Научная статья на тему 'Личностные особенности субъектов детско-родительских отношений как детерминанта их развития и трансформации'

Личностные особенности субъектов детско-родительских отношений как детерминанта их развития и трансформации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
580
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ОТНОШЕНИЯ / RELATIONS / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERPERSONAL INTERACTION / СЕМЬЯ / FAMILY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЗНАЧИМОСТЬ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ / VARIABILITY / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ИНТЕНЦИИ / INTENTIONS / УСПЕХИ / ЛЮБОВЬ / LOVE / ПРИВЯЗАННОСТЬ / AFFECTION / ПРЕДАННОСТЬ / DEVOTION / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / BEHAVIORAL DEMONSTRATIONS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / АРХЕТИП / ARCHETYPE / АВТОРИТЕТ / AUTHORITY / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / SUCCESSES / AUTHORITY POWERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириленко И.Н.

В статье рассматриваются детско-родительские отношения как особая форма межличностного взаимодействия. Автор статьи подчеркивает, что семья, образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов, придает детско-родительским отношениям базовую специфику, которая обусловлена предза-данностью эмоциональности, фиксированностью динамических характеристик и неравнозначностью позиций их субъектов. В статье показано, что детско-родительские отношения вооружают ребенка жизненными ориентирами; облегчают овладение навыками межличностного взаимодействия, сопровождают социализацию, обладают компенсаторными возможностями, способны аккумулировать жизненные ресурсы, т.е. выступают источником поддержки позитивных начинаний и личностных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal peculiarities of the subjects of parent-children relations as a determinant of their development and transformation

The article deals with parent-children relations as a special form of intercultural interaction. The author underlines the fact that that the family, creating unique microenvironment of its subjects’ interaction, provides parent-children relations with basic specifics which is stipulated by its presupposed character, emotionality, rigid dynamic characteristics and inequality of the subjects’ positions. The article shows that parent-children relations arm children with life orientations, help to master the skills of interpersonal interaction, accompany socialization, have compensatory resource, can accumulate life resources i.e. serve as a source of support positive starts and personality transformation.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности субъектов детско-родительских отношений как детерминанта их развития и трансформации»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Кириленко И.Н.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ИХ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ

Детско-родительские отношения - это особая форма межличностного взаимодействия, которая разворачивается в рамках семьи и выступает средством решения возложенных на нее задач. Особенностью детско-родительских отношений является присутствие в них личности Другого, обладающей повышенной значимостью для любой стороны этих отношений, будь то родитель или ребенок. Учитывая широкую вариабельность проявлений Другого [8], отметим, что в детско-родительских отношениях его значимость закрепляется априорно, т.е. самим фактом его присутствия в жизни субъектов этих отношений. Для родителей образ значимого Другого отождествляется с ребенком в связи с присвоением ему интенций продолжения рода, реализации возложенных надежд, воплощения в его жизни их собственных мечтаний о лучшем, о больших успехах и т.п. Эта значимость сопровождается родительской любовью, привязанностью, преданностью и соответствующими поведенческими проявлениями, способствующими выживанию ребенка и осуществлению его социализации.

Для ребенка образ значимого Другого изначально связан на эмоциональном уровне с образом родителя как безусловно привлекательного, авторитетного, обладающего широкими властными полномочиями, распространяющимися на значительный период его жизни, с возможностью удовлетворения ряда потребностей. Значимость родителя как особого Другого для него, очевидно, закреплена архетипически, так как даже утрата родителем авторитетных и властных функций относительно ребенка (например, в случае лишения родительских прав) не сопровождается потерей их значимости, сохраняющейся на эмоциональном уровне. Соответственно, можно предполагать, что детско-родительские отношения создают возможности для воспроизводства особого механизма передачи социального опыта, традиций, личностных качеств от родителей к ребенку, что затруднено в рамках иных межличностных отношений.

Наряду с концептом «значимого Другого», семья, образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов, придает базовую специфику детско-родительским отношениям, которая воспроизводится:

- предзаданностью эмоциональности - детско-родительские отношения исключают безразличие своих субъектов, они всегда эмоционально насыщены и содержат позитивную эмоциональную окраску;

- фиксированностью динамических характеристик - детско-родительские отношения, оформляясь после рождения ребенка, носят устойчивый, достаточно длительный характер, ограниченный в большинстве случаев жизнью своих субъектов и характеризующийся относительной стабильностью выстраиваемого в их рамках взаимодействия;

- неравнозначностью позиций их субъектов - значительный период выстраиваемого взаимодействия родители выступают образцом для подражания и источником поддержки для детей, изменяясь лишь при достижении ими определенного уровня развития.

Названные признаки определяют трансформацию в пространстве семьи феноменов, присущих непосредственно детско-родительским отношениям, рождающихся в контексте решения задач, стоящих перед родителями и детьми. Анализ детско-родительских отношений позволяет увидеть, что в современных исследованиях детально проработанной является только их направленность на развитие ребенка (Захаров А.И., Карабанова О.А., Лишин О.В., Марковская Н.Г., Овчарова Р.В., Сапоровская М.В., Спиваковская А.С., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. и др.). Она способствует созданию условий, наиболее благоприятных для его личностного и интеллектуального развития [11]. Вместе с тем, очевидно, что детско-родительские отношения обладают более широким потенциалом удовлетворения личностных потребностей не только ребенка, но и его родителей, что практически остается неизученным.

Согласно нашим представлениям, детско-родительские отношения применительно к ребенку:

- содействуют его целеполаганию, т.е. вооружают его личность жизненными ориентирами;

- облегчают ему овладение навыками межличностного взаимодействия, т.е. обладают фасилитирующим влиянием;

- сопровождают социализацию, т.е. содействуют принятию им на личностном уровне социальных норм поведения, овладению просоциальным поведением;

- обладают компенсаторными возможностями, т.е. могут смягчать остроту переживания личностью негативных последствий внешних стрессоров;

- способны аккумулировать жизненные ресурсы, т.е. выступают источником поддержки позитивных начинаний и личностных преобразований.

Относительно родителей детско-родительские отношения способны, как минимум:

- предоставить возможность самовоспроизведения личности родителя в жизни другого человека, продление своей личности, своих привычек, своего стиля жизни через развивающегося ребенка и его бытие;

- решить задачи самоудовлетворения, т.к. позволяют ему подтвердить

свою способность быть родителем, отвечать за жизнь и воспитание слабого, беззащитного существа - ребенка;

- добиться самообогащения личности, так как любовь к ребенку способствует культурному преобразованию, усовершенствованию и обогащению личности родителя;

- получить определенное социальное признание, перейти от субъекта бездетной семьи к субъекту детной семьи, стать родителем, вызывающим общественное уважение;

- проявить властные возможности, руководя и управляя поведением и организацией жизни другого человека - ребенка, распоряжаться властью относительно него с собственных позиций целесообразности;

- стимулировать жизнестойкость, пробуждать у родителей на личностном уровне новые силы, которые необходимы для защиты и организации достойной жизни своего ребенка.

Свое индивидуальное выражение в конкретной семье детско-родительские отношения получают под влиянием личностных особенностей образующих их субъектов - родителей и детей. Поэтому проведем наиболее общую ментальную реконструкцию феноменов детско-родительских отношений, которые на практике, как мы предполагаем, неизбежно окрашиваются личностным началом своих субъектов. Именно личностный пласт данных феноменов оказывает непосредственное влияние на построение детско-родительских отношений и, в свою очередь, «впитывает» влияние этих отношений, определяя специфику содержания их феноменологии.

Все многообразие феноменов детско-родительских отношений, попадающее в поле личностного модуса рассмотрения, структурируем путем выделения в нем нескольких составляющих. Обозначим их в качестве когнитивной, коммуникативной, эмотивной, аксиологической и конативной составляющих детско-родительских отношений. Выделение когнитивной составляющей детско-родительских отношений обусловливается необходимостью обозначить феномены, образующие ту или иную степень взаимопонимания субъектов этих отношений. В целом, подобные феномены отражают способность субъекта межличностных отношений воспроизводить обстоятельства, важные для эффективной самореализации в системе «родитель - ребенок» и функционирования самой этой системы.

Базовый уровень когнитивной составляющей детско-родительских отношений образуется представлениями их субъектов друг о друге и, в целом, о построении детско-родительских отношений. Представления субъектов детско-родительских отношений в качестве элементов их когнитивной составляющей определяются как индивидуальная проекция особенностей детско-родительских отношений на актуальную для субъектов систему знаний. Эти представления вырабатываются в процессе познания субъектом различных аспектов семейного окружения. Познание такого рода носит выборочный характер, обусловленный личностными приоритетами (потребностями, интересами, установками,

ожиданиями).

Итогом обозначенного процесса выступает интеграция соответствующих представлений в особый фрагмент субъективной «картины мира» - в субъективный образ детско-родительских отношений, образуемый под влиянием комплекса внешних (экономические, социальные, бытовые и пр. условия) и внутренних (развитие внимания, мыслительных способностей, рефлексивности и пр.) факторов. Разнообразие ситуаций построения детско-родительских отношений в сочетании с личностным своеобразием их субъектов способствует образованию значительной вариативности представлений об этих отношениях.

Эмпирически выявлено, что в зависимости от личностных приоритетов родителей и детей их представления могут охватывать разные сферы детско-родительских отношений, различаться своей полнотой, адекватностью, структурированностью и системностью [3]. Представления субъектов о детско-родительских отношениях выполняют сигнальную, регулирующую и настроечную функции [6].

В качестве компонента когнитивной составляющей детско-родительских отношений нами обозначаются также стереотипы, которые, как и представления, представляют собой некоторый фрагмент субъективного образа, позволяющий им ориентироваться в соответствующей реальности. Однако в отличие от представлений, стереотипы в сфере детско-родительских отношений имеют более узкую функциональную направленность, обусловливающую их достаточно жесткую фиксацию в системе поведенческих механизмов. Особенностью стереотипов именно в сфере детско-родительских отношений является то, что они присваиваются субъектом на более позднем этапе онтогенеза, чем представления о них. Таким образом, стереотипами о детско-родительских отношениях руководствуются, в основном, родители.

Родители могут переносить на выстраиваемые ими семейные отношения стереотипы взаимодействия и воспитания ребенка, почерпнутые ими из своего детства или каких-либо иных источников. Свойственная такому переносу избирательность, очевидно, обусловливается личностными качествами родителей, относимыми к его познавательной, эмоциональной, ценностно-смысловой и мотивационной сферам. Будучи более устойчивыми, чем субъективные представления, стереотипы обеспечивают воспроизводимость заложенных в них моделей поведения в течение более длительного периода времени. Иногда они образуют стабильную характеристику поведения своего субъекта.

В когнитивную составляющую детско-родительских отношений нами включается также родительская компетентность [1]. Основываясь на представлениях о должном, эффективном и возможном в детско-родительских отношениях, компетентность содержит в себе оценочный компонент. Он образуется только на определенном этапе социализации и делается актуальным с принятием субъектом на себя вполне конкретных функций.

Коммуникативная составляющая детско-родительских отношений

выделяется в связи с необходимостью обозначить особенности построения общения родителей и детей. Общение образует то особое пространство, в котором все остальные феномены детско-родительских отношений проявляются и закрепляются. Наиболее изученной характеристикой коммуникативной составляющей детско-родительских отношений выступают стили, обладающие качественным своеобразием. Проведенные исследования обнажили значительную вариабельность стилей общения родителей и детей [9].

Анализ научных источников позволяет выделять личностную обусловленность стилей общений родителей и детей. Находясь в непосредственной связи с когнитивной составляющей детско-родительских отношений, стили общения родителей и детей могут зависеть от таких их личностных качеств как открытость, эмпатийность, рефлексивность, коммуникативность и пр.

Эмотивная составляющая детско-родительских отношений характеризует эмоциональную окраску этих отношений, обусловленную удовлетворенностью имеющихся усубъектов потребностей. Веесоставвходятокрашенныеличностным началом феномены, определяющие сближение или отдаление родителей и детей друг от друга. К таким феноменам мы относим эмоциональные реакции субъектов на ситуацию, в которой они находятся (проявления эмоционального контакта, раздражение и др.), а также более устойчивые чувства, возникающие между родителями и детьми (эмоциональная привязанность, любовь).

Эмоциональный контакт характеризует собой эмоциональную регуляцию детско-родительских отношений, отражающую уровень принятия и неприятия (отвержения) друг друга сторонами взаимодействия. Его отсутствие обнаруживается в форме эмоциональных девиаций [12]. Таким образом, в качестве крайних проявлений эмоционального контакта рассматривается излишняя эмоциональная вовлеченность и отчужденность родителей и детей.

Достаточно высокая вариабельность эмоциональной окраски детско-родительских отношений позволяет предполагать существенное многообразие факторов, приводящих к ее возникновению. Т. Гордон указывает на обусловленность степени эмоционального принятия родителей их качествами (уверенностью в себе, толерантностью, поленезависимостью и т.д.) и качествами самого ребенка (агрессивностью, физической привлекательностью и т.д.). Отмечается, что степень принятия родителями ребенка может изменяться в зависимости от ситуации и состояний, в которых находится родитель и ребенок. Наиболее известным проявлением эмоциональной привязанности [7, 11] является родительская любовь, которая выступает зрелым проявлением эмоционального принятия родителями своего ребенка, окрашенным личностным началом. Именно родительская любовь определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. Отметим, что практически не изученной в психологии остается любовь ребенка к своим родителям. Между тем, такая любовь обладает определенным динамизмом, вызванным развитием

внутреннего мира ребенка, изменением сензитивности, совершенствованием его рефлексивности и нравственности и другими обстоятельствами как субъективного, так и объективного характера.

Нарушения эмоционального контакта, принимающие различные формы, современные авторы [5] предлагают рассматривать в качестве симптомокомплекса, который на операциональном уровне выступает как объемное, континуальное, типологическое образование, обозначаемое как синдром «эмоционального холода». Имеется опыт градации состояния эмоционального контакта между родителями и ребенком, начиная от его отсутствия и до тесного эмоционального контакта.

Эмоциональная составляющая детско-родительских отношений обладает наибольшей насыщенностью феноменологического ряда по сравнению с прочими составляющими этих отношений. В ее состав можно включить родительское (детское) принятие или непринятие субъектами второй стороны детско-родительских отношений, их эмоциональную привязанность, родительскую любовь.

Аксиологическая составляющая детско-родительских отношений характеризуется ценностным наполнением, придающим им ту или иную направленность. Семейные ценности объединяют в себе эмоции, чувства, убеждения и поведенческие проявления, характеризующие специфику детско-родительских отношений. На уровне традиций от родителей к ребенку обычно передаются ценности уважения к старшим, заботы о младших, взаимопомощи, совместного труда и отдыха, трезвого образа жизни, гостеприимства и многое другое. Концентрированным выражением аксиологической составляющей детско-родительских отношений является их ответственность друг за друга, глубоко проникнутая личностным началом. Аксиологическая проявляется в форме семейных ценностей, одним из проявлений которых является родительская ответственность.

Конативная составляющая детско-родительских отношений проявляется в готовности их субъектов к построению и осуществлению совместной деятельности. В рамках личностного модуса она объединяет в себе намерения или интенции вести себя определенным образом в детско-родительских отношениях, а также конкретный способ (стратегия, стиль) построения этих отношений.

При рассмотрении конативной составляющей детско-родительских отношений необходимо учитывать их градуированность по открытости, по уровню контроля, по степени соотношения поощрения и наказания и т.д. Так, по открытости детско-родительские отношения подразделяются на закрытые, ситуационно открытые и открытые отношения; по разумности реализуемого в них контроля - недостаточный, разумный, избыточный; по присутствию поощрения и наказания - недостаточный, адекватный и чрезмерный.

Целостное представление о конативной составляющей детско-родительских отношений дает используемый родителями стиль воспитания (Адлер А., Бомринд Д., Сикорский И.А., Захаров А.И., Лесгафт П.Ф., Личко А.Е., Мухина

В.С., Субботский Е.В., Эйдемиллер Э.Г., Юститскис В. и др.). Вариативность их распределения по классификациям указывает на значительное разнообразие родительских стилей воспитания.

В качестве компонента конативной составляющей детско-родительских отношений нами также рассматривается родительский контроль за детьми. Условно он может быть подразделен на отношение родителей к дисциплине и его конкретное выражение в виде санкций. Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей во всем контролировать детей, проверять каждый шаг; следить за их попытками сделать что-либо по-своему; ограничивать активность и самостоятельность; предписывать образ действий; часто запрещать; ругать за малейшие промахи и недостатки; прибегать к различным санкциям.

В состав конативной составляющей детско-родительских отношений входит также психологическая культура родителей. Соответственно, психологическую культуру родителей как компонент конативной составляющей детско-родительских отношений вполне допустимо рассматривать в качестве специфического способа преобразования способностей и умений в такую структуру и такой способ, устойчивость и качество которого наполняется, наряду с предметным, ценностно-смысловым, развивающим содержанием [4].

Как и прочие составляющие детско-родительских отношений, конативная составляющая подвержена деформациям, принимающим различные формы. Проявлением нарушения конативной составляющей детско-родительских отношений может быть и родительская депривация, под которой понимается прерванный родителями контакт со своим ребенком [34]. Нарушение данной составляющей детско-родительских отношений проявляется, в первую очередь, в форме воспитательной неуверенности родителя, «фобии утраты» ребенка, родительской депривации.

В целом, в структуре детско-родительских отношений нами были выделены составляющие, имеющие когнитивную, коммуникативную, эмотивную, аксиологическую и конативную природу. Каждая составляющая конкретизируется определенной группой психологических феноменов. Личностный пласт детско-родительских отношений проявляется и в ряде интегративных образований, объединяющих в себе элементы, относимые сразу к нескольким компонентам детско-родительских отношений. В их состав входит родительская установка и позиция, как интегративные феномены детско-родительских отношений, которые имеют ярко выраженный личностный ракурс.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности // «Гуманизация образования». - 2013. - №3. - С. 11-24.

2. Дейниченко Л.Б. Динамика представлений супругов о детско-родительских отношениях в зависимости от этапа семейного развития / Л.Б.

Дейниченко // Семейная психология и терапия. - 2005. - №2.

3. Забродина Л.А. Психологическая поддержка родителей в формировании конструктивных родительско-детских отношений: Автореф. дис. ... психол. наук / Л.А. Забродина. - Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2010. - 25с.

4. Исаева Н.И. Психология достижения матерями родительского АКМЕ / Н.И. Исаева, Е.А. Овсянникова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2010. - №18 (89). - С.317-327.

5. Котова И. Б. Родительство как личностная и социальная цен-ность: Монография / И.Б. Котова, Е.В. Евдокимова. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2013.

6. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб.: Евразия, 2007. - 672с.

7. Овчарова Р.В. Исследование этнопсихологических особенностей родительства / Р.В. Овчарова, Н.П. Мальтинникова // Вестник Курганского гос. ун-та. - 2005. - №3. - С.181-190.

8. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский.

- М., 1981.

9. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

- С.3-9.

10. Смолярчук И.В. Воспитательные стратегии поощрения и наказания в детско-родительском взаимодействии / И.В. Смолярчук // Актуальные инновационные исследования наука и практика. - 2009. - №1.

11. Спиваковская А.С. Как быть родителем (о психологии родительской любви) / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1986. - 158с.

12. Belsky J. Personality and parenting / Handbook of parenting / J. Belsky, N. Barends / M.H. Bornstein ^d.). - 2nd ed. Children and parenting. Mahwah. - New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. - Vol. 1. - Р.415-438.

13. Mangelsdorf S. Infant proneness-to-distress temperament, maternal personality and mother-infant attachment: Associations and goodness of fi t. / S. Mangelsdorf M. Gunnar, R. Kestenbaum // Child Development. - 1990. - Vol. 61. -Р. 820-831.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.