УДК 378
СУЩНОСТЬ «РЕГУЛЯТИВНОЙ ИДЕИ» ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
© 2012 Ю.В.Лопухова
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Статья поступила в редакцию 03.08.2012
В данной статье в результате обоснования цели и прогнозируемого результата концепции воспитания толерантности студентов раскрывается сущность «проникновенной сопричастности человечности ценностных миров различных людей», являющейся «регулятивной идеей» концепции. Ключевые слова: концепция, толерантность, воспитание, идея, студент.
Исследование проблемы воспитания толерантности студентов в современном вузе связано с обоснованием педагогической стратегии деятельности преподавателя вуза, который своей научной и практической деятельностью, соотносимой с социально-нравственным контекстом общества и с происходящими в обществе изменениями, разрабатывает концепцию воспитания толерантности студентов в аксиологическом пространстве воспитания, которая (концепция) задает способ построения модели воспитания, реализуемой в рамках направлений деятельности преподавателя.
От педагогической стратегии зависит: а) содержание аксиологического пространства воспитания студентов, в котором пребывающее (смыслы жизни) в образующих ценностный ряд толерантности ценностях находит свою определенность в пространстве подлинности ценностных отношений; б) становление конструктивных отношений между людьми с различными взглядами, ценностями, идеалами, устремлениями; в) осознание студентами того, что толерантность как морально-этическое основание согласия между людьми, служа ограничением конфликтов и насилия, устраняет опасность того, что люди разбредутся по своим культурным нишам, а их истины и ценностные миры никогда не встретятся.
Ценности, образующие ценностный ряд толерантности, содержащие ответ на вопрос о смысле жизни, «разворачиваются в более конкретный образ, позволяющий представить себе место человека в мире, к которому он стремится. Таким образом является идеал»1 - идеал
Лопухова Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и социально-культурного сервиса. E-mail: j. v. lopukhova@mail. ru
1 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. -Ч.1. - Введение: философия и жизнь. - СПб.: 1997. -С. 18.
толерантности. Идеал есть путеводная звезда, которая, светясь в «звездном небе надо мной»2, указывает на путь движения людей к жизни сообща в меняющемся мире. Идеал, согласно В.Н.Сагатовскому, есть «идея движения, схватывающая его суть, объединяющая в едином образе стратегические ответы на вопросы, во имя чего двигаться и как сделать способ движения достойным его высокой цели»3.
На пути движения к жизни сообща, освящаемого идеалом толерантности, перед студентами возникают вопросы: «Во имя чего?», «Что?», «Как?». «Ответ на вопрос «Во имя чего?» дается на мировоззренческом уровне»4, и содержится, как мы полагаем, в ценностях. Данное утверждение основывается на том, что «мировоззрение есть система ценностей»5. «Во имя чего?» - во имя жизни сообща, которая возможна на морально-этической основе, делающей людей солидарными в их стремлении к такой жизни. Этой основой, как было обосновано выше, является ценность «толерантность», которая организует систему ценностных отношений студентов адекватных ценностям, образующим ценностный ряд толерантности.
Не менее важным вопросом является вопрос: «Что?», ответ, на который возможен при наличии знания о том, «что, - говоря словами В.Н.Сагатовского, - представляет собой тот предмет, с которым мы имеем дело. Это уровень эмпирического описания явлений действи-тельности6. Такими эмпирически описанными в нашем исследовании явлениями являются цен-
2 Кант И. Критика практического разума. - СПб.: Наука, 1995. - 528 с. - С. 257.
3 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии.... - С. 18.
4 Там же. - С. 12.
5 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с. - С. 156.
6 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармо-
нии.... - С. 11.
ности, образующие содержания ценности толерантности.
Осмысление обозначенного выше положения В.Н.Сагатовского, показывает, что ученый, заявив о том, что «Что» представляет собой предмет, с которым мы работаем, не акцентирует внимание на том, что «Что?» - это есть и то, что находится в объективной ценностной системе общества. В объективной системе общества находятся ценности, отвечающие на вопрос: «Во имя чего?».
Совмещение вопросов: «Что?» и «Во имя чего?» приводит к постановке нового вопроса: «Что делает возможной жизнь сообща?». Ответ на заданный нами вопрос содержится в ценностях, образующих содержания сложной ценности толерантности. Жизнь сообща делают возможной ценности, объединяющие студентов в их движении к благу, каким является толерантность; ценности, образующие ценностный ряд толерантности, вокруг которых вращаются помыслы студентов, людей, стремящихся к взаимопониманию, к согласию на пути решения многообразных проблем.
Ценности, образующие ценностный ряд толерантности, находятся в пространстве подлинности или подлинной действительности, которая, повторим еще раз, есть, «прежде всего, нравственно-ценностная действительность»7, становлению которой способствует создаваемое преподавателем вуза аксиологическое пространство воспитания толерантности студентов. В таком пространстве высвечиваются ценностные отношения, образующие и содержание данного пространства, и содержание ценностно-ориен-тационной деятельности как преподавателя, так и студентов. «Движущиеся» в аксиологическом пространстве воспитания толерантности студентов ценности предоставляют «материал» для ценностно-ориентационной деятельности и преподавателя, и студентов.
«Движение» ценностей в аксиологическом пространстве воспитания толерантности студентов не является односторонним. Это есть двустороннее «движение» ценностей. Благодаря двустороннему «движению» ценностей в условиях педагогического влияния на нравственно-ценностную сферу сознания студентов, преподаватель вуза, внося определенность в субъективную ценностную систему студентов, упорядочивает как смыслы жизни студентов, так и собственные смыслы жизни. Такое упорядочивание смыслов жизни, обеспечиваемое воспитанием как приобщением студентов к ценностям,
7 Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Школа А.Н.Леонтьева. - М.: 1999. - С. 284 - 298. - С. 291.
образующим ценностный ряд толерантности, становящимся ориентирами жизни сообща и определяющими жизненную философию студентов и самого преподавателя вуза, нормализует отношения между студентами и другими людьми. «Эта упорядоченность, - подчеркивает М.Б.Туровский, - и образует мировоззрение»8, на уровне которого и содержится ответ на вопрос: «Во имя чего?».
Однако ценности находятся в объективной ценностной системе общества. Чтобы стать достоянием сознания студентов, они должны перейти в их субъективную ценностную систему. Возникает вопрос: «Как?». С помощью разнообразных методов приобщения студентов к ценностям, содержащих (методы) рекомендации, предписания. Реализация таких методов должна способствовать тому, что пребывающее (смысл) в ценностях, образующих содержания ценности толерантности, светясь в самом себе видимостью, становится реальным отношением преподавателя к студенту, студента к другим людям.
Воспитание толерантности студентов, предполагающее их приобщение к ценностям, избранным «Во имя чего?», не может быть осуществлено лишь на основе наблюдений и экспериментальных данных. Такое воспитание может быть осуществлено только на основе базирующегося на этих данных этического и педагогического знания. Другими словами, осуществление воспитания должно базироваться на теории. Однако, как подчеркивает В.Г.Федотова, особенность современного мира состоит в том, что изменения здесь не легимитизированы научными теориями. Теории появляются позже, чтобы отобразить и рационализировать успешный опыт, в основе которого лежит традиция, здравый смысл и осознание ценности развития и стремление сделать свои общества хорошими9.
Для того, чтобы возникли теории воспитания толерантности необходимо вначале создать концепцию, представляющую собой «систему идей, взглядов и объяснений, которая, будучи упорядочена и доказана, может перерасти в теорию. В отличие от теории, в концепции делается акцент не на когнитивном, логическом, а на ценностном начале, социокультурном значении вырабатываемого знания и области его применения»10.
8 Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М.: 1997. - С. 121.
9 Федотова В.Г. Хорошее общество. - М.: 2005. - С. 186.
10 Загвязинский В.И. Закирова А.Ф. Сборник заданий
по практической методологии педагогического исследо-
вания. - Тюмень: 2009. - С. 70.
Создание концепции воспитания толерантности студентов осуществляется в рамках целесообразной деятельности преподавателя вуза. Цель, как подчеркивает М.Б.Туровский, задается в универсальных определениях. Однако, будучи определена как предположительный результат, она не определена в качестве программы его достижения11.
Основываясь на таком понимание цели, мы в качестве предположительного результата или цели разрабатываемой нами концепции воспитания толерантности студентов выдвигаем толерантность студентов. Однако в нашей работе речь идет о ценности толерантности и о ценностях, образующих ее содержания. Ценности же не могут быть результатом, а следовательно, и целью концепции потому, что они есть осознанные смыслы жизни.
Понимание М.Б.Туровским того, что цель задается в универсальных определениях, дает нам основание утверждать, что целью разрабатываемой нами концепции является воспитание толерантности. Однако возникает вопрос о результате. Результатом воспитания толерантности студентов в аксиологическом его (воспитание) пространстве должен стать иерархически выстроенный ценностный ряд толерантности, в котором зафиксированы отношения фундирования высших ценностей низшими ценностями. Такой результат вписывается, с нашей точки зрения, в цель разрабатываемой концепции воспитания толерантности. Результатом воспитания толерантности студентов как их приобщения к образующим содержания толерантности ценностям должен стать ценностный ряд ценностей, фундирующих сложную ценность толерантности как благо.
Понимание цели концепции воспитания толерантности студентов и ее результата вписывается в положения М.С.Кагана о том, что цель «характеризует процесс деятельности (деятельности воспитания. - Ю.Л.) формально, технологически, а «ценность» содержательно, смы-слово»12. Цель концепции конкретна и содержит в себе предполагаемый результат: иерархически выстроенный ценностный ряд толерантности.
Итак, в разрабатываемой нами концепции воспитания толерантности студентов содержится «целевой блок», в котором, как подчеркивает И.Л.Зеленкова, центральное место принадлежит «регулятивной идее», фиксирующей смысл морали в его, так сказать, предельном выражении. Этот смысл, вероятно, заключается
в том, что мораль призвана способствовать стабилизации человеческого сообщества и утверждению самоценности человека»13. Данная «регулятивная идея» нуждается в конкретизации. Суть такой конкретизации заключается в том, что «регулятивная идея» должна вписываться в теоретические представления о толерантности, как благе, которое есть добро, находящее свою определенность в нравственной сущности студента, проявляемое в проникновенной сопричастности ценностных миров различных людей.
«Регулятивной идеей» разрабатываемой нами в контексте уровней методологии практико-ориентированной концепции воспитания толерантности студентов и всей экспериментальной работы является «проникновенная сопричастность человечности ценностных миров различных людей». Прежде чем обосновать практико-ориентированную концепцию воспитания толерантности студентов, выявим сущность проникновенной сопричастности человечности ценностных миров различных людей.
Методологической основой выявления сущности проникновенной сопричастности человечности ценностных миров различных людей является положение А.И.Титаренко о проникновенной сопричастности человечности как общей «родовой сущности» друг друга, сопричастности, где сливается социально-общее и индивидуально-личностное гуманное начало жизни14. Такое понимание ученым проникновенной сопричастности человечности вписывается, во-первых, в теоретические представления о ценности толерантности как благе, фундируемой другими ценностями, иерархия которых, устанавливая «порядок сердца», заключена в «телеологии более высокого». Во-вторых, в обоснованную нами сущность аксиологического пространства воспитания студентов.
Сущность блага заключается в исключительном отношении ценностной интенции акта к аксиологически иерархизированным содержаниям вообще; что в благе снимается содержательная ценностная индифферентность целенаправленной деятельности, достигается однозначное направление и ценностная определен-ность15. Такое понимание Н.Гартманом сущности блага дает нам основание утверждать, что проникновенная сопричастность человечности ценностных миров преподавателя вуза, студента, проникающая в аксиологически иерархизи-рованное содержание их отношений друг с другом, с другими людьми, отбрасывающая «мо-
11 Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М.: 1997. - С. 191.
12 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997. - С. 83.
13 Зеленкова И.Л. Прикладная этика: Учебное пособие. - Минск: 2002. - С. 16.
14 Титаренко А.И. Антиидеи: опыт социально-этического анализа. - М.: 1976. - С. 159.
15 Гартман Н. Этика. - СПб.: 2002. - С. 379.
ральную тень»16 на их отношения, порождает моральный резонанс между людьми, предполагающий согласие в понимании ими ценностей, образующих ценностный ряд толерантности. В этом нам видится сущность проникновенной сопричастности человечности ценностных миров различных людей как «регулятивной идеи» разрабатываемой нами концепции воспитания толерантности студентов.
Выше было отмечено, что понимание А.И.Титаренко проникновенной сопричастности человечности как общей «родовой сущности» друг друга, сопричастности, где сливаются социально-общее и индивидуально-личностное гуманное начала жизни, вписывается в обоснованную нами сущность аксиологического пространства воспитания студентов. Сделаем в этой связи необходимые пояснения.
Специфика ценностных отношений, образующих содержания ценностно-ориентационной деятельности, заключается в том, что в таких отношениях ценностные миры различных субъектов являются «открытыми» друг другу. В точке соприкосновения этих «открытых» миров происходит узнавание другого человека как своего-другого, «кристаллизация»17 ценностей,
фундирующих ценность толерантности, встреча ценностных устремленностей людей на пути к жизни сообща.
Итак, сущность проникновенной сопричастности человечности ценностных миров различных людей как «регулятивной идеи» разрабатываемой нами концепции воспитания толерантности студентов заключается в том, что образуемое фундирующими толерантность ценностями аксиологически иерархизированное содержание отношений студентов друг с другом, с другими людьми, отбрасывая «моральную тень» на данные отношения, порождает моральный резонанс, благодаря которому находящиеся в «пространстве подлинности» ценности восстанавливают связь времен, деяний, социально-общее и индивидуально-личностное сливаются в потоке времени, а преходящее, временное становится принимающим экзистенциальное значение, непреходящим в бытии людей, в котором кристаллизуются ценности, фундирующие ценность толерантности.
16 Титаренко А.И. Антиидеи: опыт социально-этического анализа .... - С. 186.
17 Там же. - С. 139.
THE ESSENCE OF «THE REGULATING IDEA» IN THE EDUCATION OF THE STUDENTS' TOLERANCE
© 2012 Y.V.Lopukhova
Samara State University of Architecture and Civil Engineering
This article reveals the essence «the sincere participation of the humaneness of the value worlds of different people», which is «the regulating idea» of the conception; substantiates the purpose and the forecasted result of the conception of the education of the students' tolerance. Key words: the conception, tolerance, education, the idea, a student.
Yuliya Viktorovna Lopukhova, Candidate of Pedagogical Sciences, the assistant professor of faculty of linguistics, the intercultural communications and welfare service. E-mail: j. v. lopukhova&mail. ru