Научная статья на тему 'Социальные права несовершеннолетних'

Социальные права несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1894
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРАВОВАЯ БАЗА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные права несовершеннолетних»

тировать по наиболее актуальным и сложным вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.12.1994. № 35.

2. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.08.1995. № 169.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 12.01.2004. № 2.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.09.2003. № 37.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» // Собрание законодательства Российской Федерации. 06.11.2000. № 45.

6. Постановление Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях РСФСР» (документ опубликован не был).

7. Закон Санкт-Петербурга от 28.09.2005 № 514-76 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 20.12.2005. № 12.

8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 № 46 «О мерах по совершенствованию системы гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 28.02.2008. № 2.

9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2007 № 1393 «Об организации подготовки и обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 30.11.2007. № 11.

10. Гражданская оборона: Учебник для вузов / Атаманюк В. Г. и др.; Под ред. Д. И. Михайлика. М.: Высш. шк., 1986.

11. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. А. Михайлова. М.: Академия, 2009.

12. Твердохлебов Н. Предмет ОБЖ: 20 лет борьбы за право на жизнь в интересах безопасности подрастающего поколения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2011. № 2.

Т. И. Еремина

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проблемы реализации социальных прав несовершеннолетних, в частности, их права на образование и доступность образования для различных категорий детей, в том числе для так называемых депривилегированных категорий (дети-беженцы, дети-сироты,

Образование XXI века: развитие человеческого потенциала

дети-инвалиды) — это естественные вопросы, возникающие при обсуждении проблемы социальной справедливости, которая постоянно находится в центре общественного внимания и является весьма актуальной проблемой для современного российского общества. Рассмотрение социальных гарантий доступности образования в российском обществе для таких категорий детей, как дети малых этнических образований, дети-беженцы представляется проблемой, заслуживающей внимания и специального исследования.

Забота о ребенке и защита его прав на современном этапе является важнейшим направлением нормотворческой деятельности международных объединений, государств мира. Для большинства граждан Российской Федерации дискриминационный подход к получению образования представляется непривычным или даже неприемлемым. Рекомендация ЮНЕСКО, принятая в Париже 14. 12. 1960 г. на 11 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО «О борьбе с дискриминацией в области образования», призывает: «Сделать начальное образование обязательным и бесплатным; сделать среднее образование в различных его формах всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность...».

В современной России решение вопросов о доступности образования на основе происходящих во всех сферах образования реформ представляется чрезвычайно актуальным и своевременным. Количественные показатели развития образования в России свидетельствуют о повышении его доступности. Увеличение объема образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями за счет средств бюджетов всех уровней, демонстрирует постоянный рост доступности бесплатного образования. В то же время одним из результатов перехода к рыночной экономике стала растущая дифференциация доступности качественного образования по территориальным, социально-экономическим и иным основаниям. Это приводит, в частности, к консервации социальной стратификации в обществе.

В Конвенции о правах ребенка (ст. 28) говорится о том, что государства-участники признают право ребенка на образование и осуществление этого права на основе равных возможностей, в том числе право на бесплатное и обязательное начальное образование; доступность для всех детей среднего образования, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого.

Страны — участницы Болонского процесса обязуются обеспечить учащимся доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. определено, что закон «устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».

Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации зафиксировано в ст. 43 Конституции.

В п. 2 ст. 6 Закона «Об образовании» говорится о том, что граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Системы образования республик в составе России предоставляют такие возможности, так как эти субъекты являются национально-территориальными автономиями. Для остальной части этнических общностей, не имеющих своей государственности, в соответствии с п. 7 ст. 6 Закона государство оказывает содействие в подготовке специалистов для

осуществления образовательного процесса на языках этих народов. В проекте новой редакции Закона «Об образовании» также содержатся нормы, касающиеся получения образования на родном языке.

г> и и

В этой связи заслуживает внимания исторический опыт педагогического университета им. А. И. Герцена, в котором на отделении национальных меньшинств в 20-30-е гг. ХХ в. осуществлялась подготовка учителей для финских, эстонских, латышских школ. В настоящее время в университете осуществляется подготовка учителей для школ народов Севера.

Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» 1996 г. предоставляет целый ряд прав в образовательной сфере. В соответствии с этим законом могут образовываться негосударственные дошкольные, общеобразовательные, высшие учебные заведения с обучением на родном языке. Предложения о создании классов, учебных групп в государственных, муниципальных учебных заведениях с обучением на родном языке, либо с углубленным изучением родного языка, истории и культуры на основании этого закона можно вносить в федеральные органы власти и управления, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. К сожалению, в действительности практически отсутствуют механизмы, позволяющие лицам, принадлежавшим к особым этническим группам, получить образование на родном языке в рамках национально-культурной автономии.

В отношении категории детей-беженцев в свое время было принято решение Исполнительного комитета Управления Верховного комиссара по делам беженцев по вопросу о международной защите. Решение закрепляло право детей-беженцев на образование, которое учитывало бы их культурную самобытность.

В Российской Федерации принят Закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. Закон закрепляет права беженцев в сфере образования. Лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, приобретают право на образование с момента получения ими свидетельств. Право на устройство детей лица, ходатайствующего о признании его беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, возможно только при получении удостоверения беженца.

Лица, обладающие статусом беженца, имеют право на получение начального профессионального образования и, что существенно, право на перевод их в образовательные учреждения среднего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации.

Большую роль в реализации данных прав играет федеральный орган исполнительной власти по общему и профессиональному образованию, который сотрудничает с федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе и с его территориальными органами в целях создания благоприятных условий содержания и обучения детей лица, признанного беженцем.

В рамках СНГ 24 сентября 1993 г. принято соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, ратифицированное 22 ноября 1994 г. Россией. Соглашение закрепило права беженцев в сфере образования.

Гарантированность социальных прав имеет важное значение для общественного развития и благополучия, для защиты прав несовершеннолетних. Основное условие гаран-тированности и защиты социальных прав человека и гражданина, ребенка — четкая скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации данных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.