УДК 141.2:159.961.23:316
ШУКШИНА Л.В. Генезис социально-философского
осмысления проблемы социальных иллюзий
В статье рассматриваются социально-философские аспекты проблемы социальных иллюзий, выделяются основания, функции, механизмы, методологические аспекты данного феномена. Привычная в недавнем прошлом позиция, согласно которой разные типы реальности никак не коррелируют друг с другом, сегодня кажется недостаточной. Становится ясно, что познать социум, индивида только рациональными способами невозможно, и здесь на первый план выступает феномен социальных иллюзий. Наиболее актуальным обращение к философскому осмыслению социальных иллюзий делает стремление познать социум, реальность, кризис идентичности в современном сообществе, поиск своего "Я", постоянно меняющуюся социокультурную ситуацию.
Ключевые слова: социальные иллюзии, основания социальных иллюзий, технологии конструирования социальных иллюзий.
Живя в мире, сотканном из множества противоречий, современная эпоха заставляет задуматься над тем, существуют ли по-прежнему сколько-нибудь четкие границы между реальным и иллюзорным миром. Современная наука, культура, социум, многообразие форм человеческого творчества раскрывают перед нами не только существующую реальность, но и иллюзии. "Сегодня ясно, - пишет В.А. Лекторский, - что существует вовсе не одна, а много разных реальностей. Это не только та реальность, с которой имеет дело наука, но и реальность повседневной жизни, обыденного знания. Есть субъективная реальность. Есть реальность идеальных объектов культуры: научных и философских теорий, произведений искусства... межиндивидуальных отношений, коммуникаций (с нею иногда связывают мир интерсубъективности). Наверное, можно говорить сегодня о появлении виртуальной реальности как особого типа межчеловеческой коммуникации."1.
Привычная в недавнем прошлом позиция, согласно которой разные типы реальности никак не коррелируют друг с другом, сегодня кажется недостаточной. Становится ясно, что познать социум, индивида только рациональными способами
невозможно, и здесь на первый план выступает феномен социальных иллюзий.
В силу своей метафизической фундаментальности иллюзии выражают сущность человека. Иллюзии не даны раз и навсегда, они одновременно подвластны и неподвластны времени. Они определяются социумом, их трансформирует постоянно меняющееся общество. Культурная среда и время во многом определяют новые ракурсы проявления данного феномена. Обращение к философскому осмыслению социальных иллюзий делает актуальным стремление познать социум, реальность, кризис идентичности в современном сообществе.
Философа социальные иллюзии интересуют как таковые в контексте наличного бытия как способа существования человека в мире, как конкретное смыслооб-разование, как фактор, с одной стороны, мешающий развитию социума и отдельного индивида, а с другой стороны - как общечеловеческая ценность. Социальные иллюзии - это не случайный продукт сознания, это некие социально-психологические коды, раскрывающие не только-социально-психологические особенности личности, но и специфику, особенности социума, того социального времени и окружения, в котором индивид живет.
Начиная с самой зари цивилизации человек постоянно попадал под влияние иллюзий. Во имя иллюзий совершались революции, перевороты, войны, создавались произведения искусства. Все они -результат исканий человека, его несбывшихся надежд, вынуждающих его создавать все то, что составляет величие нашей цивилизации, вершину искусства. Доставлять человеку надежду, без которой он не мог бы существовать - главное назначение иллюзий. Ученые разных направлений с большим рвением старались уничтожить иллюзии. Но, уничтожая их, они опустошали источники вдохновения, творчества, силы и надежды человека.
Феномен социальных иллюзий и выводимые из него категории, интеграция понятий создают специфический научный контекст, который может быть соотнесен со сферами социальной философии, психологии и гносеологии. Опорными категориями в данном контексте выступают "социальные иллюзии", "экзистенциальные ценности", "реальность", "социум". Именно вокруг них и в связи с ними возникают проблемы "познания реальности и социума", "взаимодействия рационального и иррационального в их познании", "социально-психологических факторов, влияющих на возникновение социальных иллюзий, их основных механизмов и влияния на личность и социум".
Мы рассматриваем социальные иллюзии как социально-психологический феномен, являющийся по своей сущности экзистенциальной ценностью, не только для отдельного индивида, но и для социума в целом. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что социальные иллюзии тормозят развитие общества и индивида, мешают движению вперед, вносят дисбаланс в общественное развитие и в целом оказывают негативное влияние на отдельную личность и социум. Мы считаем такой односторонний подход к рассмотрению данного феномена неверным. Природа социальных иллюзий сложна, многогранна, неоднозначна хотя бы потому, что определяется множеством факторов и детерминант.
Проблема исследования социальных иллюзий сложна и неоднозначна. Во многом успех ее решения определяется совме-
стными усилиями специалистов различных гуманитарных наук: философов, психологов, социологов, педагогов. Однако на сегодняшний день исследований, посвященных данной проблеме, недостаточно. Нет ясности в определении данного феномена.
В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова иллюзия трактуется как обман чувств, нечто кажущееся, несбыточное, мечта2. "Новый энциклопедический словарь" интерпретирует данный феномен как "искаженное восприятие действительности, обман восприятия"3. Она является следствием несовершенства органов чувств, свойственного всем людям; обусловлена особым состоянием психики (например, страхом), наличием ложно воспринимаемого реального объекта, который отличается от галлюцинаций; связана с определенными социальными установками индивида. Иллюзии как ложное представление, как несбыточная надежда. В философии существует следующее определение: "Иллюзия (лат. Шивю -обман) - поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни - облегчающий самообман ("предаваться иллюзиям") вместо трезвого взгляда на факты"4.
Одни ученые считают, что иллюзии - это неадекватное представление о предметах, явлениях, окружающем мире; другие рассматривают социальные иллюзии как ложные идеи человека, человеческие верования и связывают их с религией. Наиболее часто иллюзии отождествляют с заблуждениями, мифами, утопиями. Мы полагаем, что социальные иллюзии - это широкое понятие, которое мы определяем как ложное осознание человеком тех или иных социальных, психологических процессов и явлений. Это феномен, который часто рассматривают через такие составляющие, как заблуждения, мифы, утопии, главной особенностью которых также является ложное осознание действительности. Дать подлинную характеристику социальных иллюзий без них невозможно, так как большинство ученых не разделяет эти понятия и считает их синонимами. Все они могут возникать и репродуцироваться как стихийно в результате грез, надежд, самообмана, так и в процессе сознательной деятельности.
Различные аспекты социальных иллюзий анализировались в трудах Э.Я. Баталова, В.Х. Беленького, Б.Н. Бессонова, П.С. Гурвича, Г.Г. Дилигенского, М.К. Ма-мардашвили, О.А. Феофанова, Ж.Т. То-щенко, А. Ослон, А.В. Курпатова, Е.Н. Ищенко, Ф. Гарифуллина, В.П. Пяткина.
Зарубежные исследования в этой области представлены такими именами классиков, как Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Камю, С. Кьеркегор, К. Маркс, Г. В. Лейбниц, З. Фрейд. С. Фурье, Р. Оуэн и др.
Сложность изучаемой нами проблемы требует особой тщательности в определении методологических позиций и теоретических положений исследования. В связи с проблемой социальных иллюзий особенно актуальным является философ-ско-психологический подход к анализу сущности социальных иллюзий, что вполне естественно, так как данный феномен одновременно является важнейшей категорией как философии, так и психологии.
Чрезвычайно важным является обращение к анализу социальных иллюзий в различных философских учениях, так как они долгое время "узурпировали" право на изучение социальных иллюзий и монополизировали истину в ее понимании.
Обращение к историко-философским аспектам данного феномена обусловлено сложностью исследуемой проблемы, необходимостью четко разграничить различные аспекты ее содержания, выявить философские и психологические компоненты и аспекты проявления социальных иллюзий в жизни отдельного человека и социума в целом. Подобный анализ необходим для более полного и адекватного раскрытия содержания феномена социальных иллюзий.
Теоретическую основу исследования феномена социальных иллюзий составляют положения российских философов о социальной природе жизни общества и индивида, а также исследования, разработанные в рамках классической историко-философской традиции.
Необходимость обозначения предмета анализа и выявления его природы ставит исследователей данного феномена
перед многочисленными трудностями, и в первую очередь - терминологическими. Опираясь на определения, имеющие достаточно прочную традицию в науке ("заблуждение", "миф", "утопия" и др.), мы интерпретируем их либо в рамках связанных с ними философских традиций, либо даем им специальное философское разъяснение. Мы полагаем, что основанием для разграничения, дифференциации этих понятий служит отношение к истине, действительности, иерархия ценностей, реально включенная в смысловое поле каждого и принцип дополнительности, способствующей установлению не только границ между ними, но и степени "перетекания" одного в другое.
Методологическое значение междисциплинарного содержания феномена социальных иллюзий заключается в совокупности социально-психологических установок, интеллектуальных моделей и моделей поведения индивида, которые рассматриваются через обычаи, традиции, фольклор, систему вещей, моду, рекламу, то есть через то, что позволяет мыслить определенным образом и порождает социальные иллюзии.
На основе анализа теоретических источников (Эпикур, Гольбах, Гельвеций, Платон, Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Э. Гуссерль, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Камю, М. Хайдеггер, С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федорян, М.А. Бердяев, С.Франк, К. Леонтьев, С.Трубецкой и др.) автором выстроена концептуальная модель социальных иллюзий, структура которой включает в себя следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, волевой и терапевтический. И. Кант считал опыт критерием объективности представлений человека о мире. А так как опыт человека приобретается не в "мире чистой объективной реальности", а в мире эмпирическом, то и его результаты имеют определенную меру интерсубъективности, создающую собственную интерсубъективную реальность и собственные иллюзии, во многом определяемые социумом, культурой, особенностями человека.
Поэтому рассматриваемые социально-психологические горизонты проблемы мы интерпретируем через философское пространство социальных иллюзий, которое
выступает в наибольшей степени как гетерогенное (неоднородное) образование по своему составу, наполненное различными социально-психологическими составляющими позициями, основаниями и различной степенью рефлексивности бытия.
Способность создавать иллюзии - изначально присутствующая, краеугольная характеристика человека, демаркационный признак, выделяющий человека из животного мира. Животные живут в естественном, данном мире, люди же выстраивают внутреннюю свою искусственную среду. Человек - единственное существо, способное строить иллюзии, жить в них и развиваться. Социальность - это сугубо человеческий способ бытия в мире, характерным признаком которого представляется способность конструировать социальные иллюзии. Развитие социальных иллюзий осуществляется в контексте общего развития индивида в социуме, человек сам является предметом иллюзий, создает и разрушает их. Движущими силами развития иллюзий выступает несоответствие между реальным и идеальным, между возможностями, желаниями и потребностями индивида, между тем, каков субъект и каким бы он хотел или должен стать, чего желал бы достичь в жизни. Возникновение социальных иллюзий и их разновидностей во многом зависит от того, что вкладывает человек в понятие "смысл жизни". Поиск "смыслов" происходит в диалектике наделения смыслом социума, окружающего мира и поиска собственного смысла. При этом в разных сферах общественной жизни человек осмысливает бытие разными средствами: в искусстве - через образы, нравственные понятия, в науке - через систему понятий и приемы мышления.
К теоретическим основаниям социальных иллюзий мы относим обыденное сознание, социокультурные основания, а также бессознательное и архетипы. Обыденное сознание, которое по своей сути является практически духовным основанием мира, формирующееся на основе повседневной практики и жизненного опыта человека, несет в себе печать противоречивости, изменений тех или иных сторон объективного мира, является объек-
том манипуляций и отражением повседневности. Именно на его основе формируются социальные иллюзии.
Социокультурные основания широки и многообразны по своему содержанию. Особое внимание следует обратить на миф, в котором как нигде рациональная идея может иметь иррациональные источники. Миф - это способ замещения в сознании человека, невыносимый, достоверный образ действительности условным образом, с которым можно "ужиться". И если в древности мифологическая реальность окружала человека на каждом шагу, то сегодня миф становится оборотной стороной любой идеи, в особенности идеи социальной.
Другим важным основанием социальных иллюзий является фольклор (сказки, былины, колыбельные песни, прибаутки, игры), который сопровождает человека всю жизнь. Его жанры разнообразны по форме и содержанию, однако главным из них остается то, что, отражая действительность и "нанизывая образы из жизни людей и животных", человек с раннего детства создает собственную картину мира, особую реальность. В фольклоре закодированы универсальные внеисторические реалии, собственные иллюзии; будучи понятным и воспринятым, народное творчество обеспечивает вхождение человека в жизнь со своими собственными эмоциями, установками, взглядами и иллюзиями.
Основная часть социальной действительности - это сознательно созданные социальные институты и отношения, но социум содержит в себе огромный пласт иррационального, который управляется иррациональными средствами, и в котором сознательное и бессознательное постоянно взаимодействуют и растворяются друг в друге. Грань между сознательным и бессознательным весьма расплывчата. Бессознательное и архетипы - это то общее, что объединяло и объединяет людей, связывает их нитями прошлого. Это клад, из которого человечество черпает свои идеи и иллюзии.
Мы полагаем, что наиболее часто встречаются три основных подхода, объясняющих природу социальных иллюзий: биологичес-
кий, психологический и социальный. Характеристика биологического подхода природы иллюзий не является предметом нашего исследования. А рассмотрение отдельно социального и психологического факторов кажется нам нецелесообразным, так как по своей природе происхождения социальные иллюзии "обязаны" как особенностям внутреннего мира человека, так и свойствам его социального окружения.
Поиск регуляторов иллюзорного мировосприятия обеспечивается синтезом философии, психологии, социологии, культурологии, дающих основание полагать, что к основным социально-психологическим факторам, влияющим на возникновение социальных иллюзий, следует отнести: пародоксальность личности, ат-титюд, социальные установки, ценностные ориентации, социальное самочувствие, эмоции, стереотипы, влияние слухов и толпы.
Учение о доминанте А.А. Ухтомского также раскрывает процесс возникновения иллюзорных представлений индивида. Так, на первой стадии возникновения иллюзий важным для индивида является укрепление наличной доминанты; затем выделение только тех раздражителей, которые являются для него важными и интересными; на третьей стадии происходит установление связи между доминантой (как внутренним состоянием) и внешними раздражителями социальной среды.
Мы выделяем как сознательные, так и бессознательные механизмы социальных иллюзий. К сознательным следует отнести мечту и фантазию, а к бессознательным механизмам - механизмы вытеснения, идентификации, интроекции, самоограничения, рационализации, идеализации, проекции, переноса.
Основные технологии конструирования социальных иллюзий находят свое отражение в манипулятивном воздей-
ствии, влиянии искусства и информационных технологий на личность и ее иллюзорное мировосприятие. Существующие классификации манипуляций имеют различные основания в рамках определенных теоретических подходов, которые различаются по своему содержанию, направленности и отношению к целям и объектам воздействия. Итогом манипуляции являются разного рода иллюзии (индивидуальные, групповые, социальные, личностные, межличностные и т.д.). Наиболее ярко манипуляционное воздействие проявляется под влиянием искусства, когда в процессе сопричастности личности и произведений искусства у человека рождается особая эмоция "художественного сопереживания", в результате чего происходит анализ и переоценка личностного опыта, желание понять себя, осмыслить свои связи и взаимоотношения с окружающим миром. Такое осмысление возможно лишь тогда, когда человек "переносится", "уходит" из реального мира в мир грез и иллюзий, посредством которых он воспринимает и осознает все глубже и осмысленней. Искусство посредством погружения в несуществующую реальность выступает объяснительным принципом для понимания сложного противоречивого мира и его проблем. Пространство социальных иллюзий невероятно обширно, что выдвигает перед исследователем задачу объективного исследования сущности и содержания общественного явления.
1 "Круглый стол" журналов "Вопросы философии" и "Науковедение", посвященный обсуждению книги В.С. Степина "Теоретическое знание" // Вопросы философии. 2001. № 1. С. 31.
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1963. С. 240.
3 Новый энциклопедический словарь / гл. ред. А.П. Горкин. М., 2000. С.425.
4 Философский словарь / гл. ред. И.Т. Фролов. М., 1986. С.160.