Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ '

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступление / экономика / предупреждение преступлений в сфере потребительского рынка / цифровизация экономики / сотрудничество / crime / economy / crime prevention in the consumer market / digitalization of the economy / cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкин Радий Владимирович, Петрова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с предупреждением преступлений в сфере потребительского рынка. В связи с появлением цифровых технологий и становлением цифровой экономики предлагается ряд дополнительных мер предупреждения преступлений в данной сфере. Делается вывод о том, что только совместными усилиями в тесном сотрудничестве всех заинтересованных субъектов возможно создание безопасного и надежного экономического пространства, а также свободное развитие потребительского рынка в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шишкин Радий Владимирович, Петрова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CRIMES COMMITTED IN THE SPHERE OF THE CONSUMER MARKET IN CONDITIONS DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

The article discusses issues related to the prevention of crimes in the consumer market. In connection with the emergence of digital technologies and the emergence of the digital economy, a number of additional measures to prevent crimes in this area are proposed. It is concluded that only through joint efforts in close cooperation of all interested parties is it possible to create a safe and reliable economic space, as well as the free development of the consumer market in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _493 УДК 34

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ PREVENTION OF CRIMES COMMITTED IN THE SPHERE OF THE CONSUMER MARKET IN CONDITIONS DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

ШИШКИН Радий Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовной политики Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: Lvovich.1990@mail.ru;

ПЕТРОВА Ольга Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ. 125167, Россия, г. Москва, пр-кт Ленинградский, 49/2. E-mail: 5elfxf@mail.ru;

Shishkin Radiy Vladimirovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Criminal Policy Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 8 Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: Lvovich.1990@mail.ru;

Petrova Olga Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of International and Public Law Financial University under the Government of the Russian Federation. 49/2 Leningradsky Ave., Moscow, 125167, Russia. E-mail: 5elfxf@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с предупреждением преступлений в сфере потребительского рынка. В связи с появлением цифровых технологий и становлением цифровой экономики предлагается ряд дополнительных мер предупреждения преступлений в данной сфере. Делается вывод о том, что только совместными усилиями в тесном сотрудничестве всех заинтересованных субъектов возможно создание безопасного и надежного экономического пространства, а также свободное развитие потребительского рынка в современных условиях.

Abstract: the article discusses issues related to the prevention of crimes in the consumer market. In connection with the emergence of digital technologies and the emergence of the digital economy, a number of additional measures to prevent crimes in this area are proposed. It is concluded that only through joint efforts in close cooperation of all interested parties is it possible to create a safe and reliable economic space, as well as the free development of the consumer market in modern conditions.

Ключевые слова: преступление, экономика, предупреждение преступлений в сфере потребительского рынка, цифровизация экономики, сотрудничество.

Keywords: crime, economy, crime prevention in the consumer market, digitalization of the economy, cooperation.

Для цитирования: Шишкин Р.В., Петрова О.В. Предупреждение преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка в условиях цифровизации экономики // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 493-495. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_493.

For citation: Shishkin R.V., Petrova O.V. Prevention of crimes committed in the sphere of the consumer market in conditions digitalization of the economy// Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 493-495. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_493.

Статья поступила в редакцию: 03.11.2023

Преступления, совершаемые в сфере потребительского рынка, всегда были проблемой для общества и государства в целом. Мошенничество с использованием товаров контрафактного происхождения, незаконное предпринимательство, продажа некоторой группы товаров без специального разрешения (лицензии) и другие сделки, связанные с криминальным рынком купли-продажи - все это создает не только негативный опыт для покупателей, но и подрывает доверие в отношении активно развивающегося в настоящее время цифрового рынка в сети Интернет, так называемой «интернет-торговли», а также и авторитет власти. В связи с этим, с появлением новых технологий и становлением цифровой экономики возникла объективная необходимость разработки дополнительных мер предупреждения преступлений в сфере потребительского рынка и защиты прав покупателей (потребителей).

Потребительский рынок является одним из основных элементов, формирующих экономику любого государства, а также оплотом для фундамента экономической безопасности страны. От развития потребительского рынка и его объектов зависит повышение уровня благосостояния граждан, общества и государства, а также жизнеобеспеченность населения в целом. Если покупатели (потребители) сталкиваются с преступлениями на потребительском рынке, это может создать негативный имидж для бизнеса и развития стагнации экономики страны в целом.

Вместе с тем, необходимо отметить серьезное влияние цифровизации экономики на все виды преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка. Цифровизация экономики сделала жизнь граждан (пользователей) гораздо более упрощенной и удобной в повседневной, работе и бизнесе. Она позволяет покупать товары и услуги, не выходя из офисов, квартир и других помещений в режиме онлайн, и делать

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

это очень быстро, при этом не затрачивая ни времени, ни энергии. Однако, последний факт является основанием для возникновения причин и условий совершения новых видов преступных деяний в экономической сфере.

Отметим, что в настоящее время в нашей стране создана достаточно действенная система профилактики правонарушений, правовой основой которой является Конституция Российской Федерации [1], Уголовный кодекс и уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [2], провозглашающий одной из своих задач противодействие совершению преступлений и обязывающий суд, прокурора, следователя и дознавателя выявлять по уголовным делам и устранять причины и обстоятельства, способствующие совершению преступлений [7], а также ряд других не менее значимых в данной сфере нормативных правовых актов [3,5]. На постоянной основе и достаточно успешно реализуется ряд эффективных превентивных мероприятий. Однако, борьба с преступностью в сфере потребительского рынка в условиях цифровизации экономики, выработка и реализация оптимальных современных мер профилактики являются крайне важными и приоритетными задачами для государства.

Одним из основных видов преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка в условиях цифровой экономики, является интернет-мошенничество (фишинг), в том числе в режиме онлайн-торговли посредством функционирования интернет-магазинов. При этом ки-берпреступники (интернет-мошенники) создают фишинговые интернет-магазины с корыстной мотивацией. На их платформе предлагаются к продаже поддельные и контрафактные товары, за которые получается предоплата, заведомо злоупотребляя доверием интернет-пользователей, которым они никогда не будут отправлены. В некоторых случаях взламывается электронная почта, логины и пароли, аккаунты, похищаются личные данные пользователей, покупателей в целях дальнейшего их использования при совершении мошеннических действий.

Учитывая вышеизложенное, выработка эффективных мер предотвращения подобных деяний, внимательность и правильный выбор надежных платформ интернет-магазинов со стороны пользователей интернет-ресурсами, правовая грамотность и правовое просвещение граждан являются крайне важными в данном направлении.

В этой связи особо значимой представляется выработка мер, способствующих улучшению создавшейся ситуации и эффективному воздействию на противоправные деяния в сфере потребительского рынка в современных условиях.

В условиях цифровизации экономики и потребительского рынка, когда все больше информации хранится и передается посредством сети-Интернет и других информационных ресурсов, растет риск утечки и злоупотребления личными данными граждан и государства в целом. Поэтому, одним из важных аспектов предупреждения преступлений в сфере потребительского рынка является защита персональных данных пользователей (покупателей) любыми законными эффективными мерами. Компании и организации должны обеспечивать надлежащую защиту персональных данных [4] всех клиентов и соблюдать при этом соответствующие стандарты безопасности в цифровой экономике и сфере потребительского рынка.

Следующим важнейшим инструментом предупреждения преступлений в сфере потребительского рынка в эпоху цифровой экономики является повышение уровня информационной грамотности. Граждане (пользователи интернет-ресурсами) должны быть осведомлены о возможных опасностях, уметь различать надежные и подозрительные интернет-магазины на соответствующих платформах, а также знать, как защитить свои права и персональные данные. Создание осведомленного общества в данной сфере является сейчас крайне важной задачей, которую возможно реализовать посредством различных образовательных программ, тренингов, мастер-классов, иных мероприятий, проводимых на базе в том числе в образовательных учреждениях.

Кроме того, представители бизнеса также должны принимать активное участие в обучении своих сотрудников и клиентов основам компьютерной безопасности в интернет-среде.

Так как общество должно научиться не только проявлять спокойствие и быть готовым к адекватной и правильной реакции на преступное поведение мошенников, но и активно сотрудничать с правоохранительными органами в целях принятия оперативных и адекватных мер к правонарушителям.

Важную роль в предупреждении преступлений в сфере потребительского рынка играют государственные органы исполнительной власти всех уровней. В их полномочия входит функция по разработке и совершенствованию законодательства, защищающего права покупателей (потребителей). Представляется, что обоснованное расширение прав покупателей (потребителей) поможет создать более справедливые условия для всех участников рынка товаров и услуг, в том числе повысит уровень доверия в отношении цифровой экономики в сфере потребительского рынка.

Социальные сети и средства массовой информации в настоящее время являются мощным инструментом информационного потока и воздействия на сознание людей. Они могут не только распространять информацию о совершении преступлений в рассматриваемой сфере, но и оказать действенную помощь в их предупреждении. Подача проверенной, достоверной, актуальной и необходимой информации о надежных интернет-магазинах и продавцах, а также советов по безопасности, предоставление каналов связи с приглашением представителей правоохранительных органов может значительно помочь в предупреждении преступлений в цифровой экономике и на объектах потребительского рынка.

Как известно, один из способов определить надежность продавца или интернет-платформы - это знакомство с отзывами других покупателей (потребителей), приобретателей, которые в свою очередь, оставляют после покупки в интернет-магазинах какого-либо товара, характеризуя его. Многие интернет-ресурсы и платформы позволяют оставлять отзывы и оценивать качество товаров и услуг. Изучение подобных рейтингов и обзоров поможет принять правильное решение и избежать обмана потребителей в сфере рынка. При этом, необходимо находить способы недопущения размещения отзывов и оценок, специально оставляемых продавцом в целях продвижения товаров и услуг.

Следствием развития цифровой экономики является создание новых технологий, которые могут быть максимально полезны в предупреждении преступлений в сфере потребительского рынка. Так, использование систем идентификации по отпечатку пальца или лица может зна-

чительно повысить уровень безопасности при онлайн-платежах, а также интернет-ресурсах для целевого использования пользователем в своих интересах. Кроме этого, блокчейн-технологии могут использоваться для проверки подлинности разной классификации группы товаров и профилактики их фальсификации; смарт-контроль в автоматическом режиме позволит выполнять транзакции и фиксировать, отслеживать перепродажу продукции.

Важным фактором в успешной борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка является тесное взаимодействие (сотрудничество) между правоохранительными органами, предприятиями, а также потребителями. Их общие усилия помогут выявлять и пресекать преступную деятельность наиболее оперативно и эффективно. Одним из наиболее целесообразных и действенных форм взаимодействия в данной сфере является борьба с преступностью с помощью различных превентивных программ. Программно-целевое управление позволяет концентрировать и рационально адресно использовать имеющиеся ресурсы для решения наиболее сложных задач борьбы с правонарушительством.

Более того, отечественный и зарубежный опыт применения программно-целевой методологии в организации борьбы с преступностью, в том числе в данной сфере, подтверждают необходимость её использования как безальтернативной для решения наиболее сложных проблем [3, C.136].

В связи с тем, что преступления на потребительском рынке часто приобретают транснациональный характер, эффективная борьба с ними выходит на международный уровень, развивая и укрепляя при этом сотрудничество между государствами. Совместная деятельность правоохранительных органов разных стран позволит обмениваться важной информацией о преступных сетях, а также координировать мероприятия по пресечению противоправных деяний на территории государств, заключивших соглашения о международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью с использованием цифровых технологий.

На современном этапе развития цифровизации нельзя не отметить с каждым днем возрастающую роль искусственного интеллекта, который имеет большой потенциал для предупреждения преступлений в сфере потребительского рынка. Способность алгоритмов машинного обучения анализировать поведение потребителей (покупателей) и обнаруживать аномальные активности, указывающие на возможные мошеннические действия с использованием телекоммуникационных и цифровых технологий и сети-Интернет, крайне востребована в настоящее время. Тем самым, использование искусственного интеллекта позволит более быстро, эффективно и точно реагировать на преступные схемы в цифровой экономике и объектах потребительского рынка.

Одним из важных шагов в предупреждении преступлений в сфере потребительского рынка является разработка и использование различных обучающих программ, которые необходимо реализовывать как среди сотрудников организаций, так и среди потребителей и клиентов. Обучение основам безопасности в интернет-сфере посредством подобных программ несомненно повысит информированность населения и уровень защищенности его от преступных посягательств интернет-мошенников.

Таким образом, должная и своевременная реализация предложенных выше мер, возможно в комплексе, будет способствовать наиболее эффективному предупреждению преступлений, совершаемых на потребительском рынке в условиях цифровой экономики. Кроме того, несомненно, что действенная борьба с преступностью требует активной роли государственной власти всех уровней, бизнеса и общества в целом. Только совместными усилиями в тесном сотрудничестве возможно создание безопасного и надежного экономического пространства, а также свободное развитие потребительского рынка в условиях цифровой экономики, где права каждого субъекта будут защищены.

Вместе с тем, комплекс всех предложенных и предлагаемых профилактических мер не может быть в полном объеме и эффективно реализованным без постоянного совершенствования нормативно-правового обеспечения в столь важной сфере.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.10.2023).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СПС КонсультантПлюс.

5. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 29.09.2022) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») // СПС КонсультантПлюс.

6. Власов Б. Е., Петрова О. В. Организационно - правовые аспекты разработки и реализации программ антикриминальной направленности как формы оптимизации взаимоотношений территориальных органов МВД России с региональными органами государственной власти и управления // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018. № 4 (48). С.133-137.

7. Кумышева М. К. Правовые основы деятельности ОВД по предупреждению правонарушений // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 116-117.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation: [adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the nationwide vote on July 01, 2020]. - Text: electronic // Official Internet portal of Legal Information. - URL: http://www.pravo.gov.ru (date of appeal: 10/20/2023).

2. Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated 12/18/2001 No. 174-FZ (as amended on 08/04/2023) (with amendments and additions, introduction. effective from 12.10.2023) // SPS ConsultantPlus.

3. Federal Law No. 182-FZ of June 23, 2016 "On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus.

4. Federal Law No. 152-FZ dated 07/27/2006 "On Personal data" // SPS ConsultantPlus.

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 17.01.2006 No. 19 (ed. dated 09/29/2022) "On the activities of internal affairs bodies for the prevention of crimes" (together with the "Instructions on the activities of internal affairs bodies for the prevention of crimes") // SPS ConsultantPlus.

6. Vlasov B. E., Petrova O. V. Organizational and legal aspects of the development and implementation of anti-criminal programs as a form of optimizing the relationship of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia with regional public authorities and management // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 4 (48). pp.133-137.

7. Kumysheva M. K. Legal bases of the Department of Internal Affairs for the prevention of offenses // Theory and practice of social development. 2015. No. 16. pp.

116-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.