2007'02
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
нялось и использовалось на коротких расстояниях, с прицеливанием, с двух рук, из положения стоя, в условиях с ограничением времени и с ограниченной видимостью, в движении и по движущимся целям, на открытом воздухе, во время исполнения служебных обязанностей.
При эффективности стрельбы на поражение (77 %) следует отметить необходимость обучения и совершенствования приемов и правил стрельбы сотрудниками ОВД в движении и по движущимся целям, в условиях с ограничением времени и с ограниченной видимостью.
Проведенная систематизация случаев применения и использования табельного оружия
позволяет охарактеризовать условия и особенности существующей практики ведения огня, обозначить ряд требований к огневой выучке личного состава правоохранительных органов, дать предварительную оценку результативности стрельбы из огнестрельного оружия, а также выявить определенные недостатки учета и контроля, затрудняющие статистическую обработку данных. Полученные сведения характеризуют особенности так называемой "милицейской стрельбы" и являются исходным материалом для разработки современной системы требований к огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел.
Литература
1. Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел : Приказ МВД России № 955 от 11.09.2000 г. - М., 1996.
2. Щипин, А. И. Огневая подготовка в органах внутренних дел [Текст] : учебно-методическе пособие / И. А. Щипин, Н. В. Ковшов, Е. В. Шестопалова, Е. Ю. Дьякова. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Моск. унив. МВД России, Издательство «Щит-М», 2005 - 238 с.
3. Иванов, Б. В. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел [Текст] : / Б. В. Иванов, Ч.2 : Нападения на сотрудников ОВД. Случаи ранений и гибели : аналитический обзор. - Челябинск, 2005.
4. Хвастунов, А. А. Обучение стрельбе из пистолета с учетом практики применения табельного оружия сотрудниками [Текст] / А. А. Хвастунов. - М.: МЦ ГУК МВД РФ, 1996. - 28 с.
ПРЕДВИДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ
Успех проведения любой специальной операции зависит от умения руководителя предвидеть будущее развитие оперативной обстановки, поэтому главным в предвидении является вскрытие именно того варианта развития хода действий, который реально будет иметь место. В этом вся ценность предвидения, так как только в этом случае оно окажет необходимую помощь руководителю оперативного штаба (ОШ).
В.В. МАНЫШЕВ,
доцент кафедры тактико-специальной и боевой подготовки БелЮИ МВД России
Если же специальная операция пройдет по непредусмотренной схеме, то это означает, что научное предвидение отсутствовало, несмотря на то, что руководителем ОШ предусматривались другие, пусть даже обоснованные варианты развития операции. Предвидение хотя и имело место, но было неполным, оно не смогло вскрыть главного варианта развития операции, поэтому и ценность предвидения неосуществленных
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
2007'02
вариантов более чем относительна. Если операция прошла неудачно, то ценность их вообще сводится к нулю.
Заслуживает внимания вопрос о соотношении предвидения и практики, которое имеет место еще в самом процессе предвидения, т. е. когда предвидение находится в стадии догадки или предположения. В этот период неизбежно корректирование процесса предвидения в зависимости от данных практики. При проведении операции, руководитель ОШ непрерывно будет получать все новые и новые данные, которые заставят его отвергнуть ту или иную догадку (версию), уточнить предположение (гипотезу), наконец, дадут возможность более четко сформулировать предвидение, как результат мыслительного процесса.
В сложной боевой обстановке противоречия между догадкой, гипотезой и отдельными данными обстановки (практики) неизбежны. Это может объясняться как неточностью или неправильностью самой гипотезы, так и неточностью данных обстановки. Разрешение этих противоречий должно направлять руководителя и штаб на новые творческие поиски.
Ложную гипотезу может опровергнуть один достоверный важный факт. Недопустимой ошибкой были бы попытки подогнать факты под гипотезу, когда эти факты явно противоречат ей. Стремление выдать действительное за желаемое неизбежно приведет к провалу расчетов руководителя ОШ. Условия оперативной обстановки исключат длительный выбор той или иной гипотезы руководителем ОШ — решение руководитель должен принимать в предельно ограниченные сроки. Однако это не значит, что руководитель ОШ должен отказаться вообще от выбора гипотезы, особенно в очень напряженной, неясной обстановке, и принимать решение «вслепую». Такое решение не будет ничем обосновано.
Гипотеза, пока правильность ее не доказана практикой и она не стала предвидением, является субъективным, приблизительным, вероятностным отражением действительности. Многие ее положения могут быть отвергнуты жизнью. Однако ценность гипотезы весьма велика. Выработка гипотезы придает плановый характер дальнейшей творческой и практической деятельности штаба, а сама гипотеза служит при этом как бы руководящей идеей.
На основе ее руководитель ОШ еще в процессе принятия решения может дать ряд
указаний штабу по уточнению тех или иных данных обстановки. Если эти уточненные данные подтверждают правильность гипотезы, руководитель ОШ имеет достаточные основания для принятия решения. Нередко руководителю ОШ придется отказаться от первоначальной гипотезы, но это не всегда означает, что от старой гипотезы ничего не остается: то, что объективно верно, переходит из прежней гипотезы в новую.
Таким образом, практика не только подтверждает правильность предвидения, но и корректирует его в процессе осуществления. Развивающаяся практика проведения специальных операций является основой для развивающегося процесса предвидения и служит критерием его истинности.
Практика не только проверяет истинность предвидения, она неизмеримо обогащает его при претворении в жизнь. Нельзя предвидеть то или иное явление полностью во всех деталях, да в этом нет и необходимости. Важны принципиальное направление, стержневая идея, заложенные в предвидении,
— именно они указывают путь к действию.
Диалектическая связь предвидения и
практики в значительной мере имеет общие философские основы с соотношением таких категорий, как возможность и действительность. Глубокое знание возможностей настоящего дает ключ к пониманию того, каким образом оно будет развиваться далее, а это делает суждения о будущем научно обоснованными.
Возможности объективно вытекают из закономерностей боя (операции). Однако возможности могут быть двух родов: абстрактные и реальные — и смешивать их нельзя.
Абстрактная (формальная) возможность
— это возможность возникновения какого-либо явления, когда для этого имеются наиболее общие, неполные условия. Возможность победы в войне имеется уже в том смысле, что «всякое сражение включает в себя абстрактную возможность поражения». Для возникновения реальной возможности победы надо создать конкретные условия для поражения противника. Абстрактная возможность может быть претворена в действительность, но практически ее реализация возможна далеко не всегда, ибо абстрактную возможность характеризуют несущественные, второстепенные тенденции.
Прогноз, построенный на основе лишь абстрактных возможностей, неизбежно будет ошибочным, не вытекающим из об-
2007'02
ТАКТИКО-сПЕцИАльНАя ПОдгОТОВКА
становки. Учет только этих возможностей окажется серьезной помехой при оценке обстановки, он уводит мысль от действительности, приводит к построению тактических расчетов на песке.
Вместе с тем не следует полностью игнорировать учет абстрактных возможностей. В ряде случаев они могут превратиться в реальные, что и происходит при внезапных действиях той или иной стороны. Внезапность в бою тем и объясняется, что возможность тех или иных действий абстрактно существовала, но одна из сторон не учитывала ее, считая ее маловероятной. Внезапное превращение таких возможностей в реальные, как правило, приводит к победе стороны, предпринявшей внезапные действия.
Таким образом, нельзя смешивать абстрактные возможности с реальными, но необходимо учитывать абстрактные возможности, в которых есть зачатки реального. Это будет способствовать выработке правильной перспективы предстоящего боя.
Главным при рассмотрении превращения возможностей в действительность является всесторонний анализ реальных возможностей. При этом надо учитывать разнообразные возможности, а не одну из них, и прежде всего возможности противника и своих сил и средств.
Такой анализ возможностей является важнейшим условием обеспечения научности предвидения.
Реальные возможности тех или иных явлений в ходе боевых действий, как правило, будут обосновываться уже существующим опытом, практикой. Учитывать такие возможности необходимо в тесной увязке с конкретной обстановкой. Если же абстрагироваться от особенностей конкретной обстановки, то можно прийти к совершенно ошибочным выводам. Возможности, реальные в одних условиях обстановки, станут абстрактными в других. Только реально оценивая диалектику перехода возможности в действительность, можно правильно и своевременно предвидеть ход и исход боя.
Наиболее сложным и ценным является выявление новых реальных возможностей. Реализация таких возможностей приводит к далеко идущим практическим результатам, позволяет избежать шаблонности в способах боевых действий, достичь внезапности, обеспечить захват или уничтожение противника в короткие сроки и меньшими силами.
Данное положение особенно характерно для предвидения в ходе специальной операции. Конкретизация боевых задач, уточнение мероприятий по взаимодействию, всестороннему обеспечению боевых действий производится уже в ходе специальной операции на основе новых данных реально складывающейся обстановки. Такая практика работы оперативных штабов вполне оправдывает себя, так как соответствует характеру проведения специальной операции, учитывает её динамичность, скоротечность, возможность резких изменений обстановки.
Подобная практика использования результатов предвидения позволяет также сосредоточить внимание руководителя и штаба на решении первоочередных вопросов организации специальной операции, что особенно важно в условиях крайнего недостатка времени. Однако решение таких «первоочередных» вопросов должно учитывать и отдаленные перспективы развития специальной операции, иметь, так сказать, дальний прицел. Иначе выполнение общего замысла руководителя на проведение специальной операции не будет иметь внутреннего единства, потеряется преемственность в последовательном и целенаправленном развитии частных этапов операции.
В ходе боя заранее намеченное предвидение может полностью осуществиться, и операция будет развиваться по плану. Однако вполне возможны и закономерны известные отклонения от намеченной схемы операции, которые повлекут за собой уточнение решения. Никогда нельзя исключать возможности создания и такой обстановки, которая потребует от руководителя ОШ принятия принципиально нового решения.
В тех случаях, когда заранее предусмотрена возможность создания такой обстановки, принятие нового решения, как правило, не займет много времени, так как все или почти все обоснования его были сделаны заблаговременно. В этом, как указывалось, и состоит ценность предвидения. Но может сложиться и совершенно не предусмотренная боевая ситуация, когда принятие нового решения будет происходить в гораздо более сложной обстановке.
Известно, что принятое решение должно настойчиво проводиться в жизнь. Означает ли это, что необходимо во всех случаях избегать принятия нового решения? Конечно, нет. Решение должно быть твердым, но руководитель должен быстро и обоснованно реагировать на те или иные изменения
ТАКТИКО-сПЕцИАльНАя ПОдгОТОВКА
2007'02
обстановки, при этом частичные, но важные ее изменения должны повлечь за собой уточнение решения, а коренные, качественные изменения — принятие нового решения. Критерием для уточнения или изменения решения либо для оставления принятого решения в силе будут служить выводы из оценки новой обстановки, предвидение дальнейшего развития операции.
Предвидение в условиях резких изменений обстановки в ходе операции будет иметь некоторые особенности в сравнении с предвидением, осуществляемым до его начала. Если до начала операции оно имело в качестве цели только принятие решения на предстоящую операцию, то в ходе операции его роль шире. Решение уже принято, более того, оно уже проводится в жизнь; однако обстановка вошла в частичное или полное противоречие с этим решением. В этих условиях предвидение будет иметь уже двоякую цель. С одной стороны, оно должно дать ясную перспективу развития операции в том случае, если принятое решение останется в силе, а с другой (если такая перспектива грозит невыполнением боевой задачи) — дать не менее ясное представление о вероятном развитии операции при принятии нового решения.
В рассматриваемых условиях руководителю ОШ сначала необходимо оценить целесообразность оставления в силе ранее принятого решения, поскольку подразделения уже нацелены на его выполнение и практически его реализуют. Если руководитель ОШ предвидит, что задача выполнима в рамках уже принятого решения, подразделениям будут даны боевые распоряжения, подтверждающие ранее поставленные боевые задачи. Если же предвидение свидетельствует о вероятности невыполнения боевой задачи, то мышление руководителя переключается на поиски нового решения.
Не следует думать, что изменение решения
в ходе специальной операции, вызванное обстановкой, — признак непоследовательности руководителя и отсутствия у него необходимых волевых качеств. Как раз наоборот! Отказ от ранее принятого решения требует от руководителя ОШ большого мужества, а сам процесс такого отказа происходит, как правило, в мучительной психологической борьбе, связанной нередко с необходимостью признать допущенную ошибку.
На практике этот вопрос зачастую решается весьма болезненно, когда на первый план выступают такие «человеческие» качества руководителя, как самолюбие, упрямство, чрезмерная уверенность в себе и т. п. Такие черты характера весьма опасны для общего дела, когда они преобладают над соображениями ума, когда под видом упорства в достижении цели выступает на сцену обычное упрямство. Безусловно, нельзя часто менять принятое решение, но и нельзя во всех случаях настаивать на нем только потому, что оно принято. Упорство в осуществлении решения необходимо, но для этого решение должно полностью соответствовать обстановке.
При резком изменении обстановки, когда нет возможности своевременно получить указания от старшего начальника, руководитель ОШ должен взять на себя ответственность и принять новое решение, соответствующее обстановке, и настойчиво проводить его в жизнь.
Известная латинская пословица гласит: «Ошибаться свойственно человеку, но упорствовать в ошибке — глупо». Поэтому гибкость творческого мышления руководителя, постоянный учет условий обстановки, непрерывность процесса предвидения по мере развития операции — вот те важные факторы, которые обусловливают принятие правильных решений в ходе специальной операции.