УДК 316.752
ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА
© 2010 г. Е.С. Мавричева
Южно-Российский государственный университет South Russian State University
экономики и сервиса, of Economics and Service,
ул. Шевченко, 147, г. Шахты, 346500, Shevchenko St., 147, Shakhty, 346500,
lidssa@sha.rnd.su lidssa@sha.rnd.su
Анализируется развитие проблемы ценностей современной студенческой молодежи в сфере туризма в западной и российской социологической мысли. Представлены результаты эмпирического социологического исследования ценностей, проведенного автором.
Ключевые слова: ценности студенческой молодежи, туризм, экспектации, исследование, современное общество.
An analytic work has been done on a topic of moral values of modern students in a sphere of the tourism in the western and Russian sociological thought. Author presents a result of empirical sociological research of the values that was conducted by himself.
Keywords: values of student youth, tourism, expectations, research, modern society.
В современном российском обществе находится в состоянии перманентной трансформации ценностная система молодого поколения, что актуализирует проблему использования всех доступных средств для формирования ценностей молодежи. В сложившихся условиях особое значение приобретает туризм - многомерное явление современного мира, быстро развивающееся и влияющее на все стороны жизнедеятельности человека. На наш взгляд, он может выступить в качестве одного из средств формирования у молодых людей ценностей, адекватных современному общест-
ву. Для этого необходимо их выявление, изучение и классификация, группирование и раскрытие внутреннего содержания.
Методология изучения проблемы ценностей привлекает внимание ученых на протяжении длительного периода времени (У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ж. Бодрийяр, Э. Тоффлер).
Понятие «ценность» не являлось категорией социологии, оно использовалось только в философии. Первыми социологами, применившими этот термин, были У. Томас и Ф. Знанецкий. В их понимании цен-
ности - это «любой факт, имеющий доступное членам некой социальной группы эмпирическое содержание и значение, исходя из которых он есть или может стать объектом деятельности» [1, с. 343].
Иначе подходит к рассматриваемой проблеме Э.Дюркгейм. В его понимании «...ценность зависит главным образом от какой-нибудь внутренней особенности вещи, которой она приписывается, ценностное суждение - лишь выражение того, как эта особенность воздействует на формулирующего суждение субъекта. Если это воздействие благоприятно, то ценность является положительной, в противном случае она отрицательна. ...Но существует огромная разница между тем, как в действительности оцениваются ценности обыкновенным индивидом, и той объективной шкалой человеческих ценностей, на которой в принципе должны основываться наши суждения» [2, с. 288 - 289]. Далее Э. Дюркгейм дает классификацию ценностей, выделяя экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические. «Существуют различные типы ценностей, но это разновидности одного и того же рода. Все они соответствуют оценке вещей, хотя она может осуществляться в тех или иных случаях с различных точек зрения» [2, с. 297].
П. Сорокин считал, что, «когда данная норма поведения становится обязательной и священной, она превращается в трансцендентальную ценность, возвышающуюся над соображениями пользы и удовольствия» [3, с. 145]. Наибольший интерес, по его мнению, представляют высшие ценности общества. Он говорит о том, что «они состоят из основных нравственно-юридических, религиозных, научных, экономических, политических и эстетических понятий» [3, с. 140].
Согласно положениям теории Т. Парсонса, «...ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функций по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств» [4,с. 18]. По мысли Т. Парсонса, на уровне общества институционализированные ценностные образцы проявляются в виде культурной основы социальной организации, которая обозначает желаемый тип социальной системы. Ценности он выделяет как один из четырех основных структурных компонентов социальных систем. «Приверженность ценностям предполагает обязанность совершать конкретные действия по их реализации. Особенно если ценностная система имеет "активистский" характер, что в большинстве случаев присуще современным обществам, то это предполагает реалистическое признание вполне определенных условий для коллективного действия» [4, с. 22].
С точки зрения Т. Парсонса, в культурной системе содержатся такие ценности, как моральные, эстетические, познавательные и религиозные.
Как отмечает Ж. Бодрийяр, «ценность осуществляет свое господство через неуловимо тонкий порядок порождающих моделей, через бесконечный ряд симуляций» [5, с. 46]. Далее он, в соответствии с идеями постиндуст-
риального общества, говорит о том, что с ценностью «произошла столь глубокая, столь решительная перемена, все ее содержательные элементы стали настолько другими, если не просто уничтожились, что данный термин теперь лишь намекает на суть дела» [5, с. 59]. После этого следует мысль Ж. Бодрийяра, согласно которой в системе знаков и образов теряются все основные гуманистические критерии ценности, устанавливавших на протяжении многих столетий культуру моральных, эстетических, практических суждений.
Дальнейшую разработку тема получила в работах Э. Тоффлера, утверждавшего, что сейчас происходит изменение ценностей, ускоряется сам процесс их оборота. За исключением самых изолированных нетехнологических обществ в течение жизни одного человека происходит изменение общественной системы ценностей, которые у современного человека, проживающего в постиндустриальном обществе, характеризуются временностью структуры общих и личностных ценностных систем. «Каково бы ни было содержание ценностей, которые возникают взамен ценностей индустриальной эпохи, они будут менее долговечны, чем ценности прошлых времен... Если говорить о предвидимом будущем, следует предполагать еще более быструю смену ценностей» [6, с. 330 - 331]. Происходит сокращение набора общепринятых ценностей. Человек постиндустриального общества сталкивается еще с одной проблемой, выделенной Э.Тоффлером, «...оказываясь перед различными противоречащими одна другой ценностными системами .. .люди будущего должны будут совершать выбор по-новому» [6, с. 330 - 331]. К угнетенному состоянию способна привести проблема сверхвыбора человека, не имеющего четкой структуры ценностей.
Большинство российских ученых, давая определения понятия «ценность», используют в своих трудах достижения западной социологической мысли, и нам представляется целесообразным не цитировать заимствования, произведенные российскими исследователями, а рассмотреть структуры ценностей, предложенные российскими авторами.
Так, исследовательский коллектив во главе с Н.И. Лапиным, выделяет следующие системы ценностей: интегрирующие, дифференцирующие, смысложизненные, витальные, интеракционистские, социализационные.
В интегрирующую систему входят ценности, консолидирующие поведение субъектов. Дифференцирующие - разъединяют субъектов, выделяют их специфичность и особенность поведения. Объединяет ценности человеческой жизни, предопределяющие цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, - смысло-жизненная система ценностей. Витальная система отвечает за ценностные суждения, необходимые для сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта. Еще одна система ценностей - интерак-ционистская - включает в себя ценностные суждения, важные в межличностном и групповом общении. Это могут быть хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь. В социализационную систему
ценностей входят те, которые определяют процесс формирования личности [7, с. 99].
Следующая, на наш взгляд, заслуживающая внимания классификация принадлежит И.И. Кравченко. Он предлагает выделять базисные ценности. По его мнению, они состоят из природных, предметных и социальных ценностей. «Совокупность социальных базисных ценностей образуют социально-политические и гражданские ценности; моральные; этические; политические; познавательные; общественные; ценности цивилизации; ценности отдельных эпох, быта культуры и многие другие. Мир людей, вещей и отношений между ними в целом может быть представлен как совокупность взаимосвязанных базисных ценностей» [8, с.6 - 7].
Нами проведено исследование, в результате которого были опрошены молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, студенты Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ЮРГУЭС), всего - 110 чел. очной и заочной формы обучения. В данной выборке представлены учащиеся социально-гуманитарного, экономического, технологического и механико-радиотехнического факультета. Среди респондентов 70 чел. только учатся, а 40 - совмещают учебу с трудовой деятельностью. По половому составу в данном опросе приняло участие 75 женщин и 35 мужчин.
Так, большинство молодых людей в отношении наиболее предпочтительного для них досуга отметили, что его вид - активный или пассивный - зависит от сложившихся обстоятельств (58,55 %). Получается, что молодые люди не исключают возможности проведения своего досуга в активной форме. Следовательно, при пропаганде и организации активной досуговой деятельности молодежи вполне возможной его формой сможет выступить туризм в различных его проявлениях.
Еще 39,63 % опрошенных обозначили свой досуг как активный, их можно объединить с молодыми людьми, ответившими, что вид их досуга зависит от обстоятельств.
Далее нами было уточнено, какую форму активного досуга предпочитают молодые люди. В этом случае большинство из них выбирают посещение дискотек (43,24 %), затем следует совершение путешествий (40,54 %), туризм (27,92 %). Таким образом, предположение о том, что при пропаганде и организации активной досуговой деятельности молодежи вполне возможной его формой сможет выступить туризм в различных его проявлениях, подтверждается цифрами, согласно которым 68,46 % молодежи предпочитают активным видом досуга путешествия и туризм.
Для того чтобы выяснить, каким должно быть туристское путешествие, был задан вопрос о предпочтительном виде туризма. Результаты опроса показали, что наиболее популярным у молодежи является познавательный туризм (30,63 %), далее следуют водный (28,82 %), международный (26,12 %), лечебно-оздоровительный и экстремальный (по 25,22 %), спортивный (24,32 %), экскурсионный (23,42 %), экзотический (21,62 %), культурный (20,72 %). На девятом месте располагается рекреационный туризм (16,21 %), де-
сятом - горный (15,31 %), одиннадцатом - охотничий (13,51 %), двенадцатом - пешеходный (12,61 %). Следующие места делят между собой музейный и лыжный туризм (по 11,1 %). После них располагаются: велосипедный (9,9 %), образовательный (8,1 %), этнографический (5,4 %), деловой (3,6 %), экологический (2,7 %). И последнее место делят между собой космический и научный туризм (по 0,9 %).
Таким образом, исследование экспектаций молодых людей привело к выводу, что молодежь стремится к активным формам досуга, вид такого досуга -туризм и путешествия, которые чаще всего носят познавательный характер, студенты проявляют таким образом явную склонность к познанию, знакомству с чем-то новым.
Анализ ответов на вопрос о том, что в результате совершенного путешествия получают молодые люди, показал: они считают, что, совершив его, расширят свой кругозор (56,75 %), это путешествие будет способствовать подъему духовных сил (45,04 %), приобретаются новые увлечения (15,31 %), стимулируется изучение иностранных языков (14,41 %). Кроме того, для учащихся путешествие способствует развитию коммуникативных способностей (12,61 %). Следующее влияние проявляется в переоценке и обновлении своего «Я» и изменении отношения к окружающему миру (по 10,81 %). После этого расположенную позицию опять же разделяют два ответа: осознание факта того, что меня «видел мир» и расширение социальных контактов (по 9,9 %). Кроме того, 1,8 % молодежи ответили, что совершенное путешествие никак не влияет. Еще для 0,9 % молодых людей оно восстанавливает физические силы.
Таким образом, мы видим, что большая часть молодых людей рассматривает путешествие как способ расширения своего кругозора, т. е. выделяет его как одну из форм познания мира, самосовершенствования.
Для выделения того, что является важным для молодых людей во время туристского путешествия, нами был задан молодым людям ряд вопросов. Анализ ответов на первый вопрос этой группы о степени значимости во время туристского путешествия указанных эстетических ценностей показал, что по первой ценности -красоте места пребывания, для которой необходимо было определить степень значимости, были получены следующие результаты. Данная ценность очень значима для 54,05 % респондентов, значима - 44,14 %, не имеет значения - 0,9 %. Вторая ценность - стильность оформления места проживания, прилегающих территорий - очень значима для 16,21 % молодых людей, принявших участие в опросе, значима для 63,06 %, не имеет значения для 14,41 % респондентов, 5,4 % опрошенных затруднились с ответом. Далее анализировалась эстетическая ценность гармонии между архитектурным и природным наполнением местности. Гармония оказалась очень значимой для 9,9 % молодежи, значимой для 58,55, не имеющей значения для 27,92, и затруднились с ответом 2,7 % респондентов. После гармонии следовала самобытность места отдыха. Данная ценность оказалась очень значима для 14,41 % оп-
рошенных, значимой для 45,94, не имеющей значения для 29,72, затруднились ответить - 8,1 %. Следование традициям в месте туристского отдыха - еще одна эстетическая ценность, для которой необходимо было определить степень значимости. Она оказалась очень значима для 9,9 % респондентов, значима для 23,42, не имеет значения для 58,55, и затруднились ответить -6,3 % молодых людей. Развитие темы традиций происходит в позиции, где необходимо определить значимость для молодежи ценности следования традиции отдыха, заложенной в семье. Данная ценность оказалась очень значимой для 9 % опрошенных, значимой для 25,22, не имеющей значения для 53,15, затруднились определить степень значимости данной ценности 10,81 % респондентов. Последняя ценность, для которой необходимо было определить степень значимости,- это новизна места посещения с целями отдыха. Новизна оказалась очень значимой для 29,72 % отвечавших на вопрос, значима для 50,45, не имеющей значения для 17,11, затруднились с ответом - 2,7% молодежи, принявшей участи в опросе.
Из полученных данных мы видим, что красота места пребывания для большинства молодых людей (50,05%) очень значима во время отдыха. В то же время стильность оформления места проживания, прилегающих территорий для большей части молодежи (63,06 %) - просто значима. Также значимой для большинства (58,55 %) является гармония между архитектурным и природным наполнением местности и самобытность места отдыха (45,94 %). Не имеют значения для большинства молодых людей такие позиции, как следование традициям в месте туристского отдыха (58,55 %) и следование традиции отдыха, заложенной в семье (53,15 %). Еще одной позицией, оказавшейся значимой для большинства молодежи, явилась новизна места посещения с целями отдыха (50,45 %).
Заметим, что для большинства молодых, не имеет значения следование традициям в месте туристского отдыха, что может свидетельствовать о том, что молодые люди проявляют явную склонность к неуважению культуры чужой страны.
Но в то же время по результатам анализа сочинений на тему «Ваше путешествие мечты», написанных студентами ЮРГУЭС, мы наблюдаем тенденцию склонности молодых людей к знакомству с традициями общества, которое они посещают. Для подтверждения вышесказанного нам представляется уместным включить сюда цитаты из ряда сочинений. Так в одном из них написано: «В течение своего путешествия мне бы хотелось в первую очередь ознакомиться с обычаями и традициями, характерными для той местности, куда бы я поехала, а также узнать какие существуют праздники и обряды. В любом путешествии всегда по достоинству оценю культуру и традиции общества». Еще одна цитата, подтверждающая интерес молодежи к традициям других стран: «За это время я бы успела посмотреть все выдающиеся достопримечательности, природу, познакомиться с традициями и обычаями этой страны, посетить музеи, принять участие в каком-либо
празднике, пообщаться с местными жителями». Таким образом, мы наблюдаем у современной молодежи явное разногласие в отношении ценностей: по их мнению, является не значимым соблюдение традиций в стране посещения, но знакомство с чужими обычаями и традициями является интересным и важным во время путешествия.
Факт того, что не имеет значения для современной молодежи следование традиции отдыха, заложенной в семье, мы проверили, задав вопрос: «Есть ли в Вашей семье туристские традиции?» Большинство (62,16 %) ответило, что в их семье нет туристских традиций, еще 21,62 % затруднились с ответом. Только 15,31 % молодых людей ответили, что в их семье есть туристские традиции. Таким образом, в ответах проявляется не отрицание традиций отдыха в одном и том же месте, а просто подтверждается факт того, что такие традиции не были заложены в семье.
Для определения того, какие еще факторы учитываются во время туристской поездки, мы попросили молодежь оценить по пятибалльной шкале значимость для них следующих факторов. Так, месту размещения (проживания) пять баллов дали 52,25 % принявших участие в опросе, четыре - 30,63, три - 11,71, два - 1,8, один - 1,8%. Организация питания пять баллов получила от 45,94% молодежи, четыре - 34,23, три - 11,71, два - 4,5, один - 1,8% опрошенных. Обеспеченность транспортными средствами: 29,72 % - пять баллов, 39,63 - четыре, 13,51 - три, 9,9% - два, 3,6 % - один балл. Потребность во впечатлениях на пять баллов была оценена 69,36 % молодежи, на четыре балла - 11,71, три - 5,4, два - 2,7, и на один - 1,8 % принявших участие в опросе. Развлечения значимы на пять баллов для 61,26 %, четыре - 24,32, три - 8,1, два - 2,7, один -0,9% опрошенных. Деловые встречи оценены пятью баллами 5,4 % респондентов, четырьмя - 12,61, тремя -27,02, двумя - 19,81, одним - 20,72 % молодежи. Пять баллов значимости курортного обслуживания поставили 35,13 % молодых людей, - 32,43, три - 20,72, два -3,6 % и один - 5,4 % респондентов. Экскурсионное обслуживание: пять баллов - 35,13 %, четыре - 31,53, три - 20,72, два - 5,4, один - 1,8 % опрошенных.
Если представить, что, например, 5 баллов - это 1-е место; 4 - 2-е; 3 - 3-е и т. д., то получится, что для большинства молодых людей на первом месте стоит место размещения (проживания) (52,25 %), организация питания (45,94 %), потребность во впечатлениях (69,36 %), развлечениях (61,26 %), курортное обслуживание (35,13%), экскурсионное обслуживание (35,13%). На 2-е - большинство молодых людей поставили обеспеченность транспортными средствами (39,63 %). 3-е было отдано деловым встречам (27,02 %). Таким образом, основная часть молодежи придает большое значение вышеперечисленным факторам.
Насколько коллективистские характеристики присущи современным молодым людям, мы выяснили из ответа на вопрос о том, с кем они предпочитают отдыхать. Большинство из них предпочитают отдыхать шумной компанией (40,54%), 2-е место - отдых вдвоем (27,02%), 3-е - семьей (25,22%). Далее отдыхать компа-
ниями по интересам (дайвинг, лыжники, фанаты команды) - 9 %, предпочтение отдыхать в одиночестве (3,6%). Последнее место занимают восемь различных позиций: по 0,9 % набрали следующие ответы: с друзьями; семьями; когда как, в зависимости от обстоятельств; от настроения перед началом отдыха; в своем кругу; с друзьями или просто интересными мне людьми; чем больше, тем лучше. Отказались отвечать тоже 0,9 % опрошенных. Как мы видим, у современных молодых людей явная склонность к коллективизму, отсюда и предпочтение отдыхать шумной компанией, чтобы было с кем разделить радость от удачного отдыха сразу же.
Какое же время года предпочтительно для отдыха? Как оказалось, большинство любят отдыхать летом (88,28 %), далее весной - 11,71, зимой - 10,81 и осенью - 9,9 %. Данная тенденция может объясняться тем, что основная часть молодых людей получает образование и возможность для отдыха имеет именно в летние каникулы.
Самая главная ценность туризма для студентов -то, что они рассматривают его как средство познания окружающего мира и признают как один из способов расширения их кругозора. Молодые люди это подтвердили, выбрав самым популярным видом туризма именно познавательный, направленный на ознакомление с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами. Главной его целью является удовлетворение любознательности путешествующих.
Туризм и путешествия рассматриваются молодыми людьми как способ проведения своего досуга, особенно, когда это касается его активного направления, т.е. проведения своего времени в компании интересных им людей.
По нашему мнению, можно выделить следующие группы ценностей молодежи.
Нравственные: расширения своего кругозора; подъем духовных сил; приобретение новых увлечений; стимулирование изучения иностранных языков; способствование более легкому общению с людьми; пере-
оценка и обновление своего «Я»; изменение отношения к окружающему миру; осознание факта того, что меня «видел мир»; расширение социальных контактов.
Эстетические: красота места пребывания; стильность оформления места проживания, прилегающих территорий; гармония между архитектурным и природным наполнением местности; самобытность места отдыха; следование традициям в месте туристского отдыха; следование традиции отдыха, заложенной в семье; новизна места посещения с целями отдыха.
Ценности, непосредственно связанные с витальными основами жизни: место размещения (проживания); организация питания; обеспеченность транспортными средствами; потребность во впечатлениях; развлечения.
Социальные ценности: ценность социальных взаимодействий с людьми; коллективность.
Таким образом, мы полагаем целесообразным выделить ценности туристского отдыха как самостоятельную категорию ценностей. И предлагаем использовать туристскую сферу для формирования ценностей молодежи адекватных современному обществу.
Литература
1. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М., 1994.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2006.
3. Сорокин П. Причины войны и условия мира // Социс. 1993. № 12.
4. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
6. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002.
7. См.: ГаврилюкВ.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (Поколенный подход) // Социс. 2002. № 1.
8. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2.
Поступила в редакцию 19 июня 2009 г.