УДК 378.18
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОИСК
С.В. Недбаева, Г.В. Лозовая, В.А. Пелюшенко
ОЧУ ВО «Армавирский социально-психологический институт» г. Армавир, Россия
Аннотация. В статье представлено оригинальное научное исследование, в котором изучены психологические особенности формирования у студентов педагогического колледжа представлений о безопасности жизнедеятельности, сформирован научный аппарат исследования, а также осуществлены действия по подбору методов и методик исследования и по формированию эмпирической выборки. Авторами установлены некоторые базовые особенности представлений студентов в сфере безопасности жизнедеятельности. Зафиксирована вариативность распределения типов этих представлений в зависимости от контекста рассмотрения феномена безопасности.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, личность, образовательный процесс, ценности, самоактуализация, безопасность как привычное окружение; безопасность как обладание защитой; безопасность как возможность развития; безопасность как добро.
Подготовка молодежи к обеспечению безопасности жизнедеятельности продолжает сохранять свою актуальность в связи с действием ряда объективных и субъективных факторов. Значимую роль среди них играет постоянное воспроизводство в социуме экологических, политических, социально-экономических, криминальных и иных угроз безопасности жизнедеятельности человека. К традиционным угрозам подобного рода добавляются ранее непривычные для нашего общества террористические, информационные, кибернетические угрозы безопасности жизнедеятельности. Очевидно, чтобы выжить в таких условиях и сохранить способность к продуктивной деятельности, человек должен уметь сохранять физическую, психическую, духовную безопасность своей жизни.
Особенно значима данная задача для молодых, только вступающих в самостоятельную жизнь людей. Не обладая еще устойчивой жизненной позицией, не умея выстраивать эффективную стратегию взаимодействия с окружающим социальным
и природным миром, они в наибольшей степени подвержены разрушающему действию разнообразных негативных факторов [1; 2].
Как показало изучение проблемы, успешное противодействие разнообразному негативу предполагает обладание человеком мощной базой индивидуальных ресурсов, включающей разнообразные способности, свойства личности, стратегии и стили поведения, навыки построения взаимодействия с жизненной реальностью и т.д. Основу данной ресурсной баз ы образует система представлений человека об окружающем мире и, прежде всего, о безопасности жизнедеятельности.
Представления о безопасности жизнедеятельности субъекта представляют собой сложное субъективное образование, являющееся результатом интеграции социальных представлений о безопасности жизнедеятельности и индивидуального опыта человека по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Субъектные представления о безопасности жизнедеятельности, определяя позицию
----—
человека относительно приоритетности различных угроз, признаках их возникновения, условиях актуализации, средствах нейтрализации и т.д., образуют основу его реагирования на возникающие опасности жизнедеятельности. Характеризуясь рядом параметров, в том числе, такими важными как полнота и адекватность, они во многом определяют то, как человек выстраивает линию своего поведения в ситуациях, связанных с обеспечением своей безопасности. Различные пробелы или ошибки данных представлений способны привести к значительному ущербу физического, психического и духовного благополучия человека.
Особенности представлений о безопасности жизнедеятельности, несмотря на очевидную значимость, все еще не получили достаточной полноты изучения в проблемно-предметном поле психологической науки. Ситуацию осложняет то, что уже проведенные исследования в силу значительной привязки данных представлений к жизненному опыту человека конкретизируют их особенности относительно отдельных конкретных возрастных групп. В результате, мы имеем лишь фрагментарные данные об особенностях представлений о безопасности жизнедеятельности у младших школьников, у подростков, у старшеклассников. Как показало изучение научных источников, изучение представлений о безопасности жизнедеятельности студентов профессиональных колледжей до сих пор не было реализовано. Нам представляется особенно важным разработка подходов к формированию представлений о безопасности жизнедеятельности у будущих педагогов в силу той роли, которую они призваны играть в подготовке к жизни новых поколений.
Основу формируемых представлений о безопасности жизнедеятельности должны составлять представления об ее профессиональных аспектах. Формирование у студентов представлений о профессиональных аспектах безопасности для преподавательского состава педагогического колледжа должно быть приоритетным вектором приложения их профессиональных усилий. Подобная позиция, предполагая наличие у него значительной мотивированности в данном вопросе, создает благоприятную основу для реализации поведенческой активности, необходимой для решения соответствующего круга задач.
Необходимость учета психологических особенностей студентов при формировании у них представлений о безопасности жизнедеятельности
рассматривается как следствие результатов исследований, подтверждающих наличие связи между данными представлениями и свойствами личности их обладателей. В частности, Э.А. Пирмагомедовой на выборке подростков установлено, что наиболее сформированные представления о безопасности жизнедеятельности обнаруживаются при высоком уровне развития их адаптивности. Корреляционная связь с представлениями о безопасности жизнедеятельности прослеживается также с такими качествами подростков как коммуникативные способности и личностная идентичность [7]. По итогам исследования О.П. Синельниковой, проведенного на выборке старшеклассников, была установлена корреляционная связь представлений о безопасности жизнедеятельности и таких субъектных характеристик как полоролевая идентичность, самотождественность, субъективный контроль, личностная тревожность, приоритетные выборы копинг-пове-дения. Согласно данным Ю.К. Дугановой, представления о психологической безопасности студенческой молодежи определяются содержанием их смысложизненных и ценностных ориентаций, особенностями личностного роста, волевой регуляции и жизнестойкости. Более того, исследователь утверждает, что данные качества образуют достаточно устойчивую структуру личностных особенностей, связанных с психологической безопасностью. Таким образом, наличие данных о статистически значимых связях представлений о безопасности жизнедеятельности и свойств личности их субъектов, неоднократно подтвержденных в рамках теоретико-эмпирических исследований, позволяет и нам принять данное утверждение. Вместе с тем, они же показывают достаточную вариативность свойств личности, с которыми связаны представления о безопасности жизнедеятельности, в зависимости от типологических особенностей своего обладателя, обусловленных, например, возрастом и, возможно, профессиональной направленностью [4].
Очевидно, что формирование представлений о безопасности жизнедеятельности в единстве информационного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов не может осуществляться только в рамках процесса профессиональной подготовки студентов колледжа. Значительная роль в нем отводится психологической службе колледжа, специалисты которой способны реализовать комплекс коррекционных и развивающих действий, определяющих характер многих значимых для них параметров.
----—
В качестве эмпирических методов в исследовании были использованы метод наблюдения, метод свободных ассоциаций, метод опроса, тестирование, метод экспертной оценки, наблюдение, беседа и формирующий эксперимент.
Постановка эмпирической цели, выдвижение гипотезы, конкретизация методических и эмпирических задач, определение этапов, основных групп методов исследования составили основу подготовительного этапа эмпирической части нашего исследования. Для сбора эмпирических данных использовались как основные методы (формирующий эксперимент, метод свободных ассоциаций, опрос), так и вспомогательные (беседа, наблюдение, тестирование, социометрия). Для обработки результатов использовались методы математической статистики с привлечением средств компьютерной обработки.
Профессиональная направленность испытуемых на современном этапе развития психологической науки воспринимается в качестве значимого фактора образования различных групп представлений, включая представления о безопасности [5; 8 и др.]. В состав эмпирической выборки вошли студенты, обучающиеся по основным образовательным программам, имеющимся в колледже.
Исследование проводилось на выборке студентов, обучающихся в среднем профессиональном заведении. Ее состав охватывал молодых людей в возрастном диапазоне от 15 до 18 лет. Изучение представлений о безопасности жизнедеятельности осуществлялось с привлечением 112 (44,8% всей выборки) юношей и 138 (55,2% выборки) девушек.
Представления о безопасности жизнедеятельности, как и субъектные представления о других объектах и явлениях [3], обладают этнически обусловленной спецификой. В нашем исследовании контролировался фактор этнонациональной принадлежности студентов, образовавших эмпирическую выборку. Анализ состава выборки показал, что она является полинациональной, т. к. образована студентами, относящимися к разным национальностям и народностям. Так, в ее составе оказались (в порядке убывания численности): русские, армяне, украинцы, греки, калмыки, чеченцы и др. национальности и народности. Таким образом, наше исследование проводилось на базе выборки, неоднородной по этнонациональному составу. Однако, ее состав в целом отражает национальный
состав региона, что позволяет говорить о ее достаточной репрезентативности по данному основанию.
Важным элементом анализа состава выборки явилось выявление их индивидуально-психологических особенностей, связанных со сформированными у них представлениями о безопасности жизнедеятельности.
Данный анализ выборки предполагал реализацию трех шагов действий:
1) обследование членов эмпирической выборки, направленное на установление ряда их индивидуальных особенностей;
2) выявление индивидуальных особенностей испытуемых, на статистически значимом уровне связанных с их представлениями о безопасности жизнедеятельности;
3) изучение особенностей распределения студентов выборки по полярным значениям выявленных психологических особенностей, связанных с представлениями о безопасности жизнедеятельности.
Первый из названных этапов проводился с использованием разработанного на подготовительном этапе пакета исследовательских методов и методик. Он предусматривал изучение уровня развития у студентов педагогического колледжа состояния следующих субъектных характеристик: смыс-ложизненных ориентаций (тест СЖО), ценностных ориентаций (методика «Ценностные ориентации»), волевой саморегуляции (методика волевой саморегуляции), личностной тревожности (шкала самооценки реактивной и личностной тревожности), ценностей самоактуализации (опросник «САМО-АЛ»), самоэффективности (общая шкала оценки самоэффективности), жизнестойкости (тест Жизнестойкости), личностной и социальной идентичности, самотождественности (опросник уровня идентичности личности), уровня субъективного контроля (тест УСК), статуса в группе (социометрия).
Второй этап формирования выборок предусматривал использование возможностей корреляционного анализа. Статистическая обработка позволила выявить несколько статистически значимых связей представлений о безопасности с психологическими характеристиками испытуемых — с волевой саморегуляцией, тревожностью, ценностью самоактуализации, личностной и социальной идентичностью, интернальным субъективным контролем (рис. 1).
—--—-
Рис. 1. Статистически значимые корреляционные связи представлений о безопасности жизнедеятельности и психологических характеристик студентов колледжа:
1 — безопасность как привычное окружение; 2 — безопасность как обладание защитой; 3 — безопасность как возможность развития; 4 — безопасность как добро; ВС — волевая саморегуляция, ЛТ — личностная тревожность, ЦСА — ценность самоактуализации, ЛСИ — личностная и социальная идентичность, СК — субъективный контроль;
- прямая и-----обратная связь с уровнем значимости р < 0,05; прямая и — — - обратная связь
с уровнем значимости р < 0,01
Анализ установленных корреляционных связей показал, что каждый тип представлений о безопасности связан с определенными свойствами личности студентов.
Группа представлений типа «Безопасность как привычное окружение» находится в статистически достоверной обратной связи (р < 0,01) с ин-тернальным локусом субъективного контроля. Она также связана на статистически значимом уровне (р < 0,05) с волевой саморегуляцией (обратная связь) и личностной тревожностью (прямая связь).
Группа представлений типа «Безопасность как обладание защитой» находится в статистически достоверной связи (р < 0,01) с личностной тревожностью (прямая связь) и интернальным локу-сом субъективного контроля (обратная связь). Она также находится в обратной статистически значимой связи (р < 0,05) с ценностью самоактуализации.
Группа представлений типа «Безопасность как возможность развития» находится в статистически достоверной (р < 0,01) обратной связи с личностной тревожностью. Она также находится в прямых статистически значимых связях (р < 0,05) с ценностью самоактуализации, личностной и социальной идентичностью, интернальным локусом субъективного контроля.
Группа представлений типа «Безопасность как добро» на статистически значимом уровне (р < 0,05)
находится в прямой связи с личностной тревожностью, ценностями самоактуализации и личностной и социальной идентичностью.
Таким образом, наиболее достоверные связи представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов педагогического колледжа обнаружились с личностной тревожностью и интернальным уровнем субъективного контроля. Можно предположить, что связь данных представлений с личностной тревожностью обусловлена тем, что потребность в безопасности наиболее часто возникает в ситуациях появления различных угроз, приводящих к росту личностной тревожности [6].
Низкий же уровень личностной тревожности сопровождается возникновением потребности в безопасности, которая ассоциируется с возможностью каких-либо изменений в себе и в окружающем мире, в больших достижениях, в движении вперед, развитии.
Интернальный локус контроля, определяя высокий уровень внутренней ответственности за происходящие с субъектом события, также может влиять на представления студентов о безопасности жизнедеятельности. Установлено, что он находится в обратной связи с представлениями типа «Безопасность как привычное окружение» и «Безопасность как обладание защитой», но в прямой связи — с представлениями типа «Безопасность как возможность развития». Возможно, студенты, об-
—--—
ладающие высоким уровнем внутренней ответственности за происходящие с ними события, в большей степени ориентированы на понимание безопасности в качестве возможности развития. Студенты же с экстернальным локусом контроля, обладая склонностью делегировать ответственность окружающим, в большей мере ассоциируют безопасность с привычной средой и наличием у них средств защиты от опасности.
Соответственно, при рассмотрении личностных характеристик студентов педагогического колледжа, связанных с их представлениями о безопасности жизнедеятельности, целесообразно, в первую очередь, отслеживать особенности их личностной тревожности и уровня субъективного локуса контроля. В качестве второстепенных для изучаемой феноменологии субъектных параметров могут рассматриваться волевая саморегуляция и ценности самоактуализации личности.
Третий этап формирования эмпирической выборки предполагал изучение особенностей распределения входящих в нее студентов по выявленным психологическим особенностям, связанным с представлениями о безопасности жизнедеятельности.
Согласно полученным результатам, в сформированной нами эмпирической выборке представлены студенты колледжа с высокими и низкими значениями характеристик личности, связанных с представлениями о безопасности жизнедеятельности (личностной тревожности, интернальному локусу контроля, ценности самоактуализации, личностной и социальной идентичности). Это позволяет их включить в дальнейшие исследовательские процедуры.
Итак, в рамках подготовительной части эмпирического этапа исследования, направленного на изучение психологических особенностей формирования у студентов педагогического колледжа представлений о безопасности жизнедеятельности, нами был сформирован его научный аппарат, а также осуществлены действия по подбору методов и методик исследования и по формированию эмпирической выборки. Анализ состава выборки показал, что она является репрезентативной для запланированного исследования и сбалансирована по половому составу и значимым для изучаемой
проблемы психологическим характеристикам ее участников.
Подготовительный этап позволил установить некоторые базовые для нашего исследования особенности представлений студентов в сфере безопасности жизнедеятельности. К ним относится установление основных типов представлений студентов колледжа о безопасности жизнедеятельности: безопасность как привычное окружение; безопасность как обладание защитой; безопасность как возможность развития; безопасность как добро. Зафиксирована вариативность распределения типов этих представлений в зависимости от контекста рассмотрения феномена безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Возможности и реалии формирования безопасной личности в образовательном пространстве «Школа — Колледж — ВУЗ»: материалы интернет — конференции / под ред. С.В. Недбаевой, И.Б. Котовой, Д.Н. Нед-баева, Е.С. Белодед. Армавир: РИО АГПА, 2015.
2. Галетина В.Г. Консультативная помощь студентам в формировании интернального локуса контроля [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2014. № 4. С. 2. ШЬ: http://ppip.idnk.ru.
3. Доценко Е.Г. Психологическое консультирование студентов в связи с переживанием счастья [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2014. Т. 3. С. 11. ШЬ: http://ppip.idnk.ru.
4. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2003.
5. Котовский В.В., Краснощеченко И.П. Профессиональный успех в представлениях студентов разных направлений подготовки: психологический и социально-психологический аспекты // Акмеология. 2014. № 4. С. 130—138.
6. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 68. № 13. С. 299—305.
7. Пирмагомедова Э.А. Психологические предпосылки развития у подростков представлений о безопасности жизнедеятельности // Гуманизация образования. 2010. № 8. С. 38—46.
8. Тырсикова А.Д. Представления о безопасности как основа поведения человека в незнакомых и сложных ситуациях // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 3. С. 395—398.
—--
FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT HEALTH AND SAFETY BY STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE: THE EMPIRICAL SEARCH
S. V. Nedbaeva, G. V. Lozovaya, V.A. Pelyushenko
Armavir social-psychological Institute Armavir, Russia
Annotation. It is presented in the article the original research, in which the psychological characteristics of the formation of students of pedagogical college ideas about health and safety are studied, the scientific research unit is formed, as well as actions are carried out by the selection of research methods and techniques and the formation of an empirical sample. The authors established some basic features of representations of students in the field of health and safety. It was detected variability of distribution of these types of representations, depending on the context of the consideration of the safety of the phenomenon.
Key words: life safety, identity, educational process, values, self-actualization, as the safety of familiar surroundings; security as the protection of possession; security as an opportunity to develop; security as good.
REFERENCES
1. Vozmozhnosti i realii formirovaniya bezopasnoj lichnosti v obrazovatelnom prostranstve Shkola-Kolledzh-Vuz [Opportunities and realities of forming a secure identity in the educational space "School — College — High school": materials of the Web-conference]. Ed. S.V. Nedbaeva, I.B. Kotova, D.N. Nedbaev, E. S Beloded. Armavir: AGPA, 2015.
2. Galetina V.G. Konsul'tativnaya pomoshch' studen-tam v formirovanii internal'nogo lokusa kontrolya. Ehlek-tronnyj resurs. [Counselling for students in the formation of Internal locus of control. Electronic resource]. Journal of Applied: Psychology and Psychoanalysis, 2014, no. 4. p. 2. URL: http://ppip.idnk.ru.
3. Dotsenko E.G. Psihologicheskoe konsul'tirovanie studentov v svyazi s perezhivaniem schast'ya (Ehlektronnyj resurs) [Counselling of students in relation to the experience of happiness. Electronic resource]. Journal of Applied Psychology and Psychoanalysis, 2014, vol. 3, p. 11. URL: http://ppip.idnk.ru.
4. Elizarov A.N. Osnovy individual'nogo i semejnogo psihologicheskogo konsul'tirovaniya: Uchebnoe posobie. [Bases of individual and family counseling. Textbook]. Mosccow, Os-89, 2003.
5. Kotovsky V.V. Professional'nyj uspekh v predstav-leniyah studentov raznyh napravlenij podgotovki: psiholo-gicheskij i social'no-psihologicheskij aspekty [Professional success in the performances of students of different training areas: the psychological and socio-psychological aspects. Journal Akmeology, 2014, no. 4, pp. 130—138.
6. Krasnyanskaya T.M. Psihologiya narusheniya sob-stvennoj bezopasnosti. Izvestiya YUzhnogo federal'nogo universiteta [Psychology of violations of own security. Proceedings of the Southern Federal University]. Technical science, 2006, vol. 17, no. 13, pp. 299—305.
7. Pirmagomedova E.A. Psihologicheskie predposylki razvitiya u podrostkov predstavlenij o bezopasnosti zhizne-deyatel'nosti [Psychological conditions of development of adolescents about health and safety concepts]. Humaniza-tion of education, 2010, no. 8, pp. 38—46.
8. Tyrsikova A.D. Predstavleniya o bezopasnosti kak osnova povedeniya cheloveka v neznakomyh i slozhnyh situaciyah. [Perceptions of security as the basis of human behavior in unfamiliar and challenging situations]. Journal of Pyatigorsk State Linguistic University, 2010, no. 3, pp. 395—398.