_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-10-9 УДК 316
© ®
Attribution
сс by
предупреждение правонарушении и антиобщественных действий молодежи как приоритетное направление государственной молодежной политики
Касьянов В.В.1, Манучарян А.К.2, Самыгин П.С.3
12Кубанский государственный университет, 3Ростовский государственный экономический университет
Аннотация. В статье проводится анализ предупреждения правонарушений и антиобщественных действий молодежи как приоритетное направление государственной молодежной политики. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в современной России сохраняется достаточно сложная криминогенная обстановка, а значительная часть несовершеннолетних и молодых граждан вовлекается в деятельность организованных преступных формирований. По этой причине, поиск эффективных путей и способов снижения количества молодежных противоправных и антиобщественных действий является в настоящее время одной из наиболее важных задач, стоящих перед современным российским государством. Авторы отмечают, что формирование позитивного правового сознания является важнейшим средством предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи: данная цель может быть реализована посредством проведения комплекса мероприятий, государственной политики, направленной на правовое просвещение и образование несовершеннолетних и молодежи, усвоение последними правовых и других социальных норм, а также формирование навыков и умений правомерного, законопослушного поведения. В статье подчеркивается, что наряду с мерами воспитательного воздействия, политика российского государства в отношении молодежи должна включать в качестве неотъемлемых компонентов создание условий для социального, профессионального и другого развития молодежи, самореализации молодых людей в обществе. В качестве отдельного направления государственной политики в этой сфере относится поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе, в сети Интернет и других средствах массовой информации и коммуникации материалов, направленных на формирование позитивного правосознания и укрепление духовно-нравственных ценностей молодежи.
Ключевые слова: молодежь, государственная политика, молодежная политика, правонарушение, преступление, антиобщественные действия, девиантное поведение, правомерное поведение, правосознание, правовая культура, правовое поведение, социализация, правовая социализация, воспитание, правовое воспитание, правовое просвещение.
PREVENTION OF OFFENSES AND ANTISOCIAL ACTIONS OF YOUTH AS A PRIORITY AREA OF THE STATE YOUTH POLICY
Valery V. Kasyanov1, Artur K. Manucharyan2, Peter S. Samygin3
12Kuban State University, 3Rostov State University of Economics
Abstract. The article analyzes the prevention of offenses and antisocial actions of youth as a priority area of the state youth policy. The relevance of the topic under consideration is due to the fact that in modern Russia a rather complex criminal situation persists, and a significant part of minors and young citizens are involved in the activities of organized criminal formations. For this reason, the search for effective ways and means to reduce the number of illegal and antisocial youth actions is currently one of the most important tasks facing the modern Russian state. The authors note that the formation of a positive legal consciousness is the most important means of preventing offenses and antisocial actions of young people: this goal can be realized through a set of measures, state policy aimed at legal education and education of minors and youth, the assimilation of legal and other social norms by the latter, as well as the formation of skills and abilities of lawful, law-abiding behavior. The article emphasizes that along with measures of educational influence, the policy of the Russian state towards youth should include as integral components the creation of conditions for the social, professional and other development of youth, self-realization of young people in society. A separate area of
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
state policy in this area includes support for the creation and dissemination, including on the Internet and other mass media and communication, of materials aimed at forming a positive sense of justice and strengthening the spiritual and moral values of young people.
Keywords: youth, public policy, youth policy, offense, crime, antisocial actions, deviant behavior, lawful behavior, legal awareness, legal culture, legal behavior, socialization, legal socialization, education, legal education, legal education.
Введение.
Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи выступает в настоящее время в качестве приоритетного направления государственной молодежной политики, что отражено в тексте федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [1]. Необходимость такой политики обусловлена сохранением достаточно сложной криминогенной обстановки в стране, а также вовлечением значительного числа несовершеннолетних и молодых граждан в деятельность организованных преступных сообществ. Так, в соответствии с отчетом ВНИИ МВД России «Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2023 года и ожидаемые тенденции ее развития», наибольшей криминальной активностью обладают возрастные группы: от 18 до 29 (33,9 % всех совершенных преступлений) и от 30 до 39 (38,7 %) лет. При этом за год произошел значительный рост количества преступлений, совершенных организованными группами или преступными организациями, что сопровождалось увеличением числа несовершеннолетних участников рассматриваемых преступных организаций [2]. По этой причине, поиск эффективных путей и способов снижения количества молодежных противоправных и антиобщественных действий является в настоящее время одной из наиболее важных задач, стоящих перед современным российским государством.
Результаты.
Предупреждение или профилактика правонарушений и антиобщественных действий традиционно изучается представителями различных научных дисциплин, включающих криминологию, социологию, психологию и т.д.
Профилактика правонарушений в специальных исследованиях, как правило, определяется в качестве одной из значимых мер общесоциального предупреждения, как средство позитивного воздействия, которое реализуется рядом государственных и общественных субъектов в отношении лиц, характеризующихся, так называемым отклоняющимся предпреступным поведением, связанным с нарушением правовых и других социальных норм вследствие действия ряда факторов и предпосылок, включающих дефекты воспитательного воздействия, негативное влияние семьи и других институтов и агентов социализации молодежи (различные малые группы, ближайшее окружение и т.д.).
Если исходить из принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта
2017 г. № 520-р «Концепции развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 г.», целью государственной политики в этой сфере является создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирование у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни, воспитание личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку [3].
Из данной формулировки, как и из наименования рассматриваемой концепции, следует, что деятельность государства в области профилактики правонарушений и антиобщественных действий направлена, в первую очередь, на несовершеннолетних граждан: противоправные деяния представителей данной возрастной категории, как правило, привлекают внимание как ученых, так и практических работников различных правоохранительных структур.
Принято считать, что лица, совершающие преступления и другие правонарушения в раннем возрасте, на более поздних возрастных стадиях гораздо труднее поддаются исправлению, что в итоге приводит к тому, что представители данной группы составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.
В Концепции развития системы правонарушений несовершеннолетних отмечается, что, характерная для современной России криминогенная ситуация, обуславливает необходимость интенсивного развития системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а также совершенствования данной системы с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства [3].
Несмотря на некоторые позитивные тенденции, связанные с противоправным поведением представителей рассматриваемой возрастной группы, здесь, к примеру, сохраняет свою актуальность проблема рецидивной преступности среди несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Наряду с правонарушениями, широкое распространение в среде несовершеннолетних и молодежи получил ряд действий антиобщественного характера, включающих запугивание, травлю (буллинг) ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма не только детьми, совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения. Имеют место случаи размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков, что значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт распространения в информационно-телекоммуникационных сетях подобных видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки [3].
Как отмечается в Концепции развития системы правонарушений несовершеннолетних, в настоящее время сохраняет свою актуальность проблема развития в каждом субъекте Российской Федерации необходимой инфраструктуры для обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и коррекции девиантного поведения [3].
Имеющаяся положительная динамика в сфере профилактики подростковой преступности, при которой наблюдается снижение количества преступлений среди несовершеннолетних, численности детей, совершивших преступления, а также иных показателей, свидетельствует об эффективности проводимых различными органами и организациями профилактических мероприятий при реализации Концепции. Вместе с тем, требуется совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе право-воспитательных и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям среди несовершеннолетних. Указанные меры должны быть направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также - осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
В основе государственной политики, направленной на предупреждение правонарушений в среде молодежи, лежат те же базовые принципы, которые характерны для профилактики преступной деятельности в целом.
В России создана комплексная система профилактики правонарушений несовершеннолетних граждан: в данной системе, направленной на предупреждение противоправных деяний среди несовершеннолетних, основной объем работы осуществляют органы внутренних дел. В компетенцию данных органов входит профилактиче-
ская деятельность, связанная с исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних граждан, которые совершили преступления. Те подразделения по делам несовершеннолетних, которые входят в систему органов внутренних дел, осуществляют непосредственное участие в деятельности, связанной с профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними гражданами: содержание этой деятельности образуют различные социальные, правовые, педагогические и другие меры, призванные содействовать выявлению и устранению тех причин и условий, которые способствовали совершению противоправных и антиобщественных действий данной категории граждан.
Как отмечает А.М. Шериев, неотъемлемым компонентом профилактической деятельности является информационно-разъяснительная работа с различными категориями населения и, в том числе с несовершеннолетними и молодежью: в содержание этой работы входит информирование граждан о характере и результатах работы, осуществляемой органами внутренних дел и иными субъектами, осуществляющими деятельность, направленную на профилактику противоправного поведения [4, с. 135-136]. Подобного рода информирование позволяет не только донести до различных категорий граждан информацию, касающуюся деятельности органов, осуществляющих предупреждение правонарушений и антиобщественных действий, но и обеспечить поддержку широкими слоями населения осуществляемой профилактической деятельности, что является неотъемлемым условием эффективности последней.
Как уже отмечалось выше, система профилактики правонарушений среди молодежи включает в себя ряд взаимосвязанных элементов и направлений деятельности, однако приоритетное значение здесь имеет ранняя профилактика, связанная с предупреждением противоправного поведения несовершеннолетних [5, с. 66-67].
В рамках данной профилактической работы, основополагающую роль играет организация досу-говой деятельности несовершеннолетних и молодежи: представители данных возрастных групп, зачастую, не обладают способностью к оптимальной организации своего свободного времени, могут практиковать различные деструктивные формы досуга, включающие и противоправное поведение [6, с. 57-58]. Соответственно, вовлечение молодежи в активный досуг, имеющий позитивную направленность, способствующий развитию интеллектуального, творческого потенциала молодых людей, сохранению и укреплению их здоровья, призвано также предотвратить их проникновение в группы деструктивной направленности, в том числе, преступные сообщества и организации. С этой целью, в ряде регионов нашей страны осуществляется комплекс мероприятий физкультурного, спортивно-оздоровительного, творческого характера, включающие различные конкур-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
сы, спортивные матчи и соревнования, акции антинаркотической и иной направленности, а также происходит реконструкция и ввод в эксплуатацию спортивных и других сооружений и площадок, организуется работа различных кружков, клубов и секций. Так, Концепция развития системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на период до 2025 года предусматривает проведение ряда мероприятий, включающих обеспечение поддержки детских и молодежных социально ориентированных объединений, реализующих мероприятия в сфере предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних, разработку и реализацию программ поддержки молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерского движения, программ по трудоустройству несовершеннолетних, в том числе, находящихся в социально опасном положении, развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, программ по развитию системы внешкольной работы с несовершеннолетними, сети учреждений дополнительного образования и организаций отдыха и оздоровления детей, направленных на обеспечение занятости несовершеннолетних. Наряду с этим, предусмотрено проведение мероприятий профилактической направленности по пропаганде здорового образа жизни, ответственного родительства через средства массовой информации, сеть Интернет и т.д. [3].
В настоящее время важное значение имеет пропагандистская работа, реализуемая различными средствами массовой информации и направленная на профилактику правонарушений и антиобщественных действий представителей российской молодежи. Так, одним из эффективных средств предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних и молодежи является воспитательная и просветительская деятельность в области права, направленная на формирование позитивного правового сознания молодых людей, установок на правомерное поведение и соблюдение закона [7, с. 106-107]. Здесь главной задачей государства, как следует из содержания «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», выступает «формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности» [8]. Наряду с этим, государство призвано осуществлять пропаганду и разъяснять необходимость соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц. Государственная политика в этой сфере ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные духовно-нравственные ценности, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан; на формирование позитивного правового сознания обеспечивается, в том числе путём разработки и практической системных мер
по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок.
В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» справедливо отмечается, что на формирование правового сознания детей и молодежи оказывают влияние различные факторы, включающие характер воспитательного воздействия в семье и морально-психологический климат в ней, а также особенности правового поведения родителей, которое в идеале должно быть законопослушным [8]. Большое значение имеет и качество обучения, уровень правового образования в различных учебных заведениях. Правовое воспитание детей должно начинаться еще с дошкольного возраста: представителей подрастающего поколения необходимо приобщать к основополагающим социальным нормам и правилам поведения в обществе, основным принципам взаимодействиями с другими людьми, как сверстниками, так и взрослыми: детям необходимо прививать установки и ориентиры, связанные с уважительным отношением с окружающими, готовностью к эффективному сотрудничеству с ними, оказанием помощи нуждающимся, готовностью соблюдать требования закона и морально-этических предписаний.
К числу основных направлений государственной политики в этой сфере относятся правовое просвещение и правовое информирование представителей различных возрастных групп и, в том числе молодежи, а также организация правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права [9].
Достижение целей, связанных с формированием позитивного правосознания молодежи, предупреждением совершения молодыми людями правонарушений и антиобщественных действий, также предусматривает разработку и практическую реализацию мер государственной политики в области культуры, средств массовой информации и коммуникации: речь идет о распространении в различных СМИ и, в первую очередь, в сети Интернет информационной продукции, содержащей информацию правового характера, способствующей формированию позитивных правовых ценностей, установок на законопослушное поведение, уважение к государству и правовой системе в целом, правам, свободам и интересам других граждан, добросовестное исполнение базовых конституционных обязанностей. Наряду с этим, необходимо ограждать детей и молодежь от ценностей криминальной субкультуры, включающих отрицание значимости государства и действующего законодательства и представления о допустимости и даже целесо-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
образности нарушения правовых норм, которая распространяется некоторыми средствами массовой информации. Альтернативой подобным нигилистическим ценностям должна стать демонстрация положительных примеров социально-позитивного поведения, предусматривающего безусловное соблюдение правовых и других базовых общественных норм.
Таким образом, формирование позитивного правового сознания и правомерного, законопослушного поведения является важнейшим средством предупреждения правонарушений и антиобщественных действий молодежи. Достичь этой цели можно посредством реализации комплекса мероприятий, государственной политики, направленной на правовое просвещение и образование несовершеннолетних и молодежи, усвоение последними правовых и других социальных норм, а также формирование навыков и умений правомерного, законопослушного поведения. Данный процесс, в идеале, должен начинаться в раннем детстве, что можно рассматривать как раннюю профилактику противоправного и антиобщественного поведения: на данной возрастной стадии необходимо формировать такие качества личности, которые в будущем станут препятствием на пути различного рода негативных, деструктивных воздействий на правосознание молодого человека, смогут предупреждать возникновение различного рода деформаций, отклонений в ценностных установках и ориентаци-ях, могущих отражаться в противоправных и асоциальных поступках [10, с. 45]. Однако правовое воспитание, по нашему мнению, должно осуществляться не только в раннем детстве и в период обучения несовершеннолетних и молодежи в образовательных учреждениях различного уровня, но и на последующих этапах жизнедеятельности молодых людей.
Как уже отмечалось выше, наиболее криминально-активной категорией населения среди молодежи как особой социально-демографической группы являются лица в возрасте от 18-24 лет, однако, и в более старших возрастных когортах, а верхней границей молодежного возраста действующим российским законодательством установлен тридцатипятилетний возраст, сохраняется достаточно высокий уровень преступной активности. При этом в специальных исследованиях подчеркивается, что рассматриваемый показатель в группе несовершеннолетних граждан (нижняя граница молодежного возраста определена в четырнадцать лет, и с этого возраста отечественным уголовным законодательством установлена ответственность за ряд преступлений, запрещенных Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), является более низким по сравнению с аналогичными данными, отражающими уровень преступности среди совершеннолетних молодых россиян. С точки зрения Е.А. Шаталова и К.В. Молдаванова, данное обстоятельство объясняется тем, что с рассматриваемым контингентом (несовершеннолетними гражданами) проводится комплексная профилак-
тическая работа; помимо этого, данные лица вовлечены в образовательный процесс, осуществляющийся в средних, средних специальных и других учебных заведениях, где помимо правового образования они могут быть задействованы в различных формах внеурочной, внеклассной работы и других видах социально полезной деятельности; то есть, иметь активный и содержательный досуг [11, с. 29-30].
Представители старших возрастных когорт в составе российской молодежи, за исключением вузовского студенчества, зачастую оказываются вне воспитательного воздействия со стороны государства, различных образовательных и других учреждений. Молодые люди, прошедшие обучение в различных учебных заведениях и находящиеся на начальном этапе профессиональной деятельности, сталкиваются с проблемой трудоустройства и поиска престижной и высокооплачиваемой работы, попытками обрести финансовую независимость и самостоятельность. Далеко не всем удается в этом преуспеть, а кризисные явления в экономике и общая ситуация неопределенности в социально-экономическом развитии нашего государства негативно отражаются на молодежи, значительная часть которой оказывается не в состоянии, по объективным причинам, остичь желаемого материального благосостояния.
Как отмечают Е.А. Шаталов и К.В. Молдаванов, молодежь, относящаяся к возрастной группе 2529 лет, сталкивается с рядом проблем социально-экономического характера, связанных со сложностями, возникающими в процессе поиска работы по специальности или высокого заработка, обеспечением потребностей семьи, которую значительная часть молодых людей создает именно в этом возрасте [11, с. 35-36]. Однако многие молодые семьи распадаются именно вследствие бытовых сложностей и неустроенности, материальных и других проблем, что усугубляется отсутствием умений и навыков эффективно решать возникающие семейно-бытовые споры и конфликты. Многие преступные деяния, как свидетельствуют материалы криминальной статистики, совершаются молодыми людьми на почве неблагоприятных бытовых взаимодействий.
Интересно, что даже в советский период отечественной истории (данные 1970-х годов), отличавшийся более высокой степенью социально-экономической стабильности, предсказуемости и определенности общественного развития, доля участия в преступности 18-25-летних лиц в полтора раза превышала долю 26-29-летних и в два раза - долю 14-17-летних молодых людей. Указанное распределение лиц, совершающих преступления, по возрастному признаку, соответствует, с точки зрения ученых-криминологов, социальному статусу, личностным психологическим особенностям, а также социально-экономическим условиям жизнедеятельности молодых людей.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Современная российская молодежная преступность характеризуется большим уровнем организованности, вооруженности, жестокости и высокой общественной опасности совершаемых преступных деяний. Значительная часть преступлений (до трети и более) совершается молодыми людьми, находящимися в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; среди участников преступных деяний молодежи высока доля тех лиц, которые являются не занятыми деятельностью трудового или учебного характера.
Заключение.
Эмпирические данные и материалы криминальной статистики, отражающие уровень правонарушений и преступлений в молодежной среде, обуславливают необходимость проведения комплексной государственной политики, направленной на предупреждение противоправного и антиобщественного поведения молодежи: наряду с мерами воспитательного воздействия, политика российского государства в отношении молодежи должна включать в качестве неотъемлемых компонентов создание условий для социального, профессионального и другого развития молодежи, самореализации молодых людей в обществе, создание условий для участия молодежи в различных областях жизнедеятельности: социально-экономической, политической, культурной и т.д., формирование культуры семейных отно-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
шений и взаимодействий, навыков эффективного разрешения внутрисемейных конфликтов, поддержку молодых семей, что будет способствовать не только улучшению демографической ситуации в стране, но и предупреждению совершения молодыми людьми противоправных и антиобщественных действий.
К числу других направлений государственной политики, также способствующих предупреждению противоправных и антиобщественных действий молодежи, можно отнести поддержку молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организацию досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи, содействие решению жилищных проблем молодежи, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, профессиональному развитию молодых специалистов.
В качестве отдельного направления государственной политики в этой сфере относится поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе, в сети Интернет и других средствах массовой информации и коммуникации материалов, направленных на формирование позитивного правосознания и укрепление духовно-нравственных ценностей молодежи.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL : http://kremlin.ru>acts/bank/46328 (дата обращения 01.07.2024).
2. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2023 года и ожидаемые тенденции ее развития // Отчет ВНИИ МВД России. М., 2024. URL : внии.мвд.рф>Izdatelska ja_dejatelnost/trudi (дата обращения 01.07.2024).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р «Концепции развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 г.». URL : http://government.ru>docs/all/110952 (дата обращения 02.07.2024).
4. Шериев А.М. Профилактика правонарушений в молодежной среде / А.М. Шериев // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2015. Т. 15. № 3.
5. Анашкин А.А. Методологические рекомендации по профилактике правонарушений среди молодежи // Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 4-5 декабря 2017 г.). Екатеринбург : УрФУ, 2017.
6. Касьянов В.В. Проблемы организация физической рекреации молодежи в контексте реализации государственной молодежной политики в современной России / В.В. Касьянов, П.С. Самыгин, Н.И. Горлова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 10.
7. Самыгин П.С. Правовое просвещение и формирование правовой культуры современной российской студенческой молодежи / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, М.Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168). URL : http:// consultant.ru>docu ment/cons_doc_LAW_113761 (дата обращения 02.07.2024).
9. Касьянов В.В. Государственная молодёжная политика Российской Федерации конца XX - начала XXI в.: исторический опыт разработки и реализации. Краснодар : Кубанский государственный университет, 2022.
10. Савкина Н.Г. Профилактика правонарушений и антиобщественного поведения / Н.Г. Савкина, В.В. Аксенова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3.
11. Шаталов Е.А. Молодежная преступность и основные направления противодействия ей / Е.А. Шаталов, К.В. Молдаванов. М. : Проспект, 2021.
1. Federal Law № 489-FZ dated 12.30.2020 «On Youth Policy in the Russian Federation». URL : http://krem lin.ru «acts/bank/46328 (date of application 01.07.2024).
2. Comprehensive analysis of the state of crime in the Russian Federation by the end of 2023 and expected trends in its development // The report of the Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Moscow, 2024. URL : vnii.mvd.rf»Izdatelskaja_dejatelnost/trudi (date of application 01.07.2024).
3. Decree of the Government of the Russian Federation № 520-r dated March 22, 2017 «Concepts for the development of the juvenile delinquency prevention system for the period up to 2025». URL : http://govern ment.ru «docs/all/110952 (date of application 02.07.2024).
4. Sheriev A.M. Prevention of offenses among youth / A.M. Sheriev // Legal Bulletin of Dagestan State University. 2015. Vol. 15. № 3.
5. Anashkin A.A. Methodological recommendations for the prevention of offenses among young people / A.A. Anashkin // Innovative potential of youth: information, social and economic security: materials of the International Youth Research Conference (Yekaterinburg, December 4-5, 2017). Yekaterinburg : UrFU, 2017.
6. Kasyanov V.V. Problems of organizing physical recreation of youth in the context of the implementation of state youth policy in modern Russia / V.V. Kasyanov, P.S. Samygin, N.I. Gorlova // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2022. № 10.
7. Samygin P.S. Legal education and formation of legal culture of modern Russian student youth / P.S. Samygin, S.I. Samygin, M.Yu. Popov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2019. № 10.
8. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of development of legal literacy and legal awareness of citizens (approved by the President of the Russian Federation on 04/28/2011 № Pr-1168). URL : http://consultant.ru «document/cons_doc_LAW_113761 (date of application 02.07.2024).
9. Kasyanov V.V. State youth policy of the Russian Federation of the late XX - early XXI century: historical experience of development and implementation. Krasnodar : Kuban State University, 2022.
10. Savkina N.G. Prevention of offenses and antisocial behavior / N.G. Savkina, V.V. Aksenova // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2014. № 3.
11. Shatalov E.A. Youth crime and the main directions of countering it / E.A. Shatalov, K.V. Moldavanov. M. : Prospekt, 2021.
References:
Информация об авторах
Касьянов Валерий Васильевич
доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,
декан факультета журналистики, заведующий кафедрой истории России факультета истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет ORCID 0000-0002-9844-1802 [email protected]
Valéry V. Kasyanov
Doctor of Sociology,
Doctor of Historical Sciences,
Professor,
Dean of the Faculty of Journalism,
Head of the Department of Russian History
Faculty of History, Sociology
and International Relations,
Kuban State University
ORCID 0000-0002-9844-1802
кандидат социологических наук, доцент кафедры истории России факультета истории, социологии и международных отношений,
ORCID 0009-0007-3494-4332 [email protected]
Кубанский государственный университет
Манучарян Артур Константинович
Artur K. Manucharyan
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of History of Russia Faculty of History, Sociology and International Relations, Kuban State University ORCID 0009-0007-3494-4332 [email protected]
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Самыгин Петр Сергеевич
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет ОЯСЮ 0000-0002-6690-0277 [email protected]
Peter S. Samygin
Doctor of Sociology, Professor,
Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics ORCID 0000-0002-6690-0277 [email protected]