УЛЯШКИНА Е. Г.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОЗИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются позиции российских парламентских партий, зафиксированные в их программных и предвыборных документах, относительно функционирования международных организаций, первоочередными задачами которых являются поддержание международного мира и безопасности и обеспечение международной стабильности. Проводится сравнительный анализ партийной программатики в ракурсе обозначенной проблематики, определяются общие и специфические положения в подходах партий в анализируемой области.
Ключевые слова: избирательная кампания, НАТО, ОДКБ, ООН, парламентские партии, партийная программатика, Россия, Совет Европы.
ULYASHKINA E. G.
THE ROLE OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN GLOBAL SECURITY: OFFICIAL STANDPOINTS OF RUSSIAN POLITICAL PARTIES
Abstract. The article studies the viewpoints of Russian parliamentary parties, fixed in their program and election documents, concerning the functioning of international organizations, the primary tasks of which are the maintenance of international peace and security and ensuring international stability. The comparative analysis of the party programs in the perspective of the issue in question is carried out. The general and specific provisions of the official standpoints of the parties are determined.
Keywords: election campaign, NATO, CSTO, UN, parliamentary parties, party programs, Russia, Council of Europe.
Быстро меняющиеся условия взаимодействия на мировой арене различных субъектов показывают, что на сегодняшний день эскалация международных конфликтов и появление новых привлекает внимание не только ответственных международных организаций, но и внутригосударственных политических субъектов. Российская Федерация на современном этапе находится в непростой политической обстановке. С одной стороны, она отстаивает свои государственные интересы и позиции на мировой арене, оказывает необходимую поддержку другим странам для нормализации внутриполитической жизни и т.д., а с другой, подвергается критике со стороны различных международных акторов и агентов, усматривающих некие угрозы в ее действиях. Современное мироустройство функционирует таким образом, что поддержание мировой стабильности и обеспечение международной
1
безопасности не может обойтись без международных организаций, внутренний функционал которых напрямую либо косвенно затрагивает вопросы мирового порядка.
Политические партии РФ как быстро адаптирующийся элемент политической системы государства наиболее оперативно реагируют на любые политические события, происходящие в период крупных избирательных кампаний, подтверждая свою позицию весь следующий межвыборный период. Последние полномасштабные выборы в органы законодательной власти в Российской Федерации прошли 18 сентября 2016 г., в ходе которых был заново сформирован Парламент, органы законодательной власти субъектов и представительные органы муниципалитетов. Несмотря на то, что партийные приоритеты выстраиваются в первую очередь вокруг внутренней политики, анализ предвыборной программатики демонстрирует возросший интерес партий к внешнеполитическим вопросам: в частности, относящимся к проблематике международной стабильности. Выделим основные константы в этой области.
Так, в партийной программатике российских парламентских партий акцентируется первостепенное значение сохранения мирового порядка, выстраивания взаимовыгодного диалога между странами, экономического и политического сотрудничества различных акторов, поддержания международной стабильности путем отказа от военной агрессии и признания роли специализированных международных организаций в данном процессе.
Сравнительный анализ партийных документов показал, что координирующую роль в системе международной безопасности парламентские партии, как и Российская Федерация, отводят Организации Объединенных Наций (ООН). Все политические партии, члены которых получили парламентские мандаты на федеральном уровне, признают, что ООН -универсальная платформа урегулирования международных разногласий, призванная сохранять мир и порядок на международной арене. В предвыборных программах 2016 г. лишь Всероссийская политическая партия «Единая Россия» (ЕР) в разделе «Справедливость и безопасность для мира и для России» называет ООН центральным механизмом в урегулировании международных конфликтов [7]. Однако все парламентские партии РФ признают принципы взаимоуважения и недопущения конфронтации стран, что является основополагающим в деятельности Организации Объединенных Наций.
Содержание партийной программатики также указывает на важность для мирового сообщества деятельности ООН. К примеру, политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ) ссылается на Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН, при выдвижении лозунгов, призывающих за мирный переход к социализму [9]. Политическая партия «Справедливая Россия» (СР) утверждает, что некоторые субъекты международных отношений намеренно действуют в
2
обход Совета Безопасности ООН, прибегая к односторонним и групповым силовым вмешательствам во внутренние дела некоторых государств [10]. Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) подчеркивает значимость ООН на мировой арене, предлагая выстраивать внешнеполитическую деятельность России таким образом, чтобы занимать достойное место в складывающейся структуре. В данном случае, на наш взгляд, ЛДПР призывает к существующему формату взаимодействия, неизменности основных принципиальных организационных механизмов, основным из которых является право «вето», поскольку сейчас активизировались посягательства на него. Данная инициатива начала пропагандироваться с 1993 г., но в последние годы носит систематический характер. Так, представитель ЕР С. Железняк утверждает, что подобная активность исходит в первую очередь от США, которые не оставляют намерения превратить ООН в управляемый инструмент для влияния на неугодные страны [2]. Одним из знаковых событий стал выход Соединенных Штатов из Совета ООН по правам человека. По мнению политика, Вашингтон пытается лоббировать свои интересы посредством шантажа и ультиматумов, сопровождающихся критикой данной структуры. ЛДПР в данном вопросе поддерживает единороссов, полагая, что реформирование ООН волнует другие страны лишь в части наличия права «вето» у России [1]. Лидер партии «Родина» А. Журавлев считает, что ООН уже является отчасти управляемым инструментом США для ослабления роли России на мировом пространстве. Анализ содержания официального сайта партии показал, что основные вопросы расстановки сил в мире рассматриваются ею через призму участия США, что подтверждается наличием отдельной вкладки для размещения периодической информации. То есть различные заявления парламентских представителей относительно деятельности ООН показывают усредненное мнение партий в русле изучаемого вопроса. Существующий формат данной организации, по мнению партийных элит, наиболее приемлем для сохранения мирового порядка. Интересно, что политическая партия «Гражданская Платформа» (ГП), помимо урегулирования мировых кризисов, возлагает на Организацию разработку и принятие нормативного правового документа, регулирующего деятельность по снижению антропогенного воздействия на природу [8].
Однако в контексте партийной программатики не все международные организации, в чьи интересы входит проблематика урегулирования международных кризисов и конфликтов, воспринимаются парламентскими партиями России позитивно. КПРФ, ЛДПР и СР воспринимают США и их союзников (применительно к деятельности Организации Североатлантического договора - НАТО) как потенциальную военную угрозу для национальной безопасности России и международной стабильности. Так, депутат фракции КПРФ в Госдуме Ю. Синельщиков утверждает, что НАТО всеми силами осуществляет
3
экспансию «демократических ценностей» на Восток, используя предательство местных элит, «майданные технологии» и угрозу применения военной силы [4]. Для коммунистов и справедливороссов главной военной угрозой для России выступает подтягивание натовской инфраструктуры к российским границам. Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» О. Нилов в ответ на заявление генсека НАТО Й. Столтенберга о намерении принять Грузию в Альянс подчеркнул необходимость сохранения баланса сил и реальных возможностей заключения того или иного союза с Россией, в том числе оборонительного со странами Центральной Америки [5]. КПРФ считает, что Североатлантический альянс таким образом стремится реализовать попытку очередного передела мира. ЛДПР предлагает провести модификацию взаимоотношений с НАТО, ОБСЕ, Европарламентом и Советом Европы, полагая, что это именно те структуры, которые реально способны влиять на внешнеполитическую деятельность Российской Федерации вопреки ее интересам. Несмотря на то, что партии признают существование реальных угроз, исходящих от некоторых международных организаций, они все же настаивают применении методов при решении различных задач, основанных на взаимоуважении и равенстве.
Примечательно, что партийные программные документы не содержат информации по функционированию ОДКБ, хотя именно странам постсоветского пространства парламентарии уделяют особое внимание. На наш взгляд, данные положения скрываются за размытыми формулировками относительно общего укрепления коллективных начал в обеспечении мирового порядка. Так, анализ контента официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации демонстрирует наличие интереса парламентариев к функционированию данной организации. В контексте выступлений, обращений и заявлений представителей Госдумы, повесток пленарных заседаний, анонсов различных форумов прослеживается заинтересованность парламентариев в наращивании сотрудничества в рамках ОДКБ, вкупе с другими международными площадками, ориентированными на урегулирование конфликтов.
Таким образом, парламентские партии Российской Федерации признают, что для стабилизации международной обстановки и поддержания мирового порядка необходимо функционирование различных международных организаций в данной сфере. Невзирая на то, что на современном этапе федеральные органы государственного управления не всегда солидарны с мнением западных партнеров, они все же стараются найти конструктивные пути решения различных проблем. Парламентские партии в данном ключе не являются исключением. Сравнительный анализ партийной программатики показал, что в разрезе деятельности различных международных организаций механизмы ООН признаются наиболее предпочтительными для урегулирования различных вызовов. Однако справедливо
4
акцентируется внимание на том обстоятельстве, что Россия в данной структуре должна занимать достойное место. Сравнительный анализ партийных документов показывает, что среди региональных систем коллективной безопасности наибольшее внимание уделено Североатлантическому альянсу и его партнерам. Хотя российские партии воспринимают Организацию как потенциальную угрозу не только России, но и мировой стабильности, они допускают желательность взаимовыгодного диалога и решения в сфере поддержания международной безопасности на условиях взаимоуважения. Несмотря на то, что ЛДПР предлагает пересмотреть концепцию взаимоотношений с ОБСЕ, Европарламентом, НАТО и Советом Европы, официальные представители Государственной Думы на практике применяют дипломатические средства, призывая к налаживанию диалога. Организация Договора Коллективной Безопасности для парламентариев является важным инструментом не только сохранения баланса мировых сил, но и механизмом дальнейшей интеграции стран бывшего Советского Союза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елена Строкова: государства, подписавшиеся под инициативой Трампа, разрешили реформировать ООН по указке США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://лдпр-мьIтищи.рф^lena-stшkova-gosudarstva-podpisavsЫesya-pod-iшtsiativoj-trampa-razreshili-reformirovat-oon-po-ukazke-ssha/ (дата обращения 21.01.2019).
2. Железняк: Выходом из Совета ООН по правам человека США пытаются продавливать свои интересы в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://er.ru/news/169009/ (дата обращения 18.01.2019).
3. Конышев В. Н. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и Организации Объединенных Наций в области миротворчества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЕКС. - 2016. - Т. 12. - № 3. - С. 70-82.
4. КПРФ призывает признать военнослужащих, не допустивших вторжения войск НАТО в Чехословакию, ветеранами боевых действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.rline.tv/news/2018-07-25-kprf-prizyvaet-priznat-voennosluzhashchikh-ne-dopustivshikh-vtorzheniya-voysk-nato-v-chekhoslovakiyu/ (дата обращения 11.01.2019).
5. Олег Нилов: если НАТО ставит против России такие фигуры, как Грузия и Украина, пусть ждет аналогичных действий от нас [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spravedlivo.ru/9072210 (дата обращения 21.01.2019).
6. Петровчук А. Ю., Послова А. С., Баранов Г. В. Национальная безопасность России и мировая политика // Политология. - 2017. - № 4 (14). - С. 93-94.
5
7. Предвыборная программа Партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://er.ru/party/program/ (дата обращения 25.01.2019).
8. Программа политической партии «Гражданская Платформа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.ru/ru/press/news/programma-i-ustav-politicheskoy-partii-grazhdanskaya-platforma (дата обращения 21.01.2019).
9. Программа политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.ru/ru/press/news/programma-politicheskoy-partii-kommunisticheskaya-partiya-rossiyskoy-federacii (дата обращения 02.02.2019).
10. Программа политической партии «Справедливая Россия» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minjust.ru/ru/press/news/programma-politicheskoy-partii-spravedlivaya-rossiya (дата обращения 16.01.2019).
11. Шамаров П. В. Концептуальные аспекты перспективной миротворческой деятельности Российской Федерации // Государственная служба и кадры. - 2018. -№ 2. - С. 145-149.