Научная статья на тему 'Представления студентов о содержании ценности «Толерантность»'

Представления студентов о содержании ценности «Толерантность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФУНДИРОВАНИЕ / СОЗНАНИЕ / СТУДЕНТ / VALUE / TOLERANCE / FOUNDATION / CONSCIOUSNESS / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопухова Юлия Викторовна

В статье раскрывается содержание «сложной» ценности «толерантность», осмысливается эмпирическое знание, полученное при изучении того, на какие ценности, образующие содержание ценности «толерантность», «обращает внимание» сознание студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S CONCEPTUALIZATIONS ON CONTENT OF THE VALUE «TOLERANCE»1

The article describes the content of the «tolerance» as a «complex» value; the empirical knowledge is comprehended, which was obtained, studying on what values, which form the content of the value of «tolerance», the student’s consciousness «pays attention» to.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о содержании ценности «Толерантность»»

УДК 378:37.012.8

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О СОДЕРЖАНИИ ЦЕННОСТИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

© 2012 Ю.В.Лопухова

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 20.03.2012

В статье раскрывается содержание «сложной» ценности «толерантность», осмысливается эмпирическое знание, полученное при изучении того, на какие ценности, образующие содержание ценности «толерантность», «обращает внимание» сознание студента.

Ключевые слова: ценность, толерантность, фундирование, сознание, студент.

Отношение студента к миру, к людям и к себе опосредовано аксиологическими доминантами, одной из самых высоких среди которых в современной социальной ситуации является доминанта ценности толерантности, освящающая выбор студентом способов жизни сообща в глобализирующемся обществе и среди людей. Понимание ценности толерантности как одной из самых высоких среди аксиологических доминант составляет основу для становления студента как добродетельного человека, императивом жизни и взаимоотношений которого с людьми является взаимопонимание, способствующее конструктивному решению многообразных жизненных проблем. Всякое познание ценностей, как подчеркивает Н.Гартман, остается абстрактным без познания связей между ними. Всякой ситуации присущи одновременно разные ценности, и перед человеком (студентом. -Ю.Л.), попавшим в данную ситуацию, стоит задача организовать свое поведение, исходя из осознания ситуации, которое взвешивает ценности друг относительно друга1.

Всякая конкретная ситуация взаимодействия студента с другими людьми (преподаватель, другой студент, другой человек) складывается таким образом, что ее субъекты далеко не всегда заинтересованы в одних и тех же ценностях как на уровне межличностных отношений, так и при снятии проблемности ситуации. В конкретной ситуации человек может придерживаться таких нравственных ценностей, которые, имея значение для него, возможно, не имеют значения для другого человека. Однако нравственные ценности являются высшими. «Своеобразие нравственных ценностей как раз в том, что они претендуют на безусловную значимость, и интерес к низшим ценностям

Лопухова Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и социально-культурного сервиса. E-mail: j. v. lopukhova@mail. ru 1 Гартман Н. Этика. - СПб.: 2002. - С. 292.

допустим только в рамках их собственного соблюдения по-средством личности»2. Другими словами, сознание «высоты» ценностей, фундирующих ценность толерантности, является решающим на уровне межличностных отношений и при снятии проблемности ситуации, выводящем (снятие) на взаимопринятие, базой которого является признание одним человеком другого человека как своего-другого, порождающее (признание) моральное взаимопонимание между субъектами на уровне межличностных отношений. «Всякое ценностное сознание, осуществляющее нравственный отбор, необходимо есть сознание иерархии»3.

Методологической основой для определения содержания толерантности как «сложной ценности» являются положения Н.Гартмана, во-первых, об отношениях фундирования высших ценностей низшими ценностями4; во-вторых, об иерархии ценностей в царстве ценностей5. Факт фундирования ценности толерантности другими ценностями означает, что толерантность есть созвездие ценностей, представленное различными группами ценностей, которые и образуют содержание ценности толерантности. Благодаря данным ценностям, представляющим собой созвездие ценности толерантности, человек организует свою единственную и неповторимую жизнь на основе совершенной симфонии звуков, которые могут слышать глухие и на которых могут говорить немые. Выбор в пользу такой симфонии звуков или толерантности есть выбор в пользу жизни сообща. В основе всех нравственных ценностей, как подчеркивает Н.Гартман, лежит группа основных ценностей, в которой центральное место занимает ценность «благо». При выявлении ценностей, фундирующих ценность толерантности, мы исходим из того, что ценность «толерантность» есть благо. Как благо, толерантность фундируется дру-

2 Там же. - С. 293.

3 Там же.

4 Там же. - С. 277 - 280.

5 Там же. - С. 291 - 297.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(4), 2012

гими ценностями, иерархия которых, устанавливая «порядок сердца», играет определяющую роль в умонастроении, в ценностных актах, в моральном выборе.

Содержание ценности толерантности, раскрываемое в особом методологическом ракурсе - на основе способа «аксиологически-телео-логического фундирования «сверху»6, образуют три группы ценностей. Первая группа ценностей включает ценности благородства, полноты (ценностного ответа, нравственности), чистоты (слова, умонастроения, нравственности). Вторая группа - взаимопонимания, справедливости, милосердия. Третья группа ценностей -ценности правдивости (правды), верности, доверия, достоинства, скромности, внимательности, любезности, сердечности, уместности, вежливости, деликатности, сдержанности.

Научная и практическая деятельность преподавателя современного вуза направлена не только на подготовку студентов к профессиональной деятельности, но и на воспитание толерантности студентов. Чтобы иметь представление о результатах своей деятельности по воспитанию толерантности студента, преподаватель вуза должен иметь представление о том, На какие ценности, образующие содержание ценности «толерантность», «обращает внимание» сознание студента.

Наше исследование проводилось на базе Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Для экспериментальной работы было отобрано сто тридцать три студента первого курса факультета промышленного и гражданского строительства. В условиях специально организованного эксперимента первокурсникам было предложено ответить на вопрос: «Какие ценности для Вас являются наиболее значимыми в данный период вашей жизни?». Задавая этот вопрос, мы преследовали цель - определить, на какие ценности «обращает внимание» сознание студентов в данный период их жизни.

Подвергая данные эмпирического исследования теоретическому анализу, мы выявляем высоту ценностей, фундирующих ценность толерантности, связи между ценностями. Полученное эмпирическое знание, во-первых, опосредованно дает представление о результатах воспитания толерантности в образовательных учреждениях, в которых обучались и воспитывались первокурсники до поступления в вуз. Осмысление таких результатов воспитания толерантности в образовательных учреждениях может служить основой для разработки соответствующих рекомендаций по организации воспита-

6 Гартман Н. Этика.... - С. 280.

тельной работы с учащимися в аспекте воспитания толерантности. Во-вторых, служит базой для определения содержания деятельности преподавателя вуза по воспитанию толерантности, реализуемого (содержания) в рамках направлений деятельности воспитания с помощью адекватных им методов воспитания. Главное же заключается в том, что полученное эмпирическое знание позволит определить ведущую идею практико-ориентированной концепции воспитания толерантности студента. Идея преобразуется в принципы воспитания толерантности, обеспечивающие реализацию такого подхода к воспитанию толерантности студентов, разработка которого осуществляется на основе теоретических положений о толерантности как сложной ценности, на основе научных представлений об «аксиологически-телеологическом фундировании «сверху»7.

Выявляя, на какие ценности «обращает внимание» сознание студентов, мы фиксируем не только предпочтения студентов к исповедованию тех или иных ценностей, но и их предрасположенность к тем или иным ценностям. Предрасположенность, как подчеркивает Л.П.Киященко, есть расположение «пред», нацеленность на построение взаимоотношений с миром8, с людьми. Такая предрасположенность студентов к ценностям еще не есть их диспозиция в смысле В.А.Ядова9. Однако в такой предрасположенности студентов к ценностям становится возможным зафиксировать некий момент «здесь и теперь» в диспозиционном отношении студента к другому человеку.

Обратимся к полученному эмпирическому знанию о том, на какие фундирующие ценность толерантности ценности «обращает внимание» сознание студента, и осуществим его (знания) качественный анализ. Осмысление полученных данных о том, на какие ценности «обращает внимание» сознание студентов, показывает на достаточно широкий диапазон предрасположенности первокурсников к ценностям, значимым для них в данный период жизни. Такая предрасположенность студентов к ценностям, нацеливающая их на построение взаимоотношений с людьми, показывает, что некий момент «здесь и теперь» в их предпочтениях к ценностям «виден» через достаточно широкое «окно»10 их сознания, которое «схватывает» ценности и

7 Там же.

8 Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании? // Что значит знать? Сборник научных статей. - М.: 1999. - С. 100 - 110; 103.

9 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. - Л.: 1979. - С. 3.

10 Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании? // Что значит знать? .... - С. 100 - 110; 102.

участвует в выборе значимых для студентов в данный период жизни ценностей.

Наше утверждение о достаточно широком разбросе предпочтений студентами одних ценностей другим ценностям, о широком «окне» их сознания, через которое «просматривается» момент «здесь и теперь» в предрасположенности первокурсников к ценностям, основывается на том, что студенты указали на сто шесть ценностей. Однако, как показывает анализ, среди такого широкого спектра предпочтений первокурсников одних ценностей другим ценностям, в «окне» сознания студентов «просматривается» ряд ценностей, которые имеют значение не только для одного или нескольких студентов, а для многих первокурсников. Так, для 72,1805% студентов значение имеет ценность «семья», для 47,3684% - ценность «дружба», для 43,6090% - ценность «здоровье», для 42,1053% - ценность «учеба», для 32,3308% - ценность «любовь», для 21,8045% - ценность «свобода», для 17,2932% - ценности «образование» и «деньги», для 16,3973% - ценности «благополучие» и «взаимопонимание», для 8,2707% -ценности «благосостояние», «карьера», «любимый человек». Отметим, что говоря: «.для 17,2932% важны ценности «образование» и «деньги», мы имеем в виду, что 17,2932% отметили важность образования и 17,2932% - важность денег. Это относится и к другим аналогичным высказываниям.

Следует отметить, что мы приводим суждения студентов о ценностях в том стилистическом оформлении, в котором они писали. А потому, если исходить из того, что ценности «учеба» и «образование» в принципе обладают одним и тем же смыслом, то на ценность «образование» «обращает внимание» сознание 59,3985% студентов. Близкой по смыслу к ценности «образование» является и такая значимая для одного студента (0,7519%) ценность, как ценность «совершенствование в процессе образования умений». Аналогичным образом дело обстоит и с такими близкими по смыслу ценностями, как ценность «друзья» и «новые знакомые», или «семья» и «стремление создать семью» и ряд других близких по смыслу ценностей.

Осмысление полученного эмпирического знания о том, на какие ценности «обращает внимание» сознание студентов, показывает, что значимыми для студентов являются экзистенциальные ценности, смыслы которых коренятся в самом существовании первокурсников. Экзистенциальные ценности - это ценности жизни, ценности культуры и морали. Экзистенциальные ценности, как подчеркивает М.С. Каган, во всех масштабных проявлениях являются ин-

троспективно-диалогическими. Они интегратив-ны. Им присуща интравертная ориентация ценностного сознания (установление субъектом смысла для самого себя); они осознаются и могут быть сформулированы личностью если не для других, то хотя бы для самой себя11.

Экзистенциальные ценности, на которые «обращает внимание» сознание студентов, вытекают из природы жизни вообще и человеческой жизни в частности. В то время как такие ценности, как карьера (8,2707% студентов), материальное благополучие (6,7669%), материальный достаток (3,0075%), материальное благо (1,5038%), не являются значимыми в данный момент жизни первокурсников. А потому студенты не пребывают в иллюзии, что они действуют не своих интересах. Для первокурсников важны их собственная жизнь и «искусство жить»12, а не деньги, престиж и власть «как стимулы и цели»13.

Следует отметить, что пусть и для незначительного количества студентов, важной является не только ценность собственного здоровья, но и здоровья близких (6,0150%), не только собственное счастье (3,7594%), но и счастье близких (3,0075%), не просто уважение (6,7669%), но уважение друзей (3,0075%), уважение родных и близких (1,5038%).

Не смотря на то, что сознание большинства студентов не «обращает внимание» на ценности милосердия и справедливости, которые являются двумя сторонами золотого правила нравственности и предполагают друг друга, все же есть первокурсники, чье сознание интуитивно «обращает внимание» на золотое правило нравственности. Такие первокурсники интуитивно осознают, что не следует делать другому человеку ничего такого, чего себе не хочешь от других, и, что следует делать другому все то, чего сам хотел бы от другого. Мы написали «первокурсники интуитивно осознают» потому, что, как показали беседы со студентами, лишь незначительная часть из них (13,5338%) слышали о таком правиле, и только у 8,27068% первокурсников имеются представления о золотом правиле нравственности. При этом никто из этих студентов не имеет представление о справедливости и милосердии как о двух сторонах золотого правила нравственности, не говоря уж о том, что справедливость и милосердие являются содержательным ядром взаимопонимания, позволяющего осуществлять действия, признаваемые каждым человеком отвечающими представлениям о благе.

11 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997. - С. 126 - 127.

12 Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: 1993. - С. 33.

13 Там же. - С. 32.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(4), 2012

Для нашего исследования особое значение имело выявление того, «обращает ли внимание» сознание студентов на ценности, фундирующие ценность толерантности. Исследованием установлено, что сознание студентов «обращает внимание» лишь на две ценности, которые фундируют ценность толерантности. Это ценности взаимопонимания (12,0301%) и достоинства (1,5038%).

Беседы со студентами показывали, что, не смотря на то, что ценность взаимопонимания является предпочтительной лишь для 12,0301% первокурсников, практически все студенты полагают, что на межличностном уровне в ситуации взаимодействия с людьми в целом и в проблемной ситуации в особенности важным является согласие, которого можно достичь при наличии четких ориентиров, указывающих на путь преодоления возникающих разногласий относительно тех или иных вопросов. Однако лишь 12,7819% студентов указали, что взаимопонимание предполагает принятие другого человека таким, каков он есть, с его ценностями, взглядами и т.д. Такие студенты, не указывая на ценность толерантности, интуитивно осознают, что принятие других людей, отличающихся от них образом жизни, характером мыслей и т.д., есть отношение к другому человеку как к равному себе. Они пытаются понять внутренний мир другого, не навязывая ему своих мнений и суждений.

Следует отметить, что в суждениях 20,3008% студентов о взаимопонимании, предполагающем согласие и принятие другого человека, достаточно четко прослеживается мысль о важности взаимопонимания не только с людьми на межличностном уровне, но и с природой. Однако лишь пять человек из этого числа студентов ведут речь о нравственно-понимающем отношении к природе.

Дальнейший анализ содержания бесед со студентами показывает, что, если у первокурсников имеются определенные представления о ценностях вежливости, деликатности и других ценностях внешнего обхождения, то они не понимают смысла таких ценностей, как ценности полноты, чистоты, правдивости. Так, правдивость они связывают исключительно с «говори правду, не лги». Никто из первокурсников не указывает на то, что правда представляет собой «комплексное выражение ценностного отношения к миру (ценностно-ориентационная деятельность в терминологии М.С.Кагана); в чем твоя высшая правда (в максимизации полезности, в счастье, в красоте, в служении Богу и т.д.; в различном сочетании, той или иной системе ключевых ценностей)»14.

Исследованием установлено, что даже те студенты, которые указали на значение правды (правдивости) на межличностном уровне, не акцентируют внимания на соотношении различных систем ценностей, в котором фиксируется мировоззренческий уровень ценностного отношения, не говоря уж о методологическом уровне такого отношения, фиксирующего существование ценностей и то, как они регулируют деятельность человека. Беседы со студентами показали, что у них отсутствует представление о мировоззрении сотворчества, ценностно-ориен-тирующие свойства которого проясняют личностное отношение первокурсников к другому человеку, устанавливают их приверженность к тем или иным ценностям, к критериям оценок себя и другого человека.

14 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): В 3 ч. -Ч. 1. - Введение: философия и жизнь. - СПб.: 1997. - С. 192.

STUDENT'S CONCEPTUALIZATIONS ON CONTENT OF THE VALUE «TOLERANCE»

© 2012 Y.V.Lopukhova Samara State University of Architecture and Civil Engineering

The article describes the content of the «tolerance» as a «complex» value; the empirical knowledge is comprehended, which was obtained, studying on what values, which form the content of the value of «tolerance», the student's consciousness «pays attention» to. Key words: value, tolerance, foundation, consciousness, student.

Yuliya Viktorovna Lopukhova, Candidate of Pedagogical Sciences, the assistant professor of faculty of linguistics, the intercultural communications and welfare service. E-mail: j. v. lopukhova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.