новые исследования молодых ученых
Пелюшенко В.А.
представления студентов о безопасности жизнедеятельности как элемент их профессиональной подготовки
Представления о безопасности жизнедеятельности являются одной из значимых составляющих психологического мира человека. В психологии они представлены соответствующей категорией, которая в ряде последних десятилетий подверглась существенной разработке в разных аспектах и контекстах (днепров с.А., Головкина А.А., Жуйков А.А., зотова О.ю., котова И.Б., Недбаева с.В., Лозовая Г.В. и др.). Это позволило собрать значительный исследовательский материал, который может быть базисным для последующих изысканий [7, 8, 11].
Основой для их изучения является категория представлений, которая является результатом отображения на психику разнообразного круга явлений и событий, происходящих в пространстве жизненной реальности человека. При этом данный результат всегда преломляется через некоторые субъектные образования, т.е. через уже имеющиеся у него разнообразные представления, ценностно-смысловые структуры, через потребностную и эмоциональную сферу и т.д. Психологические представления обладают некоторым межсубъектным сходством. Они характеризуются уникальностью, обусловленной действием на психику субъекта этнокультурных, историко-политических, финансово-экономических, социально-психологических, соматических и других факторов.
В представлениях о безопасности жизнедеятельности суммированы разнообразные взгляды субъекта относительно условий поддержания, восстановления и нарушения значимых аспектов безопасности, которые возникают в различных жизненных условиях и событийных обстоятельствах [6, 12].
Представления о безопасности жизнедеятельности изучаются на уровне социальных и субъектных представлений. социальные представления о безопасности жизнедеятельности человека выступают составляющей общественного сознания, которые относятся к широкому кругу вопросов, связанных с проблематикой безопасности. Они формировались на протяжении достаточно
длительного исторического периода и выражали наиболее убедительные и распространенные в социуме воззрения относительно данного параметра жизнедеятельности. кроме того, они подвергались действию социальных представлений более высокого порядка. к ним могут быть отнесены социальные представления о человеке, представления о приоритетах его жизнедеятельности, о должном и дозволенном в обществе, о смысле жизни и факторах ее организации и т.п. (Ба-радакова Н.В., Богдан Е.Г., Бочарова Е.Е., Гафурова Т.Р.). В результате изменений в условиях жизни и перестройке приоритетов в социальной среде, определенные представления утрачивали свою актуальность, другие, напротив, приобретали повышенную популярность, трансформируясь в стереотипы для широких слоев населения. Это неизменно приводило к некоторым изменениям в их представлениях о безопасности жизнедеятельности. М.Н. Берулава и Г.А. Берулава характеризуют стереотипы психической активности, которые реализуются через стереотипы поведения, общения, эмоционального реагирования, двигательной активности. Они указывали, что стереотипы формируются в процессе решения практических проблем и могут носить как продуктивный, так и иррациональный характер. Отсутствие у человека рефлексии по поводу своих стереотипов не позволяет сделать свою жизнедеятельность эффективной. В выборе человеком тех или иных стереотипов психической активности определяющее значение имеет сформированный у него интегративный образ мира, который оказывает самое непосредственное влияние на актуализацию и предпочтение индивидуальных поведенческих, коммуникативных и эмоциональных стереотипов [1, 2].
к настоящему времени получены научные свидетельства о социокультурной динамике в социальных представлениях, которые касаются средств обеспечения безопасности и одновременно культуры ее достижения человеком. данные представления были соотнесены с архаическим, магическим, мифическим и рациональным (научным) периодом развития человечества и его представлений о безопасности жизнедеятельности в целом [5].
социальные представления о безопасности жизнедеятельности человека оказывают значительное влияние на оформление его субъектных представлений. Они интерпретируются нами в качестве представленного в сознании субъекта индивидуального образования, которое отражает его позицию относительно различных условий и аспектов нарушения, сохранения и восстановления безопасности своей жизнедеятельности. В свою очередь, субъектные представления оказывают влияние на становление социальных представлений о безопасности жизнедеятельности. Именно субъектные представления оказываются наиболее чувствительными к изменениям, происходящим в жизнедеятельности человека. При заинтересованности в личной безопасности, жизненно необходимо соответствие между субъектными представлениями о безопасности и идентичной характеристикой построения жизнедеятельности [3].
Подтверждаясь в индивидуальном опыте людей, субъектные представления приводят к изменениям в их социальных представлениях. Поэтому содержание субъектных представлений оказывается более динамичным, чем содер-
жание социальных представлений. социальные представления о безопасности обладают большей ригидностью, что позволяет им оказывать влияние на субъектные представления и обеспечивать ориентационную основу социализации человека. Вместе с тем, влияние социальных представлений о безопасности жизнедеятельности на соответствующие субъектные представления, характеризуется достаточной стихийностью. Вероятностный характер возникновения ситуаций, благоприятных для актуализации социальных представлений о безопасности жизнедеятельности человека, не гарантирует формирование у субъекта системы представлений о рассматриваемом аспекте жизнедеятельности человека.
студенческий период рассматривается нами в качестве критического возраста для становления субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности. данная позиция основывается на том, что в этот период жизни происходит переход от доминирующего влияния социальных представлений к субъектным представлениям о безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено влиянием на них собственного опыта молодых людей и опыта, полученного ими в ходе целенаправленно организованной профессиональной подготовки. Это значит, что формирование субъектных представлений студентов приобретает направленность, обусловленную получаемой в вузе профессионализацией.
Формирование у студентов вуза субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности человека характеризуется рядом особенностей. Прежде всего, данные представления приобретают профессиональную окраску. для студентов профессиональная деятельность постепенно становится ведущим видом деятельности и сохраняет этот статус на протяжении значительного периода жизни, определяя его интересы, потребности, устремления и т.д. субъектные представления о безопасности жизнедеятельности могут быть подразделены на несколько групп, которые различаются по степени профессиональной окрашенности. самостоятельную группу образуют субъектные представления, обозначаемые нами как «Общие представления о безопасности жизнедеятельности». данная группа объединяет субъектные представления, которые связаны с соблюдением интересов безопасности, с ее параметрами, показателями, уровнями, с факторами нарушения, сохранения, поддержания, восстановления в разных сферах поведенческой активности. Такого рода представления формируются у студентов в довузовский период жизни под воздействием различных социальных агентов (семьи, школы, внешкольных организаций, средств массовой коммуникации и т.д.) и на основе опыта собственной деятельности. Представления рассматриваемой группы наиболее подвержены социальным представлениям о безопасности жизнедеятельности. Это связано с тем, что в школьный период жизни человека работа по формированию у него представлений о безопасности жизнедеятельности ведется, по преимуществу, не целенонаправленно, за исключением школьного курса ОБЖ. Несмотря на то, что общие представления о безопасности формируются, в основном, без учета особенностей будущего профессионального выбора молодого человека, они могут содержать элементы базовых представлений об особенностях обеспечения безопасности в профессиональной
сфере как одном из векторов деятельностной активности человека.
В качестве отдельной группы представлений о безопасности жизнедеятельности может быть выделена группа, обозначаемая нами как «широкие профессиональные представления о безопасности жизнедеятельности». В данную группу включаются представления о безопасности в трудовой деятельности в целом. Такие представления вырабатываются у студентов на предметах общекультурного блока подготовки. субъектные представления рассматриваемой группы составляют индивидуальные ориентиры построения соответствующей практики при выполнении трудовой деятельности.
Отдельную группу представлений студентов о безопасности жизнедеятельности составляют «специализированные профессиональные представления о безопасности жизнедеятельности». В данную группу включаются субъектные представления студентов об особенностях обеспечения безопасности в рамках профессиональной деятельности, которая соответствует выбранному ими профилю подготовки в вузе. Представления этой группы формируются в ходе изучения дисциплин основного цикла профессионального обучения. Они ориентируют молодого человека на соблюдение определенных требований в период прохождения практики на производстве и в послевузовский период профессиональной деятельности.
В качестве самостоятельной группы представлений могут быть выделены представления, обозначаемые как «узкоспециализированные профессиональные представления о безопасности жизнедеятельности». В состав этой группы включаются представления об особенностях обеспечения безопасности при выполнении конкретных профессиональных действий или на конкретном рабочем месте, соответствующем по профилю профессиональной подготовки. данная группа субъектных представлений вырабатывается у будущих специалистов в ходе изучения дисциплин специализации, близко связанных с будущей профессиональной деятельностью. Они формируются при прохождении различных видов учебных практик, которые заложены в учебном плане по получаемой специальности. данная группа представлений в наибольшей степени опирается на знание студентами особенностей будущего рабочего места и требования, которые предъявляются к нему с точки зрения соблюдения норм безопасности. Обозначенные группы субъектных представлений, как нам видится, не формируются одномоментно. Предполагаем, что формирование рассмотренных групп представлений о безопасности жизнедеятельности происходит на протяжении всего периода обучения молодого человека в вузе. Представления о безопасности жизнедеятельности человека структурно представлены несколькими взаимосвязанными составляющими [9, 10, 11]. Исходя из широко распространенных подходов, они могут быть обозначены как когнитивная, ценностно-смысловая, эмотивная и конативная группы предметных представлений (рис. 1).
Рис. 1. структурная организация субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности
когнитивная составляющая субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности имеет знаниевую основу. Она содержит усвоенную студентами вуза информацию относительно того, что можно понимать под опасностью и безопасностью в разных сферах жизнедеятельности, каковы их признаки и параметры, определяющие факторы и условия их нарушения, сохранения, восстановления и развития. данная информация не изоморфна научной информации по обозначенному кругу вопросов и характеризуется рядом признаков. среди них обозначим предметность, избирательность, иерархизированность и динамичность содержания когнитивной составляющей субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности. Предметность содержания когнитивной составляющей субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности определяет неразрывную связь содержания данной группы представлений с аспектами жизни студентов, значимыми с точки зрения интересов обеспечения их безопасности в вузовский и послевузовский периоды. когнитивная составляющая субъектных представлений содержит сведения, напрямую связанные с вопросами безопасности, и в меньшей степени сведения, имеющие более или менее опосредованную или косвенную связь с ними. критерием вхождения не-
которой информации в когнитивную составляющую рассматриваемой группы субъектных представлений является ее способность изменять собой ясность понимания ситуации, тем или иным образом связанной с угрозами безопасности.
Избирательность содержания когнитивной составляющей субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности характеризует выборочный характер попадания информации о безопасности в данную группу. данная особенность когнитивного компонента обеспечивает уникальность рассматриваемых представлений у конкретных студентов. Выборочность информации, образующей индивидуальное своеобразие субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности человека, основана на индивидуальных и типологических особенностях своих носителей. В состав субъектных факторов, определяющих избирательность представлений о безопасности жизнедеятельности, входят индивидуальные особенности познавательной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой сферы человека [4]. Даная избирательность может зависеть от возрастных и гендерных особенностей субъектов, имеющегося у них опыта в сфере безопасности, социокультурных факторов средового окружения и т.д. Влияние типологических особенностей человека на выбор им информации о безопасности жизнедеятельности способствует образованию в составе его представлений инвариантных элементов, возникновение которых обусловлено идентичностью типологических особенностей представителей идентичных психотипов.
Иерархия субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности может определяться различными факторами. Как представляется, значимым для повышения уровня иерархии субъектных представлений может оказаться персональный опыт студентов в сфере самообеспечения безопасности. данный уровень зависит от полноты включений представлений о безопасности в систему остальных субъектных представлений человека о разных аспектах жизнедеятельности.
Динамичность содержания когнитивной составляющей субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности определяет относительную легкость их изменения. В качестве субъективных факторов смены содержания или иерархической структуры представлений может выступать широкий круг событий в жизни студента. Например, к изменениям в когнитивной составляющей субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности может привести появление у него нового опыта обеспечения безопасности в некоторой сфере жизнедеятельности или значимого изменения в его потребностной или ценностной сфере.
В целом, предметность, избирательность, иерархизированность и динамичность содержания когнитивной составляющей субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности позволяет адекватно отражать на субъектном уровне средово-ситуационные особенности окружения, значимые для безопасности студента вуза.
когнитивная составляющая субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности человека по своему предметному содержанию может характеризоваться с точки зрения полноты и адекватности наполнения (Неуймина И.В.). Полнота содержания когнитивной составляющей рассматриваемых представлений студентов зависит от широты его актуальной информированности о разных аспектах безопасности жизнедеятельности. Адекватность содержания их когнитивной составляющей определяется степенью приближения данного содержания к реальным особенностям обеспечения безопасности жизнедеятельности студента. данные характеристики когнитивной составляющей субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности человека определяются качеством источника соответствующей информации и способностью самого субъекта к ее усвоению.
Ценностно-смысловая составляющая субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности студента вуза представлена оценками и смысловыми конструктами, отражающими значимость для него тех или иных аспектов и всей практики самообеспечения безопасности жизнедеятельности. данная составляющая субъектных представлений оформлена в виде субъективно ранжированной системы ценностного отношения студента к себе как субъекту безопасности, к другим субъектам безопасности, к источникам и ресурсам безопасности, к стратегиям и стилям обеспечения безопасности, к разным сферам безопасности и т.д.
Ценностно-смысловая составляющая рассматриваемых субъектных представлений формируется под влиянием некоторых субъективных и объективных факторов, значимых для молодого человека на период вузовского обучения. В состав субъективных факторов, определяющих для студента приоритетность тех или иных компонентов рассматриваемой составляющей представлений о безопасности, могут войти ценности здоровья, хорошего настроения, благополучия, психического комфорта, достижений успеха, компенсаторные потребности, потребности в признании, в развитии и самореализации и т.д. На формирование ценностного отношения к разным аспектам безопасности также оказывают непосредственное влияние представления студента о безопасности жизнедеятельности человека, полученные им на конкретный момент, и смысловое наполнение содержания и атрибутов безопасности, сложившиеся у него под влиянием некоторого собственного опыта в сфере безопасности жизнедеятельности. В качестве объективных факторов, влияющих на ценностно-смысловую составляющую субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности, могут выступить семейное влияние (позиция по соответствующему вопросу родителей, братьев и сестер, других родственников), влияние школы и сверстников, вузовского обучения и социального окружения, сложившегося вокруг него. Испытывая влияние комплекса субъективных и объективных факторов, субъектные ценности безопасности жизнедеятельности, в свою очередь, оказывают влияние на эмоциональное самочувствие студента. В зависимости от складывающейся
у него оценки значимых на некоторый момент аспектов безопасности он может переживать плохое или хорошее настроение, эмоциональный подъем или упадок, тревогу или удовлетворение, фрустрацию или стресс. кроме того, ценностное отношение к безопасности жизнедеятельности может формировать тот или иной уровень субъектной готовности к осуществлению некоторой активности в интересах безопасности в соответствующей сфере жизнедеятельности [7].
Таким образом, ценностно-смысловая составляющая органично входит в состав составляющих субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности человека, находясь с ними в неразрывной и взаимообусловленной связи. Эмотивная составляющая субъектных представлений о безопасности представлена некоторыми эмоциями, отражающими отношение студента к значимым для него аспектам реальности. Это отношение может быть положительным или отрицательным, рождая некоторый комплекс эмоциональных состояний, включая простые эмоции, фрустрацию, аффективные или настроенческие тенденции. Оно может быть также мобилизующим или нейтрализующим активность субъекта в соответствующей сфере поведенческой активности. Эмотивная составляющая субъектных представлений, по сути, управляет некоторой программой действий молодого человека по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности, так как в ней зафиксирована оценка качества такой программы. с учетом того, что в разных сферах жизнедеятельности возможности человека в обеспечении своей безопасности не совпадают, эмотивная составляющая субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности может характеризоваться определенной неоднородностью. Так, с достаточной очевидностью может не совпадать эмоциональное отношение студента к разным группам имеющихся у него реальных или виртуальных психических ресурсов безопасности. То или иное отношение может основываться на сформировавшихся у него представлениях о них, о заложенном в нем потенциале, о способах их активизации, о вариантах использования и т.д. На него может влиять также субъектная оценка эффективности рассматриваемых ресурсов обеспечения безопасности, образовавшаяся у субъекта под влиянием каких-либо внешних или внутренних факторов. При этом субъектная восприимчивость к действию этих факторов может значительно варьировать, определяясь различными средовыми и индивидуальными особенностями, а также их комбинациями. В свою очередь, эмоциональное отношение может стимулировать или блокировать психологическую готовность субъекта к использованию соответствующих психических ресурсов в практике обеспечения безопасности в некоторой сфере своей жизнедеятельности. Подобным образом осуществляется внутренняя взаимосвязь эмотивной составляющей с остальными составляющими субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности человека.
Конативная составляющая субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности человека студента вуза представлена его психологической готовностью к построению практики обеспечения (сохранения, развития, восстанов-
ления) безопасности в некоторой сфере жизнедеятельности. При этом понятие «готовность к обеспечению безопасности» включает в себя широкую субъектную нацеленность на удовлетворение индивидуальной потребности в безопасности в соответствующей сфере, а также предрасположенность к деятельнос-тному включению в ситуации, требующие некоторой активности в интересах безопасности своей жизнедеятельности (Кленова М.А., Лаврентьева М.Ю).
Широкая субъектная нацеленность на удовлетворение индивидуальной потребности в безопасности предполагает наличие у субъекта некоторых специализированных новообразований, связанных с профилактическими, текущими и экстремальными действиями. Ядро подобных новообразований составляет стремление осуществлять ежедневный мониторинг и контроль состояния текущей безопасности, что позволяет поддерживать или сохранять его уровень жизнедеятельности. В состав рассматриваемых новообразований должно войти также сформированное у субъекта стремление осуществлять действия, необходимые для профилактики возникновения реальных опасностей в некоторой сфере жизнедеятельности. Необходимым новообразованием субъектной нацеленности на удовлетворение индивидуальной потребности в безопасности рассматривается также стремление субъекта реализовать активные действия по восстановлению безопасности жизнедеятельности в случае ее некоторого снижения или активного падения (Панкратова И.А.).
конативная составляющая находится в тесной связи с остальными составляющими субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности человека студента вуза (Петренко В.Ф.). Ее оформление определяется сложившимися у студента вуза представлениями, ценностными ориентирами и эмоциональным отношением к различным аспектам безопасности. В свою очередь, конативная составляющая рассматриваемой группы представлений активно определяет субъектный интерес к сфере безопасности, влияет на смысловое и ценностное осмысление ее аспектов, на эмоциональное отношение к различным объективным и субъективным проявлениям безопасности.
Таким образом, субъектные представления студентов вуза о безопасности жизнедеятельности имеют сложную организацию, включающую систему взаимосвязанных друг с другом когнитивных, ценностно-смысловых, эмотивных и конативных составляющих. Каждая составляющая субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности обладает своими особенностями, определяющими их уникальную роль в построении студентами практики ее обеспечения.
Подводя итоги проведенного теоретического анализа, можно сделать вывод, что субъектные представления о безопасности жизнедеятельности человека обладают отличительными особенностями, позволяющими рассматривать их в качестве элемента профессиональной подготовки студентов вуза. Поступление в вуз выступает событием, оказывающим неоднозначное влияние на эффективность построения практики ее обеспечения, значимой для формирования соответствующих представлений. данное событие может способствовать как сниже-
нию, так и повышению уровня безопасности жизнедеятельности студентов.
литература
1. Берулава Г. А. Стиль индивидуальности. Теория и практика. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001.- 290 с.
2. Берулава М.Н. Содержание и структура стереотипов психической активности личности.- М.: Изд-во « Гуманитарная наука», 2011. - 164 с.
3. Гуцыкова С.В. Специфика представлений об опасностях профессии лиц с разной оценкой параметров безопасности социально-психологического пространства деятельности // European social science journal. 2014. №9-1. С. 273-283.
4. Кора Н.А., Стародубец О.Д. Представления студентов об успешности как детерминанта развития личностной безопасности // European social science journal. 2014. №7-1. С. 109.
5. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Ставрополь, 2005. 216 с.
6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. 2013. № 1 (23). С. 59-64.
7. Лозовая Г.В. Модель формирования продуктивных представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов педагогического колледжа // Education Sciences and Psychology. 2015. №. 3 (35). С. 42-52.
8. Лызь Н.А., Куповых Ж.Г. Представления о безопасности как предмет эмпирических исследований // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8-2 (52). С. 161-166.
9. Пирмагомедова Э.А. Развитие у подростков представлений о безопасности жизнедеятельности: дис. ... канд. психол. наук / Институт образовательных технологий. Сочи, 2011.
10. Синельникова О.П. Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у старших школьников: дисс. . канд. психол. наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. Армавир, 2010.
11. Тырсикова А.Д. Представления о безопасности как основа поведения человека в незнакомых и сложных ситуациях // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 3. С. 395-398.
12. Krasnyanskaya T.M. Tylets V.G. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person // European Journal of Psychological Studies. 2015. Vol. (6), Is. 2. P. 48-57. DOI: 10.13187/ejps.2015.6.48.