УДК316.624:004.946-057.87
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ АДДИКЦИИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сперанская Надежда Сергеевна, Научный руководитель: Шабашёва Инна Викторовна, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, г. Витебск
Аннотация. В данной статье рассмотрены определения и основные причины возникновения виртуальной аддикции у старшеклассников. Представлено исследование проявления виртуальной аддикции среди старших школьников. Исследование проявления виртуальной аддикции показало, что большинство старшеклассников находится на стадии увлеченности гаджетами и имеет склонность к ее возникновению. Автором дано описание четырех блоков программы «Реальность» по профилактике виртуальной аддикции для старших школьников в условиях УО «Полоцкая государственная гимназия №1 имени Ф. Скорины».
Abstract. This article discusses the definitions and main causes of virtual addiction in high school students. A study of the manifestation of virtual addiction among older students is presented. A study of the manifestation of virtual addiction showed that the majority of high school students are at the stage of enthusiasm for gadgets and have a tendency to develop it. The author gives a description of the four blocks of the «Reality» program for the prevention of virtual addiction for older students in the conditions of the educational institution «Polotsk State Gymnasium No. 1 named after F. Skorina».
Ключевые слова: аддикция, виртуальная аддикция, социально-педагогическая профилактика, старшие школьники, зависимость, профилактическая программа.
Key words: addiction, virtual addiction, socio-pedagogical prevention, older students, addiction, prevention program.
Введение. Интернет становится неотъемлемой частью жизни современного человека. Количество интернет-пользователей в мире за последние 10 лет увеличилось более чем вдвое - с 2,18 млрд на начало 2012 года до 4,95 млрд в начале 2022 года. Согласно данным статистики интернет-платформ, более 82,8% жителей Беларуси являются пользователями интернета. Около 50% трафика белорусов приходится на мессенджеры, более 40% - на социальные сети. Основная активность приходится на пользователей возрастной группы 1535 лет [1].
Актуальность. Актуальность темы исследования состоит в том, что последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет делаются покупки, происходит общение, берется информация обо всех аспектах жизни, реализуются различные пристрастия и многое другое.
Теоретическая часть. Аддикция (англ. addiction - зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, - ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний или связано с персональными или социальными проблемами [2].
Виртуальная аддикция - нарушение поведения, заключающееся в стремлении к уходу от действительности посредством изменения психического состояния, осуществляемое с помощью создаваемой компьютером реальности. Предметом виртуальной зависимости являются не компьютеры и сеть, а сама виртуальная реальность, результат смещения цели в виртуальную реальность, ее полного слияния с жизнью и паразитического, пассивного в ней существования [3, с. 28].
Е.В. Васильева выделяет следующие основные причины возникновения виртуальной аддикции у молодых людей [4, с. 35]:
- отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье: родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в его жизни, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит, не слышат его;
- наличие в анамнезе ребенка различных проявлений резидуально-органического поражения ЦНС;
- отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
- неумение школьника налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей;
- экзистенциальная пустота, духовный вакуум;
- «усредненность» школьника. В данном случае имеется в виду, что подросток не проявляет себя ни в учебе, ни в общении со сверстниками, не развивает свои сильные стороны. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от использования компьютера, где он успешен, у него много друзей и т. д. Другими словами, в виртуальной реальности он может создать себе образ, противоположный реальному [4, с. 35].
Стремительное развитие социальных сетей, появление новых игр способствует тому, что среди школьников повышается количество людей, склонных к виртуальной аддикции. Это в свою очередь неблагоприятно сказывается как на физическом (нарушение зрения, осанки) и психологическом здоровье (снижается степень развития коммуникативных навыков, уровень притязаний и самооценки, способность к саморегуляции, нарушаются адаптационные и когнитивные способности и др.). Поэтому, остро встает вопрос, касающихся предупреждения формирования данной зависимости среди старших школьников.
В современной науке уделяется достаточно много внимания поиску оптимальных форм и методов социально-педагогической работы по
профилактике виртуальной аддикции [5, с. 43-44]. Особенно важно проводить данную работу со старшеклассниками, когда учащиеся уже способны отвечать за свои поступки и самостоятельно принимать решения, ориентируясь в т.ч. и на мнение педагога.
Работа по социально-педагогической профилактике виртуальной аддикции старшеклассников может вестись в следующих направлениях: своевременное выявление аддикции посредством проведения тестирования; информирование о последствиях, разработка групповых и индивидуальных программ, социокультурная адаптация; формирование жизненно необходимых коммуникативных навыков. Выделяют индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. В качестве методов используют тренинги, ролевые игры, упражнения, дискуссии, обсуждения и др.
Основная часть. Для анализа опыта работы по социально-педагогической профилактике виртуальной аддикции старших школьников было проведено анкетирование педагогического персонала УО «Полоцкая государственная гимназия №1 имени Ф. Скорины». Нами была разработана анкета «Профилактика виртуальной аддикции», которая содержала 15 вопросов. Часть из них была направлена на определение отношения к данной проблеме со стороны участников исследования, оценку частоты пользования Интернета самостоятельно, осведомленность в причинах виртуальной аддикции и способах ее профилактики; готовность к работе со школьниками в данном направлении.
В анкетировании приняло участие 46 педагогических работников, взаимодействующих со старшеклассниками. Из них: педагог-организатор - 1 человек; педагог-психолог - 2 человека; социальный педагог - 1 человек; учитель-предметник - 41 человек; заместитель директора по воспитательной работе 1 человек.
Проведенное исследование показало, что со стороны педагогов имеется заинтересованность в профилактике виртуальной аддикции. Они понимают, какие причины ее вызывают и как она проявляется. Имеют представления о том, какие методы и приемы являются эффективными в работе со старшеклассниками. При этом отмечается отсутствие готовности по работе в данном направлении из-за сомнений в своей компетенции. В целом, анализ деятельности УО «Полоцкая государственная гимназия №1 имени Ф. Скорины» позволяет сделать вывод о том, что данная проблема решается силами социально-педагогической и психологической службы учреждения. Проводятся различного рода мероприятия (тренинги, лекции, беседы, тематические классные часы). Много внимания уделяется задействованию старших школьников в активной досуговой и спортивной деятельности, повышению уровня их коммуникативной компетенции.
С целью исследования проявления виртуальной аддикции среди старших школьников была проведена диагностика. В ней приняло участие 74 старшеклассника в возрасте 16-17 лет. Среди них: 30 девушек и 44 юноши. Было использовано 2 методики: «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Юрьевой Л.Н., Больбот Т.Ю.)» и «Шкала Интернет-зависимости Чена» (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова.
В первой методике респондентам предлагается 11 вопросов, которые необходимо оценить по шкале: никогда (1 балл), редко (2 балла), часто (3 балла), очень часто (4 балла). На основании полученных данных определяется степень виртуальной аддикции: нет риска развития виртуальной аддикции; стадия увлечения; первая стадия зависимости; вторая стадия зависимости.
Исследование проявления виртуальной аддикции показало, что большинство старшеклассников находится на стадии увлеченности гаджетами - 52%, при этом у 26% имеется риск компьютерной зависимости и у 9% зависимость уже сформирована. Только у 13% отмечается отсутствие риска зависимости.
Далее были обработаны данные по шкале Интернет-зависимости Чена. При диагностике испытуемым предлагалось 26 утверждений, которые нужно было оценить по следующей шкале: 1 балл - совсем не подходит; 2 балла -слабо подходит; 3 балла - частично подходит; 4 балла - полностью подходит.
Исследование по шкале Интернет-зависимости Чена показало примерно такие же результаты: минимальный риск виртуальной аддикции присущ 7%, склонность к ее возникновению характерна для 79% старшеклассников и выраженный риск имеется у 7%.
На основании проведенного исследования с учётом полученных результатов диагностики была разработана программа «Реальность» по профилактике виртуальной аддикции для старших школьников в условиях УО «Полоцкая государственная гимназия №1 имени Ф. Скорины» сроком реализации на 1 учебный год. Цель программы профилактики виртуальной аддикции: осуществление профилактической деятельности Интернет-зависимости посредством формирования коммуникативных навыков, умений контактного социального взаимодействия, повышения уровня самооценки и саморефлексии старших школьников.
Работа ведется по следующим направлениям: со старшими школьниками, с их законными представителями. Программа содержит четыре блока. Первый был нацелен на расширение представлений о влиянии интернет-зависимости на физическое и психическое состояние старших школьников. С этой целью применялись такие формы работы как лекции, тематические классные часы, диспуты, и информационные часы, памятки, сочинения-рассуждения.
Цель второго блока заключается в развитии коммуникативных умений и навыков, невербальных способов общения. С этой целью будет использоваться социально-психологический тренинг, содержащий 7 занятий, тематический классный час. Будет организована «территория свободного общения». Это мероприятие, на которое смогут приходить старшеклассники и обсуждать под руководством социального педагога интересные для них темы. Так же на этом этапе планируется организация досугового мероприятие «Конкурс талантов».
Третий блок нацелен на формирование умения контролировать импульсивность, вспыльчивость и свое настроение, развитие навыков саморегуляции. Осуществляться это будет посредством социально-психологического тренинга (3 занятия), дискуссий на классных часах. На протяжении всего учебного года были организованы индивидуальные консультации для старшеклассников со стороны педагога-психолога.
Четвертый блок нацелен на повышение уровня осведомленности законных представителей старших школьников о виртуальной аддикции. С этой целью будут использованы такие формы работы как родительское собрание, размещение памяток на информационном сайте школы, проведение индивидуальных бесед и консультаций с законными представителями, дети которых имеют высокий риск интернет-зависимости.
Оценка эффективности программы ведется посредством анкетирования старших школьников, а также их законных представителей. В результате этого будут отслеживаться изменения, которые произойдут в поведении и ценностной сфере.
Завершится разработанная профилактическая программа «Реальность» выступлением с итоговым отчетом на педагогическом совете, в процессе которого будет представлена эффективность данного плана работы.
Таким образом, разработанная и внедрённая профилактическая программа показывает, что активное использование разнообразных форм и методов работы социально-психологической службы с семьей и старшеклассниками позволяет добиваться понимания и интереса у большинства родителей и детей к обсуждаемому материалу. При организации систематической и комплексной социально-педагогической поддержки семьи, дети становятся намного общительнее, эмоциональнее, их отношения со сверстниками и взрослыми улучшаются. За счет коллективных форм происходит сплочение коллектива старших школьников. Все это будет, в свою очередь, способствовать снижению риска развития виртуальной аддикции.
Список использованных источников:
1. Интернет-статистика и аудитория социальных сетей в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iso.minsk.edu.by/ mam.aspx?gшd=4П63
2. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - Москва: Проспект, 2013. - 512 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785392086955.html
3. Бердин Р.Д. Обзор актуальных научно-исследовательских направлений в вопросе изучения интернет-зависимого поведения / Р.Д. Бердин // СМАЛЬТА. -2014. - № 6. - С. 27-29. - EDN TEDQEN.
4. Васильева Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема / Е.В. Васильева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т. 15, № 2. - С. 32-39. - EDN WFBПF.
5. Филатова Т.П. Особенности организации и проведения первичной психолого-педагогической профилактики компьютерной игровой аддикции среди подростков / Т.П. Филатова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 47. - С. 37-45. - EDN VBIRED.