педагогическое образование
Пелюшенко В.А.
влияние представлений о безопасности жизнедеятельности на профессиональную подготовку студентов вуза
студенческий период может быть определен как критический с точки зрения формирования развитой системы субъектных представлений о безопасности жизнедеятельности. Значимым фактором для этого является переход от доминирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности человека к доминированию собственного опыта молодых людей и опыта, полученного ими в ходе целенаправленно организованной профессиональной подготовки. Установление особенностей представлений о безопасности жизнедеятельности в качестве значимого компонента профессиональной подготовки студентов вуза выступило целью заключительного этапа нашего исследования. мы предположили, что развитие представлений о безопасности жизнедеятельности способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов, если выполняются следующие условия: формирующая работа осуществляется со всеми составляющими данных представлений (когнитивной, ценностно-смысловой, эмотивной и конативной); особое внимание уделяется расширению интерналь-ной позиции студентов в отношении безопасности; осуществляется стимулирование активности студентов в сфере самообеспечения безопасности; влияние на представления поддерживается воздействием на связанные с ними свойства личности студентов (внушаемостью, подконтрольностью действий, вовлеченностью в жизнь, ценностной ориентацией на самоактуализацию и самопонимание). с целью проверки этой гипотезы был организован и проведен формирующий эксперимент. достижение поставленной цели предполагало решение следующих методических и эмпирических задач: разработать модель развития представлений студентов о безопасности жизнедеятельности как элемента их профессиональной подготовки; построить программу развития представлений студентов о безопасности жизнедеятельности; разработать рекомендации по развитию представлений студентов о безопасности жизнедеятельности; апробировать программу и установить особенности ее влияния на развитие у студентов представлений о безопасности жизнедеятельности.
Построение модели развития представлений о безопасности жизнедея-
тельности в рамках повышения у студентов качества профессиональной подготовки учитывало основные позиции, выдвинутые в гипотезе. данная модель состоит из трех основных блоков: блока начальной диагностики, блока воздействий (основных и дополнительных) и блока итогового контроля (рис. 1.). Блок начальной диагностики разработанной модели имеет своей целью фиксацию у студентов начального состояния представлений о безопасности жизнедеятельности и связанных с ними свойств личности, а также качества профессиональной подготовки. Получение соответствующей информации, во-первых, создает эмпирическую базу для сравнительно-сопоставительных действий по итогам обучающего и развивающего воздействия, во-вторых, дает возможность введения элементов индивидуализации в построение такого воздействия. Изучение состояния составляющих представлений о безопасности жизнедеятельности предполагает использование авторской анкеты «Представления о безопасности в психологической подготовке студентов вуза» и деятельности экспертов по ее результатам, направленной на выведение интегрированной оценки развития данных представлений.
Блок основных воздействий
Блок дополнительных воздействий
Работа над интернальностью Развитие активности в сфере
Блок начальной диагностики
Развитие представлений
Состояние свойств личности,
Блок итогового контроля профессиональной подготовки студентов
Рис. 1. структурная модель развития представлений о безопасности жизнедеятельности в рамках повышения качества профессиональной подготовки студентов
Изучение свойств личности, связанных с представлениями о безопасности жизнедеятельности, может быть реализовано с помощью следующего пакета тестовых методик: Тест «внушаемость» с.в. Клаучека, в.в. деларю (внушаемость), «Шкала контроля за действием» Ю. Куля в модификации с.А. Шапки-на (подконтрольность действий), Опросник жизнестойкости с. мадди в адаптации д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой (вовлеченность в жизнь), диагностика самоактуализации личности А.в.Лазукина в адаптации Н.ф.Калина (ценностная ориентация на самоактуализацию), диагностика самоактуализации личности А.в.Лазукина в адаптации Н.ф.Калина (самопонимание). Оценку качества профессиональной подготовки осуществляют эксперты на основе разработанных нами показателей.
Блок основных и дополнительных воздействий предложенной модели предполагает проведение обучающей программы и психологического тренинга. Обучающая программа при этом призвана обеспечить формирование представлений о психологических аспектах безопасности жизнедеятельности в единстве их составляющих (когнитивного, ценностно-смыслового, эмотивного и конатив-ного). смещение внимания на психологические аспекты безопасности связано с тем, что общие представления о ней студентами получены в ходе изучения ОБЖ, в котором знания о психологических аспектах безопасности практически отсутствуют. вместе с тем, данный аспект в наибольшей степени обеспечивает личностную готовность человека к построению продуктивной практики в сфере обеспечения и самообеспечения безопасности жизнедеятельности.
Психологический тренинг ориентирован на развитие у студентов свойств личности, связанных с представлениями о безопасности: волевого самоконтроля, вовлеченности в жизнь, ориентации на самоактуализацию, самопонимания и уверенности в себе. Обучающая программа и психологический тренинг ориентированы на выработку психологической готовности студентов к реализации активной практики обеспечения и самообеспечения безопасности.
Блок дополнительных воздействий рассматриваемой модели предназначен для усиления влияния в отношении тех составляющих представлений о безопасности жизнедеятельности, которые, согласно полученным ранее эмпирическим данным, с наибольшей для студентов вероятностью противоречат интересам построения ими практики самообеспечения безопасности. данный блок модели связан с расширением интернальной позиции студентов в отношении безопасности и стимулированием их активности в сфере ее самообеспечения. Кроме того, он дает возможность для учета особенностей обеспечения безопасности в сфере будущей профессиональной деятельности студентов. Реализация данного блока, согласно нашим подходам, наиболее целесообразна на основе индивидуальной и групповой консультативной работы со студентами. При этом целесообразность выбора консультирования основывается на том, что данный метод практической психологии в наибольшей степени обеспечивает индивидуализацию оказываемого воздействия.
Блок итогового контроля качества профессиональной подготовки имеет
своей целью отслеживание на основе использования оценок экспертов эффективности реализованного в отношении студентов воздействия. Таким образом, разработанная нами структурная модель ориентирована на создание условий для решения комплекса задач по диагностике, формированию и коррекции представлений студентов о безопасности жизнедеятельности.
На основе предложенной структурной модели была разработана авторская программа «Представления о безопасности жизнедеятельности как составляющая профессиональной подготовки студентов вуза». Программа предполагает решение следующих задач: расширение представлений о психологических аспектах безопасности жизнедеятельности; развитие качеств личности, в наибольшей степени связанных с продуктивными представлениями о безопасности жизнедеятельности (волевого самоконтроля, вовлеченности в жизнь, ориентации на самоактуализацию, самопонимания и уверенности в себе); коррекцию позиции студентов в отношении безопасности; стимулирование их активности в сфере ее самообеспечения. Алгоритм проведения программы: начальная диагностика - блок основных воздействий (обучающая программа) - психотренинг (параллельно блок дополнительных воздействий) - итоговая диагностика.
Начальная диагностика в рамках программы предполагала использование анкеты «Представления о безопасности в психологической подготовке студентов вуза» как основы для получения интегрированной экспертной оценки развития представлений и комплекса тестовых методик для изучения заявленных свойств личности. Обучающий курс «Психологические вопросы безопасности жизнедеятельности» рассчитан на 40 часов и предусматривал проведение цикла лекционных и семинарских занятий по составленной нами программе (табл. 1).
Таблица 1
Программа обучающего курса «Психологические вопросы безопасности жизнедеятельности»
№ п/п Название темы Кол-во часов
Лекции Семинары Всего
1 Общие вопросы психологии безопасности жизнедеятельности 2 2 4
2 Сенсорно-перцептивные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4
3 Эмоциональные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4
4 Мотивационно-потребностные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4
5 Ценностно-смысловые аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4
№ п/п Название темы Кол-во часов
Лекции Семинары Всего
6 Личностные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4
7 Способности как фактор обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4
8 Поведенческие аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 4 4 8
9 Темпоральный фактор обеспечения безопасности жизнедеятельности 2 2 4
Итого часов: 20 20 40
Содержание курса позволяет познакомить студентов с психологическими данными, характеризующими практику обеспечения безопасности жизнедеятельности в целом, вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности. Курс рассчитан на проведение в качестве дисциплины по выбору блока профессиональной подготовки студентов в течение 1 семестра.
Такой же универсальный характер носит и тренинг (24 часа), направленный на формирование у студентов свойств личности, связанных с представлениями о безопасности жизнедеятельности. Данный блок ориентирован на решение в рамках консультативной практики проблем коррекции позиции студентов в отношении безопасности и стимулирования их активности в сфере ее самообеспечения. В этом блоке предполагается проведение серии групповых и индивидуальных консультаций.
Групповые консультации направлены на оказание помощи студентам, сомневающимся в своих способностях эффективно реализовывать практику самообеспечения безопасности жизнедеятельности. С этой целью было организовано несколько тематических встреч (табл. 2) психолога со студентами, на добровольной основе пожелавшими посетить групповую консультацию.
Таблица 2
Тематический план групповых консультаций со студентами по проблемам безопасности жизнедеятельности
№ п/п Тема консультации Цель консультации Кол-во часов
1 Безопасность в системе онтологических ценностей человека Раскрытие безусловной ценности безопасность 2
2 Человек как субъект безопасности Убеждение в том, что безопасность является неотъемлемой характеристикой человека 2
№ п/п Тема консультации Цель консультации Кол-во часов
3 Ресурсы безопасности человека Обоснование способности каждого человека обеспечить свою безопасность 2
4 Векторы безопасности человека Информирование о психологически обоснованных путях и средствах достижения безопасности 2
5 Развитие потенциалов безопасности Обозначение возможностей самосовершенствования в сфере безопасности 2
Итого: 10
Групповые консультации проводились со следующей регулярностью -одна встреча в 2 недели в период проведения тренинговых занятий. Посещение консультаций осуществлялось на добровольной основе студентами, вошедшими в контрольную выборку.
Параллельно с групповыми консультациями осуществлялись индивидуальные консультации для студентов по вопросам субъективных трудностей в сфере самообеспечения безопасности. Данные консультации проводились нами в конкретный день недели в интервал времени, о котором были проинформированы студенты-члены экспериментальной выборки.
Блок итогового контроля качества профессиональной подготовки предполагал оценку экспертами эффективности проведенной программы на основе сопоставления начальных величин интегральной оценки в отношении развития представлений студентов о безопасности жизнедеятельности и качества их профессиональной подготовки, в целом.
для апробации программы были сформированы две группы - экспериментальная и контрольная численностью по 25 человек из студентов 3 курса, обучающихся по разным специальностям. Участие в экспериментальной группе носило добровольный характер. Участие в контрольной группе носило условный характер. При их формировании достигался баланс состава по показателям гендерной и национальной принадлежности.
Экспериментальная работа проводилась в течение 2015 - 2016 учебного года. Для контроля эффективности программы были реализованы констатирующий и контрольный замеры ряда показателей, результаты которых по завершении программы были подвергнуты сопоставительной процедуре. Обучение в вузе сопряжено с актуализацией факторов, как благоприятных, так и неблагоприятных для обеспечения безопасности жизнедеятельности молодого человека. К событиям, референтным для построения соответствующей практики, нами отнесены его отделение от родительской семьи, расширение прав и обязанностей, изменение условий организации жизнедеятельности и ведущего вида деятельности.
Для безопасности личности студента значимыми рассматриваются изменения в познавательной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой и характерологических сферах личности. Однозначно негативными для безопасности
жизнедеятельности студентов явлениями обозначены дезадаптация на начальном этапе вузовского обучения, несформированность системы ценностных ори-ентаций, подверженность манипулятивным влияниям со стороны референтных лиц.
Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов при проведении целенаправленной формирующей работы, в рамках которой:
- воздействие осуществляется на все составляющие данных представлений (когнитивной, ценностно-смысловой, эмотивной и конативной);
- повышенное внимание уделяется становлению интернальной позиции студентов в сфере безопасности;
- происходит последовательное стимулирование активности студентов по самообеспечению безопасности;
- предполагается стимулирование качеств личности, связанных с представлением о безопасности жизнедеятельности (волевого самоконтроля, вовлеченности в жизнь, ценностной ориентации на самоактуализацию, самопонимания, уверенности в себе).
Апробация авторской программы позволила подтвердить ее результативность и разработать следующие рекомендации по развитию у студентов представлений о безопасности жизнедеятельности:
- развитие данных представлений целесообразно интегрировать в процесс вузовской подготовки в качестве ее значимой составляющей;
- программа по развитию у студентов представлений о безопасности жизнедеятельности должна носить комплексный характер, охватывающий работу по всем составляющим данных представлений и связанным с ними субъектным характеристикам;
- развитие представлений о безопасности должно, наряду с общей частью, содержать дополнительную часть, позволяющую индивидуализировать данную работу со студентами.
- развитие представлений о безопасности должно сочетать просветительскую, развивающую и корректирующую работу со студентами вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева О.А. Безопасность - системообразующий фактор многомерного человека / Беляева О.А., Дорофеева Г.А., Зарубина Р.В., Панова В.А., Покотилова А.В., Саенко Н.М. / под ред. проф. В. В. Подберезного. Таганрог, 2014.
2. Благодырь Е.М. Формирование представлений о безопасном поведении человека как предмете психологической науки [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2011. №. 4. С. 1. URL: http://ppip.idnk.ru
3. Ежевская Т.И. Безопасность личности: система понятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 47-49.
4. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 400с.
5. Котова И.Б., Маслова Е.С. Психические ресурсы как основа самоопределения и самореализации личности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 125-134.
6. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Ставрополь, 2005. 216 с.
7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. 2013. № 1 (23). С. 59-64.
8. Лызь Н.А., Куповых Ж.Г. Представления о безопасности как предмет эмпирических исследований // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8-2 (52). С. 161-166.
9. Месропян Г.М. Тревожность в системе психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 (54). С. 59-66. URL: http://
10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. 2016. №1. С.50-59.
11. Тырсикова А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2012. 199с.
Слепцова Г.Н., Николаева Л.В.
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БАКАЛАВРОВ-
педагогов как один из факторов формирования межкультурной компетентности
В условиях изменчивости и противоречивости современного мира возрастает потребность в педагоге, рассматривающем языковое многообразие и многообразие культур как наиболее ценные элементы мирового культурного наследия, понимающем специфику межкультурного общения и содействующем межкультурному социальному взаимодействию в любом поликультурном пространстве