Научная статья на тему 'О систематизации и унификации административно-казуальных мер обеспечения безопасности в Российской Федерации'

О систематизации и унификации административно-казуальных мер обеспечения безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стахов Александр Иванович

В статье раскрывается специфика охранительного содержания административно-казуальных мер обеспечения безопасности, применяемых в Российской Федерации, сформулированы предложения по систематизации и унификации указанных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стахов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О систематизации и унификации административно-казуальных мер обеспечения безопасности в Российской Федерации»

3. Этап становления конституционного суверенитета, завершение которого означало достижение абсолютного государственного суверенитета Канады (1971-1982 гг.).

По нашему мнению, юридический термин «государство» применительно к Канаде следует употреблять только с 17 апреля 1982 г., то есть с момента приобретения Канадой абсолютного государственного суверенитета.

Примечания

1. Проблемы теории государства и права [Текст] / под ред. М. Н. Марченко. М., 1999. С. 74.

2. См., например, Лейкофф, С. Оппозиция «суверенитет - автономия в условиях федерализма» [Текст] / С. Лейкофф // Политические исследования. 1995. № 1. С. 178.

3. Карапетян, Л. М. Федерализм и права народов [Текст] / Л. М. Карапетян. М., 1999. С. 86.

4. Smiley, D. V. The Federal Condition in Canada [Text] / D. V. Smiley. Toronto, 1987. P. 39.

5. Конституция Российской Федерации [Текст]. М., 2006.

6. Конституции государств американского континента [Текст]. Т. II. М., 1959; Конституции зарубежных государств [Текст] / сост. В. В. Маклаков. М., 1996.

7. Цит. по: Ерофеев, Н. А. Английский колониализм в середине XIX века [Текст] / Н. А. Ерофеев. М., 1977. С. 248.

8. Там же. С. 244.

9. Там же. С. 35.

10. Зимулина, Л. А. Становление государственного суверенитета британских доминионов (1914— 1931 гг.) [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л. А. Зимулина. М., 1995.

11. Цит. по: Ерофеев, Н. А. Английский колониализм в середине XIX века. С. 57.

12. Elliot, W. Y. The new British empire [Text] / W. Y. Elliot. N.Y., 1932. P. 270.

13. См. Ерофеев, Н. А. Закат Британской империи [Текст] / Н. А. Ерофеев. М., 1967. С. 73.

14. Imperial conference 1923. Summary of proceedings [Text]. L., 1923. P. 13—15.

15. Riddell, W. A. (ed.) Documents on Canada Foreign Policy. 1917—1939 [Text] / W. A. Riddell. Toronto, 1962. P. 131.

16. См., например, Канада: 1918—1945 [Текст]. М., 1976. С. 180; Датт, P. Палм. «Британское Содружество» и его проблемы [Текст] / Р. Палм Датт // Международная жизнь. 1960. № 8. С. 40.

17. Riddell, W. A. Ibid. P. 132.

18. См., например, The Canada Gazette [Text]. Part III. Special Issue. Ottawa, 1982. Sept. 21.

19. Датт, P. Палм. Кризис Британии и Британской империи [Текст] / P. Палм Датт. М., 1959. С. 51.

20. Фостер, У. Очерк политической истории Америки [Текст] / У. Фостер. М., 1955. С. 208.

21. http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/Proposals/Victoria_Charter.html [Electronic resource]

22. The Canada Gazette [Text]. Part III. Special Issue. Ottawa. 1982. Sept. 21.

23. Шило, В. Е. Эволюция канадского федерализма 1982—2000 [Текст] / В. Е. Шило // США — Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 12. С. 69.

А. И. Стахов

О СИСТЕМАТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-КАЗУАЛЬНЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрывается специфика охранительного содержания административно-казуальных мер обеспечения безопасности, применяемых в Российской Федерации, сформулированы предложения по систематизации и унификации указанных мер.

Под административно-казуальными мерами обеспечения безопасности следует понимать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Из логико-позитивного анализа сформулированной дефиниции можно указать ряд основных характерных признаков административно-казуальных мер обеспечения безопасности.

Во-первых, административно-казуальные меры обеспечения безопасности применяются специализированными государственными органами и органами местного самоуправления, их системными образованиями и должностными лицами -органами административно-публичного обеспечения безопасности.

Во-вторых, административно-казуальные меры обеспечения безопасности представляют собой специальное юридическое средство, применяемое органами административно-публичного обеспечения безопасности адекватно административно-правовым казусам, способствующим возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, или, иначе - соотносимо с обстановкой, которая складывается с участием физических и юридических лиц в результате воздействия отдельных предметов, явлений и процессов - техногенных и природных источников опасности -и которая способна причинить, причиняет или причинила вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства

СТАХОВ Александр Иванович - кандидат юридических наук, доцент по кафедре государственно-правовых дисциплин ВятГГУ © Стахов А. И., 2007

и нации (далее - общественно опасная ситуация техногенного и природного характера). Указанные меры обеспечения безопасности применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности адекватно чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера либо иной общественно опасной ситуации, складывающейся в результате воздействия отдельных техногенных и природных источников опасности. В соответствии с ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией следует понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнеобеспечения людей [1]. Соответственно к иной общественно опасной ситуации в результате воздействия отдельных техногенных и природных источников опасности, следует отнести обстановку на определенной территории, сложившуюся после аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а также воздействия иных техногенных и природных источников опасности, которая не нанесла значительных материальных потерь и нарушения условий жизнеобеспечения людей, ущерба здоровью людей или окружающей природной среде, а также не повлекла за собой человеческие жертвы.

В-третьих, административно-казуальные меры обеспечения безопасности составляют содержание полномочий органов административно-публичного обеспечения безопасности по предупреждению, выявлению и нейтрализации общественно опасных ситуаций техногенного и природного характера. Рассматриваемые меры обеспечения безопасности составляют содержание полномочий органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и нейтрализации дорожно-транспортных происшествий, содержание полномочий системных образований МЧС России по предупреждению, выявлению и нейтрализации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также иных общественно опасных ситуаций, в том числе связанных с пожарами, содержание полномочий системных образований Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предупреждению, выявлению и нейтрализации эпидемий и т. д.

В-четвертых, применение административно-казуальных мер обеспечения безопасности связано с непосредственным вмешательством органов

административно-публичного обеспечения безопасности в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, которые организационно не подчинены данным органам, но являются участниками чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера или участниками иной общественно опасной ситуации техногенного и природного характера.

В-пятых, основанием применения административно-казуальных мер обеспечения безопасности является ожидаемая или наступившая в действительности формально определенная общественно опасная ситуация техногенного и природного характера. Основанием применения данных мер обеспечения безопасности является чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера либо иная общественно опасная ситуация, складывающаяся в результате воздействия отдельных техногенных и природных источников опасности, которая предусмотрена действующим законодательством.

В-шестых, административно-казуальные меры обеспечения безопасности отличаются формально определенной целевой направленностью. Данные меры закреплены в административно-правовых нормах и применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера либо иной общественно опасной ситуации, складывающейся в результате воздействия отдельных техногенных и природных источников опасности. Административно-казуальные меры обеспечения безопасности направлены на предупреждение, выявление и нейтрализацию указанных общественно опасных ситуаций.

В-седьмых, объектами административно-казуальных мер обеспечения безопасности являются:

а) поведение физических и юридических лиц -участников общественно опасной ситуации техногенного и природного характера. Например, объекты административно-казуальных мер обеспечения безопасности - поведение граждан, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, поведение участников дорожно-транспортного происшествия, поведение граждан, оказавшихся в зоне воздействия эпидемии, наводнения, пожара, взрыва, производственной аварии, не отнесенных к чрезвычайным ситуациям;

б) блага и ценности, составляющие конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства, нации, которым может быть причинен (причиняется либо причинен) вред общественно опасной ситуацией техногенного и

природного характера. К указанным благам и ценностям следует отнести, например, имущество граждан и организаций, а также имущество, составляющее государственную и муниципальную собственность, которому может быть причинен вред чрезвычайной ситуацией техногенного и природного характера, либо иной обстановкой, которая складывается в результате воздействия отдельных техногенных и природных источников опасности, но не относится к чрезвычайной ситуации.

Анализ научных работ, посвященных исследованию проблем обеспечения безопасности, позволяет уяснить особенности административно-правового регулирования отдельных общественно опасных ситуаций техногенного и природного характера [2], но не раскрывает специфики интегрирующего, универсального механизма административно-правового регулирования, призванного оказывать воздействие на указанные общественно опасные ситуации независимо от их вида.

Сформулированная проблема предопределяет необходимость унификации и систематизации административно-казуальных мер обеспечения безопасности в Российской Федерации. В этих целях будет логичным из анализа действующего законодательства подразделить административно-казуальные меры обеспечения безопасности в зависимости от основания, целевой направленности и вызываемых административно-правовых последствий на предупредительные, ограничительные, поисково-спасательные и меры административно-казуального расследования.

Предупредительные административно-казуальные меры обеспечения безопасности представляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения ожидаемых post priory (на основе опыта) общественно опасных природных и техногенных ситуаций.

Анализ административного законодательства в области безопасности и изученных материалов по предупреждению, выявлению и нейтрализации отдельных видов общественно опасных ситуаций, связанных, в частности, с пожарами, промышленными авариями и инцидентами, дорожно-транспортными происшествиями, эпидемиями, позволяет сделать вывод, что основанием применения данных мер обеспечения безопасности являются формально определенные ожидаемые post priory общественно опасные ситуации природного и техногенного характера. При этом

следует заметить, что основания применения предупредительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности можно подразделить на две основные группы:

1) ожидаемые post priory чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, формально определенные в нормах ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», отдельных федеральных законов, регулирующих отдельные виды безопасности, а также ряда специальных постановлений Правительства Российской Федерации. Например, ожидаемые post priory локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная и трансграничная чрезвычайные ситуации, чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения и др.;

2) ожидаемые post priory иные общественно опасные ситуации техногенного и природного характера, формально определенные федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти в отдельных сферах безопасности. Например, ожидаемые post priory: дорожно-транспортное происшествие, эпидемия, авиационное происшествие и др.

При таком подходе представляется обоснованным говорить об административно-казуальных мерах обеспечения безопасности, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, и административно-казуальных мерах обеспечения безопасности, направленных на предупреждение иных общественно опасных ситуаций техногенного и природного характера.

Из анализа действующего административно-казуального законодательства в области безопасности к административно-казуальным мерам обеспечения безопасности, направленным на предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, следует отнести утверждение и согласование органами административно-публичного обеспечения безопасности отдельных видов документов планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Например, согласование и утверждение паспортов безопасности, планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указанные меры обеспечения безопасности предусмотрены специальными нормативными правовыми актами отдельных федеральных органов исполнительной власти, принятыми в соответствии с решением совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13.11.2003 № 4 «О мерах по обес-

печению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений».

Согласование паспорта безопасности опасного объекта или утверждение паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований производится руководителем высшего исполнительного государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, руководителем Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Разработка паспорта безопасности опасного объекта организуется руководством объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнические сооружения за исключением объектов Вооруженных Сил.

Разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

Указанные паспорта безопасности разрабатываются для решения таких задач, как определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценка состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

Из анализа действующего законодательства в области безопасности к административно-казуальным мерам обеспечения безопасности, направленным на предупреждение иных общественно опасных ситуаций техногенного и природного характера, следует отнести утверждение и согласование органами административно-публичного обеспечения безопасности отдельных видов документов планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации общественно опасных ситуаций техногенного и природного характера, не отнесенных к чрезвычайным ситуациям. Например, такой мерой обеспечения безопасности является утверждение декларации безопасности объектов.

Декларирование безопасности объектов является предупредительной административно-казуальной мерой обеспечения безопасности, которая предусмотрена специальными постановлениями Правительства Российской Федерации [3].

Из анализа указанных нормативных правовых актов можно сделать вывод, что в настоящее вре-

мя декларация безопасности объекта разрабатывается на отдельные виды техногенных источников опасности, в частности: 1) промышленные объекты, имеющие в составе особо опасные производства, т. е. участки, установки, цеха, хранилища, склады, станции или другое производство, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют взрывопожароопасные или опасные химические вещества в количестве, равном или превышающем нормативно определенные пороговые значения; 2) гидротехнические сооружения, хво-стохранилища и шламонакопители 1, 2, 3-го классов, на которых возможны гидродинамические образования; 3) подводные потенциально опасные объекты: суда, иные плавсредства, космические и летательные аппараты, в том числе их элементы, и другие технические средства а также боеприпасы, элементы оборудования и установок, полностью или частично затопленные во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации в результате аварийных происшествий или захоронений, содержащие ядерные материалы, радиоактивные, химические, отравляющие, взрывчатые и другие опасные вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

По каждому из перечисленных объектов разрабатывается декларация безопасности в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте. В указанной декларации отражается анализ безопасности данного объекта, обеспечение его готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информирование общественности, сведения о выводе объекта из эксплуатации.

Декларация безопасности, разработанная и утвержденная руководителем объекта, представляется вместе с экспертным заключением в соответствующий территориальный орган МЧС России и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый объект. Уполномоченные территориальные органы МЧС России производят регистрацию, рассмотрение и утверждение экспертного заключения и представленной декларации безопасности.

Ограничительные административно-казуальные меры обеспечения безопасности - нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения физических и юридических лиц общеобязательным условия и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предотвращения распространения наступивших в действительности общественно опасных ситуаций природного и

техногенного характера и получивших распространение среди физических и юридических лиц.

Анализ административного законодательства в области безопасности и изученных материалов по предупреждению, выявлению и нейтрализации отдельных видов общественно опасных ситуаций, связанных, в частности, с пожарами, промышленными авариями и инцидентами, дорожно-транспортными происшествиями, эпидемиями, позволяет сделать вывод, что основанием применения данных мер обеспечения безопасности являются формально определенные общественно опасные ситуации природного и техногенного характера, получившие распространение среди физических и юридических лиц. При этом следует заметить, что основания применения ограничительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности можно подразделить на две основные группы:

1) формально определенные чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, возникшие в действительности и получившие распространение среди физических и юридических лиц. Например, возникшие в действительности и получившие распространение среди физических и юридических лиц локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная и трансграничная чрезвычайные ситуации, чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения;

2) иные формально определенные общественно опасные ситуации техногенного и природного характера, возникшие в действительности и получившие распространение среди физических и юридических лиц. Например, не отнесенные к чрезвычайной ситуации эпидемия, пожар, авария, дорожно-транспортное происшествие, получившие распространение среди физических и юридических лиц.

При таком подходе представляется обоснованным говорить об ограничительных административно-казуальных мерах обеспечения безопасности, связанных с чрезвычайной ситуацией техногенного и природного характера, и ограничительных административно-казуальных мерах обеспечения безопасности, связанных с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера.

На основании изложенного подхода анализ законодательства в области безопасности позволяет отнести к ограничительным административно-казуальным мерам обеспечения безопасности, связанным с чрезвычайной ситуацией техногенного и природного характера: установление особого противопожарного режима [4]; остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации; ограничение доступа людей в зоны чрезвычайной ситуации [5].

Из анализа законодательства в области безопасности ограничительными административно-казуальными мерами обеспечения безопасности, связанными с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера, следует считать, например, введение карантина, направленного на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, отстранение от работы инфицированного лица [6]; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду [7].

Перечисленные меры обеспечения безопасности до настоящего времени не систематизированы и не подвергнуты административно-правовой процессуализации.

Поисково-спасательные административно-казуальные меры обеспечения безопасности представляют собой нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях обнаружения наступивших в действительности общественно опасных ситуаций природного и техногенного характера, а также в целях оказания необходимой помощи участникам данных ситуаций.

Анализ административного законодательства в области безопасности и изученных материалов по предупреждению, выявлению и нейтрализации отдельных видов общественно опасных ситуаций связанных, в частности, с пожарами, промышленными авариями и инцидентами, дорожно-транспортными происшествиями, эпидемиями, позволяет сделать вывод, что основанием применения данных мер являются сообщения граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов, органов местного самоуправления о наступивших в действительности общественно опасных ситуаций техногенного и природного характера. Указанные основания следует подразделить на две основные группы в зависимости от границ зон распространения поражающих факторов общественно опасной ситуации природного и техногенного характера, количества людей, пострадавших в этой ситуации, размера причиненного материального ущерба. С этой точки зрения логично говорить о поисково-спасательных административно-казуальных мерах обеспечения безопасности, связанных с чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера, и поисково-спасательных административно-казуальных мерах обеспечения безопасности, связанных с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера.

С позиции изложенного на основании анализа действующего законодательства в области бе-

зопасности к поисково-спасательным административно-казуальным мерам обеспечения безопасности, связанным с чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера, следует отнести: беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности [8].

Из анализа действующего законодательства в области безопасности поисково-спасательными административно-казуальными мерами обеспечения безопасности, связанными с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера, с нашей точки зрения, являются: проникновение на территорию и в помещения, принадлежащие коммерческим и некоммерческим организациям, гражданам с целью обнаружения пожара, аварии, взрыва, эпидемии, иных происшествий [9]; эвакуация людей и имущества из зоны затопления, аварии, эпидемии [10] и т. д.

Выделенные меры обеспечения безопасности до настоящего времени не систематизированы и не подвергнуты административно-правовой про-цессуализации.

Под мерами административно-казуального расследования следует считать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях выявления и устранения причин и условий, способствовавших возникновению и развитию общественно опасных ситуаций природного и техногенного характера.

Анализ административного законодательства в области безопасности и изученных материалов по предупреждению, выявлению и нейтрализации отдельных видов общественно опасных ситуаций, связанных, в частности, с пожарами, промышленными авариями и инцидентами, дорожно-транспортными происшествиями, эпидемиями, позволяет сделать вывод, что основанием применения мер административно-казуального расследования является наступившая в действительности формально определенная общественно опасная ситуация природного и техногенного характера, с которой законодатель связывает необходимость выяснения и устранения причин ситуации. Указанные основания следует подразделить на две основные группы в зависимости от границ зон распространения поражающих факторов общественно опасной ситуации природного и техногенного характера, количества людей, пострадавших в этой ситуации, размера причи-

ненного материального ущерба. При таком подходе обоснованно выделить меры административно-казуального расследования, связанные с чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера, и меры административно-казуального расследования, связанные с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера.

В результате анализа действующего законодательства в области безопасности к мерам административно-казуального расследования, связанным с чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера, следует отнести, например, следующий ряд специфических административно-правовых мер по расследованию авиационных происшествий: запрос у соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также у граждан и юридических лиц документов и материалов, связанных с авиационным происшествием; проведение исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала; поручение организациям независимо от их организационно-правовой формы проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного происшествия; получение информации от правоохранительных органов [11].

На основании анализа действующего законодательства в области безопасности к мерам административно-казуального расследования, связанным с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера, следует отнести, например: производство осмотра места аварии; составление протокола осмотра места аварии; опрос очевидцев аварии; выяснение характера нарушения технологического процесса; проверка наличия и исправности средств защиты; проверка соответствия объекта или технологического процесса проектным решениям; определение размера причиненного вреда [12].

Выделенные меры административно-казуального расследования до настоящего времени не систематизированы и не подвергнуты административно-правовой процессуализации.

Обобщая изложенное, следует отметить, что административно-казуальные меры обеспечения безопасности в настоящее время недостаточно изучены административно-правовой наукой. Указанные меры обеспечения безопасности предусмотрены различными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Основания применения данных мер обеспечения безопасности не систематизированы. Административно-процессуальными нормами урегулированы отдельные выделенные меры. Сводный перечень государст-

венных органов и органов местного самоуправления, их системных образований, наделяемых полномочиями по применению административно-казуальных мер обеспечения безопасности, формально не определен.

При таком состоянии действующего законодательства представляется необходимым проведение систематизации и унификации административно-казуальных мер обеспечения безопасности при помощи специального кодифицированного нормативного правового акта Российской Федерации. В качестве такового можно предложить, например, ФЗ «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации».

В нормах этого закона представляется обоснованным:

1) закрепить сводный перечень административно-казуальных органов обеспечения безопасности, наделяемых в Российской Федерации полномочиями по применению предупредительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности, ограничительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности, поисково-спасательных мер обеспечения безопасности, а также мер административно-казуального расследования;

2) определить основные виды предупредительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности, ограничительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности, поисково-спасательных мер обеспечения безопасности, а также мер административно-казуального расследования, применяемых административно-казуальными органами обеспечения безопасности в Российской Федерации;

3) определить общие основания и целевую направленность предупредительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности, ограничительных административно-казуальных мер обеспечения безопасности, поисково-спасательных мер обеспечения безопасности, а также мер административно-казуального расследования, применяемых административно-казуальными органами обеспечения безопасности в Российской Федерации;

4) установить для административно-казуальных органов обеспечения безопасности запрет на применение административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности и административ-но-юрисдикционных мер обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Примечания

1. ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.1219945 № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

2. Гущин, В. В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях [Текст] : дис. ... д-ра юрид. наук / В. В. Гущин. М., 2002; Россинский, Б. В. Государственная система обеспечения дорожного движения (Тенденции, проблемы и перспективы развития) [Текст] : дис. ... д-ра юрид. наук / Б. В. Россинский. М., 1993; Дмитриев, С. Н. Правовые, организационные и тактические проблемы деятельности дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения [Текст] : дис. ... д-ра юрид. наук / С. Н. Дмитриев. М., 2003; Стахов, А. И. Организационно-правовые основы обеспечения пожарной безопасности в России [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук / А. И. Стахов. М., 2001.

3. Постановлением Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 01.07.1995 года № 675 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2692; Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» от

06.11.1998, № 1303 // СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5698; Постановлением Правительства РФ «О декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов» от 27.02.2003, № 98 // РГ. 2003. № 93 (17 мая).

4. Ст. 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

5. Ст. 14 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 350.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ст. 30 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

7. Ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

8. Ст. 25 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995, № 151-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.

9. Там же.

10. Ст. 14 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.

11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации» от

02.12.1999, № 1329 // СЗ РФ. 1999. № 50. Ст. 6218.

12. Постановление Госгортехнадзора России «Об утверждении положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах» от 08.06.1999, № 40 // РГ. 1999. № 171 (02 сент.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.