Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РАЗВИТИИ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РАЗВИТИИ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранняя педагогическая одарённость / профессионализация / выбор профессии педагога / представления педагогов / старшеклассники / early pedagogical giftedness / professionalization / choice of a teacher's profession / teachers' ideas / high school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна, Истомина Светлана Владимировна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения проблемы ранней подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии педагога. В связи с чем требуется выявление факторов и условий развития педагогических способностей и одарённости. Наиболее полно в этом процессе может быть использован потенциал взаимодействия педагога и старшеклассника, в рамках которого возможна реализация стратегии раннего выявления и поддержания педагогической одарённости и формирования готовности обучающихся старших классов к выбору педагогической профессии. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы ранней педагогической одарённости, выделена её структура. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке 105 педагогов общеобразовательных организаций. Описаны результаты исследования представлений педагогов о ранней педагогической одарённости обучающихся старших классов, её структурных компонентах, возможностей раннего выявления и развития на этапе школьного обучения. Статья может быть полезна педагогическим работникам с целью повышения компетентности в вопросах ранней педагогической одаренности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна, Истомина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the article is due to the need to study the problem of early preparation of students for a conscious choice of a teacher's profession. In this connection, it is necessary to identify the factors and conditions for the development of pedagogical abilities and giftedness. The potential of interaction between a teacher and a high school student can be used most fully in this process, within the framework of which it is possible to implement a strategy for early identification and maintenance of pedagogical giftedness and formation of readiness of high school students to choose a teaching profession. The article examines the theoretical aspects of the problem of early pedagogical giftedness, highlights its structure. The results of a ascertaining experiment conducted on a sample of 105 teachers of general education organizations are presented. The results of the study of teachers' ideas about the early pedagogical giftedness of high school students, its structural components, the possibilities of early detection and development at the stage of school education are described.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РАЗВИТИИ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

4. Злоказов, K.B. Развитие экстремистских установок у подростков изменением их представлений о социальном пространстве / К.В. Злоказов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2020. - № 3. -С. 821-828

5. Казберов, П.Н. Общая характеристика лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности / П.Н. Казберов, Б.Г. Бовин. - Психология и право. - 2019. - Том 9. -№ 1. - С. 36-53

6. Казберов, П.Н. Социально-психологический портрет лиц, осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность / П.Н. Казберов, A.B. Новиков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2019. -№3.-С. 19-21

7. Кудрявцева, И.С. Психологические особенности преступлений террористического характера / И.С. Кудрявцева // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-prestupleniy-terroristicheskogo-haraktera (дата обращения: 14.09.2023)

8. Мишин, A.A. Особенности личности осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности / A.A. Мишин // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление.-2019. -№3(7). -С. 51.

9. Новиков, A.B. Психологические особенности осужденных за экстремистскую деятельность как объект пенитенциарного исследования / A.B. Новиков, Л. А. Нилова, С. В. Кулакова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 6, № 4А. - С. 107-117

10. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - Санкт - Петербург: Питер, 2002. - 286 с.

11. Почебут, Л.Г. Психология терроризма / Л.Г. Почебут // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. - 2005. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologiya-terrorizma (дата обращения: 22.09.2023)

12. Ситяева, С.М. Экстремистские установки молодежи в зависимости от сиблинговой позиции / С.М. Ситяева, С.В. Яремчук // Вестник НГПУ. - 2017. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ekstremistskie-ustanovki-molodezhi-v-zavisimosti-ot-siblingovoy-pozitsii (дата обращения: 22.09.2023)

13. Соболев, Н.Г. Особенности потребностно-побудительной сферы личности осужденных за терроризм / Н.Г. Соболев // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы Международной научно-практической межведомственной конференции, Самара, 16-17 июня 2016 года / Под общей редакцией A.A. Вотинова. - Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. -С. 590-592

14. Соснин, В.А. Психологи о терроризме / В.А. Соснин // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 4,- С. 37-48

15. Соснин, В.А. Психология суицидального терроризма в XXI веке: исторические аналогии и геополитические тенденции в XXI веке / В.А. Соснин. - Москва: Форум, 2023. - 256 с.

16. Соснин, В.А. Последствия террористических актов: проблема оценки и психологического реагирования (зарубежный опыт) /В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 1. - С. 100-112

Психология

УДК 159.9.07

доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Быкова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Истомина Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РАЗВИТИИ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения проблемы ранней подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии педагога. В связи с чем требуется выявление факторов и условий развития педагогических способностей и одарённости. Наиболее полно в этом процессе может быть использован потенциал взаимодействия педагога и старшеклассника, в рамках которого возможна реализация стратегии раннего выявления и поддержания педагогической одарённости и формирования готовности обучающихся старших классов к выбору педагогической профессии. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы ранней педагогической одарённости, выделена её структура. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке 105 педагогов общеобразовательных организаций. Описаны результаты исследования представлений педагогов о ранней педагогической одарённости обучающихся старших классов, её структурных компонентах, возможностей раннего выявления и развития на этапе школьного обучения. Статья может быть полезна педагогическим работникам с целью повышения компетентности в вопросах ранней педагогической одаренности обучающихся.

Ключевые слова: ранняя педагогическая одарённость, профессионализация, выбор профессии педагога, представления педагогов, старшеклассники.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to study the problem of early preparation of students for a conscious choice of a teacher's profession. In this connection, it is necessary to identify the factors and conditions for the development of pedagogical abilities and giftedness. The potential of interaction between a teacher and a high school student can be used most fully in this process, within the framework of which it is possible to implement a strategy for early identification and maintenance of pedagogical giftedness and formation of readiness of high school students to choose a teaching profession. The article examines the theoretical aspects of the problem of early pedagogical giftedness, highlights its structure. The results of a ascertaining experiment conducted on a sample of 105 teachers of general education organizations are presented. The results of the study of teachers' ideas about the early pedagogical giftedness of high school students, its structural components, the possibilities of early detection and development at the stage of school education are described.

Key words: early pedagogical giftedness, professionalization, choice of a teacher's profession, teachers' ideas, high school students.

Статья подготовлена в рамках государственного заданияМинистерства просвещения Российской Федерации на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме: «Стратегии и тактики развития педагогической одаренности старшеклассников»№073-00022-23-02 от 31.07.2023 г.

Введение. Согласно приоритетным направлениям развития образования в Российской Федерации в рамках государственной программы «Развитие образования до 2030 года» ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспешности детей, подъем престижа учительской профессии. В качестве целей реализации указанной программы обозначены следующие: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.

В связи с этим актуальным является постановка проблемы выявления и развития способностей обучающихся к педагогической деятельности. На наш взгляд, повышение внимания общественности и научного сообщества к теоретическим и практическим аспектам ранней педагогической одарённости сможет решить вопрос подготовки квалифицированных кадров в системе образования. Повышение интереса подрастающего поколения к педагогической деятельности, а также выявление обучающихся, проявляющих потенциальные способности к освоению профессии учителя будет способствовать ранней профессионализации и осознанному профессиональному выбору.

Одним из актуальных на сегодняшний день становится вопрос раннего выявления и дальнейшего комплексного психолого-педагогического сопровождения педагогической одарённости обучающихся школ. Это связано с необходимостью целенаправленной подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности и формированием у них необходимых личностных качеств, а также интереса к педагогике, профессии учителя в целом ещё до этапа поступления абитуриентов в высшие учебные заведения педагогического профиля. Именно осознанность профессионального выбора старшеклассников позволит избежать разочарований в период освоения теоретических дисциплин, прохождения педагогических производственных практик, а способности станут базой для успешного профессионального становления на педагогическом поприще.

В настоящее время проблему дефицита педагогических кадров в Российской Федерации призвана решать концепция профильных психолого-педагогических кадров (далее Концепция). В указанной Концепции педагогическая одаренность определяется как «...один из видов социальной одаренности, психологическая предпосылка развития педагогических способностей и потенциальная возможность достижения успеха в педагогической деятельности; включает универсальные компоненты (креативность, активность, высокий уровень развития познавательных процессов) и специальные компоненты (педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатию, интерес к педагогической деятельности)...» [8, С. 7].

В контексте данной концепции определена мотивационная модель одаренности, согласно которой «высокая мотивированность к деятельности является главным условием ее потенциального успеха» (по Л.С. Выготскому). Одним из признаков педагогической одаренности является интерес к процессу познания, желание и умение постоянно учиться, что напрямую перекликается с одной из целей реализации государственной программы развития образования в нашей стране.

Проблемой исследования педагогической одарённости занимались B.C. Басюк, Е.Г. Врублевская, А.И. Данилова, Е.Ю. Илалтдинова, Е.И. Казакова, В.В. Кисова, Е.И. Зарипова, Н.С. Макарова, A.A. Фёдоров, Т.М. Хрусталева и др.

В отечественных исследованиях педагогическая одаренность рассматривается в двух ракурсах: как проявление высокого уровня развития педагогических способностей [1; 4; 12] и как предпосылка развития педагогических способностей в деятельности [7; 12]. При этом исследователи сходятся во мнении, что педагогическая одаренность складывается из сложного взаимодействия универсальных и специальных компонентов.

В ходе анализа различных теоретических источников и исследований, посвящённых проблеме педагогической одарённости, нами была выделена структура, включающая 3 компонента:

1. Универсальный компонент предполагает высокий или выше среднего уровень интеллектуальных и творческих способностей ребенка, которые позволяют ему успешно справляться с решением учебных задач различной степени сложности и вариативности, в частности задач, требующих нестандартного решения. Эти способности позволяют ребенку на более высоком уровне выстраивать саморегуляцию, поддерживать самомотивацию и преодолевать возникающие трудные ситуации в деятельности.

2. Специальный компонент проявляется в высоком или выше среднего уровне социального взаимодействия, который создает возможности достижения успеха в сфере общения за счет высокоразвитых коммуникативных и организаторских умений, а также речевых навыков.

3. Личностный компонент, предполагающий высокий уровень развитости личностных свойств и состояний, благоприятствующих педагогической деятельности, а также стойкий интерес к педагогике и психологии. Фундаментом личностного компонента являются формально-динамические свойства психики ребенка, проявляющиеся в темпе, пластичности, выносливости и эмоциональности нервной системы [10, С. 371-372].

Очевидным является тот факт, что для развития указанных компонентов и формирования раннего осознанного выбора будущей профессии необходима длительная целенаправленная работа с обучающимися, начиная ещё до этапа обучения в педагогическом ВУЗе или колледже. Это связано с тем, что формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, убеждений, мировоззренческих позиций составит впоследствии фундамент для развития профессионального мастерства педагога. Это своего рода профессиональное воспитание личности, позволяющее перейти к осознанному освоению профессии, а затем к активной, самостоятельной, творческой и ответственной профессиональной

Если данная задача ранней профессионализации решается на базе общеобразовательных школ (возможно, при обучении в профильных классах), то ключевую роль в этом процессе играют педагоги-наставники. Их мировоззрение, чёткое понимание сути работы по профессиональному воспитанию может сыграть ключевую роль в успешной реализации профориентационной деятельности. К сожалению, не все учителя понимают высокую значимость своей общественной миссии, а некоторые являются «антирекламой» педагогической профессии.

Изложение основного материала статьи. С целью изучения представлений педагогов о возможности развития педагогической одарённости у школьников, её составляющих и особенностей проявления нами было проведено анкетирование педагогов. В данном исследовании приняли участие 105 педагогов, из них 100 женщин (95,2%) и 5 мужчин (4,8%). Распределение респондентов по возрастам: 20-30 лет - 20%; 31-40 лет - 20,2%; 41-50 - 28,6% лет; 51-60 лет - 27,6%; 61 год и старше - 3,6%. Стаж педагогической деятельности: до 10 лет - 25,4%; более 10 лет - 19%; более 20 лет - 32%; более 30 лет - 20%; более 40 лет - 3,6%. Все педагоги, принявшие участие в опросе, работают в системе основного общего образования.

Анкета состоит из 14 вопросов, позволяющих выявить:

- понимание педагогами сути и содержания педагогической одарённости;

- оценивание возможностей выявления и развития у старшеклассников педагогических способностей;

- представления респондентов о необходимых личностных характеристиках обучающегося, его навыках и интересах, являющихся предпосылками развития педагогической одарённости;

- причины низкого интереса школьников к педагогической профессии;

- перечень мероприятий, позволяющих, по мнению учителей, повышать у детей интерес к преподаванию, престижу профессии педагога.

Обратимся к поэтапному анализу эмпирических данных, полученных в результате анкетирования. На вопрос «Как бы вы охарактеризовали педагогическую одарённость учащихся?» 73 (69,4%) респондента ответили: «...как наличие особых качеств личности и интеллектуальных ресурсов, необходимых для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности»; четверть опрошенных (24,8%) определяют её как «...потенциал, обеспечивающий возможность достижения высоких успехов в освоении профессии педагога»; 3 учителя (2,9%) - «как высший уровень развития способностей к педагогической профессии»; 3 педагога затруднились ответить на данный вопрос.

Раннее выявление педагогической одарённости в старшем подростковом и юношеском возрасте считают возможным 60 (57,1%) опрошенных. 36 (34,3%) указывают на то, что это достаточно сложно и лишь 5 учителей (4,8%) не считают необходимым это делать в процессе школьного обучения. 3 педагога утверждают, что выявить педагогическую одарённость в школьном возрасте невозможно; 1 затруднился ответить на поставленный вопрос.

Среди качеств личности, которыми должен обладать старшеклассник, способный к овладению профессией педагога, наиболее часто респонденты отмечают (по мере убывания): ответственность (24%); коммуникабельность (23%); любовь к детям (15,2%); терпение (11,4%), целеустремленность (9,5%). Часть опрошенных (8,6%) выделили в качестве необходимых будущему педагогу таких личностных характеристик, как трудолюбие, доброта, любознательность, стрессоустойчивость, целеустремлённость. 6,7% учителей считают очень важными и необходимыми качествами: креативность, активность, толерантность, а также чувство юмора. Четверо (3,8%) указывают на ответственность, дисциплинированность, лидерские качества, справедливость, доброжелательность и открытость. Встречались, но достаточно редко указания на такие качества, как самостоятельность, интеллектуальность, отзывчивость, честность, тактичность, усидчивость, доброта, эмпатия, мобильность, широкий кругозор, готовность преодолевать трудности.

Таким образом, обобщённый анализ ответов показывает, что большинство педагогов среди наиболее важных отмечают морально-нравственные, коммуникативные и волевые качества (навыки саморегуляции), необходимые для успешного профессионального становления в учительской профессии. Эти представления соотносятся с составляющими специального и личностного компонентов ранней педагогической одаренности, в то время как универсальный компонент отражен лишь в небольшом количестве ответов. Это может свидетельствовать о том, что учителя недооценивают интеллектуальные и творческие способности обучающихся как основы потенциала педагогической одаренности. В то время как этому, безусловно, способствует внедряемая в современном образовании концепция развития функциональной грамотности обучающихся.

К числу умений, которыми должен обладать старшеклассник, способный к овладению профессией педагога, респонденты отнесли навыки взаимодействия с другими людьми: умение слушать (16%), общаться, договариваться, организовывать и вести за собой, разрешать конфликты, мотивировать, жить в коллективе 21,9%. Важным также педагоги считают речевые умения: передавать информацию и объяснять, излагать материал, заинтересовывать, ораторские способности (15,2%). Крайне редко встречаются ответы, касающиеся особых умственных способностей, навыков мыслительной деятельности и саморегуляции: анализировать и обобщать факты, планировать, прогнозировать, трудиться, искать истину, постигать науки, уметь учиться (3,8%).

Интересным кажется тот факт, что наличие высокого интеллекта, высокая эрудиция, любознательность, а также речевые способности в ответах респондентов встречаются достаточно редко, что подтверждает наши выводы в результате анализа ответов на первые вопросы анкеты.

Отвечая на вопрос: «Какими интересами, на ваш взгляд должен обладать старшеклассник, способный к овладению профессией педагога?», чаще всего указывали, что интересы должны быть разносторонними (19%). При этом в сферу интересов ребёнка должны входить чтение книг, творчество, психология, педагогика, воспитание, современные технологии, интерес к работе с детьми, здоровому образу жизни, стремление учиться новому. Важным респонденты также называют интерес к самовоспитанию и саморазвитию (9,5%).

С тем, что креативность является необходимой составляющей в структуре педагогической одарённости согласны 81,9%) учителей. Однако 14 (13,3%) ответили отрицательно, а 5 (4,8%) затруднились ответить на данный вопрос. При этом следует отметить, что многие ученые, занимающиеся данной проблемой, указывают на креативность (творческие способности) как важную составляющую педагогической одаренности.

Интерес вызывает тот факт, что на вопрос: «Является ли интеллектуальный потенциал учащегося фактором, обуславливающим возможность развития у него педагогической одарённости?» 20 человек (19%) ответили отрицательно. То есть наличие интеллектуальных способностей не является с точки зрения части опрошенных фактором, обеспечивающим успех в профессии педагога. Свой отрицательный ответ, например, один из респондентов прокомментировал тем, что не все интеллектуальные люди способы выстраивать прочные социальные связи. В то же время большинство (74,3%) ответили положительно.

Ответы на вопрос о том, может ли академическая успешность быть предпосылкой будущей педагогической одарённости мнения опрошенных разделились: утвердительно ответили 46,7% и отрицательно - 41%. Остальные участники опроса затруднились ответить.

На вопрос «Обеспечивает ли темперамент успех в овладении педагогической профессией и возможность развития педагогической одарённости в старшем школьном возрасте?» были представлены также очень разные мнения: 65,7% ответили положительно, 22,9% - отрицательно и 11,4% затруднились с ответом.

Эти ответы лишь частично согласуются с ответами о качествах личности будущего учителя, среди которых практически не назывались характеристики, связанные со свойствами нервной системы (лабильность, гибкость, устойчивость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой). Данные указывают на то, что вне поля внимания педагогов остаются индивидуально-типологические особенности человека, влияющие на развитие ряда профессионально важных качеств личности и способностей.

В связи с тем, что специфическим компонентом педагогической одарённости является интерес к педагогической деятельности, важно понимать, насколько у современных детей профессии сформирован и чем он обусловлен. Для уточнения данных респондентам был задан вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что современным детям не интересна профессия педагога?». С эти утверждением согласилась треть учителей (36,2%). В качестве причины низкого интереса

детей в 100% случаях была названа заработная плата, в 45% советов - низкий престиж профессии и 15% - высокая загруженность и ответственность педагогов. При этом практически половина не согласились с данным утверждением и ответили отрицательно (42,9%). Остальные педагоги (21%) затруднились озвучить свою точку зрения.

Очень интересными, на наш взгляд, были вопросы, касающиеся видения педагогов конкретных действий по повышению статуса профессии среди молодежи. Мероприятиями, которые педагоги предлагают в качестве повышающих престиж профессии и интерес к педагогическому труду, отмечены дни самоуправления 43,8%, «День учителя» - 14,2%, мастер-классы, демонстрирующие специфику труда - 8,6%. Один из вариантов была обозначена усиленная профориентационная работа, дни открытых дверей в педагогических университетах, летние лагеря и работа в качестве вожатых и волонтёров с более младшими детьми. В процессе непосредственного знакомства с деятельностью педагога и приобретения определённых навыков педагогической деятельности дети будут более чётко представлять специфику работы, получая при этом ранние необходимые педагогические знания и умения.

Выводы. Большинство педагогов считает, что раннее развитие педагогической одарённости (способностей к профессиональной педагогической деятельности) у учащихся 9-11 классов вполне возможно (71,8%). Это согласуется с нашей идеей возможности и даже необходимости раннего выявления и развития педагогической одарённости, в рамках которой и проводилось данное исследование.

Исследование показало, что в представлении педагогов педагогическая одарённость обучающихся, как феномен вполне поддаётся описанию. Её развитие в процессе обучения в школе, с точки зрения опрошенных, возможно в старших классах школы, что указывает на перспективность разработки исследуемой проблемы и внедрения стратегий и тактик развития педагогической одарённости старшеклассников. Однако в содержание ранней педагогической одарённости педагогами основном включается крайне ограниченный набор характеристик, включающий коммуникативные и речевые умения, творческие способности, разносторонние интересы. При этом интеллектуальные и творческие способности не рассматриваются в качестве необходимой основы труда педагога. Предложенные педагогами мероприятия по повышению интереса к учительской профессии станут основой для разрабатываемой нами программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.

Мы предполагаем, что поддержка и внимательное отношение к личностным и интеллектуальным характеристикам обучающихся, их интересам и склонностям со стороны школьных учителей является неотъемлемой частью выявления и развития педагогической одарённости у старшеклассников, однако необходима целенаправленная подготовка педагогов к работе в качестве наставника в этом процессе. В связи с чем данное исследование не является законченным, требуется дальнейшая работа формированию стратегий и тактик развития педагогической одарённости обучающихся.

Литература:

1. Аминов, H.A. Природные предпосылки общительности у школьников педагогических классов / H.A. Аминов, Е.П. Гусева, И.А. Левочкина // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 2. - С. 46-49

2. Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская; Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования, Психол. ин-т РАО, Моск. гос. психолого-пед. ун-т. - Москва: МИОО, 2005. - 175 с.

3. Гоноболин, Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей / Ф.Н. Гоноболин // Способности и интересы: Сб. статей / под ред. Н.Д. Левитова и В.А. Крутецкого. - Москва: Изд-во Академии наук РСФСР, 1962. -С. 232-275

4. Данилова, А.И. Педагогическая одарённость школьников: в поисках определения и путей развития / А.И. Данилова, Е.И. Казакова // Современные проблемы образования. - 2019. - №1 (58). - С. 28-35

5. Зарипова, Е.И. Эффективность деятельности педагогического класса: критерии, показатели, способы диагностики / Е.И. Зарипова, Н.С. Макарова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4 (73). -С. 26-35

6. Илалтдинова, Е.Ю. Педагогическая одаренность и педагогический интеллект: проектирование теоретико-прикладных подходов / Е.Ю. Илалтдинова, В.В. Кисова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. -№ 4 (25). - С. 9.

7. Казакова, Е.И. Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России / Е.И. Казакова, B.C. Басюк, Е.Г. Врублевская // Психолого-педагогические исследования. -2019.-Том 11.-№3.-С. 143-154

8. Концепция профильных психолого-педагогических классов. - Москва, 2021. - 64 с.

9. Крутецкий, В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: учеб. Пособие / В.А. Крутецкий. - Москва: Прометей, 1991. - 109 с.

10. Пономарева, Л.И. Проблема педагогической одарённости: дефинитивная характеристика, диагностика, компонентный состав / Л.И. Пономарева, C.B. Истомина, Е.А. Шерешкова, Е.А. Быкова // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 6. - С. 367-382

11. Федоров, A.A. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения / A.A. Федоров, Е.Ю. Илалтдинова, C.B. Фролова // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 1 (37). -С. 262-274

12. Хрусталева, Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование / Т.М. Хрусталева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012,- № 1 (8). - С. 312-315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.