Научная статья на тему 'Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований'

Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регуляция эмоций / распознавание эмоций / семейная среда / образовательная среда / школьная успешность / emotion regulation / emotion recognition / family environment / educational environment / school success

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белолуцкая Анастасия Кирилловна

Актуальность тематики статьи. Уровень эмоциональной компетентности в раннем и дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на становление личностных характеристик (самооценка, эмпатия, уровень деструктивной агрессии), успешность социального взаимодействия (способность к сотрудничеству, конфликтность, склонность к обману, зависти и проч.), а также вовлеченность ребенка в образовательный процесс и академические достижения в детском саду и школе. Цель. На основе обзора исследований описать факторы семейной и образовательной среды, определяющие развитие способности регулировать и распознавать эмоции в дошкольном возрасте. Описание хода исследования. В статье представлен обзор 57 зарубежных и отечественных источников, касающихся проблемы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особое внимание уделено таким аспектам, как: влияние характеристик семьи и особенностей домашнего окружения, связь с речевым и физическим развитием, влияние факторов образовательной среды и связь с будущей школьной успешностью. Результаты исследования. Сформулированы следующие выводы: возраст детей в дошкольный период жизни – значимый фактор повышения уровня эмоциональной компетентности. В начальной школе роль возраста снижается и далее оказывает существенное влияние уже в подростковом возрасте; определяющую роль в формировании эмоциональной компетентности играет семья и особенности домашней среды, где проходит раннее и дошкольное детство ребенка; уровень сформированности эмоциональной компетентности дошкольников и младших школьников значимо связан с уровнем речевого развития, как в части способности регулировать, так и распознавать эмоции. Заключение. Уровень эмоционального регулирования, экспрессивности и способности распознавать эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо откликаются на целенаправленное педагогическое воздействие. Важным фактором эмоционального развития является стратегия ко-регуляции эмоций педагогом, особенно в детском саду; способность распознавать и регулировать эмоции в детском саду является значимым предиктором школьной успешности, с точки зрения уровня конфликтов с педагогами и сверстниками, вовлеченности в образовательный процесс, адаптации к школьной жизни, академической успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белолуцкая Анастасия Кирилловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of emotional competence development of preschool and primary school children: research review

The relevance of the topic of the article. The level of emotional competence in early and preschool age has a significant impact on the formation of personal characteristics (self-esteem, empathy, level of destructive aggression), success of social interaction (ability to cooperate, conflict, tendency to deceit, envy, etc.), as well as the child’s involvement in the educational process and academic achievements in kindergarten and school. The aim of the study. Based on the research review, we describe the factors of the family and educational environment that determine the development of the ability to regulate and recognize emotions in preschool age. Description of the research progress. The article presents a review of 57 studies concerning the problem of emotional development of preschool and primary school children. Special attention is paid to such aspects as: the influence of family characteristics and the characteristics of the home environment, the relationship with speech and physical development, the influence of educational environment factors and the relationship with future school success. The results of the study. The following positions are formulated: the age of children in the preschool period of life is a significant factor in increasing the level of emotional competence. In primary school, the role of age decreases and then has a significant impact already in adolescence; the determining role in the formation of emotional competence is played by the family and the characteristics of the home environment, where the child’s early and preschool childhood takes place; the level of emotional competence of preschool and primary school children is significantly related to the level of speech development, both in terms of the ability to regulate and recognize emotions. Conclusion. The level of emotional regulation, expressiveness and the ability to recognize emotions, in preschool and primary school age, respond well to targeted pedagogical influence. An important factor in emotional development is the strategy of the teacher’s co-regulation of emotions, especially in kindergarten; the ability to recognize and regulate emotions in kindergarten is a significant predictor of school success, involvement in the educational process, adaptation to school life, and academic performance.

Текст научной работы на тему «Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований»

���������� ��������� ����������*

���������� ��������� �������������� ����������� (������, ������)

������������ �������� ������. ������� ������������� �������������� � ������ � ���������� �������� ��������� ������������ ������� �� ����������� ���������� ������������� (����������, �������, ������� ������������� ��������), ���������� ����������� �������������� (����������� � ��������������, �������������, ���������� � ������, ������� � ����.), � ����� ������������� ��-����� � ��������������� ������� � ������������� ���������� � ������� ���� � �����. ����. �� ������ ������ ������������ ������� ������� �������� � ��������������� �����, ������-������ �������� ����������� ������������ � ������������ ������ � ���������� ��������. �������� ���� ������������. � ������ ����������� ����� 57 ���������� � ������������� �������-���, ���������� �������� �������������� �������� ����� ����������� � �������� ��������� ���-�����. ������ �������� ������� ����� ��������, ���: ������� ������������� ����� � ������������ ��������� ���������, ����� � ������� � ���������� ���������, ������� �������� ��������������� ����� � ����� � ������� �������� �����������. ���������� ������������. �������������� ��������� ������: ������� ����� � ���������� ������ ����� � �������� ������ ��������� ������ ������������� ��������������. � ��������� ����� ���� �������� ��������� � ����� ��������� ������������ ������� ��� � ������������ ��������; ������������ ���� � ������������ ������������� �������������� ������ ����� � ����������� �������� �����, ��� �������� ������ � ���������� ������� �������; ������� ���������������� ������������� �������������� ������������ � ������� ���������� ������� ������ � ������� ��-������ ��������, ��� � ����� ����������� ������������, ��� � ������������ ������. ����������. ������� �������������� �������������, ��������������� � ����������� ������������ ������ � ���������� � ������� �������� �������� ������ ����������� �� ���������������� �������������� �����������. ������ �������� �������������� �������� �������� ��������� ��-��������� ������ ���������, �������� � ������� ����; ����������� ������������ � ������������ ������ � ������� ���� �������� �������� ����������� �������� ����������, � ����� ������ ����-�� ���������� � ���������� � ������������, ������������� � ��������������� �������, ��������� � �������� �����, ������������� ������������.

�������� �����: ��������� ������, ������������� ������, �������� �����, ��������������� �����, �������� ����������.

��� �����������: ���������� �.�. ������� �������� ������������� �������������� ����� �������-���� � �������� ��������� ��������: ����� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �4(106). � �. 22�33. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-22-33

��������� ������ �������� 06.01.2021.

* ��������: anabel@eurekanet.ru

UDC 373.21 DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-22-33

Factors of Emotional Competence Development of Preschool and Primary School Children: Research Review

Anastasia K. Belolutskaya*, Moscow City University, Moscow, Russia

The relevance of the topic of the article. The level of emotional competence in early and preschool age has a significant impact on the formation of personal characteristics (self-esteem, empathy, level of destructive aggression), success of social interaction (ability to cooperate, conflict, tendency to deceit, envy, etc.), as well as the child�s involvement in the educational process and academic achievements in kindergarten and school. The aim of the study. Based on the research review, we describe the factors of the family and educa-tional environment that determine the development of the ability to regulate and recognize emotions in preschool age. Description of the research progress. The article presents a review of 57 studies concerning the problem of emotional development of preschool and primary school children. Special attention is paid to such aspects as: the influence of family characteristics and the characteristics of the home environment, the relationship with speech and physical development, the influence of educational environment factors and the relation-ship with future school success. The results of the study. The following positions are formulated: the age of children in the preschool pe-riod of life is a significant factor in increasing the level of emotional competence. In primary school, the role of age decreases and then has a significant impact already in adolescence; the determining role in the formation of emotional competence is played by the family and the characteristics of the home environ-ment, where the child�s early and preschool childhood takes place; the level of emotional competence of preschool and primary school children is significantly related to the level of speech development, both in terms of the ability to regulate and recognize emotions. Conclusion. The level of emotional regulation, expressiveness and the ability to recognize emotions, in preschool and primary school age, respond well to targeted pedagogical influence. An important factor in emotional development is the strategy of the teacher�s co-regulation of emotions, especially in kindergar-ten; the ability to recognize and regulate emotions in kindergarten is a significant predictor of school suc-cess, involvement in the educational process, adaptation to school life, and academic performance.

Keywords: emotion regulation, emotion recognition, family environment, educational environment, school success.

For citation: Belolutskaya A.K. (2021). Factors of emotional competence development of preschool and primary school children: research review. Preschool Education Today. 4:15, 22�33 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-22-33

Original manuscript received 06.01.2021.

* Contacts: anabel@eurekanet.ru

����� �� ������������� ��������, � �����-������ ��������������� ������������� ���-���� ����������� ������ ������������� ���-�����������, � �������, ��� �������, �������� ��� ����������: ����������� ������������ ���-���(������������������������������������� ���������) � ����������� ������������ ������ (�������,�������������������)(Kuetal.,2019; Milojevich, 2018; Haskett et al., 2012; Troshikhina, Manukyan, 2016; Ludwig, Rauch, 2018; Tarasova, 2016; Cadima et al., 2019; Silkenbeumer, Schiller, Kartner, 2018; Jensen, Jensen, Rasmussen, 2017; Blair, McKinnon, Daneri, 2018; Kwon, Kupzyk, Benton, 2018; Denham et al., 2012; Diaz et al., 2017; Voltmer, von Salisch, 2017; Graziano, 2007). ����� � ����� ������ ����������� ����������-���� �������� ��������� ������������� � ��-����������� ���������������. ����� �������� ������� ���������� ��, ��������� ����� � �����-����� ������� ���������� ���������� (�������, ������� � ����.) � ���������� ������ (������, �����, ����������) (Ku et al., 2019; Milojevich, 2018; Haskett et al., 2012). ������������ �����-���������� �� ����� �������������� � �����-������������������������������������������ ������������ ��� ���������� �������������� ���������, �� ���� ������� ������������� ��� ��� ���� ������, ��� � ����, ��� � � ������� (Troshikhina, Manukyan, 2016).

� ��������� ������ ������� ������� ���-�� ������, ����������������� � ���, ��� ���-���� ������������� �������������� � ������ � ���������� �������� ��������� ���������-��� ������� �� ����������� ���������� ��-����������� (����������, �������, ������� ������������� ��������), ���������� �������-���� �������������� (����������� � ��������-������, �������������, ���������� � ������, ������� � ����.), � ����� ������������� ��-��������������������������������������-���� ���������� � ������� ���� � �����.

�� ������ ������ ������� ���������� ��������� �������: ����� ������ ������� �������� � ��������������� ����� �������� ������������� ��� �������� ����������� ��-���������� � ������������ ������? � ������ ������������ ������������ �������� ������� ������ ������� ��� ������������� ���������-�����? ��� ���������� ������� ������������-�� �������� ������������ �� ������� �����-����� � �����?

� ������ ������� ������ �� ���������� ������� ������ �� ���������������� ���� ������� �� ��������� ������� ���������-��� ���������� ������� �� ��������������� �����.

��� ���������� ����� ������ ���������-��� ���� ������� � ���������������� ����-��,����������������������2004��2020�., ������ ��� ����� ������ ����� � ���� � ����-��� ��������� ���� ���.

����� �������������� ������ ����� ���-��������� ��� ������ ������������� ����-������� ��� ������ (Web of Science, Scopus). �� �������������� ��������� �������� ��� ������: �) � ������������ ��������� ������� ���� �������, ����������� � ��������� ���-����� (2�12 ���), ���������� ������� ���� � ����������������������;�)��������������-�������� ������������ � ������������ ������, � ����� ������������� ���������� �������-������ � ����������� ��������, ���������� ������� ����������� �������. ����� �����-����� ���������� ����� ���� ������������ ������� ����������� �������� �������� ��� ������ ��������� � ���������, �����������-�� � �������������� ������������������� ��-��������; �) ����� ������� ������������ ���-����� 25 �����.

������� ������������� ����� � ��������� ��������� �� ������������ ������������� �������������� � ����� ������� � ����������� ��������

���������� ������� ��������� ��������� �� ������������ ������������� ���������-����� ������� ������ �����������. �� �����-������ ���� �� ����������� ������� ����-���� ���������� �����, ��� ������������, ��� ���� �������� �������� �������, ���������-��� ����������� ������������� ����� ����-���� (Ku et al., 2019; Milojevich, 2018; Haskett et al., 2012; Troshikhina, Manukyan, 2016; Berube et al., 2020; Richardson et al., 2017; Brophy-Herb et al., 2012; Chen, 2015; Cipriano-Essel et al., 2014; Halberstadt & Eaton, 2002; Haskett et al., 2012; Schatz et al., 2008). � ���������� ���������-�������� ��������� ��������� ������ � ���, ����� ������ �������, ���������� ��������-��� ���������, �������� ������������� ���-������������������,��������������������� �������� ���� ������ � ����� ��� ����������-���� �������� ����� ����� ��������������� � �������� ������������ �������� �������� �������������� ��������.

���, ������� �������������� �� ������-������ ������� (������) ��������� ������: ��������, ����� ���� ������ ������������ ������� ���� ������ (���������� � �������-�������� �������) �� ��������� �� ������-��� �� ��������� � ������������ ������� � ��������� ������������ ����������� ������� ����� ��������� �� ����������� ������������ ������ � ����� (Berube et al., 2020). � �������-����� ����������� 58 ��� (������������, ���-���� ����� 2�5 ���). ��� ������ ���� ������� � ���������� ������, �������������� ����-������ ����������� � �������� ����� ����-������ ������, ���������� � ����������� ������ ���������. ����������� ��� ������-�� ��������� �������: ������� ���� ������ ���� ��������� ������� ������������ ���-������ �� ������������� ������ �� ������� ����, � ����� � ������� 10 ����� ���������-�������� �� ����� �������� � ����� �������: 5 ����� ������ ���� ������� ��������� ���� � 5 ����� � ������� ����������������� ����-��. � ������ ������ ���� ������ ���� �����-���� ������� ������ �������. ��� ���� �� ���-���� �� �������� �������, � ������������� ��� � ������ ������ ���������. ����� ���������� �������������� �� ��������� ���� � �����-����� ����������������� ������ ����������� ������������ ���������� ������������, ��-����� ��������, ��� �� ����� ��������� ���� ������ ������ ����� ��������� � ��������� (Kwon, Bingham, Lewsader, Jeon & Elicker, 2013). ����� �������������� ������ ��������� ��-������, ���������� �� �������� �����������-�� ����� (The Childhood Trauma Questionnaire (CTQ), French version (Paquette, Laporte, Bigras, & Zoccolillo, 2004)). ����� ������ ����������-������ ����������� �������������� � ����� ������ ��������� ���������: ������ �������-��� ����������, ������������, ������������� ���������������, ���������������� � ��������� �������,�������������,����������.�������� ������� ������ ������� ��� �������� ������: 1) ������ � ������� ������������ ������ ��-���� ����������� � �������������� ������ �� ���������������������������������������-�����, �� �� ����� ��������� �������������� ���������������� �� ��������� � �������� ��-�������� � ������������ � ��� ������� ����, ��� � ������� ��� ������ �����; 2) �� ����� ���-������ ���� ���������������� ������ � �����-���������� ������������ ������� ����, ��� �� ����� ���������� ����������������� ������. ��� ������ ���������� ������ �����, ������-������,����������,�����������������,���-��� �������, �������� � ����, ��� ����������� �������� ��������� ������ ���������� �����-�� ����������, �� ���������-��������������� ������ ��������� ������� ������� � ���� ��-������� ��������������� ������������ �����-�� �������� �� ����������� � ������ ����, ��� �������� � ���������� ����������������� ���-����� ������������ ���������� ���������.

������������ ������� �����-���������-����� ���������������� ������������ (������) ����������� ������������� � ���������� � ��������� �������� ������� ������������-��������������������������������������� ������� ������������ ������, �������� ���-���� �� ������������� � ������������ ���-���� ������������� ���������� (Troshikhina, Manukyan,2016).������������������200��� (������������, ������� ����� 3�5 ���). ������ ������ ��������� ������: 1) ���� �������� �������� ���� ���������� ������, ��� ����� �������, �� ��� ���� ����� �������� �����-�� ������������� ��� ��� ���� ������; ���-�� � ��������� ����� ���������� ����� ��-��� ���������� ��������, ��� � �������; 2) ����� ������� ������� ������������� ���-��� � ��� �����, ��� ������ ���������� ����� ���������, ���: �������������, ���������� ��������, ��������� ������������. ��� �� ��������� ������ � ��� ������� ����������� � ������ ����������� ����� � �� ����� ���-������� �� ������������ ������������ �����-�� ������������� ��� ��� ���� ������. ����� �������, ����� ������� �����, ��� � ����� � ������ ���� ���������� ����������� ������-����� ����� �������������� � ����������� ������, �� � ����� �������� �������������� ���������� �����������. ������������� ���-������� � ������� ����������� � ���������-��� �������� ������� ������������� ������ ����� ������ ������������ ���������, ����-������ �� ����������� ������������ ������-�������� ��� ����������� �������������.

������ ������������ �������������� �� ������������ �����-���� ��������� ������-�� ������� ������������ ���������� �������-�������� �� ����������� ����� ������������ ������ � ������� ��������� �������������� ���������, � ��������� ���������� � ������ (Milojevich, 2018). � ������������ ����������� 92 ���� (����������������, ������� ����� 4�7 ���). ����� ���������� � ������� ���������� ������: ���� ������������� ����� �������-���� ������� �� ������� ��������� �� ����-����� � ����� ��� ������� �� ��� �� �����-�������. ������� ���������� ��������������� �������� ��������� � ����������� ��������� (Self-Expressiveness in the Family Questionnaire (SEFQ; Halberstadt et al., 1995)) � � ������ ��-����������, ��� � ������� 24 ����� �������� ���������������� � �������� � ��������� ���� �����: ��������� ����, ���������� �������� ���������� ��������� � �������������� ���-������, ����� �������� ������ ��� �������� � �������������������������������������. ������ ����������� � ��������� ������ � ��-�������������������������������������� ���������(BehaviorRatingInventoryofExecutive Functioning (BRIEF; Gioia et Gioia, Isquith, Guy & Kenworthy, 2000)) � � ������� ������ ������ � �������� (Eisenberg et al., 2001). ����������� �������������� ����������� ���������, � ��� ����� ���������� � ������, ����������� � ��-����� ���������� ��������� � ��������� � ������� ���� � ����� ������� ������. ��� ������� ������������� ���������� ������ ������������ �������������� �����. ������ ������ �������, ���: 1) � ������� ���� ������-��, ���������� ������� � �����, ����� ����� ������ ������� ��������� ������ � ������-���, ��� �������; 2) ���������� ����������-����� ��������� � ������ ������� ������ ��-������ �������� ����������� ������� ������ �������������� �������� � ����� (������ ��-��������� �� ����� ������� ������); 3) ������ ������� ����������� �������������� ������ � ������� ���� �������� ����������� ������� ������ ������������� ���������, � ��� ����� ���������� � ������ � �����.

�� �� ������� �������������� ����������� ������������ ������� ������������ �������-�������� �� ��������� � �������� �����-����� � ��������� �����. ������� ��������, ��� ������� ������� ���������� ����������-����� ��������� � �������� ���������� ����-�������������������������������������� ����������� ������� ������ ������������� ������������� � ������� � ���������� � ���-��� ������. ������������� ���������� ����-����� �������� � ���������� � ���������� � ������������, � ����� ������ ������������� � ��������������� ������� (Haskett et al., 2012).

������������� ��������� ������ ������� �� ����� ��������, ��� �� ������� �� 126 ��� (������������) ������������� ������� ������-����� ������ ������������ ��������, ������-����� ���������� ��������, ������������� ��������������� � ����� ������������� �����, ���������������������������������������� ������, � ������ �� ���������� � ���������-��� ���������� � ��������� ������������� (Ku et al., 2019). ������� ������� ��������� ��-��� �� 4 ������: � ������� ������� � �����-����� ���������� �������, � ������ ������� � ���������� ���������� �������, � ������� ������� � ���������� ������������ �������, � ������ ������� � ���������� ������������ �������. ������ ��������, ��� ���� �� �����, ��� ����� ������ � ���� ���������� �����-������, ������������� ������� ����� ������ ������� ������������ �������� � ���������-�� ���������� ��������. ������� ������� ��-����������� �������� ���������� ��������-������ ������: � ������ � ������ ������� � ���������� ������������ ������� ���������� ������������� ��������������� ����������� ������� �������� �������� ����������� ��-������ ������ ������������ �������� ����� ��� (� �������� ������� ���). � ������ ���������� ����� ����� �������������� �� �����������. ������ ��������� ������������� � ���, ��� � ������ ��������������� �������� �������� ��-����� ������������� ��������������� ������� ����� ������ ������ ������� ���� � �������-����� ������������ ������� ����� ������� ��-��������� ��������.

� ��������� ���������� �������� �����-��� �����, ������� ������ �� ������������ ������������� �������������� �������, ��-������� ��������� ����������� ���������-���, ��� ������ ���������������� 2909 �����, ����������� � ��������� ���������, ����-��� �����, ������� � ����� � ������� � ���-���� ���, � ����� �����, � ������� � ������� 500 ������ �� ���� ���� ��������� ������� (����,����,����������.).����������������-��� �������, ��� ����, � ������� ���� ���� ���-�������� ������ � ����� ����, ���������� ���-���� ����� ������� ������� ������������� ���������, ��� �� ����������, �� ������� ��-��� ����������� (Richardson et al., 2017).

����� �������������� � �������� �������� �������

�������������� �������� ����������� �������� � �������������� �������� ����-�������� � ����� ���� ����� (Baurain, Nader-Grosbois, 2012; Fujiki, 2004; Streubel, 2020; Larcon-Rubio, 2014; Bohlmann, Maier & Palacios, 2015; Dickinson & Porche, 2011; Baron-Cohen et al., 2010; Cole, Armstrong & Pemberton, 2010; Grosse et al., 2019; Widen & Russell, 2010). ���, � ������������ �. ������� (Fujiki et al., 2004) ������������ ������ ����� � �������� �����-���� � ���������� ���� (�� 43 ������� � ���-��� ���������; ������� ����� 5�8 ���). ����� ����� �������� ���� ���������� �������� ������� � ������ ����������� ������������ ������, � ����� ������� ��������, ��� ������� ������������� ��������� � �������� ���� � ������������ �������� ��������� ��������-���� ��������� ��������� ����� ����������� � �������� ��������� �������� (�� ���������-�� ��� ������� �� ���� ��������� �������).

������� ��������, ��� � ������������ ������������� ������������ ������� (�������) ����������� ������� ������������ ������ �����, �������� ������� (45 ���.), � �������-����� � ���������� ����������� ���������� (45 ���.) (Baurain, Nader-Grosbois, 2012). ������� ����� 3�6 ���. ���� ������������ �� ������������� ������ � ����������� ������-������ ������, � ����� �� ������������ ����-������� ��������� (��������� � ���������� ���������� � �������������� � ���������). ����������� ������ � ����� ���������� ��-������ (�������������� ���������������� ���� ����� � ���������), ��� �������������� ��� ���� ����������: ����������� (���� � ��-�������); ������������ (���� �� �����������); ������������� (���� �� �����������), ������ ��������������� ������������ � ����� ����-����� ��� �������������, ��� � ����������-��� ������ (������ ��������, ���������, ������). � ������ ������ �� ���� ��������-�� ������� ������� ����� �������� �� ����� ����������, ��� ������������� ������������ ������,����������������������,���������-�������� � �������������� �������������. ������ ���� ���������� �������� �������� �� ������� ������������ ������� ���������-�� ��� ���������� �������� (�������������� �������� ��� �������). � ����� �� ������ � ����������������� ����������� ������� ��-��������� �������� �� ��� �� ������, �� ��-��� ��� ��������� � ������� �������� ����� ����� �������� ������������ ��������. � ���-�� ������� ������� ��������� ������ � ������ ��� �� ������������ (�������������/�����-������� ���������) ��� ����, ��� � ��������-��� ���������. ���� � �������� ��������� � �������� ��������� ��������������� ����� ������� ������� ��������� ������ � �������-���� ���������, ��� ���� � �����������.

������ ������������� ���������� ����-������� �������� ���� � ������ ����������-��� �������������� ����� ����������� � �������������������������������������� ������ ������������ ������������ (��������) (Streubel, 2020). � ������������ ����������� 86 ����� 4�9 ���. ������� ������� ��������, ��� ����� ������������ ���������� ������ � ������� ������, � ����� ��� ������� (�������� ��������� ����, ������������ ����������-��� ���������) �������� �������� ������-����� ������ �������� ����������� ������-������ ������ � ������������ ������������� ��������� �� �������������. ����� ���������-���� ���������� ������ �������� ����, ��� �����������.������������������������� � ����� �����������, ��� � �������� �������-�� ��������. ����������� ����������� ����-�� ����� ��, ��� ���� ����������� ���������� �������� ���������� ����� ������� ������-������� ���������� ������ � ����������� ���-��������������������������������(������� ����������� �� ��� ���� ������) � ����� 8�9 ���. �������������� ������������ ��������, ��� ���������� ��������� �������� �����-��: � 8�9 ��� ����� ���������� ������ ����� ��������� ��� ��������� (������, ����� ����-����� ���������������). � ������������ �� ����� ������������� ���������� ������ �����-�� � �������� ������ �� ������������ ������-������ ������ � ������������ ��������.

���������� ������ ���������� ������ ��� ������������ ����������� ������������ ������ � ������������ ���� ����� ������-�� � ������������� ������������ �� ������� �� 211 ����� (������� 3�6 ���) (Cadima et al., 2019).

������� �������� � �������� ��������������� �����

������������ ������� �������� � ���-������ �������� ��������������� ����� �� ����������� ������������� ������������-�� ������� �� ����������� ���� ����������-�� �������� ������� (Tarasova, 2016; Cadima et al., 2019; Rebecca Silkenbeumer, Schiller, Kartner, 2018; Jensen, Jensen, Rasmussen, 2017; Blair, McKinnon, Daneri, 2018; Kwon, Kupzyk, Benton, 2018; Theurel et al., 2016; Garbacz et al., 2014; Ahn & Stifter, 2006; Havighurst & Harley, 2007; Holodynski & Friedlmeier, 2006; Holodynski, Hermann & Kromm, 2013). ��� �������, ��� ��������� ����� ����������� � �������� ��������� �������� ������ ��-��������, ��� ��� ���� ������, ��� ����� � ��� ������������ ������������� ��������-������. ������, � ������� ��������� �����, ������ ����� ������� ������������� ������-�� ��� ���������� ��������������� ������-��������� ������������� ��� �� ����������. ���, ��������, � ������������ �. ��������� (������, ��� ��. �.�. ����������) �� ����-������ ������� ����� ���������������� � ������������������ �� ����� ����������, ��� ������� � ����������� ������������ ������ (Tarasova, 2016). ���� �� ������������� ����� ������� ����� ��������� ������������ ���-��� �� ����� �������������� ������������� ���������� ��� � ������������ ��������.

������ � ��� � ��������� ����� ��������-��� ����� ��� ������������, �������������-���� � ���, ��� ������� �������������� ��-�����������, ��������������� � ����������� ������������������������������������� �������� �������� � �������������� ������-�� ���������� � ������ ����������� �� ��-�������������� �������������� ����������� (Tarasova, 2016; J. Cadima et al., 2019; Rebecca Silkenbeumer, Schiller, Kartner, 2018; Jensen, Jensen,Rasmussen,2017;Blair,McKinnon,Daneri, 2018;Kwon,Kupzyk,Benton,2018;Theureletal., 2016; Garbacz et al., 2014).

���, ����������� ������ (�����) ������ ����������� ����������� � ������ �����-����� ��������� ����������������� ���-����� ��������� ����������� ����������� VIDA (������� ������� �������� ��������� ��������� �������� ������ ������� ����� ��� ����� � ������� ��������) (Jensen, Jensen, Rasmussen, 2017). � ������������ ���������-�� 58 ������� ����� (29 ����������� � �����-������������ � 29 ����������� � ��������-��� ������). �������� �� ����������������� ������ ������ �������������� ��������-�������� ���������� �� ����� ����������-��, ��������� � ��������������� ����������-���, �������������� ��������� � ��������; ���������� ������� � �������� �������; ��������������� �������� �������� � ���-��������� ����� �������� ����������, ���-������������ ������� ���������������� � ������������ ����� ��������������� ����; ������������� �������� ��������� � ����� ������������ �������� ����� �������� ��� �������� � ���������������� �������� ����� �������������. ��������� ��������������-��� � ����������� ����� �������� �������� ������� �� ����� �����������, ��� ��������� ������, ��������� �� ������������ � �����-�������� ���������. ����� ����������� ���-����� � ������ ���������������, �� �������� �������� �� ���� ����������.

�������� ����� ����������� �������-�������������������-�����(Blair,McKinnon, Daneri, 2018), ��� ����������� 79 ���������� ����� (42 � ����������������� ������, ��� ��-�������� �� ��������� �Tools of the Mind� � 37 � �����������; 715 �����). ������ ������-������, ���, �������� �� ��, ��� ��������� �Tools of the Mind� � �������� �������� � ���-�������� ���������, �������� ����� ������ ���� ������������ ������������ ������� ��-�����, ������, ����������� �� ����������-��� �������� � ����������� ���������� ����-���, ����� �������� ������������. �������� �������������� ���, ��� � ��������� ������-�� ����� ����� �������� � ���������� ����-�������� (��������� ������������ ������� � ���� ���������� �������� ����� ���������� ���������� �������), ������ ��������� ������ � ����� �������, ����� �������� ������� ��-�����-������� ���� � ������������. ������ �������� �� ���� ��� �� ����� ������ � ���-��� (� ����� �������� ����), � ����� ������ (� ����� ������� ������ �����). ������� ������� ��������, ��� ��������� �Tools of the Mind� ��������� �������� ������� �� ������������ ���������-������������� �������������� ��-���, ���� ������ ������� �������������, ����-����� ������, ���������� ������� �� ������-�������� � ���������, ������ �� ���������� ��������� ������ ����������� �� ����� ���-���� ������.

���������� ������������ ���� ��������� ������� ������ �� ������������� ������������ ��. ���������� (��������), ��� ����������� 28 ����� (������� 4�6 ���) � 9 ��������� �� ���� ���������� ����� (Silkenbeumer, Schiller, K�rtner, 2018).

� ������ ������ �������� ��� �������:

1) ��� ����������� ������ ��������� ��-����������� ������ ����� �� ���� �������-��� ������������ � ��������� �� ������-����� ������������ ������ ��������������? �������� ������������ ����� �������, ��� �������������� �������� � �������������� ��-����������, ��� ������������;

2) ��� ��-���������, �������������� ��-��������, ������� � ������� � ����������� ������������� �����?

������ ���������� � ���� ������� ��-����������, ������� �������� � ������� 8 ���� �� 3�4 ���� �� ���������� 4�6 ��-����. ����� ��������� �������� �������, ��� �� �������� ���������� ������������� �������, �� ���� ������������� ������� ���-��� ��� ��� ���� �������� (emotionaly cha-lenged episodes).

��� ����� ������� ������� ������ �����-���� ��� ��������: ��������� ��������� ���-����, ����� ������� ��� ��� ���� �������� ��������� �� ����������� ��������, � �����-�������, ����� ������� � �������� �� �������-��. ����� ������ ������� ��������� ��������-������� �������������� �������� � ������, �� ������� ��� ��������� ����� ���� �����-������. � ����� �������������� ��������� � ������ �������� �����, ���: ���������� ���-����� (������� ����� �� ������ �������); ��-�������� (����� ������ �� ������� �������); ��������� (������������, ����������); ����-����� ������� (����������� �������� �� ��-������� �������).

������ ��������� � ������ �������� ��� ������ ��-��������� (�� ������� ������������� ��������). ������� 1: ����������� ���������� �������� �������, ����� �������� ��� �����-�� � ��������� ��� ����������� ���������. �� ������ 2 ����������� ���� ���������� �������-��, �� ������������ ������ �� �������������� ������� ������ ���, ��������� �� ��� ���� ��-����������� ���������. ���� ������� ��-������-��� �������� ������� ������������ ������� ���������������������������������������-��� ��� ��������� ������. �� ������ 3 �����-������ ���������� ��������������� ���������: ������� ������ ��� �������� �������������� ������ �������� ���� ������� �� ������ ���-����������� ������ � ����������� ��������� ���������. ���� ������� ��-��������� �������� ������� ����� ����������� � ��������� ������-�������� ��������� ���������, � ����� ����-���� � ������������ ���������� ��������� �� ������ ��������� �������.

������� ����� ��������� ������ ��-��-�������, ���� ����������� ��� ������ ��-��������������� � ����� ������������� ���-�������� ������: �������� ���� ���������� �������� � ������� (������� � ������ 1), ��-����������� ��������� ����������� ����-����� ��������� ������ (������� � ������ 2), �������� ������������ ����� �����������-��� ��������� ��� ������ ��������, � ����� �������� � ��������� ���� �� ���� ������-����� (������� � ������ 3). ������ ������-������, ��� ����������� ������� ����-���������� ��-��������� � ���, ������� ����� � ���� ���������� �������� ������� (�.�. ���������).

� ���������� ����������� ���������-�� ������� ��������, ��� ��� ���� ��������-�� ������, ��� �������� ���� ����������� � ������� ������������� ������, �� ������ ��� ����� ����������. �� ���� �������� �����-�� ���������, ��� ����� ������� ���� ������-����� �����, � ����������� ���, ����� ���-������ ������������ �������������. ������ � ��� ������ �������, � �� ������������� ���-����� ��-��������� ������� ������� � �����-��� �������� ������� �������������. �����, ��� ������� ���������� ������� ����������-��� ������� ������ � ������������� �������-��������� ������ ��������������� ������-��, � �������� ������������� ��������� ��� ������� �� ��-��������� ������� � ������� �������. ����� �����������, ��� ���������� ��������� ��-��������� � ������������� ���-���� ������� ���� � ������, � ��������� ���. ��� ������, ��� ����, ��� �������, �������� ������������� ���� �� ������� ���������, ��-����� ����������� ���������, ��� ��������-���� ������������ ����� ��������������, ��� ������� � ��� ������������� ������������� ����������� � ���������� ������� �������� �� �� ������������.

����������� ������������� � �������-������������������������������������-������ ����� (����������), ��� �� ������� �� 208 ����� (������� 3�6 ���) ���� ������-��, ��� ��������� ���������� ������� ����-������������� ��������� �������� ������� �� ������� ������������� ������������� ������������. ����� ������������ ������ ����� ������������� ���������� �������� � ������ ������������� ������������� ��-����� (�������� ���������� ���������� �� ����). ������ �������� ����� ����� ���-���������� ����������� ��������� � ���-���� �������� ���������� ������, ��� ��-������ ������ ��� ���������� � ��������� ������ ������������ � ���� ������� ������ �� ������� ������������� �������������� (Cadima et al., 2019).

������� �������������� �������� ��� ��������� ������������� ���������� ������� � ������� ���� � �����

� ��������� ����� �� ����������� ��-������ ������� ������� ������������, ����������������� � ���, ��� ������� �������������� �������� ����� �������-���� �������� ������� ������ � �� �����-������ � ����� � �������������� �������-����� � ������� ���� (Denham et al., 2012; Diaz et al., 2017; Voltmer, von Salisch, 2017; Graziano, 2007; Agnoli et al., 2012; Bassett et al., 2012; Curby et al., 2015; Denham et al., 2012; Denham et al., 2014). ������������� ��������� ����������, ����������� ����-��� ������ �� ������������ ��������� (��-���: 49 ������������ (6903 ����������, ���-���� 3�12 ���) (Voltmer, Salisch, 2017). � ���� ����������� ���� ����������� �������� ����������� ����� ������������ ��������-���� � ������������ ������ � ������ ������-������ �������� ����������, ��� �������-������ ������������, �������� �����������, ��������� � ����������� ���������. ������ ��������� �������������, ��� ���������-��� ������� ������ ���� ���������� ���-�� ������������� ��������������� � �����-��� �����������.

��� ������������� � ������������� ���������������� ������������ ������� (Diaz et al., 2017) � �������� 301 �������-���� (5�6 ���), ��� ������������� ����� ���-������ ����������� �������������� ���-����� � ���������� � �������� �����, � � �������� ���������� �������������� ���-���� ������������ ��������. ������ ������-���� � ���� ���������� �� ������ � ������ �������� ����, � ����� � �����, � ����� ��-����� ��������� � ���������. � ���������� ������ ������ ��������� ������: �������-��� ��������������� ������� ����������� � ����������� ��������� � ������� ��������-����� � ��������������� ������� � ������� ����, �� �������� � �������� ���������� � ���������� � ����������� ������������� �������. ����� �����, ���������� �������-�������� � ������� ���� � ������� �����-��� ���������� ������������� ��������� ������� � ��������� � ������������ � ���-��, � ����� ������ ������� ������������� � �������� ��������������� �������. � �� �� ����� ������������� ��������������� � ��-����� ���� �� �������� ����������� ������-�� ������ ������������� � ��������������� ������� � ������� � �����.

������������� ��������� ����������� ������������ ������ ������ �� ������������ ������� ������ (Denham et al., 2012), � ������� ����������� 275 ����� (������� 3�4 ����) � ������� ���� ���. ������ �����-��� �������, ��������������� ������� ���-���������� ��������������, � ������ ������-�������� ��������, ��� ����� ������������� ����������� �������� � ��������������� ������� ��� �������: ��� �� �� ����� � ��-��� ��������, � ��� �� �� ���� ����������. ������ ���� ������������� � ����� ������ ������ �� ����������� � �������������, � � ����� ������ ������� �� �������������, ��-��������, ��������������. ������� ������� ��������� ������������ ������������ �� ��� ������: 1) � ������ ������������� ��������-������� (����������� ������������ � ������-������ ������); 2) � ������� ������������� ���������������, �� ��������������� ��-��������� �������� �� ������������ ����-������� ��������; 3) � ������� ����������-��� ���������������, �� ��������������� ������������� �������� �� ����������� ��������.

������� ��������, ��� ����� ����� ���-��� ������ ����������� �������� �� ���-��� �����; ����� � ����� ������ ������ ���-���� ���� ������������� ������ � ������� ���� � ����� ��������, ��� ����������, ����, �����������.

���� ������ � ������� ������ ���������-���� ������ ��� ��������� � ������� ����. ����������� �� ������ ������ ����� ������-������ ������� � �� ������� �������������-���� �� ������������, � ������������ ����-���������� ������������ ������������. ��� �������������� ���������� ��� ����� ���-������ � ����������. ���� �� ������� ����-�� ������ ���������� �� �������������� �� ������������ � ���������� ����. �� ������ �������� ���� ������� � ������������� ��-��������� ����� ������ � ������� ������� �� �����������, �� ������ ���� ������������� ������� ���������� ������������ �� ������ ������, ��� ��� �������� �������� � ����� ������� �������� ������ ������� ���������-����� � ���������� ����������� ��������.

�������� ���������� � ����������

�� ������ ������� �� ����� ������� ���-������ ������:

1) ����� ���������� �������������� ��������, ��� ����������� ������������ ���-��� � �� ������������, ������� ������� ���� � ������.

2) ������� ����� � ���������� ������ ����� � �������� ������ ��������� ������ ������������� ��������������. � ��������� ����� ���� �������� ��������� � ����� ���-������ ������������ ������� ��� � �������-����� ��������.

3) ������������ ���� � ������������ ������������� �������������� ������ ����� � ����������� �������� �����, ��� �����-��� ������ � ���������� ������� �������. �������� ������� ����������� ����� ���-����, ���:

����� ��������� ������� � �������-��� ��������������� ��������;

������� ������� ������: �� �������-��������� �� ��������� � �������������� ��������� � ���������� � ���������� � ��-������� �������;

���� �������, ������� ����� ����-����� �� ��������� ���� ����;

��� ������������ ���������. ������������� ����������� �������� � ����������, � ����� �������, �������� ����������� ������� ������������ ������, ����� ���������� ������ ���������� ��-����, ��, � ������ �������, ����� ������-���� �� ����������, �������, ������ ���-������ ������� ������� � ���� ��������� ��� ��������������� ������������, ���-�������� �������� ������� ����������-��� ��� ��� ���� ������. ������������� ����� � ������� ����������� � ������-������ �������� ������� �������������

������ ����� ������ ������������ ����-�����, ���������� �� ����������� �����-������� �������������� ��� ����������� �������������;

� ������� �������� ������ ����� � ���-�������� ������������ ������ (�� ���������� � ������������ ���������� � ��������� �������������).

4) ������� ���������������� ���-���������� �������������� ������������ � ������� ���������� ������� ������ � ������� �������� ��������, ��� � ����� ���-�������� ������������, ��� � ������������ ������. ����� �������� ����� ���������� ��-���� � �������� ��������� ����. ������������ ��������� ����� ������ ������� ����, ��� �����.

5) ������� �������������� ��������-�����, ��������������� � ����������� ���-��������� ������ � ���������� � ����-��� �������� �������� � �������������� �������� ���������� � ������ �������-���� �� ���������������� �����������-��� �����������. ������ �������� ���-����������� �������� �������� ��������� ��-��������� ������ ���������, �������� ������������.������������������������ ������������� ������� ������ � �������-������ ���������������� ������ ��������-������� �������� � ���������� ����������� �� ��������� ������� �����������������.

6) ����������� ������������ � ����-�������� ������ � ������� ���� �������� �������� ����������� �������� �����-�����, � ����� ������ ������ ���������� � ���������� � ������������, ��������-����� � ��������������� �������, ����-����� � �������� �����, ������������� ������������.

���������� ��������, ��� ��������� ������ ������� ��� ����� ��������, ���:

�) ������ � �������, ����������� ����-�����, ��������� ������� ������ �����;

�) ��������� ������������ ��������� ����������� ����������� � ����� �����-��� ��� ������ ��������� �������������� ��������;

�) ��������� ������� ����������������� � �������� ���� ����� ������������ � ���-�������� � ������� ����;

�) ��������� ������������ �������� ��-������� ����� �� ���� �������������� ���-����� ������������ � ������� ���������� � ��� ����������� �� �������� ��������-��� � �������������� ������������. n

���������� �� ������

���������� ��������� ����������, �������� ��������������� ����, ������� ������� ������-��� ����������� �������� ������� ��������� ���-������ �������� ���� (������, ������), anabel@ eurekanet.ru.

Information about author

Anastasia K. Belolutskaya, PhD in Psychology, Leading Researcher, Child Development Laboratory, Institute of Systemic Projects, Moscow City University, Moscow, Russia, anabel@eurekanet.ru

���������� / References

1.

Ahn, S., & Fedewa, A. L. (2011). A meta-analy-sis of the relationship between children�s physical activity and mental health. Journal of Pediatric Psychology, 82, 1�13. https:// doi.org/10.1093/jpepsy/jsq107.

2.

Ahn, H. J., & Stifter, C. (2006). Child care teacher's response to children�s emotional expression. Early Education & Development, 17(2), 253�270. http:// dx.doi.org/ 10.1207/s15566935eed1702 3.

3.

Agnoli, S., Mancini, G., Pozzoli, T., Baldaro, B., Russo, P. M., & Surcinelli, P. (2012). The interac-tion between emotional intelligence and cognitive abil-ity in predicting scholastic performance in school-aged children. Personality and Individual Differences, 53, 660�

665. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2012.05.020.

4.

Bassett, H. H., Denham, S., Mincic, M., & Graling, K. (2012). The structure of preschoolers� emotion knowledge: Model equivalence and validi-ty using a structural equation modeling approach. Early Education and Development, 23, 259�279. http:// dx.doi. org/10.1080/10409289.2012.630825.

5.

Baron-Cohen, S., Golan, O., Wheelwright, S., Granader, Y., & Hill, J. (2010). Emotion word com-prehension from 4 to 16 years old: A developmental sur-vey.FrontiersinEvolutionaryNeuroscience,2.https://doi. org/10.3389/fnevo.2010.00109.

6.

Becker, D. R., McClelland, M. M., Loprinzi, P., & Trost, S. G. (2014). Physical activity, self-regulation, and early academic achievement in preschool children. Early Education & Development, 25, 56�70. https://doi. org/10.1080/10409289.2013.780505.

7. BergmannS.,KlitzingK.,Keitel-KorndorferA., WendtV.,GrubeM.,HerpertzS.,SchutzA.,KleinA.M. Emotional availability, understanding emotions, and recog-nition of facial emotions in obese mothers with young chil-dren Journal of Psychosomatic Research 80 (2016) 44�52.

8.

Berube A., C. Blais, A. Fournier, J. Turgeon, H. Forget, S. Coutu, D. Dubeau. Childhood maltreatment moderates the relationship between emotion recognition and maternal sensitive behaviors.

9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Blair C., McKinnon R.l D., Daneri M.P. Effect of the tools of the mind kindergarten program on chil-

dren�ssocialandemotionaldevelopment.EarlyChildhood Research Quarterly 43 (2018) 52�61.

10.

Bohlmann, N. L., Maier, M. F., & Palacios, N. (2015). Bidirectionality in self-regulation and expressive vocabulary: Comparisons between monolingual and dual language learners in preschool. Child Development, 86, 1094�1111. http://dx.doi.org/10.1111/cdev.12375.

11.

Brophy-Herb, H.E., Stansbury, K., Bocknek, E., & Horodynski, M.A. (2012). Modeling maternal emo-tion-related socialization behaviors in a low-income sample: Relations with toddlers� self-regulation. Early Childhood Research Quarterly, 27, 352�364. http:// dx.doi.org/10.1016/j.ecresq.2011.11.005.

12.

Baurain C., Nader-Grosbois N. (2012) Socio-emotional regulation in children with intellectual disability and typically developing children in interactive contexts. ALTER, European Journal of Disability Research, 6 75�93.

13.

Cadima J., Barros S., Ferreira T., Serra-Lemos M., Leal T., Verschueren K. (2019) Bidirectional associa-tions between vocabulary and self-regulation in preschool and their interplay with teacher�child closeness and au-tonomy support. Early Childhood Research Quarterly 46, 75�86.

14.

Calkins & M. A. Bell (Eds.). Child development at the intersection of emotion and cognition (pp. 59�77). Washington, DC: American Psychological Association.

15.

Chen, S. H., Zhou, Q., Main, A., & Lee, E. H. (2015). Chinese American immigrant parents� emotional expression in the family: Relations with parent's cultur-al orientations and children�s emotion-related regulation. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 21, 619�629. http://dx.doi.org/10.1037/cdp0000013.

16.

Cipriano-Essel, E., Skowron, E. A., Stifter, C. S., & Teti, D. M. (2014). Heterogeneity in maltreated and non-maltreated preschool children�s inhibitory control: The interplay between parenting quality and child tem-perament. Infant and Child Development, 22, 501�522. http://dx.doi.org/10.1002/icd.1801.

17.

Curby, T.W., Brown, C.A., Bassett, H.H., & Denham, S.A. (2015). Associations between preschool-ers� social-emotional competence and preliteracy skills. Infant and Child Development, 24, 549�570. http:// dx.doi.org/10.1002/icd.1899.

18.

Denham S. A., Bassett H., Mincic M., Kalb S., Way E., Wyatt T., Segal Y. Social-emotional learning pro-files of preschoolers� early school success: A person-cen-tered approach. Learning and Individual Differences 22 (2012) 178�189.

19.

Denham, S. A., Bassett, H. H., Way, E., Mincic, M.,Zinsser,K.,&Graling,K.(2012).Preschoolers�emotion knowledge: Self-regulatory foundations, and predictions of earlyschoolsuccess.CognitionandEmotion,26,667�679. http://dx.doi.org/10.1080/ 02699931.2011.602049.

20.

Denham, S. A., Bassett, H. H., Zinsser, K., & Wyatt, T. M. (2014). How preschoolers� social-emotional learning predicts their early school success: Developing

theory-promoting, competency-based assessments. Infant and Child Development, 23, 426�454. http://dx.doi. org/10.1002/icd.1840.

21.

Diaz A., Eisenberg N., Valiente C., VanSchyndel S., Spinrad T.L., Berger R., Hernandez M. M., Silva K. M., Southworth J. (2017) Relations of posi-tive and negative expressivity and effortful control to kin-dergarteners� student�teacher relationship, academic en-gagement, and externalizing problems at school Journal of Research in Personality 67 3�14.

22.

Dickinson, D. K., & Porche, M. V. (2011). Relation between language experiences in preschool class-rooms and children�s kindergarten and fourth-grade lan-guage and reading abilities. Child Development, 82, 870�

886.http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8624.2011.01576.x.

23.

Esther G.; Antonio H.J.; Aranzazu A.; Camino F. (2010) Emotional regulation and executive function pro-files of functioning related to the social development of children Procedia Social and Behavioral Sciences 5 2077�2081.

24.

Flueckiger, L., Lieb, R., Meyer, A. H., Witthauer, C., & Mata, J. (2017). Day-to-day variations in health behaviors and daily functioning: Two intensive longitudinal studies. Journal of Behavioral Medicine, 40, 307�319. https://doi.org/10.1007/s10865-016� 9787-x.

25.

Fujiki, M., Spackman, M. P., Brinton, B., & Hal, A. (2004). The relationship of language and emo-tion regulation skills to reticence in children with specific language impairment. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 47, 637�646.

26.

Garbacz, L. L., Zychinski, K. E., Feuer, R. M., Carter, J. S., & Budd, K. S. (2014). Effects of teacher� child interaction training (TCIT) on teacher ratings of be-havior change. Psychology in the Schools, 51, 850�865. http://dx.doi.org/10.1002/pits.21788.

27.

Grosse, G., Streubel, B., Gunzenhauser, C., & Saalbach, H. (2019). Let�s talk about emotions: Childhood development of emotion lexicon as a semantic field. Manuscript in preparation.

28.

Graziano, P. A., Reavis, R. D., Keane, S. P., & Calkins, S. D. (2007). The role of emotion regulation in children�s early academic success. Journal of School Psychology, 45, 3�19.

29.

Halberstadt, A. G., & Eaton, K. L. (2002). A meta-analysis of family expressiveness and chil-dren�s emotion expressiveness and understanding. Marriage & Family Review, 34, 35�62. http://dx.doi. org/10.1300/J002v34n01_03.

30.

Haskett, M. E., Stelter, R., Proffit, K., & Nice, R. (2012). Parent emotional expressiveness and children�s self-regulation:Associationswithabusedchildren�sschool functioning. Child Abuse & Neglect, 36, 296�307. http:// dx.doi.org/10.1016/j.chiabu.2011.11.008.

31.

Havighurst, S. S., & Harley, A. (2007). Tuning into kids: Emotional.y intelligent parenting program man-ual. Melbourne, Australia: University of Melbourne.

32.

Hestenes L. L., Kintner-Duffy V., Chen Wang Y., La Paro K., Mims S. U., Crosby D., Scott-Little C., Cassidy D. J. (2015) Comparisons among quality mea-sures in child care settings: Understanding the use of mul-tiple measures in North Carolina�s QRIS and their links to social-emotional development in preschool. Early Childhood Research Quarterly 30, 199�214.

33.

Holodynski, M., & Friedlmeier, W. (2006). Development of emotions and emotion regulation. New York, NY: Springer Science + Business Media.

34.

Holodynski, M., Hermann, S., & Kromm, H. (2013). Entwicklungspsychologische Grundlagen der Emotionsregulation [Developmental-psychological. y foundations of emotion regulation]. Psychologische Rundschau, 64(4), 196�207.

35.

Jensen B., Jensen P., Rasmussen A. W. (2017) Does professional development of preschool teachers improve children�s socio-emotional outcomes? Labour Economics 45, 26�39.

36.

Kuhnhausen, J., Leonhardt, A., Dirk, J., & Schmiedek, F. (2013). Physical activity and affect in elementary school children�s daily lives. Frontiers in Psychology, 4, 1�8. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00456.

37.

Kyongboon Kwon, Kevin Kupzyk, Anna Benton (2018) Negative emotionality, emotion regula-tion, and achievement: Cross-lagged relations and me-diation of academic engagement Learning and Individual Differences 67, 33�40.

38.

Ku S., Feng X., Hooper E. G., Wu Q., Gerhardt M. (2019) Interactions between familial risk profiles and preschoolers� emotionality in predicting executive func-tion Journal of Applied Developmental Psychology 63, 76�86.

39.

Liu T., Liu X., Li D., Fangfang Shangguan, Liping Lu, Jiannong Shi (2019) Con ict control of emo-tional and non-emotional conficts in preadolescent chil-dren Biological Psychology 146, 107708.

40.

Ludwig K., Rauch W. A. (2018) Associations between physical activity, positive affect, and self-regula-tion during preschoolers� everyday lives. Mental Health and Physical Activity 15, 63�70.

41.

Liao, Y., Shonkoff, E. T., & Dunton, G. F. (2015). The acute relationships between affect, physi-cal feeling states, and physical activity in daily life: A re-view of current evidence. Frontiers in Psychology, 6, 1�7. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01975.

42.

Larc�n-Rubio, D., Sanchez-Medina, J. A., & Prieto-Garcia, J. R. (2014). Executive function and verbal self-regulation in childhood: Developmental linkages be-tween partially internalized private speech and cognitive flexibility.EarlyChildhoodResearchQuarterly,29(2),95�

105. http://dx.doi.org/10.1016/j.ecresq. 2013.11.002.

43. Milojevich H.M., Haskett M.E. (2018) Longitudinal associations between physically abusive par-ents� emotional expressiveness and children�s self-regula-tion Child Abuse & Neglect 77, 144�154.

44.

Nelson N. L., Russell J. A. (2016) A facial ex-pressionofpax:Assessingchildren�s ��recognition�� ofemo-tion from faces Journal of Experimental Child Psychology 141, 49�64.

45.

Richardson E. A., Pearce J., Shortt N. K., Mitchell R. (2017) The role of public and private natu-ral space in children�s social, emotional and behav-ioural development in Scotland: A longitudinal study. Environmental Research 158, 729�736.

46.

Schatz, J. N., Smith, L. E., Borkowski, J. G., Whitman, T. L., & Keogh, D. A. (2008). Maltreatment risk, self-regulation, and maladjustment in at-risk children. Child Abuse & Neglect, 32, 972�982.

47.

Schaan L., Schulz A., Nuraydin S., Bergert C., Hilger A., Rach H., Hechler T. (2019) Interoceptive accu-racy, emotion recognition, and emotion regulation in pre-school children International Journal of Psychophysiology 138, 47�56.

48.

Silkenbeumer J. R., Schiller E., Kartner J. (2018) Co-and self-regulation of emotions in the preschool set-ting. Early Childhood Research Quarterly 44, 72�81.

49. Simonds J., Kieras J. E., Rueda M. R., Rothbart

M.K. (2007) Effortful control, executive attention, and emotional regulation in 7�10-year-old children Cognitive Development 22, 474�488.

50.

Stoica A. M., Roco M. (2013) The Role of the Emotional Intelligence in Kindergarden Children�s Development. Proedia � Social and Behavioral Sciences 78, 150�154.

51.

Streubel B., Gunzenhauser C., Grosse G., Saalbach H. (2020) Emotion-specific vocabulary and its contribution to emotion understanding in 4-to 9-year-old children Journal of Experimental Child Psychology 193, 104790.

52.

Tarasova K.S. (2016) Development of so-cio-Emotional Competence in Primary School Children. Procedia � Social and Behavioral Sciences 233,128�132.

53.

Theurel A, A. Witt, J. Malsert, F. Lejeune, C. Fiorentini, K. Barisnikov, E. Gentaz (2016) The integra-tion of visual context information in facial emotion recog-nition in 5� to 15-year-olds Journal of Experimental Child Psychology 150, 252�271.

54.

Troshikhina E. G., Manukyan V. R. (2016) Self-esteem and emotional development of young children in connection with mothers� parental attitudes. Procedia � Social and Behavioral Sciences 233, 357�361.

55.

Unnsteinsd�ttir K. The influence of sandplay and imaginative storytelling on children�s learning and emotional-behavioral development.

56.

Voltmer K., von Salisch M. (2017) Three meta-analyses of children�s emotion knowledge and their school success Learning and Individual Differences 59, 107�118.

57.

Widen, S. C., & Russell, J. A. (2010). Children�s scripts for social emotions: Causes and consequences are more central than are facial expressions. British Journal of Developmental Psychology, 28, 565�581.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.