Научная статья на тему 'Вопросы внешней политики России в партийной программатике периода избирательных кампаний 2011 г. И 2016 г. '

Вопросы внешней политики России в партийной программатике периода избирательных кампаний 2011 г. И 2016 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
244
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ (2011 И 2016 ГГ.) / ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Уляшкина Екатерина Григорьевна

В статье в контексте международной проблематики рассматриваются позиции ведущих политических партий РФ, закрепленные в программных документах в период избирательных кампаний 2011 г. и 2016 г. Проведен сравнительный анализ предвыборных программ партий, получивших представительство в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации VI и VII созывов. Учтены изменения законодательства, позволившие большему числу партий принять участие в выборах в нижнюю палату федерального парламента и потенциально усилившие их возможности влиять на внешнеполитический процесс РФ. Цель исследования заключалась в выявлении сходства и различий в видении российскими партиями дальнейшего развития внешнеполитического курса государства в условиях международных санкций. Определены основные векторы модификации их позиций во внешнеполитической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Уляшкина Екатерина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF RUSSIA'S FOREIGN POLICY IN THE PARTY PROGRAMMATICS OF THE PERIOD OF THE ELECTION CAMPAIGN OF 2011 AND 2016

In the article, the positions of the leading political parties of the Russian Federation, fixed in the policy documents during the election campaigns of 2011 and 2016, are considered in the context of international problems. The comparative analysis of the election programs of the parties that were represented in the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of VI and VII convocations. Changes in legislation are taken into account, allowing more parties to participate in the elections to the lower house of the Federal Parliament and potentially increasing their ability to influence the foreign policy process of the Russian Federation. The purpose of the study was to identify similarities and differences in the vision of the Russian parties for further development of the state foreign policy in the context of international sanctions. The main vectors of modification of their positions in the foreign policy sphere are determined.

Текст научной работы на тему «Вопросы внешней политики России в партийной программатике периода избирательных кампаний 2011 г. И 2016 г. »

УДК 342.843 «20» (470+571)

DOI: 10.18384/2310-676X-2019-1-129-138

вопросы внешней политики россии в партийной программатике периода избирательных кампаний 2011 г. и 2016 г.

Уляшкина Е. Г.

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68, Российская Федерация

Аннотация. В статье в контексте международной проблематики рассматриваются позиции ведущих политических партий РФ, закрепленные в программных документах в период избирательных кампаний 2011 г. и 2016 г. Проведен сравнительный анализ предвыборных программ партий, получивших представительство в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации VI и VII созывов. Учтены изменения законодательства, позволившие большему числу партий принять участие в выборах в нижнюю палату федерального парламента и потенциально усилившие их возможности влиять на внешнеполитический процесс РФ. Цель исследования заключалась в выявлении сходства и различий в видении российскими партиями дальнейшего развития внешнеполитического курса государства в условиях международных санкций. Определены основные векторы модификации их позиций во внешнеполитической сфере.

Ключевые слова: Россия, выборы в Государственную думу (2011 и 2016 гг.), предвыборные программы политических партий, внешняя политика.

issues of Russia's foreign policy in the party programmatics of the period of the election campaign of 2011 and 2016

E. Uliashkina

Department of General history, political science and area studies Mordovian N. P. Ogarev State University

68 Bolshevitskaya ul, Saransk, 430005 Republic of Mordovia, Russian Federation

Abstract. In the article, the positions of the leading political parties of the Russian Federation, fixed in the policy documents during the election campaigns of 2011 and 2016, are considered in the context of international problems. The comparative analysis of the election programs of the parties that were represented in the state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of VI and VII convocations. Changes in legislation are taken into account, allowing more parties to participate in the elections to the lower house of the Federal Parliament and potentially increasing their ability to influence the foreign policy process of the Russian Federation. The purpose of the study was to identify similarities and differences in the vision of the Russian par© CC BY Уляшкина Е. Г., 2019.

Vrn;

ties for further development of the state foreign policy in the context of international sanctions. The main vectors of modification of their positions in the foreign policy sphere are determined.

Key words: Russia, election campaign to the State Duma (of 2011 and 2016), pre-election programs of the political parties, foreign policy.

Политические партии являются одним из важнейших элементов политической системы Российской Федерации. Научный интерес данный феномен вызывает в первую очередь благодаря своей динамичности, многогранности и открытости к воздействию различных факторов. Политические партии имеют вынужденную необходимость «подстраиваться» под события, волнующие их целевую аудиторию, вследствие зависимости между уровнем доверия, а соответственно, поддержкой населения, и количеством полученных мандатов в представительных и законодательных органах власти для создания фракций, способных оказывать существенное влияние как на внутренние, так и на внешние процессы. Общее видение развития государства, вычленение первоочередных проблем, требующих оперативного решения, непосредственная работа с населением и органами государственной власти для реализации поставленных целей и т.п. образуют своеобразный фундамент, закрепленный в программных и уставных документах политических партий. Однако первоочередная цель любой политической партии -получение максимального числа мест в выборных органах власти, в связи с чем пик их активности приходится именно на предвыборные периоды. Несмотря на то, что традиционно политические партии уделяют внимание в большей мере внутригосударственным проблемам, внешнеполитический вектор развития страны занимает в их

программных документах и в общей повестке важное место. Подчеркнем, что единственно возможным легальным механизмом для политических партий России, позволяющим влиять на внешнюю политику Российской Федерации, можно признать их представительство в федеральном парламенте.

Данное исследование ориентировано на проведение сравнительного анализа позиций парламентских партий по содержанию и приоритетам внешней политики РФ, закрепленных в их предвыборных программных документах 2011 г. и 2016 г. Цель исследования заключалась в выявлении сходства и различий в видении российскими партиями дальнейшего развития внешнеполитического курса государства в условиях международных санкций. Результаты, полученные в ходе исследования, будут способствовать определению степени заинтересованности политических партий в решении внешнеполитических задач страны и акцентированию актуальных проблем в этой сфере, корректировке заявленных приоритетов, путей и способов их реализации. Сохраняющиеся сложности во взаимоотношениях России с зарубежными партнерами объективно повышают значение внешнеполитической составляющей в партийной программатике. Особенности международной ситуации обусловливают во многом превращение в фокус первоочередного внимания партий вопросов обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности

и суверенитета государства, в целом -вызовов современности, наиболее волнующих общество. На наш взгляд, модификация федерального законодательства, регулирующего правовой статус российских партий, приведшая, как минимум, к трансформации количественных параметров партийной системы, потенциально создает предпосылки для расширения спектра возможностей различных партий, продвижению предлагаемой ими повестки на общегосударственный уровень, увеличению альтернативности вероятных решений, в том числе в сфере внешней политики.

В соответствии с поставленной целью задачами нашего исследования выступили:

- характеристика изменений нормативно-правовых основ регулирования деятельности политических партий РФ в русле расширения возможностей их легального влияния на внешнеполитический процесс;

- сопоставление позиций парламентских партий РФ по международной проблематике в разрезе избирательных кампаний 2011 г. и 2016 г.;

- определение динамики программных взглядов парламентских партий РФ на проведение внешней политики государства с учетом современных тенденций.

Эпоха всеобщей глобализации и интеграции заставляет максимально оперативно реагировать на постоянно преобразующиеся условия, вызовы и угрозы. Политические партии - не исключение. Обогащение и трансформация данного института вызывают устойчивый интерес к нему представителей научных кругов. Трудами М. Дю-верже, М. Острогорского, М. Вебера и

других выдающихся мыслителей, обращавшихся к этой проблематике, заложен прочный фундамент, позволяющий изучать не только общие вопросы становления и развития политических партий, но и частные случаи их формирования и эволюции, среди прочего, -участие в избирательных кампаниях через призму внешнеполитического процесса. В контексте поставленной проблемы необходимо прежде всего выделить работу В. Е. Татаркина [8], рассматривающего обращение политических партий к вопросам внешней политики РФ в период избирательной кампании 2016 г. Автор изучает в первую очередь позиции политических партий, способных оказать реальное воздействие на внешнеполитический процесс РФ. Однако следует отметить, что наибольшая часть научной литературы по партийной проблематике посвящена все же вопросам, затрагивающим внутриполитические установки политических партий, организационно-техническую составляющую, политико-правовой статус депутатов, итоги выборов и т.д. К примеру, А. И. Ни-китенко [6] обращается к генезису, становлению и модификации политических партий как элемента политической системы общества; С. И. Грачев и С. Е. Черняев [2], М. В. Данилов [3] исследуют концептуально-правовую платформу деятельности российских партий; А. С. Епифанов [4], А. Н. За-икин [5] изучают их деятельность в период избирательных кампаний на примере Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; П. Л. Попов, В. Г. Сараев, А. А. Чере-нев, Д. А. Гелес [7], Н. Б. Чувилина [9] анализируют результаты выборов в Государственную думу Федерально-

Visy

го собрания Российской Федерации; Р. А. Алексеев [1] акцентирует внимание на политико-правовой природе мандата парламентария.

Обзор научной литературы свидетельствует, с одной стороны, о неподдельном и значительном научном интересе к различным аспектам деятельности политических партий Российской Федерации. Однако, с другой стороны, некоторые аспекты, включая вопросы участия политических партий во внешнеполитическом процессе, константы и доминанты партийной программатики в этой области, в том числе их корреляции с предвыборными периодами, пиками электоральных циклов, исследованы недостаточно.

Применение компаративного анализа с малым числом случаев при изучении предвыборных программ парламентских партий РФ в ходе избирательных кампаний в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации 2011 г. и 2016 г. позволит более полно охарактеризовать позиции политических партий по международной проблематике, прояснить ключевые установки в данной области, определить особенности их реакции на запросы избирателей и тренды официального дискурса. Но сначала охарактеризуем нормативные рамки деятельности российских политических партий, задаваемые требованиями федеральных законов, главными из которых в исследуемом ракурсе являются Федеральный закон от 22 февраля 2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. 04.06.2018 № 150-ФЗ) и Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в

ред. от 03.07.2018 № 178-ФЗ). Законодательство Российской Федерации находится в постоянной динамике, развиваясь одновременно с обществом, вызовами современности, различными обстоятельствами и т.д. Правовое поле, регламентирующее деятельность партий в ходе избирательных кампаний в рассматриваемые нами промежутки времени, также видоизменялось и совершенствовалось.

Принципиальные изменения коснулись самой избирательной системы Российской Федерации (см. табл.): на выборах 2011 г. голосование происходило исключительно по партийным спискам по одномандатному федеральному округу, а депутатские мандаты распределялись пропорционально итогам выборов. В 2016 г. были применены принципы смешанной избирательной системы: 225 депутатов избирались партийным спискам и 225 - по одномандатным округам. Примечательно, что данная электоральная формула применялась и положительно себя зарекомендовала на выборах парламентариев с 1993 по 2003 гг. Отличительной особенностью выборов 2011 г. от предшествующих избирательных кампаний был срок избрания депутатов на 5-летний период. Данная инициатива была внесена Д. А. Медведевым 30 декабря 2008 г. и вступила в законную силу 21 января 2009 г. Несмотря на то, что общее число избираемых депутатов осталось неизменным, по сравнению с 2011 г. в 2016 г. был снижен процентный барьер для участия в выборах - с 7% до 5%. Для кандидатов, включенных в списки по одномандатным округам, достаточно было набрать относительное большинство голосов избирателей. Масштабные изменения были закре-

плены в ФЗ «О политических партиях», упрощена процедура регистрации по-благодаря которым была значительно литических партий.

Таблица

Основные изменения избирательных кампаний в 2011 и 2016 гг.

Наименование 2011 г. 2016 г.

Избирательная система Пр опорциональная Смешанная

Число партий, принявших участие в выборах 7 14

Число партий, прошедших в парла- По пропорциональной

мент 4 системе - 4.

По мажоритарной системе - 2.

Всего партий, имеющих право при-

нять участие в выборах, на 1 января 7 75

рассматриваемого периода

По итогам выборов 2011 г. в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва прошли: Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (ЕР), политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (КПРФ), политическая партия «ЛДПР - Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР), политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». По итогам выборов 2016 г. именно эти партии вновь образовали свои фракции в нижней палате российского парламента, но в нее также смогли избраться в качестве одномандатников по одному представителю от партии «Родина» и политической партии «Гражданская Платформа», не преодолевших 5% избирательный барьер.

Сравнительный анализ предвыборных программ политических партий, имеющих представительство в законодательном органе власти федерального уровня VI и VII созыва, показывает модернизацию взглядов относительно

реализации государственной политики России по широкому спектру вопросов, в том числе внешнеполитическим.

Так, ЕР - «партия власти» - значительно реконструировала цели и задачи в сфере внешнеполитического курса РФ. Если в 2011 г. основной упор партией делался на внутриполитические проблемы, а вопросы внешней политики затрагивались ею только частично, с акцентом лишь на перевооружение армии и последствиях мирового экономического кризиса1, то в 2016 г. в программном документе ЕР появился отдельный блок, посвященный мировой политике, - «Справедливость и безопасность для мира и для России»2. Данная тенденция

1 См.: «Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (Программное обращение Партии «Единая Россия» к гражданам России)» (https://www.info83.ru/programmy/edinaya-rossiya-programma-partii)

2 См.: «Предвыборная программа Всерос-

обусловлена вызовами современности. Обязательный процесс нахождения путей решения проблем неразрывно связан с первоисточником в виде самой проблемы. Так, предвыборная программа 2016 г. затрагивает принципиально важные для страны вопросы: укрепление роли Организации Объединенных Наций (ООН), возвращение Крыма в состав России, борьба с терроризмом на Ближнем Востоке, перевооружение силовых структур, недопущение эскалации конфликтов, обеспечение выполнения Киевом Минских соглашений, поддержка соотечественников за рубежом. Концентрация внимания «единороссов» на укреплении военного потенциала государства сочетается с призывом к конструктивному диалогу, экономическому и политическому сотрудничеству.

КПРФ, в отличие от «партии власти», напротив, в 2016 г. более лаконично определила свои задачи во внешнеполитической сфере по сравнению с предыдущим избирательным периодом. Предвыборная программа КПРФ 2011 г. в своей структуре имела довольно креативно оформленный алгоритм действий, с помощью которого предполагалось реализовывать внешнеполитический курс. «ТРИ + СЕМЬ+ ПЯТЬ» - формула перемен, где «ТРИ» обозначало три основных направления внешней политики1. К ним относились:

сийской политической партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва» на официальном сайте партии (Ь1рр8://ег.ги/раг1у/ргодгаш).

1 См.: «Предвыборная программа КПРФ.

Политика большинства призвана побеждать. Вернуть украденную у нас Родину!» на официальном сайте партии (https://kprf.ru/crisis/ оАег/97653.Ыш1).

- международные связи (повышение роли ООН, ограничение роли НАТО и ее роспуск, равноправные и взаимовыгодные отношения с Европой, расширение взаимодействия с КНДР, Индией, Вьетнамом и другими государствами Азии, Латинской Америки, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона);

- создание нового союза братских народов, куда должны были войти Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, с последующим созданием Союзного государства Белоруссии и России;

- укрепление обороноспособности страны.

Предвыборная программа КПРФ 2016 г. частично дублировала положения документа 2011 г. в части необходимости укрепления обороноспособности государства, угрозы со стороны НАТО, сближения братских народов СССР. Несмотря на непростые взаимоотношения России и Украины в настоящее время, КПРФ по-прежнему выступает за экономическое и политическое взаимодействие с Украиной. Принципиально новым положением в программе явился вопрос о выходе страны из Всемирной торговой организации (ВТО)2.

Интересно, что в данном контексте партия КПРФ отчасти солидарна с позицией ЛДПР. Так, в предвыборном документе ЛДПР 2011 г. содержатся тезисы об отказе вступления в эту организацию. Стоит отметить, что ЛДПР максимально лаконично обозначила свои взгляды по реализации общегосударственного курса как в программе

2 См.: «Десять шагов к достойной жизни. Предвыборная программа КПРФ» на официальном сайте партии (Ы^://крг£ги/ра11у-Цуе/ cknewsA57005.html).

2011 г., так и 2016 г. Помимо ссылки на необходимость укрепления силовых структур, документ 2011 г. содержит положения о развитии российского туризма и поддержке отечественного производителя. Программа 2016 г. явилась логическим продолжением предшествующего документа1. Так, ЛДПР значительное внимание в нем обратила на развитие экономической составляющей, расценивая санкции как отправную точку в данном вопросе.

Минимальное внимание внешнеполитическим проблемам уделяет партия «Справедливая Россия», которая в 2016 г. вообще не акцентировала эту тему. Лишь в избирательной кампании предшествующего периода в ее программе содержались положения о борьбе с терроризмом2.

Политическая партия «Родина» в контексте внешнеполитического курса РФ вычленяет основные проблемы из непростой политической обстановки, сложившейся в основном по результатам украинского кризиса3. Помимо решения общих проблем в сфере укрепления суверенитета и возвращения России статуса сверхдержавы, обеспечения принципа взаимного уважения в рамках международного взаимодей-

1 См.: «Предвыборная программа. Мы за русских! (111 позиций ЛДПР)» к выборам 4 декабря 2011 года и «Предвыборная программа ЛДПР» к выборам 18 сентября 2016 года на официальном сайте партии (https://ldpr.ru/ party/The_election_archive/).

2 См.: «Предвыборная программа партии -2011» и «Программа партии 2016» на официальном сайте партии (http://www.spravedlivo. ru/4838410 и http://www.spravedlivo.ru/7634910).

3 См.: «Предвыборная программа партии

«Родина»: Альтернатива для народа России. 2016» на официальном сайте партии (http:// www.rodina.ru/s-ezd-partii/votes/programma-partii-ro din a-altern ativa-dlya-naro da-rossii).

ствия, партия выступила за осуществление евразийской интеграции на территориях, входящих в состав СССР и Российской империи. Кроме того, она ратует за международное признание того, что русский народ с момента развала Советского Союза является раздробленным и имеет право на воссоединение в своих естественных исторических границах, особенно в случае, если на этой территории происходит гуманитарная катастрофа, геноцид, а также военные преступления против мирного населения.

Партия «Гражданская Платформа» в своем предвыборном документе4, несмотря на выражение поддержки действующему Президенту РФ, резко критиковала партию «Единая Россия». Хотя следует заметить, что в своих программных положениях она солидарна с ЕР по ряду вопросов, в частности: о необходимости проведения независимого внешнеполитического курса, поддержке армии, экономического суверенитета. Однако, по мнению партии «Гражданская платформа», данные мероприятия необходимо проводить с помощью кардинальных изменений, в том числе во внутриполитической сфере.

Итак, сравнительный анализ предвыборных программ ведущих партий РФ в период избирательных кампаний 2011 г. и 2016 г. через призму международной проблематики показал, что политические партии, несмотря на разные идеологические воззрения относительно проведения государствен-

4 См.: предвыборную программу партии «Гражданская платформа» на выборах в Государственную Думу седьмого созыва «Мы -честные правые» на официальном сайте партии (http://праваяпартия.рф/3566).

ного курса во внешней политике, имеют ряд особенностей, позволяющих судить о схожести взглядов по проблеме. Обосновывается это также тем, что в непрерывно меняющемся мире партии обязаны максимально быстро и эффективно корректировать свои цели и задачи для получения одобрения населения, которое впоследствии выражается в процентном отношении по итогам голосования.

Сравнительный анализ программных документов в ходе избирательной кампании 2011 г. не выявил существенной заинтересованности политических партий в кардинальных переменах внешнеполитического курса государства. Общим знаменателем для всех четырех партий, прошедших тогда в нижнюю палату парламента, было поддержание международной и национальной безопасности, и, соответственно, обеспечение обороноспособности страны.

Итоги выборов в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации VII созыва также продемонстрировали большой интерес к выше обозначенным вопросам. Однако ввиду нестабильной международной обстановки, значительных изменений мирового порядка, смещения центров силы в связи с увеличением роли России в мировых процессах, политические партии акцентировали внимание на инструментарии, способном укрепить позиции РФ на международной арене. Так, к примеру, ни одна из парламентских партий не высказалась за проведение мероприятий,

ориентированных на снятие международных санкций и тем более - предполагающих односторонние уступки или просьбы об этом со стороны России. Наоборот, избирательная программа ЛДПР называет данную ситуацию начальной точкой отсчета в развитии экономической сферы. «Единая Россия» в сложившейся ситуации предлагает проводить политику, направленную на повышение доли аграрного сектора России на международном рынке. Стоит отметить, что экономическая составляющая в ракурсе санкционных мероприятий рассматривается в положительном контексте также КПРФ и «Справедливой Россией».

Таким образом, видение фундаментальных основ внешнеполитического курса Российской Федерации парламентскими партиями схоже. Основные различия кроются в механизмах достижения поставленных целей. Например, все партии выступают за верховенство международного права, равноправный диалог, неприменение силы, взаимовыгодное экономическое сотрудничество и т.д. Однако КПРФ и «Справедливая Россия» настаивают на проведении совершенно новой внешней политики, и если КПРФ определяет свою позицию в предвыборной программе более осторожно, то «Справедливая Россия» открыто критикует политику «Единой России», хотя и поддерживает позиции действующего Президента РФ.

Статья поступила в редакцию 29.05.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Р. А. Политико-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации: гарантии, привилегии и преференции // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2015. № 3. С. 1-8.

2. Грачев С. И., Черняев С. Е. Современная нормативно-правовая база как регулятор деятельности политических партий в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 3. С. 9-13.

3. Данилов М. В. Влияние изменений в правовом регулировании участия политических партий в выборах на формирование партийной системы с доминирующей партией // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15. № 2. С. 76-80.

4. Епифанов А. С. Партия власти в электоральных процессах современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 2. С. 1-8.

5. Заикин А. Н. Роль системы предварительного голосования на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 1. С. 1-11.

6. Никитенко А. И. Место современных политических партий в политической системе общества // Управленческое консультирование. 2015. № 10(82). С. 40-47.

7. Результаты выборов в ГД РФ 2016 г. и перспективы региональной поддержки кандидатов от основных политических партий на президентских выборах 2018 г. / Попов П. Л., Сараев В. Г., Черенев А. А., Гелес Д. А. // Власть. 2017. № 8. С. 74-82.

8. Татаркин В. Е. Вопросы внешней политики в предвыборных программах политических партий современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 2. С. 109-115.

9. Чувилина Н. Б. Выборы в Государственную Думу осенью 2016 г. как индикатор актуального состояния российской партийной системы // Власть. 2016. № 11. С. 17-22.

1. Alekseev R. A. [The political and legal status of deputies of the State Duma and members of Federation Council: guarantees, privileges and preferences]. In: Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2015, no. 3, pp. 1-8.

2. Grachev S. I., Chernyaev S. E. [Modern regulatory framework as the regulator of political parties in the Russian Federation]. In: Obshchestvo:politika, ekonomika, pravo [Society: politics, economics, law], 2017, no. 3, pp. 9-13.

3. Danilov M. V. [The impact of changes in the legal regulation of the political parties participation in the elections for the formation of the party system with the dominant party]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya [Proceedings of Saratov University. New series. Series: Sociology. Political science], 2015, vol. 15, no. 2, pp. 76-80.

4. Epifanov A. S. [The ruling party in electoral processes in modern Russia]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences], 2015, no. 2, pp. 1-8.

5. Zaikin A. N. [The role of pre-voting in the elections to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the seventh convocation]. In: Vestnik Moskovskogo go-

REFERENCES

sudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences], 2017, no. 1, pp. 1-11.

6. Nikitenko A. I. [Contemporary political parties in the political system]. In: Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting], 2015, no. 10, pp. 40-47.

7. Popov P. L., Saraev V. G., Cherenev A. A., Geles D. A. [The results of the elections to the state Duma 2016 and the prospects for regional support of the candidates from the main political parties in the presidential elections of 2018]. In: Vlast' [Power], 2017, no. 8, pp. 74-82.

8. Tatarkin V. E. [Foreign policy issues in the election programs of political parties of modern Russia]. In: Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences], 2017, vol. 12, no. 2, pp. 109-115.

9. Chuvilina N. B. [Elections to the State Duma in the fall of 2016 as an indicator of the current status of the Russian party system]. In: Vlast' [Power], 2016, no. 11, pp. 17-22.

информация об авторе

Уляшкина Екатерина Григорьевна - аспирант кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва, заместитель начальника управления поддержки Территории опережающего социально-экономического развития, предпринимательства и торговли администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия; e-mail: katerina.ulyashkina@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ekaterina G. Uliashkina - Postgraduate student at the Department of General History, Political Science and Area Studies, Mordovian N. P. Ogarev State University, Deputy Head of the Department of Support of the Territories of Advanced Socio-Economic Development, Entre-preneurship and Trade of the administration of Ruzaevsky municipal region of the Republic of Mordovia;

e-mail: katerina.ulyashkina@yandex.ru

правильная ссылка на статью

Уляшкина Е. Г. Вопросы внешней политики России в партийной программатике периода избирательных кампаний 2011 г. и 2016 г. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 1. C. 129-138. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-1-129-138

FOR cITATION

Uliashkina E. G. Issues of Russia's foreign policy in the party programmatics of the period of the election campaign of 2011 and 2016. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2019, no. 1, pp. 129-138. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-1-129-138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.