составлена карта масштаба 1:63 360, которая в настоящее время заменена картой масштаба 1: 50 000. Издаются карты в 1-8 красках в зависимости от масштаба.
Таким образом, несмотря на одинаковые топографические знаки в топографических картах, применяемых России и странах, входящих в блок НАТО, существуют существенные различия в выборе эллипсоида. Кроме того используя различные системы навигации НАВСТАР и ГЛОНАСС, данные различия переходят и в электронные карты.
Список использованной литературы
1. Филатов В.Н. Военная топография. - М., Воениздат, 2010. - С. 109 -111.
2. Псарев А.А. Справочник офицера по топографическим и специальным картам. - М., УНИИНТЕХ, 2003. - С. 22.
3. Руководство по взаимодействию МЧС России с МО РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. МЧС России. - М., 2002. - 23 с.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ и ликвидация чрезвычайных ситуаций КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Ф.В. Тихонова, курсант,
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
На современном этапе, когда угроза военных действий ушла на второй план, главную опасность для человечества представляют природные и техногенные аварии и катастрофы, число которых за последние годы резко увеличилось как в России, так и за рубежом.
Авария на японской электростанции Фукусима-1, произошедшая в результате сильнейшего землетрясения, наводнение в Таиланде, снегопады в Европе зимой 2011 года и иные чрезвычайные ситуации подтверждают это. Актуальность приобретает вопрос о необходимости выделения функции предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как самостоятельной и основной функции современного Российского государства.
Под функциями государства необходимо понимать объективно сложившиеся предметные направления деятельности государства в важнейших сферах общественной жизни, выражающие его сущность и социальное назначение, осуществляемые в определенных формах и при помощи специфических методов.
Структуру любой государственной функции образует совокупность следующих элементов: объект, субъект, нормативная основа, однородный характер деятельности и цель. Наличие указанных компонентов является достаточным основанием для выделения определенной государственной деятельности в качестве особой государственной функции. Так вот деятельность
Российского государства по предупреждению и ликвидации ЧС содержит все указанные структурные элементы государственной функции, что позволяет теоретически рассматривать ее в качестве одной из самостоятельных и основных в системе функций современного Российского государства.
Цель функции предупреждения и ликвидации ЧС состоит в обеспечении нормального и гармоничного развития общества, без природных и техногенных аварий и катастроф, а также в достижении максимальной эффективности при их ликвидации.
Объекты функции по предупреждению и ликвидации ЧС делятся на родовые и видовые. Родовым объектом являются взятые под охрану правовых норм общественные отношения, обладающие признаками потенциальной вредоносности или реально проявившиеся в виде наличного вреда. Видовыми объектами выступают конкретные общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования профилактической работы специальных органов и их практической деятельности по устранению последствий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и прочих природных и техногенных ситуациях, то есть в результате конкретных чрезвычайных ситуаций, повлекших вредоносные последствия для общества. Законодатель дает четкое определение понятию «чрезвычайная ситуация» - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Вызывает интерес соотношение понятий «чрезвычайное положение» и «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайное положение - государственно-правовой режим, установленный на определенной территории при наличии следующих оснований:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и ОМСУ;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Таким образом, введение режима чрезвычайного положения всегда означает
возникновение режима чрезвычайной ситуации, а введение режима чрезвычайной ситуации не обязательно приводит к режиму чрезвычайного положения. ЧС является «катализатором», провоцирующим руководителя государства на введение «режима чрезвычайного положения».
Режим чрезвычайного положения, как и режим чрезвычайной ситуации, вводится специально уполномоченным государственным органом на определенной территории, но, по сравнению с режимом чрезвычайной ситуации, имеет более строгий порядок введения и регламентируется специальным, отдельным нормативным актом, что говорит о его более широком понятии.
Государственная деятельность в сфере предупреждения и ликвидации ЧС реализуется посредствам четыре основных направления:
1) предупреждение и борьба с пожарами (пожарная охрана);
2) профилактика и устранение последствий природных, техногенных и антропогенных аварий и катастроф (аварийно-спасательная деятельность);
3) пропаганда безопасного поведения на водных объектах и судоходства, спасение граждан, попавших в «беду» на воде (организация безопасности на водных объектах);
4) работа в области организации эвакуации в случае возникновения крупных ЧС либо угрозы военных действий (гражданская оборона).
Субъектами функции по предупреждению и ликвидации ЧС выступают исполнительные органы власти, которые делятся на руководящие (Президент, Правительство, Федеральное Собрание, органы исполнительной власти субъектов и местного самоуправления) и управляющие (аппарат МЧС России, центры ежедневного реагирования и управления в кризисных ситуациях, специализированные военные формирования). Особенностью управляющих субъектов является их специальная компетенция, выражающаяся в исключительном праве на профилактику и ликвидацию ЧС и их последствий.
Любая государственная функция, в том числе и функция по предупреждению и ликвидации ЧС, осуществляется на определенной нормативной основе, состоящей из норм права, норм морали, организационных обычаев и традиций, а также сложившихся в этой сфере элементов юридической практики. Выявлено, что ядром нормативной основы функции Российского государства по предупреждению и ликвидации ЧС выступает Конституция РФ, устанавливающая право граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства, а также нормативные акты МЧС России. Среди них следует выделить такие, как: Федеральные Конституционные законы от 17.12.1997 № 2 -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральные Законы Российской Федерации от
21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от
22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Цивилизованному и социально ориентированному государству необходимо не только «разгребать завалы», образованные чрезвычайными происшествиями,
то есть осуществлять организационно-практическую работу в порядке реагирования на вредоносные последствия, но и формировать социально чувствительную нормативную основу и юридическую практику с целью всемерной защиты прав и интересов личности. Поэтому разным направлениям государственной функции по предупреждению и ликвидации ЧС присущи как правовые, так и организационные формы реализации, таким образом, реализация функции по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется посредством правовых и организационных форм. Правовые формы осуществляются различными способами: юрисдикционным, исполнительно-распорядительным, контрольно-надзорным, поощрительным.
Суть юрисдикционного правоприменения заключается в рассмотрении споров о праве в судебном порядке. Для правоприменения в сфере предупреждения и ликвидации ЧС юрисдикционный способ является нетипичным. Он становится естественным продолжением других способов, например, контрольно-надзорного в случаях неисполнения государственных предписаний по результатам проверки либо необоснованного, по мнению проверяемого, привлечения к ответственности.
Примером исполнительно-распорядительного способа правоприменения является выдача различных разрешений и лицензий на осуществление определенных видов деятельности в области предупреждения и ликвидации ЧС (выдача лицензий на осуществление пожарного надзора), или проведение аттестаций на право управления маломерными судами и др.
Типичным примером контрольно-надзорного способа является деятельность органов ГПН, а также органов прокуратуры, осуществляемая путем проведения различного рода проверок.
Единая организационная государственная деятельность выражается в регламентирующей, хозяйственной и идеологической формах. Основу этой деятельности составляет организационно-практическая работа по развитию инфраструктуры, оказанию услуг и хозяйственному обеспечению структурных подразделений государственного механизма. Идеологическая деятельность проявляется в культурно-пропагандистском воспитании общества, направленном на предупреждение ЧС. Организационная деятельность тесно связанно с правовой, выражающейся в принятии необходимых нормативно-правовых актов.
Список использованной литературы
1. Козлов А.В. К вопросу о структуре государственной функции / Н.Н. Вопленко, А.В. Козлов // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 5, Юриспруденция. - 2010. - № 2 (13). - С. 18-24.
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 85-87.
3. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
4. Федеральный Конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Российская газета. - 2002. - 02 февр.
5. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Ст. 1 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648
6. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»// «Собрание законодательства РФ», 26.12.1994. - № 35. - Ст. 3649;
7. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»// «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008. - № 30 (Ч.1). - Ст. 3579
ПРИМЕНЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.С. Топилкин, преподаватель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
Правовая основа пожарной безопасности вызывает обоснованный интерес представителей различных отраслей права: конституционного, муниципального, административного, экологического и других. Их внимание обусловлено также и новым подходом законодателя к определению места пожарной безопасности в системе вопросов местного значения и предметов ведения государства. Это означает также, что в современных условиях возрастает и необходимость определения понятия пожарной безопасности, ее признаков, выявление места в общей системе вопросов местного значения, уточнение характера нормативного закрепления, которое в настоящее время пока еще недостаточно разработано как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации [1].
В настоящее время, основными проблемами законодательства в области пожарной безопасности являются: отсутствие систематизации и кодификации нормативных правовых актов о пожарной безопасности, а так же непосредственного участия юридических подразделений МЧС России в формировании нормативной правовой базы в сфере своей компетенции; отсутствие концепции активного участия МЧС России как федерального органа исполнительной власти в формировании правовой политики государства.
Для реализации государственной политики государства в области обеспечения пожарной безопасности, наделен компетентный Федеральный орган исполнительной власти, которым является МЧС России. Определяет свою правовую политику через функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности, так же осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области обеспечения пожарной безопасности [2].
Осуществление и применение органами МЧС России своих функций зависит от надежности использования нормативной правовой базы. Ведение интегрированного банка правовой информации (нормативных правовых актов) должно обеспечиваться при активном участии всех подразделений МЧС России, с