Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы формирования профессионально важных качеств по огневой подготовке у сотрудников ОВД'

Проблемы и перспективы формирования профессионально важных качеств по огневой подготовке у сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Г. Лупырь, С.В. Бронников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы формирования профессионально важных качеств по огневой подготовке у сотрудников ОВД»

го потенциала делает специалиста психически и физически здоровым. В ином случае ему может понадобиться психологическая помощь. Содержание психологической помощи заключается в коррекции его собственной активности в сторону креативности: развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности, гибкости в отношении к инновационным процессам.

лигаягув\

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов на/Д, 1983.

2. Богоявленская Д.Б. Творческая личность: диагностика и поддержка // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. - М„ 1993.

Ъ.ГнаткоН.М. Проблема креативности и явление подражания. - М., 1994.

4. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1993.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995.

6. Коростылева Л.А., Срветова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. - СПб., 1995.

7.КрозМ.В. Социально-психологическиехарактеристики инновационной установки // Психологический журнал. -1989. -Т. 9,-№2.

8. Пригожин АЛ. Нововведения: стимулы и препятствия // Социальные проблемы инноватики. - М., 1989.

9. Rogers ЕМ. Discussion of innovation // Free Press. - 1983. -№4.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ У СОТРУДНИКОВ ОВД

Канд. пед. наук В.Г. Аупырь, начальник кафедры C.B. Бронников, доцент кафедры

Омская академия МВД России

Сравнительный анализ сведений о применении и использовании табельного огнестрельного оружия и результатов инспекторской проверки состояния служебной, боевой и физической подготовки сотрудниками УВД Омской и Курганской областей (6; 7) позволяет выделить недостатки при формировании профессионально важных качеств у практических работников ОВД.

Одним из таких недостатков являются, во-первых, слабые навыки владения табельным огнестрельным оружием. В ходе инспекторской проверки было установлено, что личный состав слабо знает нормативы и условия выполнения упражнений, не имеет твердых навыков обращения с оружием при выполнении команд, около 30% опрошенных не знают в полном объеме требова-

ния Курса стрельб-2000, свои права и обязанности в части применения и использования оружия, специальных средств и физической силы, мер безопасности при проведении стрельб, материальной части табельного оружия (6).

Во-вторых, в ходе инспекторской проверки личного состава УВД Омской и Курганской областей установлена низкая эффективность стрельбы (упражнения 2 и 5 в соответствии с требованиями Курса стрельб-2000 (табл.).

В-третьих, по прежнему имеют место, с одной стороны, нерешительность, боязнь сотрудников милиции прибегать (даже в надлежащих случаях) к табельному оружию, вследствие чего страдают и люди, и они сами, а с другой - поспешное или чрезмерное его применение, приводящее к неоправданным жертвам (5; 8).

Отмечается также несоблюдение мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. Так, 6 марта 2001 г. в 08 ч. 30 мин. милиционер БППСМ О. и Б. заступили на охрану общественного порядка. Согласно графику приема пищи они убыли на обед. В 15 ч. 20 мин. поступило сообщение от группы скорой медицинской помощи о ранении Б. Для выяснения обстоятельств происшедшего выехал командир батальона и установил следующее. Во время обеденного перерыва Б. решил почистить табельное оружие - ПМ. Не отсоединив магазин с патронами, начал производить разборку пистолета. Произошел непроизвольный выстрел, в результате он получил касательное ранение бедра. Как видим, это стало возможным из-за личной недисциплинированности и нарушения мер безопасности при обращении с оружием.

Причинами указанных происшествий являются следующие факторы:

- низкий уровень организации занятий по огневой подготовке;

- невыполнение учебного плана служебно-боевой подготовки, что зачастую связано с ограниченным обеспечением боеприпасами (7% от норм положенности), вследствие чего в органах и подразделениях УВД уровень огневой подготовки у сотрудников не повышается (7);

- отсутствие достаточного опыта в тренировках по применению и использованию оружия в сложных ситуациях;

- психологическая неподготовленность к применению оружия (5);

- неумение использовать всю сумму полученных знаний, умений и навыков при решении практических задач.

Практика деятельности органов внутренних дел показывает, что эффективность любой операции по пресечению преступных действий зависит, прежде всего, от морально-волевых качеств, физической подготовленности сотрудников, их умения в совершенстве владеть табельным оружием и уверенно использовать его в сложной, быстро меняющейся оперативной обстановке (8).

Доказано, что существенное улучшение профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел возможно только на основе проведения специальных исследований, и, как следствие, совершенствования профессионального обучения.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел относится к разряду наиболее сложных: изучение оперативной обстановки, разработка плана специальных

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004. (21)

47

Таблица

Результативность стрельбы, %

Оценка УВД Омской области УВД Курганской области

Положительная

а) выполняющие службу с оружием 95,1 95,8

б) сотрудники других служб 84,4 83,2

Неудовлетворительная (общая) 8,3 0,4

а) выполняющие службу с оружием 4,9 4,2

б) сотрудники других служб 15,6 -

Мишень не поразили 4,0 6,3

мероприятий, участие в операциях по задержанию вооруженного преступника с использованием приемов рукопашного боя и табельного оружия - везде проявляются различные стороны профессиональной подготовленности человека. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума, быстрота мышления, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, мобилизация волевых и физических качеств, решающее значение имеют комплексные практические занятия и рекомендации психологической науки. Комплексные занятия - одна из форм обучения, которые дают возможность моделировать различные виды профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В ходе проведения комплексных занятий при использовании совокупности различных методов обучения отрабатываются взаимосвязанные учебные задачи по нескольким учебным дисциплинам, формируются умения обучаемых использовать теоретические знания и практические навыки при решении поставленных учебных задач.

Целями комплексных занятий являются у шубление и совершенствование теоретических знаний обучаемых, развитие у них специальных знаний и навыков, проверка их профессиональной подготовленности.

Проведение комплексных занятий позволяет решать ряд учебных задач (1):

- дать обучаемым реальную картину их будущей профессиональной деятельности;

- научить использованию всей суммы полученных знаний, умений и навыков по нескольким учебным дисциплинам при решении сложных практических задач;

-развивать способность к профессиональному мышлению, принятию и реализации обоснованных решений;

- формировать специальные и профессионально-прикладные качества, необходимые сотрудникам органов внутренних дел при действиях в экстремальных ситуациях;

- научить взаимодействию в ходе решения практических задач.

На основании изложенного предлагаем рассмотреть некоторые вопросы формирования навыков в стрельбе из ручного боевого стрелкового оружия.

В существующем Курсе стрельб-2000 разработаны эффективные упражнения учебных стрельб из различных видов вооружения. Однако, по нашему мнению, имеются и недостатки:

- не все упражнения отрабатываются в условиях плохой видимости;

48 Психопедг

- нет упражнений, в которых бы велся огонь из ПМ по движущимся целям (кроме упражнения № 8);

- все упражнения разработаны для индивидуальной подготовки и не предусматривают выполнения упражнений в составе группы обучаемых.

Одной из проблем при формировании навыков в стрельбе является также недостаточная психофизиологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел. Решение ее мы видим в том, чтобы исключить из учебного процесса стандартные условия стрельбы, вырабатывающие у обучаемых стереотипы при выполнении заданий.

Для решения указанных проблем мы предлагаем в процессе обучения:

- менять освещение галереи и мишенного поля;

- использовать при выполнении упражнений световую и звуковую имитацию;

- разрабатывать нестандартные упражнения для учебных стрельб;

- для каждого упражнения разработать 2-3 варианта показа целей;

- ввести в процесс обучения мишени, максимально имитирующие преступника (противника).

Обозначенные проблемы необходимо разрешать в ходе проведения комплексных занятий с использованием качественно новой как организации, так и технологии специализированного педагогического процесса, где содержание определенного курса прикладной подготовки взаимосвязано с конкретной профессиональной деятельностью. При организации и планировании комплексных занятий следует решить следующие вопросы:

- осуществление междисциплинарных связей;

- определение учебных тем и практических занятий, отрабатываемых на комплексных занятиях с учетом опыта сотрудников ОВД;

- корректировка структуры прохождения учебного материала.

Изучая отечественный и зарубежный опыт проведения комплексных занятий со спецподразделениями, мы видим, что помимо использования макетов, полигонов, имитации различных условий, практически всегда используются объективные системы контроля (лазерные насадки, датчики, пейнбол и т.п.). Проведение таких занятий позволяет максимально приблизить моделируемую ситуацию к реальной. Предполагается, что эффект при проведении комплексных занятий может оказаться гораздо выше, чем от проведения практической стрельбы в "тепличных" условиях, без применения междисциплинарных связей.

'огика в правоохранительных органах, 2004, N91 (21)

Таким образом, комплексные занятия - это форма обучения, в рамках которой моделируются различные виды профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в конкретных ситуациях, отражающих реальную оперативную обстановку, а также одна из форм итоговой оценки профессиональной подготовленности обучаемых (1).

лигЕВшт

1. Майдыков А. Ф., Буданов A.B. Разработка и проведение комплексных оперативных учений в образовательных учреждениях МВД России: Учеб.-метод, пос. - М., 1997.

2. Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации //Приказ МВД России.-2000.-№955.

3. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Приказ МВД России. - 2002. - № 965.

4. Потапов А. Приемы стрельбы из пистолета: Практика СМЕРШ. - М„ 2001.

5. Соловей Ю.П., Каплунов A.M. Теория и практика применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия: Учеб.-практ. пос. - М., 1995.

6. Справка по результатам инспекторской проверки состояния служебной, боевой и физической подготовки УВД Омской области. - Омск, 2002.

7. Справка по результатам инспекторской проверки состояния служебной, боевой и физической подготовки УВД Курганской области. - Курган, 2002.

8. Щипин А.И. Методика поэтапной огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Ав-торсф. дис... канд. пед. наук. -М., 1999.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕХНИКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС

М.Ю. Порхачев, ст. преподаватель

Екатеринбургский филиал Академии ГПС МЧС России

При подготовке инженеров в технических вузах акцент ставится на таких направлениях обучения, которые дадут возможность характеризовать выпускников как специалистов в данной области. В то же время в последнее время возросла роль в подготовке специалистов (инженеров-системотехников), которые должны выполнять координирующие и контролирующие функции (к примеру, инженер пожарной безопасности). Они должны иметь представление о многих технологических процессах. Статус таких универсальных специалистов в системе дисциплинарной организации науки и в структуре специализированной инженерной деятельности до сих пор четко не определен "... без них сегодня становится просто невозможно не только решение конкретных научных и инженерных задач, но и дальнейшее развитие науки и техники в целом" (1,384).

При подготовке такого рода специалистов значительный упор должен ставиться в том числе и на гуманитар-

ную подготовку. Действительно, помимо технических знаний и навыков по эксплуатации технических устройств современный инженер (особенно, инженер-системотехник), для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, должен ориентироваться в современных тенденциях развития науки и техники, обладать знаниями в области экономики (в том числе экономики отрасли), права, социологии, педагогики и психологии, философии и др.

Здесь мы сформулируем, на наш взгляд, ряд немаловажных вопросов, которые не находят должного рассмотрения при подготовке специалистов технических-учебных заведений (на примере вузов ГПС).

1. Что представляет собой техника в широком понимании?

2. Чем является техника в жизни человека и какое воздействие она осуществляет?

3. Каким образом должна осуществляться оценка последствий воздействия техники?

Уже при анализе Государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов в области пожарной безопасности можно сделать вывод, что явным образом поставленные вопросы не рассматриваются.

Затронутую проблему можно назвать чисто философской. И с этим можно соптсигься, но лишь частично:

- во-первых, каждый специалист в области техники, занимающийся постоянным самосовершенствованием, рано или поздно сталкивается с поставлешшми вопросами (здесь речь идет о познающей сущности человека);

- во-вторых, "техника" должна занять правильное "положение" при формировании целостного представления о мире;

- в-третьих, в современном техногенном мире остро встает вопрос о профессиональной этике подготавливаемых специалистов.

Если первый довод еще можно отнести к чисто философским (осмысление жизни и себя в этой жизни, хотя рационального решения здесь, на наш взгляд, не существует), то два последующих непосредственно связаны с процессом воспитания, а это уже задачи в большей степени педагогические.

Остановимся на поставленных вопросах.

Что включает в себя понятие техники и чем она является в жизни человека? Этот вопрос рассматривали многие ученые (X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, В.Г. Горохов и др.).

Приведем два толкования, которые наиболее характерны для современного положения в этой области (в историческом развитии понятие техники изменялось).

Философская концепция техники М. Хайдеггера (1889-1976, ненецкий философ) (2). В центре его работ-связь техники с бытием, анализ ее в контексте отношения человек - бытие. Он не приемлет представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности. М. Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия.

Автор считает, что человек, создав технику, не продумал вопрос о ее природе. Между тем, по мысли М. Хайдеггера, сущность техники вовсе не есть что-то техническое. Сущность современной техники, по Хай-

Пснхопедагогнка в правоохранительных органах, 2004, №1 (21)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.