Научная статья на тему 'Представления студентов о социальных иллюзиях'

Представления студентов о социальных иллюзиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шукшина Людмила Викторовна

В статье рассматриваются результаты исследования представления студентов о социальных иллюзиях, дается характеристика данного феномена и классификация социальных иллюзий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о социальных иллюзиях»

УДК [316.64:159.937.3]-057.875

ШУКШИНА Л.В. Представления студентов

о социальных иллюзиях

В статье рассматриваются результаты исследования представления студентов о социальных иллюзиях, дается характеристика данного феномена и классификация социальных иллюзий.

Ключевые слова: социальные иллюзии, представления, классификация, ценность социальных иллюзий.

Важнейшим аспектом в понимании феномена социальных иллюзий является наличие осознанного представления о сущности, роли социальных иллюзий как в развитии отдельного человека, так и в целом в развитии социума. Представления о социальных иллюзиях являются тем когнитивным основанием, которое позволяют личности обогащать, дополнять и, возможно, корректировать как свое поведение, так и жизненные смыслы. К тому же представления о социальных иллюзиях значительно обогащают переживания человека, способствуют более полному осознанию жизни, увеличивают возможности самовыражения, обеспечивают полноценное и глубокое взаимодействие с людьми, создают условия для интенсивного и целенаправленного саморазвития и самоактуализации.

Социальные иллюзии присутствуют во всех сферах человеческого бытия: в политике, экономике, праве, культурном, образовательном и информационном пространстве. Эти социальные пространственные образования - результат человеческой деятельности, общественных отношений и социума в целом. При этом сами пространства могут качественно меняться и влиять друг на друга; причем меняется не только их реальность, но и их иллюзии, которые во многом определялись историческим временем, эпохой, личностными особенностями, социальными приоритетами. Исходя из

этого, можно определить большое количество классификаций социальных иллюзий. Выделим некоторые из них: политические, национальные, личностные, гендерные, педагогические, иллюзии восприятия, исторические иллюзии, иллюзии менталитета и т.д. В качестве классификационных признаков социальных иллюзий, на наш взгляд, можно предложить следующие основания или критерии их классификации: по субъектам - на состояние личности и различных общностей (иллюзии групп, коллективов, классов, народов, масс, рас, общества); по уровню нормативности - на иллюзии нормативные, пограничные и отклоняющиеся от нормы (аномальные, патологические); по временным параметрам - на иллюзии кратковременные, длительные, постоянные; по приуроченности к источнику - на иллюзии ситуативные, актуальные, субъективные; по тональной окраске - на иллюзии нейтральные, минорные, мажорные; по уровню осознанности - на иллюзии осознаваемые, малоосознаваемые и бессознательные; по уровню контролируемости - на иллюзии спонтанные, неконтролируемые, контролируемые; по уровню напряженности - на иллюзии, приводящие к стрессу, и иллюзии, приводящие к разрядке и релаксации; по направленности психических функций субъекта, состояния - на иллюзии по отношению к другим, по отношению к деятельности, иллюзии общения; по сферам общества - экономические ил-

люзии, социальные иллюзии, политические иллюзии, иллюзии в духовной сфере.

Социальные иллюзии - это выражение сущности человека в деятельности, способное осуществлять заблуждение и самозаблуждение других для выживания и реализации своих целей. Это социально-психологическое качество как ухода от реальности, так и формирования своей реальности, вид интеллектуально-ценностной активности самоформирования воли к действию, борьбе за идеалы. Осуществляя идентификацию и идентичность, социальные иллюзии как экзистенциальная ценность жизни продуцируют избыточную энергию, дающую возможность сопротивления среде в стремлении жить лучше.

Социальные иллюзии есть форма познания и действия личности в возможных социальных реальностях. Социальная иллюзия есть форма рефлексии целостности жизни в условиях фрагментарной жизни во времени и пространстве. Иллюзии есть внутренний ресурс человека. В целом социальные иллюзии есть форма необходимой гипотезы человека о жизни и мера того, насколько эта гипотеза оказывается востребованной жизнью.

Историографический анализ феномена социальных иллюзий показал, что объектом исследования в большинстве случаев являются концепции истины и заблуждения, а предметом - объективные и субъективные механизмы формирования социальных иллюзий, переживание их человеком, отношение к ним - их принятие или отвержение. Общенаучное содержание социальных иллюзий заключается в мере истины и заблуждения, а социальный момент состоит в субъективном (коллективном и личном) отношении к иллюзиям и понимании того, насколько человек их принимает, руководствуется ими в жизни и использует в своей практической активности.

Категориальной формой представления социальных иллюзий являются такие формы общественного сознания, как заблуждение, миф, утопия и собственно иллюзии. Заблуждение своим источником имеет движение мысли от следствия к основанию, чувства и конструктивную

мощь разума, специализации в познании, редукции, форму заинтересованного познания человека в социальности (идеология и т.п.). Но и заблуждения, как показывает историография, составляют часть практических мировоззрений и ведут к позитивной социальной практике.

Одна из основных реальностей человека - повседневность (вся жизнедеятельность в практическом аспекте) и обыденность (вся жизнедеятельность, исключая труд); они непосредственно порождают систему социальных иллюзий, выступая в них в меньшей мере формой истины, а в большей мере - теми ожиданиями, в которые люди верят. Поэтому в повседневности и обыденности человек руководствуется не истинным положением вещей, а тем, что об этом думают другие люди, которые разделяют определенные иллюзии. Социальные иллюзии есть форма опосредования всей системы коммуникации людей, и они есть форма рационального и иррационального мышления.

Социально-экономическими основаниями социальных иллюзий выступают отношения обоснования справедливости и правильности существования общества, в котором имеются социальные классы собственников и работников, процессы фетишизации и опредмечивания социально-экономических явлений в социальной практике. Социокультурными основаниями социальных иллюзий выступают: а) символическая природа культурных феноменов и коннотативная деятельность человека на основе естественных и искусственных языков; б) культурные феномены, содержащие большой объем символизма и кон-нотативных интерпретаций: мифология, коллективные архетипы сознания рас и этносов, фольклор, идеология, институционализированная мифология современных обществ, собственность, справедливость, мораль и т.п.

Социальные иллюзии принадлежат личности, но входят в коллективные архе-типические структуры сознания рас и этносов, образуют классы иллюзий, разделяемые всеми социальными группами определенного народа. В Европе таковыми, например, являются иллюзии относи-

тельно собственности, демократического типа власти, естественных прав человека, Я-концепции, а в России это иллюзии относительно государственной собственности, типа правления, прав этносов, Мы-концепции и идентификации. Такой же архетипический характер носят иллюзии любви и счастья.

Генезис социальных иллюзий обусловлен психофизиологически и социально. Психофизиологическими носителями социальных иллюзий выступают социокультурные модели потребностей и интересов, аттитюды, установки, ценностные ориентации и мотивация. Основной механизм их формирования и развития - модель контрастных и ассимилятивных иллюзий, а другую сторону этого механизма образуют целевая функция познания и та ценность, которую она удовлетворяет.

Масштаб иллюзий человека обусловлен мерой мифологизации жизни общества в целом, но динамика иллюзий предполагает, что серьезные отклонения от социальной и естественно-научной истины рано или поздно приводят к социальным катастрофам. Динамика иллюзий в отличие от истины содержит огромный потенциал непреднамеренных предметных и ментальных последствий.

Психическим субстратом иллюзий выступает доминантный комплекс безусловно-условных рефлексов, содержащих целевую функцию правильного поведения (согласно иллюзиям), являющуюся основанием совместимости суждений отдельной личности с суждениями других личностей в коммуникации. Правильно не то поведение, которое соответствует истине, а то, которое учитывает совместимость веры отдельного человека с верой и ожиданиями других людей.

Механизм действия социальных иллюзий двоякий: а) социально-аксиологический, или оценка, рассмотрение вещей, их соответствия понятию (иллюзии), но в аспекте глубины диссонанса с оценками других людей («осуществление ожиданий моих и другого»); б) психологический: вытеснение, идентификация, идентичность, интроекция, проекция, рационализация. Иллюзии формируются естественным об-

разом (непроизвольно) и сознательно конструируются социальным человеком.

Технологии конструирования социальных иллюзий весьма разнообразны. В феноменологическом аспекте социальные иллюзии конструируются любыми технологиями средств массовой коммуникации, реализующими свои функции. В аналитическом смысле можно выделить технологии манипуляции:а)материальные(создание институтов); б) знаково-символичес-кие (тексты); в) технологии властного действия; г) технологии суггестивного воздействия на личность; д) технологии создания массовых иллюзий. Манипуляции с социальными иллюзиями человека способствуют его адаптации к социальной среде, развивают такие свойства психики, как терпимость, лояльность, но со временем социальные иллюзии способны вызвать деформацию личности, развитие инфантильности у человека, его неадекватности в реагировании на изменения в социальной среде. Опасность иллюзий возрастает в условиях быстро меняющихся обществ. В целом масштаб иллюзий и манипуляций вызывает тормозящий эффект.

Для диагностики представления о феномене социальных иллюзий нами была разработана специальная анкета. Предлагая респондентам вопросы анкеты, мы ставили своей главной целью получение информации о том, насколько актуальной является для испытуемых проблема социальных иллюзий, и определение факторов, влияющих на их возникновение и развитие. А также в какой мере респонденты рассматривают себя как носителей социальных иллюзий.

Нас интересовало все, что связывает испытуемых с феноменом социальных иллюзий, то, насколько ясно они представляют себе их сущность, способы их возникновения и особенности проявления. Мы рассматривали анкетирование как методический прием, как средство стимуляции, самоанализа и самоактуализации усилий, направленных на осмысление и вербализацию имеющихся представлений о социальных иллюзиях.

В исследовании принимали участие 400 респондентов разного возраста, пола и

уровня образования. По мнению большинства респондентов, социальные иллюзии представляют собой особое душевное состояние, веру, надежду, мечту. Более трети опрошенных полагают, что социальные иллюзии связаны с уровнем образования человека, уровнем его культуры, уровнем представлений о нравственных ценностях. Отдельные ответы указывали на связь социальных иллюзий с «возвышенным чувством прекрасного». Около 40% респондентов связывали социальные иллюзии с желанием изменить свою жизнь, ту жизненную ситуацию, в которой человек находится. В большинстве ответов указывалось на социальные иллюзии как аспект, отличающий человека от животных.

В целом респонденты рассматривают социальные иллюзии как качество внутренней реальности человека, связывают их с красотой и богатством душевного мира личности.

Большинство респондентов рассматривают социальные иллюзии как состояние внутреннего мира человека, как качество, позволяющее воспринимать прекрасное, близость и соединение человека и Высшего Разума.

20% испытуемых связывают социальные иллюзии с жизненным опытом и способностью к размышлениям, интересом к важнейшим философским проблемам («высшим материям»). В воззрениях респондентов на сущность социальных иллюзий имеют место различные точки зрения, отражающие понимание феномена социальных иллюзий как определенной объективной и субъективной реальности, реализующих себя в различных проявлениях.

Предложенная анкета содержала вопрос о том, какие слова являются синонимами к понятию «социальные иллюзии». Ответы респондентов распределились следующим образом: чаще всего респонденты синонимом слова «социальные иллюзии» называли «принятие кажущегося за действительное», «нечто неосуществимое», «мечту», «несбыточную надежду». Далее следовали: «вера», «что-то невыполнимое», «невозможное», «нереальное», «фантастическое», «обман», «утопия». Мы намеренно включили данный

вопрос в анкету, чтобы уточнить понимание респондентами сущности социальных иллюзий, а также способствовать их осмыслению данного понятия. Кроме того, работа с синонимичным рядом позволила нам уточнить содержательные компоненты социальных иллюзий в обыденном представлении. Это в первую очередь эмоциональный и нравственно-этический компоненты. Респонденты неосознанно связывали социальные иллюзии в первую очередь с особым отношением к другому, с любовью, отношениями в социуме и другими людьми. В понятии «социальные иллюзии», как в зеркале, отразились многогранность человеческой психики, ее сознательный и бессознательный уровни, богатство и многосторонность человеческой жизни, качество жизни в социуме. У респондентов понятие «социальные иллюзии» порождает огромное количество определений, раскрывающих субъективный опыт, уровень знаний человека, способность к рефлексии и анализу разнообразных переживаний.

При множестве трактовок социальных иллюзий нашими респондентами можно сделать вывод, что понятие социальных иллюзий отражает: разнообразие представлений о данном феномене в плане выявления ведущего смыслового компонента; разность и противоречивость представлений на уровне сознания и подсознания; сильное влияние российских культурных и образовательных традиций; особенности поведенческих и нравственно-этических аспектов респондентов. В их представлениях социальные иллюзии выступают в следующих аспектах: экзистенциальном - как качество жизни; нравственно-этическом - как отношение к другим людям; культурном - как уровень развития культуры; теологическом - как вера.

На вопрос анкеты «Как часто Вы в жизни встречаетесь с иллюзиями?» 65,3% респондентов ответили, что «часто»; 26,3% респондентов ответили, что встречаются с иллюзиями «редко»; 8,5% ответили, что «никогда» не встречались с иллюзиями.

На вопрос «Помогают или мешают Вам жить иллюзии?» 37,8% ответили, что «иллюзии помогают в жизни», 43,8% ответи-

ли, что «иллюзии не оказывают никакого влияния»; 18,5% затруднились с ответом.

Чаще всего, по мнению опрошенных, социальные иллюзии проявляются в отношении к другим людям, друзьям, особом взгляде на мир, отношении к Родине, истории. Социальные иллюзии находят свое отражение, по мнению респондентов, в политике, образовании, экономике. Во многом определяются мировоззрением человека, особенностями социума, личности в целом, уровнем образования и качеством жизни. Особый интерес вызвали ответы испытуемых на вопрос «Является ли иллюзия ценностью для человека?»: 49,2% дали положительный ответ; 25,5% ответили отрицательно; 25,3% затруднились ответить на этот вопрос.

Наши вопросы ставили своей целью выявить этап сомнения или, напротив, уверенности в необходимости для человека социальных иллюзий.

Ценность социальных иллюзий, по мнению респондентов, во многом определяется противоречивостью, сложностью жизни и бытия, неуверенностью в завтрашнем дне. Именно иллюзия, по мнению многих испытуемых, дает человеку возможность оставаться человеком в экстремальной ситуации, надеяться на лучшее, видеть перспективу в жизни. Именно иллюзия является основой его индивидуальности, механизмом самосовершенствования и самоуважения.

Мы придерживаемся точки зрения о том, что социальные иллюзии - это не плод фантазии человека или его интеллектуальной состоятельности, мы выделяем их действенную природу и их ценностный характер. Иллюзии коренятся не только в сознании человека, но и в его отношении к миру, системе ценностей, механизмах социальной регуляции и поведения, формах и способах мировидения. Носителями иллюзий вполне могут быть современные образованные люди. Пространство социальных иллюзий необычайно богато, это то пространство, в котором человек живет, которое он познает и которое для него является социально значимым, сконструированным, и именно оно способно формировать не только собственную реальность, но и собственные «миры» человека. Социальное пространство отображает не только реальность сложившегося бытия, связанного с возрастанием сложности, интенсивности контактов, интегрированностью и одновременно изолированностью человека, но и иллюзии, которые помогают человеку преодолеть трудности, преграды, дают возможность ему развиваться.

Социальные иллюзии - это относительно ложное осознание социальных и психологических процессов и явлений. Формируя систему истин-заблуждений с определенной мерой вероятности, социальные иллюзии способны осуществлять адаптацию личности к реальности в коллективной социальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.