Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения эффективных действий полиции при участии в обеспечении режима чрезвычайного положения'

Проблемы обеспечения эффективных действий полиции при участии в обеспечении режима чрезвычайного положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2135
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / THE STATE OF EMERGENCY LEGISLATION / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / MARTIAL LAW / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / EMERGENCY CONDITIONS / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SECURITY / ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / CITIZENS ' RIGHTS AND FREEDOMS / ЗАКОННОСТЬ / RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майдыков А. Ф., Мелехин А. В.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при обеспечении особого правового режима чрезвычайного положения, а также участие в деятельности по обеспечению указанного режима органов внутренних дел, в частности, полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майдыков А. Ф., Мелехин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of providing effective actions by the police participating in delivering services in case of emergency

The problems that arise when providing special emergency regime are discussed as well as the participation of interior bodies and the police, in particular, in the regime provision.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения эффективных действий полиции при участии в обеспечении режима чрезвычайного положения»

А.Ф. МАЙДЫКОВ,

профессор кафедры управления органов внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

(Академия управления МВД России)

S

н и о X

л

<

Ы

н «

Ы »S

0 X

л

<

Ы

н S

1

л

X о о

03 л

с

<

а

iC л

с

к S а

О

68

А.В. МЕЛЕХИН,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Проблемы правового регулирования участия полиции в обеспечении режима чрезвычайного положения

В статье рассматриваются возникающие при обеспечении особого правового режима чрезвычайного положения проблемы, а также участие в деятельности по обеспечению указанного режима органов внутренних дел, в частности полиции.

Чрезвычайное положение, военное положение, чрезвычайное законодательство, чрезвычайные ситуации, общественный порядок, общественная безопасность, права и свободы граждан, законность.

Рассматривая проблемные и долго не решаемые вопросы, непосредственно влияющие не только на эффективность, но и на степень законности действий субъектов обеспечения особого правового режима чрезвычайного положения, важная роль среди которых принадлежит и органам внутренних дел (полиции), необходимо отметить следующее обстоятельство. Само по себе чрезвычайное законодательство в предупреждении чрезвычайных ситуаций различного вида играет весьма заметную, но не решающую роль: посредством нормативных правовых актов общество информируется о возможных действиях государства только в рамках, регламентируемых федеральными законами [8, 9, 6, 11, 13, 10, 7, 14]. Это позволяет заблаговременно определить алгоритм будущих действий государства ограничительного характера по отношению к населению и общественным институтам (институтам гражданского общества).

В Федеральном законе «О полиции» в п. 29 ст. 12 предусмотрена ставшая традиционной обязанность полиции участвовать в «обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях» [3].

Трудно согласиться с точкой зрения, что в вышеуказанном законе необходимо законодательно усилить роль полиции в противодействии терроризму. По этому поводу заметим, что среди приблизительно 300 факторов, определяющих причины преступности, национальные правоохранительные системы могут влиять примерно только на 50—60 факторов. Все остальные причины преступности, включая и терроризм, кроются в проблемах личности, общества и государства в лице его институтов власти (в частности, социального характера).

Слово «участвовать» означает «принимать участие в чем-либо», слово «участие» означает «деятельность по совместному выполнению чего-нибудь, сотрудничество в чем-нибудь» [19].

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидацию их последствий Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [1, ч. 1, ст. 72, п. «з»]. Содержание данного предмета ведения, характер разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в этой сфере определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [8].

Его положения закрепляют общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и устанавливают соответствующие полномочия субъектов Российской Федерации и организационные формы их реализации. В частности, согласно ст. 11 названного федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно

действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Действующее правовое регулирование, основанное на единстве государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не влечет перераспределение предметов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (так как они установлены ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации) направлено на достижение надлежащей координации деятельности составляющих эту систему органов; закрепленные им порядок формирования и компетенция постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагают выполнение стоящих перед указанными органами государственной власти задач в конституционных пределах их полномочий.

Законодательство Российской Федерации предусматривает следующие два вида особых правовых режимов1.

1. Военное положение — это «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии» [2]. В России регламентация правового режима военного положения в форме специального законодательного акта появилась в конце XIX в. В соответствии с Правилами о местностях, объявляемых состоящими на военном положении от 18 июня 1882 г., губернии, области, уезды, округа или отдельные населенные пункты, находящиеся в районе военных действий и имеющие важное значение для интересов государства или военных интересов, могли быть объявлены состоящими на военном положении. Ранее возможность введения правового режима военного положения в мирное время не предусматривалась. Однако в отдельных местностях России в периоды революционных волнений оно неоднократно вводилось.

1 Нами не рассматриваются другие трудовые режимы, такие, как режим контртеррористической операции, пограничный правовой режим, паспортный режим.

2. Чрезвычайное положение представляет собой одну из разновидностей особых правовых режимов, устанавливаемых в соответствии с введением в действие в 2001 г. предусмотренного Конституцией России Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»[4].

Это понятие законодатель сформулировал следующим образом: чрезвычайное положение — это «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей» [4].

Этот режим устанавливается исключительно для обеспечения безопасности и защиты конституционного строя государства, а также интересов личности и общества.

Главным в содержании правового режима чрезвычайного положения является то, что он предусматривает внесение изменений в правовой статус субъектов, систему органов, осуществляющих управленческое воздействие, определяет меры, которые используются для урегулирования ситуации.

Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для его введения, представляют собой реальную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю государства, устранение которой невозможно без применения специальных мер. В статье 4 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) определено, что главным обстоятельством, положенным в основу введения чрезвычайного положения в любом государстве, должно быть возникновение ситуации, при которой «жизнь нации находится под угрозой» [18]. Основаниями введения в действие режима чрезвычайного положения могут быть, во-первых, попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; во-вторых, стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения

69

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

S

н и о X

л

<

Ы

н «

Ы »S

0

1

л

<

Ы

н S I

л

X о о

03 л

с

<

а S н

bS л

с

к S а

О

70

аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Первая группа оснований требует принятия усиленных мер по наведению общественного порядка, применению строгих санкций в отношении правонарушителей, ограничений прав и свобод граждан. В Российской Федерации приняты меры по отслеживанию складывающейся социальной обстановки в регионах с целью своевременного предотвращения протестных выступлений населения. В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда [15]. К ним относятся субъекты Российской Федерации, у которых общий показатель, характеризующий уровень напряженности на рынке труда, более чем в 1,5 раза превышает аналогичный показатель в целом по Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2010 г. были отнесены 13 регионов России — Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тува, Чеченская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Курганская область [16]. В большинстве из них сложилась критическая, по сравнению с другими регионами, социально-экономическая обстановка.

Вторая группа оснований введения режима чрезвычайного положения характеризуется тем, что государство оказывает пострадавшим гражданам быструю и эффективную помощь, организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, обеспечивает порядок и дисциплину, прибегая с этой целью к определенным ограничениям и санкциям.

Основным методом регулирования общественных отношений в этот период становится публично-правовой. Преимущество отдается использованию государством административных правоотношений, носящих властно-вертикальный характер. Фактически в зоне действия режима чрезвычайного положения в качестве вынужденной временной меры, оформленной на основании закона, вводится в той или иной степени прямое президентское правление.

При введении чрезвычайного положения, вызванного социально-политическими причи-

нами, дополнительно могут быть введены следующие меры (ограничения):

— комендантский час, запрещающий появление в определенное время в общественных местах без специальных пропусков и документов, удостоверяющих личность;

— ограничение свободы печати и выступлений в средствах массовой информации путем осуществления цензуры, также допускается временный запрет печатной продукции, временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;

— приостановление (после предупреждения) деятельности политических партий, общественных объединений, которые своей работой препятствуют нормализации обстановки;

— ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков и др.

Возможность ограничения деятельности политических партий отражена не только в законодательстве России и в нормах международного права, но и допускается практикой деятельности Европейского суда по правам человека Совета Европы. В соответствии с руководящими принципами запрета и роспуска политических партий устанавливаются общие подходы для государств—членов Совета Европы и других стран, разделяющих отраженные в Конвенции ценности о защите прав и основных свобод человека [21].

Ограничение прав возможно только при наличии предусмотренных законом обстоятельств «в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц» [21, ст. 1].

Если чрезвычайное положение вводится в условиях возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф, то могут применяться и другие меры, такие, как проведение эвакуации населения, введение карантина, особого порядка распределения продуктов питания, изменение режима работы предприятий, мобилизация трудоспособного населения для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Соблюдение в полном объеме принципа законности при выполнении ряда законодательно предусмотренных ограничений прав и свобод человека в рассматриваемых условиях будет затруднительно, ввиду отсутствия соответствующих федеральных законов и подзаконных нормативных актов. Например, нормативного определения понятия «цензура» в законода-

тельстве современной России нет. Есть только его словарные варианты [17, с. 1330; 19, с. 758; 20, с. 716, 1462]. В то же время в федеральных конституционных законах «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» при определенных обстоятельствах предусматривается возможность введения цензуры, а Федеральным законом РФ «О средствах массовой информации» [12] цензура в отношении средств массовой информации не допускается.

Действующее обычное и чрезвычайное законодательство Российской Федерации содержит отдельные положения-указания о возможности применения государством административно-надзорных и административно-принудительных методов, направленных на возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан, в частности введением цензуры. Для исправления сложившегося положения необходимо разработать проект Федерального закона с условным названием «О цензуре в Российской Федерации».

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность привлечения к административной ответственности лиц, виновных только в нарушении требований режима чрезвычайного (но не военного) положения [5].

Отсутствие нормативной базы по реализации правового режима военного положения и, в частности, выполнению ограничительных мероприятий в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, затрудняет уровень реальности планирования их выполнения в условиях военного времени.

Существует практическая необходимость в разработке программы обучения руководителей органов внутренних дел по реализации задач, возложенных на комендантов при обеспечении режима чрезвычайного положения.

Имеется потребность в разработке образцов нормативных правовых актов и решений комендантов территорий, законодательного определения механизма правоисполнитель-ной реализации установленных ограничений субъектами обеспечения режимов чрезвычайного и военного положений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров и финансовых средств, а также оказание услуг; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования и иных массовых мероприятий; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества; ограниче-

ние свободы печати и других средств массовой информации; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений.

В условиях действия правового режима чрезвычайного положения нормативно не определена процедура изъятия хранящихся на законных основаниях у граждан оружия, боеприпасов и ядовитых веществ. Существующий порядок изъятия оружия не позволяет в условиях действия чрезвычайного положения изымать его в том порядке, который определен для мирного времени, ввиду того, что это требует длительного процесса оформления документов. Нарушение данного порядка приведет к большому количеству жалоб и обращений в суды. Кроме того, органы внутренних дел не имеют оборудованных мест для хранения огромного количества оружия, не определен порядок его вывоза при захвате противником территорий.

Вместе с тем не определен процессуально-правовой механизм продления судом сроков содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении теракта и других особо тяжких преступлений, на период действия чрезвычайного положения, так как уголовно-процессуальным кодексом и иными нормативными актами это не предусмотрено; не определено и место их содержания (ИВС или СИЗО).

В нормативном порядке не определены задачи и функции ГУ МВД России по федеральным округам в условиях военного времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение рассмотренных вопросов позволит, по нашему мнению, не только повысить эффективность действий полиции в указанных условиях, но и значительно улучшить правовое регулирование деятельности других органов власти и управление гражданским населением при возникновении такой обстановки.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

3. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. // Рос. газ. 2011. 8 февр.

4. О чрезвычайном положении Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 31 октября 2002 г. № Ш-ФЗ. // Рос. газ. 2002. 5 нояб.

71

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)

S

н и о X

л

<

н «

»S

о X

л

<

н

S X

X о о вэ

с

<

iC

с

к S а

о

6. О государственном материальном резерве: Феде-

ральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ // СПС Гарант.

7. О гражданской обороне: Федеральный закон от

12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС Гарант.

8. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря

1994 г. № 68-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

9. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // СПС Консуль-тантПлюс.

10. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ // СПС Консуль-тантПлюс.

11. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 9 января 1995 г. № З-ФЗ. URL: http://www.legis.ru/misc/doc/549/

12. О средствах массовой информации: Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 // СПС КонсультантПлюс.

13. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: Федеральный закон от 22 августа

1995 г. № 151-ФЗ // СПС КонсултантПлюс.

14. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

15. О Правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда: постановление Правительства Российской Федерации № 875 от 21 ноября 2000 г. (в ред. от 8 декабря 2010 г. № 988) // СПС КонсультантПлюс.

16. Об утверждении Перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2010 году: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 декабря 2010 года № 1246н // Рос. газ. 2011. 2 февр.

17. Большой энциклопедический словарь // гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

18. Международное гуманитарное право и права человека. М., 1990. № 13.

19. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 17-е изд. М., 1985.

20. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М., 1983.

21. Хлопушин С.Н. Конституционное регулирование демократического правового государства в России (современные проблемы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

E-mail: [email protected]

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.