Научная статья на тему 'Предварительные замечания о модели Ясного зала в «Хуайнань-цзы»'

Предварительные замечания о модели Ясного зала в «Хуайнань-цзы» Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предварительные замечания о модели Ясного зала в «Хуайнань-цзы»»

ЧАСТЬ 1

А. Б. СТАРОСТИНА

Институт Дальнего Востока РАН Москва

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О МОДЕЛИ ЯСНОГО ЗАЛА В «ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ1»

Ясный зал (Мин тан) — это здание (или целый архитектурный комплекс), выполнявшее ряд ритуальных функций, прежде всего, при династиях Чжоу и Хань (последний Мин тан был сооружен во время правления династии Сун). Тексты разного времени неодинаково описывают его устройство и назначение. То он оказывается путевым дворцом императора, то помещением для приема удельных князей, то храмом, где приносили жертвы предкам. Эти функции могли и совмещаться. В старой книге У. Сутхилла, посвященной Ясному залу, автор при описании роли Мин тан в древности сравнивает его с римской Регией1.

Поскольку, еще по словам Ван Говэя, «Ясный зал, как никакие другие древние сооружения, в отношении своего устройства вызывал самые многочисленные разногласия», в данной статье

1 Soothill W. E. The Hall of Light: A Study of Early Chinese Kingship. London, 1952. P. 66.

мы не станем исследовать истинное устройство «ясных залов» и его описания в текстах разных столетий, но ограничимся лишь описаниями, данными в «Хуайнань-цзы». Вполне возможно, что в древности Мин тан состоял лишь из одного помещения1, но уже при династии Западная Хань существовали разные взгляды на его устройство. Описания Ясного зала в «Хуайнань-цзы» тесно связаны с группой текстов, которые можно условно назвать «сезонными»: в главе «Помесячные приказы» (Юэ лин) из «Ли цзи», в «Люй-ши чунь цю» и в главе «Повременные указания» (Ши цзэ) из «Хуайнань-цзы» Мин тан — это главная часть комплекса помещений. В этот комплекс, в частности, входит и противолежащий Мин тану Темный зал (Сюанъ тан).

Мы попытаемся определить, каким авторы памятника видели назначение этого сооружения. Информация о Ясном зале содержится главным образом в 5, 8, 9, 12, 13 и 20 цзюанях «Ху-айнань-цзы». 12-й и 13-й цзюани повторяют информацию, содержащуюся в других разделах, поэтому далее рассматриваться не будут.

Больше всего о Ясном зале можно узнать из 5 цзюаня, глава «Повременные указания». Эта глава посвящена описанию того, какие действия надлежит совершать императору в разные времена года, и построена на эксплуатации представлений о «своевременности» (ши): в случае несвоевременного исполнения данных в ней рекомендаций страну, по словам авторов, должны постичь бедствия. Управление имеет четыре базовые разновидности (весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю), и поэтому в разные времена года императору следует выбирать новую доминанту для своих действий.

Корпус главы почти полностью повторяет информацию, содержащуюся в «Ли цзи» и «Люй-ши чунь цю». Мин тан в этих текстах тесно связан с календарем и представляет собой пространственное воплощение системы «помесячных приказов» (юэ лин). Общая для этих памятников концепция подразумева-

1 См.: Тао Лэй. Тай И шэн шуй юй минтан чжиду (Текст «Великое Единое породило воду» и устройство ясного зала»). www.jianbo.org. Сайт посвящен исследованиям годяньских и других недавно найденных текстов на бамбуке и шелке.

ет, что с движением солнца по годовому кругу император также должен менять свое местопребывание. Так вводится представление о Ясном зале как части комплекса зданий, ориентированного точно по сторонам света.

Дальнейшее изложение частично совпадает со схемой, описанной Ван Говэем в «Общем разыскании о Ясном зале — храме предков» (Мин тан мяо цинъ тун као)1. В Мин тан «Помесячных приказов», как и в Мин тан «Повременных указаний», четыре внешних покоя и один центральный. Южный, самый важный, называется Ясным залом. В его честь называется и весь комплекс (операция, обычная для древнекитайской мысли). Противоположный южному северный покой называется Темным залом (Сюанъ тан). Западный покой называется Соединенной четкостью (Цзун чжан, согласно комментариям Гао Ю к «Хуай-нань-цзы»), а восточный — Молодой солнечностью (Цинъян)2. Скорее всего, названия поздние, III—II вв. до н. э.

Такое устройство Мин тан символизировало годовой круг солнца, и император, повторяя в течение года небесный ход солнца, вместе с тем обходил и модель земли — покои, посвященные покровителям всех стран света. Центр же был посвящен Великому Единому (Тай И). В «Хуайнань-цзы» это божество тождественно Вышнему предку (Шан ди).

Каждый из внешних покоев поделен на три части: Правую, Левую и Великую кумирню. Что касается центрального, то на многочисленных чертежах и в династических историях его называют то Великой палатой (Тай ши), то также — Великой кумирней (Тай мяо). Всего 13 помещений. Только в «Хуай-нань-цзы» есть намек на помещение 14-е — второй этаж Тай ши. Кажется, что там зато потеряно одно из 12 боковых, а именно правая часть южного покоя: но далее мы попытаемся доказать, что, возможно, исчез не боковой покой, а центральный.

Кроме того, мы полагаем, что по большому счету нельзя сказать, будто в комплексе образца «Люй-ши чунь цю» насчи-

1 Ван Говэй. Гуань тан цзи линь (Собрание сочинений [Ван] Гуаньтана). Т. 1. Пекин, 1959.

2 См.: Хуайнань-цзы цзи цзе (Объединенные толкования Хуайнань-цзы). Т. 1. Пекин, 2006. С. 413.

тывается пятъ Великих кумирен. Она одна, и она повторяет в плане общие очертания Ясного зала (получается крест в кресте). Ключ к пониманию структуры Тай мяо дает выражение Тай мяо Да ши, которое есть только в «Юэ лин» из «Ли цзи». Каждая из Великих кумирен, находящихся в разных крыльях Мин тан, является одновременно частью одной большой Великой кумирни с центром в Тай ши.

Слово Тай ши в пятой главе вообще не встречается. В первом и втором месяце лета Сын Неба ведет прием, соответственно, в левом покое Мин тан (в значении южного помещения) и в Великой кумирне Мин тан (где поклонялись предкам). Передвижения правителя такие же, как описано в «Люй-ши чунь цю», с одним исключением. В «Люй-ши чунь цю» в третий месяц лета правитель ведет прием в правом покое Мин тана и в Тай ши (центральном зале всего комплекса). В «Хуайнань-цзы» в этот месяц правитель ведет прием в Центральном дворце.

Я полагаю, что Центральный дворец может соответствовать правому покою Мин тан, по следующей причине.

И в «Люй-ши чунь цю», и в «Хуайнань-цзы» именно третий месяц лета соответствует центру и Почве как элементу. Но в «Люй-ши чунь цю» третий месяц лета также связан с Огнем. Мы видим, что календарь привязан к системе Пяти элементов. При этом центру и Почве в раннеханьских представлениях соответствует время на стыке лета и осени (в шестом месяце года, т. е. в третьем месяце лета). Это математическая середина года, если мы учтем, что год начинался с первого месяца весны. Позже, кстати, осью года стало считаться зимнее солнцестояние (например, в I в. н. э. у Ян Сюна).

Для авторов же «Хуайнань-цзы» центр совпадает с юго-западом, так как лето соответствует югу, а осень западу. Вместе с тем точно так же и центр мог быть по умолчанию назначен «юго-западом», в таком случае южные покои лишаются правого крыла.

Ниже я привожу два варианта схемы Мин тан из первой части пятой главы (табл. 1). В первом (А) виден крест кумирен. Если же верна схема, в которой центр пуст, крест кумирен сохраняется в абстрактном плане, а на деле он разрушен, и молельный комплекс обретает неправильные очертания (Б).

Таблица 1. Варианты первой схемы Ясного зала по главе «Ши цзэ»1

1 Выделены помещения, составляющие крест Великой кумирни.

В конце главы «Ши цзэ» находится большой отрезок оригинального текста, не имеющего параллелей в «Ли цзи» и «Люй-ши чунь цю»1. Тогда как совпадающие с более ранними пассажи утверждают единство структуры времени и пространства и рассматривают Ясный зал как воплощение календарного года, фрагмент в конце главы идет дальше. Здесь Мин тан — это модель мира. Интересно, что этот текст построен по пятеричной матрице, а ведь сами тексты, построенные таким образом, часто воспринимаются их авторами как реплики модели мироздания.

В нем можно выделить два основных текстовых блока, построенных нелинейно и подчиняющихся одному и тому же алгоритму. Оба они явно, хоть и не так подробно, как типовой «сезонный» текст, кодируют устройство Ясного зала, причем из полученной схемы мы можем заключить о существовании второго этажа в центральном помещении.

Согласно обоим этим блокам, устройство Мин тана в целом каким-то образом соответствует комплекту из 6 инструментов архитектора — отвеса, уровня, циркуля, угольника, весов и безмена. Первый блок состоит из 356 иероглифов. Он разбит на 6 частей. Во втором блоке всего 24 иероглифа и тоже 6 частей. И 356, и 24 — числа, ассоциирующиеся с календарем (356 почти равно числу дней в лунном году — 354; год насчитывает 24 сезона, на каждое время года — по 6). Приведу перевод второго блока, резюмирующего первый и полностью подобного ему по структуре:

В покое следуют уровню,

В движении следуют отвесу.

Весной управляют при помощи циркуля.

Осенью управляют при помощи угольника.

Зимой управляют при помощи безмена.

Летом управляют при помощи весов.

Ему предшествует вводная фраза: «Вот устройство Ясного зала».

1 См. русский перевод Л. Е. Померанцевой: Философы из Хуайнани. Хуай-наньцзы. М., 2004; а также наш: Новые исследования философского конфуцианства и даосизма // Экспресс-информация ИДВ. 2007. № 141. С. 22—25.

Если схемы первого блока не всегда аккуратно выверены (вероятно, это результат порчи текста, из-за которой там могло оказаться и два лишних иероглифа), то во втором все очень точно. В обоих блоках рассказ об инструментах, каждый из которых соответствует какому-то сезону, идет в той последовательности, в которой император сменяет помещения в Ясном зале в течение года.

Теперь о расположенном посредине помещении, о котором «сезонные» тексты дают скудную информацию (начало «Ши цзэ», возможно, его и вовсе игнорирует). В двух последних блоках, во-первых, отсутствует явное упоминание о связи центра с юго-западом, а во-вторых, вырисовывается двухслойная структура центрального помещения. Это связано с тем же набором инструментов.

Набор из пяти инструментов зодчего встречается в «Хуай-нань-цзы» при описании пяти божеств — покровителей стран света, они же — «пять предков»).

У каждого предка есть божество-помощник; каждому в качестве атрибута приписан определенный измерительный инструмент: Тайхао — циркуль, Янь-ди — весы, Хуан-ди — отвес, Шаохао — угольник, Чжуаньсюй — безмен (т. е. весы с постоянным грузом). Можно предположить, что им император поклонялся в Ясном зале. В «Хуайнань-цзы» об этом не говорится открытым текстом. Но поскольку при описании его устройства упоминаются измерительные инструменты, названные атрибутами этих предков, и поскольку каждому предку соответствует определенное время года, можно придти к такому выводу.

О его правомерности косвенно свидетельствуют и «Исторические записки», где сказано, что император У-ди, современник и младший родственник Лю Аня, поклонялся пяти предкам во вновь отстроенном Мин тане (28 цзюань).

Если сопоставить перечисленные в конце 5 цзюаня «Хуай-нань-цзы» инструменты с инструментами — атрибутами пяти предков, выяснится, что в описании Ясного зала введен дополнительный элемент: уровень.

Как и остальные инструменты в приведенном выше отрывке, уровень имеет символическое значение. Он означает

мировую горизонталь, прообраз Земли, оказываясь необходимым дополнением к отвесу (соответственно, мировой вертикали и Небу). В «Ши цзи» упоминается Государыня-Почва (Хоу-ту), которой приносили жертвы в нижнем помещении: это подразумевает двухъярусную структуру центра Ясного зала. Это снова совпадает с тем, что мы видим в «Хуай-нань-цзы».

Если в Ясном зале «Хуайнань-цзы» центральное помещение тоже было двухъярусным, причем нижний ярус был посвящен Хоу-ту, это решает проблему уровня: отвес — вертикаль соответствует верхнему помещению, посвященному Желтому предку (Хуан-ди), а уровень — горизонталь — этой его помощнице. Видимо, здесь Желтый предок, оставаясь покровителем центра, частично перенимает функции Вышнего предка (Шан-ди, при Западной Хань это случалось).

Итак, центр оказывается двухуровневым (табл. 2): так вводится вертикаль «Небо—Земля» и к пятеричной плоскостной

Таблица 2. Вторая схема Ясного зала по «Ши цзэ» (с двухъярусным центром)

Зимой

управляют

при помощи безмена

4 ШШ 2 ШШсЯ з Ш&Ш

Осенью В движении Весной

управляют при следуют отвесу управляют при

помощи помощи

угольника В покое следуют уровню циркуля

6 Я

Летом

управляют

при помощи

весов

модели мира прибавляется третье измерение. Теперь Ясный зал моделирует и календарный цикл, и все объемное мировое пространство.

Такая шестичастная структура, скорее всего, не была хань-ским новшеством. Ее можно различить, например, в известном наборе «шести элементов», где фактически удваивается центральный элемент — «почва»: к нему добавлены «злаки». О подобных текстовых структурах писал А. М. Карапетьянц в работе «Теория «пяти элементов» и китайская концептуальная прото-схема»1.

Известны самые разные схемы Ясного зала, но несомненно, что схема 5 цзюаня «Хуайнань-цзы» и план, лежавший в основе Ясного зала У-ди, обладают сходством, основанным на едином понимании устройства космоса. В «Исторических записках» (упомянутый 28 цзюань) сказано: «Император захотел устроить Ясный зал у Фэнгао, но не знал его устройства. Гунъ-юй Дай из Цзинани поднес императору план Ясного зала, составленный во времена Желтого предка. Согласно плану Ясного зала, в центре должно было быть крытое тростником здание без стен. К нему прилегал ров с водой. Вокруг квадратной внешней стены шла галерея, а сверху находилась башня, вход в которую располагался на юго-западе. Она называлась Кунь-луньской. Сын Неба проникал внутрь через этот вход, чтобы поклониться вышним предкам. Тогда император приказал построить Ясный зал в соответствии с планом Дая на реке Вэнь»2. Далее сказано, что Государыне-Почве (Хоу-ту) молились в нижнем покое (ся фан). Интересно, что этот Ясный зал строился на месте старого Мин тана, находившегося на территории княжества Ци. Но, кажется, план Гунъюй Дая был все же новым, несмотря на его предполагаемую древность, уходящую к легендарным временам Желтого предка, а также несмотря на то, что у всех была возможность познакомиться с руинами цис-ких построек. Как замечает М. Леве в «Кембриджской истории

1 Карапетьянц А. М. Теория «пяти элементов» и китайская концептуальная протосхема // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. М., 1994. № 1. С. 16—27.

2 Ср. Сыма Цянь. Исторические записки / Пер. Р. В. Вяткина. Т. IV. М., 1986. С. 189.

Китая», специалисты, с которыми советовался У-ди перед постройкой, «иногда скорее давали волю своему воображению, чем основывались на точных сведениях»1.

В этом описании 5 цзюань «Хуайнань-цзы» напоминают следующие детали: двухъярусный центр и особая роль юго-запада, а также название башни — Куньлунь. Дело в том, что, по 4 цзюаню «Хуайнань-цзы», Верховный предок (Шан-ди) обитает над мировой горой Куньлунь. И именно Верховный предок отвечает за общее устройство Ясного зала. Великий предок, согласно авторам «Хуайнань-цзы», — архитектор, под руководством которого работают предки — мастера. Он поддерживает существование времени и пространства, удерживает Солнце и Луну на их путях и не дает небу обрушиться на землю. Над серединой земли начальствуют Хуан-ди и его помощница Хоу-ту, а середину неба занимает Шан-ди. А У-ди, построив Ясный зал по описанному выше плану, поклонился в нем пяти предкам и Великому Единому.

«Исторические записки» (Ши цзи) возводят постройку первого Ясного зала ко временам Желтого предка (Хуан-ди), «Ху-айнань-цзы» — ко временам Священного земледельца (Шэнь-нуна, 9 цзюань), что то же самое, если вспомнить историю о соперничестве Хуан-ди и Янь-ди (он же Шэнь-нун). И «Исторические записки», и «Хуайнань-цзы» говорят о том, что в Ясном зале молятся Вышнему предку. А что касается отсутствия стен у Ясного зала «Исторических записок», то это совпадает со сведениями 9 цзюаня «Хуайнань-цзы» об устройстве оного при Священном земледельце. Мы видим, что в планах Лю Аня и У-ди много общего, что неудивительно, если учесть, что они были современниками.

До сих пор мы привлекали в основном сведения из 5 цзюаня «Хуайнань-цзы». Обратимся к 8 цзюаню, который называется «Коренная основа» (Бэнъ цзин). В нем авторы сообщают, что в Ясном зале молились Вышнему предку, а также душам умерших и прочим духам (гуй-шэнъ). В устройстве Ясного зала сказывались экономность и умеренность древних: глиняные его части

1 The Cambridge History of China: The Ch'in and Han Empires, 221 BC-AD 220. Vol 1 / Ed. by D. Twitchett and M. Loewe. Camb., 1986. P. 665.

не были расписаны, деревянные — не обтесаны. Находившиеся в нем металлические сосуды не были покрыты гравировкой. Люди во время совершавшихся в Ясном зале церемоний одевались весьма скромно. Все это свидетельствовало о том, что пять элементов в нем представлены правильно и без излишеств. И размеры его были умеренными. Из этого же цзюаня узнаем, что у Мин тана как минимум были пол и потолок, потому что ни сырость от земли, ни небесная роса не могли туда проникнуть. Он не продувался ветрами с четырех сторон.

В следующем цзюане сказано, что у зала не было стен (у сы фан; У. Сутхилл замечает, что это выражение, означающее «не имел четырех сторон», теоретически могло употребляться для описания куполообразного сооружения1). Если мы не соглашаемся с этим предположением и все же считаем, что стен не было, у нас возникнет вопрос: как же он мог не продуваться всеми ветрами? Здесь можно снова привлечь данные «Исторических записок»: там говорится о внешней стене, которой был обнесен Мин тан.

9 цзюань («Искусство управления») дает сведения не только о том, что Ясный зал не имел стен и якобы существовал еще при Шэнь-нуне. Здесь снова упоминается о его связи с календарем, а также говорится о том, как это сооружение эксплуатировал Вэнь-ван. Авторы «Хуайнань-цзы» в этом цзюане, как и Гунъюй Дай в «Исторических записках», закрывают глаза на то, что традиционно Ясный зал считался изобретением Чжоу-гуна и уж во всяком случае едва ли существовал до Чжоу.

Итак, «Вэнь-ван всеобъемлюще озирал приобретения и потери, полностью оглядывал правду и ложь. То, почему процветали Яо и Шунь, то, почему погибли Цзе и Чжоу, — все было наглядно явлено в Ясном зале... Чэн-ван и Кан-ван, наследуя Вэнь-вану и У-вану, хранили устройство Ясного зала, наблюдали знаки жизни и уничтожения, видели, в чем состоят переходы от успехов к поражениям». По всей видимости, клиенты Лю Аня считали, что такие сведения правители получали, наблюдая за самим устройством Ясного зала. Как можно узнать о закономерностях истории (именно об этом идет речь), глядя на опи-

1 !Ыё. Р. 87.

санный в 5 цзюане Мин тан? С помощью теории о смене пяти элементов, примененной к династическому циклу, и анализируя юэлиновские рекомендации правителям. Таким образом, авторы «Хуайнань-цзы» воспринимают Ясный зал и как невербальный текст с дидактическим содержанием, предоставляющий к тому же определенные прогностические возможности.

20 цзюань («Великое объединение») называет управление Ясного зала в числе приемов «тройки и пятерки», использовавшихся пятью императорами-предками и тремя царями. Здесь авторы снова вспоминают о мироустроительных функциях Мин тана: когда его используют по назначению, это способствует отладке взаимодействия иньских и янских энергий.

Итак, уже сейчас мы можем выделить некоторые специфические для «Хуайнань-цзы» черты Мин тан. Во-первых, тексты

5 цзюаня, посвященные структуре Мин тан, предполагают наличие второго этажа в центре комплекса. Во-вторых, для ритуального движения по Ясному залу сакрален юго-запад, соотносящийся с центром. Возможно, что у Мин тан, в отличие, например, от зала, описанного в «Люй-ши чунь цю», нет стен. В-третьих, символика Мин тан связывается с философией истории цзоуяневского типа (по 9 цзюаню).

По всей видимости, сооружение, которое описывали клиенты Лю Аня, так никогда и не было построено. Собственно, в то время безнаказанно возвести Ясный зал мог только император. Вообще вся вторая часть пятой главы представляла собой текст предосудительный с политической точки зрения, и Лю Ань вовремя (139 г. до н. э.) подарил трактат императору, иначе неприятности в Хуайнаньском уделе могли бы начаться еще раньше.

У-ди не воспользовался доступным ему планом Лю Аня, хотя и взял за образец похожую схему Гунъюй Дая. А значит, археологические данные мало чем могут помочь исследователю модели Ясного зала в «Хуайнань-цзы», и нам остается только проводить дальнейшие текстологические изыскания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.