Научная статья на тему 'Повышение педагогической квалификации преподавателей вуза как компонент модели воспитания толерантности студента'

Повышение педагогической квалификации преподавателей вуза как компонент модели воспитания толерантности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР / СИТУАЦИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПРИНЦИП ФУНДИРОВАНИЯ "СНИЗУ" / MODEL OF TOLERANCE EDUCATION / MORAL CHOICES / THE SITUATION OF TOLERANCE / THE PRINCIPLE OF FOUNDATION "FROM BELOW"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопухова Юлия Викторовна

В данной статье обосновывается необходимости включения в структуру модели воспитания толерантности студентов такого ее компонента, как повышение педагогической квалификации преподавателей вуза. Сквозной идеей ППК является овладение преподавателем знанием о том, как обучать студентов осуществлению морального выбора в логике его фаз, как использовать методы воспитания толерантности студентов в процессе обучения, во внеаудиторной воспитательной работе и в период производственной практики, как конструировать и реализовывать содержание процесса приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL TEACHERS AS A COMPONENT OF THE MODEL OF EDUCATION OF STUDENTS’ TOLERANCE

This article explains the need to include training and professional development of high school teachers as а component of the model of education of students' tolerance. The main idea of teachers’ coursers is to give them the knowledge how to teach students the implementation of moral choice in the logic of its phases, how to use the methods of education of students’ tolerance in the learning process, in extracurricular educational activities, during the production practice, how to design and implement the content of the process of familiarizing students to values, forming a series of values of tolerance, etc.

Текст научной работы на тему «Повышение педагогической квалификации преподавателей вуза как компонент модели воспитания толерантности студента»

УДК 378

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТА

© 2015 Ю.В.Лопухова

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 31.07.2015

В данной статье обосновывается необходимости включения в структуру модели воспитания толерантности студентов такого ее компонента, как повышение педагогической квалификации преподавателей вуза. Сквозной идеей ППК является овладение преподавателем знанием о том, как обучать студентов осуществлению морального выбора в логике его фаз, как использовать методы воспитания толерантности студентов в процессе обучения, во внеаудиторной воспитательной работе и в период производственной практики, как конструировать и реализовывать содержание процесса приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности и т.д.

Ключевые слова: модель воспитания толерантности, моральный выбор, ситуация толерантности, принцип фундирования «снизу».

Воспитание толерантности студента есть педагогическая задача, решение которой требует разработки и реализации модели воспитания толерантности студентов. Нами была разработана модель воспитания толерантности студентов, которая включает: 1. Цель - воспитание толерантности студентов. 2. Задачи: а) развитие способности студентов к поиску, оценке и выбору ценностей, образующих ценностный ряд толерантности, направляющих (поиск, оценка, выбор) проецирование студентами желательных по критерию ценности толерантности отношений между ними и людьми в ситуации толерантности; б) развитие способности студентов к морально-этической рефлексии, пронизывающей поиск, оценку, выбор и проекцию. 3. Содержание «сложной» ценности «толерантность». 4. Аксиолого-педагогический подход к воспитанию толерантности студентов и принципы его реализации. 5. Направления работы по воспитанию толерантности студентов: а) повышение педагогической квалификации преподавателей вуза; б) деятельность преподавателя вуза по воспитанию толерантности студентов. 6. Содержание процесса приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности. 7. Направления деятельности преподавателя вуза по воспитанию толерантности студентов: а) этическое образование студентов; б) создание аксиологического пространства воспитания толерантности студентов; в) организация ценностно-ориен-тационной деятельности студентов, - реализуе-

Лопухова Юлия Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации. E-mail: j. v. lopukhova@mail. ru

мые с помощью адекватных каждому направлению методов в различных организационных формах обучения, воспитания. 8. Контекстный, проблемно-методологический, личностно ориентированный, текстуально-диалогический, задачный и имитационно-игровой подходы к реализации содержания процесса приобщения студентов к ценностям, образующим содержание ценности «толерантность». 9. Педагогические условия. 10. Прогнозируемый результат: иерархически выстроенный ценностный ряд толерантности, в котором зафиксированы отношения фундирования высших ценностей низшими ценностями, выстроенными адекватно своей высоте.

Сделаем пояснения, служащие доказательством необходимости включения в структуру модели воспитания толерантности студентов такого ее компонента, как повышение педагогической квалификации преподавателей вуза. Анализ полученного эмпирического знания, дополненный беседами с преподавателями, показал, что, как правило, преподаватели в первую очередь ориентированы на повышения качества образования. Подтверждение сказанному мы находим в планах работы кафедр, контент-анализ которых показал, что основное внимание педагогических коллективов сосредоточено на качестве обучения студентов. Задачи воспитания студентов, естественно, ставятся и решаются. Это задачи гражданского, патриотического, и духовно-нравственного воспитания студентов. Задача воспитания толерантности студентов в «чистом» не ставится. Данная задача, как показали беседы с преподавателями, «вкрапливается» в контекст гражданского, духовно-нравственного воспитания студентов. Решение задачи

воспитания толерантности студентов возможно, и она решается в определенной мере, в рамках таких проводимых кураторами групп бесед со студентами, как «Гражданская идентичность», «Этикет и культура поведения» и др.; таких мероприятий, проводимых на уровне университета, как «Кто строит гражданское общество?», «Какое наследство мы оставим потомкам?» и др.; в процессе встреч с участниками Великой Отечественной войны с последующим посещением бункера Сталина; участия студентов в праздничных мероприятиях и т.д.

Преподаватели лишь эпизодически осуществляют этическое образование студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, интуитивно создают аксиологическое пространство воспитания студентов через их включение в ценностные отношения, являющиеся формой воспитания.

С помощью метода понятийного словаря мы выявили представления преподавателей о толерантности. Им было предложено ответить на вопросы: «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятия "толерантность"?», «Какие значения толерантности Вы знаете (понятие, идеал и т.д.)?», «Какие ценности образуют содержание "сложной" ценности толерантности?»

Исследованием установлено, что преподаватели имеют достаточно четкое представление о толерантности, но среди ценностей, образующих ценностный ряд толерантности, были названы лишь взаимопонимание, достоинство и милосердие. Как видим, преподаватели не включили в содержание ценности толерантности даже ценности внешнего обхождения, которые так значимы на уровне отношений между людьми. Как следствие, преподаватели вуза затруднились ответить на вопрос о содержании процесса приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности.

Исследованием установлено, что в процессе приобщения студентов к ценностям в целом преподаватели используют такие методы, как беседа, элементы диспута, групповые дискуссии, убеждающее воздействие, демонстрация нравственных исканий людей и способов рассуждений великих людей о жизни, о жизненной философии, демонстрация контекста жизнедеятельности ученого, ситуации морального выбора, этические ситуации, прием провокационных высказываний, работа с текстом. Однако такие методы, как этический диалог, аргументация нравственных утверждений, используются главным образом преподавателями философии и культурологии. Никто из преподавателей не назвал таких методов, как «ситуация рефлексивного поведения», «этический диалог», «аргументация теоретических положений: научно-теоретическая, эмпирическая, логическая», «ин-

формация-наведение на идею», «информация-обоснование», «информация-размышление», решение студентами явных (риторические и классические проблемы) и неявных (апория) проблем, хотя преподаватели и используют данные методы.

Беседы показали, что, если преподаватели вуза используют ситуации морального выбора, то не обучают студентов осуществлению такого выбора в логике его фаз и в контексте этических парадоксов. Беседы с преподавателями, наблюдения за их деятельностью показывают, что они, включая студентов в ценностные отношения через снятие проблемности этических ситуаций, не воспроизводят такие отношения в том смысле, что в этих отношениях воспроизводятся ценности. Как следствие, не развивают способность студентов к реализации ценностного отношения на методологическом (как существуют ценности и как они регулируют отношение человека к миру) и мировоззренческом (соотношение различных систем ценностей) уровнях такого отношения.

Что касается содержания воспитания студентов, то преподаватели затруднились ответить на это вопрос. Они ведут речь о задачах, формах и методах воспитания. Установлено, что преподаватели в полной мере не осознают, что методы, которые они используют в процессе обучения студентов, являются и методами воспитания, и методами приобщения студентов к ценностям.

Мы полагаем, что педагогические целесообразное использование методов обучения делает возможным в силу того, что обучение является воспитывающим, использовать их и как методы воспитания, и как методы приобщения студентов к ценностям. Словом, мы не выходим за рамки теоретических положений педагогической науки, когда используем те или иные методы обучения с целью воспитания толерантности студентов. Исходя из этого, использованные нами методы обучения являются и методами воспитания толерантности студентов, и методами приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ее ряд. А поэтому в дальнейшем при описании экспериментальной работы мы используем данные методы, как методы воспитания толерантности студентов.

Осмысление полученного эмпирического знания показало необходимость разработки и апробации программы повышения педагогической квалификации преподавателей, участвующих в экспериментальной работе. Такой программой стала программа «Воспитание толерантности современного студента», включающая теоретический (20 часов) и практический (18 часов) разделы. Разработанная нами программа является одним из блоков осуществляемой в Самарском государственном архитектурно-строительном университете

программы повышения квалификации преподавателей вуза «Вопросы совершенствования воспитательного процесса в вузе» (104 часа). Поскольку наша программа является одним из блоков данной программы, постольку в процессе ее реализации участвуют не только те преподаватели, которые под нашим руководством принимают участие в экспериментальной работе по воспитанию толерантности студентов, но практически весь профессорско-преподавательский состав университета. Следовательно, с достаточной долей уверенности можно сказать, что наши идеи о воспитании толерантности студентов реализуются в деятельности значительного числа преподавателей университета, повышающих свою педагогическую квалификацию, в том числе и в процессе овладения содержанием программы «Воспитание толерантности современного студента».

Мы определили два основных направления работы по воспитанию толерантности студентов. Первое направление - повышение педагогической квалификации преподавателей (ППК). Второе направление - деятельность преподавателя вуза по воспитанию толерантности студентов.

Ведущей идеей ППК является идея того, что ценность толерантности, определяя морально-этическое основание согласия различных культур и людей одной культуры, является одной из самых высоких ценностей, представляющей собой благо, ориентиром, указывающим на путь движения к жизни сообща в глобализирующемся мире.

Сквозной идеей ППК является овладение преподавателем знанием о том, как обучать студентов осуществлению морального выбора в логике его фаз в контексте этических парадоксов, решению ситуаций рефлексивного поведения и т.д., осуществлению морально-этической рефлексии результатов поиска ценностей, их выбора и т.д., как реа-лизовывать контекстный, проблемно-методологический, личностно ориентированный, текстуально-диалогический, задачный, имитационно-игровой подходы, как использовать методы воспитания толерантности студентов в процессе обучения, во внеаудиторной воспитательной работе и в период производственной практики, как конструировать и реализовывать содержание процесса приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности и т.д.

С целью повышения эффективности деятельности куратора по воспитанию студентов в целом и воспитанию толерантности в особенности нами было разработано учебно-методическое пособие для кураторов «Организация воспитательной ра-

боты в современном вузе: в помощь куратору»1. В данном посибии раскрываются роль куратора в воспитании и формировании личности студента, его обязанности и права, предлагаются варианты планирования воспитательной работы в группе, примерная тематика воспитательных мероприятий, проводимых на уровне группы, курса, направления подготовки, университета, и др.

Задачи ППК преподавателей университета модифицируются в задачи воспитания студентов. Так, задача обучения преподавателей осуществлению морального выбора в логике его фаз в контексте этических парадоксов модифицируется в задачу развития способности студентов к моральному выбору в логике его фаз в контексте этических парадоксов, формальный признак которых, как отмечает Л.В.Максимов, заключается в совместной истинности и совместной ложности двух противоречащих высказываний, либо одновременной истинности и ложности одного и того же высказыва-ния2. Фазами морального выбора, согласно А.И.Титаренко, являются 1) потребности и интересы, стимулирующие моральный выбор поступков; 2) побуждения и нравственная направленность личности; 3) моральные мотивы и цели; 4) решение нравственной ситуации и формирование намерений; 5) моральное деяние (собственно поступок); 6) объективная результативность (ценность) поступка (а также вызываемые им изменения ситуации выбора), санкции: поощрение и наказание; 7) оценка поступка и личностная самооценка. В узком смысле слова, как подчеркивает ученый, моральный выбор сосредоточивается на четвертой (решение нравственной ситуации, формирование намерений), отчасти - на третьей (моральные мотивы и цели) и пятой (моральное деяние) фазах. Однако в своем богатстве моральный выбор как целостный психологический процесс охватывает все фазы3.

Задача овладения преподавателями вуза механизмами ориентации студентов в мире ценностей модифицируется в задачу организации студентами поиска ценностей, их выбора и оценки, проектирования студентами «потребного будущего» по критерию толерантности как блага, как морально-

1 Лопухова, Ю.В. Организация воспитательной работы в современном вузе: в помощь куратору: учебно-методическое пособие / Ю.В.Лопухова. - Самара: СГА-СУ, 2011. - 125 с.

2 Максимов, Л.В. Этические парадоксы / Л.В.Максимов // Этика: старые новые проблемы. - М.: Гардарики, 1999. - С. 73 - 90.

3 Титаренко, А.И. Специфика и структура морали / А.И.Титаренко // Мораль и этическая теория. - М.: Нау-

ка, 1974. - С. 7 - 49.

этического основания жизни сообща, приводящей (организация) к ситуации толерантности.

Ситуация толерантности - это не разновидность ситуации морального выбора, состоящей в том, что «субъект оказывается вынужденным определить свои предпочтения между альтернативными действиями в условиях, когда наиболее привлекательные для него альтернативы вступают в противоречие с абсолютным благом»4.

Ситуация толерантности есть результат произведенного морального выбора, результат решения этической ситуации. А потому ценности, образующие содержание ситуации толерантности, не вступают в противоречие с благом, каким является толерантность, поскольку они выстраиваются в конкретной момент отношений между студентами и другими людьми на ценностной шкале толерантности согласно их высоте. В ситуации толерантности важным становится осознание высоты ценностей, приводящее к согласию, к конструктивному решению проблем на уровне отношений между людьми, пространство которых (отношений) и есть мораль. В ситуации толерантности субъект определяет свои предпочтения в таких ценностях, которые в конкретный момент его взаимодействия с людьми, становясь базой согласия, конструктивного решения проблем, возникших на уровне отношений между людьми, приводят к взаимопониманию, взаимопринятию и т.д.

При обосновании содержания процесса приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности, в части, относящейся к опыту толерантного отношения, мы исходим из того, что это содержание и этот опыт должны найти свою определенность в содержании деятельности воспитания преподавателя (содержательный аспект деятельности), а затем быть представленными студентам на уровне учебных предметов, воспитательных мероприятий, производственной практики и на уровне ценностного материала, содержащегося в учебных предметах, воспитательных мероприятиях и в производственной практике, которое (содержание) пропускается через процесс обучения, воспитания студентов во внеаудиторное время (процессуальный аспект деятельности).

Свою определенность такое содержание и такой опыт находят в ценностно-ориентационной деятельности преподавателя, назначением которой как деятельности по созданию аксиологического пространства воспитания толерантности студентов, как было обосновано выше, является формирование ценностного отношения, в котором ценность «порождает модель» конструктивных

4 Шрейдер, Ю.А. Этика / Ю.А.Шрейдер. - М.: Текст, 1998. - 271 с.

отношений и моральный резонанс на уровне отношений между людьми.

Не менее важное, с нашей точки зрения, значение при реализации конструируемого содержания процесса приобщения студентов к ценностям имеет принцип фундирования «снизу». Данный принцип используется только при реализации ценностного материала на уровне учебных дисциплин, воспитательных мероприятий и производственной практики (третий уровень). Раскроем сущность данного принципа и приведем доказательства необходимости его применения при реализации конструируемого содержания процесса приобщения студентов к ценностям, образующим ценностный ряд толерантности.

Методологической основой раскрытия сущности данного принципа являются положения Н.Гартмана об отношении фундирования между практическими ценностями более широкой и более узкой сфер, которое (отношение) представляет собой однозначное, необратимое отношение зависимости, господствующей в направлении от более низких к более высоким ценностям. Но зависимость эта только материальная, а не аксиологическая. Низшая ценность становится материей высшей аксиологической формы5.

Такое понимание Н.Гартманом отношения фундирования как «материального фундирования снизу »6 означает, что ценности третьей группы, как образующие содержания ценности толерантности, имеют более узкую сферу своей реализации, чем ценности второй группы, а ценности второй группы - более узкую сферу своей реализации, чем ценности первой группы.

С нашей точки зрения, речь должна идти не об узкой или широкой сфере реализации или «распространения» ценностей в отношениях между людьми, но о том, что каждая нижележащая группа ценностей или конкретная ценность создает аксиологические условия для вышележащей группы ценностей или конкретной ценности из этих групп ценностей. В отношениях между людьми не может быть узкой или широкой сферы отношений. В этом нам видится сущность принципа фундирования «снизу» при реализации содержания процесса приобщения студентов к ценностям.

Так, такие ценности как сердечность, любезность, уместность, сдержанность, вежливость и др., позитивно влияющие на межличностные отношения, способствуют формированию доброжелательности, снимают нравственное напряжение в отношениях между студентами, между студентами

5 Гартман, Н. Этика / Н.Гартман. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - С.279.

6 Гартман, Н. Этика.... - С.280.

и другими людьми. Ценности внешнего обхождения или этикет важны в совместном поиске ценностей при решении этической ситуации, ситуации морального выбора. Такие ценности являются аксиологическим условием признания достоинства другого человека, доверия, являющегося в свою очередь аксиологическим условием взаимопонимания, приводящего к согласию между людьми.

Естественно, проявление сердечности, любезности, уместности, сдержанности, вежливости и т.д. может быть и притворным. Однако притворство, как бы оно не маскировалось, проявится в дальнейшем, что усугубит отношения между студентами, между людьми. Аналогичным образом интерпретируются и другие низшие ценности, фундирующие высшие ценности.

Нечестность, обманчивость поступков - все это дурные средства, приводящие к нарушению морального закона, к не соблюдению золотого правила нравственности. «Обманчивыми могут быть поступок, манера поведения, жест. В то время, как положение вещей, которое видит целью честный человек, заключается в том, чтобы другой узнал истину»7.

Реальность ценностей, а не мнимость или видимость их реализации, позволяя преодолевать пороки, указывая, как поступать наилучшим образом или добродетельно в ситуации морального выбора и т.д., делает возможной ситуацию толерантности.

Сущность принципа фундирования «снизу» при реализации содержания процесса приобщения студентов к ценностям на уровне ценностного материала учебных предметов, воспитательных мероприятий и производственной практики заключается в том, что он ориентирует преподавателя вуза на создание, воспроизведение и последующее включение студентов при реализации ценностного материала в такие ценностные отношения, в которых на «полюсе» ценности низшая ценность является аксиологическим условием высшей ценности, а на «полюсе» оценки высшая ценность является критериальной для низшей ценности.

Реализация данного принципа заключает в себе возможность организации «движения» морального знания студентов «снизу вверх» и «сверху вниз» по уровням морально-этической рефлексии, являющейся механизмом морального выбора, решения этической ситуации.

Содержание процесса приобщения студентов к ценностям реализуется в рамках направлений деятельности преподавателя с помощью разнообразных методов в различных организационных формах обучения, воспитания.

7 Гартман, Н. Этика.... - С.433.

Такими направлениями являются: а) этическое образование студентов. Цель: формирование морального знания о понятиях «благо», «справедливость», «милосердие» и т.д., определяющих строй морального мышления студентов. Методы: беседа, диспут; этический диалог, пробуждающий интерес студентов к этике, развивающий у них потребность в моральном осмыслении своих отношений с другими людьми, способствующий освоению студентами понятий морали; убеждающее воздействие; аргументация нравственных утверждений: научно-теоретическая, эмпирическая, логическая; «информация-наведение на идею», «информация-обоснование», «информация-размышление»; прием провокационных высказываний; работа с текстом; групповые дискуссии; б) создание аксиологического пространства воспитания. Цель: формирование пространства подлинности существования ценностей, образующих ценностный ряд толерантности. Методы: демонстрация нравственных исканий людей и способов рассуждений великих людей о жизни, о жизненной философии; демонстрация контекста жизнедеятельности ученого, в котором (контексте) заключены ценности, определяющие содержание ценностного модуса его личности (потребности, интересы, намерения, оценки, мотивы и цели); информирование студентов о ценностях и о понятиях морали, которые предъявляются преподавателем на проблемных лекциях, лекциях с комментариями, лекциях-беседах, лек-циях-вдвоем, на семинарских занятиях, во внеаудиторной воспитательной работе в различных ее формах (конференция, диспут, круглый стол и др.); метод положительного примера; в) организация ценностно-ориентационной деятельности студентов. Цель: формирование ценностного отношения студентов, в котором сливаются воедино ценности, порождающие модель конструктивных отношений и моральный резонанс на уровне отношений между людьми, и оценки, выявляющие ценностные миры оценивающего и оцениваемого субъектов; находит свою определенность пространство подлинности существования ценностей, входящих в ценностный ряд толерантности. Методы: ситуация морального выбора, решение которой осуществляется студентами в логике последовательности фаз морального выбора в контексте этических парадоксов; решение этических ситуаций; решение студентами явных (риторические проблемы) и неявных (апория) проблем, обеспечивающее расширение категориальных рамок морального мышления студентов; ситуации рефлексивного поведения.

Следует отметить, что повышение педагогической квалификации преподавателей вуза и деятельность преподавателя по воспитанию толерантности студентов как два направления допол-

няют друг друга, то есть находятся в отношениях дополнительности. Они комплементарны. В нашей работе речь идет о комплементарном отношении между данными направлениями как «специфически аксиологическом»8, как об аксиологически наслоенном отношении. В процессе ППК преподаватель приходит к осознанию того, что «для оказания доверия должен иметься достойный его человек, и наоборот»9, что позволяет ему в процессе деятельности воспитания создавать условия для принятия студентами другого человека как своего-другого.

Чтобы ситуация толерантности состоялась, необходимо, чтобы студент вызывал встречную активность другого таким образом, чтобы этот другой человек оказывал ему доверие, был справедливым, милосердным и т.д. Все это является важным педагогическим условием возникновения морального резонанса между студентами, людьми, порождающего проникновенную сопричастность к человечности ценностных миров различных людей.

Следует также отметить, что такое наслоение одного направления работы на другое направление работы по воспитанию толерантности есть двунаправленное наслоение, а не однонаправленное. Суть двунаправленного наслоения данных направлений работы заключается в модификации задач ППК в задачи деятельности преподавателя по воспитанию толерантности студентов, о чем речь шла выше. Другими словами, повышение педагогической квалификации преподавателей не является самоцелью. Оно ориентировано на то, чтобы преподаватель вуза становился способным воспитывать толерантность студентов, в том числе и через предъявление студентам образа толерант-

ного человека, каким является образ самого преподавателя (метод положительного примера), через воспроизведение посредством ценностно-ориентационной деятельности ценностных отношений (принципы ценностных отношений и ценностной ориентации). В процессе воспитания преподаватель адресует студентам свою субъектность, которая, как подчеркивает В.В.Сильвестров, «состоит в принципе воспроизводимого им ученичества: учитель передает свое ученичество другим -это всеобщность его деятельности, понятийно воспроизводимая в форме противоречия. Но это ученичество (или субъектность) учителя реализовано в виде особенного знания - той особенной объект-ности, которая составляет его предмет»10.

Толерантность преподавателя порождает толерантность студента. Цель, которую достигает преподаватель, определяет его субъектность, а средством реализации этой субъектности становится его объектность, ценностно осмысливаемая студентами с позиции ценностей, образующих ценностный ряд толерантности. Однако и студент предъявляет преподавателю свою субъектность. С этих позиций воспитание толерантности студентов есть «научение субъектности»11, приводящее к взаимопринятию, согласию и т.д. (принцип перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого»).

8 Гартман, Н. Этика.... - С.533.

9 Гартман, Н. Этика.. - С.522.

10 Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. - М.: Гар-дарики, 2006. - С. 396 - 397.

11 Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук...- С. 405.

TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL TEACHERS AS A COMPONENT OF THE MODEL OF EDUCATION OF STUDENTS' TOLERANCE

© 2015 Y.V.Lopukhova Samara State University of Architecture and Civil Engineering

This article explains the need to include training and professional development of high school teachers as a component of the model of education of students' tolerance. The main idea of teachers' coursers is to give them the knowledge how to teach students the implementation of moral choice in the logic of its phases, how to use the methods of education of students' tolerance in the learning process, in extracurricular educational activities, during the production practice, how to design and implement the content of the process of familiarizing students to values, forming a series of values of tolerance, etc.

Key words: model of tolerance education, moral choices, the situation of tolerance, the principle of foundation "from below".

Yulia Victorovna Lopukhova, Doctor of pedagogy, Professor of Department of linguistics and intercultural communication. E-mail: ^ j.v.lopukhova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.