Ограничение гражданской дееспособности также непосредственно влияет на семейную дееспособность. Такие лица не вправе быть опекунами, попечителями, усыновителями. По логике вещей, они не должны иметь права и на заключение брачных договоров и алиментных соглашений, так как гражданское законодательство не разрешает им распоряжаться своим имуществом. Однако брачные договоры не только не способствуют ухудшению материального положения семьи, а наоборот, могут быть направлены на его укрепление. Поскольку семейное законодательство не устанавливает таких ограничений для частично дееспособных, следует считать, что они вправе заключать указанные договоры. По мнению других комментаторов, такой договор может быть признан недействительным, если один из супругов признан недееспособным или ограничен судом в дееспособности или если при заключении договора один из супругов был не способен понимать значение своих действий или заблуждался, подписал договор под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств, т. е. фактически распоряжение имуществом (и заключение сделок) недееспособным лицом в семейных правоотношениях недопустимо. Признание гражданина недееспособным в сфере семейного права имеет те же основания и влечет те же последствия, что и в гражданском праве в целом.
Можно сделать вывод, что определение субъектов семейных правоотношений во многом схоже с определением субъектов в гражданских правоотношениях, что еще раз подтверждает схожесть гражданских и семейных правоотношений.
Законодательное закрепление определения понятия семьи необходимо, оно обусловлено как практической, так и теоретической целесообразностью, созданием эффективного механизма правовой охраны семьи, обеспечивающего стабильность и устойчивость семьи в российском обществе и государстве.
С. П. Малков
историко-правовые аспекты организации обучения основам безопасности жизнедеятельности в российской школе
Анализ причин возникновения крупномасштабных техногенных аварий второй половины 80-х гг. ХХ в. и действий соответствующих государственных структур и населения при угрозе и возникновении этих аварий, а также в ходе природных катастроф наглядно показал необходимость и важность осуществления государственных мероприятий по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций. В их числе требовалось заблаговременное обучение должностных лиц и персонала предприятий и других групп населения действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций и мерам защиты при их возникновении. При этом общество сознавало необходимость обучения граждан вопросам безопасности жизнедеятельности в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) уже с детского возраста [12 : 18]. В связи с этим необходимость обучения и пропаганды знаний в рассматриваемой области была закреплена в нормативных правовых актах различного уровня, регулирующих обеспечение безопасности жизнедеятельности населения России.
Так, в гл. V Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и тер-
«-» «-» __о Г -1 т
риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1] вошли правовые положения, устанавливающие законодательно-правовые основы подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
При этом в соответствии со ст. 20 данного Федерального закона «Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» порядок подготовки населения в об-
ласти защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Далее в рассматриваемой статье говорится, что подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Определяется, что методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Аналогичное положение содержится в п. 18 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) [3].
Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ [1], пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Ст. 6 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [2] устанавливает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28.09.2005 № 514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» [7] определяются законодательно-правовые основы организации подготов-
ки населения и пропаганды знаний в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в Санкт-Петербурге. В данной статье говорится, что непосредственное осуществление подготовки населения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций организуется уполномоченным органом. Деятельность по пропаганде знаний в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций организуется Правительством Санкт-Петербурга, а также организациями и общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты населения и территории.
Здесь же следует отметить, что исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности [8].
Согласно п. 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, к основным мероприятиям, проводимым органами управления и силами единой системы в режиме повседневной деятельности, относятся подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганда знаний в этой области.
4 сентября 2003 г. Правительством Российской Федерации было издано Постановление № 547, которое утвердило Положение о подготовке населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [4].
Данным положением было установлено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания;
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Каждая категория проходит подготовку по специально разрабатываемым программам.
Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Согласно п. 4 Положения, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций должна предусматривать:
а) для работающего населения — проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения — проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение к учениям и тренировкам по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся — проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с МЧС России;
г) для руководителей органов государственной власти — повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников — повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Кроме этого, немаловажное значение в сфере вопросов государственного регулирования обучения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеют следующие нормативные правовые акты:
• Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 [5];
• Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2007 № 1393 «Об организации подготовки и обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [9].
Законодательно-правовые основы обучения мерам пожарной безопасности были заложены в ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 29.06.2005 № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге». При этом названная статья Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает, что обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной
безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Общими принципами при организации и проведении обучения безопасности жизнедеятельности являются:
• обучение тому, что необходимо знать и уметь;
• систематичность и последовательность;
• сознательность и активность;
• наглядность и доступность;
• прочность овладения знаниями, навыками и умениями;
• коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
При этом качество обучения безопасности жизнедеятельности зависит от правильно примененных форм и методов обучения. Формы обучения выражают организационную сторону учебного процесса. Они предусматривают состав обучаемых, структуру занятия (учения), место, время и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых и руководителя занятий.
Формами обучения могут быть как классные занятия, так и тренировки, тактико-специальные учения, командно-штабные учения, объектовые тренировки, комплексные учения.
Метод обучения — это способ или прием, посредством которого руководитель занятия, опираясь на сознательность обучаемых, вооружает их знаниями, умением, навыками и формирует у них необходимые навыки в области безопасности жизнедеятельности. При этом основным методом обучения выступают практические занятия [10 : 180].
Следует отметить, что основы обучения учащихся мерам пожарной безопасности были заложены в советский период развития отечественной системы образования. Так, приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности» были введены в действие правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89.
Приложением № 4 к Правилам пожарной безопасности стала Программа обучения учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности. В ней говорится, что обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и
и «-» о
тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. В Программе было отмечено, что к проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны. При этом порядок проведения и темы занятий определялись руководителем детского учреждения.
Согласно рекомендациям Программы, занятия по изучению правил пожарной безопасности следовало проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися У-У111 классов материалы программы изучались в сокращенном объеме. С учащимися 1-1У классов и детьми старшего дошкольного возраста проводились беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.
В соответствии с решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию был издан приказ данного ведомства от 09.07.1990 № 437 «О первоочередных мероприятиях по перестройке образования по вопросам охраны труда и гражданской
обороны». Приказом, в частности, предусматривалось введение в учебные планы специальностей высшей школы вместо курсов «Охрана труда» и «Гражданская оборона» учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» [11 : 11].
В связи с осознанием необходимости обучения граждан вопросам безопасности жизнедеятельности с детского возраста, Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях РСФСР» [6] в школах России с 1 сентября 1991 г. был введен новый предмет — «Основы безопасности жизнедеятельности».
Во исполнение указанного постановления Совета Министров РСФСР был издан приказ Министерства образования РСФСР от 27. 05. 1991 № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Пункт 1 приказа содержал указание министерствам народного образования республик, входящих в состав РСФСР, краевым, областным управлениям (комитетам) народного образования ввести с 1 сентября 1991 г. в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности», направив его изучение на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, на приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
В п. 2 приказа содержалось указание, адресованное органам народного образования, в соответствии с которым для реализации программы «Основы безопасности жизнедеятельности» занятия по этой дисциплине необходимо было включать в общешкольное расписание и проводить их преподавателями курса или учителями общеобразовательных школ, прошедшими соответствующую подготовку. К проведению занятий по основам медицинских знаний привлекать медицинских работников школ, лиц, выделенных органами здравоохранения, а также преподавателей биологии и других предметов, имеющих подготовку по программе медицинских сестер.
С момента издания Советом Министров РСФСР и Министерством образования РСФСР названных правовых актов во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях России началось обучение детей основам безопасности жизнедеятельности, включающим обучение вопросам обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
В письме Департамента общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации от 25.03.1999 № 389/11-12 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе» указывалось, что по результатам статистических исследований повысилось количество несчастных случаев на пожарах, водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. В этой связи, отмечалось в письме, возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.
Поэтому приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998 № 1235 был утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования, определяющий основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, с которыми необходимо знакомить младших школьников. В соответствии с этим приказом обязательное минимальное содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» было включено в содержание образовательного компонента «Окружающий мир» и раскрывало основные вопросы ОБЖ.
Как результат обобщения опыта преподавания ОБЖ 27 апреля 2007 г. Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации письмом от 27.04.2007 № 03-898 «О методических рекомендациях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"» для учета и использования в работе были направлены методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана, разработанные Федеральным институтом развития образования.
В пояснительной записке к методическим рекомендациям говорилось, что за период существования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) накоплен немалый опыт преподавания данного учебного предмета. Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебно-методические комплекты. Более чем в 40 вузах страны открыта новая специальность «Безопасность жизнедеятельности», после обучения которой выпускникам присваивается квалификация «учитель безопасности жизнедеятельности». Подготовлены научные и педагогические кадры, в том числе доктора и кандидаты педагогических наук в рассматриваемой научной области.
Во многих общеобразовательных учреждениях страны учебный предмет ОБЖ преподается за счет времени вариативной части базисного учебного плана с 1-го по 11-й классы как региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Фактически закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среде.
Вместе с тем в письме отмечалось, что единый подход к организации образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», к определению его роли и места в период модернизации образования, в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и общеобразовательных учреждениях на должном уровне не осуществляется.
Причинами данного положения дел являются:
• отсутствие четкой прогностической работы, опирающейся на анализ современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины;
• низкий уровень развития содержания и методологии учебного предмета в системе общего образования, недостаточность использования современных педагогических технологий как составной части обучения и воспитания обучающихся;
• фрагментарность подхода к преподаванию ОБЖ в общеобразовательных учреждениях на региональном уровне, отсутствие четкого комплексного и тематического планирования образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;
• отсутствие конкретных требований к уровню подготовки обучающихся на региональном уровне, детализирующих результаты освоения обязательного минимума образовательного стандарта по ОБЖ и свидетельствующих об их способностях обеспечить личную безопасность в повседневной жизни, в различных опасных и чрез-
вычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, постоянном совершенствовании своих знаний и умений в этой области.
В связи с этим направляемые методические рекомендации были разработаны с целью оказания методической помощи органам управления образованием субъектов Российской Федерации, методистам, преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности с учетом системного подхода к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности. В письме говорилось, что направляемые методические рекомендации призваны выполнять три основные функции:
• информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета ОБЖ;
• организационно-планирующую, которая предусматривает введение дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана, структурирование учебного материала по ступеням обучения общего образования, определение его количественных и качественных характеристик;
• методическую, которая позволяет преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ, учителям предметникам, привлекающимся к проведению занятий по ОБЖ, реализовать собственный подход в части тематического планирования курса и структурирования учебного материала, определения последовательностиего изучения, а также выбора путей формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации обучающихся.
Во втором разделе методических рекомендаций отмечалось, что определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования за счет времени вариативной части базисного учебного плана должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:
а) первый уровень (1-4 классы) — безопасность школьника;
б) второй уровень (5-9 классы) — безопасность личности;
в) третий уровень (10-11 классы) — безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
При этом в указанном разделе методических рекомендаций говорилось, что более детальному изучению наряду с другими вопросами подлежит такое тематическое направление, как безопасность в природной среде, включающее безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде и др.
Приложение 1 к методическим рекомендациям содержит примерные образовательные направления учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования, преподавание которых рекомендуется за счет времени вариативной части базисного учебного плана. Так, в методических рекомендациях говорится, что в тематическую линию «Безопасность в природной среде» рекомендуется включить наряду с другими изучение вопросов, касающихся безопасности на воде.
К рассматриваемой теме относится: особенности состояния водоемов в разное время года; соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах; правила поведения на водоемах летом и зимой; правила переправы по льду водоемов; помощь терпящим бедствие на воде; способы самоспасения на воде; оказание помощи терпящим бедствие на льду; основные и подручные спасательные средства на воде, правила пользования ими.
В этом же приложении в тематическую линию «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» содержатся рекомендации о включении тем, раскрывающих следующие вопросы:
1. Понятие о наводнении и его характеристика.
2. Меры по снижению потерь от последствий наводнений.
3. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.
4. Изготовление и использование самодельных подручных плавательных средств для эвакуации.
5. Понятие о цунами и их характеристика.
6. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
7. Правила безопасного поведения на водном транспорте.
8. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги.
9. Способы эвакуации с терпящего бедствие аварийного судна.
10. Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах.
Представляется, что детальное рассмотрение перечисленных вопросов в ходе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует формированию глубоких и всесторонних знаний обучающихся в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, как и вопросов других сфер безопасности жизнедеятельности.
Вместе с тем, по нашему убеждению, дальнейшее совершенствование системы преподавания ОБЖ в школе должно предполагать включение в содержание учебной дисциплины изучение необходимых нормативных правовых основ безопасности жизнедеятельности. Учащиеся со школьной скамьи должны знать вопросы правового регулирования обеспечения безопасности жизнедеятельности, включающие в себя аспекты административной ответственности за совершение соответствующих правонарушений, особого противопожарного режима и многие другие, без знания и правильной оценки которых владение информацией о безопасном поведении и применение этой информации в повседневной жизни представляется невозможным.
В завершение следует отметить, что немаловажное значение в популяризации и пропаганде знаний в области безопасности жизнедеятельности играют периодические издания, на страницах которых публикуются статьи соответствующего содержания. При этом большая роль принадлежит специализированным журналам, таким как «Гражданская защита», «Вестник МЧС России», «Пожарное и спасательное дело», «Единая служба спасания 01», «Пожарное дело» и другие.
В 1998 г. МЧС России учредил журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».
С первых дней своего существования этот журнал становится серьезным подспорьем как для учителей, преподающих предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», так и для учащихся, изучающих эту учебную дисциплину. Данный журнал способствует становлению и развитию учебного курса ОБЖ. Журнал продолжает решать задачу обеспечения учителей, преподающих курс ОБЖ, информационной, программной и методической литературой, а также необходимыми нормативными правовыми документами в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, включая обеспечение безопасности людей на водных объектах. Журнал всецело способствует пропаганде знаний в соответствующей сфере отношений. Подбираемые и публикуемые на его страницах материалы интересны, полезны и поучительны для родителей и самих учеников. На страницах этого журнала читатели имеют возможность обмениваться опытом и диску-
тировать по наиболее актуальным и сложным вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.12.1994. № 35.
2. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.08.1995. № 169.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 12.01.2004. № 2.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.09.2003. № 37.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» // Собрание законодательства Российской Федерации. 06.11.2000. № 45.
6. Постановление Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях РСФСР» (документ опубликован не был).
7. Закон Санкт-Петербурга от 28.09.2005 № 514-76 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 20.12.2005. № 12.
8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 № 46 «О мерах по совершенствованию системы гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 28.02.2008. № 2.
9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2007 № 1393 «Об организации подготовки и обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 30.11.2007. № 11.
10. Гражданская оборона: Учебник для вузов / Атаманюк В. Г. и др.; Под ред. Д. И. Михайлика. М.: Высш. шк., 1986.
11. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. А. Михайлова. М.: Академия, 2009.
12. Твердохлебов Н. Предмет ОБЖ: 20 лет борьбы за право на жизнь в интересах безопасности подрастающего поколения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2011. № 2.
Т. И. Еремина
социальные права несовершеннолетних
Проблемы реализации социальных прав несовершеннолетних, в частности, их права на образование и доступность образования для различных категорий детей, в том числе для так называемых депривилегированных категорий (дети-беженцы, дети-сироты,