УДК 303.443.2
мониторинг общественного мнения в системе обеспечения функционирования туристской отрасли
З.М. Ханбабаева,
кандидат биологических наук, директор филиала, rgutis05@rambler.ru,
В.В. Даитов,
кандидат экономических наук, заместитель директора филиала,
Филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Махачкале
The analysis of information of social questioning population of Dagestan Republic is illustrated in the article, which is devoted the development of tourist-recreation complex. The authors of the investigation study the reaction of the native population on changes in socio-economic situation, inevitably arising with the growth of tourist floods.
Displayed better-defined obvious distinction in valuations and preferences of respondents’ groups, who differs in sex, age and level of income.
Анализируются данные социологического опроса населения Республики Дагестан, посвященного развитию туристско-рекреационного комплекса. Авторы исследования изучают реакцию коренного населения на изменения в социально-экономической ситуации, неизбежно возникающие с ростом туристских потоков. Продемонстрированы наиболее отчетливо выраженные различия в оценках и предпочтениях групп респондентов, разнящихся по полу, возрасту, уровню дохода.
Key words: questioning of population, Dagestan, internal tourism, external tourism.
Ключевые слова: опрос населения, Дагестан, внутренний туризм, въездной туризм.
Теоретиками и практиками туризма сформирована парадигма положительных и отрицательных факторов, влияющих на развитие отрасли. Изучение туризма следует проводить в рамках целостной социально-экономической системы, в которой экономика и социология будут играть главные роли.
Исследований, посвященных оценке влияния социального фактора, мнения коренных жителей принимающей стороны в отношении развития туризма, недостаточно. Игнорирование такого мнения при планировании развития въездного туризма, прогнозировании туристских потоков в среднесрочной перспективе способно отрицательно сказаться на стабильности отрасли. Нами был проведен социологический опрос населения Республики Дагестан. Было опрошено 820 респондентов, обеспечивающих, по нашему мнению, максимальную представительность разных слоев дагестанского общества. Анкетированием были охвачены разные возрастные категории: от молодежи
(возраст до 20 лет) до людей зрелого возраста (свыше 50 лет).
Респонденты были сегментированы по уровню ежемесячного дохода (минимальный уровень — до 7000 руб., максимальный — свыше 21 000 рублей). При составлении анкет были использованы вопросы закрытого и полузакрытого типа, в основном по номинальной шкале. Обработка данных проводилась с использованием детерминационного анализа.
Социологический опрос, осуществленный в январе 2009 года является развитием исследования общественного мнения в регионе, проведенного в аналогичный период 2008 года. Были реализованы задачи сегментации круга респондентов, произведена конкретизация отдельных проблемных вопросов, расширены перспективы социологического анализа результатов. Диаграмма (рис. 1) демонстрирует оценку жителями республики развития туризма на общем уровне, без конкретизации специфичных вопросов развития отрасли. Доля
положительно относящихся к развитию туризма в республике снизилась с 93 до 89,4%, доля отрицательно и безразлично относящихся выросла в полтора раза — с 7 до 10,6%. Причиной сокращения доли положительно относящихся на наш взгляд является отсутствие пропаганды туризма в Дагестане как одного из приоритетов развития региона.
Наибольшая доля (13,6%) опрошенных, отрицательно относящихся к развитию туризма в республике, представлена молодыми людьми (чаще мужчинами), не достигшими 20-летнего возраста. В долгосрочной перспективе непопулярность туризма в молодежной среде может сказаться на столь важном аспекте развития отрасли как его кадровое обеспечение. Таким образом, молодежь является основной целевой аудиторией, на которую следует ориентировать пропаганду туризма, в том числе PR-мероприятия, направленные на воспитание культуры гражданина Дагестана. Каждый 20-й из числа опрошенных демонстрирует безразличное отношение к данному вопросу, что подтверждает указанное утверждение. Общей тенденцией является увеличение доли лиц, положительно относящихся к развитию туризма с ростом возраста и доходов респондентов. В дальнейшем можно прогнозировать усиление зависимости положительной оценки развития
туризма жителями республики с ростом уровня жизни населения.
На рисунке 2 демонстрируется оценка опрошенными возможных положительных результатов от развития туристской отрасли в Дагестане. Основным положительным эффектом было названо увеличение доходов бюджета республики. По сравнению с прошлым годом выросла доля варианта «Социальнокультурное значение» (с 21 до 23,9%), что позволило ему выйти на второе место в списке. С ростом доходов респондентов увеличивается и оценка, даваемая ими развитию экономики (в среднем с 16% у респондентов с уровнем дохода до 15 тыс. руб. до 24% у респондентов с уровнем выше 24 тыс. руб.).
Среди предложенных для оценки видов туризма респондентами особо выделяются оздоровительный и традиционный (рис. 3). В полтора раза по сравнению с 2008 годом вырос интерес к экологическому туризму с одновременным снижением доли этнического туризма. Во многом за счет увеличения доли оздоровительного туризма сократилась доля варианта «Другие виды туризма». Очевидна также зависимость роста возраста опрошенных с существенным сокращением доли экстремального туризма. Показательным моментом является
Пдлоптлио Отрицательно Безразлична
Рис. 1. Отношение опрошенных к развитию туризма в Дагестане
At
ээ,'
ИТОН пгздоэ
У*еличе«е Социально- Сцшитегчсгва Развит.1 е
flOnOftOB OtUfl^fTU fcVJltTyptOf ЮІШ Свифтов нЩЮміПнікн
ЗЮЛПК громил»
Рис. 2. Оценка респондентами положительного эффекта от развития туризма в республике
то, что женская и молодежная (до 20 лет) аудитории особо выделяют необходимость развития религиозного туризма, а респонденты с низким уровнем дохода отмечают роль альтернативных предложенным видов туризма. Вывод, возможно интересный для специалистов турбизнеса, — необходимо расширение спектра предложений недорогих турпродуктов, нацеленных на активную молодежную аудиторию с проведением различных акций и рекламных кампаний.
Доли экстремального и экологического туризма вырастают по мере роста дохода респондентов, т.е. туристский продукт, сформированный на основе этих видов туризма, должен ориентироваться на наиболее платежеспособные категории населения, предлагать более высокий уровень сервиса и широкий спектр дополнительных услуг. Анализ общественного мнения в части развития туризма не должен оставлять без внимания оценку возможного вреда (рис. 4).
■ 'тюэб актов
CL*
/ /
Рис. 3. Оценка направлений развития туризма по видам
16
НЩТЩЙЧ
(ЛМЩЦЩ
ннКДп
Пот*р* 3 и*П*Гич*с Ш«1 Другой ¥«4Ч>*
с Мввытнс ети ущерб
Врчсл К* «¥А»т
Рис. 4. Оценка респондентами вредных последствий развития туризма
По сравнению с 2008 годом очень серьезно (в 2,5 раза) снизилось значение придаваемое экологическому ущербу, на первое место вышла доля негативного влияния на молодежь. При проведении прошлого опроса анкета не включала вариант «Вреда не будет». Этот ответ был выбран каждым пятым респондентом, и в целом подтверждает значимую положи-
тельную оценку развития туризма коренным населением. Серьезные отличия в восприятии вреда между представителями мужской и женской аудиторий (рис. 5) выразились в том, что дагестанки, демонстрируя практичность и хозяйственность, особо выделяют в графе «Другой вред» увеличение цен на товары и услуги. Для женщин этот вред является наиболее зна-
Рис. 5. Оценка вреда от развития туризма мужской и женской аудиториями
її
»
»
20
1*
It
і
аяі
ОттугсівКА фишке ирнцнни ннфрцп^т^и
ЯЦщтц^м
Рис. 6. Оценка возможных основных проблем развития туризма
bicm» им н
ifTrtyv
чимым. Доля женщин, считающих, что вреда вообще не будет, также выше. Они же придают меньшее значение негативному влиянию на молодежь и потере самобытности.
Можно выделить и другие тенденции: с ростом возраста респондентов снижается показатель значимости экологического
ущерба и возрастает значение негативного влияния на молодежь, а с ростом доходов опрошенных снижается значимость потери самобытности, а также повышается доля варианта «Вреда не будет», он выходит на первое место (более 30% опрошенных с доходами выше 15 тыс. руб.).
30
її
10
Э0.Л
27 J9
lt.fr
йбрмірснашір ічміДви 0н«дрг*|1» PminiktKObii *пД«
р*£пу6лііки івл«кііт*гьногв спиті кршшогмнай їіітуїціи туршма
Рис. 7. Оценка вариантов мер по развитию туризма в Дагестане
4*
44
її
и
її
»
11
14
і
4
. -ll.fi
мг
1 Г ^
Природно- Игторнночрхнтапурни* Куот>, пр«чыслы,
шнміїкчасїн* еуашнры
Друге*
Рис. 8. Условия, по мнению опрошенных, привлекающие туристов в Дагестане
Основными проблемами (рис. 6) развития туризма, по мнению опрошенных, являются отсутствие финансирования (29,5%) и отсутствие инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса (24,7%). По сравнению с 2008 годом дефицит кадров со второго перешел на третье место, при этом стабильна доля варианта «менталитет населения». В предыдущем опросе не было варианта «высокие цены на услуги», доля которого в 2009 году составила 12,1%. С ростом дохода населения увеличивается доля «отсутствие финансирования» и сокращается доля «дефицит кадров». Респонденты со среднемесячным доходом ниже 15 тыс. руб. более обеспокоены отсутствием инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса (34,9%), чем опрошенные граждане с доходами выше 15 тыс. руб. (21,8%).
Несомненный интерес представляет анализ ответов респондентов на вопрос «Какие меры необходимо предпринять для развития туризма в Дагестане?». Вариант «Формирование положительного имиджа Республики Дагестан в средствах массовой информации» выбрали 30,4% опрошенных. Не сильно отстают и варианты «Внедрение положительного опыта развития отрасли в ведущих туристических регионах» (27,9%) и «Исправление криминогенной ситуации» (25,1%). И если борьба с преступностью это прерогатива правоохранительных ор-
ганов, то реклама Дагестана как туристического региона в российских СМИ, а также анализ и практическое применение положительного опыта других стран мира и регионов РФ — это поле деятельности для всех, кто заинтересован в динамичном развитии туристской отрасли в республике. К ним несомненно относятся органы республиканской власти в лице Агентства по туризму Республики Дагестан, турфирмы, организации гостиничного и ресторанного бизнеса, транспортные и сервисные предприятия (рис. 7).
Вариант «Развитие новых видов туризма» занимает последнее место (16,6%), однако, молодежь и часть населения с невысокими доходами придают этому вопросу более важное значение, что еще раз подтверждает вывод о необходимости поиска альтернативных, недорогих вариантов туристического досуга. Также отметим, что респонденты с высоким уровнем доходов, имеющие возможность сравнения в уровнях развития туризма в Дагестане и за его пределами, особое внимание уделяют необходимости изучения и внедрения опыта, накопленного другими регионами.
Рисунок 8 показывает градацию условий, которые наши респонденты, считают наиболее привлекательными для туристов. 43,6% опрошенных считают природно-климатические особенности главной ценностью дагестанского региона. Развитие массового туризма является
17Д
Ифсвд п*б4р*жк* Иггвричкт* М1ршруты Отв**к И* природ* ■ прл
Рис. 9. Предпочтения респондентов в туристическом досуге
этд
Рис. 10. Предпочтения респондентов в географическом районировании мест проведения отпуска
приоритетным направлением становления отрасли в контексте как въездного, так и внутреннего туризма. Это подтверждается и анализом предпочтений респондентов в формах проведения туристического досуга (рис. 9). Здесь отдых
на морском побережье и в горах занимают самую большую долю (68,6%).
Значимость историко-архитектурных достопримечательностей региона (34,2%) прямо коррелирует с желанием опрошенных совмещать
отдых с познавательной составляющей, касающейся истории родного края (31,4%). Экскурсии по историческим маршрутам должны быть недорогими, что позволит привлечь клиентов с невысоким уровнем дохода, среди которых в среднем 52,4% отдают предпочтение именно такому виду досуга.
Развитие познавательного туризма в республике на наш взгляд должно стать альтернативой массовому, традиционному туризму по двум причинам:
1) как показывают данные исследований, дагестанцы очень живо интересуются историей,
культурой и архитектурой своей Родины;
2) в массовом туризме важной составляющей
является фактор сезонности.
Можно предположить, что в летний период поток туристов будет максимальным, единственным вариантом зимнего отдыха пока остаются малочисленные горные турбазы. В межсезонье именно познавательный туризм должен способствовать возможности полноценного функционирования туристской и сопутствующих отраслей. Большинство (35,4%) дагестанцев при наличии соответствующих возможностей отдадут предпочтение отдыху за границей (рис. 10), а суммарная доля желающих отдыхать за пределами республики (69,9%) более чем вдвое превышает долю желающих проводить свой отпуск в Дагестане (31,1%).
На наш взгляд такая ситуация дает почву для продолжения подобных исследований с целью выявления причин сложившегося положения. Необходимо искать резервы развития отрасли, реализация которых позволит сделать дагестанцев более активными пользователями туристских услуг, причем молодых дагестанцев, потому что отдыху в Дагестане в среднем отдают предпочтение 16,3% лиц моложе 30 лет, и 50,9% лиц старше 41 года. Несмотря на непростую экономическую ситуацию в регионе, жители республики готовы тратить значительные средства на проведение отпуска и семейный отдых — 59,5% респондентов готовы расходовать более 15 тыс.
рублей. Мужская аудитория показала себя более расточительной, чем женская: 81,4% мужчин и лишь 40,5% женщин готовы тратить на туристский досуг более 15 тыс. руб. Люди старших возрастов сокращают свои расходы на эти цели по сравнению с молодежью. Отметим несколько ключевых аспектов, выявленных нами в процессе анализа результатов социологического исследования. В целом коренное население положительно оценивает перспективы развития туризма в республике. Объявление 2009 года Годом молодежи должно стать толчком к созданию и развитию проектов по популяризации, пропаганде туризма и экологического сознания в молодежной среде. Представителям турбизнеса необходимо предложить рынку недорогие турпродукты, ориентированные на лиц, моложе 25 лет.
В целях полноценной реализации туристско-рекреационного потенциала региона, с учетом многообразия историко-архитектурных достопримечательностей, турфирмам стоит задуматься о расширении спектра экскурсионных продуктов в рамках культурно-познавательного туризма. Специалистам туристской отрасли, работающим в направлении экстремального и экологического туризма, с учетом востребованности указанных видов у наиболее обеспеченных слоев населения, можно рекомендовать разработку турпродукта с более высоким уровнем сервиса и широким спектром дополнительных услуг
Наиболее приоритетным направлением должно стать формирование положительного имиджа Дагестана, отражающего высокий туристский потенциал республики, не только с помощью участия в выставках-ярмарках и освещения в средствах массовой информации. Представителям турбизнеса необходимо предложить российским туроператорам, занимающимся внутренним туризмом специализированный рекламный тур по республике, наглядно демонстрирующий многообразие тур-продуктов, реализуемых в регионе, их высокое качество и сравнительную доступность.
Литература
1. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.
2. Малахова Н.Н., Ушакова Д.С. Инновации в туризме и сервисе. М., Р-/Д: Март, 2008.
3. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник. М.: Гардарики, 2007.
4. Саак А.Э., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.
5. Сарафанова Е.В., ЯцукА.В. Маркетинг в туризме: учебное пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007.
6. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.