Экономика
УДК 316
АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ТУРОВ В ИНДИЮ Белоусова Ксения Владимировна, студент
(e-mail: [email protected]) Лабазова Анастасия Васильевна, студент (e-mail: [email protected]) Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в мае 2019 года. Целью анкетирования являлось выявление спроса на туры в Индию у жителей России. Анализировалось предпочтение людей по видам туризма, предпочтения курортов и средств размещения, стоимости отдыха, критерии выбора туров, интерес к осмотру достопримечательностей Индии и гастрономические предпочтения туристов.
Ключевые слова: социологическое исследование, опрос, туристы, Индия
Введение. Индия - страна ярких контрастов, которая обладает уникальной тропической природой, длинными морскими побережьями и богатой историей, которая отражена в памятниках архитектуры [2, 4].
Методика исследования. Целью анкетирования является изучение спроса на туры в Индию. Опрос проводился с помощью анкеты и по своей структуре состоял из открытых и закрытых вопросов [3, 5]. В мае проводилось исследование путем рассылки Google-формы по электронной почте и в социальных сетях. В опросе приняло участие 51 человек (мужчин - 33,3 % и женщин - 66,7 %), преимущественно студенты. Процентный анализ распределения людей по возрасту, показал следующие результаты: от 18 до 28 лет - 60,8%, от 29 до 40 лет - 25,5% и от 41 года и старше - 13,7%. Преобладает статус «не замужем (не женат)» - 43,1%, замужем (женат) -29,4% и гражданский брак - 27,5%. Исследование показало, что большинство опрошенных имеют заработок от 35 до 60 тыс. руб. (35,3%), от 10 до 25 тыс. руб. (27,5%), от 25 до 35 тыс. руб. (23,5%) и выше 60 тыс. руб. (13,7%), что видно из рисунков 1-4. При проведении опроса были получены результаты по следующим блокам. Рассмотрим их более подробно.
Ф Женщина Ф Мужчина
к
1
\ От 18 до 28 I От 29 до 40 От 41 и выше
Рисунок 1. Пол и возраст респондентов
|Замужем( женат) | Не замужем (не женат) Гражданский брак
От 10 до 25 От 25 до 35 От 35 до 60 От 60 и выше
Рисунок 2. Семейное положение и уровень дохода
Результаты и обсуждение.
Большинство респондентов (76,5%) не были в Индии. Однако считают данную страну привлекательной с точки зрения туризма. 84,3% указали, что очень хотели туда поехать в будущем.
Выявляя цели посещения данной страны, получено, что экскурсионно -познавательные преобладают (указали 45,1% респондентов), т.к. на территории Индии расположено множество храмов и дворцов, страна богата культурно-историческим наследием, ее достопримечательности хотят посетить люди. Треть респондентов (27,5%) хотели бы оздоровить свой организм во время посещения Индии, т.к. аюрведа широко распространена и является традиционной медициной. Около 23,5% рассматривают в качестве основной цели - пляжный отдых, 9,8% - активный и 5,9% - религиозный, 7,8% интересен гастрономический тур по Индии, что показано на рисунке 3.
Выявляя на что обращают внимание туристы при выборе тура в Индию, получено, что главным фактором является стоимость тура (указали 51,0% респондентов), далее туристы смотрят варианты размещения (29,4%) и экскурсионные программы (17,6%), 15,7% важна продолжительность тура и сезон, 9,8% оценивают известность и надежность туроператора, что показано на рисунке 3.
Анализируя тип размещения, выбираемый при путешествии в Индию, получено, что отели 5* интересны 37,3% людей, 4* - 23,5%, 3*- выбирают 11,8%, а 27,5% предпочитает бунгало, что характерно для пляжного отдыха [6]. Близость к пляжу в жарких странах является важным фактором, при
выборе отеля именно поэтому (84,3%) ответили положительно и только (15,7%) ответили отрицательно (рис. 4).
На стоимость I
Экскурсионно познаватель..
На средства размещения
На
экскурсионн
Другое
На тур оператора
Продолжите...
26 (51 %)
40
О 20
Рисунок 3. Цели посещения Индии и главные факторы при выборе тура людьми
I Да, конечно I Нет
40
Рисунок 4. Тип размещения, выбираемый туристами и важность
близости к пляжу
Индия - удивительно многообразная и самобытная страна, каждый курорт которой хранит в себе отпечаток ее древней истории и культуры. На вопрос - «Какие курорты вас интересуют?» большая часть (36,8%) ответила ГОА [1] и (34,2%) опрошенных Керала, и это не удивительно, так как эти два курорта являются самыми популярными среди всех остальных. (21,1%) респондентов интересует курорт Мумбай и (7,9%) - Ченнай, что показано на рисунке 5.
При ответах на вопрос о компании для отдыха 43,1% едут в Индию с друзьями, 31,4% парой, лишь 9,8% всей семьей с детьми и 15,7% готовы поехать одни (рисунок 5). Анализируя финансовые возможности туристов, 45,1% готовы потратить на путешествие до 45 тыс. рублей за человека на недельный тур , 27,5% - от 46 до 55 тыс. рублей, 19,6% от 56 до 65 тыс. рублей и 7,8% готовы потратить свыше 66 тыс. рублей. Нужно отметить, что стоимость туров в Индию высокая, т.к. из России длительный перелет, цена зависит от туроператора, сезона, вариантов размещения и длительности пребывания в стране, типа питания, экскурсионной программы и акций стимулирования сбыта.
# Керала
• Гоа
4 Мумбай ф Ченнай
» С друзьями | Со своей семьей Со своей второй половинкой | Один
Рисунок 5. Интерес к курортам и компания для путешествий туристов
В рамках опроса выявлялась средняя продолжительность отдыха, мнения респондентов разделились практически пропорционально, так и 35,3% готовы поехать на 8-14 дней и на неделю, остальные 29,4% выбирает более длительные туры от 14 дней (что обходится экономичнее на стоимость путевки за сутки пребывания в стране [7]), что показано на рисунке 6.
Именно по этому большая часть респондентов (62,7%) ответили поло-жительно.(31,4%) ответили, что им не совсем подходит индийский климат, и только (5,9%) опрошенных ответили отрицательно.
Активный отдых - это любые развлечения связанные с повышенным риском для здоровья. Например, при поездке на Гоа важно включить расширение при активном отдыхе, ведь этот курорт славится своим сказочным дайвингом, экстремальным серфингом и наличием различных водных развлечений, которые несут в себе опасность для здоровья, (47,1%) опрошенных ответили положительно (рисунок 6), остальные (52,9%) ответили отрицательно.
7 дней 8-14 дней Более 14 дней
| Да I Нет
Рисунок 6. Продолжительность путешествия в Индию и необходимость дополнительной страховки для занятия активными видами спорта
на отдыхе
Изучая какие достопримечательности туристы хотят посетить в Индии, выявлено, что половина респондентов хотят своими глазами увидеть Тадж-Махал, около 19,6% посмотреть Дворец Ветров, а 15,7% - Храм Лотоса, и оставшееся часть респондентов (13,7%) ответили, что хотят посетить город Варанаси, что показано на рисунке 7.
Сувенирная продукция покупаемая в Индии, пользуется огромной популярностью, зачастую она производится вручную местными умельцами из
белого мрамора, бронзы и гранита. Именно по этому (88,2%) опрошенных респондента ответили что привезут сувениры из Индии, и только (11,8%) опрошенных ответили отрицательно (рисунок 7). На вопрос - «Какие сувениры вы бы хотели привести из Индии», 23,4% респондентов ответили именно чай, и это совсем не удивительно, так как, Индия с давних времен славится своими целебными и натуральными чаями. Так же 10,6% готовы купить керамику, ведь в Индии существует не мало разновидностей изделий из глины и около 8,5% опрошенных хотели бы привести из Индии именно специи, в этом нет не чего удивительного, так как индийские блюда отличаются особенным, ни на что не похожим вкусом благодаря своим пряностям.
Ф Тадж-Махал
# Храм Лотоса
# Дворец Ветров
# Город Варанаси
• Да ф Нет
Рисунок 7. Спрос на посещение достопримечательностей Индии и приобретение сувенирной продукции
| Да
| Нет не очень
| Карри из
баклажанов | Дхала ( национальное блюдо) Чапати | Не пробовал, не одино из перечеслинных
Рисунок 8. Предпочтения Индийской кухни в целом и традиционных блюд
Правила поведения - это традиции и культура Индии, поэтому, уважая население страны, туристам необходимо придерживаться: правилам, общественным нормам и законам этой страны. Большая часть респондентов (76,6%) ответили, что не знают о правилах и обычаях страны, и только (23,5%) ответили что знают. Это говорит о том, что не так много людей ознакомлены с правилами Индии, так как Индия в данном аспекте сильно отличается от европейских стран. На вопрос «Нравится ли вам индийская кухня?» Большинство опрошенных (56,9%) ответили положительно, и это не удивительно, так как для приготовления блюд используются разные традиционные специи и травы. Но для некоторых людей этот вид питания не подходит, так как зачастую специи бывают специфическими и острыми
на вкус. По этому, остальная часть опрошенных (43,1%) ответили отрицательно. На вопрос - «Какие блюда индийской кухни вы уже пробовали?», треть респондентов (31,4%) отдали свое предпочтение Карри из баклажанов, (27,5%) опрошенных выбрали Дхала - это национальный индийский суп пюре на основе бобов дал, (19,6%) респондентов выбрали Чапати - это лепешка из пшеничной муки. И остальные (27,5%) не пробовали ни одного блюда из перечисленных.
Выводы и заключение. Проведенное авторами социологическое исследование показало, что у людей востребованные курорты для организации отдыха и это штат на юго-западе Индии - ГОА, и Керала расположенная на Малабарском берегу между Карнатакой и Тамил- Наду. Россияне в первую очередь обращают внимание на цену туров в Индию и варианты размещения (наиболее предпочтительны отели 5* и бунгало). Основные цели посещения страны: экскурсионно-познавательные, оздоровительные и пляжный отдых. Каждый второй турист хочет посетить Тадж-Махал. Индия как туристское направление очень интересно и перспективно для людей и имеет будущее.
Список литературы
1. Антонова Т.П., Русалева Л.Ю. Оценка туристского продукта индийского штата ГОА как альтернативы Египту и Турции // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 4 (4). С. 391-398.
2. Бочарова Э.А. Проблемы и перспективы развития индустрии туризма Индии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т2. С. 227-229.
3. Горшунов И.А., Максимова А.А., Булганина А.Е., Каткова О.В. Маркетинговое исследование предпочтений туристов // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2019 материалы IX Международной молодежной научной конференции. Курск, 2019. С. 139-143.
4. Каледин В.Н. Индия в современной мировой индустрии туризма // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 1. С. 7-9.
5. Лебедева Т.Е., Булганина С.В., Сульдина В.В., Вдовина О.А. Анализ предпочтений потребителей туристкого рынка //Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 4-3. С. 217-221.
6. Скобельцына А. С. Государственное регулирование гостиничного дела в Индии // Проблемы современной экономики. 2017. № 2 (62). С. 212-214.
7. Туристический портал. Туры в Индию [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.svali.ru/catalog~33~index.htm (Дата обращения: 04.06.2019).
Belousova Ksenia Vladimirovna, student Labazova Anastasia Vasilievna, student
Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ANALYSIS OF REQUIREMENT OF TOURS IN INDIA
Abstract. The article presents the results of a sociological survey conducted in May 2019. The purpose of the survey was to identify the demand for tours to India among residents of Russia. Analyzed the preferences of people by type of tourism, preferences of resorts and means of accommodation, the cost of recreation, criteria for choosing tours, interest in sightseeing in India and gastronomic preferences of tourists. Keywords: case study, survey, tourists, India