Научная статья на тему 'К отдельным аспектам проблемы коллекционирования предметов вооружения'

К отдельным аспектам проблемы коллекционирования предметов вооружения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11994
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ОРУЖИЯ / СТАРИННОЕ (АНТИКВАРНОЕ) ОРУЖИЕ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / COLLECTING WEAPONS / ANTIQUE WEAPONS / FIREARMS / CULTURAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пушкарев Артемий Леонидович

В статье рассматриваются проблемы коллекционирования предметов вооружения. Поднимаются вопросы определения предмета коллекционной деятельности, ее нормативно-правового регулирования и субъектного состава. На примерах показываются пробелы и противоречия в действующих нормах права. Дается определение совокупности норм права, регулирующих коллекционирование предметов вооружения, как системного образования, включающего нормы различной отраслевой принадлежности, уровня и широты регулирования. Анализируется зарубежный опыт правового регулирования в обозначенной сфере. Предлагаются изменения в российское законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To some aspects of the problem of collecting weapons items

The article deals with the problems of collecting weapons. Questions of definition of a subject of collection activity, its standard-legal regulation and a subject structure are raised. Examples show gaps and contradictions in the current legal norms. The definition of a set of rules of law governing the collection of weapons items as a systemic formation, including the norms of different industry affiliation, level and breadth of regulation is given. The foreign experience of legal regulation in the designated sphere is analyzed. Changes are proposed in the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «К отдельным аспектам проблемы коллекционирования предметов вооружения»

УДК 342

К отдельным аспектам проблемы коллекционирования предметов вооружения

Пушкарев Артемий Леонидович, старший преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России

e-mail: fortune79@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы коллекционирования предметов вооружения. Поднимаются вопросы определения предмета коллекционной деятельности, ее нормативно-правового регулирования и субъектного состава. На примерах показываются пробелы и противоречия в действующих нормах права. Дается определение совокупности норм права, регулирующих коллекционирование предметов вооружения, как системного образования, включающего нормы различной отраслевой принадлежности, уровня и широты регулирования. Анализируется зарубежный опыт правового регулирования в обозначенной сфере. Предлагаются изменения в российское законодательство.

Ключевые слова: коллекционирование оружия; старинное (антикварное) оружие; огнестрельное оружие; культурная ценность.

To some aspects of the problem of collecting weapons items

Pushkarev Artemiy Leonidovich, Senior lecturer of the Department of Criminology and Penal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

The article deals with the problems of collecting weapons. Questions of definition of a subject of collection activity, its standard-legal regulation and a subject structure are raised. Examples show gaps and contradictions in the current legal norms. The definition of a set of rules of law governing the collection of weapons items as a systemic formation, including the norms of different industry affiliation, level and breadth of regulation is given. The foreign experience of legal regulation in the designated sphere is analyzed. Changes are proposed in the Russian legislation.

Key words: collecting weapons; antique weapons; firearms; cultural property.

Коллекционирование самых разнообразных видов оружия в нашей стране стремительно набирает популярность. Растет число людей, желающих иметь в своем владении не только охотничье и спортивное оружие или оружие самообороны, но и редкие, ценные экземпляры вооружения. Воплощая в себе достижения культуры и техники своего времени, коллекционное оружие является значимым пластом отечественной и мировой культуры. История нашей страны насыщена периодами вооруженной борьбы за независимость. В связи с этим оружие, связанное с этими эпохами и людьми, представляет огромную значимость для сохранения национальной исторической памяти.

В нашей стране и за ее пределами сформировался и функционирует развитой рынок коллекционного оружия, являющийся значительной частью антикварного рынка. Широкий выбор коллекционного оружия на самый разный вкус предлагает сеть Интернет, специализированные магазины и частные лица. Общее количество предметов вооружения, содержащихся

в открытых публичных и частных коллекциях и обращающихся тайно, практически не поддается подсчету. К сожалению, необходимо признать, что нелегальный (темный) рынок антикварного оружия в разы превосходит легальный по количеству участников и общей стоимости совершаемых сделок.

Несмотря на то, что большую часть рассматриваемого нами рынка составляет именно оружие, мы в названии и тексте статьи используем термин «предметы вооружения». Кроме собственно оружия коллекционирование охватывает и основные части огнестрельного оружия, комплектующие детали, составные части оружия, боеприпасы и патроны. Все эти предметы близки по своему назначению и, как следствие, подлежат одному правовому режиму.

Изучение специальной литературы и общение со специалистами приводит к неутешительному заключению, что правовое регулирование указанных отношений и сложившаяся правоприменительная практика создают больше проблем для собирателей этого пла-

ста отечественной культуры, чем регулируют и упорядочивают эту сферу человеческой деятельности.

В качестве основных пробелов в законодательстве в данной сфере необходимо назвать:

- отсутствие ясно выраженной, последовательной, общественно одобряемой политики в области регулирования оборота оружия в целом и коллекционирования предметов вооружения в частности;

- наличие логических противоречий в нормах права, регулирующих оборот оружия и культурных ценностей, их несоответствие содержанию реально существующих правомерных общественных отношений;

- рассогласованность норм материального права, регулирующих коллекционирование предметов вооружения между собой, и их нестыковки с уголовно-правовыми и административно-правовыми нормами, устанавливающими систему запретов в данной сфере;

- чрезмерная строгость уголовно-правовой ответственности и отсутствие ее дифференциации за нарушение правил оборота оружия, имеющего культурную ценность, и незаконный оборот оружия;

- неточности юридической техники в рассматриваемой сфере правового регулирования;

- отсутствие определений ряда предметов вооружения, подпадающих под специальный режим законодательства об оружии и культуре.

Приведем несколько примеров. Так, вызывает сомнение соответствие существу регулируемых отношений норма п. 34 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила оборота гражданского оружия), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»1. В ней говорится: «Не признается коллекционированием и не подлежит лицензированию сбор и хранение...», а далее перечисляются в том числе и предметы, не подпадающие под категории оружия и боеприпасов и находящиеся в свободном обороте. В данной норме указание на отсутствие необходимости получения лицензии на коллекционирование является излишним, а нормативный отказ в признании собирания данных предметов коллекционированием необоснован.

Очевидно, что если предметы не подпадают под перечень предметов, оборот которых требует лицензирования, то с учетом п. 1 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации2, такие предметы могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства. Мы также не видим причин «не признавать» коллекци-

1 Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее -Правила оборота гражданского оружия): утверждены Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (ред. от 17.05.2017) // ИС «КонсультантПлюс».

2 Далее - ГК РФ.

онированием собирание и хранение указанных предметов.

Второй пример логического несоответствия различных норм оружейного законодательства. Наблюдаются различия в определении учебного оружия в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»3 и Правилах оборота гражданского оружия. В подп. «г» п. 33 Правил оборота гражданского оружия учебное оружие определено как «оружие, используемое только в учебном процессе, производство выстрела из которого без проведения специальных ремонтных работ невозможно». В свою очередь, в ст. 1 Закона об оружии учебное оружие определено как разновидность списанного оружия, представляющая собой огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей, патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности без возможности имитации выстрела из него.

Еще один пример. Выявляются множественные логические нестыковки при системном сопоставлении норм п. 32 и 33 Правил оборота гражданского оружия. Так, в п. 32 перечислены предметы, которые «разрешается приобретать в целях коллекционирования», а в п. 33 дается список предметов, которые «могут относится к коллекционируемому оружию». Возникает вопрос, как могут предметы п. 33 оказаться в коллекции, не пройдя процедуру «приобретения»? Не совсем понятна логика законодателя, составившего различные по содержанию перечни того, что может быть предметом коллекции, и того, что можно приобретать для коллекции.

В пункте 32 очерчен универсальный, единый для всех субъектов перечень оружия, разрешенного для приобретения в целях коллекционирования, - это либо оружие, не запрещенное к обороту, либо оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций (не уточнено, отечественных или зарубежных) и патроны к нему. Со вторым критерием, на первый взгляд, все ясно, он четок и легко устанавливается - акт принятия на вооружение, акт снятия с вооружения. Но как быть с оружием, которое снято с вооружения в одном госоргане и остается на вооружении в другом?

Во-вторых, кем и как устанавливается «запрет на оборот» оружия? В статье 6 Закона об оружии установлен запрет на оборот отдельных видов оружия лишь в качестве гражданского, но не служебного и боевого. От категории запрещенных к обороту объектов отказалось и гражданское право. По этой причине использование данного понятия в оружейном законодательстве не вполне оправданно.

Не вносят ясности в использование категории «оружие, запрещенное к обороту» и уточнения предметов коллекционирования, данные в отношении отдельных

3 Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) // ИС «КонсультантПлюс».

субъектов. В пункте 35 говорится о «криминалистических коллекциях», по-видимому, подразумевая возможность хранения в них и запрещенных к обороту экземпляров оружия (замаскированного оружия, кастетов, и т. д.). Однако это лишь наше предположение, не находящее, при всей его очевидности, подтверждения в нормах права.

В пункте 36 самым разнообразным «музеям» (государственным, муниципальным и частным) отказано в праве коллекционировать самодельное, незаконно переделанное и иное запрещенное к обороту оружие. Однако как быть с частным коллекционером, не потрудившимся создать музей? Получается, он под этот запрет не попадает, или в данном случае музей и коллекция отождествляются?

Продолжать перечислять такие примеры, к сожалению, можно долго. Но нам необходимо от обозначения проблемы перейти к выявлению ее причин и поиску решений.

Общественные отношения в сфере коллекционирования предметов воо-ружения ушли далеко вперед в своем развитии от регулирующих их норм права1. Именно этот фактор является решающим в существовании проблем оборота оружия, имеющего культурную ценность.

Кроме того, необходимо отметить неприятные особенности развития коллекционирования оружия в нашей стране. Как верно отмечено в многочисленных работах проф. Е. Д. Шелковниковой, до революции 1917 г. в Российской Империи правового режима антикварного оружия, а равно и его коллекционирования, не существовало2. А после революции коллекционирование оружия подвергалось гонениям и ограничениям. Это сформировало искаженные взаимоотношения, как внутри этой сферы деятельности, так и вне ее и, как следствие, недостаточно адекватное отношение к этому важному и нужному делу со стороны общества. Оправдываются слова проф. Д. А. Корецкого, что для отечественной науки интерес к оружию характерен исключительно как к средству криминальной деятельности3.

Действующий в настоящее время второй по счету Закон об оружии и подзаконные акты не дают исчерпывающих ответов на многие актуальные вопросы в этой сфере.

Пожалуй, основной проблемой в сфере коллекционирования предметов вооружения является проблема точного определения тех из них, которые могут выступать предметами коллекционирования, и закрепление их четкого правового режима.

1 См.: Кудряшов А. Антикварный капкан [Электронный ресурс]. URL: http://www.ohotniki.ru/weapon/article/2015/05/26/ 643960-antikvarnyiy-kapkan.html (дата обращения: 1 сентября 2017 г.).

2 См.: Шелковникова Е. Д. Правовой статус антикварного оружия в России: закон и реальность. Выступление на научном семинаре «Историческое оружие в музейных и частных собраниях» [Электронный ресурс] // Персональный сайт. URL: http://antik-lawyer.ru (дата обращения: 15 января 2015 г.).

3 См.: Корецкий Д. А. Криминальная армалогия: Учение о пра-

вовом режиме оружия. Санкт-Петербург, 2006.

В условиях несовершенства отечественного оружейного законодательства и законодательства в области культуры и противоречивой правоприменительной практики это настоящая проблема, как для лиц, имеющих отношение к коллекционированию, так и для правоохранительных органов. Косвенно страдает от неопределенности в данной сфере все общество и государство в целом, а значит, и каждый гражданин. Привлечение к уголовной ответственности коллекционеров создает атмосферу неопределенности, что приводит к уходу в тень и так не очень открытого сообщества ценителей антикварного оружия. Вместе с этим уходят из общественного поля уникальные экземпляры оружия, сфера кол-лекционирования лишается существующей системы судебной защиты прав, это способствует ее криминализации, все это приводит к снижению доверия к правоохранительной системе в целом.

В Законе об оружии не дается перечня предметов вооружения, которые могут быть предметом коллекций. В статье 25, посвященной, в частности, коллекционированию и экспонированию оружия, лишь закреплены полномочия Правительства РФ, Минкультуры РФ и МВД России устанавливать правила коллекционирования и связанных с ним действий, в т. ч. в отношении иностранцев. На основании этого проф. Е. Д. Шелковниковой делается верный вывод о том, что при отсутствии прямых законодательных ограничений «объектами коллекционирования могут быть практически любые виды оружия, в том числе и не перечисленные в самом законе...»4.

Конкретные перечни оружия, допущенного для коллекционирования, закреплены в п. 32 Правил оборота гражданского оружия. В него включены:

- оружие, не запрещенное к обороту на территории

РФ;

- огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций5;

- патроны к указанному оружию.

Зададимся вопросом, насколько правомерен такой перечень. Из содержания ст. 25 Закона об оружии, приведенной нами выше, следует, что Правительство РФ уполномочено устанавливать лишь Правила коллекционирования и экспонирования оружия. Сам перечень коллекционного оружия оно устанавливать, а равно ограничивать не уполномочено. В тексте Закона в статьях, посвященных коллекционированию, употреблен термин «оружие», о широте и даже безграничности которого написано уже немало, в том числе и нами. Следовательно, именно в этом значении он и должен

4 Шелковникова Е. Д. Актуальные проблемы правового регулирования частного коллекционирования антиквар-ного оружия // Научный портал МВД России. 2008. № 2. С. 21.

5 Насколько известно из текста Закона об оружии, «иное» -это газовое и пневматическое. Почему бы просто не включить их в текст нормы? Ведь в противном случае, учитывая широкое определение понятия «оружие», данное в Законе, мы не имеем оснований отказать в отнесении к коллекционному оружию ядерного, климатического и любого «иноог» оружия.

применяться при регулировании отношений по его коллекционированию. И тогда оказывается, что перечень оружия, допускаемого к владению охотниками, спортсменами, лицами, обеспокоенными самообороной, ограничен гражданским и спортивным оружием, а перечень оружия, допускаемого для коллекционирования, практически не знает ограничений. Интересно мнение на этот счет контролирующих государственных органов. Особенно, если учесть, что специальных Правил коллекционирования и оборота такого оружия в настоящее время нет.

Очевидно, что коллекционирование предметов вооружения требует правового регулирования и разумных ограничений. Однако, как мы показали, имеющиеся нормы Закона об оружии и Правил оборота гражданского оружия недостаточно конкретны и определенны. Их формулировки, помноженные на дискуссионность ключевых понятий «оружие», «огнестрельное оружие», «культурная ценность» и др., создают неопределенность в этом вопросе.

На наш взгляд, в отношении коллекционирования оружия должна про-слеживаться следующая логика. Оружие, боеприпасы и основные части огнестрельного оружия, оборот которых требует лицензии, могут быть предметом коллекции также в лицензионном порядке, причем независимо от количества (это дело коллекционера). От количества оружия должны зависеть условия, предъявляемые к местам его хранения и перевозке. Желаешь иметь 5 стволов - одни условия, хочешь собрать арсенал из 10-15 и более - твое право, но будь добр, обеспечь надлежащую сохранность (специальные сейфы, охрана ОВО, более частые проверки ЛРР и т. д.).

В связи с коллекционированием остро стоит вопрос об обороте коллекционных предметов вооружения (купле-продаже, мене, дарении, наследовании, перевозке, реставрации и т. д.). В данной сфере выявляются нестыковки регулирующих норм материального права и охранительных норм уголовного и административного права. Последствия таких противоречий имеют чрезвычайно серьезные последствия и широко освещены в средствах массовой информации и специальной литературе.

Еще одна проблема, которую мы уже поднимали в наших публикациях, это проблема совместной собственности на оружие, оборот которого подлежит лицензированию. Точнее, проблемы с общей собственностью на такое оружие нет. Есть проблема совместного владения и использования. В отношении коллекционного оружия она стоит наиболее остро. Большая коллекция физического лица может быть разделена для ее перевозки и экспонирования любым из собственников (мужем, женой, отцом, сыном, сонаследниками и т. д.). Однако действующая политика в области оборота оружия закрепляет принцип - «одно оружие - один хозяин», что не соответствует нормам гражданского права, допускающим множественность лиц на стороне собственника имущества.

Решение проблемы модернизации законодательства в сфере коллекцио-нирования предметов воору-

жения лежит в первую очередь в точном определении понятия, границ и свойств совокупности норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, и места этой совокупности в системе российского права.

Нормы права, содержащие правила коллекционирования предметов вооружения, закреплены в ряде нормативных правовых актов различного уровня и отраслевой принадлежности.

Фундамент правового регулирования общественных отношений в сфере коллекционирования предметов вооружения закреплен в Конституции РФ. Именно ее нормы закрепляют права, обязанности и свободы граждан в области культуры, основы экономической жизни общества, гарантии безопасности личности, общества и государства.

Важную роль в регулировании коллекционирования предметов вооружения и закреплении правовых режимов коллекционного оружия играют международные нормы, которые в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ входят в правовую систему Российской Федерации и в случае коллизии имеют приоритет над национальными нормами1. Необходимо назвать следующие документы: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.)2, Конвенция ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (Париж, 17 ноября 1970 г.)3, Европейская рамочная конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами ETS N 101 (Страсбург, 28 июня 1978 г.)4.

В ГК РФ закрепляются гражданско-правовые нормы, регулирующие присвоение, использование и оборот предметов вооружения, являющихся объектами гражданского права. Свобода оборота объектов гражданского права закреплена как общее правило - принцип. Исключение из этого правила может устанавливаться законом или в установленном им порядке.

Специальные нормы, посвященные коллекционированию предметов вооружения, содержатся в Законе об оружии. В частности, необходимо назвать ст. 1, 9, 22, 25. Правовой режим коллекционирования предметов вооружения регулируется также и иными нормативными актами в области культуры, в частности, законами Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»5, от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»6, федеральными законами от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской

1 См.: Шелковникова Е. Д. Старинное (антикварное) оружие: пробел в законе восполним аналогией закона [Электронный ресурс] // Персональный сайт. URL: http://antik-lawyer.ru (дата обращения: 15 января 2015 г.).

2 URL: http://www.consultant.ru.

3 URL: http://www.consultant.ru.

4 URL: http://base.garant.ru/2560781/#ixzz4tsLizkUC.

5 URL: http://www.consultant.ru.

6 URL: http://www.consultant.ru.

Федерации»1, от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»2.

Более детально вопросы коллекционирования предметов вооружения закреплены в подзаконных правовых актах, основным из которых являются Правила оборота гражданского оружия. Необходимо указать, что Законом предусмотрен ряд подзаконных актов, регулирующих коллекционирование предметов вооружения и восполняющих пробелы, конкретизирующие частные вопросы. На уровне Правительства РФ должны быть разработаны Правила коллекционирования и экспонирования оружия, на ведомственном уровне (Минкультуры РФ, МВД России) - Правила участия иностранных граждан в экспонировании оружия.

Применительно к теме нашей статьи необходимо дополнительно упомянуть Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»3, ГОСТ Р 5121598. Государственный стандарт Российской Федерации. «Оружие холодное. Термины и определения»4.

Ответственность за нарушение установленного порядка коллекционирования предметов вооружения установлена в УК РФ, КоАП РФ, Законе об оружии.

Таким образом, сфера общественных отношений, связанная с коллекционированием предметов вооружения, регулируется системой норм права, относящимся к различным уровням и различной отраслевой принадлежности. По предмету регулирования рассматриваемая совокупность норм может быть разделена на относящиеся ко всем коллекционным предметам вооружения и коллекционированию в целом (общая часть) и закрепляющие правовой режим отдельных предметов коллекционирования, отдельных субъектов или действий (специальная часть).

Таким образом, совокупность норм, регулирующих коллекционирование предметов вооружения, представляет собой систему разноотраслевых и разноуровневых норм права, регулирующих относительно обособленные (самостоятельные) общественные отношения в сфере коллекцио-нирова-ния предметов вооружения и подразделяющаяся на Общую и Особенную части. Данное обстоятельство должно учитываться при внесении изменений в правовые акты, затрагивающие коллекционирование предметов вооружения.

Рассматривая вопрос о классификации коллекционных предметов вооружения с позиций особенностей правового режима, мы можем предложить следующие виды:

- предметы вооружения и предметы, имеющие внешнее или конструкционное сходство с предметами вооружения, не требующие лицензии для коллекцио-

1 URL: http://www.consultant.ru.

2 URL: http://www.consultant.ru.

3 URL: http://www.consultant.ru.

4 URL: http://www.consultant.ru.

нирования и оборота и не имеющее ограничений по возрасту;

- предметы вооружения и предметы, имеющие внешнее или конструкционное сходство с предметами вооружения, не требующие лицензии для коллекционирования и оборота, но имеющие ограничения по возрасту;

- предметы вооружения, требующие лицензии для коллекционирования и оборота.

Требования юридической точности требуют от нас коснуться еще одного вопроса. А именно, правомерно ли относить списанное оружие, определение которого дано в ст. 1 Закона об оружии, к категории оружия?

Мы считаем, что легальному определению понятия оружия, как в административно-правовом, так и уголовно-правовом значении, присущ признак наличной (действительной) исправности (пригодности). В связи с этим предмет, который в силу внесения в его конструкцию изменений, либо подвергшийся изменению под действием сил природы и времени и потерявший свойства «поражения живой и иной цели и подачи сигналов» оружием в юридическом смысле признан быть не может. Исходя из этого, списанное оружие оружием не является, хотя и находится в данный момент под регулированием Закона об оружии.

Изложенная нами позиция при одобрении ее законодателем должна найти свое отражение и в нормах закона. В статье 1 должно быть уточнено определение понятия оружия путем добавления признака исправности (пригодности для причинения вреда). В этой же статье должно быть помещено понятие предметов, имеющих внешнее или конструктивное сходство с оружием, не требующих лицензии для его оборота. К данной категории должно быть отнесено списанное оружие, охолощенное оружие. Правовой режим таких предметов, порядок списания, охолощения и подтверждения такого статуса должен быть закреплен в последующих статьях Закона, а более детальные нормы - в Постановлении правительства РФ (ныне действующем № 814 или специально принятых).

Отдельные ученые утверждают, что оружие, имеющее культурную цен-ность, является самостоятельной категорией, отличной от перечисленных в ст. 2 Закона об оружии видов оружия - служебного, гражданского и боевого. Данный тезис мы можем поддержать лишь как желаемое положение вещей, но с позиции позитивного взгляда на право он может быть подвергнут критике. Так, ст. 3 Закона об оружии относит оружие, имеющее культурную ценность, к категории гражданского оружия, используемого в культурных и образовательных целях.

Субъектный состав отношений по коллекционированию оружия также требует уточнения. Не обоснованы одинаковые медицинские ограничения для коллекционеров и иных владельцев оружия.

В отношении приобретения коллекционного оружия должны быть сняты ограничения по физическому здоровью коллекционера. Ни зрение, ни иные физиологические дефекты не могут выступать основанием для отказа гражданину в коллекционировании ору-

жия. Неужели, человек с диагнозом, допустим, Стивена Уильяма Хоккинга1 может быть лишен конституционного права на доступ к культурным ценностям в форме их коллекционирования?

В свою очередь, для решения вопроса о возможности использования коллекционного оружия для стрельбы (охоты, спорта, самообороны) должно учитываться состояние здоровья. Мы не видим причин, по которым коллекционер охотничьего оружия, имеющий в своем собрании некоторое количество ружей, должен быть лишен права на охоту с ним. В связи с этим должны быть предусмотрены два вида лицензий на коллекционирование - с правом его использования и без такового. Поэтому мы считаем необходимым внести изменения в нормы действующего законодательства, устанавливающие медицинские ограничения для коллекционеров оружия.

Вызывает сомнение обоснованность степени строгости действующих ограничений прав иностранных физических лиц в области оборота коллекционного оружия. Мы разделяем и поддерживаем необходимость строгого регулирования оборота оружия, которое может служить криминальным целям или представляет повышенную опасность при неквалифицированном или неосторожном использовании. Однако нам хотелось бы озвучить свое мнение в отношении необходимости различной строгости законов в отношении коллекционирования «обычного» оружия и коллекционирования оружия, имеющего культурную ценность. Это касается сроков пребывания, свободы оборота за исключением, разумеется, вывоза оружия, имеющего культурную ценность.

Осуществляя поиск путей совершенствования правового режима коллек-ционирования оружия, нельзя обойти стороной зарубежный опыт в этой сфере. Правовое регулирование коллекционирования оружия строится в разных странах с учетом национальных оружейных традиций и может существенно отличаться в разных странах. В свою очередь, культурная составляющая правового регулирования оборота оружия показывает больше общих моментов.

В частности, практически все правопорядки предусматривают специальный правовой режим антиквариата, имеющий приоритет над оружейным законодательством. Повсеместно закреплены нормы, ограничивающие вывоз культурных ценностей за рубеж и устанавливающие обязанность владельцев обеспечить сохранность ценных в культурно-историческом значении предметов.

Рассматривая правовой режим оружия в зарубежных странах разные исследователи традиционно начинают анализ с опыта США2. Это не случайно. Необхо-

1 Боковой амиотрофический склероз (БАС, ALS), или болезнь Лу Герига.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См., напр.: многочисленные публикации проф. Шел-ковниковой Е. Д., Полозов В. П. Оружие в гражданском обществе. Москва, 2004. С. 64-88; Григорянц С. А. Анализ зарубежного законодательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 3.

димо признать, что именно в этой стране гражданский оборот оружия чрезвычайно распространен и имеет длительную историю.

Правовой режим коллекционирования оружия в Соединенных Штатах Америки, как и в целом режим оборота оружия в этой стране, является, пожалуй, наиболее либеральным. Законодательство США предусматривает, в частности, понятие таких категорий огнестрельного оружия, как «curios & relics firearm», а также «antique firearm». Перевод данных категорий на русский язык может быть дан как огнестрельное оружие, предназначенное для удовлетворения любопытства (интереса), старинное и антикварное огнестрельное оружие, а с учетом правового режима их можно приравнять к отечественному оружию, имеющему культурную ценность. Коллекционирование холодного оружия практически не контролируется государством. Под контролем государства находятся наиболее ценные экземпляры антикварного оружия и торговля оружием, имеющим культурную ценность.

Коллекционером оружия признается любое лицо, которое приобретает, владеет или распоряжается оружием, имеющим культурную ценность.

К коллекционному оружию отнесено огнестрельное оружие, которое представляет интерес для его собирателей и подпадает под одну из следующих категорий:

1) изготовлено не менее 50 лет назад (копии такого оружия в данную категорию не входят);

2) сертифицировано в качестве достопримечательного или старинного оружия должностным лицом муниципального, федерального музея или музея штата, имеющего в экспозиции подобное оружие;

3) оружие, цена на которое во многом определяется его редкостью, оформлением, связью с какой либо исторической личностью, периодом или событием, за исключением спортивных, наступательных образцов и оружия самообороны.

Антикварное огнестрельное оружие определено как огнестрельное оружие, не предназначенное для использования патронов кольцевого воспламенения или обычных боеприпасов центрального боя и изготовленное не позже 1898 г. В данную категорию отнесено фитильное, капсюльное, кремневое оружие, а также копии такого оружия независимо от времени изготовления. Также в эту категорию включено оружие под унитарные патроны, изготовленное после 1898 г., если боеприпасы к нему уже не производятся в США и отсутствует возможность их быстрого получения по обычным каналам торговли.

Для коллекционирования огнестрельного оружия частное лицо обязано получить специальную «лицензию коллекционера», выдаваемую властями шта-

С. 58-66; Мавлянов А. С. Законодательство зарубежных стран об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука, новые технологии и инновации. 2008. № 1-2. С. 264-269; Со-шина Л. А. К вопросу о развитии и современном состоянии законодательства, регламентирующего незаконный оборот оружия в некоторых зарубежных странах // Сибирский юридический вестник. 2007. № 4. С. 72-75 и др.

та. На федеральном уровне выдаются разрешения на коллекционирование наиболее ценных экземпляров антикварного огнестрельного оружия, а также для осуществления коллекционной деятельности, связанной с пересечением границ штатов. Лицензия на коллекционирование огнестрельного оружия дает право приобретать антикварное оружие и распоряжаться им по своему усмотрению.

Необходимо обратить внимание, что подробное нормативное регулирование обращено только к огнестрельному оружию. Иные виды оружия практически не подпадают под строгий контроль со стороны административных органов США и их коллекционирование осуществляется свободно.

В Великобритании владельцы ручного огнестрельного оружия (исторического значения) обязаны получать в полиции сертификат на его коллекционирование и хранение. Режим хранения коллекционного оружия зависит от его потенциальной опасности. Оружие, изготовленное до 1919 г., которое не позволяет произвести из него выстрел, может храниться дома открыто. Иные виды коллекционируемого (исторического) оружия должны храниться в специально оборудованном помещении. Коллекционерам антикварного и исторического оружия запрещено иметь боеприпасы к нему1.

Закон «Об оружии» Франции дифференцирует находящееся в сфере его регулирования оружие на категории в зависимости от степени его потенциальной опасности. Одной из категорий является «старинное и коллекционное оружие». К нему отнесено оружие, изготовленное до 1 января 1870 г. и из которого нельзя произвести выстрел современными боеприпасами, а также иные модели оружия, произведенных позже указанной даты, но не представляющие значительной опасности. В указанную категорию отнесены также и копии такого оружия. Сюда же отнесено оружие, приведенное в состояние, при котором из него нельзя выстрелить никакими боеприпасами, оно маркируется особым образом.

Старинное и коллекционное оружие находится под более мягким правовым режимом, чем иные категории оружия. Так, практически не предусмотрены специальные правила в отношении его хранения, установлен свободный режим оборота внутри страны. Вывоз такого осуществляется лишь после получения соответствующего разрешения от компетентных государственных органов.

Закон Литовской Республики от 2 июля 1996 г. № 1-1423 «О контроле за оружием и боевыми припасами»2 содержит более пятидесяти определений основных понятий, относящихся к регулированию оборота оружия и ответственности за нарушение правил его оборота. Оружие разделено на четыре категории A, B, C

1 См.: Григорянц С. А. Анализ зарубежного уголовного законодательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 3. С. 62.

2 URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/TAIS.159542/

mwLrdMqXDB.

и Р. К старинному оружию относится оружие, разработанное до 1870 года и изготовленное до 1899 года. Предусмотрена категория «полностью непригодного оружия» (охолощенное оружие) - огнестрельное оружие, которое в силу переработки или ветхости не может быть использовано для производства выстрела и восстановлено. Оба этих видов оружия отнесены к оружию категории Р.

Согласно ст. 38 граждане могут коллекционировать: охолощенное оружие, старинное оружие и боеприпасы к нему, оружие, не относящееся к огнестрельному. При этом огнестрельное оружие должно быть изменено таким образом, что оно не могло быть использовано по прямому назначению, в такое же состояние должны быть приведены патроны к нему. Это ограничение не распространяется на специальные коллекции (криминалистические и научные).

Законодательством Литвы к движимым культурным ценностям отнесены созданные 50 лет назад и ранее материальные объекты, обладающие большим культурным значением, в том числе этническим, археологическим, историческим, художественным, научным, техническим, религиозным и иным, а также отражающим особенности национальной культуры. Предусмотрена возможность признания культурной ценностью и предметов, созданных менее чем 50 лет назад. Антиквариатом признаются предметы, изготовленные не менее чем 50 лет назад независимо от их культурной ценности.

Закон Республики Молдова от 8 июля 2012 г. № 130 «О режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения»3 закрепляет ряд основных терминов оружейного законодательства. В частности:

- «коллекционное оружие» - оружие, являющееся музейным экспонатом, а также оружие в рабочем или нерабочем состоянии, являющееся раритетом или имеющее историческую, документальную, научную либо художественную ценность;

- «деактивированное оружие» - оружие, ставшее окончательно нефункциональным вследствие его безвозвратной переделки и преобразования оружейником, обладающим лицензией на ремонт оружия;

- «непригодное оружие» - поврежденное оружие, изношенность которого составляет более 50 процентов, имеющее один или несколько явных дефектов, подтвержденных компетентным органом или оружейником в соответствии с техническими регламентами;

- «старинное оружие» - летальное оружие, произведенное до 1877 года, или его репродукции, предназначенные для хранения в коллекциях.

Одним из основных признаков оружия, влияющих на строгость его правового режима, является летальность.

Предусмотрена процедура «деактивации оружия», заключающаяся в совокупность операций, осуществляемых в отношении оружия оружейником, обладающим лицензией на ремонт оружия, с целью его переделки и безвозвратного преобразования в окончательно недействующее оружие.

3 URL: http://lex.justice.md/ru/345127/.

Значимым, на наш взгляд, является указание на возможность использования коллекционного оружия для самообороны1.

Основным законодательным актом Республики Беларусь в области оборота оружия является Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-3 «Об оружии»2. В ст. 1 указанного закона даны определения основных используемых терминов, в частности:

«оружие» - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов пиротехническими составами;

«огнестрельное оружие» - оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества.

Как верно замечено в литературе3, законодательство Беларуси практически единственное из стран СНГ имплементировало понятие огнестрельного оружия, принятого ООН;

«составные части и компоненты огнестрельного оружия» - любые эле-менты или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в том числе ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник, а также любое устройство, предназначенное или адаптированное для уменьшения звука, производимого выстрелом;

«холодное оружие» - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте этого оружия с объектом поражения;

«метательное оружие» - оружие, в котором для метания поражающего элемента используются мускульная сила человека либо механическое устройство;

«сигнальное оружие» - оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов пиротехническими составами;

«антикварное оружие и боеприпасы» - все виды оружия и боеприпасов, изготовленные до конца 1899 года;

«историческое оружие и боеприпасы» - все виды оружия и боеприпасов, изготовленные до конца 1945 года;

С одной стороны, необходимо отметить удачные с точки зрения юридической техники определения, с другой - трудности в определении места антикварного и исторического оружия в нормативной классификации оружия. Мало того, ни одна норма закона не упоминает антикварное или историческое оружие.

1 См.: п. 61 Постановление Правительства Республики Молдова от 23 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Положения о режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения».

2 Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система. URL: http://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=1994.

3 См.: Семенов Г. С. К вопросу о понятии оружия и его видов в

законодательстве стран СНГ // Образование и наука в современных условиях. 2015 № 4. С. 354.

Порядок применения оружия в своих основных положениях схож с положением нашего Закона об оружии, отличаясь отдельными деталями. Белорусский закон «Об оружии» в статье, регламентирующей его применение, не содержит указания на то, что применяться может только «имеющееся на законных основаниях оружие». Данная особенность более точно отражает суть правовых институтов защиты жизни, здоровья, собственности, необходимой обороны и крайней необходимости.

Оружие может быть признано имеющим культурную ценность по результатам историко-культурной или искусствоведческой экспертизы.

Правовой режим культурных ценностей, ранее определявшихся рядом законов, в настоящее время регулируется Кодексом Республики Беларусь о культуре4 (далее - Кодекс о культуре). Кодификацию законодательства о культуре необходимо признать серьезным достижением Белоруссии. Систематизированное (а значит согласованное) расположение норм, регулирующих отношения, связанные с культурным наследием, позволит значительно повысить эффективность правоприменения в данной сфере, а значит, достичь целей сохранения и преумножения культурного наследия страны.

В статье 1 Кодекса о культуре определены основные категории в области культуры. В частности:

«историко-культурная ценность» - культурная ценность, имеющая особое духовное, художественное и (или) иное значение и которой придан статус историко-культурной ценности;

«культурная ценность» - созданные (преобразованные) человеком или тесно связанные с его деятельностью материальный объект и нематериальное проявление творчества человека, которые имеют историческое, художественное, научное или другое значение.

Оружие, получившее статус историко-культурной ценности, может быть отнесено к таким его видам, как памятники археологии - археологические артефакты; памятники истории - объекты, которые связанны с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, развитием науки и техники, культуры и быта, политическими, государственными, военными деятелями, а также к памятниками искусства - произведениям изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства.

К археологическим артефактам отнесены движимые предметы возрастом не менее 120 лет, которые имеют научное, культурное или иное значение и соответствуют указанным требованиям.

Кодексом о культуре предусмотрены действия лица, профессионально или случайно обнаружившего культурную ценность, которой может быть придан статус историко-культурной ценности. Также определены критерии для такого признания, процедура, субъекты и возможность выплаты вознаграждения. Предусмо-

4 Кодекс Республики Беларусь о культуре (далее - Кодекс о культуре). URL: http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk16 00413#load_text_none_1.

трена уголовно-правовая защита от умышленного или неосторожного уничтожения, повреждения, а также утраты не только историко-культурных ценностей, но и материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности (ст. 344, 345).

Сопоставление законодательства Беларуси и России показывает отсутствие дифференциации уголовной ответственность за незаконные действия с обычным оружием и оружием, имеющим культурную ценность. При этом, белорусское законодательство пользуется меньшим количеством терминов, обозначающих различные виды культурных ценностей, что необходимо признать его выгодным отличием. Все термины, которыми оперирует белорусский законодатель в сфере оружия и культурных ценностей, имеют легальное определение и не противоречат друг другу. В названиях статей, посвященных формам незаконного оборота оружия, используется словосочетание «незаконные действия», что более точно отражает суть норм.

Законодательство Японии отличается одним из наиболее строгих законодательств в отношении владения оружия гражданами. Законодательство прямо провозглашает запрет иметь огнестрельное оружие «для незначительной цели, коллекционирования или целей самообороны в связи с его (оружия) смертоносными свойствами и опасностью причинения ранений, увечий и смерти»1. По этой причине частное владение огнестрельным оружием практически исключено.

Каждый раз, анализируя зарубежное законодательство и отбирая конструкции и нормы, которые можно применить в отечественном праве, мы должны помнить о том, что законодательство зарубежных стран отражает определенный этап своего развития, а его возможное использование (применение) в нашей стране должно быть научно обоснованным и практически целесообразным с учетом взаимодействия многих факторов и условий2. С этой позиции мы не можем считать соответствующим отечественным оружейным и культурно-историческим традициям жесткое ограничение владения и оборота коллекционного оружия, как, например, в Японии. С другой стороны, принятие либеральных подходов, как во многих зарубежных странах, также не соответствует современному состоянию оружейной культуры и криминогенной обстановке. Формирование правильного (безопасного и правомерного) отношения к оружию требует выстраивания четкого законодательства, адекватной и однообразной практики его применения, обращения государствен-

1 См.: Морозов Н. Преступность и борьба с ней в Японии [Электронный ресурс] // URL: https://www.litres.ru/nikolay-morozov-5728913/prestupnost-i-borba-s-ney-v-yaponii/chitat-onlayn/page-3.

2 См.: Шелковникова Е. Д. Правовое регулирование оборота

старинного (антикварного) оружия за рубежом и особенности его международно-правового статуса // Право в вооруженных силах. 2015. № 1. С. 6-10.

ного внимания к развитию сохранения оружейного культурного и исторического наследия.

Как отмечалось нами ранее, в мире обозначилась устойчивая тенденция к ужесточению правил владения оружием, в том числе и в коллекционных целях. Разделяя опасение законодательных органов в сфере безопасности мы, все-таки, хотели бы указать на необходимость взвешенного подхода к усилению строгости правил оборота оружия, имеющего культурную ценность, которое в силу своих конструктивных особенностей мало пригодно для криминального использования.

Перспективным нам видится направление развитие производства и коллекционирования охолощенного оружия. Хотя, надо отдать должное высказываниям отдельных ценителей оружия об утере своей ценности оружием, прошедшим такую процедуру.

Содержание действующих уголовно-правовых норм не дифференцирует в должной степени ответственность за незаконный оборот оружия и за незаконный оборот оружия, имеющего культурную ценность, не учитывает их существенные криминологические различия. Это создает проблемы на пути полноценной реализации конституционных прав граждан и организаций по доступу к культурным ценностям, коллекционированию, собственности, справедливости уголовного наказания

Хищение культурных ценностей всегда было выгодной сферой преступного промысла в силу значительной стоимости похищаемых предметов. Одной из разновидностей культурных ценностей является оружие, относящееся к категории старинного (антикварного). В настоящее время стоимость отдельных экземпляров такого оружия может достигать миллионов долларов. Это делает данный вид преступного бизнеса еще боле привлекательным. Несовершенство действующих правовых норм об обороте оружия и культурных ценностей усугубляют ситуацию.

Несовершенство законодательства и системы учета культурных ценно-стей, помноженное на огромную прибыльность и количество ценностей создает почву для существования обозначенных в работе проблем.

Важное значение при уголовно-правовой квалификации незаконного оборота оружия, имеющего культурную ценность, имеет межотраслевая согласованность используемых определений и конструкций. При использовании норм Закона об оружии для квалификации преступлений необходимо четко уяснить предмет его регулирования. Как верно замечено большинством исследователей, «несмотря на название закона, содержащиеся в нем нормы регламентируют оборот только одной категории оружия - ручного (индивидуального) оружия»3. Допустимо поставить вопрос о возможности более широкого использования не самих регулирующих норм закона, а имеющихся в нем определений из ст. 1. То есть признать, что определения, содержащиеся в Законе универсальны и носят межо-

3 Поздеева О. С., Шамарин С. З. Уголовная ответственность за нарушения правил оборота огнестрельного ору-жия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учеб. пособие. Екатеринбург, 2012.

траслевой характер, а конкретные номы распространены только на оговоренные виды оружия. Строгое буквальное толкование не позволяет прийти к такому (желаемому многими) выводу.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод от том, что правовой режим старинного (антикварного) оружия в российском законодательстве находится в стадии становления и пока в отельных аспектах далек от идеального состояния. Совершенствование правого режима старинного (антикварного) оружия должно осуществляться в направлении его приведения в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, учитывать физическое состояние и криминологически значимые особенности такого оружия и использовать лучший опыт зарубежного регулирования сходных отношений, применимых к современным российским социально-культурным, правовым и экономическим реалиям.

Также при модификации законодательства в рассматриваемой сфере необходимо учитывать системный характер совокупности норм, регулирующих данные общественные отношения.

Еще раз повторим свое обращение к ученым, юристам, практикам, законодателям: дело сохранения культурного наследия нашей страны в области вооружения настойчиво требует развития законодательных и подзаконных норм, которые бы учли потребности сохранения культурного наследия, современный уровень развития общественных отношений в области коллекционирования предметов вооружения и служили при этом обеспечению безопасности личности, общества и государства. Несмотря на кажущуюся противоречивость таких пожеланий, считаем это возможным при широком обсуждении данных изменений и честной непредвзятой их оценке.

Библиографический список

1. Григорянц С. А. Анализ зарубежного законодательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств / С. А. Григорянц // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2010. - № 3. - С. 58-66.

2. Законодательство стран СНГ // Информационно-правовая система. - URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=1994.

3. Корецкий Д. А. Криминальная армалогия: Учение о правовом режиме оружия / Д. А. Корецкий. - Санкт-Петербург: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. - 547 с.

4. Кудряшов А. Антикварный капкан / А. Кудря-шов. - URL: http://www.ohotniki.ru/weapon/article/ 2015/05/26/643960-antikvarnyiy-kapkan.html (дата обращения: 1 сентября 2017 г.).

5. Мавлянов А. С. Законодательство зарубежных стран об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств / А. С. Мавлянов // Наука, новые технологии и инновации. - 2008. - № 1-2. - С. 264-269.

6. Морозов Н. Преступность и борьба с ней в Японии / Н. Морозов // Электронная книга. - URL: https:// www.litres.ru/nikolay-morozov-5728913/prestupnost-i-borba-s-ney-v-yaponii/chitat-onlayn/page-3/.

7. Поздеева О. С. Уголовная ответственность за нарушения правил оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учебное пособие / О. С. Поздеева, С. З. Шамарин. - Екатеринбург, 2012. - 104 с.

8. Полозов В. П. Оружие в гражданском обществе / В. П. Полозов. - Москва: Крафт +, 2004. - 224 с.

9. Семенов Г. С. К вопросу о понятии оружия и его видов в законодательстве стран СНГ / Г. С. Семенов // Образование и наука в современных условиях. - 2015. -№ 4. - С. 352-361.

10. Сошина Л. А. К вопросу о развитии и современном состоянии законодательства, регламентирующего незаконный оборот оружия в некоторых зарубежных странах / Л. А. Сошина // Сибирский юридический вестник. - 2007. - № 4. - С. 72-75.

11. Шелковникова Е. Д. Актуальные проблемы правового регулирования частного коллекционирования антикварного оружия / Е. Д. Шелковникова // Научный портал МВД России. - 2008. - № 2. - С. 19-23.

12. Шелковникова Е. Д. Правовое регулирование оборота старинного (антикварного) оружия за рубежом и особенности его международно-правового статуса / Е. Д. Шелковникова // Право в вооруженных силах. - 2015. - № 1. - С. 6-10.

13. Шелковникова Е. Д. Правовой статус антикварного оружия в России: закон и реальность. Выступление на научном семинаре «Историческое оружие в музейных и частных собраниях» / Е. Д. Шелковникова // Персональный сайт. - URL: http://antik-lawyer.ru (дата обращения: 15 января 2015 г.).

14. Шелковникова Е. Д. Старинное (антикварное) оружие: пробел в законе восполним аналогией закона / Е. Д. Шелковникова // Персональный сайт. -URL: http://antik-lawyer.ru (дата обращения: 15 января 2015 г.).

15. URL: http://antik-lawyer.ru (дата обращения: 15 января 2015 г.).

16. URL: http://base.garant.ru/2560781/#ixzz4tsLizkUC.

17. URL: http://etalonline.by/?type=text&reg num=Hk1 600413#load_text_none_1_.

18. URL: http://lex.justice.md/ru/345127/.

19. URL: http://www.consultant.ru.

20. URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/ TAIS.159542/mwLrdMqXDB.

Bibliograficheskij spisok

1. Grigoryanc S. A. Analiz zarubezhnogo zakonodatel'stva v sfere nezakonnogo oborota oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustroj-stv / S. A. Grigoryanc // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. -2010. - № 3. - S. 58-66.

2. Zakonodatel'stvo stran SNG // Informacionno-pravovaya sistema. - URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Koreckij D. A. Kriminal'naya armalogiya: Uchenie o pravovom rezhime oruzhiya / D. A. Koreckij. - Sankt-Peterburg: Izd-vo R. Aslanova «YUridicheskij centr Press», 2006. - 547 s.

4. Kudryashov A. Antikvarnyj kapkan / A. Kudryashov. -URL: http://www.ohotniki.ru/weapon/article/

2015/05/26/643960-anti kvarnyiy-kapkan.html (data obrashcheniya: 1 sentyabrya 2017 g.).

5. Mavlyanov A. S. Zakonodatel'stvo zarubezhnyh stran ob otvetstvennosti za nezakonnyj oborot oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustroj-stv / A. S. Mavlyanov // Nauka, novye tekhnologii i innovacii. - 2008. - № 1-2. - S. 264-269.

6. Morozov N. Prestupnost' i bor'ba s nej v YAponii / N. Morozov // EHlektronnaya kniga. - URL: https://www. litres.ru/nikolay-morozov-5728913/prestupnost-i-borba-s-ney-v-yaponii/chitat-onlayn/page-3/.

7. Pozdeeva O. S. Ugolovnaya otvetstvennost' za narusheniya pravil oborota ognestrel'nogo oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustrojstv: uchebnoe posobie / O. S. Pozdeeva, S. Z. SHamarin. -Ekaterinburg, 2012. - 104 s.

8. Polozov V. P. Oruzhie v grazhdanskom obshchestve / V. P. Polozov. - Moskva: Kraft +, 2004. - 224 s.

9. Semenov G. S. K voprosu o ponyatii oruzhiya i ego vidov v zakonodatel'stve stran SNG / G. S. Semenov // Obrazovanie i nauka v sovremennyh usloviyah. - 2015. -№ 4. - S. 352-361.

10. Soshina L. A. K voprosu o razvitii i sovremennom sostoyanii zakonodatel'stva, reglamentiruyushchego nezakonnyj oborot oruzhiya v nekotoryh zarubezhnyh

stranah / L. A. Soshina // Sibirskij yuridicheskij vestnik. -2007. - № 4. - S. 72-75.

11. SHelkovnikova E. D. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya chastnogo kollekcionirovaniya antikvarnogo oruzhiya / E. D. SHelkovnikova // Nauchnyj portal MVD Rossii. - 2008. - № 2. - S. 19-23.

12. SHelkovnikova E. D. Pravovoe regulirovanie oborota starinnogo (antikvarnogo) oruzhiya za rubezhom i osobennosti ego mezhdunarodno-pravovogo statusa / E. D. SHelkovnikova // Pravo v vooruzhennyh silah. - 2015. -№ 1. - S. 6-10.

13. SHelkovnikova E. D. Pravovoj status antikvarnogo oruzhiya v Rossii: zakon i real'nost. Vystuplenie na nauchnom seminare «Istoricheskoe oruzhie v muzejnyh i chastnyh sobraniyah» / E. D. SHelkovnikova // Personal'nyj sajt. - URL: http://antik-lawyer.ru (data obrashcheniya: 15 yanvarya 2015 g.).

14. SHelkovnikova E. D. Starinnoe (antikvarnoe) oruzhie: probel v zakone vospolnim analogiej zakona / E. D. SHelkovnikova // Personal'nyj sajt. - URL: http://antik-lawyer.ru (data obrashcheniya: 15 yanvarya 2015 g.).

15. URL: http://antik-lawyer.ru (data obrashcheniya: 15 yanvarya 2015 g.).

16. URL: http://base.garant.ru/2560781/tixzz4tsLizkUC.

17. URL: http://etalonline.by/?type=text&reg num=Hk1 600413#load_text_none_1_.

18. URL: http://lex.justice.md/ru/345127/.

19. URL: http://www.consultant.ru.

20. URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/ TAIS.159542/mwLrdMqXDB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.