Научная статья на тему 'Креативность как важнейшая характеристика профессионализма в инновационной деятельности'

Креативность как важнейшая характеристика профессионализма в инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
675
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — О.Б. Михайлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность как важнейшая характеристика профессионализма в инновационной деятельности»

На последующих этапах профессионально-рефлексивного практикума должно быть оказано воздействие на личность сотрудника ОВД с целью коррекции тех нежелательных качеств и свойств, которые были им осознаны в процессе саморефлексии.

Хотя в период вузовского обучения возможно только частично влиять на процесс формирования профессионального самосознания курсанта, например, разыгрывая ситуации из реальной профессиональной деятельности, однако, мы считаем, что на этом этапе необходимо научить будущих специалистов навыкам профессиональной рефлексии и побудить их к систематическому самоанализу своего профессионального Я, который в итоге оптимизирует формирование профессионального самосознания сотрудника ОВД.

Мы полагаем, что разработанный нами профессионально-рефлексивный практикум позволяет не только получить адекватные представления будущих сотрудников ОВД о себе и научить их навыкам профессиональной рефлексии, но и сформировать у курсантов способности к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности, предотвратить негативные явления профессиональной деформации.

ЛИПЖГУВ\

\. Агапов B.C. Становление Я-концепции руководителей: Дис... д-ра психол. наук. - М.: РАГС, 2000.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. - М., 2001.

3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М„ 1984.

4. Миронова Т. В. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис... д-ра психол. наук. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

5. Налчаждян A.A. Социально-психическая адаптация. -Ереван. 1988.

6. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2000 г. - М.: ГУК МВД РФ, 2001.

7. Столин В.В. Самосознание личности. -М., 1983.

КРЕАТИВНОСТЬ

КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Канд. пед. наук, доцент О.Б. Михайлова

Омский государственный университет

Современные социально-политические и экономические преобразования в обществе требуют от профессионалов в разных видах деятельности, в том числе и в правоохранительных органах, психологической готовности работать в условиях внедрения инновационных процессов. Психологическое обеспечение инновационной деятельности предполагает исследование группы вопросов, в том числе особенностей развития профессионализма и возможностей повышения инновационного потенциала сотрудника правоохранительных органов.

Слово "инновация" имеет латинское происхождение, означает обновление, изменение, нововведение и опре-

деляется и как новшество, и как процесс введения его в практику. Понятие "инновация" впервые появилось в исследованиях культурологов XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии.

В начале XX в. оформилась новая область знания, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Наука о нововведениях - инноватика - возникла как отражение обострившихся потребностей фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы утвердились термины "инновационная политика фирмы", "инновационный процесс". В 60-70-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемые фирмами и другими организациями (8).

Мы рассматриваем нововведения как процесс с целенаправленной деятельностью людей-инноваторов, имеющий определенные этапы:

1. Открытие, озарение, рождение новой идеи или возникновение концепции новшества.

2. Изобретение, т.е. создание новшества, воплощенного в какой-либо объект.

3. Нововведение (на фазе использования выделяют дальнейшие его этапы).

4. Распространение новшества.

5. Господство новшества в конкретной области

6. Сокращение масштабов применения новшества, связанное с заменой его новым продуктом (8).

Полный жизненный цикл нововведений включает 5 стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис. Таким образом, нововведение есть динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (инновационный процесс), так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл).

Традиционно выделяют 3 этапа исследования нововведений:

I этап. Изучение факторов, способствующих или препятствующих успеху нововведений с анализом огромного эмпирического материала, различных классификаций новшеств.

II этап. Изучение соответственно инновационного процесса, включая механизмы переноса нововведений из одной культурной среды в другую.

III этап. Анализ различных типов инновационных ситуаций, разработка методов оценки риска, формирование рекомендаций в области нововведений. На этом этапе инновационная политика становится деятельностью государства (7).

Близкими в понятийном отношении к термину "инновация" являются понятия "изменение", "совершенствование", "реформа". Новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - это процесс, который развивается по определенным этапам. . ,

Выделяют нововведения: по типу новшеств; по механизму осуществления; по особенностям инновационного процесса (7).

Любое нововведение невозможно без субъективного фактора, без людей, которые осуществляют нововведение. В любой фирме, организации следует учитывать

инновационный потенциал - способность воспринимать, создавать, реализовывать новшества, а также вовремя избавляться от устаревших нецелесообразных средств, а Эта способность - следствие творческого развития членов организаций. Применительно к этому укажем категорию "восприимчивость нового". Э. Роджерс выделяет 5 этапов восприятия нового (9): ознакомления; проявления интереса; оценки; апробации; окончательного восприятия.

Успех реализации любого нововведения тесно связан с инновационным поведением, которое представляет собой действие, где проявляется личностное отношение субъекта к происходящим переменам.

А.И. Пригожин отмечает, что главная характеристика субъекта инновации - это его деятельностное самосознание, т.е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования (8).

Важнейшей характеристикой инновационной деятельности специалиста является креативность. В отечественной психологии креативность рассматривается как "творческость", творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающая способность проявлять социально значимую творческую активность (7). Для дифференциации понятий "творчество" и "креативность" пользуются двумя характеристиками: процессуально-результативной (для обозначения творчества) и субъективно-обусловливающей (для обозначения креативности).

Большое влияние на развитие креативности оказывают личностные особенности индивида, его эмоциональные и мотивационные факторы.

Д .Б. Богоявленская в своих экспериментальных работах выделила единицу анализа творчества. В качестве такой единицы была выявлена интеллектуальная активность, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики личности (2). Д.Б. Богоявленская выделяет также три уровня интеллектуальной активности (1): сгимульно-продуктивный, или пассивный; эвристический; креативный.

Для первых двух уровней характерна экстенсивная, а для креативного - интенсивная умственная деятельность субъекта.

Д.Б. Богоявленская показывает, что вопрос дифференциация уровней интеллектуальной активности -это вопрос о мотивах творческой деятельности (2).

Н.М. Гнатко для изучения механизма креативности предлагает разделить ее на два подвида: потенциальный и актуальный (3). Потенциальная - это креативность до-деятельностная, т.е. потенциальная предрасположенность, базовая готовность. И такая креативность - необходимое субъективное условие творчества.

В настоящее время распространена классификация, предложенная Э. Роджерсом (1962), характеризующая отношение субъекта к инновационной деятельности (9): новаторы; ранние реализаторы; раннее большинство; позднее большинство; колеблющиеся.

В психологии принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что креативные люди осваивают избранный вид деятельности, не прибегая к подражательным действиям. Но есть и другая точка зрения - фактически любая деятельность включает в себя элементы подражания.

По В. А. Просецкому, линия развития деятельности индивидуума может быть представлена в следующем виде (4):

Таким образом, креативность развивается в процессе усвоения того, что уже было накоплено, а затем осуществляется изменение, преобразование существующего опыта.

Одним из важнейших вопросов, изучаемых акмео-логией, является соотношение профессионализма и творчества. Акмеология как наука о вершине творческого расцвета личности выделяет следующие категории:

- творческая индивидуальность;

- процесс саморазвития и самосовершенствования;

- креативный опыт как результат самоактуализации.

Творческая индивидуальность проявляется как высшая характеристика профессионального творчества (3). Она является личностной категорией, которая включает интеллектуальные способности, творческую инициативу; чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению; информационный голод, чувство новизны, жажду познаний.

Мотивационный компонент инновационной деятельности может представлять следующую структуру (8):

1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением за те или иные элементы внедрения инноваций.

2. Мотивы внешнего самоутверждения.

3. Профессиональные мотивы (удовлетворение профессиональных потребностей).

4. Мотивы личностной самореализации. Данные мотивы занимают высокое место в системе мотивов инновационной деятельности.

5. Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности.

С позиции акмеологии инновационный процесс позволяет исследовать одно из ключевых противоречий между имеющейся потребностью общества в быстром развитии и неумении профессионалов реализовать эту потребность на практике.

Традиционно существуют два пути развития в профессии: эффективный и неэффективный (в разных вариантах). Первый путь - саморазвития, самосовершенствования. Второй путь - адаптации и невротизации превращает профессионала в несчастного и больного человека. В психологии все более распространенной становится точка зрения, согласно которой понятия "творчески одаренная личность" и "психически нормальный индивидум" почти равнозначны. Реализация творческо-

го потенциала делает специалиста психически и физически здоровым. В ином случае ему может понадобиться психологическая помощь. Содержание психологической помощи заключается в коррекции его собственной активности в сторону креативности: развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности, гибкости в отношении к инновационным процессам.

лигаягув\

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов на/Д, 1983.

2. Богоявленская Д.Б. Творческая личность: диагностика и поддержка // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. - М„ 1993.

Ъ.ГнаткоН.М. Проблема креативности и явление подражания. - М., 1994.

4. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1993.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995.

6. Коростылева Л.А., Срветова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. - СПб., 1995.

7.КрозМ.В. Социально-психологическиехарактеристики инновационной установки // Психологический журнал. -1989. -Т. 9,-№2.

8. Пригожин АЛ. Нововведения: стимулы и препятствия // Социальные проблемы инноватики. - М., 1989.

9. Rogers ЕМ. Discussion of innovation // Free Press. - 1983. -№4.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ У СОТРУДНИКОВ ОВД

Канд. пед. наук В.Г. Аупырь, начальник кафедры C.B. Бронников, доцент кафедры

Омская академия МВД России

Сравнительный анализ сведений о применении и использовании табельного огнестрельного оружия и результатов инспекторской проверки состояния служебной, боевой и физической подготовки сотрудниками УВД Омской и Курганской областей (6; 7) позволяет выделить недостатки при формировании профессионально важных качеств у практических работников ОВД.

Одним из таких недостатков являются, во-первых, слабые навыки владения табельным огнестрельным оружием. В ходе инспекторской проверки было установлено, что личный состав слабо знает нормативы и условия выполнения упражнений, не имеет твердых навыков обращения с оружием при выполнении команд, около 30% опрошенных не знают в полном объеме требова-

ния Курса стрельб-2000, свои права и обязанности в части применения и использования оружия, специальных средств и физической силы, мер безопасности при проведении стрельб, материальной части табельного оружия (6).

Во-вторых, в ходе инспекторской проверки личного состава УВД Омской и Курганской областей установлена низкая эффективность стрельбы (упражнения 2 и 5 в соответствии с требованиями Курса стрельб-2000 (табл.).

В-третьих, по прежнему имеют место, с одной стороны, нерешительность, боязнь сотрудников милиции прибегать (даже в надлежащих случаях) к табельному оружию, вследствие чего страдают и люди, и они сами, а с другой - поспешное или чрезмерное его применение, приводящее к неоправданным жертвам (5; 8).

Отмечается также несоблюдение мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. Так, 6 марта 2001 г. в 08 ч. 30 мин. милиционер БППСМ О. и Б. заступили на охрану общественного порядка. Согласно графику приема пищи они убыли на обед. В 15 ч. 20 мин. поступило сообщение от группы скорой медицинской помощи о ранении Б. Для выяснения обстоятельств происшедшего выехал командир батальона и установил следующее. Во время обеденного перерыва Б. решил почистить табельное оружие - ПМ. Не отсоединив магазин с патронами, начал производить разборку пистолета. Произошел непроизвольный выстрел, в результате он получил касательное ранение бедра. Как видим, это стало возможным из-за личной недисциплинированности и нарушения мер безопасности при обращении с оружием.

Причинами указанных происшествий являются следующие факторы:

- низкий уровень организации занятий по огневой подготовке;

- невыполнение учебного плана служебно-боевой подготовки, что зачастую связано с ограниченным обеспечением боеприпасами (7% от норм положенности), вследствие чего в органах и подразделениях УВД уровень огневой подготовки у сотрудников не повышается (7);

- отсутствие достаточного опыта в тренировках по применению и использованию оружия в сложных ситуациях;

- психологическая неподготовленность к применению оружия (5);

- неумение использовать всю сумму полученных знаний, умений и навыков при решении практических задач.

Практика деятельности органов внутренних дел показывает, что эффективность любой операции по пресечению преступных действий зависит, прежде всего, от морально-волевых качеств, физической подготовленности сотрудников, их умения в совершенстве владеть табельным оружием и уверенно использовать его в сложной, быстро меняющейся оперативной обстановке (8).

Доказано, что существенное улучшение профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел возможно только на основе проведения специальных исследований, и, как следствие, совершенствования профессионального обучения.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел относится к разряду наиболее сложных: изучение оперативной обстановки, разработка плана специальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.