УДК 323.2
Герасимова Екатерина Александровна
аспирант кафедры истории и теории политики Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы dom-hors@mail.ru
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Gerasimovа Ekaterina Aleksandrovne
PhD student of the History and Theory of Policy Department, Volgograd Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration dom-hors@mail.ru
POLITICAL FACTORS OF THE SOCIAL STATE DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA
Аннотация:
Автор рассматривает особенности формирования социального государства в России в русле современного политического процесса. В статье проанализированы социальные разделы программ парламентских политических партий накануне выборов в Государственную думу Российской Федерации VI созыва.
Ключевые слова:
социальное государство, социальная политика, политический процесс, политические партии, политическая борьба, предвыборные программы.
Summary:
The author considers features of the social state development in Russia under the conditions of contemporary political processes. The article dwells upon social parts of parliamentary political parties' programs before elections for the 6th State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation.
Keywords:
social state, social policy, political process, political parties, political struggle, election programs.
Общеизвестно, что Россия, согласно действующей ныне Конституции, является социальным государством [1, с. 4]. Однако в настоящее время продолжаются острые научные дискуссии по поводу того, является ли фактически Россия социальным государством и какие шаги предпринимаются действующей властью в этом направлении.
В последние годы отечественная политическая наука исходит из того, что анализ социального государства возможен на трех базовых уровнях:
- концептуальном (развитие теоретических основ социального государства в целом ряде научных направлений);
- нормативном (принципы, закрепленные в конституциях многих государств);
- эмпирическом (практика деятельности государственных институтов по осуществлению эффективной социальной политики) [2, с. 10].
Примечательно, что сегодня все большее внимание исследователей привлекает не социальное государство как теоретический конструкт, а социальное государство как «динамический политический проект» [3, с. 6]. Можно констатировать, что в качестве основного направления деятельности социального государства социальная политика сегодня - неотъемлемая составляющая политического процесса в стране.
О росте интереса к политическим факторам формирования социального государства в России свидетельствует несколько тенденций в развитии отечественной политической науки. Так, ряд российских ученых подчеркивают ярко выраженный политический характер социального государства, что означает сознательное взятие властью на себя социальных обязательств по созданию достойных условий жизни и развития граждан в целях сохранения социальной и политической стабильности [4, с. 41]. Подчеркивается также тесная взаимосвязь успешности формирования социального государства в России с наличием развитой, демократически ориентированной политической системы: «Обеспечить социальный характер государства в современных условиях возможно исключительно на базе комплекса высокоразвитой рыночной экономики и политической демократии» [5, с. 239].
В контексте общего вектора политической жизни страны процесс формирования социального государства оказывается весьма политизированным. Представляется, что это обусловлено тесной связью социальных проблем и восприятия обществом направления общественнополитического развития как правильного или неправильного, а также осознаваемой необходимостью выбирать те или иные методы противодействия назреванию социальных проблем.
Ситуация осложняется и тем, что целостная модель социальной политики в России на сегодняшний день окончательно не сформировалась.
Разные политические силы обладают набором предложений и проектов по реализации отдельных постулатов социального государства. Социальная тематика зачастую является одним из важнейших, привлекательных для электората разделов предвыборных программ. Свое видение социальной политики государства, перспектив создания и развития социального государства партии излагают в рамках политических программ: идеи и положения, содержащиеся в них, носят конкретно временной и острый социальный характер. Анализ политических лозунгов, обещаний, намерений, планов дает ценную политическую информацию, поскольку они служат индикаторами наиболее важных социальных проблем в обществе и позволяют определить приоритеты развития социальной сферы.
Одна из основных функций предвыборных программ заключается в том, чтобы привлечь на сторону партии как можно больше сторонников, потенциальных избирателей, и вопросы социальной политики в связи с этим зачастую выходят в программах на первый план. Рассмотрим в качестве примера несколько положений, содержащихся в предвыборных партийных программах 2011 г. и касающихся социальной политики в России.
Государственную думу после парламентских выборов как 2007 г., так и 2011 г. сравнивают с птицей с одним крылом: есть мощный центр, левое крыло, но нет правого [6, с. 80]. Действительно, партии «правого толка» не вошли в Думу и не составили парламентскую оппозицию в рамках последних двух электоральных циклов, что говорит о меньшей актуальности их идеологий и программ (в том числе социальной их части) по сравнению с избранными. Социальная проблематика, упоминаемая в программах левых и левоцентристов - у Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) [7] и «Справедливой России» [8] - традиционно более насыщена в количественном выражении. Кроме того, они больше склонны к оперированию цифрами, причем как в статике, так и в динамике. Однако статистику у левых партий «разбавляет» яркая эмоциональная окраска, лозунги, ценности (например, сохранение семьи как социального института). Из года в год в программах партий левого толка обнаруживается несоизмеримое количество предложений по реформированию жилищной сферы и пенсионной системы. Главную причину нарастания социальных проблем эти партии видят в неэффективности государственного регулирования экономики, причем передачу социальной сферы в руки частных предпринимателей они считают неприемлемым (за исключением некоторых положений о платной медицине, например с указанием бесплатных секторов здравоохранения) [9, с. 48].
О тесной связи экономики и социальной сферы в программах левых партий упоминается между строк с акцентом на то, что именно социальная сфера является гарантом развития экономической сферы (а не наоборот, как у либералов). Отдельно стоит упомянуть и о различиях, которые касаются таких понятий, как «эффективная рыночная социальная система» (у либералов) и «социально ориентированная рыночная экономика» (например, у социал-демократов, коими себя считают члены партии «Справедливая Россия»). Опять же, различия касаются роли государства: направляющая или же управляющая и регулирующая. Различны и предлагаемые методики решения социальных проблем в партийных программах. Так, левые партии склонны призывать к изменению самих критериев определения уровня проблемности и нуждаемости в конкретных социальных благах (например, исчисление стажа, единый принцип расчета пособий для всех профессиональных страт и т. д.). У правоцентристских партий (например, у Либеральнодемократической партии России (ЛДПР) подход отличается: делается ставка на активное начало каждого гражданина при наличии стартовых условий: «...необходимо предоставить возможность своим трудом кормить семьи и достойно жить» [10]. У центристской «партии власти» («Единой России») за основу взят экономический подход: так, например, говорится о модернизации образования, но делается это в связи с необходимостью увеличения экономических показателей, поскольку первоочередным приоритетом для партии всегда было развитие экономики [11].
Таким образом, политические факторы (политическая конъюнктура, расстановка политических сил, политическая борьба, уровень доверия к партиям и т. д.) в значительной мере влияют на формирование стратегии построения социального государства. Наиболее актуальными социальными проблемами, стоящими перед обществом и государством накануне выборов в Государственную думу V и VI созывов стали: низкие зарплаты, стипендии, пособия, пенсии; острое социальное неравенство; структурные проблемы в образовании, медицине, здравоохранении, отсутствие прогрессивного налогообложения. Общую для всех предвыборных программ проблему можно выразить емкой фразой известного российского политолога В.Л. Иноземцева: «Лозунги выборной кампании часто абстрактны, зато реальные ожидания людей всегда конкретны» (например, одним из самых четко формулируемых пожеланий в очередной раз
выступило «установление минимального почасового уровня заработной платы как гарантии от произвола работодателей») [12, с. 10-11].
Однако партийные программы «сигнализируют» не только о насущных социальных проблемах в обществе, но и влияют на формирование представлений граждан об «идеальном» социальном государстве, социальной справедливости, эффективной социальной политике. Процесс формирования таких представлений зачастую искажается ввиду ряда несовершенств партийных программ. К их числу исследователи чаще всего относят: единообразие, популизм, декларативность, отсутствие конкретики, многозначность интерпретации событий минувших лет, доминирование негативного представления настоящего момента действительности либо его элиминация из триады «прошлое - настоящее - будущее» [13, с. 64].
Автором в рамках проведенного анализа были выявлены и другие «несовершенства» предвыборных программ политических партий 2011 г. В их числе: фрагментарность, бесструктурное построение программ, резкий переход одного раздела (темы) на другой, непонятные, непрозрачные критерии, положенные в основу заявленных лозунгов (например, зарплата у одних категорий населения должна быть увеличена, а у других - нет), отсутствие целостной картины положения дел в социальной сфере страны и механизмов по его изменению, отсутствие базового понимания некоторых политических и научных терминов, взаимосвязей, размытость политических программ (острая конъюнктурность предвыборных кампаний требует включения в собственные программы «наиболее удачных» тезисов идеологий партий-оппонентов).
Одним из главных «политических недугов» предвыборных партийных программ остается их декларативность. Помимо очевидных, существует и ряд иных негативных последствий как для электората, так и для самих партий. Так, партии заявляют об ориентации на те или иные ценности, но не прописывают механизм их реализации, что в свою очередь ведет к обесцениванию заявленных идей и приоритетов. Еще более декларативность опасна для простых граждан, аполитичных или фрагментарно участвующих в политической жизни страны: избирателю все сложнее понимать заложенные в программы идеологические смыслы. Речь идет, например, о таких схожих по своей идеологической направленности партиях, как «Справедливая Россия» и КПРФ (во всяком случае, согласно программным документам). Для простых граждан сложно оценить, у кого «справедливее» программа, заявленная в ходе предвыборной гонки. В этой связи необходимо агрегирование и артикуляция интересов различных социальных групп относительно понимания социально значимых проблем, а также координация усилий партийных идеологов, политической и интеллектуальной элиты.
Резюмируя, стоит сказать, что процесс формирования социального государства в России находится под мощным влиянием политических факторов (расстановки политических сил, целей деятельности политических акторов, распределения властных ресурсов среди них и общей направленности политического процесса и особенностей политического режима). Социальное государство становится предметом полемики не только в научных кругах, но и в реальном политическом пространстве - среди чиновников, политиков, общественных деятелей. Представляется, что рост интереса к социальному государству именно со стороны вышеупомянутых субъектов политики будет способствовать формированию единой модели и стратегии его развития в нашей стране и увеличению значимости социальных приоритетов при осуществлении государственной политики.
Ссылки:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М., 2006. 32 с.
2. Жирнов Н.Ф. Социальное государство: политико-теоретический анализ // Власть. 2008. № 9. С. 10-12.
3. Расторгуев В.Н. Социальное государство: институциональные ниши российской политики и доктринальный уровень политического планирования // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2008. № 1. С. 3-16.
4. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. 2008. № 4. С. 39-43.
5. Олейникова Е.Г. Феномен социального государства как область исследований современной науки // Диалог культур - 2010: наука в обществе знания : сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2010. С. 236-240.
6. Зотова З.М. Идеологическая идентификация политических партий современной России // Право и политика. 2004. № 3. С. 57-81.
7. Предвыборная программа КПРФ 2011 г. [Электронный ресурс]. 11Р1_: 1"|Пр://уамЬга1.ги/?раде=3&пе\м8^=11/ (дата обращения: 10.04.2012).
8. Предвыборная программа «Справедливой России» 2011 г. «Социализм XXI века». [Электронный ресурс]. 11Р1_:
http://www.spravedlivo.ru/information/section_11/pprogramm2011/ (дата обращения: 09.04.2012).
9. Романычев И.С. Социальное государство в программах левого и правого флангов российской политической элиты //
Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 2. С. 47-52.
10. Предвыборная программа ЛДПР «Мы за русских!» (111 позиций ЛДПР). [Электронный ресурс]. 11Р1_:
http://www.ldpr.rU/#party/The_election (дата обращения: 09.04.2012).
11. Программное обращение партии «Единая Россия» 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://edinros.ru/news/2011/10/14/programmnoe-obrashenie-partii-edinaya-rossiya/. 14.10.2011 (дата обращения:
10.04.2012).
12. Иноземцев В. Народ не безмолвствует // Огонёк. 2012. № 8 (5215). 27 февр. C. 10-11.
13. Солопова О. А. Образ будущего в предвыборных программах политических партий // Политическая лингвистика. 2008. Вып. 1 (24). С. 55-64.
References (transliterated):
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12 dekabrya 1993 goda. M., 2006. 32 p.
2. Zhirnov N.F. Sotsial'noe gosudarstvo: politiko-teoreticheskiy analiz // Vlast'. 2008. № 9. P. 10-12.
3. Rastorguev V.N. Sotsial'noe gosudarstvo: institutsional'nye nishi rossiyskoy politiki i doktrinal'niy uroven' politicheskogo planirovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki. 2008. № 1. P. 3-16.
4. Kochetkova L.N. Sotsial'noe gosudarstvo: evropeyskaya teoriya i rossiyskaya praktika // Vlast'. 2008. № 4. P. 39-43.
5. Oleynikova E.G. Fenomen sotsial'nogo gosudarstva kak oblast' issledovaniy sovremennoy nauki // Dialog kul'tur - 2010: nauka v obshchestve znaniya : sb. nauch. trudov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb., 2010. P. 236-240.
6. Zotova Z.M. Ideologicheskaya identifikatsiya politicheskikh partiy sovremennoy Rossii // Pravo i politika. 2004. № 3. P. 57-81.
7. Predvybornaya programma KPRF 2011 g. [Electronic resource]. URL: http://yavibral.ru/?page=3&news_id=11/ (date of access: 10.04.2012).
8. Predvybornaya programma «Spravedlivoy Rossii» 2011 g. «Sotsializm XXI veka». [Electronic resource]. URL: http://www.spravedlivo.ru/information/section_11/pprogramm2011/ (date of access: 09.04.2012).
9. Romanychev I.S. Sotsial'noe gosudarstvo v programmakh levogo i pravogo flangov rossiyskoy politicheskoy elity // Otech-estvenniy zhurnal sotsial'noy raboty. 2011. № 2. P. 47-52.
10. Predvybornaya programma LDPR «My za russkikh!» (111 pozitsiy LDPR). [Electronic resource]. URL: http://www.ldpr.ru/#party/The_election (date of access: 09.04.2012).
11. Programmnoe obrashchenie partii «Edinaya Rossiya» 2011 g. [Electronic resource]. URL: http://edinros.ru/news/2011/10/14/programmnoe-obrashenie-partii-edinaya-rossiya/. 14.10.2011 (date of access:
10.04.2012).
12. Inozemtsev V. Narod ne bezmolvstvuet // Ogonyok. 2012. № 8 (5215). Feb. 27. P. 10-11.
13. Solopova O. A. Obraz budushchego v predvybornykh programmakh politicheskikh partiy // Politicheskaya lingvistika. 2008. Issue 1 (24). P. 55-64.