Научная статья на тему 'Представления педагогов о детской самостоятельности в дошкольном возрасте'

Представления педагогов о детской самостоятельности в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская самостоятельность / автономия / инициатива / агентность / педагогические практики в детском саду / children’s independence / autonomy / initiative / agency / pedagogical practices in kindergarten

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поливанова Катерина Николаевна, Островерх Оксана Семеновна, Струкова Александра Сергеевна

Актуальность тематики статьи. В современном образовании все большее внимание уделяется надпредметным результатам, таким как благополучие, социально-эмоциональное развитие, агентность (самостоятельность и инициатива) и т.д. В статье обсуждается рост значения одного из таких надпредметных результатов дошкольного образования – детской самостоятельности, приводятся примеры изменения международного дискурса, признание важности благополучия, социально-эмоциональных навыков, автономии и агентности (самостоятельности и инициативности). Кроме этого, описаны современные исследования факторов внешней среды (семейных и образовательных условий) формирования самостоятельности. Ставится проблема неопределенности используемых терминов и необходимости их доопределения. Целью работы было выявить и описать практики развития самостоятельности в дошкольных образовательных организациях Москвы и Красноярска и описать образ самостоятельности, который реализуется в этих практиках. Описание хода исследования. В рамках работы было проведено качественное исследование, 14 тематических интервью с руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций двух городов-миллионников РФ. Для разработки гайда интервью использовались материалы, предоставленные педагогами, работающими в русле идей Монтессори. Целью исследования было выявление отношения педагогов к новым ориентирам развития ДО, а также их представлений о возможности развития самостоятельности воспитанников и успехов в этой деятельности. Результаты исследования. Анализ ответов педагогов показал, что самостоятельность следует рассматривать в трех сферах – быту, игре и продуктивной деятельности. Проявления самостоятельности могут быть неодинаковыми. Самостоятельность связывается с заинтересованностью ребенка в выполняемой им деятельности, большое внимание уделяется способности ребенка закончить начатое им дело, что в более широком контексте самостоятельности представляется спорным. Наиболее трудным для педагогов оказалось описание принятых в их детском саду практик развития самостоятельности: педагоги или затруднялись их четко описать, или, напротив, называли все детские активности. Практически не удалось выявить признаки успешности педагогических усилий по развитию самостоятельности. Заключение. Полученные данные говорят об общем положительном отношении к необходимости развития детской самостоятельности, однако указывают и на трудности в реализации этой задачи. Так, обнаружено, что препятствие в развитии самостоятельности педагоги видят в небезопасности предоставления детям-дошкольникам свободы действий. Кроме того, можно утверждать, что конструкт «самостоятельность» не имеет четкого определения, и представления педагогов отражают эту неопределенность. Нами выявлено и отсутствие признанных, принятых методик развития самостоятельности, педагоги затрудняются дать оценку своей работе, высказывать суждения об эффективности той или иной деятельности, направленной на повышение уровня самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поливанова Катерина Николаевна, Островерх Оксана Семеновна, Струкова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ Ideas about Children’s Independence in Preschool Age

The relevance of the article’s topic. In modern education, more and more attention is paid to meta-subject results, such as well-being, socio-emotional development, agency (independence and initiative), etc. The article discusses the growing importance of one of these meta-subject results of preschool education children’s independence, provides examples of changes in international discourse, recognition of the importance of well-being, social-emotional skills, autonomy and agency (independence and initiative). In addition, modern studies of environmental factors (family and educational conditions) of the formation of independence are described. The problem of the uncertainty of the terms used and the need for their further definition is posed. The aim of the study was to identify and describe the practices of developing independence in preschool educational institutions in Moscow and Krasnoyarsk and to describe the image of independence that is realized in these practices. Description of the research progress. As part of the work, a qualitative study and 14 thematic interviews with leaders and teachers of preschool educational organizations in two million-plus cities of the Russian Federation were conducted. To develop the interview guide, materials provided by teachers working in line with Montessori ideas were used. The aim of the study was to identify the attitude of teachers to new guidelines for the development of preschool education, as well as their ideas about the possibility of developing the independence of pupils and success in this activity. The results of the study. The analysis of teachers’ answers showed that independence should be considered in three areas – everyday life, play and productive activity. Manifestations of independence may be different. Independence is associated with the child’s interest in the activities he performs, much attention is paid to the child’s ability to complete t the job he started, which in the broader context of independence seems controversial. The most difficult for teachers was the description of the practices of developing independence adopted in their kindergarten: teachers either found it difficult to describe them clearly, or, on the contrary, called all children’s activities. It was practically impossible to identify signs of success of pedagogical efforts to develop independence. Conclusion. The data obtained indicate a general positive attitude to the need for the development of children’s independence, however, they also indicate difficulties in implementing this task. Thus, it was found that teachers see an obstacle in the development of independence in the insecurity of providing preschool children with freedom of action. In addition, it can be argued that the construct “independence” does not have a clear definition, and teachers’ ideas reflect this uncertainty. We have also revealed the absence of recognized, accepted methods of developing independence, teachers find it difficult to evaluate their work, to make judgments about the effectiveness of one or another activity aimed at increasing the level of independence.

Текст научной работы на тему «Представления педагогов о детской самостоятельности в дошкольном возрасте»

���������� �������� ����������1*, ��������� ������ ���������2, �������� ���������� ���������1

1 ��� ������� ����� ���������� (������, ������) 2 ��������� ����������� ����������� (����������, ������)

������������ �������� ������. � ����������� ����������� ��� ������� �������� ��������� ���-���������� �����������, ����� ��� ������������, ���������-������������� ��������, ���������� (����������������� � ����������) � �.�. � ������ ����������� ���� �������� ������ �� ����� ������-������� ����������� ����������� ����������� � ������� �����������������, ���������� ������� ��������� �������������� ��������, ��������� �������� ������������, ���������-������������� �������, ��������� � ���������� (����������������� � ��������������). ����� �����, ������� ���-�������� ������������ �������� ������� ����� (�������� � ��������������� �������) �������-����� �����������������. �������� �������� ���������������� ������������ �������� � ��������-����� �� �������������. ����� ������ ���� ������� � ������� �������� �������� ����������������� � ���������� ������-��������� ������������ ������ � ����������� � ������� ����� �����������������, ������� �����-������ � ���� ���������. �������� ���� ������������. � ������ ������ ���� ��������� ������������ ������������, 14 ����-�������� �������� � �������������� � ���������� ���������� ��������������� ����������� ���� �������-������������ ��. ��� ���������� ����� �������� �������������� ���������, ���������-������ ����������, ����������� � ����� ���� ����������. ����� ������������ ���� ��������� ��������� ��������� � ����� ���������� �������� ��, � ����� �� ������������� � ����������� �������� ����������������� ������������� � ������� � ���� ������������. ���������� ������������. ������ ������� ��������� �������, ��� ����������������� ������� ���-���������� � ���� ������ � ����, ���� � ������������ ������������. ���������� ����������������� ����� ���� �������������. ����������������� ����������� � ������������������� ������� � �����-������ �� ������������, ������� �������� ��������� ����������� ������� ��������� ������� �� ����, ��� � ����� ������� ��������� ����������������� �������������� �������. �������� ������� ��� ��������� ��������� �������� �������� � �� ������� ���� ������� �������� �����������������: �������� ��� ������������ �� ����� �������, ���, ��������, �������� ��� ������� ����������. ����������� �� ������� ������� �������� ���������� �������������� ������ �� �����-��� �����������������. ����������. ���������� ������ ������� �� ����� ������������� ��������� � ������������� ���-����� ������� �����������������, ������ ��������� � �� ��������� � ���������� ���� ������. ���, ����������, ��� ����������� � �������� ����������������� �������� ����� � �������������� ���-����������� �����-������������ ������� ��������. ����� ����, ����� ����������, ��� ��������� ������������������� �� ����� ������� �����������, � ������������� ��������� �������� ��� ������-����������. ���� �������� � ���������� ����������, �������� ������� �������� ���������������-��, �������� ������������ ���� ������ ����� ������, ����������� �������� �� ������������� ��� ��� ���� ������������, ������������ �� ��������� ������ �����������������.

�������� �����: ������� �����������������, ���������, ����������, ����������, ��������������

�������� � ������� ����.��� �����������: ���������� �.�., ��������� �.�., �������� �.�. ������������� ��������� � ������� ����������������� � ���������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �3(111). � �. 16�24. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-16-24

��������� ������ �������� 18.02.2022.

*

��������: kpolivanova@hse.ru

UDC 373.24 DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-16-24

Teachers� Ideas about Children�s Independence in Preschool Age

Katerina N. Polivanova1, Oksana S. Ostroverkh2, Aleksandra S. Strukova1

1 HSE University, Moscow, 2 Russia; Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

The relevance of the article�s topic. In modern education, more and more attention is paid to meta-subject results, such as well-being, socio-emotional development, agency (independence and initiative), etc. The article discusses the growing importance of one of these meta-subject results of preschool education -children�s independence, provides examples of changes in international discourse, recognition of the importance of well-being, social-emotional skills, autonomy and agency (independence and initiative). In addition, modern studies of environmental factors (family and educational conditions) of the formation of independence are described. The problem of the uncertainty of the terms used and the need for their further definition is posed. The aim of the study was to identify and describe the practices of developing independence in preschool educational institutions in Moscow and Krasnoyarsk and to describe the image of independence that is realized in these practices. Description of the research progress. As part of the work, a qualitative study and 14 thematic interviews with leaders and teachers of preschool educational organizations in two million-plus cities of the Russian Federation were conducted. To develop the interview guide, materials provided by teachers working in line with Montessori ideas were used. The aim of the study was to identify the attitude of teachers to new guidelines for the development of preschool education, as well as their ideas about the possibility of developing the independence of pupils and success in this activity. The results of the study. The analysis of teachers� answers showed that independence should be considered in three areas � everyday life, play and productive activity. Manifestations of independence may be different. Independence is associated with the child�s interest in the activities he performs, much attention is paid to the child�s ability to complete t the job he started, which in the broader context of independence seems controversial. The most difficult for teachers was the description of the practices of developing independence adopted in their kindergarten: teachers either found it difficult to describe them clearly, or, on the contrary, called all children�s activities. It was practically impossible to identify signs of success of pedagogical efforts to develop independence. Conclusion. The data obtained indicate a general positive attitude to the need for the development of children�s independence, however, they also indicate difficulties in implementing this task. Thus, it was found that teachers see an obstacle in the development of independence in the insecurity of providing preschool children with freedom of action. In addition, it can be argued that the construct �independence� does not have a clear definition, and teachers� ideas reflect this uncertainty. We have also revealed the absence of recognized, accepted methods of developing independence, teachers find it difficult to evaluate their work, to make judgments about the effectiveness of one or another activity aimed at increasing the level of independence.

Keywords: children�s independence, autonomy, initiative, agency, pedagogical practices in kindergarten.

For citation: Polivanova K.N., Ostroverkh O.S., Strukova A.S. (2022). Teachers� ideas about children�s independence in preschool age. Preschool Education Today. 3:16, 16�24 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-16-24

Original manuscript received 18.02.2022.

*

Contacts: kpolivanova@hse.ru

��������

����������� ��������� �������� ������-����� ��������������� ��� ������� �������-��������������������������������������� ����������(������,���������,����������, & ���������, 2018). ���, � ���������, � ���� ����������� ����������� ������� (�.1.6), ��� �������� ��������� �� ������� ����� �����-�� � ���������� ����������� � ������������ �������� �����, � ��� ����� �� ����������-���� �������������; ��������� ������������� ������� �������� ����� � ������������ � �� ����������� � ��������������� ���������-���� � ������������, �������� ������������ � ����������� ���������� ������� ������� ��� �������� ��������� � ����� �����, ������� ������, ��������� � ������; ������������� ����� �������� �������� �����, � ��� ����� ��������� ��������� ������ �����, �������� �� ����������, ������������, ������������, ����������������, ���������� �������, ���-�����������, ����������������� � ����������-����� �������, ������������ ����������� ������� ������������� (������������ ������-����� � ����� ��, 2019).

����� �������, ���� ����� ��������� �� ���������������������������������������-����� ����������������� � ����������. ����� �����, ��������� ������������� ���������-�������������������������������������-����, ������������� �� �������� ��������� �����, � ������������� �����������: �����-�������� ������ � ������, ��� ������������� �������� ��������������� ��������� ����� ������������ �������� ���������� ���������-��� ��������� (Zhang, Jin, & Cui, 2021).

�������������, �������� ������� �����-��� ����������� �����������, ������������� ������ ��������� ������ � ���, � ����� ���� �������� �������� �� ������������ ������� ���� �����. ������ ������������ ���������� �� �������� ������������� ��������� � ����-���������� ���������, �������������� ���-��������� ����������������� � ����������.

����������� ������������� � ������� �����������������

���� �� ���� ���������� ���������������-�� � ���������� �� ���������� � ����� ����-������.�������,������������������������� ����� ���, ��� ������ ��������, ������� ��� ����������(����������������������),����� �� �� ����� � ����, ������ � ���������������-��? ��������, ���-���� ���-�� �������. ��� ��-���, ��� � ��������� (����� ��������� � ������ ����) ������� � �� ������������ ��������, � �� ������������� ������������ ������� �� ���������� ��������, � �� �������� �������-���� ����������. �.�., ������ � ������������-����� � ����������, �� ������� �� ������� �������� ���������� ����������� ��������, ������� ����������� �������� � ��������� �����, �� ������������� ����� ����.

� ������������� �������� ������� �� ��-��� ������� ����� �� �������� � �������� ������������ (����������, 2020) � ������-����� ����������� � �� ���������� ������� ����������. ��� ����������� ���������� ��-����� ����������� � ������� ��������� ���-��� �� ����������� ����� � ����� ������. ����� �������, ��� ����������� ���������� ����������� (� �������) � ��������������-��� ��������. ����� ����, �������� ������� ��-����������, ��� ������� ���������� ����-����������, ���������� ������������, �����-�������� ��������� (interactive mutually sup-portive relationship).

��� ����� ���������� � ��� ����� �������-����������? �� ��������, ��� ������� ����� ���� �������� �� �� ����� ��������. �������, ��� ��� ��������������, ��� ������� � ���, ��� � ������������� �������� ����������� ���� ����� ������������ � ������������ ���� ���-����, � �������� � ������. � ���������, � ���-�� �������� ������� ����� �� �������� �.�. ������� 7 ��� � ���������� � ����� ������ ����������� ������� ����������������. ��� ��� ���������� ����������� ������������ �� ������������� ������������, ��������� �� ������������ �������� � �.�. ����� � ������ �.�. ����������� (����������, 2001) ���� ��������, ��� ���������� ���������� ��� ���-��������� �������� �������� � ��������� ���� ���������� ��������������� ���������-��� ������ ��������������, ��������� ���-��� ���� ������ � ����� ������� ���������� ����������� �����������.

������������ ����� ��������, ������� ��-���������� ��� ����������� ��� ������, ����-��� �������������, ��� ������� ���������� ����������� ����������, ������������ ���-������� ���. ������������ ������ �agency� (����������) ����������� �� ���������� � �� ����� ������� � ������������ ��������. ������ ��������������, ������� ����� ������-������, �� �������� �� ������ ����������, ��������� ������� ��� �������� ����������-���, �. �., ������ � ������������, ���������� ��������� �� �� ������������, ��������� ��-����� ����������� (��� �������� ����) ����-�������. �� ��������, ��� ���� ���� �����-�������� ����������������� (���������) � ���� ������������� �������������� (�����-�����). ���� ������ ��������� � ������������ (independent) ��������, �� ������ ������ ��-���� �� ��������� ��������.

�� ���������� ����������� ���������� � ��������� ����������� ����������� ��������. � ��������� �������� ������� ���� 2030, ���������� ������� ������������� ������� ���������������, ��, � ����� ���� �������-�� ��������� � ����� �������� � ��������� ������ �� �����, ������� � �������������� � ������� (OECD, 2019). ���������� � ��� �� ����� ��������: ��� �����, ���� ����� ����-����������� ����� (OECD, 2019). ��������� ������������ ��������� �� ����� ����� ����-������ �������� � ��������� ������������ � ���������� �������� �� ������ ������ �����-��� (Reeve, 2006).

������ � �����������, ������� ���������-�� � ���������� ����� ��� �������� ��� ���-����� ������� �����������, ������������� � ������� ����������� ����������� ��������-��� � ����� ���������������� ����� ������-�� �������������. ��� ��������� ���������, ���������� �������� �������� ������� ������, ����������� �� ����������� �� ��������� ���-���� (inhibition � ����������) � ����������� � ������� ������������� (mental flexibility � ���������� ��������).

� 2018 ���� ���� ������� ������ ������-������� ������������ ���������� ���������� �����. � ������������ ����������� ��� ����-��: ���, ������ � ������� (OECD, 2020).

� ������ ����� ������������ ���������� ��������� ������������:

�������� ����������� ������ � ����-���������� �����������;

������������� ��� ����������� �����-��������� �� ������������ ��������;

���������-������������� ������, �.�. ����������� ����������������� � ������� ������ � ��������� ������ ��������.

� �������� �������������� ������������� ��������, ��� ��������������� ������� ���-�� � ������ ����������� ������� ������� ��-����������� � ������������. ����� ��������, ��� ������� ������������� �������� ������� ����������� ������� ����������.

�������� ����������� ������� ������-��� � ������������ ��������� ������������-����� �� ������������ ����������������� ������������. ��� ���� ������������ ���-������ ����������������� �������, ��� ��-��� ��������������� �� �����. ���� ������-�� �������� ������� ����������� � ��������� ��������� (Linkiewich, Martinowich, Rinaldi, Howe, & Gokiert, 2021). ����������� �������-����� ��������, ��� ������������ ��������� ����������������� ����������� (��� �������, ��� � �����) ����� �������� ������ ������-����� ���������� ������� � �����, �������-��� � ���� ����������� � �������� (executive function), ������������ �������������� ����-��, ����������� ������ � ������ (Meuwissen & Carlson, The role of father parenting in children�s school readiness: a longitudinal follow-up., 2008). ������� ������� �������� �� ������� ���� �� ����������������������,��������,������-������ ������� �� ������������ ������� ���-�������������,������������������������, ��� ����� � ������ ������������, ��� ����� ����� � ������� �������� �������� �������-���� (Meuwissen & Carlson, 2015). ��������� ����������������� ������� ������� �������-����� �������� ���� �����������, ��� ������-����� ���������� � ������ ������������ ����-��� �� ����� ����� (autobiographical narrative skills). ��� ����� �������� ��� ��� ����� �� ������� �������, ��� � ��� ������������ ��-������������� ����� (Leyva , Reese, Grolnick, & Price, 2008). ������� ������������ �����-���� ����������������� ������������� ���-�������� ������� ��������� ������� � ���-����� (child-alone task performance) (Zhang & Whitebread, 2021).

����������������������������������-�� ���������� � ������ ������������ �����-��� ������� ������������� � ���������� ���-�����. ����� ����������, ������� �������� ������ � ���������������� ������� � �����-���, ������� ������������� �� ��������� ��-��� � ������������� ��������, ������������ �������� ������� ������������� (McClelland, et al., 2018), (Blair & Raver, 2012). ������� �� �������� �� ���������� �������, ��������, ������� �������� ������������� (Bernier, et al., 2010), (OECD, 2020).

������� ����� ��������� �������� �� ������� ������������� ��������� ���������-��. ���, ��������, ����� ���� ���� ������� � ��������� ������� ������ ���� ����� ��-���������� �� ���. � ��� ��������� ������� ���� �����������, ��������, ���������� ��� ��������������, �� ������� � ��������������. ����� �� ��������� � ������� ������������� ��������� ������������ �������������.

����� �������, ����������� ����������-��� �������� ������� �� ������� ���������� ������������� ���������� � ��� � ������� ���� ������������ �� ������������� �����-���������� � ������������, ���������-���-���������� �������, �������������. OECD �������� ��� ������� � ����������� �������-���� �����������: ���������������� �� ��-��� � �� ������������� �����������. ������ ������ ������������� ��������� ������� ��-��������, ���������� ����� � ������� �����-���, ��������, ��������������� �� ������� �����. ������ ������ ������������� ������� �������������� �����������, �����������-��� � ����������� ����������, ������������ �� ���������� ��� ��� ���� ������������� �����������. �� �������� �� ������ �������� �������� ������� ������� ����� ����� � ���-��� ��������, ��� ������� ����� ��������� ����������� ����� � ����� ���� ����������-�� ���������� � ����������� �� �����, ����-��� ����� ����. ������ ���� �������������, ����������� �� �������� ���������������� �� ����� ������� � ����������� ������� � ��-�������� ��������. ����������, ���� ������� ���������� ������� �� �����, ����� ��������� ����� ���� � ����������� ���������, ����� ������� �������� �����, ������������� ��-���� ���������. � ������ �������, ������-����� �������, ���������������� �� �����, ��������� ������� ������������ ��� �������� ������� ���������, ���� ����� ����������� ������, ���, � ���� �������, ������������ �������� ���������-������������� ����-���, ����� ��� ������������� � ������������, � ������ ��� ��� �������� ���������� ����� �� ���������� ����� ������� ��������, ��� ��� ��� �������� ����� ����������� �����-����. ������ OECD �� �������� ���������-�� ������� �������� �������������� ������-���� ����������� ���������������, �������, � ����� �������, ��������� �� ���������� �����������, ������� ���� �������� ������ �� ���������� ��������� � �� ����������� ����������. ����� ����, ������ ��� �����-����� �������� ���������� �������� �����-���. � ������ �������, ����� �������� ����, ��� �������� �� ���������� � ���������� ��-�����. ����������� ���������, ���������� � ������, �� �������������� ��������� ����� ��� ������������ �������, �� �������� � ���� ������������� ���������� ��������, ����� ��� ��������� ������ ������, ������, ��������-�� � ���� � ����������, ��������������. �� ��� ������� ����������� �������� ���� ��-����� ������ ���� �������� �������������� ������ �������� � � ������ ��������� ����� (OECD, 2019).

������������ ������������ ������������� ��������� � �������� ������� �����������������

� ���� �������� ����� ������, � ����� ���� ���������� ���������� ����������� �������� �� ���� ������� ������, � ����� ���� �� ��-������� ���� �������� ���������, ����������-���� ������ ����������� ��������� �� ���-���������, ��������� ��� ��������� ����� ����������������� � ����������, ����� ����-���� ����������.

����� ���� ������ ���� ������� � ������� �������� �������� ����������������� �, ��-�����, ������� ����� �����������������, ��-����� ����������� � ���� ���������.

��� ���������� ���� ���� �� ������� 14 ������������ �������� � �������������� � ���������� ���. ��� ���������� ����� ��-������ �� ������������ ���������, �����-���������� ����������, ����������� � ���-�� ���� ����������, ��������� � ���� ������ �� ������ �������� ��������� �������� ��-��������������� ����� (����������, 2020; ��������, ��������, & ���������, 2014).

������ ������������ �������� ���������. ��� ����� ���� ������� ������������� � ����-�������������, �. �. ������� ��������� ����-��������� ��������� � �����������������, �� ��������� � �����������������, � ����� ���-���� �������������� �������� � ������, ����-���, �� ������ ���������, ������������ ���-����� ������� �����������������.

����� ������ �������� ������������-�����

�������� � ���������� ���������� ����-����������� ����������� ������������ ����-������������� ������������� ������� ����� ������. ��� ���������� ���� �������� �����-������, ��� ����������������� � ��������� �������� ��������, � ����������� ��������� ������� ���������������� ���������. �. �. �� ������ ��������, ��� ���� ��������������-��, ��� �� ������ �� ���������� ���������-���, ���� ����������������� �������������� � ��������������.

������ ��� ��������� �������������� ������ �����������. ����������������� ���-��, � ������ ���������� �������� ������� �������� �������������� ������ �� �����-���� �����������������, �� ������ ������ �� ������������. �� ��������� ����� �����, ���������� � ��������������� ����� ���-���� ���������, ��� ������������ ��������� �� ���-����� ����������������� ���� �� ���, ��� ��-������ ��: �������-�� ��, �������, ����� ���-�� ��������. �������� ����, � ������ ����� �����. �� ������ ��������������� ��-�������� �������������� �������, ������ ��-������������ ������ ������������ ��������-���������,������������������������������, ���������� ������ �� ����������� �������-�������� ������ � ���� �����: ���������� ��-���� ������ ��� �������. ��� ������, ���, �� ��� ���, ���-�� �������� � ������. ����� �������� ���-�� � ���������, ��� �� ����� ��-��������, ��� ����� ��� ����������. ��� ��-���������� �������������� ����� �� �������� ������ (������������� ��� ����, ��� ������ ��������������� �� ������������ ��������-��������� � ����� ��������������� �� ������, �� ���������). ����� ���������� ����������� ���� ������������ � ���� �������������� ��-���������������. ���� ����� ������������� � ���������������������,����������������� � ������������ (� �� ��������������) ������-���, ������������ ���������� ����� (� ����-������ ��������������� � ����� ����������� �����������) � ��� ���������� ��������� �� �����������������.

�.�., �������� �������� ������ �� �� ���-����, ���������� ����������� ��������� ������������, ��������� � ���������� �����-��� �����������������. � ��������� ��� ���-�������� � ����������� ����������� �������-����� ������������ ������� �������� ����� � ���������� �� ������������. ��� ���� ������-���� �������� � ������� ���������� ������, �������, �� ��� ������, ������������ �����-��� �����������������.

����� ���� ������ �����. �� ���������-�� � ����������, ����������� ������ ����� �������������� � ������, ����� ��������� �� �����������������. ��������, ���� ��-��� ���-�� ����� ��������������. �� � ��-������ �� ������ � ����� ������, � ���� ���� �� ��� �����. ��������, � ��� ���� �������-�� ���������, ������� ������ �����-����� � ������. � ��� ���� ������������, ��� ���-�� ����� � ������� � ����� �������. ��� ������ ����, ��� �����������. ���� ������ �����������.

��� ����� �����������������?

����������� ����������������� ������ ������������. �� ���� ��������� �������� ���.

����������� ��� ����������� ��� ��� ���-�� ��������� ������ ����������������, ��-������ �� ����� ������ ���������� ������ ����������������, ��������, ���� �� ������� � � ������������, � ���������������� �, � ������ �������, ��� � �����������, ��������, ���� ������, ������� �� ���� ��������.

����� ���� �������� ��������, ��� � ��-��������������� ������ �������� ��� � �����-���� ��������������, ������ �� �����-��, ���-�� �� ������� ��� �����������������, ��� �������, ��� �� ����� ������������� � ���-��� ����� ������������. �������� ����� ���� ��������� ��������, �� ����������� ��������������, � ���-�� �� ��������� ���-�������, � ���-�� � ����� � �������. ����� �������� ���� � � ������������ ����������-��, � � ��������� ����, ����� ���� ���������, ��������, ������ � ��������� ��� ������-����, � � ����, ��������, ��� �� ����� ����-��������, �� ����� �������, �� ����� �����-���� ���� � ��������.

����� (� ��� ���� �� ��� ����������� ��-����) ����������������� �� ���������� �� ���-������� (����-�� �� ��������� ����������, � ���-�� �� ����� � ��������).

� ����� �������, ����������� ��������� �� ����������� ������� ���-�� ��� ������, � ������ � ��������� ���� � �� �������.

� �������� ������� ������� � ��� ���� ������ ������: ����������� �� ���� ������� ��������� �� ����� ��������������� �������-���������� � ��������; ���������������, ��� ������������� ������� � ��� ��������� (������ �������������), ��� �� ���������� �������.

��������, ����������������� � ��������� ������: ���, ���, ��-������. ��-������, ����-���, ������� �������� ��� �������� �����-�� ������, ��� ������� �����-�� ����� ���-��������� ����, ����������� ���� �������. ��� ���� ���������������, ����� �������, �������. ��������, ���� ��� �� ��������� ��-����, ���� �� ���-�� �������, � �� ��� ���� ��� �������������� ������������.

��������������� � ����� ��? � ������-�����������?

����������������� �� ��������������� ��� ������ �������������: ���� ����, ����-��� ����� ��� ������ ��������� ������ ��-���-�� ��������� [���] �������� ������ ����-�� � ��������. � ��� ����� � ���������� �� ������� � ���������, ���� ��� ���������� � ������������ ���������. �������� ������-���, ����� �������������� �� ������ �����-�������, ���������� ���� �������, ����, �����������, � ���� ��������. �� � ������� ������ �, �������, �� ��������. ��� ���� ������ �����.

������ ��������� ����������������� �������� ������ ������� ������ �� �����. �� [��� �������] ����� ��������: ���� ��� ���� ��� ������, �� ������ ����� �� �����. ��� ����� ������, ����� �����������, ���-������ � ����� �������� ��� ���� ��������, �� ��, ��� ��� �����, �������� �� �����. � ������� �����, ������� ������������.

����� ����, �������� ���������������� ������� �������� � ��������� �����������

� �������������: ��������� ������������-��� � ��� ����� �� ����� �����, �������, �����������, ������� ����, � � ���� ���-����� ���������. ����� �� �����������. ����������, � �� ����� � ������ ����.

������������������ ������� � ��� ����-��� ����� �� �����: �� ����� �������� ��� ����� ������, ����� �������� ������� ��� �� ����������, �� ��������, �� ����� ���-���� �������, �������� ���������������, ���� ������������.

��� �� ���� ������� �� �����, ��� �������� ���������������� ������� ����-�� ����� ��� ��������: ������� ��������� �������, ����������� �� ��������, � ��-����������������� � ����� �����������: ���������, �� ����� ��������� �������, ���������.

���������� ������������

������������������������������������ ��������,������������������������������ ���������� ��������������� ����������� � ����������� ������������� ����� �������� ������������� ���������������, � ���������, �������������������������,�������������� ������� ������������ � ���� ����������� ��-��������� �����������. ������������ ������ ������ ��������� ������������ ��������, ��-����� �� �� ����� �������� �������������� �������������. ������ ����������� ������ ��������� �������������� ��������� �������, ������� ����� �������������� ��������� ��� ����� �������� ��������.

1.

���� ���� ����������������� ������-�������� ���������� ���������, ��� ������-���� ���� �������� ������� ������������-�����, ������� ��� ������ ������, ��������� ����� �� ���������. � ���������� ��������-������� ������������ ������� ��������, ����-��� �������� ������� ��������������� ���-����� �����������������.

2.

��� ���������� ����, ��� �������� �������� ��� ������������������, ��� ���-����, �������� ��������� ����� ������������ ��� ���� �����������������: �������, ����-���, �������. ���������� ����������������� � ����������� ������� ��������� ����������� ������ ������ � �� ���������. ��������, ��� ��������� ������������������� �� ����� ���-���� �����������. � ������������� ��������� �������� ��� ����������������.

3.

��� �������� ���������������� ��-����� ���������� ����� �������� � ���������,

� ��� ���������� ������������������, �����-���, ���������� ��������: ������, �������, ������ �� �������.

4. �������� ������ ��������� ����-��� ����� ��, ��� ����������� ���������� � �������� ����������������� ���������-�� ������� �������� ��������� �� ������ ������������ �����. ��� ������ ���������, ��������� ����� �������� ����������� ���-����� ������� �������� �����������������, ���������� ����������, �������� ������� �������� �����������������. ��������� ���-��������, ��� �������� ����������������� �������� �� ���������� ������ �����������. ������� ��� �������������� � ���, ��� ����-���� ������������ �������� �� ������ � ���-������ ���������� ������������ �������.

����������

�������� �� ������������� ��������� � ���� �������� ����������������� � ������-��� �������� ���� ����, �������� ��� �� ��-��� ������������ ���� ����������� ����� �������, ��� ������������������ �������� ������� ������� � ��� ��� ���� ����������-��, ����������, ����������� ������������, ������ � ��������� ��������, � ����� �����-�����. ��� ����������� ����������������� ����� �������� ������, ��������� ����. ��� ������������� � �������� ���������������-�� ��� � ���������, ���������������� ������, � ����������� ����������, ������� �����-�������� ����������� ������������� �����-����� ��� ��� ���� ��������. n

���������� �� �������

���������� �������� ����������, ������ ��������������� ����, ���������, ������� ������-������ ������ ������������ ������������ ������� ��������� ����������� ��� ������� ����� ���-������� (������, ������), ORCID: 0000-0001-7058-1232, ResearcherID: K-8671-2015, Scopus AuthorID: 6508178898, kpolivanova@hse.ru

��������� ������ ���������, �������� �����-���������� ����, ������������ ����������� ������-���� ���������� � ������� �������� ������������ ����� � ������������� ������������ ����� �� ��� (����������, ������), ORCID: 0000-0002-3411-8256, ostrovoksana@mail.ru

�������� ���������� ���������, ���������� 2-�� ����� ������������ ��������� �����������-���� ������������ ��������� ����������� ��� ��� (������, ������), ORCID 0000-0001-5272-6290, asstrukova@edu.hse.ru

Information about authors

Katerina N. Polivanova, Doctor of Psychology, Professor, Scientific Director of the Center for Contemporary Childhood Research, Institute of Education, HSE University, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0001-7058-1232, ResearcherID: K-8671-2015, Scopus AuthorID: 6508178898, kpolivanova@hse.ru

Oksana S. Ostroverkh, PhD in Psychology, Head of the Laboratory of Developmental Psychology and Development Practices of the Department of Science and Innovation Activities of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, ORCID: 0000-0002-3411-8256, ostrovoksana@mail.ru

Aleksandra S. Strukova, 2nd year master�s student of the Master�s program �Pedagogical Education�, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia, ORCID 0000-0001-5272-6290, asstrukova@edu.hse.ru

����������

1.

������������ ����������� � ����� ��. ����������� ��������������� ������������-��� ��������� ����������� �����������. � ���. 21.01.2019 �. � ���� ���������: 1.11.2021 �.. � https://fgos.ru.

2.

���������� �. ��� ����� / ���. �.�. ��-���������, �.�. ���������. � �.: �������������, 2020.

3.

���������� �.�. ����� ��������-������� �������: ������������ ���������� // ���������-������������ ����������. � 2020. � �.16. doi:10.17759/chp.2020160403.

4.

���������� �.�. ���������� ���������� ��������. � �.: ��������, 2001. � 184 c.

5.

������ �.�. � ��. ������������� �����-��������� � ����� �����������: ���� ����� ������� ��� ������ ������. � �.: ��� ���, 2018. � 28 c.

6.

�������� �.�., �������� �.�., �����-���� �.�. ��������� �������� ��������������� ��������� ����������� ����������� �������� ��� �� ������� �����������. � �.: ������������ ����-�������, 2014.

7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bernier A., Carlson S. Whipple N. From external regulation to self-regulation: Early parenting precursors of young children�s executive functioning // Child Development. Michigan : Society for Research in Child Development, 2010. 1: Vol. 81. 326�339. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2009.01397.x

8.

Blair C. � Raver C. Individual develop-ment and evolution: Experiential canalization of self-regulation // Development Psychology. Washington:

APA, 2012. 3: Vol. 48. 647�657. doi: http://dx.doi. org/10.1037/a0026472

9.

Leyva D. et al. Elaboration and autonomy support in low-income mothers� reminiscing: links to children�s autobiographical narratives // Journal of cognition and development. London: Taylor & Francis, 2008. 4: Vol.9. 363�389. doi: https://doi. org/10.1080/15248370802678158

10.

Linkiewich D. et al. Parental autonomy support in relation to preschool aged children�s behavior: examining positive guidance, negative control and responsiveness // Clinical child psychology and psychiatry. Edmonton, 2021. 3: Vol. 26. �810-822. doi: https://doi.org/10.1177/1359104521999762

11.

McClelland M. et al. Self-regulation [������ �����] // Handbook of life course health develop-ment. Cham: Springer, 2018. doi: http://dx.doi. org/10.1007/978-3-319-47143-3_12

12.

Meuwissen A.S., Carlson S.M. Theroleoffather parenting in children�s school readiness: a longitudinal follow-up // Journal of family psychology. Washington: APA, 2008. 5: Vol. 32. 588�598.

13.

Meuwissen A.S., Carlson S.M. Fathers matter: the role of father parenting in pre-schoolers� executive function development // Journal of experimental child psychology. Amsterdam: Elsevier, 2015. 1�15. doi: http://dx.doi.org/10.1037/fam0000418

14.

OECD Early learning and child well-being in the United States. Paris: OECD Publishing, 2020. doi: https://doi.org/10.1787/198d8c99-en

15.

OECD Early Learning and Child Well-being: A Study of Five-year-Olds in England, Estonia, and the United States. Paris: OECD Publishing, 2020. doi: https://doi.org/10.1787/3990407f-en

16.

OECD Helping our Youngest to learn and grow: policiesforearlylearning.Paris:OECDPublishing,2019. doi: https://doi.org/10.1787/9789264313873-en

17.

OECD Student agency for 2030. Paris: OECD Publiching, 2019.

18.

Reeve J. Teachers as Facilitators: What autonomy-supportive teachers do and why their students benefit. Chicago: Chicago Press, 2006. 3: Vol.106.225-

236. doi: https://doi-org /10.1086/501484

19.

Zhang D, Jin B., Cui Y. Do Teacher Autonomy Support and Teacher-Student Relationships Influence Students� Depression? A 3-Year Longitudinal Study // SCHOOL MENTAL HEALTH. Berlin: Springer, 2021. doi: https://doi-org /10.1007/s12310-021-09456-4

20.

Zhang H., Whitebread D. Identifying char-acteristics of parental autonomy support and con-trol in parent-child interactions // Early child de-velopment and care. London: Taylor&Francis, 2021. 2: Vol. 191. 307�320. doi: https://doi. org/10.1080/03004430.2019.1621303

References

1.

Bernier A., Carlson S. Whipple N. (2010). From external regulation to self-regulation: Early parenting precursors of young children�s executive functioning. Child Development. Michigan: Society for Research in Child Development. 1: Vol. 81. 326�339. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2009.01397.x

2.

Blair C., Raver C. (2012). Individual development and evolution: Experiential canalization of self-regulation // Development Psychology. Washington: APA. 3: Vol. 48. 647�657. doi: http://dx.doi. org/10.1037/a0026472

3.

Frumin I.D. et al. (2018). Universal�nye kompetentnosti i novaya gramotnost�: chemu uchit� segodnya dlya uspekha zavtra [Universal competencies and new literacy: what to teach today for success tomorrow]. Moscow. NIU VShE Publ. 28.

4.

Khiltunen E.A., Borisova O.F., Mikhailova V.V. (2014). Primernaya osnovnaya obrazovatel�naya programma doshkol�nogo obrazovaniya �Detskii sad po sisteme Montessori� [Approximate basic educational programofpreschooleducation�Kindergartenaccording to the Montessori system�]. Moscow. Natsional�noe obrazovanie Publ.

5.

Leyva D. et al. (2008). Elaboration and autonomy support in low-income mothers� reminiscing: links to children�s autobiographical narratives // Journal of cognition and development. London: Taylor & Francis. 4: Vol.9. 363�389. doi: https://doi. org/10.1080/15248370802678158

6.

Linkiewich D. et al. (2021). Parental autonomy support in relation to preschool aged children�s behavior: examining positive guidance, negative control and responsiveness // Clinical child psychology and psychiatry. Edmonton. 3: Vol. 26. �810-822. doi: https:// doi.org/10.1177/1359104521999762

7.

McClelland M. et al. (2018). Self-regulation [������ �����] // Handbook of life course health development. Cham: Springer. doi: http://dx.doi. org/10.1007/978-3-319-47143-3_12

8.

Meuwissen A.S., Carlson S.M. (2015). Fathers matter: the role of father parenting in pre-schoolers� executivefunctiondevelopment//Journalofexperimental child psychology. Amsterdam: Elsevier. 1�15. doi: http:// dx.doi.org/10.1037/fam0000418

9.

Meuwissen A.S., Carlson S.M. (2008). The role of father parenting in children�s school readiness:

a longitudinal follow-up // Journal of family psychology. Washington: APA. 5: Vol. 32. 588�598.

10.

Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. Federal�nye gosudarstvennye obrazovatel�nye standarty doshkol�nogo obrazovaniya [Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Federal state educational standards for preschool education]. red. 21.01.2019. Data obrashcheniya: 1.11.2021. https:// fgos.ru.

11.

Montessori M. (2020) Moi metod [My method]. Per. A.V. Kolesnikova, E.A. Ryazantseva. Moscow. Tsentrpoligraf Publ.

12.

OECD Early learning and child well-being in the United States. Paris: OECD Publishing, 2020. doi: https://doi.org/10.1787/198d8c99-en

13.

OECD Early Learning and Child Well-being: A Study of Five-year-Olds in England, Estonia, and the United States. Paris: OECD Publishing, 2020. doi: https://doi.org/10.1787/3990407f-en

14.

OECD Helping our Youngest to learn and grow: policiesforearlylearning.Paris:OECDPublishing,2019. doi: https://doi.org/10.1787/9789264313873-en

15.

OECD Student agency for 2030. Paris: OECD Publiching, 2019.

16.

Polivanova K.N. (2001). Psikhologiya vozrastnykhkrizisov[Psychologyofagecrises].Moscow. Akademiya Publ. 184.

17.

Polivanova K.N. (2020). Novyi obrazovatel�nyi diskurs: blagopoluchie shkol�nikov [New educational discourse: well-being of schoolchildren]. Kul�turno-istoricheskaya psikhologiya[Cultural-HistoricalPsychology].Vol.16. doi:10.17759/chp.2020160403.

18.

Reeve J. (2006). Teachers as Facilitators: What autonomy-supportive teachers do and why their students benefit. Chicago: Chicago Press. 3: Vol.106.225-236. doi: https://doi-org /10.1086/501484

19.

Zhang D, Jin B., Cui Y. (2021). Do Teacher Autonomy Support and Teacher-Student Relationships Influence Students� Depression? A 3-Year Longitudinal Study // SCHOOL MENTAL HEALTH. Berlin: Springer. doi: https://doi-org /10.1007/s12310-021-09456-4

20.

Zhang H., Whitebread D. (2021). Identifying characteristics of parental autonomy support and control in parent-child interactions // Early child development and care. London: Taylor&Francis. 2: Vol. 191. 307�320. doi: https://doi. org/10.1080/03004430.2019.1621303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.