Научная статья на тему 'Влияние представлений о безопасности жизнедеятельности на профессиональную подготовку студентов вуза'

Влияние представлений о безопасности жизнедеятельности на профессиональную подготовку студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ / INFLUENCE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL EDUCATION / ВУЗ / UNIVERSITY / МОДЕЛЬ / MODEL / САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / SELF-SUFFICIENCY / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY TRAITS / ВНУШАЕМОСТЬ / SUGGESTIBILITY / ПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / INVOLVEMENT / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / САМОПОНИМАНИЕ / SELF-UNDERSTANDING / NOTIONS / LIFE ACTIVITY / CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пелюшенко Виктория Анатольевна

В статье рассмотрены особенности представлений о безопасности жизнедеятельности как значимого компонента профессиональной подготовки студентов. Описана структурная модель развития представлений о безопасности жизнедеятельности студентов. Выявлено, что для безопасности личности студента значимыми являются изменения в познавательной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой и характерологических сферах личности. Установлено, что негативными для безопасности жизнедеятельности студентов являются: дезадаптация на начальном этапе вузовского обучения, несформированность системы ценностных ориентаций, подверженность манипулятивным влияниям со стороны референтных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пелюшенко Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of conception about life activity safety on professional education of the university’s students

The article considers the features of conception about life activity safety as the important component of professional students’ education. It describes the structural model of development of ideas about the safety of students. It reveals that the changes in cognitive, emotional and volitional, value-semantic and characterological spheres of personality for the safety of the student’s personality are significant. The author establishes that the negative for the safety of students’ life activities are: disadaptation at the initial stage of higher education, lack of a system of value orientations, susceptibility to manipulative influences from the part of referents.

Текст научной работы на тему «Влияние представлений о безопасности жизнедеятельности на профессиональную подготовку студентов вуза»

педагогическое образование

Пелюшенко В.А.

влияние представлений о безопасности жизнедеятельности на профессиональную подготовку студентов вуза

студенческий период может быть определен как критический с точки зрения формирования развитой системы субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности. Значимым фактором для этого является переход от доминирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности человека к доминированию собственного опыта молодых людей и опыта, полученного ими в ходе целенаправленно организованной профессиональной подготовки. Установление особенностей представлений о безопасности жизнедеятельности в качестве значимого компонента профессиональной подготовки студентов вуза выступило целью заключительного этапа нашего исследования. мы предположили, что развитие представлений о безопасности жизнедеятельности способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов, если выполняются следующие условия: формирующая работа осуществляется со всеми составляющими данных представлений (когнитивной, ценностно-смысловой, эмотивной и конативной); особое внимание уделяется расширению интерналь-ной позиции студентов в отношении безопасности; осуществляется стимулирование активности студентов в сфере самообеспечения безопасности; влияние на представления поддерживается воздействием на связанные с ними свойства личности студентов (внушаемостью, подконтрольностью действий, вовлеченностью в жизнь, ценностной ориентацией на самоактуализацию и самопонимание). с целью проверки этой гипотезы был организован и проведен формирующий эксперимент. достижение поставленной цели предполагало решение следующих методических и эмпирических задач: разработать модель развития представлений студентов о безопасности жизнедеятельности как элемента их профессиональной подготовки; построить программу развития представлений студентов о безопасности жизнедеятельности; разработать рекомендации по развитию представлений студентов о безопасности жизнедеятельности; апробировать программу и установить особенности ее влияния на развитие у студентов представлений о безопасности жизнедеятельности.

Построение модели развития представлений о безопасности жизнедея-

тельности в рамках повышения у студентов качества профессиональной подготовки учитывало основные позиции, выдвинутые в гипотезе. данная модель состоит из трех основных блоков: блока начальной диагностики, блока воздействий (основных и дополнительных) и блока итогового контроля (рис. 1.). Блок начальной диагностики разработанной модели имеет своей целью фиксацию у студентов начального состояния представлений о безопасности жизнедеятельности и связанных с ними свойств личности, а также качества профессиональной подготовки. Получение соответствующей информации, во-первых, создает эмпирическую базу для сравнительно-сопоставительных действий по итогам обучающего и развивающего воздействия, во-вторых, дает возможность введения элементов индивидуализации в построение такого воздействия. Изучение состояния составляющих представлений о безопасности жизнедеятельности предполагает использование авторской анкеты «Представления о безопасности в психологической подготовке студентов вуза» и деятельности экспертов по ее результатам, направленной на выведение интегрированной оценки развития данных представлений.

Блок основных воздействий

Блок дополнительных воздействий

Работа над интернальностью Развитие активности в сфере

Блок начальной диагностики

Развитие представлений

Состояние свойств личности,

Блок итогового контроля профессиональной подготовки студентов

Рис. 1. структурная модель развития представлений о безопасности жизнедеятельности в рамках повышения качества профессиональной подготовки студентов

Изучение свойств личности, связанных с представлениями о безопасности жизнедеятельности, может быть реализовано с помощью следующего пакета тестовых методик: Тест «внушаемость» с.в. Клаучека, в.в. деларю (внушаемость), «Шкала контроля за действием» Ю. Куля в модификации с.А. Шапки-на (подконтрольность действий), Опросник жизнестойкости с. мадди в адаптации д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой (вовлеченность в жизнь), диагностика самоактуализации личности А.в.Лазукина в адаптации Н.ф.Калина (ценностная ориентация на самоактуализацию), диагностика самоактуализации личности А.в.Лазукина в адаптации Н.ф.Калина (самопонимание). Оценку качества профессиональной подготовки осуществляют эксперты на основе разработанных нами показателей.

Блок основных и дополнительных воздействий предложенной модели предполагает проведение обучающей программы и психологического тренинга. Обучающая программа при этом призвана обеспечить формирование представлений о психологических аспектах безопасности жизнедеятельности в единстве их составляющих (когнитивного, ценностно-смыслового, эмотивного и конатив-ного). смещение внимания на психологические аспекты безопасности связано с тем, что общие представления о ней студентами получены в ходе изучения ОБЖ, в котором знания о психологических аспектах безопасности практически отсутствуют. вместе с тем, данный аспект в наибольшей степени обеспечивает личностную готовность человека к построению продуктивной практики в сфере обеспечения и самообеспечения безопасности жизнедеятельности.

Психологический тренинг ориентирован на развитие у студентов свойств личности, связанных с представлениями о безопасности: волевого самоконтроля, вовлеченности в жизнь, ориентации на самоактуализацию, самопонимания и уверенности в себе. Обучающая программа и психологический тренинг ориентированы на выработку психологической готовности студентов к реализации активной практики обеспечения и самообеспечения безопасности.

Блок дополнительных воздействий рассматриваемой модели предназначен для усиления влияния в отношении тех составляющих представлений о безопасности жизнедеятельности, которые, согласно полученным ранее эмпирическим данным, с наибольшей для студентов вероятностью противоречат интересам построения ими практики самообеспечения безопасности. данный блок модели связан с расширением интернальной позиции студентов в отношении безопасности и стимулированием их активности в сфере ее самообеспечения. Кроме того, он дает возможность для учета особенностей обеспечения безопасности в сфере будущей профессиональной деятельности студентов. Реализация данного блока, согласно нашим подходам, наиболее целесообразна на основе индивидуальной и групповой консультативной работы со студентами. При этом целесообразность выбора консультирования основывается на том, что данный метод практической психологии в наибольшей степени обеспечивает индивидуализацию оказываемого воздействия.

Блок итогового контроля качества профессиональной подготовки имеет

своей целью отслеживание на основе использования оценок экспертов эффективности реализованного в отношении студентов воздействия. Таким образом, разработанная нами структурная модель ориентирована на создание условий для решения комплекса задач по диагностике, формированию и коррекции представлений студентов о безопасности жизнедеятельности.

На основе предложенной структурной модели была разработана авторская программа «Представления о безопасности жизнедеятельности как составляющая профессиональной подготовки студентов вуза». Программа предполагает решение следующих задач: расширение представлений о психологических аспектах безопасности жизнедеятельности; развитие качеств личности, в наибольшей степени связанных с продуктивными представлениями о безопасности жизнедеятельности (волевого самоконтроля, вовлеченности в жизнь, ориентации на самоактуализацию, самопонимания и уверенности в себе); коррекцию позиции студентов в отношении безопасности; стимулирование их активности в сфере ее самообеспечения. Алгоритм проведения программы: начальная диагностика - блок основных воздействий (обучающая программа) - психотренинг (параллельно блок дополнительных воздействий) - итоговая диагностика.

Начальная диагностика в рамках программы предполагала использование анкеты «Представления о безопасности в психологической подготовке студентов вуза» как основы для получения интегрированной экспертной оценки развития представлений и комплекса тестовых методик для изучения заявленных свойств личности. Обучающий курс «Психологические вопросы безопасности жизнедеятельности» рассчитан на 40 часов и предусматривал проведение цикла лекционных и семинарских занятий по составленной нами программе (табл. 1).

Таблица 1

Программа обучающего курса «Психологические вопросы безопасности жизнедеятельности»

№ п/п Название темы Кол-во часов

Лекции Семинары Всего

1 Общие вопросы психологии безопасности жизнедеятельности 2 2 4

2 Сенсорно-перцептивные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4

3 Эмоциональные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4

4 Мотивационно-потребностные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4

5 Ценностно-смысловые аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4

№ п/п Название темы Кол-во часов

Лекции Семинары Всего

6 Личностные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4

7 Способности как фактор обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4

8 Поведенческие аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 4 4 8

9 Темпоральный фактор обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4

Итого часов: 20 20 40

Содержание курса позволяет познакомить студентов с психологическими данными, характеризующими практику обеспечения безопасности жизнедеятельности в целом, вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности. Курс рассчитан на проведение в качестве дисциплины по выбору блока профессиональной подготовки студентов в течение 1 семестра.

Такой же универсальный характер носит и тренинг (24 часа), направленный на формирование у студентов свойств личности, связанных с представлениями о безопасности жизнедеятельности. Данный блок ориентирован на решение в рамках консультативной практики проблем коррекции позиции студентов в отношении безопасности и стимулирования их активности в сфере ее самообеспечения. В этом блоке предполагается проведение серии групповых и индивидуальных консультаций.

Групповые консультации направлены на оказание помощи студентам, сомневающимся в своих способностях эффективно реализовывать практику самообеспечения безопасности жизнедеятельности. С этой целью было организовано несколько тематических встреч (табл. 2) психолога со студентами, на добровольной основе пожелавшими посетить групповую консультацию.

Таблица 2

Тематический план групповых консультаций со студентами по проблемам безопасности жизнедеятельности

№ п/п Тема консультации Цель консультации Кол-во часов

1 Безопасность в системе онтологических ценностей человека Раскрытие безусловной ценности безопасность 2

2 Человек как субъект безопасности Убеждение в том, что безопасность является неотъемлемой характеристикой человека 2

№ п/п Тема консультации Цель консультации Кол-во часов

3 Ресурсы безопасности человека Обоснование способности каждого человека обеспечить свою безопасность 2

4 Векторы безопасности человека Информирование о психологически обоснованных путях и средствах достижения безопасности 2

5 Развитие потенциалов безопасности Обозначение возможностей самосовершенствования в сфере безопасности 2

Итого: 10

Групповые консультации проводились со следующей регулярностью -одна встреча в 2 недели в период проведения тренинговых занятий. Посещение консультаций осуществлялось на добровольной основе студентами, вошедшими в контрольную выборку.

Параллельно с групповыми консультациями осуществлялись индивидуальные консультации для студентов по вопросам субъективных трудностей в сфере самообеспечения безопасности. Данные консультации проводились нами в конкретный день недели в интервал времени, о котором были проинформированы студенты-члены экспериментальной выборки.

Блок итогового контроля качества профессиональной подготовки предполагал оценку экспертами эффективности проведенной программы на основе сопоставления начальных величин интегральной оценки в отношении развития представлений студентов о безопасности жизнедеятельности и качества их профессиональной подготовки, в целом.

для апробации программы были сформированы две группы - экспериментальная и контрольная численностью по 25 человек из студентов 3 курса, обучающихся по разным специальностям. Участие в экспериментальной группе носило добровольный характер. Участие в контрольной группе носило условный характер. При их формировании достигался баланс состава по показателям гендерной и национальной принадлежности.

Экспериментальная работа проводилась в течение 2015 - 2016 учебного года. Для контроля эффективности программы были реализованы констатирующий и контрольный замеры ряда показателей, результаты которых по завершении программы были подвергнуты сопоставительной процедуре. Обучение в вузе сопряжено с актуализацией факторов, как благоприятных, так и неблагоприятных для обеспечения безопасности жизнедеятельности молодого человека. К событиям, референтным для построения соответствующей практики, нами отнесены его отделение от родительской семьи, расширение прав и обязанностей, изменение условий организации жизнедеятельности и ведущего вида деятельности.

Для безопасности личности студента значимыми рассматриваются изменения в познавательной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой и характерологических сферах личности. Однозначно негативными для безопасности

жизнедеятельности студентов явлениями обозначены дезадаптация на начальном этапе вузовского обучения, несформированность системы ценностных ори-ентаций, подверженность манипулятивным влияниям со стороны референтных лиц.

Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов при проведении целенаправленной формирующей работы, в рамках которой:

- воздействие осуществляется на все составляющие данных представлений (когнитивной, ценностно-смысловой, эмотивной и конативной);

- повышенное внимание уделяется становлению интернальной позиции студентов в сфере безопасности;

- происходит последовательное стимулирование активности студентов по самообеспечению безопасности;

- предполагается стимулирование качеств личности, связанных с представлением о безопасности жизнедеятельности (волевого самоконтроля, вовлеченности в жизнь, ценностной ориентации на самоактуализацию, самопонимания, уверенности в себе).

Апробация авторской программы позволила подтвердить ее результативность и разработать следующие рекомендации по развитию у студентов представлений о безопасности жизнедеятельности:

- развитие данных представлений целесообразно интегрировать в процесс вузовской подготовки в качестве ее значимой составляющей;

- программа по развитию у студентов представлений о безопасности жизнедеятельности должна носить комплексный характер, охватывающий работу по всем составляющим данных представлений и связанным с ними субъектным характеристикам;

- развитие представлений о безопасности должно, наряду с общей частью, содержать дополнительную часть, позволяющую индивидуализировать данную работу со студентами.

- развитие представлений о безопасности должно сочетать просветительскую, развивающую и корректирующую работу со студентами вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева О.А. Безопасность - системообразующий фактор многомерного человека / Беляева О.А., Дорофеева Г.А., Зарубина Р.В., Панова В.А., Покотилова А.В., Саенко Н.М. / под ред. проф. В. В. Подберезного. Таганрог, 2014.

2. Благодырь Е.М. Формирование представлений о безопасном поведении человека как предмете психологической науки [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2011. №. 4. С. 1. URL: http://ppip.idnk.ru

3. Ежевская Т.И. Безопасность личности: система понятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 47-49.

4. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 400с.

5. Котова И.Б., Маслова Е.С. Психические ресурсы как основа самоопределения и самореализации личности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 125-134.

6. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Ставрополь, 2005. 216 с.

7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. 2013. № 1 (23). С. 59-64.

8. Лызь Н.А., Куповых Ж.Г. Представления о безопасности как предмет эмпирических исследований // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8-2 (52). С. 161-166.

9. Месропян Г.М. Тревожность в системе психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 (54). С. 59-66. URL: http://

10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. 2016. №1. С.50-59.

11. Тырсикова А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2012. 199с.

Слепцова Г.Н., Николаева Л.В.

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БАКАЛАВРОВ-

педагогов как один из факторов формирования межкультурной компетентности

В условиях изменчивости и противоречивости современного мира возрастает потребность в педагоге, рассматривающем языковое многообразие и многообразие культур как наиболее ценные элементы мирового культурного наследия, понимающем специфику межкультурного общения и содействующем межкультурному социальному взаимодействию в любом поликультурном пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.