ церкви Христа въ Оксфордѣ. Это прежде всего (primarily) общество священниковъ, произносящихъ послѣ двухъ—или трѳхлѣтняго новиціата обѣты бѣдности, цѣломудрія и послушанія. Главный домъ общества находится при церкви св. Іоанна въ Каули (Cowley) возлѣ Оксфорда, и члены его обычно называются „каулѳйскими отцами“ (the Cowley Fathers). Общество имѣетъ также одинъ домъ въ Вестминстерѣ, одинъ въ Бостонѣ въ Соединенныхъ Штатахъ Америки, два въ Индіи и два въ Южной Африкѣ. Кромѣ членовъ-свящѳнниковъ (Fathers) въ обществѣ имѣются сопричисленные къ нему мірскіе братья, также дающіе послѣ продолжительнаго испытанія три упомянутые обѣта.

Основаны были и процвѣтаютъ нынѣ и другія мужскія монашескія общества, какъ-то: „Община Воскресенія“ (Community of Resurrection) съ главнымъ домомъ въ Мирфильдѣ, въ Іоркширѣ, „Общество Священной Миссіи“ (Society of Sacred Mission), имѣющее свой центръ въ Кѳльгамѣ, „Общество Божественнаго Состраданія“ (Society of the Divine Compassion) въ Плэйстау (Plaistow), Бенедиктинская община въ Кальди (Caldey), небольшомъ островкѣ у береговъ Южнаго Уэльса’), и „Орденъ Св. Креста“ (Order of the Holy Cross) въ Соединенныхъ Штатахъ Америки.

Скажу нѣсколько словъ о цѣляхъ, какія ставитъ себѣ „Общество св. Евангелиста Іоанна“. Его первая (primary) цѣль это-воспитаніе въ своихъ членахъ жизни, посвященной Богу, на началахъ бѣдности, цѣломудрія и послушанія. Члены его при вступленіи въ него отказываются отъ собственности, какую имѣютъ, даютъ пожизненный обѣтъ безбрачія и обѣщаютъ жить въ послушаніи поставленнымъ властямъ общества, по правилу и статутамъ общества. Они ежедневно прочитываютъ вмѣстѣ въ своей капеллѣ службы утрени (Lauds), перваго, третьяго, шестого и девятаго часовъ, вечерни и повечерія (Compline) и исполняютъ другія правила касательно временъ,

1) ІВъ февралѣ 1913 г. эта община перешла въ р.-католичеокую церковь. ІІрпм. перев.}.

назначенныхъ для частной молитвы, касательно поста, молчанія и другихъ упражненій монашеской жизни.

Но общество ставитъ себѣ цѣлью также и распространеніе царства Христова въ мірѣ при помощи миссій въ Англіи и внѣ ея, а равно при помощи всѣхъ тѣхъ средствъ, которыя могутъ помогать членамъ церкви возрастать въ святости. Заграницей общество содержитъ миссіи среди туземцевъ Индіи, въ частности въ бомбэйскомъ діоцезѣ, а также среди южноафриканскихъ кафровъ въ Каффраріи и въ Кэп-таунѣ. Въ Англіи и въ Соединенныхъ Штатахъ мы принимаемъ приглашенія отъ приходскаго духовенства устраивать миссіи, т.-ѳ. проповѣди въ теченіе десяти или пятнадцати дней съ цѣлію пробудить и обратить къ Богу ведущихъ грѣховную жизнь, а живущихъ благочестиво побудить отдать себя еще болѣе Богу. Мы устраиваемъ также часто retreats, продолжающіеся три, четыре или пять дней, посвящаемыхъ молитвѣ и молчанію, при чемъ руководителемъ ежедневно произносятся три поученія. Эти retreats иногда устраиваются въ женскихъ монастыряхъ для монахинь, иногда же въ другихъ мѣстахъ для духовенства или для мірянъ, какъ мужчинъ, такъ и женщинъ. Наши „отцы“ совершаютъ также исповѣдь и говорятъ проповѣди, а время отъ времени составляютъ книги духовнаго или богословскаго содержанія.

Не слѣдуетъ, однако, думать, будто миссіи у язычниковъ и приходскія миссіи и retreats въ Англіи и Америкѣ ведутся только членами монашескихъ общинъ. Заграничныя миссіи среди язычниковъ велись все въ большихъ и большихъ размѣрахъ епископами и священниками англійской церкви въ теченіе всего прошлаго столѣтія. Сначала миссіонерами были большею частью люди, находившіеся подъ вліяніемъ евангелическаго движенія. Когда же началось я окрѣпло оксфордское движеніе, послѣдователи этого движенія приняли въ полной мѣрѣ участіе въ этомъ великомъ дѣлѣ. И теперь немного найдется частей языческаго міра, гдѣ бы не было основано миссій англійской церкви.

Главными помощниками церкви въ миссіонерской работѣ являются два большихъ общества. Старѣйшее изъ нихъ—„Общество распространенія евангелія заграницей“ (the Society for the Propagation of the Gospel in Foreign Parts). Оно ведетъ двоякую работу: 1) посылаетъ миссіонеровъ для служенія у христіанъ европейскаго происхожденія, живущихъ въ британскихъ ко-

83*

лоніяхъ въ разныхъ странахъ свѣта, 2) посылаетъ миссіонеровъ къ язычникамъ во всѣхъ частяхъ свѣта. Другое подобное же большое общество—„Церковное Миссіонерское Общество“ (the Cluirch Missionary Society)—устраиваетъ свои миссіи только среди язычниковъ. Первое изъ этихъ двухъ обществъ основано Долѣе 200 лѣтъ тому назадъ въ царствованіе Вильгельма III и всегда было тѣсно связано съ церковною властію* такъ что предсѣдателемъ его всегда былъ архіепископъ кэнтерб^рійскій. „Церковное Миссіонерское Общество“ основано немного болѣе 100 лѣтъ назадъ людьми, стоявшими подъ вліяніемъ евангелическаго движенія. Предсѣдателемъ его состоитъ, кажется, обычно мірянинъ, и оно меньше связано съ церковною іерархіею, чѣмъ его старшій собратъ, „Общество распространенія евангелія“, хотя, какъ показываетъ уже самое названіе, оно всегда явно было обществомъ англійской церкви, и всѣ его миссіонеры, имѣвшіе духовный санъ, были епископами, священниками или діаконами англійской церкви.

Кромѣ этихъ двухъ большихъ миссіонерскихъ обществъ есть еще другія менѣе значительныя общества, основанныя въ разное время для проповѣди евангелія язычникамъ въ той или другой отдѣльной части свѣта. Изъ нихъ я назову только „Университетскую миссію въ Центральной Африкѣ“ которая вела и ведетъ свою благородную работу въ очень неблагопріятномъ и нездоровомъ климатѣ.

Я не могу входить въ подробности относительно плодовъ дѣятельности этихъ миссій. Тысячи язычниковъ, мужчинъ и женщинъ, во всѣхъ частяхъ свѣта были обращены къ Господу нашему Христу и приняты чрезъ св. крещеніе въ Его церковь, а многіе изъ нихъ своею святою жизнію доказали, что дѣйствительно отдали свои сердца Христу. Многіе также были рукоположены въ діаконскій и пресвитерскій санъ, а трое посвящены въ епископы. И Богъ запечатлѣлъ миссіонерскую работу церкви, сподобивъ нѣкоторыхъ миссіонеровъ и обращенныхъ ими туземцевъ благодати и славы мученичества.

Былъ напримѣръ епископъ Паттесонъ (Patteson), первый епископъ меланезійскихъ острововъ въ западной части Тихаго океана, который, зная, какъ опасно приставать къ одному острову, Нукапу, все таки рѣшилъ пристать, надѣясь начать среди дикихъ жителей дѣло Божіе, и былъ убитъ ими. Это было въ 1871 г.

Былъ епископъ Ганнингтонъ (Hannington), посвященный въ епископа Уганды, страны близъ источниковъ рѣки Нила. Онъ отплылъ изъ Англіи, высадился въ Момбазѣ, на восточномъ берегу Англіи, и затѣмъ четыре мѣсяца шелъ пѣшкомъ, пока не достигъ границъ королевства Уганды. Здѣсь онъ былъ схваченъ и связанъ, продержанъ въ заключеніи восемь дней и по приказу языческаго короля Уганды преданъ смерти; пятьдесятъ его послѣдователей были также умерщвлены. Это было въ 1885 г.

Восемь мѣсяцевъ спустя, въ 1886 г., тотъ же злой король Уганды, видя, что святая религія Христова распространяется въ его странѣ, приказалъ бросить въ огонь и сжечь многихъ своихъ туземныхъ подданныхъ христіанъ, изъ коихъ нѣкоторые принадлежали къ англійской церкви, а другіе къ р.-католичѳскому исповѣданію. И мнОгіѳ изъ нихъ умерли, воспѣвая среди пламени гимны Господу Христу подобно тому, какъ въ дни древніе три святые отрока, Ананія, Азарія и Мисаилъ, хвалили Господа въ страшной печи въ Вавилонѣ.

Я старался изобразить вамъ нѣкоторые плоды той сильной духовной жизни, которую Богъ, по великой милости Своей, даровалъ англійской церкви съ того времени, какъ она пробудилась изъ состоянія спячки и оцѣпенѣнія, въ которое въ сильной степени впала послѣ перехода страны по смерти королевы Анны (1714 г.) подъ управленіе нѣмецкихъ лютеранскихъ королей изъ ганноверской династіи. Я вовсе не хочу, однако, чтобы вы думали, будто въ англійской церкви все совершенно. Мы исправили,—я надѣюсь,—много недостатковъ, но у насъ все еще остаются вещи, которыя мы оплакиваемъ и относительно которыхъ надѣемся и молимся, чтобьіг Богъ въ положенное Имъ Самимъ время далъ намъ силы ихъ исправить.

Можетъ быть, самымъ серьезнымъ изъ этихъ недостатковъ является сильно выраженное различіе въ мнѣніяхъ относительно важныхъ предметовъ, несомнѣнно существующее въ англиканскомъ исповѣданіи. Въ церкви существуютъ, можно сказать, три партіи, обычно извѣстныя подъ названіями ^высокой церкви", „низкой церкви“ и „широкой церкви". Я слыхалъ иногда отъ англичанъ, жившимъ въ Россіи, что очень многіе русскіе смущаются названіями, данными этимъ партіямъ. Мнѣ говорили, что нѣкоторые русскіе думаютъ, что англійская церковь есть нѣкотораго рода конфедерація, изъ трехъ,

отдѣльныхъ церквей, имѣющихъ каждая свою собственную литургію, свои собственныя вѣроизложѳнія и свою собственную отдѣльную іерархію. Конечно, это—полное нѳдоразу-мѣніе. Англійская церковь есть единая церковь, имѣющая одну „Книгу Молитвъ“ и одинъ кругъ вѣроизложеній, управляемая одною іерархіею и имѣющая одну систему церковныхъ законовъ. Какъ въ англійской націи есть разныя политическія партіи: уніонистская или консервативная, радикальная и рабочая, но всѣ онѣ принадлежатъ къ одной и той же націи, подчинены одному королю и парламенту и одному собраніи) законовъ, хотя и не во всемъ согласны, такъ же точно и въ церкви. Существованіе партій въ каѳолической церкви—вещь, несомнѣнно, не новая. Въ послѣдней половинѣ IY и въ первой половинѣ Y в. въ антіохійскомъ патріархатѣ была очень большая партія, которая очень сильно подчеркивала ту великую истину, что во Христѣ два естества, но не схватывала такъ же ясно другую уравновѣшивающую истину, что во Христѣ одно лицо. Я разумѣю богослововъ, подобныхъ Діодору тарсскому, Ѳеодору мопсуѳстійскому *) и блаженному Ѳеодориту кирскому. Всѣ эти лица жили и умерли въ общеніи съ каѳолическою церковью; но противъ нихъ сильно выступала другая школа богослововъ, такихъ, какъ св. Кириллъ александрійскій, св. Раввула эдѳсскій, св. Проклъ константинопольскій и другіе, которые гораздо яснѣе воспринимали единство лица Христова и, можетъ быть, не такъ ясно иногда—двойство естествъ во Христѣ. Церковь въ концѣ концовъ отсѣкла отъ себя самыхъ-крайнихъ членовъ той и другой партіи. Съ одной стороны были отсѣчены несторіане, съ другой монофизиты; однако, одно или два поколѣнія жили и умерли до такого очищенія церкви, и такой человѣкъ, какъ Ѳеодоръ мопсуестійскій, учитель Несторія, умеръ въ мірѣ съ церковью и былъ осужденъ,

*) Св. Златоустъ въ письмѣ въ Ѳеодору изъ Кукуза (Ер. 212, Р. G. L11, 668) увѣряетъ его, что, „не смотря на свое заточеніе въ пустынѣ, онъ чувствуетъ необыкновенное утѣшеніе при мысли, что въ сердцѣ у него хранится такое великое сокровище и богатство — любовь такой неусыпно бодрствующей и благородной души“ [Ср. Твор. св. ;Іоанна Злат. въ русск. пер. т. III, Спб. 1897, стр. 711—712]. Іоаннъ антіохійскій (Facundus, Pro defens. tr. capitul. II, 2) говоритъ: „Ѳеодоръ объяснилъ писаніе во всѣхъ церквахъ Востока“. Бл. Ѳеодоритъ (Hist. Eccl., V, 39) считалъ Ѳеодора „учителемъ вселенской церкви“.

какъ еретикъ, лишь на пятомъ вселенскомъ соборѣ въ 553 г., 160 лѣтъ спустя послѣ посвященія его на мопсуѳстійскую каѳедру. Въ теченіе всего этого длиннаго періода его многотомныя сочиненія были въ самомъ широкомъ обращеніи и имѣли огромное вліяніе, потому что принадлежали ученому и высокоуважаемому епископу церкви, на протяженіи пяти поколѣній остававшемуся свободнымъ отъ церковнаго осужденія. Онъ былъ осуждаемъ отдѣльными лицами, осуждаемъ былъ и большой партіей, воспитанной въ школѣ св. Кирилла александрійскаго, но церковь до 553 года его не осуждала.

Я обратилъ ваше вниманіе на существованіе въ церкви партій, различающихся между собою въ важныхъ пунктахъ, касающихся основнаго ученія о воплощеніи, и продолжавшихъ существовать въ церкви одна возлѣ другой болѣе 160 лѣтъ. Все это происходило задолго до разрыва между Востокомъ и Западомъ. Я привелъ лишь одинъ изъ многихъ примѣровъ, какіе можно было бы указать.

Если мы обратимся къ позднѣйшему времени и посмотримъ на латинскую церковь, то достаточно вспомнить объ антагонизмѣ, существовавшемъ нѣсколько столѣтій между галликанскою и ультрамонтанскою партіями, державшимися противоположныхъ взглядовъ на природу примата юрисдикціи, усвояемаго себѣ папою и на усвояемую имъ себѣ прерогативу непогрѣшимости. Въ 1870 г. папа Пій IX объявилъ, что непогрѣшимость папы—„самый основной принципъ католической вѣры и ученія“ *), а между тѣмъ въ теченіе большей части XVIII в. всякій вновь избранный французскій епископъ долженъ былъ отрѳкаться отъ этого ученія и только подъ этимъ условіемъ и могъ быть посвященъ. И однако римская церковь и французская во все это время находились въ общеніи между собою.

То, что было въ каѳолической церкви въ V и VI вв. и въ другія времена, и что было въ латинской церкви съ 1400 до 1870 г., а также и въ другія времена, происходитъ теперь въ англійской церкви. Въ церкви существуютъ разныя партіи. Всѣ онѣ принимаютъ, или по крайней мѣрѣ

0 Папа Пій IX утверждалъ это въ письмѣ къ мюнхенскому архіепископу отъ 28 октября 1870 г. (См. письмо Деллингера къ мюнхенскому архіепископу, Döllinger, Declarations and Letters on the Vatican Decrees, p. 100, 101) [Cp. „Письма и заявленія Деллингера о ватиканскихъ декретахъ“. Перев. съ предисл. прот. I. Янышева. СПБ. 1891, стр. 82—83].

исповѣдуютъ, что принимаютъ, одни и тѣ же символы вѣры и другія вѣроизложенія, всѣ совершаютъ богослуженіе по „Книгѣ Молитвъ“, всѣ подчиняются однимъ и тѣмъ же епископамъ и однимъ и тѣмъ же синодамъ; но высокоцѳрков-ники придаютъ особую важность корпоративной жизни церкви, ея догматической вѣрѣ, ея таинствамъ, преданію и авторитету, тогда какъ низкоцѳрковники придаютъ особую важность искупительной жертвѣ Христовой и субъективной религіи, а широкоцѳрковники обнаруживаютъ наклонность расширять права разума и критики. Въ каждой изъ этихъ партій есть хорошіе элементы, но самъ я лично думаю, что высокоцѳрковники остаются наиболѣе вѣрными вѣроизло-жѳніямъ и преданіямъ какъ англійской, такъ и всей каѳолической церкви, и что болѣе умные и благочестивые изъ нихъ принимаютъ все, что есть хорошаго въ спеціально подчеркиваемыхъ положеніяхъ другихъ партій, но присоединяютъ къ нямъ ѳіце особую любовь къ великимъ истинамъ, связаннымъ съ церковью и таинствами, что сообщаетъ всему ихъ взгляду на религію больше связности и больше силы для храненія въ чистотѣ всего откровенія Христова и для распространенія святости среди духовенства и мірянъ.

Я думаю также, что партійное чувство въ англійской церкви ослабѣваетъ, и что большинство среди низкоцѳрков-никовъ и широкоцерковниковъ все болѣе впитываетъ въ свою систему истины, которыя въ прошломъ были особенно дороги высокоцѳрковникамъ.

Нужно сказать также, что есть много членовъ англійской церкви, которые не хотятъ называть себя членами какой-либо партіи, но которые любятъ церковь, пользуются ея благодатными средствами и живутъ ея жизнію, не обращая много вниманія на партійные споры.

Глядя безпристрастно, насколько я могу, на существованіе въ церкви этихъ партій, я думаю, что пока разница въ мнѣніяхъ держится въ границахъ, существованіе и?ъ почти неизбѣжно и способствуетъ проявленію разныхъ сторонъ многообразной премудрости Божіей, изъ коихъ нѣкоторыя, можетъ быть, были бы скрыты, если бы мы всѣ смотрѣли на божественную истину совершенно съ одной и той же точки зрѣнія: Даже среди блаженныхъ апостоловъ, несмотря на то, что всѣ они содержали одну и ту же вѣру, св. Павелъ, это можно несомнѣнно утверждать, по крайней

мѣрѣ въ нѣкоторыхъ своихъ посланіяхъ подчеркивалъ одну сторону, а св. Іаковъ другую. Наши епископы, конечно, чувствуютъ лежащій на нихъ долгъ дѣйствовать время отъ времени, какъ подобаетъ оффиціальнымъ стражамъ вѣры. Архіепископъ іоркскій Томсонъ лишилъ священника Войсѳя (Voysey) пастырскихъ правъ въ приходѣ за отрицаніе истины воплощенія. Епископъ ворчестерскій, нынѣ оксфордскій, Горъ написалъ письмо съ требованіемъ объясненій священнику своего діоцеза Биби (Вееѣее), издавшему еретическую книгу, въ результатѣ чего Биби отказался отъ должности. Епископъ винчестерскій Тальботъ совсѣмъ недавно отнялъ свое разрѣшеніе на свящѳннослуженіѳ у священника, написавшаго книгу, въ которой, повидимому, отрицалось воскресеніе святого тѣла Господа нашего изъ гроба на третій день. Привожу эти случаи для примѣра. Тѣмъ не менѣе остается вѣрнымъ, что частію вслѣдствіе затрудненій, связанныхъ съ громоздкимъ механизмомъ церковнаго суда, частію по другимъ причинамъ многіе, несомнѣнно заслуживающіе осужденія, избѣгаютъ его; этотъ недостатокъ силы въ поддержаніи дисциплины въ дѣлѣ праваго ученія составляетъ слабый пунктъ въ практической работѣ англійской церкви. Въ свое время, если мы пребудемъ вѣрными, Богъ поможетъ намъ найти средства противъ этото недуга.

Между тѣмъ, хотя у насъ, какъ во время блаженныхъ апостоловъ, „отвнѣ нападенія, внутри страхи“ *), мы не теряемъ мужества. Богъ совершилъ за послѣднія 130 лѣтъ дивное дѣло обновленія англійской церкви, и это внутреннее обновленіе проявилось разными способами и во внѣ. Я скажу теперь только объ одномъ изъ этихъ проявленій, именно о чрезвычайномъ расширеніи организаціи англиканской іерархіи въ мірѣ.

Въ 1786 г. во всемъ мірѣ было только 57 англиканскихъ діоцезныхъ епископовъ. Изъ нихъ 27 занимали каѳедры въ Англіи, 22 въ Ирландіи и 8 въ Шотландіи. Эти 57 епископовъ принадлежали къ 7 провинціямъ: 2 англійскимъ, 4 ирландскимъ и 1 шотландской.

Въ 1907 г., пять лѣтъ тому назадъ, было 249 англиканскихъ діоцезныхъ епископовъ. Изъ нихъ 216 принадлежали къ 15 провинціямъ: 2-мъ въ Англіи, 2 въ Ирландіи, 1 въ Шот-

Ч II Кор. VII, 5.

ландіи, 1 въ Соединенныхъ Штатахъ Америки, 2 въ Канадѣ, 3 въ Австраліи, 1 въ Индіи, 1 въ Южной Африкѣ, 1 въ Новой Зеландіи и 1 въ Вестъ-Индіи, а 33 діоцеза еще не включены ни въ какую провинцію. Такимъ образомъ за 121 годъ число провинцій болѣе чѣмъ удвоилось, а число діоцезовъ болѣе чѣмъ учетверилось.

Надѣюсь, я привожу эти цифры не въ какомъ-нибудь духѣ гордости. Я привожу ихъ для того, чтобы воздать славу Богу за то, что Онъ совершилъ среди насъ, не взирая на наше нѳдостоинство.

Этимъ я и долженъ закончить свои чтенія.

Ф. В. Пуллеръ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.