Научная статья на тему 'Современные туристские практики россиян (по материалам социологических исследований)'

Современные туристские практики россиян (по материалам социологических исследований) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
832
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ПРАКТИКА / ТУРИЗМ / СРЕДНИЙ КЛАСС / КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ИМИДЖ ТУРИСТА / TOURISTS' IMAGE / TOURIST PRACTICE / TOURISM / MIDDLE CLASS / CULTURAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лысикова Ольга Валерьевна

Анализируются современные туристские практики россиян, характеризующиеся высокой степенью социальной и культурной дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лысикова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern russians' practices in tourism (article is based on materials of sociological researches)

The article presents the modern Russians' practices in tourism characterized by high level of social and cultural differentiation.

Текст научной работы на тему «Современные туристские практики россиян (по материалам социологических исследований)»

УДК 316.3:008

О. В. Лысикова

СОВРЕМЕННЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПРАКТИКИ РОССИЯН (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Анализируются современные туристские практики россиян, характеризующиеся высокой степенью социальной и культурной дифференциации.

Туристская практика, туризм, средний класс, культурные предпочтения, имидж туриста.

O.V. Lysikova

MODERN RUSSIANS’ PRACTICES IN TOURISM (ARTICLE IS BASED ON MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCHES)

The article presents the modern Russians ’ practices in tourism characterized by high level of social and cultural differentiation.

Tourist practice, tourism, middle class, cultural preferences, tourists’ image.

В результате социально-экономических и политических трансформаций в нашей стране с конца 1980-х годов туризм утратил социальную ориентированность и приобрел коммерческий характер. Большая открытость внешней политики и падение «железного занавеса» активизировали выездной туризм, а включение России в мировое туристское пространство послужило интенсификации развития отечественного туризма, появлению новых форм и видов, их качественного и культурного разнообразия. Туризм сегодня является актуальной и востребованной практикой социально активных, культурно и пространственно мобильных людей. Туристские практики россиян стали социально дифференцированными исходя из факторов дохода, принадлежности к социальным группам, профессиональным сообществам. Туристские практики являются важным компонентом жизнедеятельности современного человека, стремящегося не только работать и зарабатывать, но отдыхать и путешествовать разнообразно и комфортно. Они характеризуются широким спектром ценностей, мотиваций, предпочтений, стилей туристского потребления, имеют высокую степень дифференциации от социального до гламурного туризма. В туристской практике проявляется социально-экономический статус и культурный облик человека. Если люди не путешествуют, то они теряют свой статус. С одной стороны, туризм позволяет человеку самоактуализироваться, насыщаясь впечатлениями, осуществляя коммуникации с большим внешним миром. С другой стороны, особенности индивидуальной туристской практики формируются исходя из внешних условий, среды обитания, статуса, моды, под воздействием общественного мнения, когда происходит активное транслирование, конвертирование окружающим собственных впечатлений, ценностей, потребностей из большого внешнего мира в мир узко событийный

- повседневный. Туризм представляет собой в значительной степени самопрезентативную

практику, насыщаясь смыслами показательных практик демонстративного престижного потребления.

Содержание туристской практики является ведущим фактором, определяющим мотивацию, предпочтения туриста, специфику потребления туруслуг, что фиксируется в объективных и субъективных показателях при данных общих социальных условиях туристской деятельности. Чем шире мотивационное поле, тем выше степень туристской инициативы и активности, включенности личности в туристскую практику, разнообразнее палитра культурных интересов и предпочтений в путешествии. Современная социокультурная туристская практика является индивидуальной туристской стратегией самореализации. Объективными факторами ее осуществления являются доступность приобретения туруслуг, разнообразие предложений на туррынке, тенденции туристской моды. К субъективным факторам отнесем уровень дохода, индивидуальные предпочтения, личный туристский опыт. Технологии организации путешествий современных туристов разнообразны: при посредничестве турфирм, с помощью Интернета, самостоятельно, то есть в рамках самодеятельного туризма.

Степень изучения современных туристских практик россиян не может считаться достаточной, поскольку динамичное социокультурное развитие туризма опережает его осмысление, анализ и прогнозирование. Комплексное решение научной проблемы обусловливает селективное применение положений ряда теорий и концепций:

- научные дефиниции туризма и туриста (Д. Бурстин, Д. Маккеннелл, З. Бауман, Дж. Урри);

- туризм как особая форма социальности (А. Шюц, Л. Г. Ионин);

- туризм как компонент социальной политики (М.Б. Биржаков, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов);

- концепция практик (П. Бурдье, Э. Гидденс, М. Хайдеггер, В. О. Волков);

- самоидентификация туриста как средство реализации жизненной стратегии (В .И. Ильин, А.Ю. Согомонов);

- практики потребления и мода в туризме (Т. Веблен, Г. Зиммель, В.И. Ильин, А.Б. Гофман, Т.И. Черняева);

- туризм как практика среднего класса (В .В. Радаев, А.Б. Фенько).

Исследовательские задачи состоят в анализе туризма как распространенной

практики представителей российского среднего класса, в рассмотрении культурных предпочтений и практик самопрезентаций российских туристов как компонентов туристской культуры и предпосылки создания и трансляции имиджа России за рубежом.

В ходе исследования был предпринят вторичный анализ данных социологических опросов населения, проведенных социологическими центрами: ИС РАН (Г ородской средний класс в современной России. Имущественные характеристики и стандарты потребления, 2006 г.), ВЦИОМ (экспресс 1998-5, 23.04.1998-28.04.1998, N=1600; экспресс 2002-5, 24.05.2002-27.05.2002, N=1600), ФОМ (Где и как хотели бы отдыхать россияне? 23.06.2005. Поездки за границу. 18-19.06.2005; N=1300 в регионах, N=600 в Москве. Поездки за границу. Апрель, 2008 г.), Комкон (опросы 2007 г.), а также анализ материалов туристских Интернет-форумов.

Туризм и путешествия в современной России теоретически доступны всем, но на практике - в разной степени для различных категорий населения. Главными факторами осуществления туристской практики является наличие свободных финансовых и временных ресурсов. Туристская практика как совокупность социальных действий туриста в процессе путешествия и в туристской дестинации формирует стиль и образ жизни человека путешествующего. Туристские практики влияют на самих туристов. Их качественное содержание (гносеологическое, рекреационное, эмоциональное, досуговое, интеллектуальное насыщение) зависит от финансовых возможностей, мотивационной структуры, коллективных и индивидуальных культурных норм, ценностей, образцов поведения, что составляет культуру туристского потребления.

Социально-экономические и политические трансформации 1990-х годов привели к переходу от социального туризма к коммерческому, от преимущественно внутреннего к доминирующему выездному, в результате чего уменьшился внутренний турпоток, качественно и количественно вырос выездной туризм. Совокупность внешних и внутренних факторов отразилась на культуре туристского потребления, ее стилевой неоднородности как проявление социальной дифференциации.

С конца 1980-х годов у населения нашей страны появилась возможность относительного маневрирования в своих расходах [1, с. 45]. Медленно, но неизменно сокращается количество граждан, которые проводят свои отпуска дома [2]: 2003 г. - 61%; 2005 г. - 56%; 2006 г. - 59%; 2007 г. - 57%. Вместе с тем, несмотря на политические и социально-экономические изменения последних двух десятилетий, благоприятствующие выездному туризму, большинство россиян так и не воспользовались возможностями отправиться в поездку за границу. По данным опроса ФОМ 2005 г., большинство россиян полагают, что возможностью поехать на курорт или в экскурсионный тур обладают только богатые люди. Применительно к отдыху за рубежом эту точку зрения разделяют 84% респондентов, а к отдыху в России - 77%. Только 13% респондентов заявили, что люди их круга и социального положения могут себе позволить съездить отдохнуть за рубеж, 24% - в России. Отдых в своей стране, связанный с дальней поездкой, представляется россиянам лишь немногим более доступным, чем отдых за рубежом. Многие участники опроса в любом случае не хотели бы отдыхать вдали от родного дома, даже если бы финансовое положение им это позволило. От гипотетической возможности зарубежной поездки отказались 31% респондентов, отдыха в России - 20%. Такое решение разделяют как люди пожилого возраста, так и молодежь. По мнению социолога ФОМ Е. Вовк, «возможность поехать на отдых (в особенности - за рубеж) блокируется не только финансовыми обстоятельствами, но и культурными установками и привычками россиян» [3]. Согласно опросу населения от 30 июня - 1 июля 2007 г. (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, N=1500), каждый двадцатый респондент считает, что россияне обычно уезжают за рубеж, чтобы «мир посмотреть», «познать другую жизнь», «посмотреть, как люди живут в других странах» [4, с.6].

В последние годы особую актуальность в научном дискурсе приобрела проблематика среднего класса в России, получившая освещение в многочисленных исследованиях. В социологических опросах активно освещаются мнения о том, кто из россиян сегодня может себе позволить отдых за рубежом. В исследовании компании Комкон 2007 г. была предпринята попытка выяснить, где работают и живут представители среднего класса, как тратят деньги и отдыхают. В ходе исследования было отобрано 1000 москвичей - представителей среднего класса посредством трехэтапной процедуры -опроса по телефону, личной беседы, анкетирования. Критерии отбора информантов были следующие: трудоспособный возраст 18-55 лет; доход на каждого члена семьи от 500$; служебное положение - менеджер, предприниматель, высококвалифицированный специалист, руководитель; наличие не менее пяти предметов из списка - цветной телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, два (или более) автомобиля, фотоаппарат, персональный компьютер, электродрель, фритюрница, радиочасы, вторая квартира (или загородный коттедж). В ходе исследования было установлено, что представители среднего класса в столице составляют 15%, т.е. каждый седьмой москвич. Характерные черты -прагматизм, карьерные амбиции, высокие потребительские запросы, повышенное внимание к собственному здоровью и полноценному отдыху, в равной степени рекреационному и активному. Одной из целей сбережений являются накопления на развлечения и поездки: 39,9% мужчин, 49,8% женщин. Директор по коммуникациям компании Комкон М. Вакатова считает, что Москва является «городом трудоголиков, которые расплачиваются за высокий уровень жизни своим здоровьем. Все больше жителей столицы становятся карьеристами, т. е. не просто «работают», а стремятся расти, продвигаться по службе, добиваться более высокого положения и дохода» [5].

В исследовании Института социологии РАН, проведенном в Москве в 2006 г., представлены имущественные характеристики и стандарты потребления городского среднего класса. Основным критерием при выявлении среднего класса является показатель среднего ежемесячного дохода, который составил 14453 рубля [6]. Важнейшей функцией среднего класса в развитом обществе является распространение инновационных практик, таких, например, как компьютерные, информационные, отчасти туристские, поскольку имущественная обеспеченность среднего класса не только выше жизненного уровня других слоев населения, она подразумевает и качественные отличия жизнедеятельности. В ответах на вопрос: «Что бы Вы в первую очередь сделали или приобрели для себя или для своей семьи, если бы у Вас вдруг появилась соответствующая сумма денег?» голоса представителей среднего класса распределились следующим образом: квартиру - 41%; автомобиль - 34%; турпоездку, поездку на курорт - 33%; коттедж для круглогодичного проживания - 31%; сделали ли бы ремонт в квартире, доме - 17%; мебель - 8%; платное лечение - 8%; платное образование для себя или семьи - 7%; дачный домик для сезонного проживания - 7%; погасили бы долги - 5%; компьютер - 4%; одежду - 3%; холодильник, стиральную машину, пылесос - 2%; кухонный комбайн, микроволновку - 2%; цветной телевизор - 2%; ничего - хотелось бы просто иметь побольше денег - 5% [6].

Обращает на себя внимание желание 33% респондентов отправиться в турпоездку, что занимает третью позицию после приобретения квартиры и автомобиля. По данным опроса, желание поехать за рубеж среди представителей среднего класса оказалось выше, чем в других социальных слоях, что связано не только с дороговизной туристских услуг, но и с престижностью их потребления. В 2006 г. по сравнению с 2003 г. выросло количество представителей среднего класса - потребителей туруслуг, такая динамика свидетельствует о росте престижного потребления в ущерб своему человеческому капиталу (образование, здоровье), что связано с тенденцией «недовостребованности» последнего российской экономикой. В ответах на вопрос: «Чего удалось добиться за последние три года?» голоса представителей различных слоев населения в процентном отношении распределились следующим образом:

Повысить уровень своего материального положения

Сделать дорогостоящие приобретения

Повысить уровень образования, квалификации

Получить повышение на работе или найти новую, бошве подходящую работу

Улучшить жилищные условия

Побывать в другой стране мира Открыть собственное дело Ничего из вышеперечисленного добиться не удалось

■ Средний класс □ Периферия □ Прочие массовые слои

Таким образом, в другой стране мира в 2003-2005 гг. побывало 16% представителей среднего класса, 9% - «периферии», 4% - другие массовые слои [6].

Компанией «Служба Континентов» в декабре 2005 г. - феврале 2006 г. было проведено исследование, основанное на телефонном опросе москвичей, выборка составила

1114 респондентов. Как выяснилось в ходе исследования, 57% опрошенных вообще никогда не были за рубежом; 26% респондентов посещают дальнее зарубежье не менее одного раза в год [7, с. 40].

Б.С. Гладарев и Ж.М. Цинман проследили эволюцию потребительского поведения представителей среднего класса Санкт-Петербурга за последние двадцать лет. Их внимание было сфокусировано на изменении индивидуальных потребительских стратегий в условиях рыночной экономики, в том числе в сфере досуга представителей среднего класса. Авторы приходят к выводу о взаимосвязи микроуровня индивидуальных потребительских стилей с макроуровнем общероссийской социально-экономической трансформации [7, с.40].

Как свидетельствуют данные опроса ФОМ в апреле 2008 г. [8], заграничные путешествия не стали для россиян привычной практикой: за последние два-три года побывали в странах СНГ и Балтии 6%, в странах дальнего зарубежья - 4% респондентов. Только 1% опрошенных побывали и там, и там. Москвичи в последние годы выезжали в страны дальнего и ближнего зарубежья значительно чаще остальных россиян (17 и 12% соответственно). Обычно россияне едут за границу, чтобы отдохнуть или набраться впечатлений. В командировки и деловые поездки за рубеж отправляются 1% респондентов. Позволить себе зарубежную поездку люди не могут чаще всего из-за финансовых проблем, на что сослались 58% респондентов, отвечая на открытый вопрос: что обычно мешает таким людям, как они, ездить за границу? 27% респондентов заявили, что они не стали бы отдыхать за рубежом, даже располагая для этого финансовыми средствами. Каковы же причины такого решения? 7% респондентов заявили, что не любят и не хотят путешествовать, 5% участников опроса отметили, что и в России немало мест для отдыха, 5% сослались на почтенный возраст, 4% - на слабое здоровье. Поехали бы за границу, в какую-нибудь страну дальнего зарубежья при наличии финансовых средств 63% опрошенных и 10% респондентов затруднились ответить, поехали бы они за границу или нет. Воспользоваться услугой, которую предоставляют многие туристические фирмы совместно с банками по приобретению турпутевки в кредит, готовы 12% респондентов. Чаще других допускают такую возможность жители мегаполисов - 23%, молодежь 18-35 лет - 19%, люди с высшим образованием - 19%. Исключают возможность покупки путевки в кредит 82% участников опроса.

В общей сложности количество людей, считающих отдых за границей доступным для себя, за три года с июня 2005 г. по май 2008 г., незначительно возросло: на 2% - с 13% в июне 2005 г. до 15% в апреле 2008 г. Доля категорично заявляющих, что отдых за рубежом им не по средствам, несколько сократилась: на 4% - с 84% в июне 2005 г. до 80% в апреле 2008 г.

Итак, как свидетельствуют социологические опросы последних лет, туризм стал распространенной практикой среднего класса. Главным сдерживающим фактором для поездки за границу является стоимость тура, т. е. экономическая составляющая, в меньшей степени - политическая ситуация в туристском регионе, вероятность террористических актов, антропогенных и природных катастроф.

В последние годы наметилась тенденция роста внутреннего туризма, темпы которого опережают выездной. Количество россиян, отдающих предпочтение внутреннему туризму, за прошедшие несколько лет выросло на 30%, причем большинство выбирает активный отдых [9, с.24]. Туристы путешествуют по России по следующим причинам:

- россиянам с низкими доходами не хватает средств на отдых и путешествия за

рубеж;

- у россиян со средними и высокими доходами после многократных международных поездок возник интерес к отечественным достопримечательностям и отдыху на российских курортах, несмотря на слаборазвитую инфраструктуру и невысокий уровень сервиса;

- существует фактор преемственности туристского опыта между поколениями.

Основными туристическими центрами страны являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды, города «Золотого кольца России». В ближайшие годы приобретет дополнительное развитие экологический и экстремальный туризм, центрами которого становятся Байкал, Камчатская область, Хакасия, Саяногорск [9, с.5]. Краснодарский край традиционно является центром летнего отдыха россиян, поток отдыхающих туда не ослабевает, несмотря на повышение транспортных тарифов и сокращение финансирования санаторно-курортного лечения граждан из средств фондов соцстраха.

Как полагает социолог ФОМ Е. Вовк, «в массовом сознании бытует представление, что выезд за рубеж - это возможность «посмотреть мир», а загорать-купаться-лечиться можно и на российских курортах, при этом не испытывая психологического дискомфорта, сопутствующего, по мнению многих респондентов, пребыванию за границей. Судя по полученным данным, некоторые россияне полагают, что условия для экскурсионных и познавательных поездок в нашей стране хуже, чем за рубежом» [3].

Индивидуальная стратегия современного туриста соизмерима с общей жизненной траекторией, с одной стороны, тщательно планируемой, а с другой, - сложно предсказуемой: «Теперь мы переходим из эры заранее заданных «референтных групп» в эпоху «универсального сравнения», в которой цель усилий человека по строительству своей жизни безнадежно неопределенна, не задана заранее и может подвергнуться многочисленным и глубоким изменениям прежде, чем эти усилия достигнут своего подлинного завершения: то есть завершения жизни человека» [10, с.13]. Сегодня в полной мере можно согласиться с мнением американского социолога Д. Маккеннелла, высказанным в середине 1970-х годов о туризме как проявлении социального статуса, образа и стиля жизни человека [11]. Мы разделяем мнение В.И. Ильина о том, что «причина действий людей лежит в их потребностях и интересах», которые осознаются «в процессе прямого или косвенного взаимодействия с окружающими его людьми, современниками и даже предками. Продукты осознания наполняют составляемую им карту мира, с помощью которой он и прокладывает свой жизненный маршрут, стремясь к вещам «полезным», «приятным», «престижным»^» [12, с.196] В настоящее время отпуск, проведенный за границей, становится характерной чертой российского среднего класса.

Современным способом транслирования своих знаний и впечатлений о поездке широкой аудитории являются туристские Интернет-форумы. Виртуальные сообщества путешественников - это своеобразные виртуальные салоны, в которых формируются культурные установки туристов. Основным стимулом к публичным высказываниям на Интернет-форумах, по мнению А.Б. Фенько, является «конструирование позитивной идентичности», поскольку рассказы туристов больше характеризуют самих авторов, нежели места их путешествий [13, с.128].

На одном из туристских Интернет-форумов развернулась дискуссия об имидже российских туристов на отдыхе за рубежом: участниками был отмечен низкий уровень культуры многих российских туристов [14].

Приведем несколько мнений с форума, датируемых весной 2007 г.

«У каждого народа свои привычки, которые никто не хочет менять, особенно на отдыхе. У итальянцев есть привычка громко и эмоционально разговаривать за столом в общей столовой. Пьяные немцы намного хуже себя ведут, чем русские!.. В одном я уверена, мы более воспитаны и образованы, чем хваленые европейцы!» (И1)*

«Другое дело, когда человек в самолете или в автобусе буянит, несмотря на спящих детей и неоднократные просьбы вести себя тише... Образование - дело одно, воспитание - другое. Может, иностранцы с нас пример берут? И мы затеряемся среди общего бедлама?» (И2).

* Здесь и далее буквенно-цифровое обозначение отсылает к порядковому номеру туриста, поделившемуся своим мнением на Интернет-форуме.

«Сложилось впечатление, что русские люди очень недружелюбны... очень раздражают приставания на улицах, но просто улыбнуться и сказать "нет" абсолютно нетрудно... Надо все-таки учиться потихоньку элементарной вежливости» (И3).

«Не знаю, можно ли считать приличным поведение российских туристов в бассейне, где плавают дети? Или может это такая привычка у народа... И, к сожалению, не знают богатенькие россияне, что образование у них в стране лучше, чем в Европе, а то не отправляли бы туда своих детей учиться» (И4).

«Хуже чем финские туристы нет на всем белом свете, сталкивалась в Эстонии и Египте» (И5).

Обсуждение на форуме складывается в рамках двух тем:1) определяющее значение образования, воспитания, уровня индивидуальной культуры в коллективном поведении российских туристов на отдыхе за рубежом; 2) сравнение поведения российских туристов с поведением туристов из Италии, Германии, Финляндии и др.

В Швейцарских Альпах призывают туристов не рвать цветы с учетом национальных стереотипов. Надпись на французском языке в переводе на русский звучит так: «Наслаждайтесь цветами, но не обрывайте их!», на английском: «Пожалуйста, не рвите цветы!», на немецком: «Цветы не рвать!» [15, с.69].

Руководитель одного из саратовских турагентств поделилась своими наблюдениями относительно характерного рода занятия многих россиян на альпийском курорте, завершив свой рассказ словами: «Зачем было ехать так далеко лишь для того, чтобы не успевать протрезветь?»

Турист из Саратова поделился своими летними впечатлениями об отдыхе в Турции: в ресторане он оказался по соседству с туристами из Германии, которые, поняв, что сидят за одним столиком с человеком из России, пересели за другой.

Осознанная и бессознательная презентация собственного имиджа туристом вне дома и офиса, вдали от привычной повседневной обстановки находится в рамках дискурса о праве человека «оставаться отличным от других и по собственному желанию выбирать модели счастья и соответствующего образа жизни» [11, с.37].

А.Б. Фенько в 2003-2004 гг. было проведено комплексное исследование, основанное на анализе содержания рассказов туристов, представленных на Интернет-форумах «Айда.ру», «www.otzyv.ru», «Сто дорог», что позволило выявить актуальные темы для обсуждения: 1) отношение к россиянам за границей; 2) демонстрация туристами социального статуса; 3) влияние местных обычаев на поведение туристов;

4) «правильный» отдых и эталонные впечатления [14, с.130]. Многие туристы - участники Интернет-форумов осуждают безрассудное поведение своих соотечественников за границей и стараются внушить окружающим необходимость соблюдения поведенческих норм. Вместе с тем участники Интернет-форумов защищают российских туристов не в частных конкретных случаях, а как сообщество, тем самым укрепляя позитивную групповую идентичность.

В 2007 г. британские агентства по бронированию номеров через Интернет провели опрос, в котором участвовали 15 тысяч управляющих гостиницами в странах ЕС. Как было выяснено, российские туристы не фигурируют в «черном списке» европейских менеджеров. Постепенно в Европе изживается стереотип непредсказуемости и «дикости» российских туристов. Наиболее воспитанными были названы туристы из Японии и Швейцарии [16].

Ю.Н. Голубчиков полагает, что «однажды сложившуюся отрицательную репутацию преодолеть трудно. Раз уж мы попали в число стран, неблагоприятных для туризма, то надо из этого делать выводы и искать свои выгоды» [17, с.503]. География туристских потоков свидетельствует, что люди в большинстве своем путешествуют внутри своего историко-географического поля. Следовательно, вариантом решения привлечения иностранных туристов в страну является переориентация туристских

потоков бывшего постсоветского пространства на внутренний российский рынок туризма, а вместе с ними и потоков финансовых.

Примечательно, что, по данным опроса ФОМ, 31% респондентов разделяют мнение о необязательности знания иностранного языка для поездок за границу, однако 59% считают, что хотя бы один иностранный язык знать необходимо. Суждения по этому вопросу сильно различаются в зависимости от уровня дохода респондентов: наименее обеспеченные участники опроса чаще говорят о необходимости знания иностранного языка для поездок за границу, люди с относительно высокими доходами высказываются о необязательном знании иностранного языка [5]. Представляется крайне актуальной тема о том, что «наш человек за рубежом как «посол страны», как носитель образа (имиджа) России» [18, с.54]. Поэтому имиджевое продвижение России на мировом туристском рынке начинается с восприятия туристов-россиян за рубежом на отдыхе и в деловых поездках как сотрудниками сферы туризма и гостеприимства, так и туристами из других стран и местными жителями туристских дестинаций.

Фактор мотивации является определяющим в выборе вида туризма, и современный турист относится к этому внимательно и вдумчиво. На Интернет-форуме был предложен вопрос: какой отдых для вас предпочтителен?

В опросе приняли участие 2173 человека, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, голоса распределились следующим образом [19]:

-комбинированный 175 31,7%

-пляжный 141 25,54%

- активный, экстремальный 69 12,5%

-экскурсионный 65 11,78%

-оздоровительный 57 10,33%

-лечебный 45 ■ 8,15%

Среди прочих со значительным преимуществом преобладают комбинированный и пляжный виды туризма, причем обоснование выбора сопровождается вескими аргументами респондентов.

«Все-таки из отпуска нужно привозить свежие впечатления. Комбинированный отдых для этого самый подходящий. Понежиться на пляже, конечно, неплохо, но впечатлений такой отдых не оставит. Лучше, когда всего в меру» (И3).

«А представьте людей в корпоративном офисе, они в поту носятся как ненормальные. Вот потом и валяются на пляже высунув язык» (И6).

А. П. Осауленко была предложена типология ценностных ориентаций современных российских туристов [20, с.12]:

- самая многочисленная группа видит в туризме возможность увидеть мир, расширить свой кругозор, романтического отдыха, ухода от действительности;

- несколько меньше численность тех, кого больше привлекают путешествия со «своей» компанией, «дикий» отдых или организованные путешествия по России;

- третью группу составляют люди, ориентированные на восстановление здоровья, главным образом на российских курортах;

- четвертая, самая малочисленная группа включает любителей экстремального спорта и религиозных паломников.

Следовательно, мотивированное решение совершить туристическую поездку исходит из стремления самореализоваться в путешествии и комфортно отдохнуть.

Современный туризм предполагает посредничество турфирм для организации туристской поездки с изменением статуса человека, преобразующегося в туриста. Следующий вопрос на форуме звучал так: что мешает вам путешествовать без помощи турфирм?

В опросе приняли участие 2204 человека, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, голоса распределились следующим образом [19]:

- проблемы с оформлением документов 407 32,46%

- абсолютно ничего не мешает 322 25,68%

- нет опыта путешествий без турфирм 233 18,58%

- незнание иностранного языка 205 16,35%

- недостаток комфорта и сервиса 59 4,70%

- недостаточно информации о стране 28 I 2,23%

«Неорганизованный туризм - самостоятельные (самодеятельные) путешествия туристов, как правило, организуются без помощи турфирм. В этом случае оплата туруслуг осуществляется туристами по мере необходимости в их получении» (И6).

«На мой взгляд, лучше всего путешествовать без помощи турфирм, конечно придется потратить определенное время на оформление документов, но потом вы сможете отдыхать так, как захотите, а не по программе» (И7).

«Я как-то пробовала, получается очень дорого, переплата в 2-3 раза. Никто не мешает взять тур, выбрать то, что подходит, слава богу, предложений море. А что касается собственной программы, так здесь вам никто помешать не может» (И3).

«Ну, смотря чего вы хотите - сейчас Интернет дает возможность самому все спланировать и забронировать и, при этом, немного сэкономить, да и свобода ж полнейшая - всегда все можешь сам переиграть» (И8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, туристов больше всего настораживают проблемы с оформлением виз, проездных документов, страховок. Турфирма рассматривается большинством не столько в качестве посредника, сколько помощником и гарантом в обеспечении комфорта, спокойствия, экономии средств. В то же время значительное число участников опроса признались в наличии языкового барьера. Многие высказались за возможность самостоятельного планирования и организации своего путешествия, будучи уверенными в своих возможностях и информированности.

Подводя итог, следует отметить, что современные туристские практики россиян характеризуются широким разнообразием мотиваций, предпочтений, ценностей туристского потребления, они имеют высокую степень дифференциации. Как свидетельствуют социологические опросы последних лет, туризм стал распространенной практикой российского среднего класса, проведенный за границей отпуск становится его характерной чертой. Важным сдерживающим фактором для поездки за границу является стоимость тура, т. е. экономическая составляющая, в меньшей степени - геополитическая ситуация, вероятность террористических актов, антропогенных и природных катастроф в принимающей туристской дестинации. Индивидуальная стратегия современных туристов соизмерима с общей жизненной траекторией, с одной стороны, тщательно планируемой, а с другой, - сложно предсказуемой. Туризм является проявлением социального статуса, образа и стиля жизни современного человека. На наш взгляд, конкурентные преимущества внутреннего российского туризма состоят не в качестве сервиса и новейшей инфраструктуре (аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы и курорты), а в традиционном разнообразии природных и культурных достопримечательностей, профессиональном транслировании знаний о них посредством инновационных технологий как для потенциальных российских туристов, так и иностранных. Важным компонентом имиджевого продвижения России на мировом туристском рынке является восприятие туристов-россиян за рубежом на отдыхе и в деловых поездках сотрудниками сферы туризма и гостеприимства, туристами из других стран, местными жителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Литвинов В.А. Доходное место российского гражданина / В.А. Литвинов // Человек. 2007. № 2. С. 45-49.

2. Яковлева Е. Лето для домоседа / Е. Яковлева // Российская газета. 17.07.2007; Нет денег, чтобы отдохнуть: данные ВЦИОМ // Комсомольская правда. 18.16.2007.

3. Где и как хотели бы отдыхать россияне? Опрос ФОМ. 23.06.2005.

http://bd.fom.ru/ map/proj ects/dominant/dom0525/domt0525_4

4. Шмерлина И. Отъезд за границу сегодня: трудности интерпретации / И. Шмерлина // Социальная реальность. 2008. № 4. С. 5-18.

5. Опросы Комкон. http://www.comcon-2.com/default.asp?artID=1405

6. Опросы ИС РАН. Городской средний класс в современной России. Имущественные характеристики и стандарты потребления. http://www.isras.ru/ analytical_report_ MiddleClass_6.html

7. «Портрет» российского туриста по данным социологического опроса // Туризм.

2006. № 5. С. 40-41.

8. Шумакова Е. Поездки за границу / Е. Шумакова // Опросы ФОМ. www.fom.ru

9. Голубчиков Ю. Туристское измерение России / Ю. Голубчиков, Ю. Супруненко // Туризм. 2007. № 8. С. 24-25.

10. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман; пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

11. MacCanell D. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class / D. MacCanell. Berkley: University of California Press, 1976.

12. Ильин В.И. Потребление как дискурс / В.И. Ильин. СПб.: Интерсоцис, 2008.

446 с.

13. Фенько А. Б. Туризм как показатель социального статуса / А. Б. Фенько // Социс.

2007. № 2. С. 125-131.

14. Интернет-форум туристов. http://www.votpusk.ru/forum/forum_posts.asp?TID= 2403&PN=1

15. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты / И. Л. Викентьев. СПб.: Издат. дом «Бизнес-пресса», 2007. 406 с.

16. Русских за границей уже не считают дикими // РИА Новости. 24.05.2007.

17. Голубчиков Ю. Н. Режиссура имиджа России как фактор развития

национального туризма / Ю.Н. Голубчиков // Человеческая жизнь: ценности

повседневности в социокультурных программах и практиках: материалы X науч.-практ. конф. Гуманитарного университета: в 2 т. Екатеринбург, 2007. Т. 2. С. 503-506.

18. Тер-Минасова С.Г. Языковые проблемы международного туризма / С.Г. Тер-Минасова // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды Междунар. науч.-практ. конф. М.: МГУ, 2006. С. 48-54.

19. Интернет-форум туристов. http://happyrobinzon.forum24.ru

20. Осауленко А.П. Туризм: социально-институциональные основы развития /

А.П. Осауленко. Владивосток; Хабаровск: Дальнаука, 2002. 160 с.

Лысикова Ольга Валерьевна - Lysikova Olga Valeryevna -

кандидат исторических наук, доцент, Candidate of Historical Sciences,

заведующая кафедрой Assistant Professor, Head of the Department

«Менеджмент туристического бизнеса» of «Management of Tourist Industry»

Саратовского государственного of Saratov State Technical University

технического университета

Статья поступила в редакцию 22.12.08, принята к опубликованию 11.03.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.