Научная статья на тему 'Личностные корреляты представлений о ценностях частной жизни: опыт эмпирического исследования'

Личностные корреляты представлений о ценностях частной жизни: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / STRUCTURE / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ / PRIVATE LIFE / ХАРАКТЕРИСТИКИ / CHARACTERISTICS / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / MENTAL STRESS / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / САМОПРИНЯТИЕ / SELF-ACCEPTANCE / КОРРЕЛЯТЫ / CORRELATES / СМЫСЛ / MEANING / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL INTERPRETATION / СУБЪЕКТ / SUBJECT / СУЩЕСТВОВАНИЕ / EXISTENCE / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ / EXISTENTIAL PHENOMENA / ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ONTOLOGICAL PROBLEM / ПОИСК / ЧЕЛОВЕК / HUMAN / БЫТИЕ / BEING / ОСМЫСЛЕНИЕ / UNDERSTANDING / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМФОРТНОСТЬ / EMOTIONAL COMFORT / IMAGE / PURSUIT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барадакова Нина Викторовна

В статье дана интерпретация эмпирического изучения представлений студентов о ценностях частной жизни. Показано, что имеют трехфакторную структуру: «надежность частной жизни», «безопасность частной жизни» и «ресурсность частной жизни». Данные факторы рассматриваются в качестве основных смысловых линий, по которым выстраиваются их представления. В статье даны результаты эмпирического исследования, позволившие установить связь представлений о ценности частной жизни с рядом личностных особенностей студентов. К ним отнесены: ощущение бессмысленности существования; адаптация и эмоциональная комфортность; на уровне статистической тенденции нервно-психическое напряжение, тревожность. Установлена также прямая статистически значимая связь самопринятия и ценности частной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барадакова Нина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality correlates of the values of private life ideas: the experience of empirical research

The paper presents the interpretation of the empirical study the students’ images about the privacy values. It is shown that they have a three-factor structure like that «privacy reliability», «private life security» and «privacy resource». These factors are considered as the basic meaningful lines, which line up their images. The article gives the results of the empirical research allowing to connect the ideas about the privacy values with a number of students’ personal characteristics. These ones include: a feeling of meaninglessness of existence; adaptation and emotional comfort; at the level of the statistical trends mental stress and anxiety. It is also found a statistically significant direct connection of self-acceptance and the privacy values.

Текст научной работы на тему «Личностные корреляты представлений о ценностях частной жизни: опыт эмпирического исследования»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

БарадаковаН.В.

ЛИЧНОСТНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТЯХ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе эмпирического исследования нами были получены данные, которые позволили понять, что представления студентов о ценностях частной жизни имеют трехфакторную структуру: 1) «Надежность частной жизни»; 2) «Безопасность частной жизни»; 3) «Ресурсность частной жизни». Данные факторы рассматриваются в качестве основных смысловых линий, по которым выстраиваются представления студентов о ценностях частной жизни. Возможно, акценты на данных смыслах могут способствовать более эффективному расширению представлений студентов о ценностях частной жизни. В ходе исследования было установлено, что в представлениях студентов о ценности частной жизни представлены, в первую очередь, семья, собственность, дети, жилье, жена/муж, вера и счастье. В наименьшей степени подобному восприятию частной жизни соответствует переживание страхов, ревности и тревоги. В качестве второго по значимости (28,5 % объясняемой дисперсии) выступил фактор, в котором шкалы, набравшие статистически значимый вес, распределились по двум его полюсам следующим образом. На положительном полюсе биполярного фактора оказались шкалы: безопасное .9042, защищающее .8836, важное .8671, тайное .8590, сокровенное. 8300, скрываемое .8148, полезное .7838, закрытое .7644, свое .7315. Оценивая полученное распределение шкал, мы предположили, что они характеризуют собой среду, дающую человеку защиту, безопасность в силу сокрытия своего содержания, закрытости, тайного характера. Данный фактор расценивается студентами в качестве чего-то важного, своего, сокровенного. Объединяющие шкалы позволили обозначить его как «Безопасность частной жизни».

Положительному полюсу данного фактора соответствует следующее распределение элементов: вера (1,032), собственность (0,914), планы (0,764), жилье (0,755), семья (0,627), дети (0,363), жена/муж (0,168), счастье (0,054), совесть (0,012), секс (0,008). Соответственно, в наибольшей степени фактору безопасности в представлениях студентов соответствуют такие элементы частной жизни, как вера, собственность, обладание планами на будущее, жильем, семейная обустроенность. В наименьшей степени безопасности частной жизни в их представлениях соответствуют такие ее составляющие, как страхи, ожидания, тревога, неустойчивое настроение, здоровье, переживание ревности и привязанности.

Третий из выделенных нами по результатам статистической обработки факторов (21,3 % всей объясняемой дисперсии) включал шкалы, имеющие значимые статистические веса: ресурсное .8614, комфортное .8535, доброжелательное .8248, благоприятное .8110, полезное .7838, воодушевляющее .7772, дарящее .7689, светлое .7508, естествен-

ное .7350, приятное .7321, расслабляющее .7237, нравящееся .7034. Как показывает содержательный анализ представленных шкал, они отражают характеристики частной жизни, которые способствуют увеличению возможностей человека - его ресурсности на физическом и на психическом уровне (воодушевлению, расслаблению, возникновению благоприятного состояния). Этому способствует комфортность частной жизни, а также исходящий от нее позитивный эмоциональный настрой. Исходя из содержания наиболее значимых шкал, данный фактор получил название «Ресурсность частной жизни».

Положительному полюсу данного фактора соответствуют следующие элементы: любовь (0,842), здоровье (0,764), надежды (0,621), ожидания (0,477), привязанности (0,328), счастье (0,217), настроение (0,204), мысли (0,165), тревога (0,088), страхи (0,061). Таким образом, ресурсность частной жизни в представлениях студентов в наибольшей степени увязывается с любовью, здоровьем, ожиданиями, надеждами, привязанностями и счастьем, которые человек испытывает, присутствуя в ее пространстве. Однако восприятие ресурсности частной жизни, согласно полученным результатам, может увеличиваться и в связи с возникновением ситуаций, вызывающих у студентов тревогу и страхи. Возникновение таких эмоциональных состояний обычно возникает в трудных, напряженных, экстремальных ситуациях.

В источниках [7; 8; 9; 11; 12; 14] отмечается, что подобные ситуации, действительно, при определенных условиях заставляют человека мобилизовать имеющиеся у него ресурсы. Мы предполагаем, что частная жизнь, являясь средоточием всего самого дорогого, «родного», неотъемлемо присущего человеку, - любви, надежды, привязанности, счастья и т.д., - способна дать дополнительную энергию, чтобы справиться с трудностями и преодолеть эпизодически возникающие страхи и тревоги.

Полученное распределение элементов по полюсам фактора позволяет также обозначить возможность того, что в представлениях студентов ресурсы человека снижаются в связи с такими относимыми к частной жизни элементами, как совесть, ревность, не-подкрепленная вера, секс. Они воспринимаются как обладающие качествами, которые противоположны энергоресурсным составляющим частной жизни.

В беседах со студентами было получено подтверждение адекватного понимания того, что ревность и не подкрепленная вера не обладают устойчивой стимулирующей силой. Совесть, основанная на страхе наказания, как нам представляется, не может являться источником позитивной энергии, ресурсов личностного развития. В противовес авторитарной совести, гуманистическая совесть, основанная на потребности в самореализации и ориентирующаяся на общие этические принципы, вполне способна выступить таким источником. Представленные рассуждения, по нашему мнению, могут быть транспонированы и на секс, ресурсная составляющая которого в психологической науке еще не получила адекватного рассмотрения.

Выявление личностных коррелятов представлений студентов о ценностях частной жизни проводилось по схеме, включающей следующие шаги: психодиагностика студентов по комплексу методик; выявление связи индивидуальных особенностей студентов и уровня развития их представлений о ценности частной жизни; установление пробелов в представлениях студентов о ценностях частной жизни.

Использование метода интеркорреляционного анализа позволило установить свя-

зи между личностными характеристиками студентов и результатами самооценки ими ценности частной жизни. По его итогам статистически достоверные связи (р<0,01) оценок ценности частной жизни проявились со следующими субъектными характеристиками: с ощущением бессмысленности существования (по личностному опроснику А.Т. Джерсайлд); с адаптацией и эмоциональной комфортностью (по методике диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда). Установлены связи ценностей частной жизни (р<0,05) с нервно-психическим напряжением (по опроснику нервно-психического напряжения Т.А. Немчина), с тревожностью (по методике Д. Моудсли) и с самопринятием (по методике диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда).

Смысл жизни, или личностный смысл, согласно психологической интерпретации, выражает отношение субъекта к внешним явлениям объективной действительности. Ощущение бессмысленности существования является одним из ключевых экзистенциальных феноменов, тесно связанных с такими онтологическими проблемами, как поиск человеком личностных смыслов бытия, осмысление им вопросов ценности жизни и принятия смерти и т.д. (Бине А., Бартлет Ф., Вельдт В., Роджерс К.Р., Сартр Дж.П., Титченер Э.Б., Хайдеггер М. и др.).

Относясь к проявлениям экзистенциальных кризисов развития личности, оно свидетельствует об утрате глубинных ориентиров личностного развития. В этом контексте интересна обнаружившаяся статистическая связь ощущения бессмысленности существования и признание ценности частной жизни (р<0,01). Находясь в обратной связи с ценностью частной жизни, ощущение бессмысленности возрастает при снижении субъективной ценности частной жизни и, наоборот, падает - при ее росте.

Соответственно, можно предположить, что расширение осознания ценности частной жизни способно снизить уровень ощущения бессмысленности существования. Ценности частной жизни, таким образом, наполняют жизнь человека особым смыслом, позволяют найти ориентиры для своего бытия и повседневной жизнедеятельности. По сути, они являются субъективным маркером сформированности представлений студентов о ценностях частной жизни.

Изучение связи представлений студентов о ценностях частной жизни с высоким уровнем ощущения бессмысленности существования позволило установить следующие особенности, отличающие их от студентов с высоким уровнем этого личностного образования:

- обедненность элементов, относимых к сфере частной жизни (среднее количество по подвыборке - 3,6 балла; в полярной подвыборке - 6,2 балла);

- составляющими частной жизни позиционируются, преимущественно, общепринятые элементы - брак, секс, дети;

- к элементам частной жизни студенты практически не относят внутренние психические состояния.

Можно предположить, что подобная субъективная картина частной жизни у студентов с высоким уровнем ощущения бессмысленности существования является следствием снижения интереса к жизни, непонимания своего жизненного предназначения. Недостаточная включенность в жизнь, поверхностное отношение к ней, предпочтение

стратегии «плыть по течению» сопровождается равнодушием к тому, что окружает в повседневном быту, включая ценности частной жизни.

Прямая связь адаптации с ценностью для студентов частной жизни свидетельствует о наличии статистически достоверной закономерности, согласно которой возрастание ценности частной жизни сочетается с ростом данного субъектного образования, снижение же ценности частной жизни сопровождается его падением (р<0,01).

В соответствии с ней, осознание ценности частной жизни делает человека более адаптивным, а, следовательно, эффективным в разных сферах. Ценя свою частную жизнь, человек, возможно, ощущает за собой надежные «тылы», что делает его более уверенным в себе, более стабильным, более оптимистичным. Это не может не отражаться на успешности его межличностных коммуникаций, на выборе стратегий и стилей взаимодействия с окружающими людьми, на нахождении правильных решений в трудных и экстремальных ситуациях и т.д. В состав таких особенностей включается широкий феноменологический ряд: тип темперамента, стрессоустойчивость, уровень самоконтроля, мотивация и мн.др. В зависимости от своего состояния они делают субъекта более или менее адаптивным. Полученные нами результаты указывают также на то, что высоко адаптивным субъект может быть при достаточно высоком уровне осознания ценности частной жизни. Слабая адаптивность субъектов является результатом их неумения вычленять для себя пространство частной жизни, способное выступить ресурсной базой для построения жизненной активности, для приспособления к быстро меняющимся условиям своей жизнедеятельности.

Несмотря на то, что прямое указание на связь представлений о ценности частной жизни и адаптивности субъекта в источниках нами не обнаружено, имеются косвенные свидетельства такой возможности. В частности имеются данные о связи особенностей социального поведения субъекта и характеристика его адаптации связи с восприятием и интерпретацией им окружающего мира (Бодров В.А., Келли Дж., Розум С.И. и др.).

Имеются также указания [10] на то, что выбираемые субъектом адаптивные стратегии могут быть связаны с «фильтрацией» внешней информации, ее неосознаваемой селекции. Результатом такой селекции может и выступать построение субъектом индивидуальной системы ценностей. Соответственно, расширение адаптивности субъекта за счет утверждения им для себя ценности частной жизни является вполне обоснованным средством личностного развития студентов.

К аналогичным рассуждениям побуждает установленная прямая связь представлений студентов о ценности частной жизни и их эмоциональной комфортности (р<0,01). В соответствии с ней, субъекты, осознающие ценности частной жизни, способны переживать более высокий уровень эмоциональной комфортности, чем обладающие меньшим уровнем такой комфортности.

Возможно, обозначенная закономерность обусловлена тем, что наличие сформированных ценностей в частной сфере является подтверждением обладания субъектом достаточно визуализированным образом этих ценностей. Известно, что визуальный образ лежит в основе лучшей организации жизнедеятельности, а, следовательно, способствует повышению эмоциональной комфортности субъекта [1;5].

Определенной информативностью обладают также обнаруженные статистиче-

ские тенденции, свидетельствующие о связи ценности частной жизни с такими индивидуально-психологическими особенностями студентов, как нервно-психическое напряжение, тревожность и самопринятие.

Отрицательные корреляции рассматриваемых ценностей и нервно-психического напряжения с тревожностью личности (р<0,05) указывают на то, что рост значений этих личностных феноменов связан со снижением самооценки ценности частной жизни, а снижение величин их развития - с возрастанием ее ценности. В этой связи, как и ощущение бессмысленности человеческого существования, нервно-психическое напряжение и тревожность способны выступить маркерами ценности частной жизни.

Возможно, наличие данных нарушений эмоционально-волевой саморегуляции человека ограничивает его способность в полной мере осознавать ценность для него частной жизни. «Выход» же человека из этих негативных эмоциональных состояний, согласно нашим результатам, может создать основу для реализации внутренней психической деятельности. При высоком уровне нервно-психического напряжения и тревожности ценность частной жизни нивелируется, многие из ее компонентов упускаются, содержание упрощается и стандартизируется в соответствии с наиболее устоявшимися общесоциальными представлениями [2;9].

Также установлена прямая статистически значимая связь самопринятия и ценности частной жизни (р<0,05). В трактовке современных авторов [4], принятие себя означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков субъект есть на текущий момент, а также в прошлом и будущем. Оно также проявляется в отношении к себе в качестве личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору. Самопринятие также означает веру в себя и в свои возможности, доверие собственной природе, организму.

Полученные нами результаты эмпирического исследования со значительной вероятностью указывает на то, что субъект с таким свойством личности демонстрирует способность к осознанию ценностей, свойственной частной жизни. При низком уровне самопринятия человек утрачивает и способность к рефлексии ценности частной жизни. В данном случае в качестве элементов частной жизни называются, в основном, материальные объекты: деньги, драгоценности, собственность.

Студенты же с высоким уровнем самопринятия склонны относить к частной жизни и собственные внутренние переживания. Можно предположить существование более или менее выраженной обратной связи самопринятия личности с ее тревожностью и нервно-психическим напряжением.

Итак, проведенное эмпирическое исследование позволило установить связь представлений о ценности частной жизни с рядом личностных особенностей студентов. К таким качествам личности относятся в наибольшей степени: ощущение бессмысленности существования, адаптация и эмоциональная комфортность; на уровне статистической тенденции - нервно-психическое напряжение, тревожность и самопринятие.

Литература

1. Берулава Г.А. Образ как мифологический символ. М.: Педагогическое общество России, 2001.

2. Берулава М.М. Содержание и структура стереотипов психической активности личности. - М.: Изд-во «Гуманитарная наука», 2011. - 164 с.

3. Бодров, В.А. Психологические механизмы адаптации человека [Текст] / В.А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л.Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - C.42-61.

4. Братченко, С.Л. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности // С.Л.Братченко, М.Р. Миронова / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылёвой. - СПб.: Издательство СПб. университета, 1997. - С. 44.

5. Киба, М.П. Роль визуальных ориентиров в формировании психологического комфорта [Текст] / М.П. Киба, О.В. Киба // Креативная экономика и социальные инновации. - 2011. - №1. - С. 1296. Котова, И.Б. Экзистенциальная составляющая феноменов частной жизни

[Текст] / И.Б. Котова // Материалы Всероссийской конференции «Экзистенциальная психология личности». - М., 2005.

7. Котова, И.Б. Реализация ресурсного подхода в контексте идей субъектности личности [Текст] / И.Б. Котова О.Г. Власова // Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. - Краснодар, 2005.

8. Краснянская, Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии): автореф. дис. ... докт. психол. наук [Текст] / Т.М. Краснянская. - Сочи: НОЦ РАО, 2006. - 38с.

9. Магомед-Эминов, М.Ш. Триада «расстройство - стойкость - рост» как последствия экстремальной ситуации [Текст] / М.Ш. Магомед-Эминов // Акмеология. - 2009.

- №1. - С.53-63.

10. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] / А.А. Реан, А Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479с.

11. Фоменко, Г.Ю. Модусы бытия и особенности функционирования личности в экстремальных условиях [Текст] / Г.Ю. Фоменко // Акмеология. Спецвыпуски. - 2012.

- №2. - С.163-164.

12. Allport, G. The Person in Psychology [Text] / G. Allport. - Boston: Beacon Press,

1968.

13. Moscovici, S. The phenomenon of social representations [Text] / S. Moscovici // Farr R., Moscovici S. (eds.) Social representations. - Cambridge; Paris, 1984.

14. Maslow, A. Human Potentialities and the Healthy Society [Text] / A. Maslow. In Otto, Herbert (Ed.), Human Potentialities, Warren H. Green, Inc; St. Louis, Mo.1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.