Научная статья на тему 'Методы изучения толерантности студентов'

Методы изучения толерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ФУНДИРОВАНИЕ / ИЕРАРХИЯ / СВЯЗЬ / STUDENT / TOLERANCE / VALUE / FOUNDATION / HIERARCHY / CONNECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопухова Ю. В.

В статье раскрывается содержание толерантности как сложной ценности; обосновываются методы научно-педагогических исследований, с помощью которых изучается, что «знает» сознание студента о ценностях, выявляются иерархия и связи между ценностями, фундирующими ценность толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' TOLERANCE: METHODS OF STUDYING

The article reveals the content of «tolerance» as a complex value. It describes the methods of the scientific-pedagogical research which are used to study what the consciousness of a student «knows» about the values; reveals hierarchy and connections between the values founding the value of the tolerance.

Текст научной работы на тему «Методы изучения толерантности студентов»

УДК 378

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2012 Ю.В.Лопухова

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 09.08.2011

В статье раскрывается содержание толерантности как сложной ценности; обосновываются методы научно-педагогических исследований, с помощью которых изучается, что «знает» сознание студента о ценностях, выявляются иерархия и связи между ценностями, фундирующими ценность толерантность. Ключевые слова: студент, толерантность, ценность, фундирование, иерархия, связь.

Отношение студента к миру, к людям и к себе опосредовано аксиологическими доминантами, одной из самых высоких среди которых в современной социальной ситуации является доминанта ценности толерантности, освящающая выбор студентом способов жизни сообща в глобализирующемся обществе и среди людей. Понимание ценности толерантности как одной из самых высоких среди аксиологических доминант составляет основу для становления студента как добродетельного человека, императивом жизни и взаимоотношений которого с людьми является взаимопонимание, способствующее конструктивному решению многообразных жизненных проблем.

Ценность толерантности является «сложной ценностью». Методологической основой для определения содержания толерантности как «сложной ценности» являются положения Н.Гартмана об отношениях фундирования высших ценностей низшими ценностями1. Факт фундирования ценности толерантности другими ценностями означает, что толерантность есть созвездие ценностей, представленное различными ценностными группами ценностей, которые и образуют содержание ценности толерантности. В основе всех нравственных ценностей, как подчеркивает Н. Гартман, лежит группа основных ценностей, в которой центральное место занимает ценность «благо». К этой группе однозначно принадлежат ценности благородства, полноты и чистоты. Три другие ценностные группы, называемые «ценностями добродетелей» достаточно разобщены. Их единство отнюдь не строго, не необходимо. К первой группе преимущественно относятся ценности античной морали (добродетели: справедливость, мудрость, храбрость, самообладание), ко вто-

Лопухова Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и социально-культурного сервиса. E-mail: msubcultura&mail. ru 1 Гартман Н. Этика. - СПб.: 2002. - С. 277 - 280.

рой - ценности культурного круга христианства (любовь к ближнему, правдивость и искренность, надежность и верность, доверие и вера, скромность, смирение, дистанция, ценности внешнего обхождения), к третьей - ценности, которые не попали в первые две группы (любовь к дальнему, дарящая добродетель, лично-стность, личная любовь)2. Осмысливая данные группы ценностей как ценности, которые фундируют ценность толерантность, мы выявляем те ценности, которые, образуя содержание толерантности, представляют созвездие толерантности как блага.

Первое на что мы обращаем внимание при выявлении ценностей, фундирующих ценность толерантности, заключается в том, что в нашем исследовании ценность «толерантность» понимается как благо. Как благо, толерантность фундируется другими ценностями, иерархия которых, устанавливая «порядок сердца», играет определяющую роль в умонастроении, в ценностных актах, в моральном выборе.

Опираясь на идеи Н.Гартмана о ценностных группах, обоснуем, какие ценности фундируют ценность толерантности. В группе основных ценностей такими ценностями, фундирующими ценность толерантности, являются благородство, чистота и полнота, которые, естественно, «переплетаются», обуславливая ценностное многообразие жизни, делая реальными симфонию ценностей и ценностный синтез добродетелей. В большом масштабе, как пишет Н.Гарт-ман, благородство - это совершенствование жизни исторического этоса; в малом, в отдельном человеке - особая тенденция идущего вперед. Оно направлено всегда только к особенному, типу, группе единомышленников3. Благородный человек, идущий вперед, увлекает за собой других людей, преобразует их. Он живет, возвышаясь над повседневностью и моральным ничтожеством. Благородного человека,

2 Там же. - С. 368.

3 Там же. - С. 384 - 385.

который готов всегда защитить честь и достоинство другого и свое собственное, уважают, он сам уважает другого без зависти. Моральный облик благородного человека характеризуется всем небосводом ценностей. Все эти и другие моральные характеристики благородства делают возможным жизнь сообща, морально-этическим основанием которой является толерантность. Сущность ценности полноты, фундирующей ценность толерантности, заключается в том, что идущий вперед благородный человек стремится объединить многообразие ценностных тенденций, принять ценностное участие, «сквозь призму которого понимается все и делаются этические оценки в любых жизненных ситуациях»4.

Ценностное участие предполагает принятие другого человека как своего-другого, понимание его как самого себя. В ценностном участии ценностное чувство подсказывает, что в другом нет ничего такого, чего нельзя прочувствовать как часть самого себя. Формами ценности полноты, с нашей точки зрения, являются полнота ценностного ответа по критерию взаимопонимания, уважения и принятия как нравственных требований и полнота нравственности.

Сущность ценности чистоты, формами которой являются чистота слова, умонастроения, нравственности заключается в том, что в основании ценностной направленности идущего вперед благородного чистого человека «лежат правдивость, искренность, открытость»5. Чистому человеку, как подчеркивает Н.Гартман, чуждо недоверие. Он несет веру в добро в человеке, доброе доверие к правоте и к хорошим делам, детский оптимизм. Чистый человек влечет за собой морально падших6.

В первой группе ценностей добродетелей такой фундирующей ценность толерантности является ценность справедливости. Мы дополняем данную группу ценностей добродетелей, во-первых, ценностью взаимопонимания, которая, фундируя ценность толерантности, является более высокой ценностью, чем ценность справедливости. Во-вторых, ценностью милосердия.

Ценность взаимопонимания как императив, исходя из такого признака высоты ценностей, как «высота ценности тем выше, чем более она фундирована другими ценностями»7, фундирует более высокую ценность - ценность толерантности и оказывается фундируемой такой «низшей» ценностью, как справедливость. Если же учесть, что «справедливость требует милосердия, а милосердие предполагает справедли-

4 Гартман Н. Этика.... - С. 390.

5 Там же. - С. 394.

6 Там же. - С. 395.

7 Там же. - С. 297 - 299.

вость»8, что «справедливость принимается тогда, когда делают различие между степенями альтруизма (или нравственного отношения к подобным нам существам) и за первою, отрицательною, степенью («никого не обижать») оставляют название собственно справедливости (justitia), а вторую, положительную, требующую «всем помогать», обозначают как милосердие (caritas, charitó)»9, то ценность взаимопонимания фундируется и ценностью милосердия. Ценности справедливости и милосердия, которые как две стороны золотого правила нравственности обусловливают выбор человеком ориентира - жизнь сообща, являются и содержательным ядром взаимопонимания, позволяющего осуществлять действия, признаваемые каждым человеком отвечающими представлениям о благе, каким является толерантность.

Во второй группе ценностей добродетелей фундирующими ценность толерантности, а потому образующими ее содержания, являются ценности правдивости (правды), верности, доверия, достоинства и ценности внешнего обхождения или этикет. Согласно Н.Гартману, правдивость имеет нравственную ценность, означающую, что личность достойна доверия. Наряду с правдивостью речи существует правдивость поступков, действий10, где верность есть критерий истинности умонастроения11. Развивая мысль Н.Гартмана о верности, скажем, что верность есть основа доверия между людьми, содержательным ядром которого является достоинство другого. Доверие, основанное на достоинстве, является аксиологическим условием взаимопонимания, согласия. Ценность взаимопонимания в свою очередь фундируется ценностями внимательности, деликатности, тактичности, сердечности.

Ценность внимательности направлена на то, чтобы не доставить излишних неприятностей другому человеку. Она есть своего рода «техника безопасности»12, проявляемая безотносительно к конкретным людям в форме добровольного отказа от провоцирования ситуации, чреватой опасностью для других людей. Внимательность, как подчеркивает Ю.А.Шрейдер, связана с бескорыстным интересом к людям. Внимательность, в свою очередь, формирует деликатность - качество, требующее не только начатков милосердия, но и развитого ума. Деликатность, в которой начинает преобладать ум, выражается в тактичности, которая также

8 Соловьев В. С. Оправдание добра: нравственная философия. - М.: 1996. - С. 112.

9 Там же. - С. 128.

10 Гартман Н. Этика.... - С. 432 - 435.

11 Там же. - С. 437.

12 Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: 1998. - С. 212.

полезна для сохранения добрых отношений. Преобладание милосердия, руководящего вниманием к другому человеку, переводит деликатность, заставляющую держаться на некотором расстоянии от другого, в открытую сердечность, сближающую людей. Деликатность, тактичность, сердечность помогают избежать неуместных действий по отношению друг к другу13.

Итак, мы видим, что императив взаимопонимания является той основой, на которой возможно конструктивное построение межличностных отношений между различными людьми, между различными культурами, согласие между людьми и культурами. Справедливость, милосердие, деликатность, тактичность, сердечность и т.д. действуют аналогичным образом и в отношении другого человека, субъекта другой культуры, а следовательно, ее традиций, обычаев и ценностей. Все эти ценности фундируют ценность взаимопонимания, которая является «необходимой основой ненасильственных действий и определения допустимых пределов сопротивления злу силой, когда оно оказывается необходимым. Этот же императив охраняет от того, чтобы уместная толерантность не переходила в безразличие к существованию зла»14.

Ценности внешнего обхождения или этикет служат формой выражения интенций человека, в котором (выражении) проявляется понимание другого человека, понимание его отношений к себе и к другим людям, понимание самих отношений, переводимых в плоскость повседневной жизни, в плоскость межличностных отношений. Итак, ценность «толерантность» как благо фундируется такими ценностями, как благородство, полнота (ценностного ответа, нравственности), чистота (слова, умонастроения, нравственности); взаимопонимание, справедливость, милосердие; правдивость (правда), верность, доверие, достоинство, скромность, и ценностями внешнего обхождения (внимательность, любезность, сердечность, уместность, вежливость, деликатность, сдержанность). Данные ценности в своей совокупности и образуют содержание толерантности как «сложной» ценности. Благодаря данным ценностям, представляющим собой созвездие толерантности, человек организует свою единственную и неповторимую жизнь на основе совершенной симфонии звуков, которые могут слышать глухие и на которых могут говорить немые. Выбор в пользу такой симфонии звуков или толерантности есть выбор в пользу жизни сообща.

Научная и практическая деятельность преподавателя современного вуза направлена не только на подготовку студентов к профессио-

13 Шрейдер Ю.А. Этика.... - С. 212 - 214.

14 Там же. - С. 240.

нальной деятельности, но и на воспитание толерантности студентов. Чтобы иметь представление о результатах своей деятельности по воспитанию толерантности студента, преподаватель вуза должен иметь представление о ценностях, фундирующих ценность толерантности. Для этого необходимо отобрать такие методы научно-педагогических исследований, с помощью которых становится возможным изучать иерархию ценностей, фундирующих ценность толерантности, связи между данными ценностями.

Всякое познание ценностей, как подчеркивает Н.Гартман, остается абстрактным без познания связей между ними. Всякой ситуации присущи одновременно разные ценности, и перед человеком (студентом. - Ю.Л.), попавшим в данную ситуацию, стоит задача организовать свое поведение, исходя из осознания ситуации, которое взвешивает ценности друг относительно друга15. Всякая конкретная ситуация взаимодействия студента с другими людьми (преподаватель, другой студент, другой человек) складывается таким образом, что ее субъекты далеко не всегда заинтересованы в одних и тех же ценностях как на уровне межличностных отношений, так и при снятии проблемности ситуации. В конкретной ситуации человек может придерживаться таких нравственных ценностей, которые, имея значение для него, возможно, не имеют значения для другого человека. Однако нравственные ценности являются высшими. «Своеобразие нравственных ценностей как раз в том, что они претендуют на безусловную значимость, и интерес к низшим ценностям допустим только в рамках их собственного соблюдения посредством личности»16. Другими словами, сознание студентом «высоты» ценностей, фундирующих ценность толерантности, является решающим на уровне межличностных отношений и при снятии проблемности ситуации, выводящем (снятие) на взаимопринятие, базой которого является признание одним человеком другого человека как своего-другого, порождающее (признание) моральное взаимопонимание между субъектами на уровне межличностных отношений. «Всякое ценностное сознание, осуществляющее нравственный отбор, необходимо есть сознание иерархии»17.

Подвергая данные эмпирического исследования теоретическому анализу, преподаватель выявляет высоту ценностей, фундирующих ценность толерантности, связи между ценностями. Полученное эмпирическое знание, во-первых, опосредованно дает представление о результатах воспитания толерантности в образователь-

15 Гартман Н. Этика.. - С. 292.

16 Там же. - С. 293.

17 Там же.

ных учреждениях, в которых обучались и воспитывались первокурсники. Осмысление таких результатов воспитания толерантности в образовательных учреждениях может служить основой для разработки соответствующих рекомендаций по организации воспитательной работы с учащимися в аспекте воспитания толерантности. Во-вторых, служит базой для определения содержания деятельности преподавателя вуза по воспитанию толерантности, реализуемого (содержания) в рамках направлений деятельности воспитания с помощью адекватных им методов воспитания. Главное же заключается в том, что полученное эмпирическое знание позволит определить ведущую идею практико-ориенти-рованной концепции воспитания толерантности студента и экспериментальной работы. Идея преобразуется в принципы воспитания толерантности, обеспечивающие реализацию такого подхода к воспитанию толерантности студентов, разработка которого осуществляется на основе теоретических положений о толерантности как сложной ценности, на основе научных представлений об «асксиологически-телеологическом фундировании «сверху»18, являющегося в нашем исследовании способом познания и объяснения сложной ценности толерантности.

При отборе методов научно-педагогических исследований мы исходим, во-первых, из необходимости иметь представление о том, какие ценности являются для студентов наиболее значимыми в данный период их жизни, что является для них благом, какой смысл они вкладывают в содержание ценностей. Другими словами, мы выявляем то, на какие ценности в первую очередь «обращает внимание» сознание студентов в данный период их жизни, какое благо «видит» их сознание, что «знает» их сознание о ценностях. Во-вторых, из необходимости выявления иерархии ценностей студентов, в которой в зашифрованном виде представлена высота ценностей, фундирующих ценность толерантности. В-третьих, из необходимости выявления связей между ценностями, дающих (связи) представление о плоскости отношений между ценностями, то есть о смысловых образованиях студентов. Смысловые образования, как отмечает Б.С.Братусь, не предписывают готовых рецептов поступков, действий, но дают общие принципы, которые в разных ситуациях могут быть реализованы разными внешними (но едиными по внутренней сущности) дейст-виями19. В-четвертых, из необходимости определения скрытых, но объективно существую-

18 Гартман Н. Этика.... - С. 280.

19 Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). - М.: 1985. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 3). - С. 32.

щих связей между ценностями, фундирующими ценность толерантности.

Выявляя, на какие ценности «обращает внимание» сознание студентов, мы фиксируем не только предпочтения студентов к исповедованию тех или иных ценностей, но и их предрасположенность к тем или иным ценностям. Предрасположенность, как подчеркивает Л.П.Киященко, есть расположение «пред», нацеленность на построение взаимоотношений с миром20, с людьми. Такая предрасположенность студентов к ценностям еще не есть их диспозиция в смысле В.А.Ядова21. Однако в такой предрасположенности студентов к ценностям становится возможным зафиксировать некий момент «здесь и теперь» в диспозиционном отношении студента к другому человеку.

Выявляя, какое благо «видит» сознание студентов, мы выявляем, что «ведает» их сознание о благе. «Ведать - знать, иметь о чем-то сведение, знание»22. Выявление того, какое благо «видит» сознание студентов, позволяет определить, является ли это благо в данной ситуации, в данный момент жизни студента абсолютным благом, или это есть благо, выступающее в виде морального соблазна. Поэтому при выявлении того, какое благо «видит» сознание студентов, важно не упускать из виду, чем обусловлено внимание студентов к конкретному благу. Такое внимание студентов к благу, «содержащему в себе всю систему ценностей»23, обусловлено, как мы полагаем, ситуацией взаимодействия с людьми, ставящей перед ними задачу, требующую своего решения. «Ситуация - поле человеческих действий, да и содержательный базис его (человека. - Ю.Л.) моральной жизни вообще, поскольку она направлена вовне»24. Задача «не упускать из виду, чем обусловлено внимание студентов к конкретному для них благу», решается в процессе наблюдения за поступками-словами и поступками-делами студентов в процессе обучения, во внеаудиторное время, в процессе бесед с ними и последующего анализа содержания бесед. Анализ поступков, содержания бесед дает представление не только о мыслях студентов о благе, о ценностях, но и о критичности рефлексии студентов. В рефлексии, связанной с оценкой, важна мысль о мысли, мысль над мыслью, то есть ее критичность. Только критическая рефлексия, как подчерки-

20 Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании? // Что значит знать? Сб. научных статей. - М.: 1999. - С. 100 - 110. - С. 103.

21 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. - Л.: 1979. - С.3.

22 Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: 2004. - С. 105.

23 Гартман Н. Этика.... - С. 369.

24 Там же. - С. 293.

вает Ю.А.Шрейдер, над мыслью позволяет отличить моральное благо от соблазна, отвлекающего от этого блага. Рефлексия о мысли безусловного блага обнаруживает, что это благо в данной ситуации оказывается препятствием к достижению абсолютного блага, то есть выступает как соблазн25.

Выявляя, что «знает» сознание студентов о ценностях, мы, во-первых, выявляем то содержание знания, с помощью которого студенты оценивают свое отношение к другим людям и отношение других людей к студентам. Отношение всегда содержит момент оценки, которая осуществляется на основе того знания, которое есть в сознании. Знание необходимо для оценивания результатов выбора способов ценностно-ориентационной деятельности, связанной с осуществлением ценностей, предоставляющей «материал» для поступков. «Поведение невозможно без деятельности, которая обеспечивает «материал» для поведения»26.

Знание входит в структуру ценности, поскольку мы оцениваем отношение студента к человеку, ситуацию взаимодействия между людьми на основе знания о той ценности, которая «движется» в пространстве отношений между ними, представая отобранной студентом и взаимодействующими с ними людьми согласно своей высоте. Поскольку знание необходимо для оценки и входит в структуру ценности, постольку оно (знание) присутствует и в оценке, и в ценности. «Присутствие знания и в оценке, и в ценности показывает слитность данных явлений в ценностном отношении»27.

Во-вторых, опосредованно выявляем высоту исповедуемых студентами ценностей, дающую представление о приемах ориентации студентов в пространстве отношений между людьми, об их отношении к ценностям. В знаниях, как подчеркивает А.И.Титаренко, зафиксирован особый прием ориентации человека в социальной среде. Знание в морали важно не вне отношения к социально-нравственным ценностям. Оно, будучи закодированным в императивах требуемого поведения, существует в преобразованном зашифрованном - через особый способ оценки - виде28.

В-третьих, выявляем, на основе какого знания студент распознает значимые для него объ-

25 Шрейдер Ю.А. Этика.... - С. 43.

26 Лапина Т. С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. - М.: 1974. - С. 106 - 143. - С. 132 - 133.

27 Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. - М.: 2009. - С. 49.

28 Титаренко А.И. Специфика и структура морали //

Мораль и этическая теория. - М.: 1974. - С. 7 - 49. -

С. 13.

екты, явления, выражает оценочное сужде-ние и оценочное отношение, являющееся ступенькой ценностного отношения.

В-четвертых, выявление того, что «знает» сознание студентов о ценностях, дает нам представление о том, какое знание студенты привлекают (будут привлекать) для обоснования выбора ценностей. Знания, как подчеркивает В.Н.Сагатовский, обосновывают выбор29.

В-пятых, выявление того, что «знает» сознание студентов о ценностях, дает нам представление о том, как студент оценивает себя как познающего ценности и как осуществляющего отбор ценностей по их высоте.

Выявление того, на какие ценности в первую очередь «обращает внимание» сознание студентов в данный период их жизни, какое благо «видит» их сознание, что «знает» их сознание о ценностях осуществляется с помощью метода понятийного словаря. Выявление иерархии ценностей студентов, в которой в зашифрованном виде представлена высота ценностей, фундирующих ценность толерантности, осуществляется с помощью методики «Ценностные ориентации» В.А.Ядова30. Однако список ценностей, предлагаемый первокурсникам для ранжирования по субъективной для них значимости, представляет собой определенное нами содержание толерантности как сложной ценности.

Выявление связей между ценностями, дающими (связи) представление о плоскости отношений между ценностями, фундирующими ценность толерантность, осуществляется с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Определение скрытых, но объективно существующих связей между ценностями, фундирующими ценность толерантности, в которых (связях) оценки обращены к конкретному человеку, осуществляется с помощью метода главных компонент. Наблюдения за деятельностью студентов в различных организационных формах обучения (лекции, семинары и др.), во внеаудиторное время, беседы с ними и с преподавателями вуза и т.д. проводятся на протяжении всего периода обучения студентов в современном вузе. Результаты наблюдений, бесед позволяют осуществить качественный анализ эмпирического знания, полученного с помощью метода понятийного словаря, корреляционно-регрессионного анализа и метода главных компонент.

29 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. -Ч. 1. - Введение: философия и жизнь. - СПб.: 1997. -С. 20.

30 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности .... - С. 208 - 209.

STUDENTS' TOLERANCE: METHODS OF STUDYING

© 2012 Yu. V. Lopukhova" Samara State University of Architecture and Civil Engineering

The article reveals the content of «tolerance» as a complex value. It describes the methods of the scientific-pedagogical research which are used to study what the consciousness of a student «knows» about the values; reveals hierarchy and connections between the values founding the value of the tolerance. Keywords: student, tolerance, value, foundation, hierarchy, connection.

Yuliya Victorovna Lopukhova, Cand. Sc. in Pedagogics, Senior Lecturer of the Linguistics, Cross-Cultural Communication and Welfare service department. E-mail: msubcultura@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.