В.И. Тимошенко
ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
V. Timoshenko
ELECTION PROGRAMMES OF POLITICAL PARTIES AS A SUBJECT OF POLITICAL ANALYSIS
Аннотация
проведен анализ парламентских партий, преодолевших ограничительный барьер на выборах в Государственную Думу Российской Федерации в сентябре 2021 года. Выделены достоинства и недостатки предвыборных программ, а также акцентировано внимание на ряд технологий, используемых специалистами при формировании положительного имиджа партии среди электората. Аргументирован тезис, что партийные программы представляют собой уникальные и сложно структурированные документы, а их содержание изложено нормативным языком. При том, что рассчитаны на широкое общественное восприятие. Многие образы, символы и оценки таких программ не поддаются формализации и количественным преобразованиям, что создает определенные трудности для электората при прогнозировании логики членов партии при принятии решений.
Выделен самый распространённый недостаток проанализированных программ - не подведены итоги предыдущей парламентской деятельности парламентских партий.
Ключевые слова:
Россия, выборы, политические партии, электорат.
Abstract
an analysis of parliamentary parties that overcame the restrictive barrier in the elections to the State Duma of the Russian Federation in September 2021 was carried out. The advantages and disadvantages of election programs were highlighted, and attention was also focused on a number of technologies used by specialists in forming a positive image of the party among the electorate. The thesis is argued that party programs are unique and complex structured documents, and their content is set out in a normative language. Despite the fact that they are designed for wide public perception. Many images, symbols and evaluations of such programs do not lend themselves to formalization and quantitative transformation, which creates some difficulties for the electorate in predicting the logic of party members in making decisions. The most common lack of analyzed programs was highlighted - the results of the previous parliamentary activities of parliamentary parties were not summed up.
Key words:
Russia, elections, political parties, electorate.
В научном сообществе политические партии, а также их участие в выборах представительных органов власти являются предметом исследований - А.В. Кынева, А.Г. Арутюнова [2, с. 99-103; 3, с. 350-357], М.А. Бурды [4, с. 1364-1373; 5, с. 22-36], Д.Н. Салыкова [12, с. 106-109; 13, с. 35-45], А.К. Сковикова [14, с. 64-73], А.В. Шумилова [15, с. 75-85]
и др. Изучение сущности предвыборных программ требует, как нам представляется, привлечения ряда различных методов. В ряду методов, которые, по нашему мнению, обеспечат эффективную технологию политологического анализа по меньшей мере должны быть: из общих фундаментальных методов - это институциональный подход. В рамках данного подхода для нас особое значение имеет такое его направление, как возможность анализа «института в его действии», а стало быть, это позволяет установить характер и статус той или иной политической партии, обозначить её как коллективного актора, подготовившего свои программные материалы, спрогнозировать направленность данных материалов, ознакомиться с публичными заявлениями лидеров данной партии и т.д.; из спектра методов прикладного политологического анализа - это качественный структурно-ценностный метод.
Общеизвестно, что применительно к политологии, социологии и ряду других общественных и гуманитарных наук существуют и используются два основных вида анализа документов: качественный (традиционный) анализ и формализованный анализ, носящий название контент-анализ. Но при этом качественный анализ приобретает особое самостоятельное значение при изучении уникальных документов [1].
В этой связи партийные программы представляют собой уникальные сложно структурированные документы, их содержание изложено естественным нормативным языком, рассчитанным на широкое общественное восприятие. Многие образы, символы и оценки таких программ не поддаются формализации и количественным преобразованиям [16; 17; 18]. Контент-анализ становится неэффективным.
Поэтому-то вводимый структурно-ценностный метод позволяет, во -первых, определять своеобразие основных структурных блоков программ, а эти блоки, как правило, типичны. Во-вторых, выявить и осмыслить глубину и своеобразие замыслов, целей и ценностей, содержащихся в выявленных тематических блоках. В-третьих, за счёт постижения смыслов программного материала и последующей его понятийной интерпретации сформулировать ответы на два базисных вопроса: какую модель общественно-политического устройства предлагает та или иная партия и с каким типом общественно-политического объединении я имеет дело исследователь. В этой ситуации мы практически приближаемся к системному виде-
нию сущности партии, то есть прикладной качественный метод как бы смыкается с ещё одним общенаучным методом - системным методом.
Из спектра эмпирических методов при проведении исследования для партийных документов были использованы:
1. Сравнительно-ретроспективный метод в оценке объемности, целевой заострённости и политико-ценностной акцентировки анализируемой программы в сравнении с её прошлыми аналогами;
2. Сравнительная выборка общезначимых актуальных (всероссийских или региональных) проблем, выделение на этой основе наиболее глубоких профессиональных формулировок. Как показывает практика, органы власти рано или поздно заимствуют как постановку проблем, так и предлагаемые способы их разрешения;
3. Оценка риторического потенциала партийных программ, выявление их популистских проявлений, фрагментов партийных позиций, явно диссонирующих с политическим контекстом и т.д.
Как известно, в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 8-го созыва, прошедших 17-19 сентября 2021 года, принимало участие 14 политических партий. По результатам выборов 5-процентный барьер преодолели 5 партий: «Единая Россия»-49,82 % голосов «за»; КПРФ - 18,93% голосов «за»; ЛДПР -7,55% голосов «за»; «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» -7,46% голосов «за»; «Новые люди» - 5,32% голосов «за».
В контексте итогов прошедших выборов важно, по нашему мнению, высветить такой «скучный» для рядовых избирателей, но важный для профессионалов-политологов аспект, как содержание предвыборных платформ и программ партий - победительниц. Без анализа этих документов отсутствует полнота представлений о сущности партийных структур.
На основе проведенного анализа можно выделить ряд характерных черт, представляющих интерес для политических технологов и специалистов в области организации и проведения представительных органов власти.
Предвыборная программа КПРФ изложена в «Десять шагов к власти народа. К СССР - сильной, справедливой социалистической Родине» [6]. Данное название предвыборной программы КПРФ красноречиво, как мы считаем, говорит о политической стратегии партии на обозримый период и о её идеологии. В принципиальном плане — это возврат к советской
модели социализма с политико-идеологическим доминированием в данной модели самой КПРФ.
Чтобы быть более убедительным в этой нашей оценке, процитируем некоторые положения самого важного для партии документа - программы КПРФ от 2008 года. Цитата первая: «КПРФ убеждена: спасение Отечества - только в возрождении советского строя и следовании по пути социализма» [11].
Как показывает анализ программных документов КПРФ, партия неуклонно следует избранной стратегии возврата к советскому социализму.
В своей предвыборной программе КПРФ заявляет о получении власти «демократическим путём выборов» и о формировании по итогам выборов «Правительства народного доверия в союзе со всеми левоцентристскими силами» [6]. А в общепартийной программе КПРФ от 2008 года получение власти трактуется шире. Цитируем: «Партия добивается создания честных выборов всех органов власти и формирования правительства народного доверия» [10].
Выделяя характер и смысловое своеобразие основных целей, инициатив, «шагов» КПРФ в её предвыборной программе необходимо акцентировать внимание на несколько основополагающих инициатив:
- вернуть России суверенную экономику, а для этого покончить с элементами колониальной зависимости страны, вернуть землю в общенародную собственность, провести национализацию стратегических отраслей экономики и системно образующих банков;
- осуществить индустриализацию XXI века, а для этого, в частности, осуществить переход к пятилетнему планированию и начать осуществление первой пятилетки- пятилетки развития;
- обеспечить продовольственную безопасность страны. Для этого государство будет развёрнуто лицом к селу, в том числе, КПРФ осуществит «программу второй целины», возродит крупное сельхозпроизводство и коллективные хозяйства, построит на селе современную социальную инфраструктуру;
- оздоровить финансы и в этой связи, в частности, запретить регистрацию российских юридических лиц в иностранных юрисдикциях, ограничить участие иностранного капитала в российских акционерных обществах, национализировать предприятия оптовой торговли.
Оценивая намеченные КПРФ стратегические инициативы в предвыборной программе можно обратить внимание на разворот России к ценностям и практике советского социализма, а в отдалённой перспективе - к коммунизму.
Анализ партийных документов позволил выделить и ряд недостатков в содержании предвыборной программы КПРФ - 2021. Отсутствие в данной предвыборной программе конкретных целей и задач, намеченных для реализации, собственно, в ходе работы будущей Государственной Думы 8 созыва. Их подмена путём внесения в предвыборную программу стратегических замыслов КПРФ, что, с одной стороны, умаляет значимость парламентской деятельности и дезориентирует избирателей, а с другой - выявляет стремление КПРФ к многократному муссированию своей стратегии, что является признаком популизма.
Среди позитивных инициатив необходимо выделить:
- удвоение инвестиций в развитие производств на основе новейших технологий и в этой связи приоритет станкостроению, микроэлектронике, робототехнике, искусственному интеллекту, авиастроению, космической отрасли и др.;
- указание на использование механизмов отзыва депутатов, нарушающих предвыборные обещания, КПРФ настаивает на выборности судей, членов Совета Федерации и глав местного самоуправления;
- партия правомерно определяет, что самое злостное и опасное преступление - это воровство властных полномочий. КПРФ выступает за суровое наказание тех, кто издевается над волеизъявлением граждан, ворует голоса на выборах и фальсифицирует их итоги;
- реализация масштабной государственной программы под общим названием «Образование для всех»;
- КПРФ выступает за официальный запрет на принятие любых законов и решений, усугубляющий социальное неравенство российских граждан;
- КПРФ призывает гарантировать молодёжи первое рабочее место, духовное и физическое развитие, полноценные «социальные лифты»;
- в области внешней политики партия считает, что следует безотлагательно признать Донецкую и Луганскую народные республики.
Акцентируем внимание на полученные данные при проведении анализа предвыборной программы партии левого центра - «Социалистиче-
ской политической партии» - «Справедливая России - Патриоты - За правду», утверждена на 11-м съездом партии 26 июня 2021 года.
Во-первых, вы делим положительные акценты в программе объединённой партии.
Первое, что хотелось бы отметить, трем партиям, ныне составившим одно целое, удалось подготовить сравнительно единую и компактную предвыборную программу, в которой, тем не менее, представлены трактовки ведущих ценностей трёх некогда самостоятельных партийных субъектов, а именно: трактовки патриотизма, правды и справедливости.
Как известно, в каждом программном документе можно найти заглавный раздел - самоидентификация партий. В этой связи данная объединённая партия уже своим названием самоидентифицирует себя в качестве социалистической партии, стремящейся к построению социализма 21 века, социализма актуального, демократического и эффективного, вобравшего всё лучшее из опыта правящих партий социалистов и социал-демократов европейских стран, положительный опыт Советского Союза, мирового социалистического движения.
Отметим, что в раздел «Самоидентификация партий» введён и предельно жёсткий фрагмент под названием «Кто наши идеологические противники?» И тут же даётся пояснение: это самозванная «элита» и буржуазия, чьи семьи живут за рубежом, а в России они только зарабатывают деньги компрадорскими методами. Это оффшорные капиталисты и предатели страны, работающие на её ослабление и развал.
Выделяя суть политико-идеологических ценностей, внесённых объединившимися партиями в общую предвыборную программу. Так, бывшая самостоятельная партия «Патриоты России» (Г. Семигин) привнесла в общий предвыборный документ «Манифест патриота. Кто мы?» Вот одно из определений патриотизма из данного «Манифеста»: именно патриотизм - желание лучшего для своего Отечества, для сохранения и сбережения своего народа является идеей, объединяющей Россию сегодня.
Партия - За Правду! (Захар Прилепин) также привнесла в общий предвыборный документ такой раздел, как «Манифест Правды. Россия сегодня». Самые пронзительные слова из данного Манифеста, по -видимому, написанные писателем Прилепиным, - «лекарство, необходимое России сегодня - это хорошая таблетка Правды. Правда в том, что
Россия больна неэффективностью государственного управления, коррупцией, нищетой, бюрократизмом, антисоциальной политикой» и т.д.
Центральная часть программы объединённой партии - это, так называемый, «Манифест справедливости», включающий в себя ценностные ориентиры (принципы) и спектр конкретных мер по превращению России в «страну справедливости» в современное социальное государство. Само собой разумеется, что основное содержание данного Манифеста предложено ранее самостоятельной «Справедливой Россией» (С. Миронов).
Один из наиболее глубоко разработанных разделов данного Манифеста - это борьба с бедностью, преодоление социального неравенства и осуществление действенной социальной политики. Ради реализации этих целей намечены, в частности, такие меры:
- повысить прожиточный уровень и минимальный размер оплаты труда до 31 тыс. рублей;
- установить максимальную кратность оплаты труда руководства государственных компаний и корпораций к средней зарплате в рамках одной организации;
- приравнять педагогов и медиков по статусу к государственным служащим по объему предоставляемых трудовых и социальных гарантий (Заметим, что данная мера ранее уже выдвигалась «Справедливой Россией»);
- ввести полноценную шкалу прогрессивного налога на доходы физических лиц;
- вести налог на роскошное потребление и предметы роскоши;
- возвратить работающим пенсионерам недоиндексированную величину пенсий за последние пять лет и ряд других мер.
В борьбе за социальную справедливость объединённая партия сделала ещё один существенный акцент в своей предвыборной программе «в борьбе с беззаконием, коррупцией и врагами страны». В этой связи, к примеру, предлагается:
- введение высшей меры наказания для террористов и их пособников; серийных убийц и педофилов;
- приравнивание коррупции и расхищения государственного имущества к государственной измене, введение конфискации имущества коррупционера и его семьи;
- отмену условно-досрочного освобождения и условных сроков для коррупционеров;
- ратификацию 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции и установление уголовной ответственности за незаконное обогащение и ряд других мер.
Во-вторых, акцентируем внимание на ряд недостатков предвыборной программы.
Как видно из предвыборной программы, составная часть объединённой партии - построить «демократический социализм». Но в тексте данной предвыборной программы нет ни слова о необходимых мерах по демократизации общества и власти, особенно по повышению эффективности современной властной системы России. На наш взгляд, это не просто упущение разработчиков программы и лидеров объединённой партии, это просто нонсенс.
В предвыборной программе одна из стратегических целей парии -это обеспечение движения к «солидарному обществу» как составной части «нового социализма». Но, к сожалению, в данной предвыборной программе мы не видим целевых мер партии для достижения этого общественно-политического качества. Так что формирование «новой солидарности» - это пока, увы, лозунг, висящий в воздухе.
К сожалению, в предвыборной программе объединённой партии отсутствует типичный программный раздел «Внешняя политика», что является недоразумением. Кроме абзаца о выражении солидарности в адрес ДНР и ЛНР мы ничего не видим.
Предвыборная программа «Справедливая России - Патриоты - За правду» достаточно актуальна своей развёрнутой социальной позицией, реализация которой наверняка будет встречена широкими общественными кругами России.
Рассмотрим основное содержания предвыборной программы-2021 партии «Единая Россия».
В текущем предвыборном году «Единая Россия» как «партия Президента РФ» буквально до последнего момента, что называется, тянула с публикацией своей предвыборной программы и, наконец, данный документ появился в интернете 29 августа 2021 г., то есть фактически после того, как все 13 политических партий опубликовали свои предвыборные документы.
Такое запаздывание не случайно. «Единая Россия», так сказать, до последнего выбирала и отрабатывала акцентированный ракурс своего
предвыборного документа. Наконец, он был найден, отработан и своё общее отражение он нашёл уже в названии предвыборной программы ЕР: «Народная программа партии «Единая Россия». За благополучие и достойную жизнь людей. За сильную и успешную Россию». Таким образом, избран в качестве основного социальный ракурс применительно ко всему российскому обществу, что достаточно необычно для ЕР, если иметь ввиду содержание прошлых предвыборных документов партии.
В преамбуле предвыборной программы ЕР под названием «Россия, которую мы строим» определена стратегия партии на обозримый период -это «работа по реализации общенациональной повестки дня, достижение национальных целей развития». Таким образом, ЕР считает, что она вправе быть своеобразным партийно-политическим центром в политической системе России.
Перед тем, как раскрыть особенные и ключевые моменты предвыборной программы ЕР, отметим, что она, не в пример предыдущим предвыборным программам, обширна и глубока. Причём, проработка отдельных вопросов настолько капитальна, что такого углублённого подхода нельзя найти и отметить в предвыборных программах других партий по аналогичным проблемам. Изучение предвыборной программы ЕР подводит к выводу о том, что над подготовкой её содержания работали десятки коллективов, специалистов, в том числе из сферы исполнительной власти.
Из первого структурного раздела программы «Благополучие людей» можно выделить следующие содержательные акценты. Так, в подразделе «Хорошая работа-достаток в доме» партия, в опоре на своих представителей в Госдуме, региональных законодателей, в органах исполнительной власти планирует работать по 15 -ти направлениям обозначенной проблемы, в том числе:
- обеспечивать ежегодное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установив МРОТ не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;
- принять программу содействия молодёжной занятости, включая стимулирование работодателей при трудоустройстве молодёжи.
В подразделе «Крепкая семья» (такого подраздела нет в других программных документах партий). Намечены, к примеру, следующие акции:
- закрепить статус многодетной семьи на законодательном уровне. Для укрепления семейных ценностей установить в России День отца (как
известно, совсем недавно Президент РФ Путин В. В. подписал указ о таком Дне);
- создать службу помощи семьям по принципу «одного окна» (социальный навигатор).
В подразделе «Современное образование и передовая наука» похвально, как мы считаем, заявление ЕР о том, что «отечественное образование и наука являются стратегическим ресурсом национального развития. В них, считает партия, залог конкурентоспособности России в XXI веке». В этой связи из выдвигаемых партией мер можно выделить следующие:
- создать условия для развития цифровой образовательной среды школ. Все школы должны иметь удалённый доступ к цифровым центрам ведущих библиотек и музеев;
- обеспечить равный и справедливый доступ к бесплатному очному высшему образованию для выпускников школ и колледжей, расширить количество бюджетных мест в вузах, прежде всего в региональных;
- на основе интеграции вузов и научных организаций сформировать в регионах 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня.
В подразделе «Экология для жизни» партия наметила ряд мер, которые позволят в ближайшие пять лет существенно улучшить экологическую ситуацию в стране. В их числе, к примеру:
- взять под партийный контроль ликвидацию 191 несанкционированной свалки в границах городов и 88 выявленных наиболее опасных объектов для окружающей среды;
- добиться сокращения вредных выбросов в таких индустриальных центрах, как Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита.
Из второго структурного раздела предвыборной программы партии «Единая Россия» под названием «Сильная Россия» можно выделить содержательные акценты из нескольких подразделов. Первый из них сформулирован актуально - «Экономика развития». В нём определены следующие, к примеру, задачи:
- разработать программу повышения эффективности инновационной деятельности предприятий с государственным участием;
- обеспечить усиление конкурентных позиций российской промышленности на наиболее перспективных зарубежных рынках;
- поддержать выполнение плана мероприятий по развитию водородной энергетики;
- обеспечить устойчивое повышение доли низкоуглеродной энергетики, экологического транзита;
- обеспечить создание передовых инженерных школ в партнёрстве с высокотехнологическими кампаниями по прорывным (от застоя) направлениям развития техники и технологий.
Обратим внимание на на основные тезисы подраздела предвыборной программы «Развитие села» партия, к примеру, наметила следующее:
- устранить неравенство условий хозяйствования как для крупных сельскохозяйственных предприятий, так и для крестьянских фермерских хозяйств;
- создать единый федеральный центр поддержки фермеров в России.
В подразделе «Развитие регионов и транспортной инфраструктуры страны», к примеру, впервые в предвыборных документах ЕР мы находим такую большую интересную созидательную задачу, а именно: обеспечить строительство Северного широтного хода, который позволит сократить маршруты перевозок в Арктической зоне более чем на 700 км и даст импульс для реализации новых инвестиционных проектов.
В сугубо гуманитарном подразделе «Культура, история, традиции» ЕР прежде всего подчёркивает, что названные выше гуманитарные акценты -это «душа народа», основа его самобытности и национальной идентичности. Из числа задач, обозначенных в подразделе, к примеру, выделим:
- обеспечить изучение истории России в вузах на протяжение не менее двух семестров;
- принять программу поощрения новых форм преподавания истории в школах и создания историко-культурных фондов.
В подразделе «Гражданская солидарность и молодёжная политика» ЕР наметила ряд интересных общественно-политических форм, которых нет в предвыборных документах других партий. К примеру:
- развитие волонтёрства в школах и вузах для получения навыков общественной деятельности;
- создание сети социального партнёрства с участием бизнеса, науки и культуры для создания ресурсов личностного развития;
- обеспечить работу волонтёрских центров ЕР к каждом регионе и муниципалитетах;
- развивать систему социальной помощи детским домам, домам престарелых, хосписам;
- обеспечить вовлечение молодёжи в социально значимую деятельность;
- расширить сеть профориентации молодёжи по поддержке и реализации детских и молодёжных проектов.
Вместе с тем отметим, что предвыборная программа «Единой России», несмотря на необычный размах и глубину, имеет, на наш взгляд, явные недостатки.
К примеру, к подготовке текста предвыборной программы были вовлечены многие коллективы, которые, по нашему мнению, не имели партийно-политического профиля, и поэтому в текст программы попали трактовки и вытекающие из них обязательства для «Единой России», не свойственные парламентской партии. К примеру: в подразделе предвыборной программы ЕР «Современное образование и передовая наука» мы находим такую непартийную в чистом виде задачу: «принять новую государственную программу научно-технического развития России, нацеленную на обеспечение прорыва в приоритетных технических направлениях». Всем понятно, что реализация данной программы - это дело института государства, Российской академии наук и других профильных центров. Причём здесь Единая Россия?!
Ещё пример не свойственных для парламентской партии задач. В подразделе под названием «Удобная и комфортная жизнь» мы находим ещё одну странную меру, которой не должна заниматься парламентская партия, а именно: «усилить контроль со стороны государственных органов за управляющими (домовыми) компаниями (УК). Расширить перечень критериев, оснований для отзыва лицензий у УК, запретить УК оплачивать тарифы из средств жителей, повысить прозрачность работы УК». Причём здесь парламентская партия, когда это дело государственных органов, что, собственно, и заложено в формулировку, которую ЕР некритически перенесла в свой предвыборный программный документ. И вообще, как ЕР будет отвечать за выполнение этой меры?
И ещё один пример неразборчивого внесения в партийный программный документ чисто хозяйственных вопросов. В подразделе «Развитие села» читаем: выделить 24 миллиарда рублей на программу обновления ДК, библиотек, музеев и других культурных центров в сельской мест-
ности и в малых городах России. Чем же тогда будет заниматься Министерство культуры Российской Федерации и соответствующие региональные министерства, если парламентская партия «тащит на себя эти вопросы?! Такая забота наверняка развратит соответствующие исполнительные органы, посеет обстановку безделья и безответственности.
Как видно из вышеизложенного, текст предвыборной программы ЕР не претерпел единого партийно-политического редактирования, т. е. не приведён к единому предметному партийно-политическому знаменателю. Мы также полагаем, что на фоне необычайно большого количества целей и задач, обозначенных в предвыборной программе, напрашивается включение в текст подраздела или даже главы о системе и сроках контроля, взятых партией на себя обязательств. К слову говоря, история партии «Единая Россия» показывает, что у неё слабым местом являлся контроль исполнения принятых на себя обязательств.
Надо сказать ещё об одной странности предвыборной программы ЕР, подмеченной нами. На фоне широкой и добротной проработки социальной и другой проблематики почему-то отсутствует позиции партии о необходимости поддержания и развития политической демократии в стране, хотя бы в контексте развития Российского парламентаризма.
Либерально-демократическая партия России приняла, как известно, свою предвыборную программу 25 июня 2021 года на Всероссийском предвыборном съезде. Данная программа была громко названа «Мы - за бедных! Мы - за честных!» [8]. В этом названии был заложен ранее отработанный зазывный популистский приём. Ведь ещё в 2003 году на выборах в Государственную Думу 4-го созыва этот приём использовался, но звучал несколько иначе: «Мы - за бедных! Мы - за русских!»
Предвыборная программа - 2021 ЛДПР структурно проста. Она содержит 10 тематических блоков: 1. Политика и власть. 2. Внешняя политика. 3. «Рывок вперёд». 4. Русские и другие народы России. 5. Социальная политика. 6. Образование и наука. 7. Здоровье и экология. 8 Правопорядок. 9. Экономика. 10 Малый и средний бизнес. В содержание данных 10 блоков входит 100 вопросов (пунктов, целей, инициатив партии).
Если дать общую ценностную характеристику предвыборной программы ЛДПР, то она, на наш взгляд, пёстрая, эклектичная. В ней одновременно наличествуют такие черты, как: демократизм, популизм, антикоммунизм, радикализм, национализм, патриотизм, утопизм, рационализм.
Вот примеры данной эклектики, взятые из предвыборной программы ЛДПР - 2021. В первом разделе «Политика и власть», в п.1, партия предлагает: создать специальные места для беспрепятственного собрания граждан, чтобы представители власти слышали мнение народа. В п. 2 первого раздела партия также предлагает: проводить свободные, честные выборы только по партийным спискам, используя электронные урны. Никаких одномандатных округов! При этом в п. 5 данного раздела ЛДПР предлагает: назначать премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Государственную Думу.
В разделе 3 «Рывок вперёд», в п. 17, партия предлагает: ввести ограничение на количество мандатов для одной партии в представительных органах власти всех уровней - не более 40 процентов. Однопартийный режим, подчёркивает ЛДПР, погубил Российскую империю, Советский Союз, мешает жить сегодня.
На этот счёт в п. 20 раздела 3 «Рывок вперёд» есть предложение ЛДПР: «принять акт исторического примирения. Давайте возьмём всё лучшее, что было в Российской империи, СССР и новой России. С этим фундаментом пойдём вперёд и будем гордиться нашей страной».
Выявленная в предвыборной программе ЛДПР идейно-политическая эклектика имеет, как это ни странно, свой долговременный эффект в определённой технологической подаче - технологии городского Петрушки, который талантливо бросает этот набор в толпу избирателей и находит в этой толпе своих восторженных слушателей и сторонников, хотя бы накануне выборов. Смена партийного лидера приведет к изменениям и используемых политических технологий данной партией, так как сосредоточены на личности В.В. Жириновского.
Кроме вышеизложенных не связанных между собой эклектических позиций предвыборная программа ЛДПР содержит ряд рациональных, по-деловому актуальных и тем самым, возможно, востребованных в российском законодательном процессе. Так, в разделе 5 «Социальная политика», в п. 42, ЛДПР предлагает: полностью бесплатное подключение газа для россиян. Запрет на продажу газа за рубеж до того, пока всем гражданам России, кто в этом нуждается, не подключат газ. А в п. 54 раздела 6 «Образование и наука» ЛДПР требует: запрет на снижение финансирования всех образовательных учреждений, а работников образования приравнять к госслужащим.
В седьмом разделе «Здоровье и экология», в п. 59, ЛДПР предлагает: троекратное повышение оклада медикам. А п. 60 этого же раздела ЛДПР настаивает на возврате полностью бесплатного медицинского обслуживания и высокого уровня здравоохранения, как это было в СССР.
В разделе 8 «Правопорядок», в п. 73, находим своевременное требование ЛДПР: отмена моратория на смертную казнь для террористов, глав ОПГ, педофилов, маньяков. А в п. 75 этого же раздела ЛДПР выдвигает инициативу: осуждённых за коррупцию чиновников лишать пенсий, бесплатной медицины, социальной поддержки, увольнять за взятку с конфискацией имущества.
В разделе 9 «Экономика», в п. 79, ЛДПР предлагает запретить продажу за рубеж необработанного сырья, такого, как нефть, лес, пшеница и т.д. Продавать продукцию переработки-нефтепродукты, мебель, продукты питания и т.д.
В п. 82 раздела «Экономика» ЛДПР предлагает ввести государственные монополии на алкоголь, сахар, табак и энергоресурсы - это, считает партия, огромные доходы; вернуть государству крупные торговые сети, энергетические компании и стратегические предприятия.
В п. 90 этого же раздела ЛДПР предлагает: предоставить налоговые льготы для перевода бизнеса из мегаполисов в малые города. А собираемые налоги от крупных предприятий оставлять в регионах, направлять их на развитие инфраструктуры, дорог и транспортных систем.
В разделе 10 «Малый и средний бизнес», в п. 96, ЛДПР предлагает: создание условий для развития массового фермерства путём снижения налогов, предоставления бесплатной земли. Возродить сельхозярмарки и рынки. Крупные сети обязать закупать продукцию отечественного производителя.
В п. 100 раздела «Малый и средний бизнес» ЛДПР предлагает расширить введение уведомительного порядка работы для малого бизнеса. Во всех региональных органах власти создать штатную должность ответственного за развитие бизнеса в регионе.
Таким образом, предвыборная программа ЛДПР в её социально -экономическом аспекте выдвигает ряд инициатив по безусловной модернизации России.
Выделим ведущие позиции предвыборной программы политической партии «Новые люди». Привлекательность и свежесть предвыборной про-
граммы данной партии вытекает из того, что партия ещё не имеет прошлого, не отягощена в том числе негативным опытом, у партии до сих пор нет каких-либо крупных обязательств перед общественностью и скандалов, связанных с их невыполнением. Показателем таких оценок может быть один из фрагментов преамбулы предвыборной программы, которая имеет общее название «Основания». И одно из этих оснований к деятельности партии звучит так: «Сегодня решается важнейший вопрос: впадёт ли общество в необратимую деградацию или выйдет на качественно новый уровень. Ответ на него зависит от исхода ключевого конфликта нашей эпохи - между старым миром властных вертикалей, государств и корпораций и новым миром, миром горизонтальной самоорганизации» [9].
Политическая партия «Новые люди» излагает позиции в своей предвыборной программе в том объёме, в котором она их видит сегодня, без оглядки на прошлое. В этой незакрепощённости проявляются, как мы полагаем, и личные качества лидеров партии. Об отсутствии зажатости, свободе подхода, проявляющихся в предвыборной программе, говорит, к примеру, первый раздел данного документа под названием «Политическое устройство». В нём такие свежие и смелые позиции, отличные от вышеизложенных программных документов в подзаголовке «Обеспечить конкурентность»:
- обеспечение политико-правовых гарантий сменяемости власти. Президент, губернаторы, мэры и депутаты не должны занимать свои посты более двух сроков;
- соблюдать принцип прямых выборов. В этой связи вслед за Президентом мэры и губернаторы должны избираться только прямым голосованием граждан;
- допускать на выборы федерального уровня не только партии, но и общественные организации. Снизить барьер прохождения в Думу с 5 до 1%;
- отказаться от одномандатных округов. Представительные органы власти избирать только по пропорциональному принципу, чтобы избегать доминирования одной партии;
- запретить партиям использование «электоральных паровозов». В случае отказа участника предвыборного списка от прохождения в Думу его мандат переходит другой партии.
«Провести децентрализацию»:
- все важные решения в регионах принимать путём референдумов;
- руководители органов исполнительной власти: министры, мэры, губернаторы, не реже одного раза в год должны отчитываться перед депутатами. В случае неутверждения отчёта законодательного органа чиновники должны отправляться в отставку;
- утверждать министров Государственной Думой только на основании и оценки представленной программы развития отрасли. Увольнять министров в случае её невыполнения и т.д.
Ещё один раздел из предвыборной программы партии «Новые люди», звучащий радикально и по-своему привлекательно - «Безопасность и правопорядок». В Преамбуле этого раздела, к примеру, заявляется: власть сегодня видит конкуренцию и угрозу в сообществах, осознающих себя как субъектов коллективного интереса и коллективного действия, а потенциально - и как новых политических игроков. Поэтому тема безопасности и охраны правопорядки всё активнее эксплуатируется в качестве оправданий репрессий против инакомыслящих - тех, кто открыто заявляет о необходимости перемен... Мы, заявляет партия «Новые люди», изменим эту ситуацию, вернём людям свободу слова, мнений и собраний, откажемся от политики контроля, цензуры, запретов и репрессий. Подвергнем кардинальным изменениям правоохранительные структуры: превратим их из охранников интересов элит и источника коррупционных схем в реальных защитников людей. В этой связи партия, в частности, предлагает следующие меры:
- ввести выборность судей, прокуроров, начальников региональных УМВД. Избирать руководителей правоохранительной системы региона сроком на 5 лет с правом досрочного снятия с должности в результате совершения противоправных действий;
- переформировать судейский корпус. В том числе за счёт включения в него представителей адвокатского сообщества, правозащитников, независимых юристов;
- обеспечить прозрачность в деятельности правоохранительных органов, в том числе в целях эффективной борьбы со взятками, коррупцией и в этой связи, к примеру, рассекретить данные Росреестра относительно объектов недвижимости, принадлежащих всем руководителям правоохранительных органов;
- усилить независимый контроль за правоохранительными органами, включая проведение парламентских расследований;
- очистить силовые структуры от «оборотней в погонах». Ужесточить контроль за связями работников правоохранительных структур с представителями организованной преступности, немедленно увольнять из органов сотрудников, запятнавших честь мундира, без возможности восстановления и последующего трудоустройства в силовые органы и т.д. [9].
Подобные радикальные предложения имеют большее или меньшее место и в других разделах предвыборной программы партии «Новые люди». Например, в разделах «Экономика», «Здравоохранение», «Образование», «Экология». Теперь политологам важно отслеживать деятельность партии «Новые люди» в аспекте выполнения выдвинутых ею радикальных и при этом нужных обществу инициатив.
Проведенный анализ показывает, что предвыборные программы партий-победительниц на выборах в Госдуму 2021 - это выражение, по сути, панорамной палитры принципов и стратегий. Так, у КПРФ мы видим уже неоднократно предлагаемую стратегию возврата к советской модели социализма; у «Справедливой России -За правду» мы видим стартовую разработку социал-реформистских мер по движению России к социализму XXI века; у «Единой России» как партии Президента РФ видим намеченные меры по реализации «общенациональной повестки дня и достижения национальных целей развития», то есть ЕР считает вправе быть своеобразным «партийно-политическим центром» в России; у ЛДПР мы видим продолжение реализации право-радикальной стратегии под названием «Мы-за бедных! Мы-за честных!», в содержании которой наряду с рациональными мерами содержатся меры и идеи чисто популистского, утопического, националистического, открыто антикоммунистического характера, что делает выполнение данной стратегии очень проблематичным; у партии «Новые люди» мы видим нацеленность радикально-либеральной стратегии на энергичное обновление власти и других важных сфер жизни России.
Если выделить общую позитивную линию всех изученных партийных программ, то это сильнейший акцент партий на усиление социальной политики, на первоочередное разрешение всех застойных гуманитарных проблем. И ещё одна актуальная тема, обнародованная в предвыборных программах КПРФ, «Справедливой России - За правду», ЛДПР и партии «Новые люди» — это необходимость широкой реиндустриализации в России, национализации ряда стратегических отраслей и объектов, введения про-
грессивного налогообложения и других мер с целью пресечения олигархического, компрадорского расхищения российских национальных богатств.
Вместе с тем в предвыборных программах имеются и недостатки. Так, в документах «Справедливой России - За правду» и «Единой России» отсутствуют разделы по дальнейшему совершенствованию политической демократии в России. По этому поводу лишь зададимся вопросом: что уже в России все проблемы демократии решены? У Справедливой России, как ни странно, отсутствует раздел о внешней политике России. А в предвыборной программе Единой России, которая в современной редакции необычно объёмна и с сильнейшими акцентами на социальные и гуманитарные вопросы, к сожалению, включены такие меры, которые, как мы понимаем, не свойственны даже правящей партии. Например, в подраздел «Удобная и комфортная жизнь» включена такая мера: усилить контроль со стороны государственных органов за управляющими (домовыми компаниями), расширить перечень критериев, оснований для отзыва лицензий у управляющих компаний и т.д. Спрашивается: чем же тогда будут заниматься соответствующие государственные органы, которые ведут ежедневный контроль за деятельностью данных компаний? Хочется напомнить в этой связи, что одна из причин политического поражения КПСС заключалась в том, что она стала «хвататься» за решение всех и всяческих мелких проблем. А это развращало государственные хозяйственные органы, делало их бездельниками, а все шишки в итоге свалились на голову КПСС.
Самый распространённый недостаток проанализированных программ заключается в том, что в них не подведены итоги предыдущей парламентской деятельности парламентских партий, а, следовательно предстоит большая партийная работа.
Литература
1. Авцинова Г.И., Бучнев Е.В. Особенности партийной цифровизации в социальных сетях: региональный аспект (на примере Тамбовской области) // PolitBook. 2021. №1.
2. Арутюнов А.Г. Особенности региональных выборов в современной России (по материалам пяти субъектов Российской Федерации) // Власть. 2021. Т. 29. №3.
3. Арутюнов А.Г., Козлова Н.Н., Солнышков В.С. Особенности избирательных кампаний муниципального уровня в столицах Тверской, Белгородской и Костромской областей // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. №4(28).
4. Бурда М.А., Гришин О.Е., Попов С.И., Иванова М.М. Технология «умное голосование» как форма легитимного протеста в контексте политической стабильности (на примере выборов в Московскую городскую Думу) // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. №5(69).
5. Бурда М.А. Протестное голосование, как форма политического участия в современной России (на примере Владимирской области) // PolitBook. 2019. №1.
6. Калининградская искра от 08.08.2021. URL: www.KPRF-Kaliningrad.ru (дата обращения 09.08.2021).
7. Нестерчук О.А., Арутюнов А.Г., Тюленёва А.М. Региональные избирательные кампании в контексте обеспечения политической стабильности и актуальных практик субъектов РФ // PolitBook. 2021. №1.
8. Обзоры сайтов (проект «Деловой газеты»). URL: http://vseobzornik.ru/. (дата обращения 12.08.2021).
9. Партия Новые люди. URL: http://program_newpeople.ru (дата обращения 27.08.2021).
10. Предвыборная программа КПРФ «Десять шагов к власти народа. К СССР-сильной, справедливой социалистической Родине» // Калининградская искра. URL: http://KPRF-Kaliningrad.ru. (дата обращения 27.08.2021).
11. Программа Коммунистической партии Российской Федерации. Новая редакция принята 13 съездом КПРФ 30 ноября 2008 г. // Материалы XIII съезда КПРФ. Москва: изд-во ИТРК, 2008.
12. Салыков Д.Н. Новые малые партии России в избирательном процессе // Коммуникология. 2016. Т. 4. №5.
13. Салыков Д.Н. Трансформация российских партий в контексте современных новаций // PolitBook. 2015. №3.
14. Сковиков А.К., Скутина С.Г., Фалина А.С. Политические партии и российская молодежь: диалог на современном этапе // PolitBook. 2018. №4.
15. Шумилов А.В. Факторы формирования электоральной политики в молодежной среде // PolitBook. 2012. №1.
16. Bush, S. S., Prather, L. Who's There? Election Observer Identity and the Local Credibility of Elections // International Organization. 2018. Vol. 72(03).
17. Knott E. Perpetually "partly free": lessons from post-soviet hybrid regimes on backsliding in Central and Eastern Europe // East European Politics. 2018. Vol. 34.
18. Rоd E.G. Fraud, grievances, and post-election protests in competitive authoritarian regimes // Electoral Studies. 2019. Vol. 58.
References
1. Avtsinova G.I., Buchnev E.V. Osobennosti partiinoi tsifrovizatsii v sotsial'nykh setyakh: regional'nyi aspekt (na primere Tambovskoi ob-lasti) // PolitBook. 2021. №1.
2. Arutyunov A.G. Osobennosti regional'nykh vyborov v sovremennoi Rossii (po materialam pyati sub"ektov Rossiiskoi Federatsii) // Vlast'. 2021. T. 29. №3.
3. Arutyunov A.G., Kozlova N.N., Solnyshkov V.S. Osobennosti izbiratel'nykh kampanii munitsipal'nogo urovnya v stolitsakh Tverskoi, Belgorodskoi i Kostromskoi oblastei // Sotsial'nye i gumanitarnye znaniya. 2021. T. 7. №4(28).
4. Burda M.A., Grishin O.E., Popov S.I., Ivanova M.M. Tekhnologiya «umnoe golosovanie» kak forma legitimnogo protesta v kontekste politicheskoi stabil'nosti (na primere vyborov v Moskovskuyu gorodskuyu Dumu) // Voprosy politologii. 2021. T. 11. №5(69).
5. Burda M.A. Protestnoe golosovanie, kak forma politicheskogo uchastiya v sovremennoi Rossii (na primere Vladimirskoi oblasti) // PolitBook. 2019. №1.
6. Kaliningradskaya iskra ot 08.08.2021. URL: www.KPRF-Kaliningrad.ru (data obrashcheniya 09.08.2021).
7. Nesterchuk O.A., Arutyunov A.G., Tyuleneva A.M. Regional'nye izbiratel'nye kampanii v kontekste obespecheniya politicheskoi stabil'nosti i aktual'nykh praktik sub"ektov RF // PolitBook. 2021. №1.
8. Obzory saitov (proekt «Delovoi gazety»). URL: http://vseobzornik.ru/. (data obrashcheniya 12.08.2021).
9. Partiya Novye lyudi. URL: http://program_newpeople.ru (data obrashcheniya 27.08.2021).
10. Predvybornaya programma KPRF «Desyat' shagov k vlasti naroda. K SSSR-sil'noi, spravedlivoi sotsialisticheskoi Rodine» // Kaliningradskaya iskra. URL: http://KPRF-Kaliningrad.ru. (data obrashcheniya 27.08.2021).
11. Programma Kommunisticheskoi partii Rossiiskoi Federatsii. Novaya redaktsiya prinyata 13 s"ezdom KPRF 30 noyabrya 2008 g. // Materialy XIII s"ezda KPRF. Moskva: izd-vo ITRK, 2008.
12. Salykov D.N. Novye malye partii Rossii v izbiratel'nom protsesse // Kommunikologiya. 2016. T. 4. №5.
13. Salykov D.N. Transformatsiya rossiiskikh partii v kontekste sovremennykh novatsii // PolitBook. 2015. №3.
14. Skovikov A.K., Skutina S.G., Falina A.S. Politicheskie partii i rossiiskaya molodezh': dialog na sovremennom etape // PolitBook. 2018. №4.
15. Shumilov A.V. Faktory formirovaniya elektoral'noi politiki v molodezhnoi srede // PolitBook. 2012. №1.
16. Bush, S. S., Prather, L. Who's There? Election Observer Identity and the Local Credibility of Elections // International Organization. 2018. Vol. 72(03).
17. Knott E. Perpetually "partly free": lessons from post-soviet hybrid regimes on backsliding in Central and Eastern Europe // East European Poli-tics. 2018. Vol. 34.
18. Rod E.G. Fraud, grievances, and post-election protests in competitive authoritarian regimes // Electoral Studies. 2019. Vol. 58.