10. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
10.1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Казак Бронислав Брониславович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Псковский государственный университет. Подразделение: кафедра организации правоохранительной и правозащитной деятельности. Омаров Омар Садрудинович, слушатель. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуются современные правовые нормы, регулирующие порядок введения чрезвычайного положения, а также механизм обеспечения мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в рассматриваемых условиях. Авторами предложены направления совершенствования правового регулирования общественных отношений, складывающихся в период осуществления мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения.
Ключевые слова: чрезвычайное положение, правовой режим, комендант территории, комендатура территории.
LEGAL ASPECTS OF PROVIDING AN EMERGENCY RULE IN MODERN CONDITIONS
Kazak Bronislav Bronislavovich. Dr of law, professor. Position: head of chair. Place of employment: Pskov state university. Department: organization of law-enforcement and human rights activity chair.
Omarov Omar Sadrudinovich, student. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: In article the modern precepts of law regulating an order of introduction of state of emergency, and also the mechanism of ensuring the actions which are carried out by public authorities in the considered conditions are investigated. Authors offered the directions of improvement of legal regulation of the public relations developing during implementation of actions for providing an emergency rule.
Keywords: state of emergency, legal regime, commandant of the territory, commandant's office of the territory.
На современном этапе российское законодательство для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации предусматривает возможность введения чрезвычайного положения.
Как и во многих государствах мира, институт чрезвычайного положения является существенным элементом правовой системы нашей страны. Наличие рассматриваемого института обусловлено возникновением чрезвычайных обстоятельств различного характера, в том числе природного, техногенного, социально-политического, криминального происхождения, и появляющейся необходимостью временно изменить право-
вой статус органов управления и иных субъектов общественных отношений, определить дополнительные меры и ограничения, применяемые с целью стабилизации и дальнейшей нормализации обстановки на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Чрезвычайное положение означает «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей» [3].
В Конституции Российской Федерации определено, что чрезвычайное положение может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Применение правового института чрезвычайного положения осуществляется в условиях, при которых «жизнь нации находится под угрозой» [2], когда нормализовать обстановку обычными мерами невозможно.
Обстоятельствами, которые могут вызвать необходимость введения чрезвычайного положения, являются либо чрезвычайные обстоятельства социально-политического и криминального характера (попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), либо аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные и иные бедствия, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ, которые приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе эпидемий и эпизоотий.
В период действия режима чрезвычайного положения основным методом регулирования общественных отношений является публично-правовой, при этом приоритетом пользуются государственно-административные правоотношения, носящие вертикально-властный характер.
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия рассматриваемого режима определяются вводимые огра-
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Казак Б.Б. Омаров О.С.
ничения. В зависимости от оснований введения режима чрезвычайного положения могут быть применены различные дополнительные временные меры.
Так при возникновении чрезвычайных обстоятельств социально-политического, криминального характера возможно: введение комендантского часа (запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан); ограничения свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; приостановления деятельности политических партий и иных общественных объединений; проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств; ограничения или запрещения продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков; выдворения в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение; продления срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений.
В том случае, если чрезвычайное положение вводится из-за чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или экологического характера, применяются:
- временное отселение жителей в безопасные районы;
- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
- привлечение государственного материального резерва;
- отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
- мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств, принадлежащих гражданам.
Анализ указанных выше и предназначенных для использования при введении чрезвычайного положения временных мер и ограничений, показывает некоторую проблематичность их выполнения и соблюдения в современных условиях.
Необходимы четкие предписания, определяющие процессуальный механизм продления сроков содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
Другим примером возможных затруднений в реализации вводимых при чрезвычайном положении временных мер и ограничений, является временное изъятие у граждан и организаций наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной воен-
ной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ. Существующий порядок изъятия оружия не позволяет в условиях чрезвычайного положения изымать его в том порядке, который определен для мирного времени, ввиду того, что это требует длительного процесса оформления документов. Нарушение данного порядка приведет к большому количеству жалоб и обращений в суды [4].
Неурегулированным в достаточной мере является вопрос о цензурных ограничениях в отношении распространяемой через СМИ информации в период действия режима чрезвычайного положения.
Законодательное регулирование предварительной цензуры, предполагающей необходимость получения разрешения на выпуск информации и вводимой для ограничения свободы печати и других средств массовой информации, определение условий и порядка ее осуществления, позволило бы исключить завуалированные под всевозможные правовые ограничения свободы массовой информации меры цензуры по усмотрению различного уровня органов власти, используемые с целью выражения мнения.
Здесь же не лишним будет отметить и необходимость полного отказа от идеи политической и иной любой целесообразности, или какого-либо способствования «общественному благу» для введения цензуры в период обеспечения режима чрезвычайного положения, если такие действия противоречат закону и не обусловлены складывающейся и прогнозируемой обстановкой.
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Необходимо отметить, что в зависимости от вида чрезвычайных обстоятельств и состояния оперативной обстановки, могут привлекаться силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, войск национальной гвардии (хотя это по состоянию на июль 2016 г. еще не отражено в Федеральном конституционном законе № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.), силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также (в исключительных случаях) Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Указанные силы и средства задействуются в соответствии с законодательно определенными для них полномочиями по участию в обеспечении режима чрезвычайного положения в случае его введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Для координации действий сил и средств в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этой территорией путем создания соответствующих органов особого управления территорией:
а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;
б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение [3].
Недостатком в правовом регулировании деятельности сил и средств, используемых в обеспечении режима чрезвычайного положения, является то, что функции и задачи комендатуры, как органа, выполняющего свои задачи самостоятельно, либо выполняющего их в структуреорганов особого управления территорией, в настоящее время не определены в федеральных законах и иных правовых актах.
Проводимые исследования свидетельствуют о том, что отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, негативно сказывается и на вопросах подготовки органов государственной власти к действиям в рассматриваемых условиях, и может повлиять на непосредственное выполнение задач по обеспечению мероприятий чрезвычайного положения. Именно на комендатуру в период введения чрезвычайного положения будут возлагаться полномочия по организации действий в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, общественной безопасности.
Особую актуальность устранение указанных недостатков приобретает в связи с тем, что сегодня в Российской Федерации существует настоятельная потребность в заблаговременной подготовке сил и средств органов государственной власти, используемых для обеспечения режима чрезвычайного положения, к действиям в рассматриваемой чрезвычайной обстановке, а также в обучении соответствующих руководителей, которые при необходимости и в силу определенной компетенции будут выполнять задачи, возложенные на комендантов территорий, на которых может быть введен исследуемый режим.
Представляется, что положение о комендатуре территории, на которой введено чрезвычайное положение, должно включать следующие основные разделы: общие и заключительные положения; порядок создания комендатуры; перечень основных задач и функций рассматриваемого органа управления; порядок взаимодействия комендатуры с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение; права и обязанности должностных лиц комендатуры.
Таким образом, определяющими признаками режима чрезвычайного положения являются его временный характер, возможность отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Решение проблемных вопросов практической реализации положений института чрезвычайного положения, оптимизация правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений позволит повысить эффективность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления при введении чрезвычайного положения.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета.
1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4202.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.
3. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2014. № 11. Ст. 1088.
4. Майдыков А.Ф., Мелехин А.В. Проблемы правового регулирования участия полиции в обеспечении режима чрезвычайного положения. Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21).
5. Кравцова Е.А., Максименко А.В., Шалайкин Р.Н. Роль и полномочия государственных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций. Пробелы в российском законодательстве. 2016, № 2: С. 100-103.
6. Мамитова Н.В. Совершенствование конституционных основ системы и деятельности федеральных органов государственной власти: анализ современного законодательства// Пробелы в российском законодательстве. 2015, № 4. С. 10-14.
Рецензия
на статью Казака Б.Б. - заведующего кафедрой организации правоохранительной и правозащитной деятельности ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет», доктора юридических наук, профессора, Омарова О.С. - слушателя Академии управления МВД России на тему «Правовые аспекты обеспечения режима чрезвычайного положения в современных условиях»
Статья Казака Б.Б., Омарова О.С. подготовлена на достаточно актуальную тему. Как и во многих государствах мира, институт чрезвычайного положения является существенным элементом правовой системы Российской Федерации.
В статье проанализированы проблемы выполнения и соблюдения мер и ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения, в современных условиях.
Авторы определяют недостатки в правовом регулировании деятельности сил и средств, используемых в обеспечении режима чрезвычайного положения, а также органов управления территорией, на которой вводится чрезвычайное положение.
В статье предложен вариант нормативного правового акта (положение о комендатуре территории, на которой введено чрезвычайное положение), позволяющий урегулировать отношения по поводу образования и функционирования органа управления соответствующей территории, а также его структура.
Материалы статьи могут быть использованы в дальнейшем научном исследовании рассматриваемой проблемы, в том числе, как обоснованные предложения в нормотворческую деятельность, связанную с регулированием общественных отношений при чрезвычайных обстоятельствах.
По своему содержанию, стилю изложения, логике подачи материала и аргументации высказываемых авторами выводов и предложений статья «Правовые аспекты обеспечения режима чрезвычайного положения в современных условиях», на наш взгляд, соответствует требованиям, предъявляемым к такого видам работам и может быть рекомендована к опубликованию.
Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Академии управления МВД России М.П.Киреев