СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 316.74
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЯХ ТУРИЗМА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
© 2011 г. Е.С. Мавричева
Южно-Российский государственный университет South Russian State University
экономики и сервиса, of Economics and Service,
ул. Шевченко, 147, г. Шахты, 346500, Shevchenko St., 147, Shakhty, 346500,
mail@sssu.ru mail@sssu.ru
На основании эмпирического социологического исследования функционального содержания туризма определяется, какие именно его социокультурные функции нашли отражение в представлениях студенческой молодежи, и раскрывается их содержание. Выявлено существование воспроизводящей, регулятивной, адаптивной, человекотворческой, информационно-коммуникативной, побудительной и рекреационной социокультурных функций. Рекомендовано учитывать эти результаты при формировании туристского продукта для гармоничного развития личности с использованием социокультурного потенциала туризма.
Ключевые слова: представления, молодежь, социальный институт, туризм, социокультурные функции, адаптивная функция, человекотворческая функция.
On the basis of empirical sociological research of the functional contents of tourism in representations of youth student's it is defined, which social and cultural functions of social institute of tourism have found reflection in representations of youth student's , and uncover their containing. By the results of the given research are drawn next conclusions: discovered existence of representations of youth student's about social and cultural functions of social institute of tourism; established necessity take into account the given representations atformation of a tourist productfor harmonious development of the person with use social and cultural potential of tourism.
Keywords: representations, youth, social institute, tourism, social and cultural functions, adaptive function, function ofman creation.
Туризм в современной России рассматривается преимущественно как экономическая категория, но его воспитательному и социокультурному значению не уделяется должного внимания. Это определяет, на наш взгляд, актуальность исследования социокультурных функций данного социального института, который обладает несомненным потенциалом реализации вышеуказанных функций. П. Сорокиным в структуре социокультурного взаимодействия выделяется неразрывная триада:
- личность, как субъект взаимодействия;
- общество, как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;
- культура, как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупности носителей, которые в свою очередь объективируют, социализируют и раскрывают эти значения [1].
Можно утверждать, что во время своего путешествия туристы являются личностями, они в совокупности, вместе с нормами отношений, составляют туристское общество. В нем в процессе турпоездки обмениваются знаниями, ценностями, нормами и образцами
человеческого поведения, а также взаимодействуют с материально-технической базой туризма, это позволяет нам говорить о культуре данного общества.
Особую важность для нашего исследования приобретает последняя часть триады - культура туристского общества. Понятие «культура» Э. Шилз характеризует как «продукт потребности простых людей иметь представление об окружающем их мире, помогающее осмыслить важнейшие события человеческого бытия, объяснить их причины и отличить хорошее от дурного» [2]. Исходя из данного определения, рассматриваем социальный институт туризма как явление культуры.
Наша цель - изучить представления студенческой молодежи о социокультурных функциях туризма как социального института, узнать, какие именно из них нашли отражение в этих представлениях, и раскрыть их содержание. Для решения этой задачи автором было проведено исследование (в форме анкетирования) функционального содержания туризма в представлениях студенческой молодежи. В нем приняло участие 185 респондентов - студентов ЮжноРоссийского государственного университета экономики и сервиса (ЮРГУЭиС), обучающихся на соци-
ально-гуманитарном, экономическом, технологическом, механико-радиотехническом факультетах и факультете сервиса.
Данное исследование состояло из семи блоков, включавших по четыре - пять вопросов.
Первый блок был направлен на выявление представлений о воспроизводящей функции социального института туризма.
Вопрос 1.1 «Согласно Вашему мнению, расширяются ли представления о жизни у молодежи, задействованной в сфере туризма?». Выяснено, что 95,13 % опрошенных соглашаются, что данные представления о жизни расширяются, еще 3,24 % - не знают, так как не путешествовали, а 1,62 % респондентов не согласились с этим утверждением.
Вопрос 1.2 «Согласны ли Вы с утверждением, что в сфере туризма сложилась определенная система норм и правил поведения?». Большинство респондентов (55,13 %) согласились, что система норм и правил поведения, действующая в туризме, это часть системы норм и правил общества, 39,45 % - считают, что в туризме сложилась специфическая система норм и правил поведения. На третьем месте (5,40 %) ответ, что в сфере туризма вообще такой системы не существует.
Вопрос 1.3 «Какое влияние оказывает туризм на поведение людей в обществе?». Самым популярным оказался ответ «способствует коммуникабельности» (64,86 %), далее - «заставляет соблюдать нормы, принятые в данном обществе» (16,21 %), 15,67 % - туризм «усиливает мобильность», 3,24 % опрошенных сказали, что туризм не оказывает влияния на поведение людей в обществе.
Вопрос 1.4 «По Вашему мнению, туризм и путешествия способны оказывать влияние на воспитание подрастающего поколения?». Более половины опрошенных (52,97 %) ответили, что туризм и путешествия способны оказывать влияние на воспитание подрастающего поколения в некоторых сферах. Следующий по популярности утвердительный ответ - 27,02 %, третье место - «да, но не значительное влияние» -16,21, 2,70 % участвовавших в опросе, отрицают, что туризм оказывает влияние на процесс воспитания.
Таким образом, можно заключить, что в представлениях студенческой молодежи туризм выполняет воспроизводящую функцию, проявляющуюся в виде воспроизводства социальных статусов и ролей. Туризм дает личности статус человека-отдыхающего, путешествующего, познающего мир. В это время личность осваивает множество новых социальных ролей: клиента турфирмы, потребителя услуг предприятий перевозчиков, постояльца гостиницы, экскурсанта и, в принципе, одну большую роль - роль туриста.
Второй блок был посвящен исследованию представлений о регулятивной функции социального института туризма.
Вопрос 2.1 «Принимаете ли Вы чужие правила поведения, которые Вам предъявляют во время турпоездки?». На первом месте (38,37 %) был ответ «час-
тично», после этого - «в мере, не противоречащей моим убеждениям» (30,81 %), третье место - «да» (25,94 %). На последнем (4,86 %) - «нет».
Вопрос 2.2 «Входит ли в число функций туризма как социального института осуществление социального контроля над поведением людей?». Большинство респондентов (45,40 %) ответили «только во время турпоездки», 38,91 - вариант «да, и это влияет на поведение человека в целом», считают, что «туризм не может осуществлять контроль над поведением» -15,67 % опрошенных.
Вопрос 2.3 «Заставляют ли Вас социальные коммуникации в ходе поездки изменять свое поведение?». Самым популярным было согласие с тем, что социальные коммуникации в ходе поездки заставляют изменять свое поведение - 40,54 %. Затруднились с ответом - 32,97, и не изменяют своего поведения в ходе поездки под влиянием социальных коммуникаций 26,48 % опрошенных.
Вопрос 2.4 «Представьте себе, что из-за пассажира, не соблюдающего правил поведения в транспорте, Вы опоздали на другой рейс. Вы считаете, что ...». Большинство респондентов (84,32 %) ответили, что «нужно правила соблюдать всем», 14,59 - «нужно ужесточить правила», для 1,08 % опрошенных это не имеет значения.
Вопрос 2.5 «Придерживаетесь ли Вы правил поведения в турпоездке?». 43,24 % опрошенных всегда придерживаются правил поведения, 40 - в зависимости от ситуации, 15,13 - иногда не соблюдают и 1,08 % -не придерживаются.
Следует вывод, что в представлениях студенческой молодежи социальный институт туризма выполняет регулятивную функцию, отвечающую за выработку норм и стандартов поведения. Каждый человек, приезжая на отдых, принимает нормы и стандарты поведения туриста, он ведет себя в соответствии с устоявшимися в его сознании стереотипами их поведения. Еще одно проявление регулятивной функции туризма может быть в форме поощрения личности за хорошую работу или поведение либо наоборот - наказания в виде отсутствия отпуска.
Третий блок был посвящен исследованию адаптивной функции.
Вопрос 3.1 «Приспособление к окружающей культурной среде посещаемой страны является ...?». Респондентам необходимо было выбрать один из трех ответов. Большинство из них (68,10 %) считают, что приспособление к окружающей культурной среде является желательным, - «обязательным» - 23,24, 8,64 % полагают, что приспособление к окружающей культурной среде не обязательно.
Вопрос 3.2 «Заводите ли Вы новых друзей во время путешествий?». Наибольшее количество респондентов (54,59 %) ответили, что «да, если познакомился с хорошими людьми», 21,08 - «иногда случалось, что после поездки появлялись новые друзья», меньшее количество (20 %) респондентов постоянно заводят новых друзей во время путешествий. Не появляются они лишь у 4,32 % опрошенных.
Вопрос 3.3 «По Вашему мнению, в месте отдыха необходимо вести себя, соблюдая все правила поведения?». Более половины опрошенных (51,35 %) думают, что придерживаться правил нужно, но нет необходимости им слепо следовать, 27,56 - ответили утвердительно, а 20,54 - «зависит от сложившихся условий», 1,08 % - «нет».
Вопрос 3.4 «В туристском автобусе, отправляющемся на экскурсию, осталось всего два свободных места. Одно у окна, а другое - нет. Вы любите сидеть у окна, но на это место очень хочет сесть ребенок лет пяти. Какое место Вы займете?». В ответе на данный вопрос 80 % респондентов предпочли занять место у прохода, и лишь 20 % - место у окна.
Вопрос 3.5 «Как влияет совершенное путешествие на Ваше мироощущение?». 23,78 % опрошенных посчитали, что совершенное путешествие расширило их кругозор, 17,83 % - совершенное путешествие оказало многогранное влияние. Далее респонденты называли «увеличение объема информации, которым они владели» (13,51%), «подъем духовных сил» (11,89 %), «стимулирование изучения иностранных языков» (9,72 %), «изменение отношения к окружающему миру» (7,02 %), «появление новых увлечений» (5,94 %), «способствование более легкому общению с людьми» (4,86 %), «расширение социальных контактов» (2,70 %), «переоценку и обновление своего "Я" (1,62 %), «не знаю» - 0,54 %.
Можно говорить, что в представлениях студенческой молодежи туризм выполняет адаптивную функцию. Она реализуется в постижение условий окружающей среды в туризме, проявляющейся в ознакомлении человека с миром, когда, преодолевая расстояния, он изучает новые природные условия и ландшафты.
Способы и образцы социального поведения и действия усваиваются человеком в процессе туристской деятельности, когда личность принимает образцы поведения, принятые в данной стране. Она коррелирует свое поведение в соответствии с правилами поведения в организациях, осуществляющих перевозку пассажиров или средствах размещения, а также в туристских центрах.
Характерным является то, что турист в результате совершенного путешествия расширяет свой кругозор, познает что-то новое, кроме того, происходит осознание такой категории, как ценности туризма, в которую входят нравственные, эстетические, связанные с витальными основами жизни и социальные ценности.
Понимание и принятие особенностей взаимодействия и общения людей друг с другом в туризме происходит тогда, когда личности собираются в группу для совершения путешествия. С этого момента им приходится подстраиваться к особенностям каждой личности, входящей в это сообщество, а впоследствии вступать во взаимодействие с культурой посещаемого региона. Туризм способствует развитию социальных коммуникаций, расширению социальных контактов.
Четвертый блок был посвящен исследованию представлений студенческой молодежи о человеко-творческой функции.
В вопросе 4.1 необходимо было определить степень значимости в своей жизни отдыха по десятибалльной шкале, где единица означала самое значимое и далее в порядке убывания. Большинство респондентов (19,45 %) определили степень значимости отдыха на «1». После этого следовали ответы «3» -16,21 %; «2» и «5» - по 14,59; «4» - 9,72; «7» - 8,10; «10» - 7,56; «8» - 5,40; «6» - 3,78; «9» - 0,54 %. Таким образом, мы видим, что в жизни студенческой молодежи отдых занимает важное место.
Вопрос 4.2 «Что из двух предложенных альтернатив для Вас важнее в путешествии?». В этом случае большинство опрошенных (68,64 %) определили, что в путешествии важнее всего набраться впечатлений от новых мест, треть респондентов (31,35 %) выбрали вариант максимально развлечься во время отдыха.
Вопрос 4.3 «Как на Вас влияет прикосновение к культуре других стран во время туристского путешествия?». Для трети респондентов (32,43 %) прикосновение к культуре других стран расширяет их кругозор, 24,32 % - «обогащает мой внутренний мир», «увеличивает мои знания» - 12,43, «обогащает мои личные впечатления» - 10,81 %. После этого опрошенные ответили, что влияние на них прикосновения к культуре других стран во время туристского путешествия имеет множество аспектов, являясь совокупностью разнообразных факторов (7,02%). Затем влияние прикосновения к культуре проявляется в изменении отношения к миру (4,32 %), расширении жизненного опыта (3,78 %), изменении взглядов (2,70 %). Еще три ответа набрали равное количество баллов (по 0,54 %): позволяет удовлетворить мои духовные потребности, реализовать мое хобби и отсутствие возможности знакомиться с другими странами.
Вопрос 4.4 «Какое значение, во время туристского путешествия, для Вас имеет доставка хорошим транспортом к месту отдыха?». 54,05 % респондентов считают, что доставка хорошим транспортом к месту отдыха очень значима, для 40 % опрошенных она значима. Лишь для 5,94 % студентов доставка хорошим транспортом к месту отдыха не имеет значения.
Вопрос 4.5 «Согласно Вашему мнению, после совершения туристского путешествия Вы можете говорить, что Вам стали ближе люди, проживающие в других странах?». 75,67 % опрошенных сказали, что да, им стали ближе люди, проживающие в других странах; 17,83 - затруднились ответить на данный вопрос. Еще 6,48 % респондентов ответили отрицательно.
Таким образом, можно говорить о том, что в представлениях студенческой молодежи социальный институт туризма выполняет человекотворческую функцию. Ее осуществление основано на потребностях личности, определенных общественными процессами. Индивид создает самого себя в деятельности, направленной на их удовлетворение. Туризм реализует человеко-творческую функцию культуры, удовлетворяя потребность человека в отдыхе, организации его досуга.
Исследованию информационно-коммуникативной функции в представлениях студенческой молодежи посвящен пятый блок.
Вопрос 5.1 «Представьте себе, что в стенах вашего вуза кафедра «Туризма и индустрии гостеприимства» организовала празднование Всемирного дня туризма. Данное празднование включает в себя комплекс развлекательных мероприятий, знакомящих Вас с путешествиями. Примите ли Вы участие в этом мероприятии?». Большая часть респондентов (88,10 %) примет участие в этом мероприятии, а 11,35 % - нет.
Вопрос 5.2 «Какое значение Вы придаете получению информации о стране предполагаемого посещения?». Стараются получить основные сведения о стране посещения 64,32 % опрошенных, 16,75 - «могут кое-что о стране почитать», чуть меньшее количество респондентов 15,67 - без этого вообще не поедут, 3,24 % считают, что если они едут отдыхать, то информация о стране им не нужна.
В вопросе 5.3 участникам исследования необходимо было присоединиться к одному из утверждений. 90,81 % решили, что знакомство с культурой и традициями во время туристского путешествия может способствовать взаимопониманию между народами, 8,10 - считают, что туризм и путешествия главные проводники взаимопонимания между народами, для 1,08 % респондентов взаимопонимание народов в принципе невозможно.
Вопрос 5.4 «Что интересует молодежь в стране пребывания во время туристского путешествия?». 42,16 % опрошенных интересует возможность набраться новых впечатлений, 26,48 - узнать что-то новое, 15,13 - считают, что их интересует в стране пребывания множество аспектов и факторов в своей совокупности, 7,02 - возможность расширить горизонты общения, 4,86 - возможность развлечься, 3,78 - возможность отдохнуть, для 0,54 % интерес заключается в возможности выучить иностранный язык.
Реализация информационно-коммуникативной функции в представлениях студенческой молодежи проявляется в том, что в природе туризма заложено, что, занимаясь туризмом и совершая путешествия, человек обязательно попадает в информационное поле. Туристу еще до поездки дается краткая характеристика страны пребывания, во время путешествия -информация о культурном наследии новых для него территорий. В Хартии туризма говорится: «Местное население вправе ожидать от туристов понимания и уважения их обычаев, религий и прочих сторон их культуры, которые являются частью наследия человечества» [3]. Для этого необходима доступная информация о традициях, обычаях, религиозной деятельности, святынях и запретах, которые подобает уважать; об археологических, художественных и культурных ценностях, которые следует сохранить.
Кроме того, информационное поле тесно связано с коммуникацией во время путешествия. Общение происходит в туристской группе, с обслуживающим персоналом, с местным населением. В Декларации по туризму говорится, что увеличение международного туризма «вносит свой вклад в развитие взаимопонимания между народами и странами.. Международные связи будут способствовать разрушению пред-
рассудков и стереотипных представлений о других обществах.... Тогда туристы смогут оценить особенности природы, культуры и общества посещаемых стран и, таким образом, способствовать сохранению уникальности красот нашей планеты для будущих поколений» [4]. В природе туризма заложено, что он является способом реализации международных контактов и оценки зарубежных обществ и культур. Туристам во время путешествия необходимо проявлять толерантность и уважение к иным культурам. Кроме того, приветствуется обладание интеллектуальным любопытством, открытостью к иностранным культурам и народам. Наличие этих свойств туризма позволяет утверждать, что осуществляется информационно-коммуникативная функция.
Изучению представлений студенческой молодежи о побудительной функции социального института туризма был посвящен шестой блок.
Вопрос 6.1 «Есть ли у Вас путешествие мечты?». У 92,97 % данное путешествие есть, 4,86 - затруднились ответить, 2,16 % не имеют путешествия мечты.
Вопрос 6.2 служил для раскрытия и уточнения предыдущего вопроса. «Почему у Вас эта мечта возникла?». Заинтересовались страной 38,91% респондентов, всегда хотели поехать именно туда - 22,16, хочется отдохнуть в соответствии со своими идеалами - 12,97, хотят увидеть мир во всем его многообразие с неповторимыми традициями и культурой - 9,72 % опрошенных. Это возможность реализовать свое хобби для 7,02 %, приснилось во сне - 2,70, нет мечты - 2,16, увидел рекламу - 1,62, хотят побывать на родине кумира и поехать туда, это престижно - по 1,08, любят иностранную кухню - 0,54 %.
Вопрос 6.3 «Представьте себе, что у Вас есть средства для осуществления путешествия. Вчера Вы увидели рекламу интересной турпоездки. Потратите ли Вы на нее свои деньги?». Большинство респондентов (49,72 %) выбрали вариант «да», 35,13 - затруднились с ответом, 15,13 % опрошенных сказали «нет».
Вопрос 6.4 «Представьте себе, что Вы узнали о какой-то стране такое, что Вам захотелось туда съездить. Будете ли Вы искать способ туда поехать?». Половина опрошенных (50,81 %) поедут, если подвернется случай, 38,37 - начнут искать способ поехать, 9,72 - будут просто мечтать и 1,08 % - даже не будут об этом думать.
Вопрос 6.5 «Белоснежный пляж, уходящий в синеву бескрайнего моря. Или танцы с утра до вечера. Великое архитектурное наследие. Или бескрайняя сельва с грандиозной рекой.. И самое главное: от ритмов самбы к гулу моторов, где короли из страны карнавала ждут Вас! Выбирайте, что Вам по душе! Но все это - захватывающе! Незабываемо! Надежно! Захотелось ли Вам поехать? Возможность у Вас есть». 83,78 % респондентов ответили «да», а 16,21 % -«нет».
Результаты показали, что в представлениях студенческой молодежи проявляется побудительная функция социального института туризма. Узнав информацию о других странах, народах и культурах,
человек уже получил побудительный мотив к действию. Теперь он находится на стадии готовности к путешествию, ему своими глазами хочется увидеть объект туристского интереса. Потенциальный турист ищет средства и возможности отправиться в путешествие-мечту. Данные проявления туризма позволяют нам говорить о побудительной функции, являющейся явным продолжением информационно-коммуникативной функции.
Последней в социальном институте туризма была исследована рекреационная функция, занявшая седьмой блок.
Вопрос 7.1 «Туризм для Вас это...?». Для половины респондентов (49,32 %) это источник положительных эмоций, 15,67 % - отдых, 14,05 - вид развлечения, 4,86 - совокупность многих характеристик, это способ восстановления сил - 4,32, возможность испытать свой характер -3,24, одновременно отдых, способ восстановления сил и источник положительных эмоций у 1,62 % опрошенных.
Вопрос 7.2 «Способствует ли туризм развитию вашего творческого потенциала?». Практически для половины опрошенных (48,10 %) туризм способствует развитию творческого потенциала, для 45,40 % в определенной степени, затруднились с ответом - 4,86, туризм не способствует развитию творческого потенциала у 1,62 % опрошенных.
Вопрос 7.3 «Способствовало ли совершенное туристское путешествие восстановлению Ваших жизненных сил?». В данном случае 88,64 %, участвовавших в опросе ответило «да», 8,10 - затруднились ответить, 3,24 % - «нет».
Вопрос 7.4 «Представьте себе, что Вы только вчера вернулись из путешествия, в котором великолепно провели время. С каким чувством Вы утром идете на работу?». С новыми силами идут на работу 63,78 % респондентов, вообще не хотят идти на работу -23,24, с ленью - 12,97 %.
Результаты исследования свидетельствуют об имеющихся представлениях студенческой молодежи о рекреационной функции. Если понимать отдых как использование человеком возможностей для восстановления сил, израсходованных в ходе какой-либо активности, целесообразно соотнести данное понятие с термином «рекреация». В его рамках следует выде-
Поступила в редакцию
лить рекреационный эффект, проявляющейся в том, что у человека-отдыхающего все его «субъективные эмоциональные и социокультурные самооценки определяют состояние биологического и психофизического комфорта, а также фиксируют позитивные установки готовности к новым нагрузкам и различным видам активности» [5]. Следовательно, все эти свойства туризма можно интерпретировать как рекреационную функцию.
Проведенное исследование показывает наличие представлений студенческой молодежи о социокультурных функциях социального института туризма, среди них: воспроизводящая; регулятивная; адаптивная; чело-векотворческая; информационно-коммуникативная; побудительная; рекреационная.
При формировании туристского продукта необходимо учитывать данные представления для гармоничного развития человека с использованием социокультурного потенциала туризма. Это будет способствовать получению для общества личностей, знающих и понимающих социокультурную составляющую социума, в котором они живут и взаимодействуют. Для осуществления этого необходимо при составлении государственных программ развития туризма сосредоточивать свое внимание не только на экономических характеристиках отрасли, но и на ее социокультурном влиянии на общество, особенно на молодое поколение.
Литература
1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 193.
2. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологиче-ский подход // Общая социология: хрестоматия / под общ. ред. Н.И. Лапина; сост. А.Г. Здравомыслов. М., 2006. С. 79.
3. Организация туризма: учеб. пособие / под общ. ред. А.П. Дуровича. Минск, 2005. С. 503.
4. Декларация по туризму. Принята Всемирной конференцией министров по туризму. Осака (Япония), 4 ноября 1994 г. // Международный туризм: правовые акты // сост. Н.И. Волошин. М., 2000. С. 252 - 253.
5. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник / под. ред. Л.П. Воронковой. М., 2002. С. 336.
_8 декабря 2009 г.