УДК 316
DOI 10.23672^4750-3087-1480^
Жидяева Елена Сергеевна
кандидат социологических наук, доцент,
доцент кафедры педагогики и межкультурных коммуникаций, Академия маркетинга и социально-информационных технологий [email protected]
Попов Михаил Юрьевич
доктор социологических наук,
профессор
Самыгин Петр Сергеевич
доктор социологических наук, доцент,
профессор кафедры
теории и истории государства и права,
Ростовский государственный
экономический университет
Правовая культура
современной российской молодежи в условиях возрастающей социальной неопределенности
Elena S. Zhidyaeva
Candidate of Sociological Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of the Department
of Pedagogy and Intercultural
Communications,
Academy of Marketing and Social
and Information Technologies
Mikhail Yu. Popov
Doctor of Sociological Sciences,
Professor
Peter S. Samygin
Doctor of Sociology,
Associate Professor,
Professor of the Department
Theory and History of State and Law,
Rostov State
University of Economics
Legal culture
of modern russian youth in conditions of increasing social uncertainty
Аннотация. В статье анализируются особенности формирования правовой культуры российской молодежи в условиях возрастающей социальной неопределенности и показывается, что в данных условиях стихийная составляющая процесса правовой социализации начинает доминировать над целенаправленной составляющей, что имеет неизбежным следствием формирование различных дефектов в правовосознании молодежи, которые выступают в качестве причин совершения молодыми людьми различных правонарушений. Авторы отмечают, что на формирование правовой культуры молодежи в настоящее время существенное негативное воздействие оказывает высокий уровень правовой незащищенности представителей данной социально-демографической группы: по этой причине требуется, наряду с усилением воспитательного воздействия на молодежь, повысить и уровень ее правовой защищенности, улучшить ее социально-экономическое положение, создав условия для полноценной самореализации молодежи в различных сферах жизнедеятельности российского общества.
Ключевые слова: молодежь, право, правовая культура, правовая социализация, правовое воспитание, правосознание, правовое поведение, правовая защита, социальная неопределенность, социальный риск.
Annotation. The article analyzes the peculiarities of the formation of the legal culture of Russian youth in conditions of increasing social uncertainty and shows that in these conditions the spontaneous component of the process of legal socialization begins to dominate over the purposeful component, which has the inevitable consequence of the formation of various defects in the legal consciousness of young people, which act as the reasons for the commission of various offenses by young people. The authors note that the formation of the legal culture of young people is currently significantly negatively affected by the high level of legal insecurity of representatives of this socio-demographic group: for this reason, along with strengthening the educational impact on young people, it is necessary to increase the level of their legal protection, improve their socio-economic situation, creating conditions for the full self-realization of youth in various spheres of life of the Russian society.
Keywords: youth, law, legal culture, legal socialization, legal education, legal awareness, legal behavior, legal protection, social uncertainty, social risk.
Одной из значимых тенденций развития современного общества выступает рост социальной неопределенности, которая на индивидуально-личностном уровне находит проявление в распаде ценностных, мотивационных структур, а также в доминировании спонтанно возникающих моделей поведения. В условиях социальной неопределенности регулирование различных социальных взаимодействий осуществляется в большей степени посредством «стихийно складывающихся на практике и быстро габитуализирую-щихся неформальных норм», нежели на основе правовых регуляторов [1, с. 8]. В данной ситуации, существующие политико-правовые институты могут функционировать преимущественно формально и находиться фактически отдельно от рядовых акторов и их практической жизнедеятельности, зачастую, приобретающей противоправный характер. Соответствующим образом изменяется и система ценностей, представлений, существующих на уровне массового сознания, которое становится чрезвычайно терпимым к нарушениям как правовых, так и моральных норм. Здесь важное значение приобретает проблема формирования правовой культуры: как справедливо отмечает В.И. Чупров, повышение уровня правовой культуры молодежи в условиях неопределенности будет способствовать «сохранению меры в реализации групповых и общественных интересов в саморегуляции» социального поведения представителей рассматриваемой демографической группы. Указанный исследователь определяет правовую культуру как совокупность знаний, ценностей и установок личности (группы) относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия как субъектов правовых отношений [2, с. 37].
В специальных исследованиях правовая культура рассматривается в качестве сложного комплекса явлений правовой жизни, важнейшими из которых является правовое сознание и правовое поведение. Уровень правовой культуры целесообразно рассматривать как интегральный показатель, который характеризует степень развитости право-восознания молодых людей и отражения последнего в их реальном поведении.
С точки зрения В.И. Чупрова, структура правовой культура применительно к молодежи имеет два уровня: уровень общественных и правовых институтов, который предстает как объективный феномен, и собственно субъективный уровень, отражающий особенности группового и индивидуального правосознания и правового поведения молодежи.
Первый уровень включает, так называемое, правовое пространство жизнедеятельности молодых людей в условиях национальной правовой системы, которая призвана обеспечивать реализацию прав представителей молодежи [3, с. 165]. Здесь важное значение приобретает степень эффективности функционирующих механизмов правовой защиты законных прав и интересов молодых людей в различных сферах общественной жизни, конкретных ситуациях, связанных с правом.
Очевидно, что в условиях правовой незащищенности в сознании молодежи не может сформироваться уважительное отношение к праву и закону, возникнуть высокий уровень доверия к государству, его правовой системе, конкретным правоохранительным органам.
В правовом сознании молодежи находят отражение как существующие взгляды, нормы и представления, так и реальные процессы, которые проистекают в правовой сфере жизнедеятельности конкретного общества. При этом, по мнению В.И. Чупрова, отражение в сознании молодежи конкретных правовых реалий имеет определенную специфику, во многом детерминированную различными возрастными и психологическими особенностями молодых людей, значительная часть которых выступает в качестве «становящихся субъектов социальных отношений» [3, с. 166]. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что основы правовой культуры и правосознания личности «закладываются в раннем подростковом возрасте». В данном контексте немаловажное значение приобретает то обстоятельство, что именно подростки в реальной действительности сталкиваются с множеством нарушений прав и свобод, проявлениями, так называемой, дискриминации по возрастному признаку (эйджизм). Низкий уровень правовой защищенности коррелируется с невысоким уровнем правового образования последних, что характерно и для значительной части молодых людей, представляющих старшие группы молодежи. Неизбежным следствием этого оказывается высокая степень распространенности различных форм девиантного и противоправного поведения в молодежной среде. В соответствии с итоговым выводом, сделанным В.И. Чупровым на основании материалов прикладных исследований правосознания молодежи, именно неуверенность в собственной защищенности со стороны закона оказывает наиболее разрушительное воздействие на правовую культуру [3, с. 168-169].
По мнению И.В. Староверовой, автора диссертационного исследования, посвященного правовой культуре молодежи на этапе социального старта, правосознание последней как центральный компонент правовой культуры характеризуется, с одной стороны, такими чертами, как лабильность, экстремальность и трансгрессивность, которые находят отражение в различных проявлениях противоправного молодежи, а также, с другой стороны, и различными отклонениями, связанными с неопределенностью социального старта представителей молодежи на современном этапе развития российского общества, отличающегося перманентным возрастанием неопределенности и рисков [4, с. 10]. В условиях социальной неопределенности стихийная составляющая процесса правовой социализации начинает доминировать над целенаправленной составляющей, что имеет неизбежным следствием формирование различных дефектов в правовосознании молодежи, которые, в свою очередь, являются причинами совершения молодыми людьми различных правонарушений. Повышение удельного веса стихийной социализации происходит параллельно с ростом значимости информационно-коммуника-
ционных технологий в жизнедеятельности молодежи, которые также не всегда оказывают позитивное воздействие на их правовую культуру. Так, в специальных исследованиях, посвященных влиянию Интернета и других современных СМИ на правовое сознание молодежи, подчеркивается, что последние нередко транслируют большое количество сообщений криминальной направленности, что не способствует формированию высокой правовой культуры, так как молодые люди зачастую не способны критически воспринимать данную информацию и реагировать на нее адекватным образом [5, с. 12].
С точки зрения О.И. Анненко, правовая культура молодежи отличается наличием большого разрыва между «институциональными нормативными фигурами» и характером реальных социальных практик, увеличением роли так называемых неформальных «правил игры», преобладанием в системе социального регулирования криминальных «правил» над официальными правовыми нормами. Интересно, что данный автор констатирует наличие тенденции к увеличению наряду с традиционными формами девиантного поведения молодежи (алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение) ультрасовременных форм, включающих национализм, расизм, терроризм [6, с. 11]. Как показывают материалы многолетних эмпирических исследований Центра социального прогнозирования и Института социологических исследований РАН, посвященных изучению ценностных установок и мировоззрения молодежи, правосознание как центральный компонент правовой культуры молодежи отличается аморфностью и эклектичностью, что проявляется, в том числе, в отношении к законам. Установка на полное законопослушание, в частности, характерна не более чем для четверти молодежи (при этом почти половина опрошенных молодых людей полагают, что законы необходимо соблюдать только в том случае, если это делают и представители власти).
На правосознание молодежи, в соответствии с выводами, сделанными М.К. Горшковым и Ф.Э. Ше-реги, оказывают сильное влияние «господствующие социальные отношения», уровень защищенности основных прав и свобод молодежи. Что касается рассматриваемой защищенности, то молодые люди, как показывают результаты опросов, удовлетворены ей не в полной мере: полностью защищенными, в частности, свои права считает довольно незначительная часть молодых людей (6,9 %) [7, с. 115].
Эмпирические данные также свидетельствуют о том, что наиболее критичное отношение к законам и правовой системе, в целом, характерно именно для тех представителей молодежи, чьи права были, тем или иным образом, ущемлены. Отсюда проистекает и наличие скептического отношения у части молодежи к функциональным возможностям правоохранительных органов: в случае необходимости защитить свои права значительная часть молодежи предпочитает обращаться не в правоохранительные органы или в суд, а к знакомым или родственникам (38,2 %) или даже использовать неформальные связи и взятки (35,3 %) [7, с. 116].
Правовая культура современной молодежи вообще характеризуется наличием глубоких противоречий, что характерно и для представителей других социально-демографических групп в российском обществе: россияне, в целом, как считает Ю.Р. Вишневский, высоко оценивают значимость законности и правопорядка, нередко при этом, обвиняя в беззаконии представителей власти, и одновременно с этим, связывают с властью свои надежды на восстановление порядка, снимая с себя ответственность за соблюдение закона.
Таким образом, вполне естественное для людей стремление к законному порядку и правовой стабильности не сопровождается стремлением добиваться установления законности своими собственными усилиями. Неукоснительное соблюдение закона не становится для молодых людей «императивом личного поведения» (это подтверждается и результатами эмпирических исследований, о чем мы уже писали выше): требование соблюдать закон представители молодежи, как и другие категории населения, склонны адресовать скорее другим людям, нежели самим себе [8, с. 1245-1246].
Подобная амбивалентность правового сознания россиян, по мнению Ю.Р. Вишневского, является существенным препятствием на пути построения гражданского общества, усугубляя атомизацию общества, в целом, усиливая «взаимную отчужденность и подозрительность». В соответствии с эмпирическими данными, приведенными указанным автором, в сознании представителей российской молодежи имеются вполне цивилизованные представления о сущности законов и роли последних в системе социального регулирования, однако молодежь, в то же время, относится к закону как к «чему-то необязательному». Причем, мотивация нарушения закона у значительной части молодежи является достаточно прагматичной: некоторые молодые люди, в частности, готовы пойти на нарушение закона «ради пользы дела». В данном случае, позиция рассматриваемой группы молодежи о необязательности соблюдения законов может быть описана известной формулой, согласно которой «цель оправдывает средства» [8, с. 1247-1248].
Результаты многочисленных социологических исследований свидетельствуют о том, что на отношение молодежи к закону влияет уровень ее правовой защищенности: чем хуже оценивают молодые люди степень защиты их прав и свобод со стороны государства, тем хуже, как правило, они относятся к законам и правовой системе в целом.
Таким образом, можно констатировать, что состояние системы правовой защиты непосредственно отражается на правовой культуре молодежи, представители которой дают определенную оценку степени эффективности функционирования данной системы.
Совершенно очевидно, что в том случае, когда правовые нормы существуют не только формально, но и реализуются на практике, люди воспринимают существующую систему правовой
защиты как высокоэффективную, что находит непосредственное отражение в их правовом сознании, формирует ощущение высокой правовой защищенности. Рассматриваемое состояние правовой защищенности приобретает особую актуальность применительно к молодежи, являющейся становящимся субъектом социальных отношений и находящейся в наиболее активной стадии процесса правовой социализации, в рамках которого происходит формирование основополагающих правовых ценностей и установок. В том случае, когда у молодых людей появляются обоснованные сомнения в справедливости и эффективности функционирующей правовой системы, формируется устойчивое осознание собственной правовой незащищенности, существует высокий риск становления у них правовых установок нигилистического характера и прочих деформаций и дефектов правосознания. Многие исследователи совершенно справедливо подчеркивают, что право не может стать ценностью в том случае, если оно только провозглашается или декларируется, но не реализуется в конкретных отношениях, которые подпадают под регулирование посредством норм права [1, с. 107]. В условиях возрастающей социальной неопределенности происходит повышение уровня правовой незащищенности, учащаются случаи нарушений прав и свобод различных групп населения, и, в том числе, молодежи. Так, в условиях пандемии СОУЮ-19 наблюдались многочисленные случаи нарушения прав и свобод населения страны, происходящие параллельно с устанавливаемыми ограничениями конституционных прав и свобод граждан, негативно воспринятыми многими россиянами, справедливо отмечавшими их непоследовательный и противоречивый характер.
По оценкам А.М. Кондауровой, в период пандемии у многих молодых людей произошла деформация позитивных правовых идей, а также убеждений и чувств, что имело неизбежным следствием усиление негативного отношения к действующему праву, законности и правопорядку [9, с. 71]. По ее мнению, рассматриваемый период времени, характеризующийся ростом социальной неопределенности, отмечен усилением деформации правосознания в молодежной среде, которая, в свою очередь, приводит к росту совершаемых молодыми людьми правонарушений различной направленности. В сложившейся ситуации значительная часть граждан, как отмечает А.М. Кондаурова, «перестала видеть смысл в соблюдении правовых норм», что происходит параллельно со снижением уровня доверия к власти.
Так, на начальном этапе пандемии Центром социального проектирования «Платформа» было проведено социологическое исследование, результаты которого показали, что значительная часть россиян (61 %) в рассматриваемый период времени стали меньше доверять решениям, принимаемым органами государственной власти, и верить в способность государства в целом оказывать реальную поддержку гражданам в период кризисного развития российского общества. Кризисные процессы, имеющие место в нашей
стране и усугубленные пандемией, а также, началом проведения специальной военной операции на Украине, несут в себе высокий потенциал рисков в сфере правового сознания и поведения молодежи в связи с тем, что неизбежным следствием рассматриваемых кризисных процессов становятся нарушения в динамике и содержании процессов первичной и вторичной социализации молодежи. Последние, в свою очередь, оборачиваются формированием различных девиантных и делинквентных отклонений в поведении молодежи, криминализации правосознания представителей рассматриваемой социально-демографической группы.
Подобная ситуация, характеризующаяся ростом социальной нестабильности и неопределенности, имела место в нашей стране в 1990-е годы, когда на фоне системного социально-экономического кризиса российского общества, находящегося на переходном этапе развития от советской социалистической к новой капиталистической модели общественного развития, произошло крушение прежних идеалов и образование идеологического вакуума, сопровождавшихся значительным увеличением масштабов преступности. На современном этапе развития российского общества, сохраняющиеся на всех этапах развития постсоветской России системные проблемы, связанные с глубоким социальным расслоением населения, масштабной коррупцией, бедностью основной массы россиян, усугубляются новыми негативными факторами социально-экономического характера, связанными с последствиями пандемии и санкций, явившихся следствием начавшейся спецоперации. В кризисные периоды именно молодежь обыкновенно оказывается в числе наиболее пострадавших групп вследствие нестабильности материального положения, неустойчивости социально-экономического статуса, несформиро-ванности ценностных установок и ориентаций [10, с. 95].
Та ки м образом, в условиях снижения уровня благосостояния молодежи, ухудшения ситуации в области правовой защиты представителей рассматриваемой группы, возможны нарушения процессов правовой социализации, включающие формирование нигилистических правовых ценностей, устойчивого негативного отношения и недоверия к государству и его правовой системе, что при наиболее негативном варианте может обернуться масштабным проникновением в молодежную среду криминальной идеологии и организованной преступности, повлечь за собой радикальное увеличение масштабов молодежной преступности. По этой причине, наряду с усилением воспитательного воздействия на молодежь, включающего целенаправленное внедрение в сознание молодых людей ценностей и идеалов высокой правовой культуры, требуется также усилить уровень правовой защищенности молодежи и улучшить ее социально-экономическое положение, создав условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизнедеятельности российского общества.
Литература:
1. Самыгин П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов-н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2007.
2. ЗубокЮ.А. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. 2006. № 6.
3. Чупров В.И. Правовая культура молодежи в изменяющейся социальной реальности / В.И. Чупров // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 3.
4. Староверова И.В. Правовая культура молодежи на этапе социального старта : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010.
5. Курносенко А.А. Интернет в процессе формирования правовой культуры молодежи в условиях трансформирующегося российского общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук, Краснодар, 2016.
6. Анненко О.В. Правовая культура современной российской молодежи: философский анализ : ав-тореф. дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2007.
7. Горшков М.К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : ФНИСЦ РАН, 2020.
8. Вишневский Ю.Р. Правовая культура молодежи: методология, опыт эмпирического исследования / Ю.Р. Вишневский // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы XVIII Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана. Екатеринбург, 2015.
9. Кондаурова А.М. Пути повышения уровня правосознания в студенческой среде в период пандемии / А.М. Кондаурова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3.
10. Жизненное проектирование молодежи в условиях социальной неопределенности в современном российском обществе / П.С. Самыгин [и др.] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 3.
Literature:
1. Samygin P.S. Social uncertainty and legal socialization of students in Russia. Rostov-on/D/ : SFU Publishing House, 2007.
2. Zubok Yu.A. Legal culture of youth in the perspective of transformational strategies / Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov // Sociological research. 2006. № 6.
3. Chuprov V.I. Legal culture of youth in changing social reality / V.I. Chuprov // Social and humanitarian knowledge. 2014. № 3.
4. Staroverova I.V. Legal culture of youth at the stage of social start : abstract of the dis. ... of the cand. of social. sciences. M., 2010.
5. Kurnosenko A.A. The Internet in the process of forming the legal culture of youth in a transforming Russian society : abstract of the dis. ... of the Candidate of sociol. sciences, Krasnodar, 2016.
6. Annenko O.V. Legal culture of modern Russian youth: philosophical analysis : abstract of the dis. . of cand. of philosophical sciences. Stavropol, 2007.
7. Gorshkov M.K. Youth of Russia in the mirror of sociology. To the results of long-term research / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. : FNISTC RAS, 2020.
8. Vishnevsky Yu.R. Legal culture of youth: methodology, empirical research experience / Yu.R. Vishnevsky // Culture, personality, society in the modern world: methodology, empirical research experience. Materials of the XVIII International Conference in Memory of Professor L.N. Kogan. Yekaterinburg, 2015.
9. Kondaurova A.M. Ways to increase the level of legal awareness among students during the pandemic / A.M. Kondaurova // Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society. 2021. № 3.
10. Life projection of youth in conditions of social uncertainty in modern Russian society / P.S. Samygin [et al.] // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021. № 3.