Научная статья на тему 'Предупреждение незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, правовыми способами'

Предупреждение незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, правовыми способами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оружие / оружие / имеющее особую ценность / оборот оружия / причины и условия преступности / личность преступника / предупреждение преступности / weapons / weapons of particular value / weapons circulation / causes and conditions of crime / the identity of the offender / crime prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пушкарев Артемий Леонидович

В статье рассмотрены вопросы, возникающие при противодействии незаконному обороту оружия, имеющего особую ценность. Дано определение оружия, имеющего особую ценность, обозначены его основные виды. Обозначены основные уголовно-правовые и криминологические характеристики незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность. Показана взаимосвязь с незаконным оборотом оружия и незаконным оборотом предметов, имеющих особую ценность. Обозначены правовые способы предупреждения незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, дан их анализ с позиции гражданского, уголовного и административного права, а также криминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of illegal trafficking of special value weapons by legal methods

The article deals with the issues that arise in countering the illegal circulation of weapons of particular value. A definition of a weapon of particular value is given, its main types are indicated. The main criminal-legal and criminological characteristics of the illegal circulation of weapons, which are of particular value, are outlined. The relationship with illicit arms trafficking and illicit trafficking in items of particular value is shown. Legal methods of preventing illegal circulation of weapons, which are of particular value, are outlined, and their analysis is given from the standpoint of civil, criminal and administrative law, as well as criminology.

Текст научной работы на тему «Предупреждение незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, правовыми способами»

УДК 343.97

Предупреждение незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, правовыми способами

Пушкарев Артемий Леонидович,

Уральский юридический институт МВД России,

e-mail: fortune79@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы, возникающие при противодействии незаконному обороту оружия, имеющего особую ценность. Дано определение оружия, имеющего особую ценность, обозначены его основные виды. Обозначены основные уголовно-правовые и криминологические характеристики незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность. Показана взаимосвязь с незаконным оборотом оружия и незаконным оборотом предметов, имеющих особую ценность. Обозначены правовые способы предупреждения незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, дан их анализ с позиции гражданского, уголовного и административного права, а также криминологии.

Ключевые слова: оружие; оружие, имеющее особую ценность; оборот оружия; причины и условия преступности; личность преступника; предупреждение преступности.

Prevention of illegal trafficking of special value weapons by legal methods

Pushkarev Artemy Leonidovich,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

The article deals with the issues that arise in countering the illegal circulation of weapons of particular value. A definition of a weapon of particular value is given, its main types are indicated. The main criminal-legal and criminological characteristics of the illegal circulation of weapons, which are of particular value, are outlined. The relationship with illicit arms trafficking and illicit trafficking in items of particular value is shown. Legal methods of preventing illegal circulation of weapons, which are of particular value, are outlined, and their analysis is given from the standpoint of civil, criminal and administrative law, as well as criminology.

Key words: weapons; weapons of particular value; weapons circulation; causes and conditions of crime; the identity of the offender; crime prevention.

Неотъемлемой частью культурно-исторического наследия России является оружие, имеющее особую ценность. Многовековая история Отечества включает исторические периоды, связанные с вооруженной борьбой нашего народа против иноземных захватчиков. По этой причине оружие приобрело в нашей культуре особый статус, стало символизировать силу, доблесть и независимость. Особое отношение к оружию привело также к формированию самостоятельного направления декоративного искусства - художественно украшенного оружия. Над повышением эффективности оружия потрудилась отечественная и мировая наука. По этой причине многие экземпляры оружия стали научной ценностью, ознаменовав собой значимые вехи оружейного конструкторского творчества. Хоть и не бесспорно, но к данной категории оружия могут быть отнесены и образцы оружия, пусть не обладающие всеобщим, универсальным культурно-историческим и научным значением, но

имеющие особую ценность для конкретного человека или семьи1.

Все, перечисленные выше образцы оружия, требуют особого отношения, выражающегося, в частности, в обеспечении его сохранности, стимулировании его использования в культурно-просветительской и научной сферах, развитии его гражданского оборота.

Для обеспечения эффективного использования рассматриваемого вида оружия в общественно значимых целях требуется адекватное законодательное закрепление его специального правового режима. К сожалению, необходимо констатировать, что в настоящее время правовое регулирование оборота

1 В подтверждение этого тезиса рекомендуем ознакомиться с мнением доктора юридических наук, профессора, ветерана Великой Отечественной войны З. М. Черниловского, высказанного им по поводу личного владения оружием в книге (см.: Черниловский З. М. Записки командира роты. Москва, 2002).

оружия, имеющего особую ценность, далеко от совершенства и требует дальнейшего развития1.

Экземпляры рассматриваемого вида оружия, относясь к культурно-историческим ценностям, обладают большей материальной ценностью, выступают предметом разнообразных гражданско-правовых сделок и фактических действий. Однако это происходит в условиях неудовлетворительного правового регулирования, что приводит к многочисленным фактам его незаконного оборота, большая часть из которых латентна. Необходимо признать, что некоторые факты действительно носят криминальный характер, но не малое количество детерминировано несовершенством правового режима, то есть не имеет общественной опасности и криминогенных свойств.

Изучение действующих норм уголовного права показывает, что в нем отсутствует дифференциация ответственности за незаконный оборот оружия и незаконный оборот оружия, имеющего особую ценность. В качестве примера можно привести широко известное дело гр. У., рассмотренное Конституционным Судом РФ2.

Вместе с тем оружие, имеющее особую ценность, остается оружием, то есть сохраняет свои поражающие свойства, может быть использовано в преступных целях или стать источником причинения смерти (увечия, травмы) в результате несчастного случая или некомпетентного обращения. Это обстоятельство препятствует либерализации специального правового режима, требует взвешенных ограничений, запретов и мер ответственности. Незаконный оборот оружия, имеющего особую ценность, по своей общественной опасности и криминологической характеристике существенно отличается от незаконного оборота оружия в целом.

Наличие ряда норм, содержащихся в законодательных и подзаконных актах3 и регулирующих оборот оружия, имеющего особую ценность, не удовлетворяет в полной мере потребностям и ожиданиям

1 См.: Корецкий Д. А. Криминальная армалогия: учение о правовом режиме оружия. СПб., 2006. С. 15-73.

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой гражданки Н. В. Урюпи-ной» // СПС «Гарант».

3 См.: постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»; постановление Правительства РФ

от 4 сентября 2019 г. № 1151 «Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия», постановление Правительства РФ от 5 июня 2020 г. № 827 «Об утверждении Правил приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, государственными и муниципальными музеями» и др.

современного общества по упорядочиванию данной сферы. Такое состояние нормативно-правового регулирования оборота оружия, имеющего особую ценность, негативно сказывается в том числе на предупреждении незаконного оборота оружия. Поэтому мы полагаем, что повышение эффективности предупреждения незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, в первую очередь должно опираться на совершенствование нормативно-правового регулирования его оборота.

В ряду основных правовых проблем, создающих существенные затруднения эффективной предупредительной деятельности, выделяется проблема определения понятия оружия, имеющего особую ценность. Одним из аспектов этой проблемы является обеспечение межотраслевого согласования данного термина, так как оборот этого вида оружия регулируется гражданским правом, ограничения устанавливаются административным правом (в области оборота оружия и в области оборота культурных ценностей), а ответственность за преступления в данной сфере установлены правом уголовным.

Административное законодательство в области оборота оружия использует понятия «оружие, имеющее культурную ценность» и «старинное антикварное оружие»4.

В свою очередь, уголовное законодательство , устанавливающее ответственность за нарушение правил оборота оружия, имеющего особую ценность, оперирует значительно большим количеством близких по смыслу понятий, потенциально способных охватывать оружие, имеющее особую ценность: «имущество», «огнестрельное оружие», «огнестрельное оружие ограниченного поражения», «газовое оружие», «гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие», «комплектующие детали к огнестрельному оружию», «основные части огнестрельного оружия», «холодное оружие (в том числе метательное оружие)», «ядерное, химическое и другие виды оружия массового поражения», «археологический предмет», «выявленный объект археологического наследия», «выявленный объект культурного наследия», «культурная ценность», «объект археологического наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», «объект культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенный в Список всемирного наследия», «объект, взятый под охрану государства», «особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации», «предмет, имеющий особую культурную ценность», «предмет, имеющий особую историческую, научную, художественную или культурную ценность».

При этом уголовный закон при конструировании составов преступлений не использует понятий «ору-

4 См.: ст. 1 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (далее - Закон об оружии) // СПС «Гарант».

жие, имеющее культурную ценность» и «старинное (антикварное) оружие», УКАЗАННЫХ в Законе об оружии. Однако это не означает, что общественные отношения, связанные с данными предметами, не получили уголовно-правовой охраны. эТИ общественные отношения защищены уголовным правом в рамках защиты институтов собственности, оборота оружия и оборота культурных ценностей.

Таким образом, получается, что относительно самостоятельные общественные отношения в области оборота и использования оружия, имеющего особую ценность, оказываются лишенными специальной уголовно-правовой защиты, а уголовные составы, защищающие их, разбросаны по нескольким главам УК РФ. Мы считаем, что при этом не учитываются в достаточной степени юридически значимые особенности данных отношений, их социальная, экономическая и криминологическая природа.

Решение проблемы соотношения понятий, используемых гражданским, административным и уголовным правом, лежит в постепенном сближении категориального аппарата названных отраслей. При этом основой такого сближения должны стать нормы международного права, регулирующие отношения в этой области.

Рассмотрим ДАННЫЙ вопрос подробнее. Так, в ст. 1 Закона об оружии под оружием, имеющим культурную ценность понимается оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в том числе старинное (антикварное) оружие.

В свою очередь, старинное антикварное оружие определяется как огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 г. (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 г.

В отношении легального определения понятия старинного (антикварного) оружия хотелось бы обратить внимание на два момента.

Во-первых, из определения оружия, имеющего культурную ценность, видно, что старинное (антикварное) оружие является его разновидностью. Однако в п. 6 ч. 2 ст. 3 Закона об оружии старинное (антикварное) оружие выделено в качестве самостоятельной разновидности оружия, используемого в культурных и образовательных целях. Соблюдение правил формальной логики при построении классификаций правовых понятий требует внести изменения в ДАННУЮ норму, исключив из нее указание на старинное (антикварное) оружие.

Во-вторых, еще более важным вопросом, требующим критического осмысления, является вопрос о соотношении (соответствии) определения понятия «старинное (антикварное) оружие» с нормами международного права1.

Так, в ст. 1 Конвенция ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (Париж, 14 ноября 1970 г.) культурные ценности определены как ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, истории, литературы, искусства и науки и подпадающие под одну из пятнадцати указанных категорий.

В перечисленных категориях старинное оружие необходимо относить к ценностям категории: «Ь» (история, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также ценности, связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями), «с» (археологические находки и археологические открытия), «е» (старинные предметы более чем 100-летней давности). Как видно, из причисления оружия к группе предметов, обладающих культурной ценностью, оружию необходимо относиться к истории или быть связанным с выдающейся личностью, или быть обнаруженным в ходе археологических раскопок, или быть старше 100 лет.

Отечественное законодательство об оружии предусматривает несколько иные основания отнесения оружия к категории старинного (антикварного), дифференцируя основания отнесения в зависимости от вида оружия.

Таким образом, правоприменительная практика, в том числе уголовно-правовая, получает размытые ориентиры для отнесения оружия к культурным ценностям (антиквариату) по признаку его возраста. Для устранения данного противоречия считаем необходимым привести определение старинного (антикварного) оружия в соответствие с действующим международным законодательством.

Также требует своего исследования понятие незаконного оборота оружия. Понятие «незаконный оборот оружия» не получило нормативного закрепления, однако достаточно широко используется в нормативных правовых и правоприменительных актах, а также в научной литературе2 и повседневном обиходе.

1 Задоян А. А., Мацкевич И. М., Чучаев А. И. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия. М., 2017. С. 78-99.

2 Достаточно сказать, что по темам, связанным с предупреждением незаконного оборота оружия, написано и защищено несколько десятков диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора юридических наук, опубликовано большое количество монографий (см., например: Веселова Е. В. Административно-правовое регулирование оборота оружия, имеющего культурную ценность: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009, Корецкий Д. А., Солоницкая Э. В. Оружие и его незаконный оборот: криминологическая

Незаконный оборот оружия, имеющего особую ценность, выступает в качестве относительно самостоятельного криминального явления, находящегося в тесной взаимосвязи с незаконным оборотом оружия и незаконным оборотом предметов, имеющих культурно-историческую ценность.

Очевидно, что незаконный оборот происходит от оборота законного, выступая его антиподом. Несмотря на то, что вопросы природы и характеристик незаконного оборота оружия получили широкое освещение в научной литературе, многие аспекты данной проблемы остаются неизученными или спорными.

Понятие оборота оружия закреплено в ст. 1 Закона об оружии, где под ним понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации. Как видно, законодатель пошел по пути закрепления закрытого перечня действий, составляющих содержание оборота оружия.

Однако такой способ вряд ли можно считать удачным. Оборот оружия является частью такого большого социально-экономического явления как гражданский оборот. Последний, в свою очередь, подчиняется регулирующему воздействию гражданского права и лишь в ограниченных пределах (субсидиарно) права административного.

В основу гражданского оборота положена гарантированная государством свобода действий его участников1. Эта свобода распространяется на выбор как участников таких отношений (контрагентов), так и форм взаимодействия с ними. В этой связи ограниченный перечень действий, включаемых в оборот оружия, противоречит общим началам гражданского оборота, неотъемлемой частью которого выступает оборот оружия.

В такой ситуации следует либо сделать вывод о том, что оборот оружия представляет собой самостоятельное социально-экономическое явление, не входящее в гражданский оборот, что, как мы показали, ошибочно, либо необходимо признать формулировки административного закона несоответствующими природе регулируемых отношений.

Также заметим, что действия, включенные в содержание гражданского оборота, имеют как юридический, так и фактический характер, что делает размытой границы наполняемого ими понятия. Обратим внимание на еще один недостаток, относящийся к межотраслевому согласованию терминов в области оборота оружия и предупреждения его незаконного

характеристика и предупреждение. СПб., 2006, Шелковни-кова Е. Д. Актуальные проблемы правового регулирования частного коллекционирования антикварного оружия // Научный портал МВД России. 2008. № 2. С. 19-24 и др.

1 См.: ст. 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации

(часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «Гарант».

оборота. Речь идет о неполном соответствии используемых терминов, обозначающих элементы оборота оружия в гражданском, административном и уголовном праве, что также требует нормативного согласования.

Раскрывая содержание предупреждения незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, необходимо остановиться на следующих моментах.

Меры предупреждения преступности чрезвычайно многообразны. В науке существуют различные их классификации. В качестве основной классификации мы считаем нужным назвать классификацию по содержанию применяемых мер. По содержанию применяемых мер выделяются социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, воспитательные, технические, правовые и т. п.2

Все перечисленные меры реализуются в правовом поле государства и должны быть отражены в правовых актах. По этой причине правовые меры предупреждения незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, носят универсальный характер и влияют на все иные меры предупреждения, особенно на их результативность.

Исключительно важно, чтобы юридическое закрепление всех перечисленных мер, их содержание, механизм реализации и даже юридическая техника были адекватны природе соответствующих общественных отношений, криминологической характеристике предупреждаемого криминального явления и его общественной опасности.

В процессе работы над совершенствованием законодательства в области предупреждения незаконного оборота оружия, имеющего особую ценность, следует исходить из понятия предупреждения его незаконного оборота как системы многоуровневых и разнохарактерных мер, направленных на устранение (ослабление) причин и условий преступлений и административных правонарушений в сфере оборота оружия, имеющего особую ценность, а также воздействия на лиц, имеющих возможность совершить данные правонарушения с целью сокращения данного криминального явления.

Таким образом, можно сделать вывод, что существующие общественные отношения в сфере оборота оружия, имеющего особую ценность, не получили должного правового регулирования. Это препятствует реализации их общественно полезного потенциала, нарушает права и законные интересы их участников, создает предпосылки необоснованному привлечению к уголовной ответственности лиц, в чьих деяниях отсутствует общественная опасность или она не соответствует тяжести налагаемых санкций. Кроме того, несовершенство законодательства в рассматриваемой области способствует искусственной криминализации сферы оборота оружия, имеющего особую ценность, затрудняет предупредительную работу в отношении реально имеющих место форм его незаконного оборота.

2 Задоян А. А., Мацкевич И. М., Чучаев А. И. Указ. соч. С. 99.

Решением указанной проблемы является глубокое изучение социально-экономической и криминологической природы оборота оружия, имеющего особую ценность, совершенствование законодательства в этой сфере, направленное на межотраслевое согласование понятий и правовых конструкций, их соотнесение с действующими нормами международного права и при условии учета криминологических особенностей данной сферы.

Библиографический список

1. Веселова Е. В. Административно-правовое регулирование оборота оружия, имеющего культурную ценность: дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Веселова. -Москва, 2009. - 181 с.

2. Задоян А. А. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия: мо-ногр. / А. А. Задоян, И. М. Мацкевич, А. И. Чучаев. - Москва: Проспект, 2017. - 128 с.;

3. Корецкий Д. А. Криминальная армалогия: учение о правовом режиме оружия / Д. А. Корецкий. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2006. - 547 с.

4. Корецкий Д. А. Оружие и его незаконный оборот: криминологическая характеристика и предупреждение/ Д. А. Корецкий, Э. В. Солоницкая. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2006. - 258 с.;

5. Шелковникова Е. Д. Актуальные проблемы правового регулирования частного коллекциониро-

вания антикварного оружия / Е. Д. Шелковникова // Научный портал МВД России. - 2008. - № 2. - С. 19-24.

6. Черниловский З.М. Записки командира роты / З. М. Черниловский. - Москва, 2002. - 52 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Veselova E. V. Administrativno-pravovoe regulirovanie oborota oruzhiya, imeyushchego kul'turnuyu cennost': dis. ... kand. yurid. nauk / E. V. Veselova. - Moskva, 2009. - 181 s.

2. Zadoyan A. A. Problemy kriminologicheskogo preduprezhdeniya nezakonnogo oborota oruzhiya: monogr. / A. A. Zadoyan, I. M. Mackevich, A. I. CHuchaev. - Moskva: Prospekt, 2017. - 128 s.;

3. Koreckij D. A. Kriminal'naya armalogiya: uchenie o pravovom rezhime oruzhiya / D. A. Koreckij. - Sankt-Peterburg: YUridicheskij centr Press, 2006. - 547 s.

4. Koreckij D. A. Oruzhie i ego nezakonnyj oborot: kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie/ D. A. Koreckij, E. V. Solonickaya. - Sankt-Peterburg: YUridicheskij centr Press, 2006. - 258 s.;

5. SHelkovnikova E. D. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya chastnogo kollekcionirovaniya antikvarnogo oruzhiya / E. D. SHelkovnikova // Nauchnyj portal MVD Rossii. - 2008. - № 2. - S. 19-24.

6. CHernilovskij Z.M. Zapiski komandira roty / Z. M. CHernilovskij. - Moskva, 2002. - 52 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.