пад», и утвердить комплексную национальную программу по развитию транзитных перевозок (с. 112).
Кроме того, для решения всего комплекса вопросов по созданию и администрированию транзитного коридора должна быть учреждена соответствующая государственная администрация. Важнейшей ее задачей является выполнение функции заказчика разработки, эксплуатации и развития автоматизированной системы контроля транзитных грузопотоков (АС КТГ), а также создание Главного информационного центра (ГИЦ) АС КТГ, обеспечивающего ее повседневную эксплуатацию (с. 111). Основой функционирования АС КТГ будет служить единая телекоммуникационная среда, обеспечивающая защищенный и имеющий правовое значение (благодаря электронной цифровой подписи) электронный документооборот между всеми участниками транзитного процесса.
М.А. Положихина
2015.04.073. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / Некрасова М.Л., Романова И.А., Анисимо-ва В.В. и др.; Куб. гос. ун-т. - Краснодар, 2014. - 178 с.
Ключевые слова: туристическая отрасль в России; территориальные туристско-рекреационные системы; спрос на туристические услуги; экологический туризм; агротуризм; событийный туризм.
Туристская отрасль может выступать одной из точек роста экономики РФ и путем интеграции страны в мировой рынок услуг, считают авторы, но развитие туризма зависит от определенного сочетания условий и факторов, а также наличия соответствующих ресурсов. При этом наибольший эффект достигается при планомерной увязке туротрасли с другими отраслями экономики.
Организационной формой для этого может служить территориальная туристско-рекреационная система (ТТРС), в которую входят как лечебные и оздоровительные учреждения (санатории, водо- и грязелечебницы, пансионаты, дома отдыха, турбазы, мотели, кемпинги, пионерские лагеря), так и обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения,
экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.).
В работе проведен подробный анализ внутренней среды туристской отрасли России и предложено туристско-рекреационное районирование страны. На основе экономико-математических расчетов авторами выделено восемь ТТРС (Северная, Приволжско-Уральская, Южная, Южно-Приволжская, Центральная, Югра -Якутия, «Две столицы», Кавказская), которые объединяют 20 тури-стско-рекреационных макрорайонов и 85 туристско-рекреационных районов.
Определение специфики туристского продукта той или иной ТТРС способствует выявлению конкурентных преимуществ и направлений стратегического позиционирования регионов на фоне других предложений мирового туристического рынка (с. 16).
Спрос на туристические услуги. Для определения целевой аудитории потребителей туристских предложений в России в работе проанализированы результаты ряда маркетинговых исследований, в частности компании «Quans research». С 2001 г. она проводит периодические (один раз в полгода, в апреле и октябре) опросы случайно выбранных 16 600 респондентов в 20 крупнейших городах России (с населением более 600 тыс. человек) (с. 88). Как показали результаты последнего опроса, дачный отдых остается одним из самых популярных способов проведения длительного досуга у россиян среднего класса. При этом становится все больше людей, посетивших, например, курорты стран Юго-Восточной Азии (с 2% в 2007 г. до 7% в 2012 г.) или побывавших на различных экзотических островах (с. 89).
Средние расходы на туризм и путешествия в сегменте российского среднего класса составили в 2012 г. около 63 тыс. руб. на одну семью. Домохозяйства с низким уровнем дохода чаще выбирают российские курорты, дома отдыха и дачный досуг. В процессе выбора мест отдыха «средние русские» руководствуются различными факторами, среди которых превалируют экономический и традиционный. Причем влияние экономического фактора значительно усилилось. Если в 2007 г. им руководствовалось 26% опрошенных, то в 2011 г. - 32%. Около 40% представителей среднего класса предпочли бы более комфортный отдых, но не могут позволить себе этого (с. 89, 90).
По данным социологов фонда «Общественное мнение», 39% наших граждан никогда не отдыхали на территории России дальше своего региона, еще 22% в последний раз путешествовали по стране более десяти лет назад. Основная причина - отсутствие денег. По мнению небольшой группы граждан, зачастую за рубеж ездить дешевле и комфортней. Но даже те, кто материально может себе позволить тур по РФ, мало знают о существующих предложениях. Четверть из тех, кто позволяет себе поездки по стране с различной периодичностью, выбирают в основном Черноморское побережье (Геленджик, Сочи, Туапсе.); 14% предпочитают пансионаты и санатории в своем или соседнем регионе, 11 - поездку в Москву, 10% -в Санкт-Петербург, столько же - на лечебные курорты в Кисловодск, Кавказские Минводы и пр. Гораздо меньшей популярностью пользуются Восточная Сибирь и Дальний Восток, а также столицы регионов РФ и города Золотого кольца - их посетили по 5% опрошенных. Совсем невелика доля граждан, побывавших на горнолыжных курортах (4%) и на Севере России (2%) (с. 91).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2011 г. провел опрос населения о том, где они собираются провести летний отпуск. 56% респондентов собирались отдыхать дома. На Черноморское побережье России намеревались поехать 8%, в Прибалтику - 5, в Крым - 10%. Отпуск за границей планировал 31% россиян. Похожие результаты ВЦИОМ получил и в 2005 г., когда проводил свое первое исследование в данной области. Изменился лишь вид предпочтительного отдыха. Так, больше стало сторонников пляжного отдыха - на 9% (всего 39%) и любителей экскурсий - также на 9% (всего 30%). Интерес к санаториям и профилакториям упал с 28 до 25%. 20% респондентов точно знали, что их отдыхом будут рыбалка и походы, 18 -уверенно заявили, что вообще никуда не выберутся, а 17% - что отправятся в лечебно-оздоровительные учреждения (с. 92).
По результатам опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob.ru среди экономически активного населения страны, в 2012 г. 20% россиян собирались в летний отпуск путешествовать по России, 16 - отправиться в страны дальнего зарубежья, еще 16% респондентов планировали остаться дома. Самыми популярными направлениями для отдыха внутри страны были курорты Краснодарского края (лидируют в списке Анапа и
Сочи), а также заповедные места - озеро Байкал и Карелия. 4% россиян планировали летом 2013 г. отдых в Турции, 2% - в Египте. Еще 10% выбрали Италию, Кипр, Грецию или другие страны. Провести отпуск в Крыму, как и в Турции, решили 4% россиян, еще 1% отправились в другие страны ближнего зарубежья. Как минимум 16% респондентов заявили о желании отдохнуть в привычной домашней обстановке. Среди 29% респондентов, остающихся летом без отпуска, доход не превышает 25 тыс. руб. в месяц (с. 93).
Следовательно, делают вывод авторы, целевая аудитория потребителей продукта внутреннего туризма составляет порядка 20% населения страны. Одна из причин нежелания наших соотечественников отдыхать в России - отсутствие необходимой информации и активного продвижения, точнее рекламирования туристских центров.
Согласно статистике, с 1995 по 2011 г. иностранный туризм в Россию вырос на 27% - с 1,837 млн до 2,336 млн человек. В 2011 г. лидером по количеству туристов, приезжающих в Россию, была Германия, второе место занимал Китай, а третье - США. Причем в последнее время въездной поток в Россию увеличивается за счет Китая, показавшего в 2011 г. самый большой рост туристов - на 48% (с. 94).
Сейчас большинство иностранных путешественников привлекают крупные города, особенно Москва и Санкт-Петербург. Практически ничего неизвестно иностранным гостям о лечебно-оздоровительном и активном отдыхе на территории России. Иностранцы с опаской относятся к России и не стремятся осваивать новые направления. Для изменения этой ситуации, по мнению авторов, необходимо (с. 97):
- создать благоприятную финансовую среду для туристов;
- обучить персонал и обеспечить должный уровень туристических услуг;
- сформировать благоприятный имидж России как привлекательного туристического направления;
- добиться роста онлайн-продаж;
- увеличить количество недорогих авиаперевозчиков и объем инвестиций в развитие инфраструктуры (как транспортной, так и гостиничной);
- упростить визовый режим.
По данным компании «Еиготопког ШетайопаЬ), иностранные туристы в России потратили в 2011 г. 9,9 млрд долл. США, а россияне за рубежом - 32,4 млрд. Трехкратная разница между расходами россиян за границей и иностранцев в России указывает на огромный потенциал отечественной туристической отрасли.
Развитие нетрадиционных видов туризма. Благодаря разнообразной природе и богатому историческому наследию в России существуют значительные возможности по развитию нестандартных видов туризма - событийного, этнического, экологического, экстремального и индустриального.
Эксперты считают, что экологический туризм может развиваться быстрее других направлений, поскольку здесь инфраструктура не требует больших затрат. К тому же любители природы, отправляющиеся в такие туры, неприхотливы.
Для развития агрономического туризма с поездками по образцовым хозяйствам также нужны небольшие объемы инвестиций. При этом обеспечивается сохранение традиционных населенных пунктов, культурно-исторического наследия и окружающей среды, развивается инфраструктура территорий. Сельский и деревенский туризм уже существует в республиках Алтай, Карелия, Бурятия и Марий Эл, Ленинградской, Пензенской, Саратовской, Тверской, Ивановской, Московской, Псковской и Калининградской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, но он может быть распространен значительно шире.
Многие аналитики оценивают современный этап развития туризма как «эру специальных событий». Сегодня событийный туризм - приоритетное направление развития туриндустрии. К числу его основных плюсов относится всесезонность и преобладание среди целевой аудиторий туристов с доходом выше среднего. Среди минусов отмечается невозможность прогнозирования спроса на событие. В России событийный туризм начал развиваться не так давно. Соответственно событий, способных привлечь туристов, пока не слишком много. Наиболее перспективна в этом плане Масленица - этот отечественный праздник способен стать мировым брендом страны в сфере событийного туризма.
По мнению авторов, для изменения восприятия России иностранными туристами необходимо активнее продвигать отечественный туристский продукт за рубежом. Для этого следует вы-
строить систему целевых мероприятий в долгосрочной перспективе и последовательно их реализовать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Важно также обеспечить взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с индивидуальными предпринимателями и туристическими фирмами.
М.А. Положихина